Научная статья на тему 'Приоритеты и перспективные направления развития дополнительного образования детей и юношества'

Приоритеты и перспективные направления развития дополнительного образования детей и юношества Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3563
278
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ / ПОДРОСТКИ / ЮНОСТЬ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИННОВАЦИИ / НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ / ADDITIONAL EDUCATION / INNOVATION / DIRECTIONS OF DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ахметшина Ирина Анатольевна, Егорова Галина Викторовна, Лосева Алла Аскольдовна

В статье представлен анализ многолетнего опыта работы учреждения дополнительного образования детей, раскрыты структура, основное содержание деятельности и ее специфические особенности как уникальной формы образования, одновременно реализуемой в процессе получения общего или профессионального образования. Показаны возможности дополнительного образования в создании благоприятных условий для активной самореализации личности ребенка, свободы выбора творческих видов деятельности с целью развития интеллектуальных, нравственных, творческих и физических способностей, формирования культуры здорового и безопасного образа жизни, организации досуга и свободного времяпрепровождения. Определены приоритеты и перспективные направления развития учреждения дополнительного образования детей и юношества с учетом региональных особенностей и потребностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ахметшина Ирина Анатольевна, Егорова Галина Викторовна, Лосева Алла Аскольдовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRIORITIES AND PERSPECTIVE DIRECTIONS OF DEVELOPMENT OF DDITIONAL EDUCATION OF CHILDREN AND YOUTH

The article presents an analysis of years of experience of institutions of additional education of children, the disclosed structure, the main content of the activity and its specific features as a unique form of education, at the same time implemented in the process of acquiring General or vocational education. The possibilities of further education in the creation of favorable conditions for active self-realization of the child, freedom of choice of creative activities with the aim of developing intellectual, moral, creative and physical abilities, formation of culture of healthy and safe lifestyles, leisure time and free time. Identified priorities and promising directions of development of institutions of additional education of children and youth, taking into account regional characteristics and needs.

Текст научной работы на тему «Приоритеты и перспективные направления развития дополнительного образования детей и юношества»

9. Лапшин В.А. Структурные компоненты человеческого потенциала // Знание. Понимание. Умение. 2013. № 1. С. 259-263.

10. Пасовец Ю.М. Демографический потенциал современной России в региональном измерении / Социологические исследования. 2011. № 12. С. 60-68.

11. Петров В.М. Человеческие потенциалы и их распределение: проблемы измерений // Человеческий потенциал: опыт комплексного подхода / Под ред. И.Т. Фролова. М.: Права человека, 1998. С. 124-150.

12. Пряжников Н.С. Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достонства. М.: Академия, 2005. 480 с.

13. Реанович Е.А. Смысловые значения понятия «потенциал» // Международный научно-исследовательский журнал.2012. № 7 (7).Ч. 2. С. 14-15.

14. Римашевская Н.М. Социально-экономические и демографические проблемы современной России // Вестник Российской академии наук. 2004. № 3. Т. 74. С. 209-218.

15. Тимина Е.И. Знания как фактор экономического развития // Экономические науки. 2009. №1 (50). С. 121-123.

16. Шапкин В.В. Образование и человеческий потенциал современной России // Теория и практика сервисов: экономика, социальна сфера. Технология. 2010. № 3 (5). С. 19-25.

17. Юдин Б.Г. Человеческий потенциал России: интеллектуальное, социальное и культурное измерения. М.: Институт человека РАН, 2002. 256 с.

