УДК 373.3:37.035.3 ББК 74.200.53 Л 22
Т.И. Ланцова
Кандидат педагогических наук, декан психолого-педагогического факультета филиала Ставропольского государственного института, г. Железноводск; E-mail: [email protected]
И.В. Иванченко
И.о. директора филиала Ставропольского государственного института, г. Железноводск; E-mail: [email protected]
В.А. Петьков
Доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и психологии Кубанского государственного университета; E-mail: [email protected]
ПРОЕКТНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ
ГОТОВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К ТРУДОВОМУ ОБУЧЕНИЮ И ВОСПИТАНИЮ
(Рецензирована)
Аннотация. Представлены результаты теоретико-практического исследования по проблеме организации трудового воспитания младших школьников средствами проектной деятельности. Для решения обозначенной проблемы в ходе экспериментального исследования произведена апробация авторской проектной технологии формирования готовности младших школьников к трудовому обучению и воспитанию, произведена диагностика личностных качеств младшего школьника, произведена оценка уровня развития структурных компонентов этого вида готовности, выявлены и подтверждены педагогические условия, обеспечивающие эффективность этого процесса. Установлено, что для решения обозначенной проблемы учителю, работающему в начальной школе, требуется понимание не только психолого-физиологических особенностей младших школьников, но и владение методикой проектного обучения трудовой деятельности. Цель данного исследования состоит в изучении особенностей организации трудового воспитания младших школьников средствами проектного обучения.
Реализации обозначенной цели предполагала решение следующих основных задач: исследовать понятийно-категориальный аппарат по данной проблеме, содержание и сущность трудового обучения и воспитания, трудовое воспитание в начальной школе, целесообразность выбора педагогических условий организации трудового воспитания в начальной школе средствами проектного обучения, экспериментальную апробацию педагогической технологии формирования готовности младших школьников к трудовому обучению и воспитанию. В ходе исследования установлено, что в процессе проектного обучения происходят позитивные изменения личности за счёт развития у школьника таких важных качеств, как ответственность, аккуратность, инициативность, самостоятельность, трудолюбие, расширение круга своих интересов. Положительная динамика развития мотивационной, когнитивной и поведенческой компонентов готовности к трудовому обучению и воспитанию у младших школьников, зафиксированная в ходе эксперимента, позволяет сделать вывод об эффективности разработанной проектной технологии формирования готовности младших школьников к трудовому обучению и воспитанию.
Ключевые слова: младшие школьники, готовность школьников к трудовому обучению и воспитанию, проектная технология, педагогические условия.
T.I. Lantsova
Candidate of Pedagogical Sciences, Dean of the Psychological - Pedagogical
Faculty, Branch of Stavropol State Institute, Zheleznovodsk; E-mail: tatia-
I.V. Ivanchenko
Acting Director, Branch of Stavropol State Institute, Zheleznovodsk; E-mail:
V.A. Petkov
Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Department of Pedagogy and
Psychology, Kuban State University; E-mail: [email protected]
DESIGN TECHNOLOGY FOR PREPARING
YOUNGER SCHOOLCHILDREN FOR LABOR TRAINING AND EDUCATION
Abstract. The paper presents the results of theoretical and practical research on the organization of labor education of junior schoolchildren by means of project activity. To solve this problem, during the experimental study, the author's design technology was tested to form the readiness of younger students for labor training and education. The authors diagnosed the personal qualities of a younger student, assessed the level of development of structural components of this type of readiness, and identified and confirmed pedagogical conditions to ensure the effectiveness of this process. It was established that in order to solve the indicated problem, a teacher working in an elementary school should understand not only the psychological and physiological characteristics of junior schoolchildren, but also to master the technique of project training in labor activity. The purpose of this work is to study the peculiarities of the organization of labor education for junior schoolchildren by means of design training.
The implementation of the indicated goal involved solving the following main tasks: to investigate the conceptual and categorical apparatus on this problem, the content and essence of labor education and upbringing, labor education in primary school, the feasibility of choosing pedagogical conditions for organizing labor education in primary school by means of design training, experimental testing of pedagogical technology to form the readiness of younger schoolchildren for labor education and upbringing. During the study, it was established that in the process of project training, positive personality changes occur due to the development of such important qualities among the student as responsibility, accuracy, initiative, independence, hard work, and expanding the range of their interests. The positive dynamics of the development of motivational, cognitive and behavioral components of readiness for labor training and education in younger schoolchildren, recorded during the experiment, allows us to conclude about the effectiveness of the developed project technology for the formation of readiness of younger schoolchildren for labor training and education.
