вое
УДК 37.062
ПИТАНИЕ У ПОДРОСТКОВ конфликтологической культуры как ценностного отношения к человеку
Раиса Анатольевна Рогожникова,
профессор кафедры педагогики Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета, профессор кафедры военной педагогики и психологии Пермского военного института войск национальной гвардии Российской Федерации, доктор педагогических наук г. Пермь, е-mail: [email protected]
Сергей Владимирович Стенин,
адъюнкт адъюнктуры (очного и заочного обучения) Пермского военного института войск национальной гвардии Российской Федерации, г. Пермь, e-mail: [email protected]
Психологическая напряжённость в сферах общественной жизни увеличила количество социальных конфликтов, в частности в образовании. Педагогическая мысль обращалась к конфликту с давних времён. Проводится поиск способов предупреждения конфликтов, так как считалось, что противоречия следовало бы исключить из педагогической системы. Не учитывалось, что конфликт — это естественная часть жизни людей, которая предоставляет возможность для саморазвития и гармонизации межличностных отношений.
• конфликтологическая культура • подросток • ценностное отношение к человеку • авторская технология • этапы воспитания личностного образования • педагог • конфликт как фактор самосовершенствования и оптимизации взаимоотношений с людьми • конфликтная ситуация
• противоречия
Конфликтологическая культура — интегративное личностное образование
Современная культура предполагает, что школьники должны уметь не только предупреждать конфликты, но и конструктивно их разрешать. У детей должна быть сформирована конфликтологическая культура как интегративное личностное образование, которое предполагает освоение необходимого объёма теоретических
знаний о природе конфликта, его сущности, структуре, причинах и способах разрешения. При этом важно понимать эмоциональное состояние личности в ситуации конфликта, а также овладевать системой практических умений по предупреждению и конструктивному разрешению конфликтов. Школа призвана воспи тывать позитивное отношение к конфлик ту, то есть необходимо конфликтные ситуации не только урегулировать,
но и трансформировать их в возможность самосовершенствования и оптимизации взаимоотношений с окружающими людьми.
Решая эту задачу, мы разработали технологию процесса воспитания у подростков конфликтологической культуры, учитывая, что этот период онтогенеза полон различного рода объективных противоречий. Общепринято этот возраст относить к числу критических периодов и считать самым трудным в воспитательном отношении. Тем более важно в этом возрасте осуществлять процесс воспитания ценностного отношения к человеку.
Авторская технология включает пять этапов личностного образования: «демонстрационный», «ритуальный», «стереотипный», «осознанный выбор», «этап самореализации». На каждом этапе реализуются соответствующие содержание, методы, формы воспитания у подростков конфликтологической культуры.
На демонстрационном этапе предъявлялись образцы предупреждения и разрешения конфликтов, которые воздействовали на основные сферы личности: когнитивную, эмоциональную и волевую. Средства массовой информации, средства искусства, личный пример значимых для подростков персоналий воздействовали на созерцание, чувства и поведение учащихся. На этом этапе целесообразно применение метода убеждения, формирующего чувство необходимости создания доброжелательных отношений в коллективе. Метод разъяснения воспитывает установки на положительное отношение к конфликту и его конструктивное решение. Диспут как воспитательная форма способствует формированию оценочных суждений по разрешению противоречий. Метод примера ценен тем, что он оказывает воздействие на подростков в реальных ситуациях. Метод упражнения на демонстрационном этапе целесообразно систематизировать в форме конфликтологических тренингов, способствующих возникновению у школьников интереса
в нахождении оптимальных способов воздействия. Приведём несколько примеров тренинговых конфликтологических упражнений.
Упражнение «Пресс» позволяло нейтрализовать и подавлять отрицательные эмоции: гнев, раздражение, повышенную тревожность, агрессию. Это упражнение проводилось перед напряжённой ситуацией, требующей внутреннего самообладания.
Технология упражнения «Умейте слушать друг друга» предполагала, что партнёр должен коротко повторить предыдущее высказывание, прежде чем начнёт излагать свои мысли. При этом необходимо смотреть на говорящего и не перебивать его.
В тренинге «Говорите по существу», который также воспитывает корректное отношение к партнёру, рекомендовалось в случае отклонения оппонента от темы сказать: «Я не совсем понимаю, как это связано с нашей темой. Не могли бы Вы пояснить, что имеется в виду?»
Воспитанию ценностного отношения к человеку способствовал тренинг «Проявляйте уважение», который не допускал высказывание оценки в отношении других людей лишь на основании мыслей, высказанных ими.
