Научная статья на тему 'Воспитание конфликтологической культуры девятиклассников на уроках английского языка'

Воспитание конфликтологической культуры девятиклассников на уроках английского языка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
207
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ДЕВЯТИКЛАССНИК / АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК / ПОДРОСТОК

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Почекаева Ирина Сергеевна, Халаева Анна Геннадьевна

Данная статья объясняет, почему воспитание конфликтологической культуры необходимо для девятиклассников и как воспитывать конфликтологическую культуру на уроках английского языка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Воспитание конфликтологической культуры девятиклассников на уроках английского языка»

проведения: курс по выбору. Упражнения, предлагаемые в рамках данного курса, были заимствованы из трудов Н.В. Самоукиной, А.С. Чернышева, Н.В. Самсоновой и других исследователей. Количество часов: 29.

В программу тренинга входят теоретические и практические занятия, на которых студенты проходят самодиагностику; знакомятся с понятием феномена «конфликт», его структурой, видами и причинами; формируют эмоционально положительное отношения к детям, развивают способность к педагогической рефлексии, развивают технику живого и образного общения с учащимися, пластичности, эмоциональности и артистизма; овладевают активными стратегиями поведения в конфликте, учатся давать критическую оценку выполненного учеником задания, используя различные приемы, и т. д.

Мы полагаем, что данный тренинг поможет студентам чувствовать себя более уверенными в процессе разрешения конфликтов с учащимися. Кроме того, полученные знания позволят будущим учителям снизить частоту конфликтных взаимодействий с учащимися и создать в классном коллективе доверительные отношения между педагогом и школьниками.

Список литературы

1. Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. - СПб: Питер, 2009. -

400 с.

2. Мугалова Ж. А. Педагогическая конфликтология. - Ярославль, 2001. -

212 с.

3. Рыбакова М.М. Конфликт и взаимодействия в педагогическом процессе. - М. : Просвещение, 1991. - 128 с.

© Почекаева И.С., Собянина Ю.Н., 2016

ВОСПИТАНИЕ КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕВЯТИКЛАССНИКОВ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Ирина Сергеевна Почекаева

канд. пед. наук, доцент кафедры английского языка Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Пермь

E-mail: [email protected]

Анна Геннадьевна Халаева

студентка 741 гр. факультета иностранных языков Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Пермь

E-mail: [email protected]

Аннотация: Данная статья объясняет, почему воспитание конфликтологической культуры необходимо для девятиклассников и как воспитывать конфликтологическую культуру на уроках английского языка.

Ключевые слова: конфликтологическая культура, девятиклассник, английский язык, подросток.

Нельзя отрицать тот факт, что в современном мире все большее внимание уделяется конструктивному разрешению конфликтов, снижению их остроты и элиминации отрицательных последствий. Новому поколению необходимо прививать умение конструктивно разрешать конфликтные ситуации. Однако данное умение - это плод долгой и упорной работы всех участников воспитательного и образовательного процессов, включая школу, учителей, родителей, сверстников и, конечно, самого школьника.

В сознании людей конфликт, с одной стороны, ассоциируется с агрессией, враждебностью, отрицательными эмоциями, угрозой. С другой стороны, это путь развития отдельной личности, групп людей и всего общества в целом, так как любой конфликт - противоречие, развивающее субъективное мышление и умения находить компромисс и выход из спорной ситуации.

Школу можно назвать зеркалом социальных отношений и процессов, которые происходят в обществе, она является социальным институтом, в котором дети учатся взаимодействовать с ровесниками и взрослыми.

Оценивая состояние воспитания конфликтологической культуры учащихся в современной российской школе, следует признать, что оно не является приоритетным в системе образования. На сегодняшний день издается большое количество психолого-педагогический литературы, призывающей к воспитанию конфликтологической культуры учащихся, происходит усиление научного интереса к проблеме конфликта, что обусловлено повышением конфликтности современного общества, однако, теоретические знания редко применяются на практике.

В современной практике конфликтологического воспитания школьников разработано достаточно способов для разрешения самых разных конфликтов, более того, они постоянно пополняются. Именно в школьном возрасте закладываются первые установки, ценностные ориентации, формируются содержание и структура мотивационно-потребностной сферы, ценностное отношение к семье, к взаимоотношениям полов, влияющие на всю последующую жизнь. От своевременности и полноты процесса воспитания конфликтологической культуры школьников зависят уверенность детей в себе, цельность переживаний, устойчивость ценностных установок и, в конечном итоге, эффективность деловых и семейных взаимоотношений.