Keywords: junior schoolchildren, readiness of schoolchildren for labor training and education, design technology, pedagogical conditions.
Развитие рыночных отношений в нашей стране ставит перед современной школой задачу воспитания творческой личности школьника, обладающей таким качествами, как дисциплинированность,
трудолюбие, ответственность, работоспособность, лежащими в основе опыта рациональной организации собственного умственного и физического труда. В настоящее время представление о сущности трудового
воспитания школьников наполняется новым содержанием. Оно основано на позициях личностно ориентированного обучения и воспитания, теории развивающего обучения, технологического подхода, парадигме трудовой социализации личности.
Для успешной реализации ФГОС ВО по направлению подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование», профиль «Начальное образование», важным представляется исследование проблемы организации трудового воспитания в начальных классах средствами внеурочной деятельности.
В научных педагогических исследованиях обозначенная проблема трудового воспитания школьника нашла свое отражение в трудах П.Р. Атутова, А.Ф. Ахматова, Ю.К. Васильева, Г.Н. Волкова, Дж. Дьюи, А.И. Кочетова, Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, Н.В. Матяш, В.Д. Симоненко, В.А. Сухомлинско-го, Ю.С. Тюнникова И.Ф. Харламова, С.Н. Чистяковой и др. В данных исследованиях выявляется сущность основных положений теории трудового обучения и воспитания личности, обосновываются принципы, содержание, формы и методы трудового воспитания школьников. Ряд ученых, таких, как А.А. Калюжный, А.А. Горонидзе, Т.Ф. Лысенко и др., разрабатывают в своих исследованиях проблемы подготовки студентов педагогических вузов к трудовому воспитанию школьников. Организация трудового обучения и воспитание младших школьников являются одной из сложных областей работы учителя. Проблема эффективной организации трудового обучения и воспитания младших школьников средствами проектного обучения остается слабо разработанной в контексте современных требований ФГОС НОО [1, 2]. Для решения обозначенной проблемы учителю, работающему в начальной школе, требуется понимание не только психофизиологических особенностей младших школьников, но
и знание методики и современных педагогических технологий трудового обучения и воспитания.
Анализ имеющихся работ по теории трудового обучения и воспитания позволил определить сущность трудового воспитания как сознательного процесса формирования воли к труду, результатом которого является развитие готовности младших школьников к этому виду деятельности. По мнению ряда ученых, основной целью формирования готовности школьника к трудовому обучению и воспитанию является развитие его психологических и практических компонентов [3, 4]. Трудовое воспитание младших школьников начинается с формирования элементарных знаний и навыков в сфере трудовой деятельности в семье и школе, и они могут успешно развиваться в процессе проектного обучения [5, 6].
Выполненный анализ возможностей применения проектных педагогических технологий показал перспективность использования проектного обучения, которое позволяет и успешно интегрировать теорию и практику трудового обучения и воспитания школьников. Рядом исследователей установлено, что применение проектного обучения в образовательном процессе позволяет школьнику самостоятельно получать знания, работая с различными источниками информации, на станках и оборудовании, в педагогическом взаимодействии со сверстниками, педагогами и родителями, развивать коммуникативные компетенции [7, 8]. Кроме этого, проектное обучение органически вписывается в образовательный процесс, не затрагивая при этом содержания обучения, регламентируемого образовательным стандартом. Однако педагогические возможности проектного обучения в трудовом воспитании обучающихся начальных классов в настоящее время используют не в полной мере. Многие учителя начальных классов слабо
владеют методикой его реализации в трудовом обучении и воспитании школьников, испытывая потребность в современном учебно-методическом обеспечении [9, 10].
Организация трудового воспитания школьников на основе проектного подхода может быть представлена в виде педагогической технологии, позволяющей раскрыть механизмы эффективной реализации образовательного процесса и спрогнозировать основные результаты проектной деятельности. Разработанная нами проектная технология трудового обучения и воспитания предполагает реализацию её основных структурных компонентов: целевого, методологического, процессуаль-но-деятельностного, содержательного, оценочно-результативного и рефлексивного.
