Научная статья на тему 'Развитие внешкольного воспитания Оренбуржья во второй половине XX века (на примере однопрофильных внешкольных учреждений технической направленности)'

Развитие внешкольного воспитания Оренбуржья во второй половине XX века (на примере однопрофильных внешкольных учреждений технической направленности) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
157
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРЕНБУРЖЬЕ / ВНЕШКОЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ТЕХНИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ПРЕЕМСТВЕННАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ / ORENBURG REGION / OUT-OF-SCHOOL EDUCATION / ADDITIONAL EDUCATION / TECHNICAL CREATIVITY / EDUCATIONAL INTERACTION / SUCCESSIVE TRANSFORMATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мусафиров Михаил Константинович, Каргапольцева Наталья Александровна

В настоящее время одним из приоритетов государственной образовательной политики становится поддержка и развитие детского технического творчества. Привлечение талантливой молодежи в инженерно-техническую сферу профессионального труда играет важную роль в научно-технологическом развитии страны, росте экономики и безопасности государства. Несомненным ресурсом творческого приобщения одаренных учащихся к миру техники обладает система дополнительного образования, организующая внеурочную деятельность школьников. Объединения технической направленности учреждений дополнительного образования детей призваны стать стартовой площадкой для будущих инженеров, изобретателей, конструкторов, рабочих, владеющих современной техникой. Тем самым определяется необходимость постоянного внимания ученых и практиков к совершенствованию форм и методов педагогической инструментовке этого процесса. Здесь весьма существенным является не только творческий анализ настоящего, но и критическое обобщение опыта, продуктивное познание образовательного прошлого в интересах настоящего и будущего. Нами рассмотрены особенности развития системы дополнительного образования Оренбуржья во второй половине ХХ века в содержательном аспекте приобщения детей к техническому творчеству. Синхронно-диахронный метод, в рамках сравнительно-исторического подхода позволил нам установить, что на протяжении исследуемого периода внешкольные учреждения технической направленности решали следующие задачи: привлечение детей к миру техники; подготовка абитуриентов для учебных заведений технического профиля; военно-патриотическое воспитание молодежи. Однопрофильные внешкольные учреждения технической направленности тесно взаимодействовали с общеобразовательными школами. В региональном образовании станции юных техников и центры технического творчества играли профориентационную роль. Деятельность «Оренбургской областной станции юных техников» заключалась в педагогической и методической организации технического творчества детей и молодежи. Во второй половине ХХ века преодолен значительный спад этой деятельности и наблюдается открытие новых учреждений. Качественное совершенствование педагогической работы с детьми произошло за счет постоянного внимания государства к сфере дополнительного образования, совершенствования форм и методов работы с детьми, преемственного сохранения кадрового потенциала. Ситуация успешного преодоления критических вызовов времени позволила констатировать востребованность учреждений дополнительного образования в региональной системе внешкольного воспитания и образования детей, равно как и необходимость ее дальнейшего прогрессивного существования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мусафиров Михаил Константинович, Каргапольцева Наталья Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DEVELOPMENT OF OUT-OF-SCHOOL EDUCATION IN THE ORENBURG REGION IN THE SECOND HALF OF THE 20TH CENTURY (ON THE EXAMPLE OF SINGLE-PROFILE OUT-OF-SCHOOL INSTITUTIONS TECHNICAL FOCUS)