Под конфликтологическим образованием С.В. Баныкина понимает «освоение совокупности теоретических знаний, технологических умений и навыков, позволяющих людям цивилизованно выстраивать общение в любой сфере социума и находить достойные варианты преодоления возникающих между ними противоречий, рассогласований и напряжений». [2, с. 16] Особая роль такого рода образования связана с тем, что построение цивилизованного общества зависит от умения отдельного человека конструктивно решать конфликтные ситуации.

И.С. Почекаева дает следующее определение конфликтологической культуры: «Конфликтологическая культура - это интегральное личностное образование школьника, возрастные особенности которого определяют его

ведущие специфические характеристики: в рациональной сфере — осознание необходимости предупреждать и конструктивно разрешать конфликты; осмысление конфликта как позитивной ценности; в эмоциональной — осуществление внутренней саморегуляции в конфликте; в поведенческой — умение применять данное личностное образование в практике предупреждения и конструктивного разрешения конфликтов» [6].

Таким образом, все вышеперечисленное позволяет определить цель воспитания конфликтологической культуры: обеспечение условий для формирования у школьников совокупности личностных качеств, развитие которых приводит к осмыслению конфликта как позитивной ценности, умению осуществлять внутреннюю саморегуляцию в конфликте и осознанию необходимости предупреждать и конструктивно разрешать конфликты.

Возраст девятиклассника (15 - 16 лет) представляется особо интересным с точки зрения конфликтологии.

Данный возраст является одним из ключевых этапов в процессе становления эмоционально-волевой регуляции ребенка. Переживания подростка становятся глубже, появляются более стойкие чувства, эмоциональное отношение к некоторым явлениям жизни делается длительнее и устойчивее. Огромное значение в этом возрасте приобретает общение со сверстниками, которое становится основной потребностью подростка и связано с его многими переживаниями.

В подростковом возрасте у детей наблюдается наличие «подросткового комплекса», который демонстрирует перепады настроения подростков - порой от безудержного веселья к унынию и обратно, а также ряд других полярных качеств, выступающих попеременно, причем значимых причин для резкой смены настроений в подростковом возрасте может и не быть.

Еще одной важной характеристикой подросткового возраста является самооценка подростков, определяющая формирование тех или иных качеств личности. Например, адекватный ее уровень способствует формированию у подростка уверенности в себе, самокритичности, настойчивости или излишней самоуверенности. Обнаруживается также связь характера самооценки с учебной и общественной активностью. Подростки с адекватной самооценкой имеют более высокий уровень успеваемости, у них наблюдается более высокий общественный и личный статус.

Наиболее важными и в то же время напряженными являются в этот период отношения подростка с родителями. Противоречивость положения здесь обусловлена, с одной стороны, экономической зависимостью и прочими формами зависимости от родителей, и с другой - желанием получить самостоятельность, возрастающей потребностью в независимости. В отношениях с родителями подросток поставлен в довольно сложные условия: с одной стороны, он «занимается формированием собственной индивидуальности», с другой - будучи в новом положении, «налаживает новые связи с родителями» [7, с. 629].

В подростковом возрасте отрабатываются и усваиваются мужские и женские роли, устанавливаются более зрелые отношения со сверстниками, формируется социально ответственное поведение (Хевигхерст Р., цит. по Ремшмидт Х.). В группах подростками отрабатывается также и умение разрешать кофликтные ситуации, при этом часто или постоянно со сверстниками конфликтует только 7,5 % подростков, иногда - 31 % (Образ жизни детей и подростков Российской Федерации, 2002). Конфликты с ровесниками в основном служат проявлением борьбы: у мальчиков - за лидерство, успехи в физической или интеллектуальной областях или чью-то дружбу, у девочек -за представителя противоположного пола (Ремшмидт Х., 1994).

Отечественные и зарубежные психологи сходятся во мнении, что конфликтное поведение и пубертатный кризис взаимосвязаны. Конфликтное поведение подростка является одной из особенностей переходного возраста, характеризующегося сменой ценностей и поведения.