Педагогика

УДК 371.8

кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры психологии и социальной педагогики Ахметшина Ирина Анатольевна

Государственное образовательное учреждение высшего образования

Московской области «Государственный гуманитарно-технологический университет» (г. Орехово-Зуево); кандидат биологических наук, доцент, проректор по учебно-методической работе Егорова Галина Викторовна

Государственное образовательное учреждение высшего образования

Московской области «Государственный гуманитарно-технологический университет» (г. Орехово-Зуево); кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры психологии и социальной педагогики Лосева Алла Аскольдовна

Государственное образовательное учреждение высшего образования

Московской области «Государственный гуманитарно-технологический университет» (г. Орехово-Зуево)

ПРИОРИТЕТЫ И ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА

Аннотация. В статье представлен анализ многолетнего опыта работы учреждения дополнительного образования детей, раскрыты структура, основное содержание деятельности и ее специфические особенности как уникальной формы образования, одновременно реализуемой в процессе получения общего или профессионального образования. Показаны возможности дополнительного образования в создании благоприятных условий для активной самореализации личности ребенка, свободы выбора творческих видов деятельности с целью развития интеллектуальных, нравственных, творческих и физических способностей, формирования культуры здорового и безопасного образа жизни, организации досуга и свободного времяпрепровождения. Определены приоритеты и перспективные направления развития учреждения дополнительного образования детей и юношества с учетом региональных особенностей и потребностей.

Ключевые слова: дети, подростки, юность, дополнительное образование, инновации, направления развития.

Annоtation. The article presents an analysis of years of experience of institutions of additional education of children, the disclosed structure, the main content of the activity and its specific features as a unique form of education, at the same time implemented in the process of acquiring General or vocational education. The possibilities of further education in the creation of favorable conditions for active self-realization of the child, freedom of choice of creative activities with the aim of developing intellectual, moral, creative and physical abilities, formation of culture of healthy and safe lifestyles, leisure time and free time. Identified priorities and promising directions of development of institutions of additional education of children and youth, taking into account regional characteristics and needs.

Keywords: additional education, innovation, directions of development.

Введение. Дополнительное образование обеспечивает успешную адаптацию детей к жизни в современном обществе, создает благоприятные условия для профессиональной ориентации, способствует выявлению и поддержке одаренных детей. Актуальность и значимость проблемы сохранения и развития дополнительного образования детей находят свое отражение в научных работах отечественных и зарубежных ученых, таких, как В.А. Березина [1], Н.П. Орлова [2; 3], О.Ю. Рожкова [5], B. Robinson [8], K. Smith [9] и др.

Ключевые аспекты и тенденции развития отечественной системы дополнительного образования детей и юношества обозначены в Распоряжении Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 г. №1726-р, утверждающем Концепцию развития дополнительного образования детей [4]. В Федеральном законе Российской Федерации от 29.12.2012 №273-ФЗ (ред. от 02.03.2016 г.) «Об образовании в Российской Федерации» поясняется, что дополнительное образование «направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени. Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности. Дополнительные

общеобразовательные программы для детей должны учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей» [7, п. 1, ст. 75].

Изложение основного материала статьи. Рассмотрим основные направления развития дополнительного образования детей и юношества на примере Муниципального автономного учреждения дополнительного образования «Дворец пионеров и школьников г. Орска» (далее - Дворец пионеров). Учреждение было основано в 1978 году. На сегодняшний день ему присвоен статус городского методического центра по дополнительному образованию детей.

В структуре Дворца пионеров выделяются информационно-методический центр, отдел художественно-эстетического творчества, социально-педагогический отдел, спортивно-технический отдел, гражданско-патриотический клуб «Наследие», музей пионерской и комсомольской организаций, центр поддержки детских общественных организаций, шесть комплексных образовательных структур и центр дошкольного развития. В целом в образовательной деятельности учреждения реализуются более 90 дополнительных образовательных программ следующей направленности: художественная, социально-педагогическая, туристско-краеведческая, физкультурно-спортивная, техническая и естественнонаучная. Образовательным процессом охвачено более 6000 детей г. Орска в возрасте от 4 до 18 лет, обучающихся в одновозрастных и разновозрастных объединениях по различным интересам: клубах, ансамблях, кружках, секциях, студиях и театрах.

