УДК 130.2 С.Ю. Пискорская
СОБОРНЫЙ ИДЕАЛ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ
В статье изложены результаты исследования соборности как духовного идеала России в культурологическом, социологическом и политическом аспектах.
Ключевые слова: соборность, соборное государство, национальная идея.
S.Yu. Piskorskaya
CONCILIAR IDEAL OF RUSSIAN CULTURE
The research results of the conciliar nature as the Russian spiritual ideal in cultural, sociological and political aspects are presented in the article.
Key words: conciliar nature, conciliar state, national idea.
В творчестве русских мыслителей идеал соборности рассматривается в религиозном, культурологическом, социологическом и политическом аспекте.
Соборный идеал культуры России восходит к главной сути русского национального характера, выраженной в понятии соборность. В этом смысле справедливы слова А.А. Богданова, еще в прошлом веке утверждавшего, что «единство дела и однородность психики - вот условия, порождающие самое широкое общение между людьми и самое глубокое их понимание. Это - слияние личностей в коллектив» [1. с. 118]. Показательны в этом отношении слова К. Леви-Строса: «Принцип коллективной мудрости и коллективных действий, понимаемый как взаимное уважение, это единственный принцип, который помог бы людям жить вместе и строить гармоничное будущее» [2, с. 27].
Подобные представления о духе коллективизма, товарищеском сотрудничестве тесно связаны с «русской идеей», представляющей сложное духовное образование. Основным элементом в содержании этой идеи выступает принцип соборного единства как идеала устройства общественной жизни. Соборное государство базируется на принципе гармонии духовной и светской власти, обеспечивающем гармонизацию деятельности представителей духовной и светской властей в управлении духовной сферой в качестве двух духовных основ соборного единения общества.
Н.П. Огарев писал: «Старшина и десятские выбираются с общего согласия на миру. Кому они дают отчет в своих действиях? Миру. Кто их сменит, если их действия клонятся не ко благу общины? Мир», «Есть две присяги настоящие: одна, которую каждый человек принимает на себя родившись, - это присяга ограждать народ, в котором он родился, от всякого врага и насилия. Эта присяга природная. Другая присяга добровольная. Если кто даст обет Богу - сходить ли помолиться или помочь брату в несчастии; такой присяги не сдержать грех. Сам захотел ее дать, так и держи слово» [3, с. 181, 95].
Православная религия и сформировавшаяся на ее основе русская культура во многом повлияли на складывание основных принципов соборного оформления государственности, основанного на принципах коллективизма, товарищества и совершенствования общественных отношений и связей. Русская православная церковь и деятели русской культуры выступали в качестве основы национально-духовного единства России, они вырабатывали те духовно-нравственные императивы, которые позволили Отечеству пройти через тяжелейшие испытания его исторической судьбы.
В. Феофанов пишет: «Та модель общественного и государственного устройства, которая существовала в России веками и доказывала свою успешность, называлась СОБОРНОСТЬЮ. В основе этой модели лежит следование ПРАВДЕ, т.е. следование милосердию и истине» [4]. В этом смысле соборная культура призвана утверждать в общественном сознании русского народа стремление жить «по-людски», «по правде» и создавать все условия для того, чтобы моральное чувство каждого члена общества было основным ориентиром его социального поведения.
В настоящее время данная концепция актуализируется в проекте «Основ государственной идеологии России, ее общественного и государственного устройства» [5]. В соответствии с этим проектом соборное государство строится на основе традиционных православных ценностей и соответствующих им моральных, этических и культурных принципах, а также личной гражданской ответственности за судьбу России. Национальным общественным идеалом выступает «народ (нация) как большая семья», объединяющая граждан общностью цели, взаимопомощью и «родственными» отношениями друг к другу.
Неизбежным следствием реализации национального (соборного) проекта является изменение внутренней сущности современного государства, духовное оздоровление общества (преодоление духовномировоззренческого кризиса конца ХХ - начала XXI вв.); возвращение России статуса Великой Державы, альтернативной по базовым ценностям западной.
Соборный проект является, во-первых, общенациональным, во-вторых, исторически обоснованным, поскольку в полной мере использует позитивный опыт всех предыдущих исторических периодов развития России, в-третьих, духовно-политическим, поскольку он опирается на сакральную (высшую) мотивацию и строится в соответствии с русской национальной ментальностью и духовной (православной в основе) традицией. При этом отмечается, что принадлежность человека к народу (этносу) понятие не столько биологическое (в отличие от расовых признаков), сколько социально-историческое. Критерии этой принадлежности - самосознание, язык, культура, бытовые традиции и историческая память, что и является генетическим кодом народа.