Так как важнейшей составляющей развития конфликтологической культуры учащихся являются конфликтологические знания и навыки, целесообразным можно считать внедрение курса «Общая конфликтология», однако введение данного курса ничуть не уменьшает значимость гуманитарных дисциплин, таких как литература, история, география и иностранный язык, которые могут стать прекрасной основой для воспитания конфликтологической культуры школьников. Изучение предметов гуманитарного цикла в большей мере, чем изучение других дисциплин, способствует формированию конфликтных позиций учащихся. Это связано со спецификой гуманитарного познания, объектом которого является человек как социальное существо во всех типах межличностных взаимоотношений, в том числе и конфликтных.

Урок английского языка имеет специфику, так как, в отличие от других предметов, здесь в качестве основной цели обучения выдвигается формирование коммуникативной компетенции учащихся. В чем же заключается специфика этого предмета? Она заключается в том, что, во-первых, язык - родной или иностранный - служит средством общения, средством приема и передачи информации об окружающей действительности в естественных условиях социальной жизни и в качестве такового он должен рассматриваться при его изучении в школе.

Во-вторых, при обучении этому предмету расширяются представления о мире, расширяется общий кругозор. Изучение английского языка дает учащимся возможность овладевать средствами восприятия и выражения мыслей о предметах, явлениях, их связях и отношениях посредством нового для них языка, который выступает в двух формах: устной и письменной. Овладение этими формами общения и должно входить в коммуникативную цель обучения предмету «иностранный язык».

В-третьих, язык, будучи средством общения, нуждается в том, чтобы постоянно быть использованным в возникающих ситуациях общения. Поэтому овладение этой школьной дисциплиной непременно связано с целенаправленной, четко организованной практикой в употреблении усваиваемого материала в устной и письменной формах общения в тех условиях, которыми располагают общеобразовательные учреждения.

Так как иностранный язык является не целью, а средством обучения, мы можем отметить факт наличия огромного количества тем, способствующих воспитанию конфликтологической культуры учащихся. Задача учителя заключается в том, чтобы использовать данный потенциал правильно, не концентрируя внимание учащихся на воспитании конфликтологической культуры. Максимально способствовать этому может внедрение следующего условия: отбор учебных материалов, апеллирующих к личному опыту учащихся, их чувствам, эмоциям и организация на их основе проблемно-диалогического общения.

Нами были проанализированы восемь рекомендованных учебников по английскому языку для 9-го класса, мы смогли сделать вывод о наличии достаточного количества тем, способствующих воспитанию конфликтологической культуры учащихся общеобразовательных школ.

Главная задача учителя английского языка - грамотно использовать различные техники и приемы, чтобы развивать конфликтологическую культуру учащихся. Они могут включать в себя технику активного слушания, проблемно-диалоговое общение как способ выхода из конфликтных ситуаций, я-сообщение, речевые клише для ведения дискуссии на английском языке.

Так, например, в ходе проблемно-диалогового общения учитель может использовать метод открытых вопросов, среди них выделяются следующие: гипотетические, которые помогают ученикам вообразить те или иные ситуации, стимулирующие мыслительный процесс («What would you do?»); побуждающие к размышлениям («How can you solve this problem?»); поощряющие / поддерживающие («That's interesting! And what happened next?») - они помогают ученикам делиться собственным опытом и взглядами; выявляющие мнения («What do you think about it..?») - такие вопросы показывают ученикам, что их мнение для учителя важно и интересно; зондирующие («Why do you think so?») — такие вопросы помогают учащимся задуматься и объяснить или проанализировать свое мнение; разъясняющие / обобщающие («Am I right saying that..?»).

В ходе дискуссии необходимо снабдить учащихся речевыми клише.

Формальное согласие, как правило, может быть выражено такими фразами:

• I completely (absolutely, totally) agree with you

• I couldn't agree more

• Exactly.., absolutely...

• There is nothing more to add to this

• This is perfectly true.

В случае, если вы хотите добавить еще что-то, можно сказать:

• Well, I agree with you on the whole, but .

• I agree in principle with you that..; however.

• I can agree with you to a certain extent but .

• You definitely have the point here but I'd like to add that ...

• I take your point, however it seems to me that ...

• It is certainly reasonable, however ...

231

Несогласие в формальном языке, как правило, носит нейтральный характер, чтобы не обидеть собеседника и не привести беседу к конфликту:

• Do you really think so?