Участие в конкурсном движении является одной из важных составляющих деятельности детских объединений, направленной на повышение качества образовательной и воспитательной деятельности учреждения. Воспитанники с успехом выступают на различного уровня конкурсах, фестивалях, спортивных соревнованиях, что является своего рода показателем целенаправленной работы, профессионализма педагогов по созданию для детей ситуации успеха, мотивации и их самореализации через творческую предметную деятельность. Стоит отметить, что семь коллективов Дворца пионеров носят звание «Образцовый детский коллектив», а именно: Ансамбль народных инструментов «Веселые струнки», руководитель Т.А. Абрамова, салон молодежной моды «Экспрессия», руководитель Н.В. Макушева, ансамбль современного танца «Стиль», руководитель К.В. Коробова; фольклорный ансамбль «Звонка реченька», руководитель Л.А. Петропавлова; детское объединение «Флористический дизайн», руководитель С.А. Жданова; вокальная студия «Консоника», руководитель Н.Л. Перевесенская; ансамбль танца «Мозаика», руководитель К.В. Соклакова.

В настоящее время в учреждении работает более 140 педагогических работников, 67 из них отмечены Правительственными наградами и грамотами (Министерства образования и науки РФ - 15 чел., Министерства образования Оренбургской области - 52 чел.) [3]. Кадровая политика руководства учреждения способствует стабильности педагогического коллектива. Средний возраст педагогов - 44 года, что свидетельствует о наличии опытных педагогов и в тоже время является показателем «старения» кадров [2].

В структуру методической службы учреждения входит информационно-методический центр. Его основным содержанием деятельности является аналитико-диагностическое, программно-методическое и информационно-фондовое обеспечение, повышение квалификации педагогических кадров, выпуск методических периодических изданий (сборники «Методический вестник Дворца пионеров и школьников г. Орска», «Азбука вожатого», детские газеты «Светофор», «ДВПэшка»).

На базе Дворца пионеров работает шесть городских методических объединений педагогов дополнительного образования, структурированных по следующим профилям деятельности: хореография, декоративно-прикладное творчество, техническое творчество, детское движение, дошкольное развитие, методическая деятельность.

Анализ статистических данных и возрастной характеристики обучающихся (по состоянию на 01.06.2018 г.) показывает, что наиболее популярными являются детские объединения художественно-эстетической (1689 чел.), социально-педагогической (731 чел.), культурологической (599 чел.) и физкультурно-спортивной (487 чел.) направленности. Явное преобладание в составе воспитанников числа мальчиков отмечается в объединениях технической и спортивной направленности. Инновационные технологии обучения способствуют неизменно высокому уровню сохранности контингента обучающихся в творческих объединениях, динамика которого отслеживается в течение учебного года. Минимальный отсев воспитанников не является критическим для детских объединений.

Наибольшей популярностью у детей дошкольного и младшего школьного возрастов пользуются детские объединения спортивной (мальчики) и хореографической (девочки) направленности. В основном это обусловлено тем фактом, что выбор направлений дополнительного образования делают в основном родители, основной ценностью у которых является сохранение и поддержание здоровья детей. Дети старше 10 лет делают выбор самостоятельно в соответствии со своими интересами и склонностями. Основной мотив выбора детского объединения в этом возрасте - новые знания, открытия, развитие способностей и подготовка к будущей профессиональной деятельности. В сфере интересов детей находятся компьютерные технологии, спортивные секции, автомоделирование (мальчики), хореография (девочки), экономические и психологические знания. В последние годы возросло число воспитанников детских объединений художественно-эстетической направленности дошкольного возраста, что обосновано социальным заказом родителей на раннее развитие детей, их обучение изобразительному искусству, прикладному творчеству и хореографии.

На протяжении последних лет сохраняется тенденция уменьшения числа воспитанников старшего школьного возраста, что обусловлено общим демографическим положением в нашей стране. Следует отметить, что воспитанники в возрасте 15-18 лет чаще всего выбирают детские объединения военно-патриотической, социально-педагогической, культурологической и физкультурно-спортивной направленности, что является косвенным подтверждением приоритета учебной деятельности и активного самоопределения в выборе профессии.