Целью технологии является формирование готовности младших школьников к трудовому обучению и воспитанию. Образовательные цели проектного обучения реализуются посредством решения комплекса обучающих, развивающих и воспитывающих задач.
Технология базируется на теоретико-методологических основах трудового обучения и воспитания, элементами которых являются педагогические принципы и подходы проектного обучения. Она опирается на положения теории познания, деятельности, закономерности развития личности и педагогического проектирования. В качестве методологических подходов проектного обучения выступают: си-стемно-деятельностный, проблемно-поисковый, исследовательский, субъектный, гуманистический, индивидуально-творческий.
Педагогическими принципами проектного обучения являются: связи теории и практики, природосообраз-ности, доступности и посильности трудовой деятельности, политехнизма, индивидуализации, активности, самостоятельности, развивающего и воспитывающего обучения и др.
Содержание проектного обучения строится в соответствии с содержанием предметной области «технология» и соотносится с целями, задачами и требованиями к организации проектного обучения. Содержательный компонент технологии обеспечивает развитие исследовательских, поисковых, проектировочных, конструктивных и коммуникативных умений школьника.
Процессуально-деятельност-ный компонент технологии отражает специфику используемых форм, средств и методов процесса построения проектного обучения и особенности деятельности субъектов этого процесса. К формам проектного обучения относятся: урок, посвя-щённый подготовке к выбору темы проекта и работе над ним, урок - реализация проекта, урок-презентация и защита проекта, урок-экскурсия, организация домашней работы школьников в соответствии с инструкциями и рекомендациями.
Методы, используемые в проектном обучении: объяснение, рассказ учителя, обоснование проекта, индивидуальная и групповая работа над проектом в соответствии с инструкциями с пособиями, техническими средствами обучения, научно-методической литературой, педагогическим наблюдением, эксперимент, оформление результатов проектного исследования. Средствами проектного обучения школьников являются источники научной информации, учебное и лабораторное оборудование и инвентарь, наглядные пособия, картинки, слайды, видеозаписи, материалы для оформления результатов исследования и др.).
Виды совместной и индивидуальной деятельности субъектов проектного обучения (школьников, учителей и родителей). Деятельность учителя: организаторская, инструктивная, консультативная, оценочно-диагностическая, рефлексивная.
Эффективность проектного обучения школьников во многом
определяется готовностью учителя к этому виду деятельности. Нами определены знания, умения, навыки и содержание опыта, составляющие проектную компетентность педагога, определяющие готовность учителя к организации проектной деятельности.
Коллективная и индивидуальная деятельность обучающихся: поисковая, исследовательская, учебно-познавательная, конструктивная, творческая, коммуникативная, рефлексивная. Внедрение проекта предполагает активное включение школьников в проектную деятельность, которая представляет собой последовательную реализацию следующих элементов: интерес, потребность, ценность, мотив, цель, сбор информации, её анализ, выбор лучшего варианта, планирование, подбор средств, проектные действия, получение и анализ результата, оценка, рефлексия.
Деятельность родителей заключается в оказании помощи ребёнку при выполнении домашней работы по проекту. Экспериментальное исследование, организованное и проведённое в 2018-2019 учебном году в базовой общеобразовательной школе филиала Ставропольского государственного педагогического института в г. Железноводске, заключалось в диагностике параметров, соответствующих предлагаемым нами педагогическим условиям и апробации технологии.
На основе результатов методов диагностики нами были отобраны следующие методики: методика «Незаконченных предложений» (Её цель: определение уровня знаний детей о труде, ценности труда, о собственных способностях, знаниях и квалификации); методика «Методы выявления уровня трудолюбия» Г.А. Урунтаева (Её цель: определение уровня трудолюбия детей младшего школьного возраста, уровень мотивации); методика «Оценочный лист» (Её цель: выявление особенностей поведения детей в процессе
работы, в коллективе, со сверстниками в процессе работы). В итоге выявили недостаточный уровень трудовой образованности и готовности младших школьников в области трудового воспитания.