Б.П. Шулындин выделяет следующие основные черты российского менталитета: духовность, мобилизационный коллективизм, общинность, понимание труда как высшей ценности, стремление к справедливости с позиций служения народу и государству, а также «всечеловечность» [6, с. 50-51]. Все указанные черты находятся в органической связи между собой и предполагают необходимость совершенствования общественных отношений и связей во всех созидательных сферах общественной жизни.
Духовность предполагает способность индивида в своей деятельности выходить за рамки собственной жизни, своего индивидуального существования, ставить перед собой и реализовывать цели и задачи, связанные не только с улучшением условий своей индивидуальной жизни, но и, прежде всего, с совершенствованием общественных отношений и связей во всех сферах общественной жизни.
Мобилизационный коллективизм и общинность детерминированы низкой плотностью населения и тесным взаимодействием с другими этносами, проживающими на той же территории. С одной стороны, в данных условиях не мог быть выработан «узкоэтнический» коллективизм, стремление к объединению по сугубо этническому признаку (как, например, немцы), с другой - без определенных форм коллективизма русский народ просто не мог бы сохраниться как целостность [6, с. 51].
«Всечеловечность» определяется способностью легко уживаться с другими этносами, их идеями и системами ценностей. Для организации и обустройства жизни, защиты границ нельзя было обойтись без сотрудничества со всеми живущими на территории народами и народностями, без привлечения их на защиту созданного русскими государства.
Связывая между собой перечисленные выше черты российского менталитета, можно сформулировать его сущность как постоянное стремление к единению, которое в свою очередь формирует чувство патриотизма.
Патриотизм представляет собой форму проявления любви и гордости за свою страну, которая проявляется в защите Отечества от неприятеля, труде на благо отчизны, заботе об устроении народной жизни, в том числе путем участия в делах государственного управления. Патриот призван сохранять и развивать национальную культуру, народное самосознание.
Патриотизм одновременно проявляется по отношению к своему народу как этнической общности и к русской единой нации как общности граждан государства. Патриот России призван любить свое Отечество, имеющее территориальное измерение, и своих братьев по русскому миропониманию, живущих по всему миру. Такая любовь является одним из способов исполнения заповеди Божией о любви к ближнему, что включает любовь к своей семье, соплеменникам и согражданам.
Национальная идея основывается на принципе соборности (со-работничестве) граждан и власти и предусматривает социальное партнерство бизнеса и общества, все формы собственности и гарантию их
неприкосновенности при условии соблюдения интересов единой российской нации, а также рыночную экономику при государственном стратегическом планировании и контроле.
Политические и гражданские права (право на выбор вероисповедания, право на сбор и распространение информации, право на проведение собраний, право на создание организаций и движений и т.д.) от посягательств отдельных лиц, структур и организаций гарантируются соборным оформлением государственности. Существует лишь одно ограничение: реализация гражданином своих прав не может осуществляться вопреки традиционным духовно-нравственным ценностям, интересам других граждан и общенациональным интересам.
Право в соборном государстве означает общность установленных в стране правил поведения для всех без исключения граждан и соответствие всего комплекса правовых документов национальной идее, а значит, национальным приоритетам и национальным ценностям, т.е. государственной идеологии. При этом правовая система обязана уважать дела предков, но быть ориентированной на перспективу, учитывая законные интересы не только ныне живущих поколений, но и будущих потомков.
Принципиальным моментом правовой системы в соборном государстве является четкое и обоснованное увязывание предоставляемых человеку гражданских прав с выполнением им своих гражданских обязанностей. Законы правового соборного государства призваны защитить права русской (российской) единой нации, права личности и стимулировать более полное выполнение гражданами своих обязанностей.
В соборном оформлении государственности предполагается симфония во взаимоотношениях конфессий, общества и власти, их согласованность и взаимодействие. Это означает право Русской православной церкви и других традиционных религиозных объединений (мусульман и буддистов) участия в решении общественно значимых задач во всех сферах жизни общества, право давать оценку действиям властей.
При этом соборное государство не допускает действий, ведущих к установлению всецелого контроля за жизнью личности, ее убеждениями и отношениями с другими людьми, а также к разрушению личной, семейной или общественной нравственности, оскорблению религиозных чувств, нанесению ущерба культурно-духовной самобытности народа или возникновению угрозы жизни.
Возвращение к традиционным православным русским ценностям на государственном уровне и создание на их основе государственной идеологии, в соответствии с которой будет выстроена вся политическая, экономическая и общественная жизнь, - насущная необходимость при реализации современного соборного проекта. По мере становления российской государственности они становятся общенациональными ценностями.
Важно отметить, что до 1917 г. краткой формулировкой общенациональных ценностей справедливо считалась знаменитая триада графа С.С. Уварова - «Православие. Самодержавие. Народность», в которой каждое слово включало в себя множество смыслов. С учетом современных реалий триаду С.С. Уварова можно трактовать как «Духовность. Державность. Народность» и воспринимать как суть национальной идеи. Кратко охарактеризуем эти духовные составляющие национальной идеи.