Однако, с целью привлечения в детские объединения воспитанников старшего школьного возраста учреждению необходимо разработать программу профориентационной работы с подростками, расширить спектр детских объединений спортивного и военно-патриотического профиля, работающих во Дворце пионеров и на базе образовательных учреждений города. Одним из решений обозначенной проблемы может стать активное привлечение подростков к проектной и научно-исследовательской деятельности, что не будет

противоречить объективно существующему приоритету учебной деятельности, активно поддерживаемому родителями и школой.

На базе учреждения создана и успешно функционирует городская Ассоциация детских и юношеских общественных организаций «Юные граждане Орска» (ЮнгОр), которая объединила 35 школьных ДОО в общей численности более трех тысяч детей и подростков. Ассоциация взаимодействует с государственными и социальными институтами: средствами массовой информации, Советом ветеранов г. Орска, Российским союзом молодежи, ветеранами комсомола и др.

В связи с реорганизацией учреждения и присоединения Детско-юношеского Центра «Патриот» обозначилась проблема недостатка педагогов и воспитателей кадетских классов. К тому же, кадровые военные, уволенные в запас и сотрудники органов внутренних дел, как правило, не имеют педагогического образования и опыта работы с детьми. Поэтому организация повышения квалификации кадров воспитателей кадетских классов приобрела особую значимость. Одним из путей решения существующей проблемы стало создание методических объединений на базе структурных подразделений учреждения.

Структурно-образовательная деятельность в учреждении представлена образовательным и культурно-досуговым блоками. Образовательная деятельность осуществляется в пяти структурных подразделениях, специфика образовательного процесса каждого из которых отражена в учебном плане и образовательных программах. Реализация образовательных программ осуществляется в течение учебного года согласно календарному графику в период с 1 сентября по 31 мая. Нововведением учреждения стала организация работы с детьми в течение всего календарного года по программе «Образование без каникул». В летний период организуются самостоятельная исследовательская, творческая деятельность детей, выезд творческих коллективов в профильные смены оздоровительных лагерей, участие в профильных сменах с дневным пребыванием детей, полевых (палаточных) лагерях.

Дворец пионеров удовлетворяет потребности учащихся общеобразовательных школ в рамках интеграции общего и дополнительного образования, предоставляет широкий спектр образовательных услуг на базе образовательных организаций города: активно сотрудничает с общеобразовательными школами города в рамках организации внеучебной деятельности обучающихся и организации кружковой деятельности, реализует сквозные и краткосрочные программы военно-патриотического профиля («Вахта Памяти - Пост №1», «Курсы командного состава», «Страницы истории») и профориентационной направленности.

Следуя принципу индивидуализации образовательного процесса организуется работа по индивидуальным образовательным маршрутам ускоренной программы и для обучающихся с особыми образовательными потребностями, в частности с одаренными и детьми с ограниченными возможностями здоровья. Сроки обучения ребенка по индивидуальному образовательному маршруту определяются отдельно в каждом конкретном случае.

Ежегодно во Дворце пионеров реализуется более 90 дополнительных общеобразовательных программ, которые обеспечены необходимым методическим сопровождением и представляют собой комплекс разделов, образующих целостную систему разнообразных классических, инновационных педагогических форм и методов обучения, отвечающих основным тенденциям развития образования. Вместе с тем, следует отметить низкий уровень вариативности программ спортивного, технического и туристско-краеведческого профиля, что связано с проблемами материально-технического характера и нехваткой подготовленных квалифицированных кадров. Недостаточное количество программ туристско-краеведческой направленности компенсируется организационно-массовой, экскурсионной и образовательной деятельностью музея комсомольско-пионерской славы и историко-мемориального музея гражданско-патриотического клуба «Наследие».

