проведения: курс по выбору. Упражнения, предлагаемые в рамках данного курса, были заимствованы из трудов Н.В. Самоукиной, А.С. Чернышева, Н.В. Самсоновой и других исследователей. Количество часов: 29.
В программу тренинга входят теоретические и практические занятия, на которых студенты проходят самодиагностику; знакомятся с понятием феномена «конфликт», его структурой, видами и причинами; формируют эмоционально положительное отношения к детям, развивают способность к педагогической рефлексии, развивают технику живого и образного общения с учащимися, пластичности, эмоциональности и артистизма; овладевают активными стратегиями поведения в конфликте, учатся давать критическую оценку выполненного учеником задания, используя различные приемы, и т. д.
Мы полагаем, что данный тренинг поможет студентам чувствовать себя более уверенными в процессе разрешения конфликтов с учащимися. Кроме того, полученные знания позволят будущим учителям снизить частоту конфликтных взаимодействий с учащимися и создать в классном коллективе доверительные отношения между педагогом и школьниками.
Список литературы
1. Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. - СПб: Питер, 2009. -
400 с.
2. Мугалова Ж. А. Педагогическая конфликтология. - Ярославль, 2001. -
212 с.
3. Рыбакова М.М. Конфликт и взаимодействия в педагогическом процессе. - М. : Просвещение, 1991. - 128 с.
© Почекаева И.С., Собянина Ю.Н., 2016
ВОСПИТАНИЕ КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕВЯТИКЛАССНИКОВ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Ирина Сергеевна Почекаева
канд. пед. наук, доцент кафедры английского языка Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Пермь
E-mail: [email protected]
Анна Геннадьевна Халаева
студентка 741 гр. факультета иностранных языков Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Пермь
E-mail: [email protected]
Аннотация: Данная статья объясняет, почему воспитание конфликтологической культуры необходимо для девятиклассников и как воспитывать конфликтологическую культуру на уроках английского языка.
Ключевые слова: конфликтологическая культура, девятиклассник, английский язык, подросток.
Нельзя отрицать тот факт, что в современном мире все большее внимание уделяется конструктивному разрешению конфликтов, снижению их остроты и элиминации отрицательных последствий. Новому поколению необходимо прививать умение конструктивно разрешать конфликтные ситуации. Однако данное умение - это плод долгой и упорной работы всех участников воспитательного и образовательного процессов, включая школу, учителей, родителей, сверстников и, конечно, самого школьника.
В сознании людей конфликт, с одной стороны, ассоциируется с агрессией, враждебностью, отрицательными эмоциями, угрозой. С другой стороны, это путь развития отдельной личности, групп людей и всего общества в целом, так как любой конфликт - противоречие, развивающее субъективное мышление и умения находить компромисс и выход из спорной ситуации.
Школу можно назвать зеркалом социальных отношений и процессов, которые происходят в обществе, она является социальным институтом, в котором дети учатся взаимодействовать с ровесниками и взрослыми.
Оценивая состояние воспитания конфликтологической культуры учащихся в современной российской школе, следует признать, что оно не является приоритетным в системе образования. На сегодняшний день издается большое количество психолого-педагогический литературы, призывающей к воспитанию конфликтологической культуры учащихся, происходит усиление научного интереса к проблеме конфликта, что обусловлено повышением конфликтности современного общества, однако, теоретические знания редко применяются на практике.
В современной практике конфликтологического воспитания школьников разработано достаточно способов для разрешения самых разных конфликтов, более того, они постоянно пополняются. Именно в школьном возрасте закладываются первые установки, ценностные ориентации, формируются содержание и структура мотивационно-потребностной сферы, ценностное отношение к семье, к взаимоотношениям полов, влияющие на всю последующую жизнь. От своевременности и полноты процесса воспитания конфликтологической культуры школьников зависят уверенность детей в себе, цельность переживаний, устойчивость ценностных установок и, в конечном итоге, эффективность деловых и семейных взаимоотношений.