Тренинг «Конфиденциальность» научил подростков бережно относиться к личному опыту участников тренинга. То, что происходило на тренинговом занятии, оставалось в стенах аудитории. Правило «стоп» закрывало тему, если обсуждение каких-то откровений становилось неприятным или небезопасным.
Таким образом, тренинговые конфликтологические упражнения формировали у подростков привычные поведенческие формы конструктивного разрешения конфликтов. Эффективен смоделированный конфликт, который обеспечивает усвоение умений разрешения конфликтов и по-
вышает саморефлексию школьников. Целенаправленное создание конфликтных ситуаций формирует у школьников витагенный опыт, который поможет им разрешать подобные ситуации в реальной жизни, опираясь на свои ценностные ориентации. Психотехнические упражнения важно применять в целях овладения техниками активного слушания оппонента. Эти упражнения позволяют уточнить правильность понимания информации, которую доносит собеседник. Технология эмпатическо-го слушания применялась при условии, когда человек сам хотел поделиться переживаниями. Метод поощрения как выражение положительной оценки действий школьника закрепляет положительные навыки и привычки. Поощряя учащегося, мы стремились, чтобы его поведение мотивировалось внутриличностными убеждениями, нравственными мотивами. Активно использовались правила созидательной критики при выстраивании оценочных высказываний.
Итак, на первом, демонстрационном, этапе процесса воспитания у подростков конфликтологической культуры учащиеся заимствовали из среды внешние проявления конструктивного поведения в конфликте.
Второй этап — ритуальный. На этом этапе воспитания у школьников конфликтологической культуры формировались необходимые умения и навыки. Создавались условия для воспроизведения поведенческих образов в опыте подростков. Качественное изменение уровня конфликтологической культуры произошло благодаря применению тренингов, где подростки, с одной стороны, чувствовали себя принятыми в группе, а с другой — активно принимали товарищей. В результате формировались привычные поведенческие формы конструктивного разрешения конфликтов.
Третий (стереотипный) этап, на котором закреплялись навыки по предупреждению и конструктивному разрешению конфликтов, способствовал появлению у подростков потребности в позитивном разрешении противо речий. Школьники более глубоко осознавали социальный и личностный смысл конфликтологической культуры. Применялись прямые и косвенные методы урегулирования конфликтов: методы убеждения, переговоры
с участием посредников, групповые дискуссии, развод конфликтующих. Подростки учились выдвигать аргументы и контраргументы в конфликтных ситуациях. В том случае, когда школьники не владеют навыками ведения переговоров, применялся метод переговоров через посредника. Более эффективно ученическое посредничество, так как это выбор самих учащихся. Задача посредников заключается в помощи одноклассникам в конфликтах. Метод групповой дискуссии применялся в тех случаях, когда межличностный конфликт наносил ущерб всему коллективу. Предварительно учащиеся знакомились с правилами проведения дискуссии. Метод развода конфликтующих эффективен в тех случаях, когда необходимо дистанцироваться от источника раздражения. Учитывая глубину конфликта, важно определить оптимальную дистанцию взаимодействия или полный разрыв связей, то есть этот метод используется после тщательного анализа конфликтной ситуации. Метод «выхода чувств» позволяет оппоненту высказать то, что «наболело». Метод понижает эмоционально-психологическое напряжение, что позволяет подростку найти оптимальный вариант урегулирования конфликта. Применялся в процессе работы и метод обмена позиций, который позволил конфликтующим «выйти» за пределы обид и лучше понять оппонента. Сущность метода заключается в том, что каждой из сторон предлагается высказать претензии с позиции противоположной стороны.
Предложенные методы разрешения конфликтов позволяют подростку перейти от конфронтационного мышления в конфликтной ситуации к сотрудничеству и положительному восприятию конфликта как естественного явления общественной жизни1.
1 Руднев Е.А. Демократическая культура руководителей и педагогов российской школы и способы её развития // Народное образование. —
2005. — № 9. — С. 79-86.
Характеризуя организационные формы воспитания у подростков конфликтологической культуры на стереотипном этапе, следует сказать об эффективности таких форм, которые способствовали отработке умений идти на компромисс и сотрудничать с оппонентами. К ним относятся прежде всего арт-уп-ражнения и этическая беседа.
Арт-упражнения (рисунок, танец) раскрывали и развивали творческий потенциал подростка.