С целью определения эффективности экспериментальной работы нами разработаны критерии по каждому структурному компоненту (мотивационному, когнитивному, поведенческому), на основе которых были выявлены уровни сформиро-ванности готовности к трудовому обучению и воспитанию у младших школьников. Уровневые характеристики готовности к трудовому обучению и воспитанию у младших школьников выглядят следующим образом:
Высокий уровень (креативный)
- обучающиеся обладают большим багажом знаний; умеют самостоятельно использовать полученные знания на практике в различных ситуациях, умеют самостоятельно планировать свою деятельность, отыскивать и анализировать необходимую информацию, успешно и безошибочно выполняют сложные технологические операции; обладают полностью сформированными навыками самоконтроля; проявляют трудолюбие, бережливость к результатам труда; владеют навыками эффективного взаимодействия со сверстниками. Средний уровень (репродуктивно-исполнительный)
- обучающиеся имеют достаточные знания, способны использовать полученные знания только в привычной ситуации, с помощью педагога составляют план проекта, обладают отдельными элементами навыков самоконтроля; волевые проявления обусловлены отношением к трудовой и проектной деятельности, охотно налаживают сотрудничество со сверстниками, однако нуждаются в помощи педагога или родителей.
Низкий уровень (элементарный)
- обучающиеся имеют низкий уровень знаний, не могут самостоятельно планировать работу по проекту,
самоконтроль практически не развит, при выполнении трудовых операций допускают большое количество ошибок, волевые качества практически не сформированы, не умеют налаживать сотрудничество со сверстниками. По завершении эксперимента нами проведён сравнительный анализ результатов опытно-экспериментальной работы, которые характеризуют уровень сформиро-ванности готовности к трудовому обучению и воспитанию у младших школьников. Данные по развитию компонентов этого вида готовности представлены в таблицах 1-3.
После проведения формирующего этапа эксперимента доминирующим уровнем развития когнитивного компонента готовности в экспериментальной группе стал высокий уровень. Школьники показали высокий уровень знаний о роли труда для человека, в области труда различных профессий.
Анализ развития поведенческой составляющей также имел
Материалы таблицы свидетельствуют о том, что в экспериментальной группе в результате использования проектного обучения у детей появились интерес и мотивы, которые проявились большом желании выполнять различные задания в области трудовой деятельности. Вырос процент положительного отношения к трудовой деятельности.
При сравнении результатов развития когнитивного компонента нами зафиксирована положительная динамика в экспериментальной группе (таблица 2).
положительную динамику в экспериментальной группе, данные зафиксированы в таблице 3.
Из таблицы следует, что в экспериментальной группе после проведения формирующего эксперимента наблюдается положительная динамика развития уровней поведенческого компонента, который характеризуется отношением школьников к трудовому
Таблица 1
Развитие мотивационного компонента готовности к трудовому обучению и воспитанию у младших школьников
Уровни Констатирующий этап эксперимента Контрольный этап эксперимента
контрольная группа экспериментальная группа контрольная группа экспериментальная группа
Низкий 51% 29% 28% 7%
Средний 49% 71% 72% 73%
Высокий 0% 0% 0% 20%
Таблица 2
Развитие когнитивного компонента готовности к трудовому обучению и воспитанию у младших школьников
Уровни Констатирующий этап эксперимента Контрольный этап эксперимента
контрольная группа экспериментальная группа контрольная группа экспериментальная группа
Низкий 22% 9% 8% 0%
Средний 48% 51% 52% 41%
Высокий 30% 40% 40% 59%
Таблица 3
Развитие поведенческого компонента готовности к трудовому обучению и воспитанию у младших школьников
Уровни Констатирующий этап эксперимента Контрольный этап эксперимента
контрольная группа экспериментальная группа контрольная группа экспериментальная группа
Низкий 29% 2% 3% 1%
Средний 61% 88% 57% 48%
Высокий 10% 10% 40% 5 %
процессу. Они стали более ответственными, добросовестными, чаще проявляют инициативу в работе, охотнее работают в команде, предлагают рациональные способы организации труда и готовы к работе.
