Научная статья на тему 'Актуальность современного дополнительного образования в развитии творчества детей'

Актуальность современного дополнительного образования в развитии творчества детей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3639
320
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТЕХНИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ / ТВОРЧЕСТВО / НАЧАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ / SUPPLEMENTAL EDUCATION OF CHILDREN / PEDAGOGICAL SYSTEM / SUPPLEMENTAL EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF A TECHNICAL ORIENTATION / OEUVRE / THE INITIAL TECHNICAL MODELING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Данчук И.И.

Статья посвящена актуальной роли современного дополнительного образования, которое, как педагогическая система, сочетает в себе воспитание, обучение и развитие личности ребенка и создает условия для раскрытия творческого потенциала воспитанников. Примером инновационно-образовательной модели учреждения дополнительного образования технической направленности является региональный ресурсный центр научно-методического сопровождения детского и юношеского научно-технического творчества ОЦТТУ РО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Данчук И.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Актуальность современного дополнительного образования в развитии творчества детей»

Данчук И.И. ©

Доцент, кандидат педагогических наук, кафедра методики преподавания технологии, ДНИ и

дизайна, Южный федеральный университет, педагог ГОУ ДОД «Областной Центр технического творчества учащихся»,

г. Ростов-на-Дону

АКТУАЛЬНОСТЬ СОВРЕМЕННОГО ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В

РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ

Аннотация

Статья посвящена актуальной роли современного дополнительного образования, которое, как педагогическая система, сочетает в себе воспитание, обучение и развитие личности ребенка и создает условия для раскрытия творческого потенциала воспитанников. Примером инновационно-образовательной модели учреждения дополнительного образования технической направленности является региональный ресурсный центр научно-методического сопровождения детского и юношеского научно-технического творчества - ОЦТТУ РО.

Ключевые слова: дополнительное образование детей, педагогическая система, учреждения дополнительного образования технической направленности, творчество, начально-техническое моделирование.

Keywords: supplemental education of children, pedagogical system, supplemental educational institutions of a technical orientation, oeuvre, the initial technical modeling.

В «Концепции структуры и содержания среднего общего образования (в 12-летней школе)» делается акцент на то, что одним из основополагающих принципов обновления содержания образования является его личностная ориентация, предполагающая развитие творческих способностей учеников, индивидуализацию их образования с учетом интересов и склонностей к творческой деятельности [5, 12]. Другими словами, чтобы адекватно реагировать на изменения и новшества, происходящие в современном мире, человек должен активизировать свои творческие способности, развить в себе творчество.

В кратком психологическом словаре под творчеством подразумевается «деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью. Творчество специфично для человека, т.к. всегда предполагает творца - субъекта творческой деятельности» [6, 112].

И.Н. Волков [1] считает, что все дети обладают творческими способностями, и нужно побуждать их к творчеству в самых разных сферах школьной жизни.

Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, творчества (по В. А. Сухомлинскому).

Практика показывает, что развивать способности - это, значит, вооружить ребенка способами деятельности, дать ему в руки ключ, принцип выполнения работы, создать условия для выявления и расцвета его одаренности. Способности не просто проявляются в труде, они формируются, развиваются, расцветают в нем и гибнут в бездействии. Делая что-либо своими руками, школьники развивают внимание и память, приучаются к аккуратности, настойчивости и терпению. Занятия творчеством помогают развивать художественный вкус и логику, способствуют формированию пространственного воображения.

Творческие занятия не только развивают фантазию, но и дают школьнику множество практических навыков. Умение что-нибудь сделать самому позволяет школьнику чувствовать себя увереннее, избавляет от ощущения беспомощности в окружающем его мире взрослых.

© Данчук И.И., 2014 г.

Поэтому для стимулирования творческой деятельности необходимо создание определенных условий: раннее начало; умная, доброжелательная помощь взрослого; доверительная атмосфера сопереживания, сотрудничества; мотивация задания.

На современном этапе одним из основных социальных институтов, который обеспечивает развитие индивидуальных способностей у детей и воспитательный процесс, являются учреждения дополнительного образования, отличающиеся от обычных общеобразовательных учреждений тем, что учащимся предоставляется выбор уровня сложности, вида деятельности, и темпа освоения программы дополнительного образования детей (далее сокращенно ДОД) в определенной сфере.