Например, дети садились в круг. У каждого из них был лист бумаги, банка с водой, кисточка и краски для рисования. Под музыку подросток произвольно выполнял рисунок на листе бумаги. Через пять минут рисунок передавался сидящему справа. Пытаясь угадать замысел товарища, школьник продолжал начатую им работу. Безусловно, вносились в рисунок и собственные элементы. Через пять минут рисунок снова передавался следующему ученику... Анализ выполнения упражнения проводился после того, как каждый рисунок, совершив полный круг, возвращался к автору. Этот анализ был нацелен на рефлексию как эмоциональных переживаний подростков во время работы, так и на гармонию различных замыслов в каждой работе. Задавались, например, такие вопросы: «Наташа, тебе нравится, как ребята закончили начатый тобой рисунок?»; «Чем тебе нравится «твой» рисунок? Чем он тебе не нравится?»; «Что тебе не нравится в этой птице?»; «Как ты думаешь, кто нарисовал её на «твоём» рисунке и зачем?»; «Оля, что ты чувствуешь, узнав, что Наташе не нравится твоя птица?»; «Наташа, что бы ты сейчас исправила на рисунке, чтобы Олина птица не мешала тебе?»; «Оля, что ты согласна изменить на рисунке, чтобы твоя птица не мешала Наташе?»
Происходило обучение урегулированию разногласий, возникающих в процессе совместной деятельности.
Арт-упражнение «Танец эмоций» способствовал развитию креативности, интуиции школьников.
Все участники упражнения одновременно танцевали под музыку, изображая какую-либо эмоцию, например недоумение. Установка менялась: все изображали другую эмоцию. Упражнение выполнялось в трёх вариантах.
Вариант 1. Школьники танцевали в кругу, стоя лицом друг к другу. Таким образом они могли видеть друг друга.
Вариант 2. Во время танца подростки свободно передвигались по аудитории, обращая особое внимание на собственное изображение эмоций.
Вариант 3. Группа делилась на две части, одни выражали определённую эмоцию, другие — противоположную этой. В свободном перемещении противоположные и одинаковые эмоции встречались.
После танца проводилась рефлексия чувств. Обсуждались следующие вопросы: «Легко ли тебе было изображать восторг?»; «Как ты думаешь, почему?»; «В каких ситуациях ты выражаешь восторг?»; Нравится ли тебе, когда окружающие выражают восторг?»; «Какие эмоции тебе трудно изображать в танце, как ты думаешь почему?»; «Легко ли тебе распознавать, кто из ребят «танцует» печаль, а кто — радость?»
В этих упражнениях дети осознавали уникальность внутреннего мира и внутреннего мира сверстников. Арт-упражнения способствовали гармонизации отношений в коллективе.
В ходе этической беседы на этом этапе происходило обобщение конфликтологических знаний и формирование конструктивных взглядов и убеждений. Как правило, поводом для беседы становились конкретные события и поступки в подростковом коллективе.
Стереотипный этап воспитания у подростков конфликтологической культуры обеспечил привычное исполнение моральных
норм в условиях конфликта, которые обусловлены нравственными мотивами. Продолжалось обучение школьников контролю и управлению эмоциями, конструктивному анализу конфликтных ситуаций, возникающих в коллективе.
Четвёртый этап — этап осознанного выбора. Он определялся с условием ознакомления подростков с многообразием культур, стилей и образа жизни людей. Интеграция подростка в мировую цивилизацию позволяла ему более свободно выбирать форму поведения в конфликте, нести ответственность за свой выбор. Проявляя самостоятельность, инициативу и творчество, школьники выстраивали гармоничные отношения с одноклассниками. При этом развивались требовательность к себе, самоконтроль и саморефлексия. На данном этапе использовался метод моделирования конфликтных ситуаций, в ходе которого подростки не только проигрывали и анализировали различные «модели» конфликтов, но и конструктивно разрешали противоречия, возникающие в реальных отношениях детей. Проявляя непримиримость к несправедливости, безответственности, недисциплинированности, дети избирали соответствующие приёмы и средства преобразовательной деятельности.
Эффективному воспитанию у подростков конфликтологической культуры способствовала такая форма, как коллективное творческое дело (КТД). Известно, что коллективное творческое дело не признаёт диктат, авторитаризм, приоритет старшего. Творческие дела основаны на гуманизации отношений, признании достоинств, творческого потенциала, резервов и возможностей подростков для совместной деятельности в системе «воспитатель — воспитанник». В условиях творчества наилучшим образом формируется ценностное отношение к человеку, ибо каждый подросток выходит на более высокий уровень включённости в совместную деятельность, которая приносит удовлетворение. Переживание подростком успехов способствует снятию противоречий, свойственных конфликтным ситуациям.