Currently, one of the priorities of the state educational policy is the support and development of children’s technical creativity. Attracting talented young people to the engineering and technical sphere of professional labor plays an important role in the country’s scientific and technological development, economic growth and the security of the state. The undoubted resource of creative initiation of gifted students to the world of technology is provided by the system of additional education, which organizes the extracurricular activities of schoolchildren. Associations of technical orientation of institutions of additional education of children are intended to become a launching pad for future engineers, inventors, designers, workers who own modern equipment. This determines the need for constant attention of scientists and practitioners to improve the forms and methods of pedagogical instrumentation of this process. Not only a creative analysis of the present, but also a critical synthesis of experience, productive knowledge of the educational past in the interests of the present and the future is very significant. We have considered the features of the development of the system of additional education in Orenburg in the second half of the twentieth century in the substantive aspect of familiarizing children with technical creativity. The synchronic-diachronic method, within the framework of the comparative historical approach, allowed us to establish that during the study period, extra-school institutions of a technical orientation solve the following tasks: to attract children to the world of technology; preparation of applicants for technical educational institutions; military patriotic education of youth. Single-profile out-of-school institutions of technical orientation closely interacted with general education schools. In the regional education, the station of young technicians and centers of technical creativity played a vocational guidance role. The activity of the Orenburg Regional Station of Young Technicians consisted in the pedagogical and methodical organization of technical creativity of children and young people. In the second half of the twentieth century, a significant decline in this activity was overcome and the opening of new institutions was observed. Qualitative improvement of pedagogical work with children occurred due to the constant attention of the state to the field of additional education, improvement of forms and methods of working with children, and the continued preservation of personnel potential. The situation of successfully overcoming the critical challenges of time allowed us to state the relevance of institutions of additional education in the regional system of out-of-school upbringing and education of children, as well as the need for its further progressive existence.

Текст научной работы на тему «Развитие внешкольного воспитания Оренбуржья во второй половине XX века (на примере однопрофильных внешкольных учреждений технической направленности)»

DOI: 10.25198/1814-6457-219-15 УДК 374(091)

Мусафиров М.К.1, 2, Каргапольцева Н.А.2

1Орский индустриальный колледж, г Орск, Россия 2Оренбургский государственный университет, г Оренбург, Россия Е-mail: [email protected]; [email protected]

РАЗВИТИЕ ВНЕШКОЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ОРЕНБУРЖЬЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XX ВЕКА (НА ПРИМЕРЕ ОДНОПРОФИЛЬНЫХ ВНЕШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ТЕХНИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ)

В настоящее время одним из приоритетов государственной образовательной политики становится поддержка и развитие детского технического творчества. Привлечение талантливой молодежи в инженерно-техническую сферу профессионального труда играет важную роль в научно-технологическом развитии страны, росте экономики и безопасности государства. Несомненным ресурсом творческого приобщения одаренных учащихся к миру техники обладает система дополнительного образования, организующая внеурочную деятельность школьников. Объединения технической направленности учреждений дополнительного образования детей призваны стать стартовой площадкой для будущих инженеров, изобретателей, конструкторов, рабочих, владеющих современной техникой. Тем самым определяется необходимость постоянного внимания ученых и практиков к совершенствованию форм и методов педагогической инструментовке этого процесса. Здесь весьма существенным является не только творческий анализ настоящего, но и критическое обобщение опыта, продуктивное познание образовательного прошлого в интересах настоящего и будущего.

Нами рассмотрены особенности развития системы дополнительного образования Оренбуржья во второй половине ХХ века в содержательном аспекте приобщения детей к техническому творчеству. Синхронно-диахронный метод, в рамках сравнительно-исторического подхода позволил нам установить, что на протяжении исследуемого периода внешкольные учреждения технической направленности решали следующие задачи: привлечение детей к миру техники; подготовка абитуриентов для учебных заведений технического профиля; военно-патриотическое воспитание молодежи. Однопрофильные внешкольные учреждения технической направленности тесно взаимодействовали с общеобразовательными школами. В региональном образовании станции юных техников и центры технического творчества играли профориентационную роль. Деятельность «Оренбургской областной станции юных техников» заключалась в педагогической и методической организации технического творчества детей и молодежи. Во второй половине ХХ века преодолен значительный спад этой деятельности и наблюдается открытие новых учреждений. Качественное совершенствование педагогической работы с детьми произошло за счет постоянного внимания государства к сфере дополнительного образования, совершенствования форм и методов работы с детьми, преемственного сохранения кадрового потенциала.

Ситуация успешного преодоления критических вызовов времени позволила констатировать востребованность учреждений дополнительного образования в региональной системе внешкольного воспитания и образования детей, равно как и необходимость ее дальнейшего прогрессивного существования.