• I can't say I share your view on this...

• I feel I must disagree.

• I respect your opinion of course, but on the other hand.

• I wouldn't say that, really.

• Well, taking your point into consideration, I therefore must admit that.

• Taking your point, I still can't help feeling that.

• I'm afraid, I disagree with you.

• I'm afraid I don't see it this way.

• To tell you the truth I have a different opinion.

Для ведения разговора иногда просто необходимо перебить собеседника, чтобы дополнить что-то или высказать свою точку зрения. Это можно сделать следующим образом:

• Sorry to interrupt you but.

• Sorry for the interruption but.

• Excuse me.

• I wouldn't like to interrupt you but.

• Yes, but if I can interrupt you.

Так же можно предложить учащимся применять технику «Я-сообщения» для разрешения конфликтных ситуаций, например:

• You're always late, it's so cold outside to wait for you! ^ I was cold and tired a bit while waiting, I hope next time you'll come in time.

• You never let me go to parties! ^ I really would like to have fun with my friends at times, I feel lonely and need to have some rest.

• You ignored my invitation to the party! ^ I wanted you to come because it was important for me to see you at my party.

Также во время дискуссии можно сконцентрировать внимание учащихся на технологии активного слушания и предложить им такие приемы, как пауза, уточнение, пересказ (парафраз), повтор (эхо), Развитие мысли собеседника, замечания о ходе беседы.

Подводя итог, мы можем сказать, что любое общение и взаимодействие невозможны без конфликтов, однако у школы есть большой потенциал для воспитания конфликтологической культуры детей и подростков. Английский язык, как гуманитарный предмет, обладает всеми возможностями для обсуждения конфликтных ситуаций со школьниками и поиска способов конструктивного выхода из них, главная задача учителя - выбирать темы, актуальные и интересные для подростков и подбирать задания, побуждающие к обсуждению.

Список литературы

1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. - СПб.: Питер. - 5-е изд. - 2013. - 512 с.

2. Баныкина С.В., Степанов Е.И. Конфликты в современной школе: изучение и управление. - М.: КомКнига, 2006. - 184 с.

3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте: Психологическое исследование. - СПб.: Питер, 2009. - 400 с.

4. Гребенкин Е.В. Школьная конфликтология для педагогов и родителей. - Ростов н/Д: Феникс, 2013. - 171 с. (Психологический практикум).

5. Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. - СПб.: Пите. - 9-е изд., перераб. - 2016. - 944 с.

6. Почекаева И.С. Воспитание конфликтологической культуры старшеклассников: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01: защищена 24.10.11: утв. 15.04.11. — Пермь, 2010. — 215 с.

7. Райс Ф.,К. Долджин Психология подросткового возраста. - 12-е изд., перераб. и доп. - СПб.: Питер, 2014. - 816 с.

8. Реан А.А. Психология человека от рождения до смерти. - М.: АСТ, 2015. - 656 с.

9. Рыбакова М.М. Конфликты и взаимодействие в педагогическом процессе. - М.: Просвещение, 1991. - 128 с.

© Почекаева И.С., Халаева А.Г., 2016

ЛЕТНИЙ ЯЗЫКОВОЙ ШКОЛЬНЫЙ ЛАГЕРЬ «BRITISH HOLIDAYS»

Елена Евгеньевна Санникова

учитель английского языка МАОУ «Гимназия№ 31», г. Пермь E-Mail: [email protected]

Ольга Алексеевна Вьюгова

учитель английского языка МАОУ «Гимназии № 31», г.Пермь E-Mail: [email protected]

Аннотация. Статья основана на опыте организации языкового лагеря. Рассмотрены цель, задачи, эффективность проекта, особенности организации работы лагеря. Приведено планирование мероприятий по трём направлениям: Британский театр, Великобритания, Летнее Рождество.

Ключевые слова: обучение иностранному языку, языковой лагерь, распорядок дня, Британский театр, носитель языка, спектакль, Великобритания, страноведение, Летнее Рождество, праздники, традиции, портфолио учащегося.

Обучение иностранному языку в гимназии осуществляется не только через урочные, но и через внеурочные формы деятельности. Летний языковой лагерь -это одна из внеурочных каникулярных форм. Проект «British Holidays», летний

233

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.