Новые стандарты общего образования ставят перед образовательными учреждениями всех регионов России широкий комплекс поисково-исследовательских задач. Одна из них -создание благоприятных условий для эффективного формирования у учащихся ключевой компетенции - умения учиться, учиться на протяжении всей жизни. В этой связи существенно возрастает роль и значение системы ДОД.

Учреждения ДОД создают равные «стартовые» возможности каждому ребенку, чутко реагируя на быстро меняющиеся потребности детей и их родителей, оказывают помощь и поддержку одаренным и талантливым обучающимся, поднимая их на качественно новый уровень индивидуального развития [9] .

Учреждения ДОД относятся к особым педагогическим системам.

В педагогике существуют многочисленные варианты применения общей теории систем к анализу педагогической деятельности. Понятие «система» с педагогической точки зрения довольно подробно рассмотрено в работах СИ. Архангельского, Ю.К. Бабанского, В.П. Беспалько, Т.А. Ильиной, Н.В. Кузьминой, Л.Ф. Спирина и др.

Так, Н. В. Кузьмина, вводя понятие педагогической системы, пишет: «Педагогическая система - множество взаимосвязанных структурных и функциональных компонентов, подчиненных целям воспитания, образования и обучения подрастающих поколений и взрослых людей» [7, 11].

Т.А. Ильина понятие «система» трактует как «выделенное на основе определенных признаков упорядоченное множество взаимосвязанных элементов, объединенных общей целью функционирования и единства управления, и выступающее во взаимодействии со средой как целостное явление» [4, 16].

Система представляет собой множество взаимосвязанных компонентов, составляющих определенное целое в своем строении и функционировании (по С.И. Архангельскому); определенную общность элементов, функционирующих по внутренне присущим ей законам (по Ю.К. Бабанскому); любой процесс, протекающий в определенных условиях, в совокупности с этими условиями (по В.П. Беспалько).

Л.Ф. Спирин рассматривает педагогическую систему как любое объединение людей, где ставятся педагогические цели и решаются образовательно-воспитательные задачи [12].

Структуру педагогической системы составляют девять основных компонентов: цель деятельности, субъект педагогической деятельности (тот, кто управляет системой), субъекто-объект деятельности (тот, кем управляют: ребенок, ученик, студент), взаимоотношения «субъект - субъекто-объект», содержание деятельности, способы деятельности, педагогические средства, организационные формы и результат деятельности. Все эти компоненты находятся во взаимосвязи и взаимодействии (по В.П. Симонову и Л.Ф. Спирину).

Поэтому дополнительное образование, как педагогическая система, осуществляющая образовательный процесс, органично сочетающий в себе воспитание, обучение и развитие личности ребенка, социально востребовано, а вопросы и проблемы его нашли отражение в Национальной доктрине образования в РФ, Федеральной программе развития образования и в трудах современных исследователей в области педагогики и психологии.

Так, многими учеными (Е.В. Бондаревская, Б.З. Вульфов, О.С. Газман, М.Б. Коваль, Д.И. Латышина и др.) проанализированы различные аспекты ДОД; в работах Ю.В. Бураковой, С.Л. Васильченко, И.И. Митиной и др. представлен анализ педагогического процесса и работы педагогов во внешкольных учреждениях; ДОД как средство их творческого развития

рассмотрели В.В. Аброухова, В.И. Березина, А.В. Скачков и др.; формирование творческой самостоятельности подростков, развитие их творческих способностей раскрыты в трудах А.В. Елина, А.В. Игнатьевой, Л.Ю. Кругловой и др.

Более подробно обосновали роль ДОД в современных условиях Е.Б. Владова, Л.Г. Логинова, Н.Н. Михайлова, выделяя в своих исследованиях ряд приоритетных факторов такого образования: свободный выбор ребенком видов и сфер деятельности; ориентация на личностные интересы, потребности, способности; возможность свободного самоопределения и самореализации; единство обучения, воспитания и развития; практико-деятельностная основа образовательного процесса [10].