Ключевые слова: Оренбуржье, внешкольное воспитание, дополнительное образование, техническое творчество, образовательное взаимодействие, преемственная трансформация.

Musafirov M.K.12, Kargapoltseva N.A.2

1Orsk industrial college, Orsk, Rusia 2Orenburg state university, Orenburg, Russia Е-mail: [email protected]; [email protected]

THE DEVELOPMENT OF OUT-OF-SOHOOL EDUCATiON iN THE ORENBURG REGiON iN THE SECOND HALF OF THE 20TH CENTURY (ON THE EXAMPLE OF SiNGLE-PROFiLE OUT-OF-SCHOOL iNSTiTUTiONS TECHNiCAL FOCUS)

Currently, one of the priorities of the state educational policy is the support and development of children's technical creativity. Attracting talented young people to the engineering and technical sphere of professional labor plays an important role in the country's scientific and technological development, economic growth and the security of the state. The undoubted resource of creative initiation of gifted students to the world of technology is provided by the system of additional education, which organizes the extracurricular activities of schoolchildren. Associations of technical orientation of institutions of additional education of children are intended to become a launching pad for future engineers, inventors, designers, workers who own modern equipment. This determines the need for constant attention of scientists and practitioners to improve the forms and methods of pedagogical instrumentation of this process. Not only a creative analysis of the present, but also a critical synthesis of experience, productive knowledge of the educational past in the interests of the present and the future is very significant.

We have considered the features of the development of the system of additional education in Orenburg in the second half of the twentieth century in the substantive aspect of familiarizing children with technical creativity. The synchronic-diachronic method, within the framework of the comparative historical approach, allowed us to establish that during the study period,

extra-school institutions of a technical orientation solve the following tasks: to attract children to the world of technology; preparation of applicants for technical educational institutions; military patriotic education of youth. single-profile out-of-school institutions of technical orientation closely interacted with general education schools. in the regional education, the station of young technicians and centers of technical creativity played a vocational guidance role. The activity of the orenburg Regional station of Young Technicians consisted in the pedagogical and methodical organization of technical creativity of children and young people. in the second half of the twentieth century, a significant decline in this activity was overcome and the opening of new institutions was observed. Qualitative improvement of pedagogical work with children occurred due to the constant attention of the state to the field of additional education, improvement of forms and methods of working with children, and the continued preservation of personnel potential.

The situation of successfully overcoming the critical challenges of time allowed us to state the relevance of institutions of additional education in the regional system of out-of-school upbringing and education of children, as well as the need for its further progressive existence.

Key words: orenburg region, out-of-school education, additional education, technical creativity, educational interaction, successive transformation.

Вторая половина двадцатого века явилась этапом интенсивного становления региональной системы внешкольного воспитания Оренбуржья, а также периодом её успешной образовательной трансформации в кардинально изменившихся реалиях социально-экономических жизни, наступивших в 90-х годах уходящего столетия. В этом отношении Оренбургская область являет собой пример успешного преемственного развития и содержательного обогащения советской внешкольной системы воспитания в новых российских условиях.

В многогранном влиянии на личностное становление своих воспитанников особая роль принадлежит однопрофильным (специализированным) учреждениям дополнительного образования технической направленности - клубам, станциям, школам, имеющим, как правило, соответствующую материально-техническую базу, сложившуюся репутацию в окружающем социуме, среди детей и родителей.

Техническое творчество детей и молодежи традиционно выступало одним из приоритетных направлений политики советского государства в области образования и воспитания подрастающего поколения [5], [11]. Так, многие знаменитые советские авиаторы и моряки занимались в авиамодельных и судомодельных кружках, формируя отношение к будущей профессии как главному выбору жизни. К их числу следует отнести и имена выдающихся оренбуржцев - В. Синчука и Н. Авдеева, военных летчиков Великой Отечественной войны, Героев Советского Союза, участников авиамодельного кружка при Доме пионеров г. Орска Чкаловской (Оренбургской) области [6, с. 384].