Показатели контрольного этапа эксперимента доказывают положительную динамику развития мотивационной, когнитивной и поведенческой составляющих готовности к трудовому обучению и воспитанию у младших школьников. В ходе опытно-экспериментальной работы были выявлены, научно обоснованы и апробированы педагогические условия эффективного использования проектной технологии в развитии готовности к трудовому обучению и воспитанию у младших школьников:
- конструирование содержания проектной деятельности в области трудового обучения и воспитания с учётом интересов, потребностей и мотивов школьника и возможностями ребенка;
- широкое применение активных форм, методов и технологий в проектном обучении, способствующих более осознанному выполнению трудовой деятельности;
- организация продуктивного педагогического взаимодействия субъектов проектной деятельности (педагог, обучающийся, родители), базирующихся на принципах педагогики сотрудничества, взаимопомощи, педагогической поддержки.
Таким образом, изучение возможностей реализации авторской проектной технологии формирования готовности младших школьников к трудовому обучению и воспитанию позволило установить, что использование проектного обучения открывает им более широкие возможности для познания окружающей действительности, школьники приобретают навыки систематизации и закрепления знания, расширяют свой кругозор. В ходе проектного обучения происходят позитивные изменения личности за счёт развития у школьника таких важных качеств, как ответственность, аккуратность, инициативность, самостоятельность, трудолюбие, расширение круга своих интересов. Данные эксперимента доказывают положительную динамику развития мотивационного, когнитивного и поведенческого компонентов готовности к трудовому обучению и воспитанию у младших школьников.
Примечания:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки РФ. 2-е изд. М.: Просвещение, 2011. 31 с.
2. Демкина, Е.В. Педагогическое взаимодействие учстников образовательного процесса / Е.В. Демкина, С.А. Хазова // Учебное пособие / Адыгейский государственный университет. Майкоп, 2018.
3. Аксенов Д.Е. О трудовом воспитании: учеб. пособие. М.: Просвещение, 2002. 336 с.
4. Психологические основы трудового воспитания школьников / под ред. Э.А. Фарапонтовой. М.: Профиздат, 1988. 254 с.
5. Матяш Н.В., Симоненко В.Д., Хохлова М.В. Проектная деятельность младших школьников в процессе обучения технологии. Брянск: Изд-во БГУ, 2003.200 с.
6. McCormick. Conceptual Procedural Knowledge // International Journal of Technology and Design Education, 2015. Р. 152-159.
7. Чернышенко И.Д. Трудовое воспитание школьников. М.: Просвещение. 2006. 232 с.
8. Петьков В.А., Реутов Л.П. Концептуальные основы развития универсальных учебных действий младших школьников // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. 3, Педагогика и психология. 2014. Вып. 2(136). С. 52-58.
9. Атутов П.Р. Технология и современное образование // Педагогика. 1996. № 2. С. 11-14.
10. Серебрянников Л.Н. Комплексная технологическая подготовка школьников: монография. Ярославль, 2017. 525 с.
References:
1. Federal State Educational Standard of Primary General Education / Ministry of Education and Science of the Russian Federation. 2nd ed. Moscow: Prosveshchenie, 2011. 31 pp.
2. Demkina E.V. Pedagogical interaction of participants of the educational process / E.V. Dyomkina, S.A. Khazova // A manual / Adyghe State University. Maikop, 2018.
3. Aksenov D.E. On labor education: a manual. Moscow: Prosveshchenie, 2002. 336 pp.
4. Psychological foundations of labor education of schoolchildren / ed. by E.A. Farapontova. Moscow: Profizdat, 1988. 254 pp.
5. Matyash N.V., Simonenko V.D., Khokhlova M.V. Project activity of younger students in the process of teaching technology. Bryansk: BSU Publishing house, 2003. 200 pp.
6. McCormick. Conceptual Procedural Knowledge // International Journal of Technology and Design Education, 2015. P. 152-159.
7. Chernyshenko I.D. Labor education of schoolchildren. M.: Prosveshchenie. 2006. 232 pp.
8. Petkov V.A., Reutov L.P. Conceptual bases of the development of universal educational actions of junior schoolchildren // Bulletin of the Adyghe State University. Ser. 3, Pedagogy and Psychology. 2014. Iss. 2 (136). P. 52-58.
9. Atutov P.R. Technology and modern education // Pedagogy. 1996. No. 2. P. 11-14.
10. Serebryannikov L.N. Complex technological training of schoolchildren: a monograph. Yaroslavl, 2017. 525 pp.