Планируется серьезная работа по корректировке дополнительных общеразвивающих программ в связи с вступлением в силу федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», Приказом Минобрнауки России «Об утверждении Порядка организации осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (от 29.08.2013 г. №1008) и внедрением ФГОС в дошкольном образовании.

Основными направлениями организации воспитательной деятельности являются досугово-развлекательные, культурно-образовательные, просветительские, оздоровительные, активно-творческие дела и мероприятия. В рамках представленных направлений организуется ценностно-ориентированный проект «Мир во мне и я для мира», интеллектуально-познавательный проект «Гений - это просто!», художественно-эстетический проект «Мир искусства, мир вдохновения», спортивно-оздоровительный проект «Здоровый я -здоровая Россия», социально-значимый проект «Твори Добро!», проект профессиональной ориентации «Каков Я, такова Родина моя», проект культурно-массовых мероприятий «Светить всегда!». В рамках указанных проектов разработаны и реализуются комплексные воспитательные программы, к примеру: программа гражданско-патриотического воспитания детей и юношества, программа «В центре внимания -семья», «Культура здоровья», программа развития социальной активности и творческой самореализации юных лидеров детских общественных организаций и органов ученического самоуправления «Каждый выбирает для себя», программа изучения и сохранения культурного наследия «Россия начинается с тебя», программа профилактики детского дорожного травматизма, воспитания культуры поведения на дороге «Город зеленого света» и др.

Анализ воспитательной работы и мониторинг мероприятий по данному направлению деятельности позволяет сделать следующие выводы: наблюдается активизация участия воспитанников в мероприятиях, что свидетельствует о заинтересованности детей и педагогов в проведении коллективно-творческих дел; требуется систематизация воспитательной работы в структурных подразделениях, усиление воспитательного компонента в деятельности педагогов (планы воспитательной работы). Работа по организации свободного времени детей в каникулярное время ведется в рамках проекта «Ура! Каникулы», целью которого является создание условий для организации творческого досуга и физического, духовного, нравственного развития личности ребенка: организация мероприятий для воспитанников учреждения; проведение массовых культурно-досуговых мероприятий для школьников города; проведение мероприятий и организация кружковой работы в городских детских оздоровительных лагерях дневного пребывания.

Информатизация образовательного процесса является сегодня одним из факторов его успешности. В настоящее время Дворец пионеров имеет в своем активе 35 компьютеров, 4 ноутбука, 3 проектора,

достаточное количество множительной и копировальной техники. Педагогам и руководителям структурных подразделений обеспечен свободный доступ к методической литературе и периодическим изданиям, имеющимся в базе информационно-методического центра учреждения, выход в Интернет, что активно используется педагогами при подготовке к учебным занятиям и проведению воспитательных мероприятий. Действует сайт Дворца пионеров ^йр://дворец56.рф), активно используются в формировании имиджа учреждения, работе сайтов детских объединений, их страниц в социальных сетях.

Выводы. Таким образом, анализ результатов деятельности учреждения дополнительного образования обозначил основные приоритеты и проблемы в организации образовательного процесса:

- в сфере реализации образовательных услуг: расширение вариативности образовательных услуг по туристско-краеведческой, физкультурно-спортивной, технической направленности, направлениям деятельности ШОД и уровню реализации образовательных программ (основной и средний); дальнейшая модернизация программно-методического обеспечения образовательного процесса; расширение спектра программ и форм работы с детьми девиантного поведения, с ограничениями в здоровье, одаренными детьми;

- в сфере развития воспитательной системы предполагается разработка программ воспитательной работы по духовно-нравственному, краеведческому, социокультурному, медиакультурному воспитанию и модернизация программно-методического оснащения воспитательной работы;

- в сфере работы с педагогическими кадрами необходимо целенаправленное и систематическое повышение уровня образования и квалификации педагогов дополнительного образования по работе с одаренными детьми; привлечение педагогов к активному участию в работе вебинаров, региональных, всероссийских, международных научно-практических конференций, конкурсах педагогического мастерства и др.