Начиная с середины прошлого века образовательная роль технического творчества детей и молодежи становится еще более значимой в виду растущей потребности промышленности в квалифицированных рабочих и инженерах. Решению вопроса о недопущении дефицита кадров в столь приоритетной для страны отрасли экономики уделялось большое внимание руководящими структурами советской власти [7, с. 93]. В этом отношении система внешкольного воспитания явилась тем образовательным звеном, благодаря которому стало возможным более направленно готовить учащихся и выпускников школ к будущей работе на промышленных предприятиях, ориентировать молодых людей на поступление в средне-специальные и высшие учебные заведения инженерно-технического профиля.

Кружковые занятия, где царила увлекательная атмосфера созидательного труда и технического поиска, в буквальном смысле выдавали многим выпускникам школ своеобразные «путевки» в инженерные вузы. Этому способствовал и растущий интерес детей и молодежи к инженерным профессиям и техническому творчеству, поводом к чему послужили успехи советской науки и промышленности в освоении космоса, развитии передовых технологий, конструировании новых образцов военной техники.

Участие в кружках технического творчества помогало школьникам расширить свои знания и умения, получаемые на уроках труда, в том числе и потому, что важная роль в обучающих программах судо- и авиамодельных учреждений дополнительного образования отводилась работе на станках [12].

Следует отметить, что первые специализированные кружки технического профиля стали создавались в нашей стране начиная с двадцатых годов прошлого века и в середине столетия были чрезвычайно востребованы в обществе. В их числе следует назвать: авиа- и судомодельные, радиокружки, мотоциклетные, киномехаников, фотографов, начального технического моделирования, авто, в том числе и трассовый моделизм, а также объединения по дерево-и металлообработке.

Технические кружки работали также на базе многопрофильных внешкольных учреждений, советских школ и учреждений культуры [10, л. 123-124]. Однако во многом благодаря наличию необходимой материальной базы настоящими организационно-методическими центрами по данному направлению внешкольной работы в городах и районах страны становились станции юных техников [1].

В изучаемый период таким центром в Оренбуржье стала «Оренбургская областная станция юных техников», которая проводила активную работу с детьми, проявлявшими интерес к техническому творчеству и изобретательству. Важной образовательно-педагогической задачей станции являлось предоставление своевременной и необходимой помощи школам Оренбуржья, комсомольским и пионерским организациям в коммунистическом воспитании школьников, в подготовке их к жизни, к физическому труду в промышленности и сельском хозяйстве [9, л. 3]. Областная станция оказывала постоянную методическую поддержку городским и районным станциям юных техников и другим учреждениям, в которых работали технические кружки, помогала в организации тематических областных мероприятий [2].

В 1956 году в самом центре восточного Оренбуржья - городе Орске - открылась станция юных техников, первым директором которой стал Л.М. Василькин [6, с. 397]. Во многом благодаря инициативным усилиям талантливого педагога станция становится образовательно-методическим центром технического творчества детей и молодежи в городе и на востоке области. Здесь начинали свой путь известные не только в Оренбургской области, но и далеко за ее пределами судомоделисты, радисты, авиамоделисты.

Так, А.И. Михайлин - один из тех, кто стоял у истоков орского судомоделизма - пришел в городскую станцию юных техников вместе со своим школьным товарищем в 1958 году. Руководителем судомодельного кружка был Г.В. Евсеев, который умел увлечь детей занятиями, организовать с пользой свободное время ребят. В кружке собирались школьники из разных районов города, делали чертежи своих моделей, мастерили суда, принимали участие в областных соревнованиях, где, как правило, добивались высоких результатов. Отметим, что А.П. Михайлин в дальнейшем стал не только руководителем судомодельного кружка, а впоследствии - директором станции юных техников Советского района города Орска, но и способствовал сохранению и передаче образовательной эстафеты педагогического мастерства. Так, многие из его воспитанников после обучения в педагогических вузах сами становились руководителями кружков и объединений технического творчества детей, сохраняя лучшие традиции отечественной внешкольной педагогики [4, с. 162-163].

