Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ ИНТЕРЕСОВ В ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ОБЪЕДИНЕНИЙ ТЕХНИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ И ИХ РОЛЬ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ'

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ ИНТЕРЕСОВ В ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ОБЪЕДИНЕНИЙ ТЕХНИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ И ИХ РОЛЬ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
134
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ТЕХНИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО / ТРУДОВОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ / ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гуленков Валерий Александрович

В статье раскрыты основные приоритеты развития творческих интересов обучающихся в системе трудового обучения. В работе показано, что трудовое воспитание является главным звеном воспитания подрастающего поколения. Оно направлено осуществлять социальную и идейно-нравственную составляющую всей трудовой подготовки школьников. В системе трудовой подготовки особое место занимает техническое творчество, которое направлено на формирование у детей идейно - нравственной позиции о труде, волевых качеств, которые в свою очередь формируют человека как личность. Рассматривается организация работы в объединениях технической направленности. Дается анализ методологии и применения технологий, способствующих развитию интереса у разновозрастных групп подростков в области творческих и технических навыков. Проводится анализ влияния технического творчества и трудового обучения на профессиональную ориентацию детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гуленков Валерий Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF CREATIVE INTERESTS IN THE ORGANIZATION OF THE WORK OF THE ASSOCIATIONS OF TECHNICAL DIRECTION AND THEIR ROLE IN THE PROFESSIONAL ORIENTATION

The article reveals the main priorities for the development of students' creative interests in the system of labor training. Labor education is the main link in the upbringing of the younger generation. It is aimed at implementing the social, ideological and moral component of the entire labor training of schoolchildren. In the system of labor training, a special place is occupied by technical creativity, which is aimed at forming in children an ideological and moral position about work, volitional qualities, which in turn form a person as a person. The organization of work in technical associations is considered. The analysis of the methodology and application of technologies that contribute to the development of interest among different age groups of adolescents in the field of creative and technical skills. The analysis of the influence of technical creativity and labor training on the vocational guidance of children is carried out.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ ИНТЕРЕСОВ В ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ОБЪЕДИНЕНИЙ ТЕХНИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ И ИХ РОЛЬ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ»

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Развитие творческих интересов в организации работы объединений технической направленности и их роль в профессиональной ориентации

Гуленков Валерий Александрович,

аспирант кафедры психологии личности и специальной педагогики Владимирского государственного университета имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых (ВлГУ), директор Муниципального учреждения дополнительного образования станция юных техников городского округа Павловский Посад Московской области E-mail: gulenckov.valery2013@yandeх.ru

В статье раскрыты основные приоритеты развития творческих интересов обучающихся в системе трудового обучения. В работе показано, что трудовое воспитание является главным звеном воспитания подрастающего поколения. Оно направлено осуществлять социальную и идейно-нравственную составляющую всей трудовой подготовки школьников. В системе трудовой подготовки особое место занимает техническое творчество, которое направлено на формирование у детей идейно - нравственной позиции о труде, волевых качеств, которые в свою очередь формируют человека как личность. Рассматривается организация работы в объединениях технической направленности. Дается анализ методологии и применения технологий, способствующих развитию интереса у разновозрастных групп подростков в области творческих и технических навыков. Проводится анализ влияния технического творчества и трудового обучения на профессиональную ориентацию детей.

Ключевые слова: дополнительное образование, техническое творчество, трудовое обучение, профессиональная ориентация, творческие способности.

о с

U

см о см

03

Главным принципом воспитания и образования по праву можно считать синтез познания нового, изученного материала с жизнью и трудом. Именно на этот принцип в своих трудах опирались К. Маркс и Ф. Энгельс, считая, что взаимодействие образования с производственным трудом, является сильным средством воспитания подрастающего поколения: «Для всех детей свыше известного возраста производительный труд будет соединяться с обучением и гимнастикой не только как одно из способов увеличения производства, но и как единственное средство для формирования всесторонне развитых людей» [3].