Под конфликтологическим образованием С.В. Баныкина понимает «освоение совокупности теоретических знаний, технологических умений и навыков, позволяющих людям цивилизованно выстраивать общение в любой сфере социума и находить достойные варианты преодоления возникающих между ними противоречий, рассогласований и напряжений». [2, с. 16] Особая роль такого рода образования связана с тем, что построение цивилизованного общества зависит от умения отдельного человека конструктивно решать конфликтные ситуации.
И.С. Почекаева дает следующее определение конфликтологической культуры: «Конфликтологическая культура - это интегральное личностное образование школьника, возрастные особенности которого определяют его
ведущие специфические характеристики: в рациональной сфере — осознание необходимости предупреждать и конструктивно разрешать конфликты; осмысление конфликта как позитивной ценности; в эмоциональной — осуществление внутренней саморегуляции в конфликте; в поведенческой — умение применять данное личностное образование в практике предупреждения и конструктивного разрешения конфликтов» [6].
Таким образом, все вышеперечисленное позволяет определить цель воспитания конфликтологической культуры: обеспечение условий для формирования у школьников совокупности личностных качеств, развитие которых приводит к осмыслению конфликта как позитивной ценности, умению осуществлять внутреннюю саморегуляцию в конфликте и осознанию необходимости предупреждать и конструктивно разрешать конфликты.
Возраст девятиклассника (15 - 16 лет) представляется особо интересным с точки зрения конфликтологии.
Данный возраст является одним из ключевых этапов в процессе становления эмоционально-волевой регуляции ребенка. Переживания подростка становятся глубже, появляются более стойкие чувства, эмоциональное отношение к некоторым явлениям жизни делается длительнее и устойчивее. Огромное значение в этом возрасте приобретает общение со сверстниками, которое становится основной потребностью подростка и связано с его многими переживаниями.
В подростковом возрасте у детей наблюдается наличие «подросткового комплекса», который демонстрирует перепады настроения подростков - порой от безудержного веселья к унынию и обратно, а также ряд других полярных качеств, выступающих попеременно, причем значимых причин для резкой смены настроений в подростковом возрасте может и не быть.
Еще одной важной характеристикой подросткового возраста является самооценка подростков, определяющая формирование тех или иных качеств личности. Например, адекватный ее уровень способствует формированию у подростка уверенности в себе, самокритичности, настойчивости или излишней самоуверенности. Обнаруживается также связь характера самооценки с учебной и общественной активностью. Подростки с адекватной самооценкой имеют более высокий уровень успеваемости, у них наблюдается более высокий общественный и личный статус.
Наиболее важными и в то же время напряженными являются в этот период отношения подростка с родителями. Противоречивость положения здесь обусловлена, с одной стороны, экономической зависимостью и прочими формами зависимости от родителей, и с другой - желанием получить самостоятельность, возрастающей потребностью в независимости. В отношениях с родителями подросток поставлен в довольно сложные условия: с одной стороны, он «занимается формированием собственной индивидуальности», с другой - будучи в новом положении, «налаживает новые связи с родителями» [7, с. 629].
В подростковом возрасте отрабатываются и усваиваются мужские и женские роли, устанавливаются более зрелые отношения со сверстниками, формируется социально ответственное поведение (Хевигхерст Р., цит. по Ремшмидт Х.). В группах подростками отрабатывается также и умение разрешать кофликтные ситуации, при этом часто или постоянно со сверстниками конфликтует только 7,5 % подростков, иногда - 31 % (Образ жизни детей и подростков Российской Федерации, 2002). Конфликты с ровесниками в основном служат проявлением борьбы: у мальчиков - за лидерство, успехи в физической или интеллектуальной областях или чью-то дружбу, у девочек -за представителя противоположного пола (Ремшмидт Х., 1994).
Отечественные и зарубежные психологи сходятся во мнении, что конфликтное поведение и пубертатный кризис взаимосвязаны. Конфликтное поведение подростка является одной из особенностей переходного возраста, характеризующегося сменой ценностей и поведения.