Станция юных техников города Орска постоянно оказывала практическую помощь коллегам из ближайших районов, организовывала специальные краткосрочные курсы и семинары для педагогов-внешкольников. Непосредственно на базе станции с шестидесятых по восьмидесятые годы работало около сорока кружков технического творчества, в которых занимались около шестисот обучающихся [8, л. 1-5].

В 60-80-е годы в Оренбургской областной станции юных техников занималось около сорока групп учащихся, а на базе школ Оренбурга функционировали филиалы кружков технической направленности. Наиболее успешно работали кинооператорский, химический, математический и судомодельный кружки, а также кружок юных ракетчиков. Учебно-практическая деятельность творческих объединений осуществлялась с учетом работы школы. В частности, воспитанники станции включались в организацию и проведение опытно-экспериментальной работы, о результатах которой сообщалось школьным учителям [9, л. 11]. Активно транслировался передовой педагогический опыт. Так, разработанная руководителем кружка юных ки-

номехаников В. Евдокимовым программа творческой работы с детьми была успешно внедрена во многих кружках технического профиля системы внешкольного воспитания Оренбургской области [9, л. 13].

В целом период 70-80-х годов стали явился из высших этапов развития технического творчества учащихся Оренбуржья, в том числе, благодаря открытию новых однопрофильных внешкольных учреждений технической направленности, в работе которых большое место отводилось вопросам гражданско-патриотического воспитания [2].

В числе открывшихся однопрофильных учреждений технического творчества: Станция юных техников города Бузулука (1971 г.); Бугу-русланская станция юных техников (1974 г.); Станция юных техников Советского района города Орска (1975 г.); Станция юных техников города Новотроицка; Центр детского технического творчества города Сорочинска (1976 г.); Станция юных техников города Гая; Городская станция юных техников города Оренбурга; Станция юных техников Дзержинского района города Оренбурга (1979 г.); Станция юных техников города Ясного (1981 г.); Центр технического творчества Октябрьского района города Орска (1988 г.); Станция юных техников Промышленного района города Оренбурга (1989 г.) [6, с. 396-402].

Столь прогрессивная тенденция, связанная с постоянным вниманием советского государства к развитию технического творчества школьников, расширению материальной базы и усилению технологической оснащенности внешкольных учреждений технического профиля, существовала вплоть до 90-х годов прошлого века, когда внешкольной (и не только!) системе образования пришлось испытать значительные трудности, а техническое творчество ощутило «чувствительный удар» [3, с. 873].

В девяностые годы начинается процесс образовательной стагнации, а, подчас, и деградации целого ряда внешкольных учреждений технического профиля в Оренбуржье, что было напрямую связано с произошедшими коренными изменениями в социально-экономической и политической жизни страны. Существенное уменьшение финансирования и поддержки си-

стемы внешкольного воспитания со стороны государства наряду с падением интереса к области инженерно-технического образования в становящихся реалиях рыночной экономики обусловили не только резкое снижение значимости технического творчества в глазах детей и молодежи (исключением стали кружки, связанные с управлением ЭВМ и программированием), но и привели к значительному дефициту квалифицированных кадров педагогов-внешкольников [11].

Однако кризисные явления были успешно преодолены: несмотря на объективные экономические сложности, дополнительное образование Оренбуржья, преодолев негатив трансформационных процессов, продолжало поступательных ход своего развития, начиная от укрепления материально-технической базы творческих объединений до открытия новых учреждений различного профиля. Девяностые годы для регионального дополнительного образования - это период внедрения новых форм педагогической работы с детьми, время творческого поиска и успешной реализации долговременных региональных проектов - «Дети Оренбуржья», «Развитие дополнительного образования детей Оренбургской области на период 1996-2000 гг.». Всего за девяностые годы в Оренбургской области открылись 27 учреждений внешкольного воспитания, точнее, «учреждений дополнительного образования детей», согласно новому официальному статусу [12].