Все вышеизложенное подводит к мысли о том, что дополнительное образование можно в целом охарактеризовать как:

1) образовательное пространство, где задаются множество отношений. Там осуществляются специальные образовательные программы работы разных систем (государственных, смешанных, общественных) по обучению и развитию ребенка и его личности, так как ДОД расширяет практический опыт ребенка. Оно помогает творчески освоить новую для ученика информацию и сформировать умения, навыки и способности, которые можно применять в жизни, на которые современная школа не ориентирована;

2) целенаправленный процесс воспитания и обучения, который ориентируется на развитие профессиональных и личностных качеств ребенка и реализуемых через образовательные программы творческого характера, которые не входят в Госстандарты образования;

3) часть общего и профессионального образования, которая представляет собой процесс и результат формирования личности ребенка в условиях современного мира, предоставляющая детям психолого-педагогические, интеллектуальные, развивающие, образовательные, и другие услуги на основе выбора и самоопределения;

4) дополнительное образование предоставляет детям возможность свободного выбора видов и форм деятельности, направленных на формирование их миропонимания и мироощущения, развитие мотивационной направленности в сфере свободного времени [3].

Перечисленные положения о дополнительном образовании показывают, что многообразие видов деятельности, в которые одновременно включается ребенок, являются одним из важнейших условий развития его разных способностей. «Этому способствует творческий характер деятельности, оптимальный уровень ее трудности для исполнения, должная мотивация и обеспечение положительного эмоционального настроения в ходе и по окончании выполнения деятельности» [10].

Инновации, происходящие в современном информационном обществе, затронули и систему дополнительного образования. Сегодня актуальна совместная работа центров ДОД со школами города. Такая инновационно-образовательная модель предполагает интеграцию основного и ДОД, при этом сближая процессы воспитания, обучения и развития.

С учётом возрастных, психологических особенностей учащихся на каждом этапе обучения меняются и задачи дополнительного образования:

- 1-ая ступень (начальная школа): расширение познавательных возможностей детей, диагностика уровня их общих и специальных способностей, создание условий для последующего выбора дополнительного образования, т. е. своеобразная «проба сил»;

- 2-ая ступень (средняя школа): формирование теоретических знаний и практических навыков, раскрытие творческих способностей личности в избранной области деятельности;

- 3-я ступень (старшая школа): достижение повышенного уровня знаний, умений, навыков в избранной области, создание условий для самореализации, самоопределения личности, её профориентации [11].

Важность сотрудничества предопределена общими задачами образовательных учреждений, регламентированные нормативными документами. К их числу относятся:

1) Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы (указ президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761);

2) Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов (утверждена Президентом РФ 3 апреля 2012 г.);

3) Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден Приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 г. № 373).

Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования согласно вышеуказанного стандарта направлена на обеспечение духовно-нравственного развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе образовательного учреждения, семьи и других институтов общества.

В основу этой Программы положены ключевые воспитательные задачи, базовые национальные ценности российского общества. В Программе одним из планируемых результатов воспитания выделены: формирование у обучающихся на ступени начального общего образования ценностных ориентаций общечеловеческого содержания, активной жизненной позиции, потребности в самореализации в образовательной и иной творческой деятельности; развитие коммуникативных навыков, навыков самоорганизации; формирование и расширение опыта позитивного взаимодействия с окружающим миром и т.д.

Отличительной особенностью ДОД является его воспитательная доминанта, так как в сфере свободного выбора видов деятельности и осуществляется «незаметное», а значит и более эффективное воспитание. «Умение ненавязчиво помогать ребенку в реализации его потенциальных возможностей и потребностей, в решении своих личных проблем, эмоционально и психологически поддерживать его и определяет место дополнительного образования детей в реализации образовательных стандартов нового поколения» [11].

В настоящее время Ростовская область превращается в крупный образовательный регион. Как пример приведем учреждение дополнительного образования ГОУ ДОД Ростовской области «Областной Центр технического творчества учащихся». Этот Центр является неотъемлемой частью всей региональной отрасли «Образование», представлен 23 учреждениями дополнительного образования детей научно-технической направленности всех уровней и широкой сетью технических творческих объединений на базе различных образовательных учреждений, где занимаются более 24 тысяч обучающихся. В учреждениях дополнительного образования технической направленности профилируется около 40 направлений технического творчества от начально-технического до радиоэлектроники.