В свою очередь, основываясь на трудах К. Маркса и Ф. Энгельса, необходимо также обратиться к сформулированному положению В.И. Ленина, в котором он пояснил: «Нельзя себе представить идеала будущего общества без синтеза обучения с трудовым воспитанием. Ни обучение без трудового воспитания, ни трудовое воспитание без обучения не смогли бы показать высокие результаты, которые требует современный мир науки и техники» [2]. Руководствуясь вышеизложенным, можно сделать вывод, что трудовое воспитание в современном обществе, является неотъемлемой частью развития человека как личности.

Для развития творческих способностей и интересов обучающихся на сегодняшний день, в области дополнительного образования, созданы многочисленные площадки технического творчества, которые, в свою очередь, открывают широкий спектр выбора объединений по различным направлениям подготовки. Объединения технического творчества создаются для разновозрастных групп подростков. Техника, механизмы, окружающие детей, не только пробуждают в их сознании любознательность, интерес, фантазию, стимул познать, как и почему работает тот или иной механизм, почему летит авиамодель или ракета, но и стремление сделать подобное самостоятельно - своими руками. Если говорить о начальном звене, то у таких воспитанников часто возникает потребность в технической игрушке, которую можно быстро разбирать, собирать и довольно быстро увидеть результат действия этой игрушки. Таким образом, все эти объединения, способствуют развитию технического мышления на примере самых простых механизмов. Принципом вышеперечисленных кружков, является быстрота результата,

которая направлена на побуждение заинтересованности к труду младших школьников.

Главные задачи, которые нужно решать педагогу дополнительного образования, заключаются в правильном применении игровой деятельности и трудового обучения, в рациональном использовании учебного материала для максимального развития интеллектуальной и творческой деятельности обучающихся. Эти задачи распространяют свое действие на все объединения дополнительного образования, независимо от возрастных групп детей. Соревнования с моделями, сделанными своими руками, также занимают особое место в развитии и становлении интереса воспитанников к техническому творчеству. Такие соревнования можно проводить с моделями ракет, самолетов, автомобилей. Соревнования и игры проводятся с моделями на дальность полета, продолжительность полета, точность посадки и т.д. Как правило, воспитанники объединений активно участвуют в таких конкурсах. Кроме этого, для повышения заинтересованности занятий техническим творчеством, особое место можно уделить выставкам, главным критерием которых, является техника и качество изготовления моделей и игрушек, сделанных своими руками.

Важной особенностью объединений технической направленности при развитии творческих и технических навыков является их ориентация на производственный и профессиональный труд. Таким образом, педагоги дополнительного образования нередко включают в свои программы беседы о применении и взаимосвязи технических навыков и способностей с производственным трудом на различных предприятиях нашей Родины. Важнейшим критерием побуждения интереса к трудовому обучению является организация тематических экскурсий, которые проводятся на базе музеев, производственных предприятий различных на-правленностей, позволяющих не только развивать интерес школьников, но и определиться с будущей профессией.

На пути обучения техническому творчеству, из года в год работы детей усложняются. Для них открываются более широкие возможности для выбора работ. Обучающиеся, повышая свои навыки в объединениях, направленных на фундаментальное развитие трудовых качеств, определяются со сферой своей будущей деятельности и переходят в профильные кружки, такие как авиамоделирование, судомоделирование, ракетомоделирова-ние, основы дизайна, робототехника для старшего звена, автомоделирование и т.д., где им приходится создавать и конструировать модели с более сложными техническими механизмами, автоматическими элементами и программным обеспечением. Несмотря на постепенное усложнение образовательного процесса, главным элементом нормальной и прогрессивной деятельности остается педагог дополнительного образования, от него зависит постоянное стремление обучающихся к расширению сферы трудовой деятельности учебного

процесса, популяризация и заинтересованность конкретного вида деятельности объединения. Огромный интерес у воспитанников проявляется к конструированию различных транспортных средств, мотоциклов, квадроциклов, автомобилей и самолетов. Тем самым обучающиеся пытаются осознать научный подход и сделать первые шаги к развитию новой техники будущего. На сегодняшний момент особой популярностью в техническом творчестве пользуется объединение Основы дизайна, в котором перед воспитанниками ставится задача разработки дизайна техники будущего. Все это позволяет активно развивать творческую деятельность и фантазию детей, интегрировав ее с трудовым обучением.