В 1997 году в Оренбургской области насчитывалось шестнадцать Станций юных техников, Центров технического творчества [6, с. 396-399]. Был сделан правильный и перспективный шаг по открытию отделов технического творчества при центрах внешкольной работы в десяти сельских районах. Педагогическими коллективами определялись главные направления работы, где, наряду с желаниями детей и родителей, учитывались промышленно-экономические реалии жизни. Так, станция юных техников города Оренбурга развивала малогабаритную технику - багги, картинг, на станции юных техников города Бугуруслана на первом плане было моделирование сельскохозяйственной техники, развивались судомодельный и авиамодельный

виды спорта, а в Центре научно-технического творчества учащихся г. Орска (СЮТ г. Орска) готовили телерадиомастеров, операторов ЭВМ, программистов [4].

Таким образом, начиная со второй половины XX века в Оренбуржье происходит интенсивное развитие региональной системы внешкольного воспитания, в частности, однопрофильных внешкольных учреждений технической направленности, которое - в силу известных социально-экономических и политических причин - сменяется процес-

сом замедления и образовательной стагнации в девяностые годы. Однако, несмотря на случившиеся трудности, большинство специализированных учреждений технического творчества системы дополнительного образования Оренбуржья смогли адаптироваться к новым условиям, творчески перестроить свою работу, реализовать новую кадровую политику, сохранить педагогические коллективы и воспитать новые кадры, в том числе из своих выпускников.

26.12.2018

Список литературы:

1. Болодурин, В.С. Образование в Оренбуржье (XVIII - XX века) / В.С. Болодурин. - Оренбург : ОГПУ, 2008. - 464 с.

2. Доклад о воспитании детей в Сорочинской СЮТ на революционных, боевых и трудовых традициях советского народа. - Со-рочинск, 1983 - Деп. в ЦДТТ г. Орска 1983.

3. Лупандина, М.В. Исторический аспект дополнительного образования детей в сфере технического творчества / М.В. Лупан-дина // Молодой ученый. - 2016. - №3. - С. 871-874.

4. Мусафиров, К.Ф. Шагать в будущее, не забывая о прошлом / К.Ф. Мусафиров. - Орск : МО ДОССАФ РФ г. Орска, 2012. - 256 с.

5. Мусафиров, М.К. Становление и развитие системы внешкольного воспитания в Оренбургской области во второй половине XX в. (историко-педагогический аспект) / М.К. Мусафиров // Научно-педагогическое обозрение. - 2018. - № 3 (21). - С. 231-237.

6. Образование Оренбургской области на рубеже XX - XXI веков. Часть II / Под ред. В.В. Попова. - Оренбург : ООИПКРО, 2004. - 515 с.

7. Пихоя, Р.Г. Москва. Кремль. Власть. Сорок лет после войны, 1945-1985 / Р.Г. Пихоя. - М.: Русь-Олимп: Астрель: АСТ, 2007. -715 с.

8. План работы СЮТ города Орска на первое полугодие 1960-1961 учебного года // ОФ ГАОО. Ф. р-25, Оп. 1, Д. 274. Л. 1-5.

9. План учебно-воспитательной работы Оренбургской областной Станции юных техников на 1962 - 1963 годы // ГАОО. Ф. р-1893, Оп. 3, Д. 3440.

10. Рекомендация Депутатских комиссий горсовета по народному образованию и культуре от 20 ноября 1984 г. «О развитии детского технического творчества в Домах культуры города» // ОФ ГАОО. Ф. р-1, Оп. 8, Д. 1398. Л. 123-124.

11. Смольников, Е.В. Становление и развитие системы дополнительного образования детей в отечественной педагогике (историко-педагогический анализ): автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Смольников Евгений Васильевич. - Ульяновск, 2006. - 28 с.

12. Федеральный закон РФ «Об образовании»: принят Съездом народных депутатов Российской Федерации и Верховным Советом Российской Федерации 10 июля 1992 г. № 3266-1 // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, № 30, ст. 1797.

