Научная статья на тему 'Троицкий Е.С. Русская этнополитология: Учебное пособие для вузов: в 3 т. М., 2001 - 2003.'

Троицкий Е.С. Русская этнополитология: Учебное пособие для вузов: в 3 т. М., 2001 - 2003. Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
209
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Троицкий Е.С. Русская этнополитология: Учебное пособие для вузов: в 3 т. М., 2001 - 2003.»

Троицкий Е.С. РУССКАЯ ЭТНОПОЛИТОЛОГИЯ: УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ ВУЗОВ: В 3 Т. М., 2001 - 2003.

Написание этого, как и предшествующих трудов («Русская нация», «Что такое русская соборность? », «О Русской идее», «Любовь к Отечеству - движущая сила его возрождения» и др.), вызвано «необходимостью противостояния изощренным попыткам колонизации России, неотложностью предотвращения вымирания русского этноса - основы Государства Российского» (т. 1, с. 10 и др.).

В результате всестороннего глубокого рассмотрения национальных отношений в России и за рубежом, а также соответствующей литературы Троицкий дает такое определение: «Русская нация - это устойчивая, по крайней мере частично организованная общность людей, исторически сложившаяся на базе православной веры, вобравшей в себя и прежние духовные ценности, на основе соборности, общности языка, великой культуры, государственности, обширной территории, экономической жизни, национального самосознания, психологии, Русской идеи, национальных интересов». (т. 1, с. 37, 67).

Троицкий показывает методологическую ошибку, опасность и вред противопоставления или даже замены русской нации, Русской идеи «российской». Российское начало включает державность, общегосударственный патриотизм, многонациональность, общую гражданскую принадлежность всех россиян, территориальность, общие международно-политические интересы, совместную заботу о многотрудном процессе возрождения и развития единого общероссийского рынка, другие важнейшие качества и соборные аспекты жизни нашей страны. И русские, и российские начала дороги и ценны, они должны взаимно дополнять и обогащать друг друга.

Не все было плохо и в общности «советский народ», которая объединяла этносы, растила могущество сверхдержавы. «Как представляется, русские патриоты в своей политике, пропагандистской работе могут использовать то доброе, что было во взаимоотношениях советских республик в прошлом» (т. 1, с. 64).

Беда заключалась в том, что интернационалистская власть заботилась в основном об интересах других народов, а русская нация оказалась на втором плане, хотя по-прежнему осуществляла наибольшие трудовые усилия, давала львиную долю налогов, несла наибольшие жертвы в защите страны. Ущемлялись экономические, политические и духовные интересы русского народа. Под прикрытием извращенного лозунга пролетарского интернационализма насаждались антигосударственные, антироссийские, русофобские взгляды.

Традиционное патриотическое самосознание нашего народа получило бранную кличку «великодержавного шовинизма». Один из главных вдохновителей борьбы с «великорусским шовинизмом» Бухарин требовал, чтобы «мы в качестве бывшей великодер-

жавной нации поставили себя в положение более низкое по сравнению с другими». «Главная наша задача, - подчеркивал Троцкий, - раздавить русский патриотизм». В поэме «Безусый энтузиаст» (1930) предлагалось

...Минина расплавить,

Пожарского ... зачем им пьедестал.

Довольно нам двух лавочников славить

Их за прилавками Октябрь застал.

Как жаль, что мы им не свернули шею!

Оно, наверно, было бы подстать.

Подумаешь - они спасли Расею!

А может, было б лучше не спасать?..

На Бородинском поле - стенах мемориального монастыря - намалевали гигантскую надпись: «Довольно хранить наследие проклятого прошлого!», оскверняли могилы героев, павших в сражении. В школе при чтении даже Пушкина

Зима!.. Крестьянин, торжествуя,

На дровнях обновляет путь.

детей спрашивали, что здесь неправильно. Оказывается, крестьянин никак не мог торжествовать при крепостном праве, а «феодал Пушкин» защищал интересы помещиков. Пролеткультовцы, троцкисты и т.п. пытались «сбросить с корабля современности» также Достоевского и Толстого, Есенина и Маяковского, Горького и Шолохова, других классиков русской культуры.