Тренинговые занятия, проведение которых было продолжено на этапе осознанного выбора, помогали преодолевать негативные стереотипы, которые нередко бывают причиной конфликтных ситуаций.
Этот этап вывел подростков на этап самореализации, на котором разрабатывалась индивидуальная программа самосовершенствования личности. Методы самонаблюдения, самоанализа, самооценки, самоконтроля, аутотренинга пособствовали самореализации учащихся. Стимулировался интерес к самому себе: своё эмоциональное состояние и поведение в конфликте; процесс регулирования своих эмоций; способы работы над собой на пути воспитания конфликтологической культуры. В результате самооценки повышался уровень требовательности к себе, формировалось ценностное отношение к человеку. Проводился поиск эффективных способов предупреждения и конструктивного разрешения конфликтов. Мы побуждали подростков к постоянному самоконтролю с позиции ценностного отношения к человеку. Пронизывая самоконтролем все виды деятельности и общения, подростки в индивидуальных программах самосовершенствования фиксировали отступления от принятых личных обязательств, допущенные нарушения этики. Самовнушение позволило преодолевать комплексы, гармонизировать уровень притязаний, вселять веру в свои возможности в процессе предупреждения и конструктивного разрешения конфликтов, что способствовало формированию у подростков конфликтологической культуры, когда школьник воспринимает конфликт в качестве неотъемлемой и естественной части жизни людей, предоставляющей возможности для саморазвития и гармонизации общения с людьми на основе ценностного отношения к человеку.
В системе воспитания у подростков конфликтологической культуры важно, чтобы учитель был соответствующим примером.
Проиллюстрируем владение педагогом гуманистической технологией «Педагогическое общение» на основе ценностного отношения к человеку. Семиклассница
Даша опоздала на урок. Учительница Наталья Сергеевна сделала ей корректное замечание. В ответ ученица нагрубила педагогу. Так как никто от девочки не ждал такой реакции, в классе воцарилась тишина. Дети ждали, как поведёт себя Наталья Сергеевна.
Педагог, учитывая возрастные особенности школьницы-подростка, которая никогда не допускала подобного поведения, предполо жила, что, вероятно, случились какие-то обстоятельства, нарушившие эмоциональное равновесие ученицы. Мудрая учительница решила предупредить конфликт. Воспользовавшись средствами педагогической техники как инструментом воздействия на воспитанника, она разыграла ситуацию следующим образом: «Даша, я тебя. обидела как-то?» Школьница ждала любого наказания, но не этого вопроса. Растерявшись, она пробормотала: «Нет, что вы, Наталья Сергеевна! Извините! У нас дома была ссора. Я, расстроенная, нечаянно оскорбила Вас. Прости-
те меня, пожалуйста!» Так, конфликт в системе «учитель — ученик» был предупреждён благодаря применению гуманистической технологии.
Таким образом, созданная нами педагогическая технология процесса воспитания у подростков конфликтологической культуры позволяет опытному педагогу вывести школьников на качественный уровень развития личностного образования, характеризующегося: системой знаний о природе конфликта, его динамике, видах, возможных причинах и эффективных способах разрешения; способностью прогнозировать, предупреждать и успешно разрешать межличностные конфликты и анализировать их последствия; осознанием невозможности бесконфликтного существования, расценивания конфликта как фактора саморазвития и развития коллектива на основе ценностного отношения к человеку. НО
Parenting Teenagers Conflictological Culture As Values Related To Human
Raisa A. Rogozhnikova, Doctor of Pedagogical sciences, Professor of Department of pedagogy of Perm State Humanitarian Pedagogical University, professor of military pedagogy and psychology of the Perm Military Institute of the National Guard forces of the Russian Federation, Perm, e-mail: [email protected]
Sergey V. Stenin, Associate at Perm Military Institute of the National Guard forces of the Russian Federation, Perm, e-mail: [email protected]
Abstract. The article deals with the problem of educating teenagers conflictological culture as a value attitude to man. The author's technology of this process has provided a positive dynamics in the formation of personal education. The technology includes stages with the corresponding content, methods and forms of education which bring school students to a qualitative level of conflictological culture.
Keywords: conflictological culture, teenager, value attitude to a person, author's technology, stages of education of personal education, teacher, conflict as a factor of self-improvement and optimization of relationships with people, conflict situation, contradictions.
References:
1. Rudnev E.A. De mokraticheskaya kultura rukovoditelei I pedagogov rossiiskoi shkoli i sposobi ee razvitiya. Narodnoe obrazovanie. 2005. № 9. S. 79—86.