Духовность как основополагающий элемент национальной идеи раскрывает потребность отдельного человека и общества в целом всегда следовать в своей деятельности нормам морали и нравственности.
Державность - безусловное и никем не ограничиваемое право нации самой, без оглядки на мнение «мировой общественности», суверенно определять свои национальные интересы и приоритеты, государственное и общественное устройство, максимально соответствующие ее системе ценностей и миропониманию.
Народность - это осознание российской нации себя как одной «большой семьи», коренящееся в общем долге и соборном служении всех общенациональному («общесемейному») делу. Очевидно, что при этом народность нуждается в правовой социальной организации - государстве, в котором каждая отдельная личность осознает ответственность за всех, за нравственное здоровье общества, мощь и единство державы.
Таким образом, представленная триада «Духовность, Державность, Народность» полностью отражает основные черты российского менталитета: духовность, мобилизационный коллективизм и общинность, понимание труда как высшей ценности, стремление к справедливости с позиций служения народу и государству, а также «всечеловечность».
Важнейшей смысловой категорией соборного общества должно стать служение Отечеству, причем касается это не только военной и государственной службы. Подлинный гражданин служит Отечеству, кем бы он ни был и чем бы ни занимался. Служение должно стать общепризнанным «стержнем» души каждого человека, отсутствие которого воспринималось бы окружающими как своего рода ущербность и неполноценность.
В данном отношении особенно поучительна работа А.Н. Радищева «Беседа о том, что есть сын Отечества», в которой отечественный философ писал: «Всяк устремляется к дальнейшему своему совершенствованию, знаменитости и славе... рожден с чувствованием, устремляющим его к великому и совершенствованию себя» [7, с. 245]. Человек, преданный праведному стремлению к совершенствованию, «должен почитать свою совесть, возлюбить своих ближних, ибо единою любовию приобретается любовь; должно исполнять звание свое так, как повелевает благоразумие и честность» [7, с. 247-248].
А.Н. Радищев отмечал, что для человека «нет низкого состояния в служении отечеству; служа оному, он знает, что содействует здравоносному обращению, так сказать, крови государственного тела» [7, с. 247]. Более того, истинный гражданин не страшится пожертвовать собственною жизнью для спасения Отечества, иными словами, он благонравен. Другой отличительный признак настоящего сына Отечества -благородство: «Благороден же есть тот, кто учинил себя знаменитыми мудрыми и человеколюбивыми качествами и поступками своими; кто сияет в обществе мудростью и добродетелью» [7, с. 248].
В этих высказываниях А.Н. Радищев преподал и развернул стандарты естественности, предполагающие совершенствование как личное, так и общественное, и конкретизирующееся в служении Родине, достоинстве и чести, порядочности, любви и сострадании как основах поведения настоящего гражданина России. Труды А.Н. Радищева предварили понимание соборности как противостоящей эгоизму, сектантству, расколу общества основы для организации государственно-патриотического движения.
Итак, соборность как идеал российской культуры предполагает гармонию социальных норм и обеспечивающих их осуществление социальных институтов; формулирует и приводит в жизнь комплекс норм права, исключающих возможность принижения статуса иных социальных норм, в частности, норм морали, нравственности, религии, идеологии, обычаев, традиций и т.д. Соборное государство выступает в качестве одного из гарантов, инициаторов гармонизации социальных норм по принципу: нормы права выражают завершенность, законченность содержания других социальных норм, а эти другие социальные нормы выражают завершенность, законченность норм права.
Тем самым идеал соборности закладывает основу благополучно развивающегося государства, поскольку многонациональность и единение, сплочение, снимая межэтнические противоречия и признавая неизбежные различия между людьми, - это то, благодаря чему многие современные сильные государства остаются на лидирующих позициях и не подвергаются революциям или мирным переворотам.
Литература
1. Богданов А.А. Философия живого опыта. - Петербург: Изд-во М.И. Семенова, 1913. - 273 с.
2. Леви-Строс К. Первобытное мышление. - М.: ТЕРРА-Книжный клуб; Республика, 1999. - 392 с.
3. Огарев Н.П. Избранные социально-политические и философские произведения /под ред.
М.Т. Иовчука, Н.Г. Тараканова. - М.: Гослитиздат, 1952. - 680 с.
4. Феофанов В. Россия - соборное общество и соборное государство [Электронный ресурс] // http://worldcrisis.ru/crisis/455811/full_replic.
5. Соборный проект [Электронный ресурс] //www.soborproekt.ru, www.nacidea.ru.
6. Шулындин Б.П. Российский менталитет в сценариях перемен // СОЦИС. - 1998. - № 7. - С. 50-53.
7. Радищев А.Н. Избранные сочинения. - М.: Изд-во худ. лит., 1949. - 856 с.