После разрушения СССР Россия по международным стандартам превратилась в национальное государство: русские стали в нем преобладающим большинством - свыше 80 % жителей страны. Но «права русской нации ... по-прежнему ущемляются », что ведет к беззакониям, преступлениям вплоть до терроризма. (т. 1, с. 162 и др.). Государствообразующий народ вообще даже не упоминается в Конституции Российской Федерации 1993 г. В связи с этим Троицкий предлагает следующую формулировку 1-й статьи I главы Конституции РФ: «Россия есть демократическое федеративно-правовое государство русского и других коренных народов страны» (т. 1, с. 161). «Далее необходимо добиваться пропорционального представительства русских в органах власти, бизнесе, учреждениях культуры и т. д.» (т. 1, с. 163).

Важным признаком нации автор определяет ее самосознание. «Характерные черты духовного облика русских людей: любовь к Родине, уважение к другим народам, трудолюбие, ясный ум, храбрость, стойкость в преодолении трудностей, подвижничество, инициатива, терпение, демократизм, артельный дух, чувство юмора и т. д.» (т. 2, с. 236). Вместе с тем вслед за Достоевским («самоуважение нам нужно, а не само-

оплевывание») он призывает русских не проявлять национальной застенчивости, скромности, самоуничижения, неуместных под нечестивым давлением иноплеменных демагогов. Страшным, крайне разрушительным недугом господствующего класса Троицкий называет «чужебесие» (космополитизм), перерастающее в геноцид русского народа.

Соборность автор определяет как единство свободных людей на основе христианской любви, преданности своему Отечеству, совместной деятельности. Истоки соборности он видит в крестьянской общине и работничьей артели, вечевых собраниях и государственных институтах, церковных и земских соборах, монархических устоях государства, крепких боевых дружинах братьев по оружию. Ярким примером соборности является то, как 8 тыс. русских рабочих, объединенных в артели, за 10 лет построили Транссибирскую магистраль.

Соборность не ограничивалась единством по национальному признаку. Россия была империей, но без колоний, союзом народов, спаянных единым рынком, выгодным для всех этносов, объединением оборонных интересов. Голландцы, немцы, французы, грузины, литовцы, татары были представлены в высших классах в таком соотношении, которое намного превосходило их долю в составе населения России. Люди некоторых регионов (Остзейский край, Польша, Финляндия) имели больше политических, гражданских прав, чем жители коренных русских губерний.

При Советской власти соборность трансформировалась и продолжилась в поощрении коллективизма и критике индивидуализма, обобществлении основных средств производства и создании сельхозартелей, совместном отражении империалистической агрессии в годы Великой Отечественной войны и восстановлении после нее народного хозяйства, освоении целины и северных регионов, деятельности партийных, профсоюзных, комсомольских и других организаций. В 90-е гг. это стали называть «советской соборностью».

Тенденции к единению есть и в современной России. Их действие тормозится разрывом хозяйственных связей между республиками, краями, областями, отраслями народного хозяйства, засильем зарубежных конкурентов на внутреннем рынке России. Пропагандисты западного образа жизни подрывают отечественные духовно-нравственные ценности, вбивают клин между поколениями отцов и детей, мужчин и женщин, этносами, классами, слоями и профессиональными группами. Негативна в этом отношении и деятельность зарубежных конфессий, тоталитарных сект.

Но без опоры на общинные, коллективистские традиции, сочетающиеся с инициативой, предприимчивостью, не возродить и не развить современную экономику, общество, духовность, национальное государство. Невозможно это и без опоры на крепкую семью, внутреннюю соборность каждого человека.

Очень убедительно показывает автор насущнейшую необходимость всеславянской соборности (единения) на основе кровного родства, общих культур-

ных ценностей, близости славянских языков и др. Это всячески замалчивают, искажают, отрицают, хотя созданы и действуют организации арабских государств, мусульманских государств и т. п.

Очевиден и следующий вывод автора: «Подлинная соборность не может не быть экологической. Из-за отравления земли, воды и воздуха погибают леса и моря, растения и животные. Люди сами разрушают свою жизненную основу. Но... разум и нравственно-соборное мышление должны возобладать!» (т. 3, с. 59).

Зарождение Русской идеи Троицкий обоснованно относит в глубину тысячелетий, к принятию христианства, а не к XIX в., когда Достоевский в «Объявлении о подписке на журнал «Время» на 1861 год» впервые применил термин «Русская идея» для выражения сущности нашей самобытности и всечеловеч-ности. Троицкий главным в Русской идее считает идею державности, государственности.

Задолго до 1917 г. возникло «чужебесие» - слепое поклонение, заискивание перед всем зарубежным, в том числе перед худшими образцами быта, культуры и политики. Засилье иностранного сковывало развитие Отечества. Пагубные для России явления усилились после Февральской революции 1917 г. По свидетельствам современников, слова «Россия», «Родина», «Отечество» стали «почти неприличными и из употребления на митингах были совершенно изъяты».