Областной Центр технического творчества (сокращенно ОЦТТУ) учащихся является инновационным образовательным учреждением, региональным ресурсным центром научно-методического сопровождения детского и юношеского научно-технического творчества, определяет стратегию развития научно-технического, спортивно-технического творчества в Ростовской области. Система научно-технического творчества учащихся содействует эффективному решению проблемы воспроизводства инженерно-технических кадров, создает условия для формирования и развития технических, конструкторских способностей обучающихся, рационализаторской и изобретательской деятельности [2].

В основе деятельности ОЦТТУ лежит кружковая работа, культурно-массовая работа, инструктивно-методическая помощь.

Обучаясь в спортивно-технических кружках, подростки, приобретая технические знания, умения и навыки, в условиях активного творчества учатся самостоятельно разрабатывать и применять конструкторские решения, осваивают основы технических видов спорта: авиа и ракетомодельного спорта, судомоделирования и автомодельного спорта, автомобильного спорта «картинга».

Важно отметить, что спортивно-техническая подготовка, проводимая Центром, является также и одной из составляющих военно-патриотического воспитания и подготовки юношей к Армии, не только формирует позитивную мотивацию к службе в ее рядах, но и позволяет готовить специалистов для Вооруженных Сил России.

В рамках сотрудничества с другими ведомствами по сохранению и развитию технического и научно-технического творчества в области, а также поддержке одаренных детей, Центр организует совместную работу с Всероссийским обществом рационализаторов и

изобретателей, Общероссийской общественной организацией РОСТО, Управлением Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков по Ростовской области, Управлением ГИБДД ГУВД РО, Межрегиональным Северо-Кавказским Союзом офицеров запаса.

В Центре ежегодно проводится свыше 100 мероприятий научно-технического и спортивно-технического направления областного, регионального и федерального уровня, в которых принимают участие около 2000 обучающихся области.

В течение многих лет на базе Областного центра работает региональное отделение Всероссийского аэрокосмического общества «Союз». Вот уже 20 лет представители Станций и Центров технического творчества Ростовской области являются участниками ежегодного Всероссийского конкурса «Космос», который проводится с целью поддержки талантливых детей, увлекающихся космонавтикой [8].

Целью и конечным результатом деятельности данного Центра является воспитанник, который представляет собой личность с развитым потенциалом: нравственным и познавательным, коммуникативным и физическим, раскрывающимся в творчестве, а также обладающий готовностью к самоопределению и к профессиональной самореализации.

При реализации образовательных программ, направленных на развитие личности ребенка, педагоги ОЦТТУ активно применяют различные подходы современной педагогики: индивидуальный подход, психолого-педагогическую поддержку, личностно-ориентированный подход, учитывая склонности и способности детей.

Свои творческие достижения воспитанники Центра демонстрируют во многих региональных и всероссийских массовых мероприятиях: соревнованиях по техническим видам спорта, смотрах, конкурсах, фестивалях научно-технического творчества молодежи, научных конференциях молодых исследователей «Шаг в будущее», Российской конференции «Космонавтика и Ракетная техника», Всероссийской открытой олимпиаде «Созвездие», Российской открытой конференции учащихся «Юность науки».

Обучающиеся Центра представляли свои работы на престижных международных выставках в Китае, Франции, Бельгии, Кувейте, Болгарии, где были награждены медалями и дипломами.

Одним из востребованных направлений центра является кружок «Начально-техническое моделирование».

Начально-техническое моделирование - первая ступень в подготовке детей младшего школьного возраста (от 6 до 12 лет) в области спортивно-технического моделирования. Оно развивает интерес детей к технике. Модели изготовляются из разных материалов. Все модели действующие: летают, плавают, двигаются. Воспитанники также работают с плоскостным манипулятивным конструктором, создают модели из готовых деталей, изготавливают простейшие электрифицированные игрушки.

«Основными задачами направления являются: развитие технических интересов и склонностей детей, развитие конструкторских способностей, формирование умений и навыков работы с различными материалами и инструментами, воспитание культуры труда. На занятиях дети получают первоначальные графические знания и умения, изучают первоначальные конструкторско-технологические понятия, конструируют из плоских и объемных деталей» [8].