13. Щетанов, Б. Судомодельный кружок : пособие для руководителей кружков / Б. Щетанов. - М. : Просвещение, 1983. -160 с.

References:

1. Bolodurin V.S. Obrazovanie v Orenburzh'e (XVIII - XX veka) [History of education in Orenburg region (XVIII - XX centuries)]. Orenburg, OGPU, 2008, 464 p.

2. Doklad o vospitanii detej v Sorochinskoj SYUT na revolyucionnyh, boevyh i trudovyh tradiciyah sovetskogo naroda [The report on the education of children at Sorochinsk station of young technicians of revolutionary, military and labor traditions of the Soviet people]. Sorochinsk, Orsk TSDTT, 1983.

3. Lupandina M.V. Historical aspect of additional education of children in the field of technical creativity. Molodoj uchenyj [Young scientist ], 2016, no 3, pp. 871-874.

4. Musafirov K.F. SHagat' v budushchee, ne zabyvaya oproshlom [Move into the future without forgetting the past]. Orsk, MO DOSAAF of the Russian Federation, 2012, 256 p.

5. Musafirov M.K. Formation and development of the system of out-of-school education in the Orenburg region in the second half of the XX century. (historical and pedagogical aspect). Pedagogical Review [Nauchno-pedagogicheskoe obozrenie], 2018, no 3 (21), pp. 231-237.

6. Obrazovanie Orenburgskoj oblasti na rubezhe XX—XXI vekov. CHast'II [History of education in Orenburg region at the turn of XX - XXI centuries. Part II]. Orenburg, OPKRA, 2004, 515 p.

7. Pihoya R.G. Moskva. Kreml'. Vlast'. Sorok letposle vojny, 1945—1985 [Moscow. Kremlin. Authority. Forty years after the war, 1945 - 1985]. Moscow, Olimp, 2007, 715 p.

8. Work plan of the Orsk city station of young technicians for the first half of the 1960-1961 academic year. Orsk branch Of the state archive of the Orenburg region [Archival document]. F. p-25, Op. 1, D. 274. L. 1-5.

9. The plan of educational work of the Orenburg regional Station of young technicians for 1962-1963. State archive of the Orenburg region [Archival document]. F. R. - 1893, Op. 3, D. 3440.

10. The recommendation of the Deputy commissions of the city Council on national education and culture of November 20, 1984 "about development of children's technical creativity In houses of culture of the city". Orsk branch Of the state archive of the Orenburg region [Archival document]. F. p-1, Op. 8, D. 1398, L. 123-124.

11. Smolnikov E.V. Formation and development of the system of additional education of children in the national pedagogy (historical and pedagogical analysis). Extended abstract of candidate's thesis. Ulyanovsk, 2006, 28 p.

12. Federal Law of the Russian Federation "On Education": adopted by the Congress of People's Deputies of the Russian Federation and the Supreme Council of the Russian Federation on July 10, 1992 No. 3266-1. Vedomosti S"ezda narodnyh deputatov Rossijskoj Federacii i Verhovnogo Soveta Rossijskoj Federacii [Vedomosti of the Congress of People's Deputies of the Russian Federation and the Supreme Council of the Russian Federation], 1992, No. 30, Article, 1797.

13. Shchetanov B. Sudomodel'nyj kruzhok: posobie dlya rukovoditelej kruzhkov [Ship modeling circle: a guide for leaders of circles]. Moscow, Obrazovanie, 1983, 160 p.

Сведения об авторах:

Мусафиров Михаил Константинович, преподаватель, методист первой квалификационной категории Орского индустриального колледжа, соискатель кафедры общей и профессиональной педагогики Оренбургского государственного университета E-mail: [email protected] 462422, Россия, Оренбургская обл., г. Орск, ул. Энгельса, д. 32

Каргапольцева Наталья Александровна, профессор кафедры общей и профессиональной педагогики Оренбургского государственного университета, доктор педагогических наук

E-mail: [email protected] 460018, Россия, Оренбургская обл., г. Оренбург, пр-т Победы, 13, ауд. 3319

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.