Создание независимого и сильного Советского государства в определенной степени соответствовало Русской идее, а недооценка национальных, религиозных, многих культурных ценностей Отечества подрывала это государство. Но стремления к самобытности, национальной независимости, державности еще сохранились.

В современных условиях Русская идея - это ориентация на «русский, соборно-общинный, социализм» со смешанной экономикой, где достойное место займут государственный, частный и кооперативный секторы экономики, считает Троицкий. Участие иностранного капитала должно служить не грабительской проамериканской глобализации, а государственным, общенародным интересам России, ее независимости, развитию отечественных производительных сил, предотвращению безработицы, тунеядства и криминала.

Для торжества Русской идеи необходимо формирование многочисленного нового национального, патриотически настроенного среднего класса преимущественно на традиционной отечественной основе и с учетом опыта других стран. В состав этого класса входят техническая интеллигенция, офицерский кадровый состав, высококвалифицированные специалисты рабочих профессий, предприниматели всех видов мелкого и среднего бизнеса, изобретатели как неотъемлемая основа управления и НТР.

Высокоэффективный, сознательный, патриотический труд обеспечит действительное воплощение Русской идеи в жизнь.

Велика ответственность деятелей науки и культуры по разъяснению государствообразующей роли русского народа в современных условиях, усилению его

единства и активности, по защите русского языка, восстановлению народных традиций, обычаев и обрядов. «Нам надо, вдохновляясь героями прошлых эпох, преодолеть нынешний упадок России!». «Русское слово -душа движения к воссозданию славянского единения, которое будет способствовать и расцвету национальных культур и национальных языков народов-братьев, подвергающихся ныне неоколониальному угнетению и настоящему геноциду со стороны США и других стран «золотого миллиарда» (т. 2, с. 181, 204).

Таким образом, Русская идея рассматривается в единстве со Славянской идеей. «Русская идея - подлинная доктрина дружбы народов, чуждая ксенофобии» (т. 3, с. 204).

Движущей силой преодоления кризиса российского общества Троицкий рассматривает патриотизм. «Традиционная преданность нации, основанная на стародавних навыках общинности, соборности, артельно-сти, инициативы, предприимчивости, гораздо больше отвечает потребностям постиндустриального общества, чем культивируемые анархическим капитализмом эгоизм, «война всех против всех», поскольку новейшие информационные технологии требуют тесного взаимодействия и взаимопомощи людей, пусть и из побуждений национальной солидарности» (т. 1, с. 374).

Для возрождения России очень нужны все виды патриотизма: 1) российский, государственный, державный, сформировавшийся на базе общих интересов и ценностей Российской Федерации; 2) национальный (однонациональный) патриотизм русской, татарской, башкирской и других наций и народностей; 3) местный, или региональный, характеризующийся привязанностью, любовью к родному краю, городу, деревне, улице и т.д. Все эти виды патриотизма должны

находиться в гармонической, взаимоукрепляющей связи.

Патриотизм во многом совпадает с нормальным здоровым национализмом. Оба эти термина в позитивном смысле употреблял И.А. Ильин. Троицкий ссылается и на американского исследователя этой темы К. Хейса, трактовавшего национализм как «современный эмоциональный сплав двух весьма старых явлений - национальной принадлежности и патриотизма». То есть порицать нужно не национализм вообще как таковой, а ксенофобию, шовинизм, расизм, фашизм либо, наконец, агрессивный национализм. А нормальный здоровый русский национализм всегда был основой государственного патриотизма.

В книгу органически включены работа Н.Е. Троицкой «Русская цивилизация между Востоком, Западом и Югом» (т. 1), приложения: «О возрождении и развитии русского народа» - резолюция второго Международного Славяно-Евразийского конгресса (май 1995 г.), подготовлена Ассоциацией по комплексному изучению русской нации (АКИРН); «Воссоздадим русскую государственность» - обращение участников научно-практической конференции «Русская нация и государство» к Президенту России, Правительству, Федеральному Собранию и будущему Конституционному Собранию Российской Федерации 20.12.2000 г.; «Возродим русскую цивилизацию!» - обращение участников одиннадцатой декабрьской конференции АКИРН «Русская цивилизация: история и современность» (1993); и др.

Итак, книга Е. С. Троицкого более чем актуальна. Это энциклопедическое издание не только русская этнополитология, а скорее этносоциология, заслуживающая многократного увеличения тиража.

Г. П. Сопов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.