Перспективные векторы развития образовательной среды Дворца пионеров определяются исходя из анализа сложившейся системы работы учреждения, результатов и качества образовательной деятельности. Анализ микросреды учреждения был проведен посредством изучения внутренних конкурентных преимуществ: разнообразия образовательных услуг, степени удовлетворенности потребителей качеством предоставляемых образовательных услуг; сегментации фактических потребителей, социокультурного портрета потребителей образовательных услуг; профессионализма педагогических кадров; внутренних социально-психологических характеристик и социальных мотивов посещения детьми различных творческих объединений.

Активное изучение внешних конкурентных преимуществ осуществлялось с помощью SWOT-анализа внешней и внутренней среды учреждения; изучения потенциальных потребителей (потребительские мотивации, побудительные мотивы, предпочтения потенциальных потребителей образовательных услуг); анализа конкурентной среды.

Таким образом, ключевые тенденции модернизации российской системы образования влекут за собой необходимость существенных преобразований в организации работы учреждений дополнительного образования детей и юношества. В этой связи особо актуализируется поиск инновационной парадигмы дополнительного образования детей, которая должна обеспечить комфортную и безопасную среду в образовательном учреждении, предоставить равные возможности для всестороннего развития и самореализации личности.

Литература:

1. Березина В.А. Дополнительное образование детей в России: учебно-методическое пособие / В.А. Березина. - М.: АНО «Диалог культур», 2007. - 511 с.

2. Орлова Н.П. Дополнительное образование детей и юношества: опыт, проблемы и перспективы / Н.П. Орлова, И.А. Телина // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - Т. 13. - С. 76-80. -URL: http://e-koncept.ru/2015/85016.htm.

3. Орлова Н.П. Современная модель развития учреждения дополнительного образования детей / Н.П. Орлова, Л.В. Головач // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - Т. 27. - С. 31-35. -URL: http://e-koncept.ru/2015/65507.htm.

4. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 г. №1726-р, утверждающее Концепцию развития дополнительного образования детей: официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации. - 2014. - 10 сентября [Электронный ресурс]. - URL: http://минобрнауки.рф/документы/4429 (дата обращения: 12.07.2018).

5. Рожкова О.Ю. К концепции инновационной модели учреждения дополнительного образования детей / О.Ю. Рожкова // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2010. - №4. - С. 46-51.

6. Указ Президента Российской Федерации от 29.05.2017 г. №240 «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства» [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_288278/ (дата обращения: 12.07.2018).

7. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ (ред. от 02.03.2016 г.) «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 12.07.2018).

8. Robinson B. Teacher Education through Open and Distance Learning / B. Robinson, C. Latchem // World review of Distance Education and Open Learning. - Routledge-Falmer, NY, 2003. - Vol. 3.

9. Smith K. Non-formal education / K. Smith // The informal education homepage, First listing: July 1996. Last update: February 05, 2009. - URL: http://www.infed.org/biblio/b-nonfor.htm/06.04.2009

Педагогика

УДК: 37.013.42

кандидат педагогических наук, доцент Байгулова Наталия Васильевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Томский государственный педагогический университет» (г. Томск); магистрант Лилик Дмитрий Николаевич

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Томский государственный педагогический университет» (г. Томск)

СПЕЦИФИКА ПРОЯВЛЕНИЙ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ, СОСТОЯЩИХ В НЕТРАДИЦИОННЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ

Аннотация. В современной России повсеместно наблюдается широкое распространение различных религиозных культов. Вместе с тем, какого-либо существенного противодействия проникновению деструктивных доктрин образовательные организации оказать не в состоянии. Отсутствие легального определения таких понятий как «секта», «тоталитарный культ» и т.п.; отсутствие четкого понимания у специалистов образовательных организаций, с чем конкретно нужно бороться (деструктивность привносимых идей), и, как следствие, нет понимания тех последствий, к которым приводит членство несовершеннолетних в нетрадиционных религиозных объединениях. Настоящая статья на основе анализа критериев деструктивности призвана проанализировать последствия, к которым привело членство несовершеннолетних, находящихся в период своей ранней юности, в нетрадиционных религиозных объединениях.