Так как важнейшей составляющей развития конфликтологической культуры учащихся являются конфликтологические знания и навыки, целесообразным можно считать внедрение курса «Общая конфликтология», однако введение данного курса ничуть не уменьшает значимость гуманитарных дисциплин, таких как литература, история, география и иностранный язык, которые могут стать прекрасной основой для воспитания конфликтологической культуры школьников. Изучение предметов гуманитарного цикла в большей мере, чем изучение других дисциплин, способствует формированию конфликтных позиций учащихся. Это связано со спецификой гуманитарного познания, объектом которого является человек как социальное существо во всех типах межличностных взаимоотношений, в том числе и конфликтных.
Урок английского языка имеет специфику, так как, в отличие от других предметов, здесь в качестве основной цели обучения выдвигается формирование коммуникативной компетенции учащихся. В чем же заключается специфика этого предмета? Она заключается в том, что, во-первых, язык - родной или иностранный - служит средством общения, средством приема и передачи информации об окружающей действительности в естественных условиях социальной жизни и в качестве такового он должен рассматриваться при его изучении в школе.
Во-вторых, при обучении этому предмету расширяются представления о мире, расширяется общий кругозор. Изучение английского языка дает учащимся возможность овладевать средствами восприятия и выражения мыслей о предметах, явлениях, их связях и отношениях посредством нового для них языка, который выступает в двух формах: устной и письменной. Овладение этими формами общения и должно входить в коммуникативную цель обучения предмету «иностранный язык».
В-третьих, язык, будучи средством общения, нуждается в том, чтобы постоянно быть использованным в возникающих ситуациях общения. Поэтому овладение этой школьной дисциплиной непременно связано с целенаправленной, четко организованной практикой в употреблении усваиваемого материала в устной и письменной формах общения в тех условиях, которыми располагают общеобразовательные учреждения.
Так как иностранный язык является не целью, а средством обучения, мы можем отметить факт наличия огромного количества тем, способствующих воспитанию конфликтологической культуры учащихся. Задача учителя заключается в том, чтобы использовать данный потенциал правильно, не концентрируя внимание учащихся на воспитании конфликтологической культуры. Максимально способствовать этому может внедрение следующего условия: отбор учебных материалов, апеллирующих к личному опыту учащихся, их чувствам, эмоциям и организация на их основе проблемно-диалогического общения.
Нами были проанализированы восемь рекомендованных учебников по английскому языку для 9-го класса, мы смогли сделать вывод о наличии достаточного количества тем, способствующих воспитанию конфликтологической культуры учащихся общеобразовательных школ.
Главная задача учителя английского языка - грамотно использовать различные техники и приемы, чтобы развивать конфликтологическую культуру учащихся. Они могут включать в себя технику активного слушания, проблемно-диалоговое общение как способ выхода из конфликтных ситуаций, я-сообщение, речевые клише для ведения дискуссии на английском языке.
Так, например, в ходе проблемно-диалогового общения учитель может использовать метод открытых вопросов, среди них выделяются следующие: гипотетические, которые помогают ученикам вообразить те или иные ситуации, стимулирующие мыслительный процесс («What would you do?»); побуждающие к размышлениям («How can you solve this problem?»); поощряющие / поддерживающие («That's interesting! And what happened next?») - они помогают ученикам делиться собственным опытом и взглядами; выявляющие мнения («What do you think about it..?») - такие вопросы показывают ученикам, что их мнение для учителя важно и интересно; зондирующие («Why do you think so?») — такие вопросы помогают учащимся задуматься и объяснить или проанализировать свое мнение; разъясняющие / обобщающие («Am I right saying that..?»).
В ходе дискуссии необходимо снабдить учащихся речевыми клише.
Формальное согласие, как правило, может быть выражено такими фразами:
• I completely (absolutely, totally) agree with you
• I couldn't agree more
• Exactly.., absolutely...
• There is nothing more to add to this
• This is perfectly true.
В случае, если вы хотите добавить еще что-то, можно сказать:
• Well, I agree with you on the whole, but .
• I agree in principle with you that..; however.
• I can agree with you to a certain extent but .
• You definitely have the point here but I'd like to add that ...
• I take your point, however it seems to me that ...
• It is certainly reasonable, however ...
231
Несогласие в формальном языке, как правило, носит нейтральный характер, чтобы не обидеть собеседника и не привести беседу к конфликту:
• Do you really think so?
• I can't say I share your view on this...
• I feel I must disagree.