Особое место в развитии не только трудовых, но и спортивных способностей обучающихся занимают объединения автомоделирования, судо-моделирования, авиамоделирования, мотоциклы. Основа этих объединений строится на освоении специальной техники, ее устройств, главным принципом которых является конструирование действующих моделей судов, самолетов, ракет и других видов транспортных средств и техники, предназначенных для проведения спортивных состязаний. В таких объединениях особое внимание уделяется не только строительству и конструированию моделей, но и подготовке воспитанников к участию в соревнованиях. В таких кружках обучающиеся получают навык работы на различных станках и оборудовании, знакомятся с изготовлением различных деталей, при этом учатся выдерживать трудовую дисциплину, знакомятся с устройством двигателей внутреннего сгорания и электродвигателей. Конструируя модели - копии по изготовленным чертежам, ребята получают возможность проанализировать мысли конструкторов, оценить их вклад в развитие машиностроительной и авиастроительной отрасли, проследить поэтапное развитие науки и техники в нашей стране. Практика работы в объединениях вышеуказанных на-правленностей показывает, что уже на 3 году обучения воспитанники, достигшие определенных результатов, начинают интересоваться проектной и научно-исследовательской деятельностью в области техники. Как правило, таких воспитанников необходимо объединить в учебные группы, которые занимаются экспериментальной работой в области науки и техники. Экспериментальная работа в рамках дополнительного образования строится на создании новых двигателей, в изучении термообработки деталей моделей, их покраски, улучшении прочностных качеств деталей с использованием различных композитных материалов.

Таким образом, рассмотрев основы деятельности развития творческих интересов в объединениях технической направленности, организацию и принципы их работы можно сделать вывод о том, что увлеченность техническим творчеством сохраняется и закрепляется в подсознании детей на долгие годы, даже если обучающиеся не становятся конструкторами, пилотами, моряками и кос-

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

монавтами, автогонщиками и инженерами в зависимости от направленности объединения, в котором они обучались, дети, как правило, выбирают профессию и область деятельности той сферы, с которой они знакомились в объединениях дополнительного образования. В свою очередь, занятия моделизмом перерастает в хобби, обогащая досуг и проведение свободного времени.

Анализируя заинтересованность обучающихся к трудовому воспитанию, на базе Муниципального учреждения дополнительного образования станция юных техников городского округа Павловский Посад Московской области, был проведен эксперимент по профессиональной ориентации воспитанников, окончивших программы дополнительного образования в 2018 и 2020 годах. Таким образом, в 2018 году из 100% воспитанников, закончивших обучение по дополнительным общераз-вивающим программам технического творчества, поступили в ВУЗы, колледжи авиационных, космических и инженерных направленностей 20% воспитанников, связав свою жизнь и будущую профессию с увлечением детства. Более 50% процентов, по результатам опроса, предпочли заниматься техническим творчеством в форме хобби. 30% выпускников предпочли другие учебные заведения, не связанные с техникой и трудом.

В 2020 году по результатам опроса выпускников, из 100% воспитанников 25% выбрали учебные заведения, связанные с деятельностью объединений технической направленности, 37% выбрали иные учебные заведения, оставив увлечение техническим творчеством в досуговой форме. 38% воспитанников выбрали учебные заведения, не связанные с техническим творчеством.

По результатам эксперимента, с разницей в 2 года, можно заметить, что количество воспитанников, желающих связать свою жизнь с увлечением по профилю объединений, в которых они ходили, постепенно растет, безусловно, этот показатель зависит от профессиональных качеств каждого педагога дополнительного образования, но также прямо пропорционально растет количество выпускников, не определившихся со своей будущей профессией, и не желающих оставлять увлечение техническим творчеством, оставив его в форме хобби. Это связано с цифровизацией общества в целом. В настоящее время, в социум прочно вошли электронные гаджеты, компьютеры и интернет. Все сферы образовательного процесса также активно внедряют использование электронных интернет устройств в своих технологиях, тем самым, постепенно вытесняется ручной и машинный труд, уходит в прошлое такие профессии, как столяр, краснодеревщик, токарь, фрезеровщик. На смену этим профессиям приходит новое оборудование, которое имеет свое сложное 5 устройство, наделенное искусственным интеллек-§ том, это станки ЧПУ, резчики, гравировальные, ^ фрезеровальные, 3D принтеры и т.д. Несомненно, ° новое оборудование достаточно легко осваивают ав дети и взрослые, но проблема заключается в том,

что обслуживание и ремонт данного сложного оборудования требует от человека специальных знаний, которые закладываются именно с ручным трудом, машинным трудом. К сожалению, в связи с компьютеризацией общества, таких специалистов становится все меньше.