На занятиях у воспитанников развивается мелкая моторика рук, образное и логическое мышление, зрительная память, дизайнерские способности, внимание, аккуратность в исполнении работ.

Занимаясь в кружке, ребята раскрывают свои творческие способности, переживают радость созидания, проявляют самостоятельность, качества лидеров и еще одно из современных черт нравственности личности - толерантность, т.к. актуально необходимо сегодня уметь работать в многонациональном коллективе донского региона, учитывая интересы других.

После получения опыта моделирования простейших моделей судов, машин, самолётов, дети могут перейти к конструированию моделей в объединениях спортивно-технического моделирования (судо-, авто- или авиа).

Итак, деятельность современных учреждений ДОД актуальна, так как способствует приобщению школьников к социальным, культурным, историческим ценностям и традициям, развитию самостоятельности, творческих и умственных способностей, умению учиться.

Вывод: дополнительное образование призвано решать важнейшую проблему социального характера, связанную с развитием тех способностей и задатков, которые обеспечат детям саморазвитие в жизни.

Ведь всем известно, что на ребенка в дальнейшей жизни влияют те знания, умения и навыки, заложенные еще в детстве. Поэтому ни родителям, ни общеобразовательной школе, чтобы добиться положительных результатов в работе с детьми, не обойтись без профессиональной помощи и без дополнительного образования.

ДОД является сферой, ориентированной на создание единого образовательного пространства, формирование у школьников целостного восприятия мира, гармонизацию требований по реализации образовательного стандарта нового поколения и создание условий для развития индивидуальных интересов творческого потенциала личности.

Литература

1. Волков И.П. Учим творчеству. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Педагогика, 1988. - 96 с. -(Педагогический поиск: опыт, проблемы, находки).

2. Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Ростовской области «Областной центр технического творчества учащихся» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.official.festivalnauki.ru/organizaciya-uchastnik/9822/gosudarstvennoe-byudzhetnoe-obrazovatelnoe-uchrezhdenie-dopolnitelnogo.

3. Егорова Е.А., Чуракова Н.И. Роль учреждений дополнительного образования и консультационно-образовательных центров в развитии индивидуальных способностей детей // V Международная студенческая электронная научная конференция «Студенческий научный форум» 15 февраля - 31 марта 2013 года [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://sibac.info/index.php/2009-07-01-10-21-16/708-2012-01-20-13-27-53.

4. Ильина Т.А. Структурно-системный подход к организации обучения. - М.: Знание, 1972. - 72 с.

5. Концепция структуры и содержания общего среднего образования (12-летняя школа) // На пути к 12-летней школе: Сб. науч. трудов / Под ред. Ю.И. Дика, А.В. Хуторского. - М: ИОСО РАО, 2000 -С. 3-19.

6. Краткий психологический словарь понятийный аппарат / Под общ. ред. А.В Петровского, М.Г. Ярошевского. - Ростов н/Д.: Феникс, 1999. - 512 с.

7. Кузьмина Н.В. Понятие «педагогической системы» и критерии её оценки // Методы системного педагогического исследования / Под. ред. Н.В. Кузьминой. М.: Народное образование, 2002. С. 7-52.

8. Областной Центр технического творчества учащихся [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //www .untehdon.ru/ octtu.

9. Официальные документы в образовании. - 2002. - № 4. - С. 3 - 31.

10. Павлова Ю.А., Белецкая Е.А.- Роль учреждений дополнительного образования в развитии творческих способностей младших школьников [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.scienceforum.ru/2013/117/5304.

11. Пенягина В.И. Роль и место дополнительного образования детей в реализации образовательных стандартов нового поколения // Дополнительное образование детей на базе образовательных учреждений: опыт, проблемы, перспективы: Материалы научно-практической конференции 27 апреля 2012 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://dopobr.68edu.ru/archives/2388.

12. Спирин Л.Ф. Теория и технология педагогических задач (развивающее профессионально-педагогическое обучение и самообразование) / Под ред. П.И. Пидкасистого. - М.: Рос. пед. агентство, 1997. - 173 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.