• I respect your opinion of course, but on the other hand.
• I wouldn't say that, really.
• Well, taking your point into consideration, I therefore must admit that.
• Taking your point, I still can't help feeling that.
• I'm afraid, I disagree with you.
• I'm afraid I don't see it this way.
• To tell you the truth I have a different opinion.
Для ведения разговора иногда просто необходимо перебить собеседника, чтобы дополнить что-то или высказать свою точку зрения. Это можно сделать следующим образом:
• Sorry to interrupt you but.
• Sorry for the interruption but.
• Excuse me.
• I wouldn't like to interrupt you but.
• Yes, but if I can interrupt you.
Так же можно предложить учащимся применять технику «Я-сообщения» для разрешения конфликтных ситуаций, например:
• You're always late, it's so cold outside to wait for you! ^ I was cold and tired a bit while waiting, I hope next time you'll come in time.
• You never let me go to parties! ^ I really would like to have fun with my friends at times, I feel lonely and need to have some rest.
• You ignored my invitation to the party! ^ I wanted you to come because it was important for me to see you at my party.
Также во время дискуссии можно сконцентрировать внимание учащихся на технологии активного слушания и предложить им такие приемы, как пауза, уточнение, пересказ (парафраз), повтор (эхо), Развитие мысли собеседника, замечания о ходе беседы.
Подводя итог, мы можем сказать, что любое общение и взаимодействие невозможны без конфликтов, однако у школы есть большой потенциал для воспитания конфликтологической культуры детей и подростков. Английский язык, как гуманитарный предмет, обладает всеми возможностями для обсуждения конфликтных ситуаций со школьниками и поиска способов конструктивного выхода из них, главная задача учителя - выбирать темы, актуальные и интересные для подростков и подбирать задания, побуждающие к обсуждению.
Список литературы
1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. - СПб.: Питер. - 5-е изд. - 2013. - 512 с.
2. Баныкина С.В., Степанов Е.И. Конфликты в современной школе: изучение и управление. - М.: КомКнига, 2006. - 184 с.
3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте: Психологическое исследование. - СПб.: Питер, 2009. - 400 с.
4. Гребенкин Е.В. Школьная конфликтология для педагогов и родителей. - Ростов н/Д: Феникс, 2013. - 171 с. (Психологический практикум).
5. Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. - СПб.: Пите. - 9-е изд., перераб. - 2016. - 944 с.
6. Почекаева И.С. Воспитание конфликтологической культуры старшеклассников: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01: защищена 24.10.11: утв. 15.04.11. — Пермь, 2010. — 215 с.
7. Райс Ф.,К. Долджин Психология подросткового возраста. - 12-е изд., перераб. и доп. - СПб.: Питер, 2014. - 816 с.
8. Реан А.А. Психология человека от рождения до смерти. - М.: АСТ, 2015. - 656 с.
9. Рыбакова М.М. Конфликты и взаимодействие в педагогическом процессе. - М.: Просвещение, 1991. - 128 с.
© Почекаева И.С., Халаева А.Г., 2016
ЛЕТНИЙ ЯЗЫКОВОЙ ШКОЛЬНЫЙ ЛАГЕРЬ «BRITISH HOLIDAYS»
Елена Евгеньевна Санникова
учитель английского языка МАОУ «Гимназия№ 31», г. Пермь E-Mail: [email protected]
Ольга Алексеевна Вьюгова
учитель английского языка МАОУ «Гимназии № 31», г.Пермь E-Mail: [email protected]
Аннотация. Статья основана на опыте организации языкового лагеря. Рассмотрены цель, задачи, эффективность проекта, особенности организации работы лагеря. Приведено планирование мероприятий по трём направлениям: Британский театр, Великобритания, Летнее Рождество.
Ключевые слова: обучение иностранному языку, языковой лагерь, распорядок дня, Британский театр, носитель языка, спектакль, Великобритания, страноведение, Летнее Рождество, праздники, традиции, портфолио учащегося.
Обучение иностранному языку в гимназии осуществляется не только через урочные, но и через внеурочные формы деятельности. Летний языковой лагерь -это одна из внеурочных каникулярных форм. Проект «British Holidays», летний
233