Основываясь на главных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы, следует знать, что правильно поставленное трудовое обучение и профессиональная ориентация, непосредственное участие детей в общественно полезном, производительном - ручном труде являются незаменимыми факторами выработки осознанного отношения к обучению, гражданского становления, нравственного и интеллектуального формирования человека как личности [1].

Анализируя вышеизложенное, мы пришли к выводу, что следует серьезно отнестись к показателям проведенного эксперимента, необходимо обратить внимание на рост детей, теряющих заинтересованность в увлечениях. Педагогам дополнительного образования необходимо выстроить четкую систему методологии и применения технологий, способствующих развитию интереса у разновозрастных групп подростков в области творческих и технических навыков. Как говорил выдающийся педагог К.Д. Ушинский: «Более всего необходимо, чтобы для ребенка сделалось невозможным пустое препровождение времени, когда человек остается без работы в руках, без мысли в голове, потому что в эти минуты портится голова, сердце, нравственность» [4]. Чтобы досу-говое время детей было использовано с пользой, содержательно и увлекательно, как показывает опыт трудовой деятельности, необходима целенаправленная и постоянная работа каждого педагога дополнительного образования. Успех этой деятельности зависит от того, насколько грамотно каждый педагог выстроит свою методологию и поймет свою роль в воспитании подрастающего поколения. Эффективность формирования творческих способностей напрямую зависит от педагогов дополнительного образования, насколько они умеют рационально применять игровую деятельность и формы трудового обучения, соревнования и теоретическую подготовку. Необходимо обратить внимание на правильное соотношение цели и мотивов деятельности каждого объединения дополнительного образования, на сложность деятельности трудового обучения, необходимо строго придерживаться принципа «от простого к сложному», ведь именно все это определяет интерес к труду и к достижению конечного результата.

Литература

1. Андрианов П.Н., Бабкин Н.И., Бешенков А.К. и др. «Трудовая подготовка школьников в СССР и СФРЮ».// - М.: Просвящение; 1985 г. -311 с.

2. Ленин В.И. «Перлы народнического прожектерства» // Полный сборник сочинений, том 2, с. 485

3. Маркс К., Ф. Энгельс, «Капитал» // Том 23 с. 495

4. Ушинский К.Д. «Педагогические сочинения» // - Москва, том 2; 1948 г. - с. 359

DEVELOPMENT OF CREATIVE INTERESTS IN THE ORGANIZATION OF THE WORK OF THE ASSOCIATIONS OF TECHNICAL DIRECTION AND THEIR ROLE IN THE PROFESSIONAL ORIENTATION

Gulenkov V.A.

Vladimir State University named after Alexander Grigorievich and Nikolai Grigorievich Stoletovs (VlSU)

The article reveals the main priorities for the development of students' creative interests in the system of labor training. Labor education is the main link in the upbringing of the younger generation. It is aimed at implementing the social, ideological and moral component of the entire labor training of schoolchildren. In the system of labor

training, a special place is occupied by technical creativity, which is aimed at forming in children an ideological and moral position about work, volitional qualities, which in turn form a person as a person. The organization of work in technical associations is considered. The analysis of the methodology and application of technologies that contribute to the development of interest among different age groups of adolescents in the field of creative and technical skills. The analysis of the influence of technical creativity and labor training on the vocational guidance of children is carried out.

Keywords: additional education, technical creativity, labor training, vocational guidance, creativity.

References

1. Andrianov P.N., Babkin N.I., Beshenkov A.K. and others. "Labor training of schoolchildren in the USSR and Yugoslavia." // - M .: Enlightenment; 1985-311s.

2. Lenin V.I. "Pearls of populist projecting" // Complete collection of works, volume 2, p. 485

3. Marx K., F. Engels, "Capital" // Volume 23 p. 495

4. Ushinsky KD "Pedagogical works" // - Moscow, volume 2; 1948 - p. 359

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.