Ключевые слова: девиантное поведение, несовершеннолетний, период ранней юности, деструкция, нетрадиционные религиозные объединения.

Annotation. In modern Russia there is a widespread spread of various religious cults. At the same time, educational organizations are not able to provide any significant resistance to the penetration of destructive doctrines. The absence of a legal definition of such concepts as "sect", "totalitarian cult", etc.; the lack of a clear understanding of the specialists of educational organizations, what exactly should be fought (the destructive nature of the ideas introduced), and, as a result, there is no understanding of the consequences of the membership of minors in non-traditional religious organizations. This article is based on the analysis of the criteria of destructiveness and is designed to analyze the consequences of the membership of minors in non-traditional religious organizations in the period of their early youth.

Keywords: Deviant behavior, juvenile, early adolescence, destruction, non-traditional religious associations.

Введение. В настоящее время проблема вовлечения несовершеннолетних в деятельность различных нетрадиционных религиозных объединений (далее -НРО) стоит достаточно остро. Особую опасность для личностного здоровья молодежи представляют культы, имеющие в составе своей деятельности деструктивную составляющую. Возраст ранней юности, как известно, имеет специфические особенности в личностной и познавательной сфере. Ввиду происходящих изменений в сферах сознания, деятельности, системы взаимоотношений, несовершеннолетние находятся в «группе риска» попадания под влияние различных деструктивных религиозных идей, что делает возможным проявление девиаций различной направленности.

Изложение основного материала статьи. В связи с широким распространением на территории России новых религиозных организаций, а также организаций уже не новых (существующих достаточно длительное время), но проявляющих высокую миссионерскую активность, все чаще назревает необходимость объективной оценки результатов деятельности таких организаций по отношению к окружающему их социуму. В условиях длительного идеологического вакуума на территории России стали процветать религиозные организации, в том числе транслирующие в социум деструктивную составляющую. Такие религиозные объединения принято называть «секта», «тоталитарный культ», «деструктивная религиозная организация» и т.п. В настоящее время в правоприменительной практике отсутствует строго легальные определения подобных терминов как в национальном, так и в международном праве. Это объективно признается международными правовыми инстанциями [1]. Вместе с тем, данные термины постепенно проникают в акты российской системы образования [2].

Такое внимание, как со стороны правоприменителей, так и общества вызвано значительным влиянием именно деструктивной составляющей, транслируемой адептами НРО, на умы не только взрослых граждан, но и несовершеннолетних. Конечно, особенно актуальна эта проблема для системы образования, призванной организовывать воспитание и развитие подрастающего поколения. Однако, в научном сообществе, а, соответственно, и правоприменительной и образовательной практиках, нет однозначных критериев оценки деструктивности той или иной религиозной группы. В общих чертах признаки деструктивности раскрываются в ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» [3]. К таковым относятся:

• Нарушение общественной безопасности и общественного порядка;

• Экстремистская деятельность;

• Принуждение к разрушению семьи;

• Посягательство на личность, права и свободы граждан;

• Нанесение ущерба нравственности и здоровью граждан, в том числе с использованием, гипнотических воздействий, наркотических и иных психотропных веществ, совершение развратных действий;

• Склонение к самоубийству или отказу от медицинской помощи;

• Создание препятствий для получения обязательного образования;

• Принуждение к отчуждению имущества в пользу религиозной организации;

• Принуждение к отказу от гражданских обязанностей и совершению противоправных действий.

Приведенные признаки деструктивности все же могут служить основой для формулирования более

конкретных критериев оценки деструктивности. Наиболее известной и применяемой в научных кругах и публицистике является система критериев деструктивности, предложенная Е. Н. Волковым [4]. В основу своей системы он положил следующие критерии:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.