Научная статья на тему 'Тревога в процессе преодоления экстремальных ситуаций'

Тревога в процессе преодоления экстремальных ситуаций Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
859
139
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Тревога в процессе преодоления экстремальных ситуаций»

онной безопасности личности // Известия ТРТУ. Тематический выпуск. Материалы V Международной научно-практической конференции «Информационная безопасность». - Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2003. - №4 (33). - С. 342-346.

2. Гоч В.П., Белов С.В. Теория Причинности. 2-е изд., доп. - Ростов н/Д: Издательство «Эльиньо», 2003. - 344 с.

3. Скрипкина Т.П. Психология доверия: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 264 с.

4. Колесникова Т.И. Психологический мир личности и его безопасность. -М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001. - 176 с.

5. Самовичев Е.Г. Психология личной безопасности человека // Прикладная юридическая психология: Учеб. пособие для вузов / Под ред. проф. А.М. Столярен-ко. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. - С. 93-99.

6. Уилсон Р.А. Психология эволюции: Пер. с англ. - СПб.: Экслибрис, 2002.

- 304 с.

7. Куликов Л.В. Психогигиена личности. Вопросы психологической устойчивости и психопрофилактики: Учебное пособие. - СПб.: Питер, 2004. - 464 с.

А.Г. Погорелов, Е.И. Погорелова ТРЕВОГА В ПРОЦЕССЕ ПРЕОДОЛЕНИЯ ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЙ

Мнение о том, что тревога играет негативную роль в психической жизни человека, является распространенным не только в среде обывателей, но очень часто встречается и среди специалистов психологов. Основной целью управления тревогой при таком подходе является снижение ее уровня. При этом роль тревоги в процессе целенаправленной активности личности игнорируется. Между тем Спилбер-гер отмечал, что «тревога продуцирует осмотрительность» и предполагал, «что мы может быть генетически запрограммированы реагировать на угрозу путем увеличения наших способностей к выживанию» [4. С. 8]. Спилбергер был первым кто обоснованно и концептуально рассматривал тревогу как процесс, возникающий в ответ на угрозу, который включает когнитивную оценку индивидуального опыта угрожающего переживания [4. С. 8].

Целью нашего исследования было изучение роли тревоги в процессе преодоления альпинистами экстремальных ситуаций. В работе тревога рассматривается как процесс, включающий последовательность аффективных, когнитивных и поведенческих реакций на уровне целостной личности. Структура тревоги как процесса включает: тревожность-свойство; восприятие угрозы; состояние тревоги; когнитивную переоценку; стили реагирования. Реагирование снижает уровень тревоги.

Акцент в исследовании делается на профессиональном тревожности-свойстве (Т-свойство) личности. Оно существует благодаря тому, что личность обладает констеллированным опытом переживаний опасных ситуаций профессионального характера и формируется в процессе освоения профессиональной деятельности. Наличие профессионального Т-свойства дает возможность специалисту адекватно и дифференцировано оценивать опасные ситуации и, эффективно используя свои ресурсы, выходить на уровень готовности к их преодолению. Поэтому, на наш взгляд, профессиональная тревожность является необходимым элементом профессиональной компетентности [1, 2, 3].

Исследование проводилось с использованием метода контент-анализа. Дополнительно применялся метод экспертной оценки. Ставилась задача выявить способность высококвалифицированных альпинистов в процессе преодоления экстре-

мальных ситуаций дифференцировать состояние тревоги и реагировать адекватно возмущающей угрозе. Основой экспериментального материала служили дневниковые записи, переговоры по радиосвязи и статьи в журналах. Исследовались опасные ситуации, возникающие в процессе восхождения у высококвалифицированных альпинистов. В каждой ситуации выделялись и исследовались: 1) требования и условия ситуации, порождающие тревогу; 2) состояние альпиниста, возникающее как целостная реакция на ситуацию и характер его психического переживания; 3) стиль реагирования (паттерн действия), снижающий уровень тревоги, и его адекватность развитию ситуации.

В процессе анализа и обобщения результатов были выявлены следующие группы ситуаций, в которых альпинисты переживали состояние тревоги: 1) ситуации реальной опасности; 2) ситуации предчувствия опасности (ожидание опасного действия или события); 3) ситуации неопределенности; 4) ситуация близости и, одновременно, высокой опасности достижения жизненно-важной цели; 5) одиночество в экстремальной ситуации; 6) ситуация потери (утраты) (табл. 1).

Было установлено, что высококвалифицированные альпинисты в процессе взаимодействия с опасностью дифференцируют состояние тревоги и реагируют адекватно возмущающей угрозе. Доминирующим у альпинистов при взаимодействии с опасностью является совладающий стиль реагирования, основанный на личных ресурсах, который очень часто встречается в сочетании с защитным стилем. Стиль, основанный на использовании поддержки, встречается у альпинистов в ситуациях, связанных с межличностным взаимодействием и ситуациях потерь. Согласованные стили реагирования позволяют альпинистам быть устойчивыми в целенаправленной активности.

Таблица № 1

Управление состоянием тревоги в процессе преодоления экстремальных ситуаций

компетентными альпинистами

Тип ситуаций Ситуации, порождающие тревогу Состояния и переживания Паттерны действий Стили

1 2 3 4 5

Реальная опасность Осознание близости смерти Актуализация в сознании констеллирован-ного опыта Мобилизация ресурсов по устранению опасности 1

Сложный и опасный участок маршрута Высокая степень напряжения. Предел возможностей организма Вербализация символов, актуализирующих позитивные стратегии 1,3

Дальнейшая целенаправленная активность опасна Отчаяние и защита через уход в фантазии Отказ от цели и адекватные действия по спасению 1, 3

Опасная ситуация, с невозможностью возвратных действий Обращение к духам Действия с осознанием высокой степени риска. Мобилизация ресурсов 1, 3

1 с а п О о 8 К Є § со О £ Товарищ ведет себя неадекватно Тревожное предчувствие, сомнения Разрешается благополучно благодаря поддержке или не разрешается (отсутствие поддержки) 2

Приближение непогоды, лавиноопасность, камнеопасность Тревога, отчаяние Действия согласно интуиции по защите от угрозы 1

1 2 3 4 5

Ожидание опасности Ожидание беды, возможность своей гибели Напряженное ожидание Действия по защите, борьба за «живучесть» 1, 3

Ожидание друга или группы с опасного восхождения Напряжение растет. Мысли: «Не случилось ли чего-нибудь» Мыслительная активность проигрывания вариантов развития событий, ведущая к снижению напряжения 2, 3

Близость и проблемность достижения жизненноважной цели Пугает будущее. Стремление решить задачу «здесь и теперь» Тревога, связанная с неизвестностью Переориентация энергии на построение тактического плана 1

Осознание «грандиозности» цели Напряжение, связанное с невозможностью реализации плана Поэтапная, пошаговая активность по реализации плана, ведущего к цели 1

Необходимость опасного целенаправленного действия Нет уверенности. Внутреннее напряжение Мысленное проигрывание вариантов действий 1

Одиночество Ожидание предстоящего опасного действия (во время отдыха на восхождении) Тревожат мысли о прошлом и будущем. Душевное смятение. Г аллюцинации Обращение к мистике. Осознание опасности. Активность, направленная на защиту 1, 3

Отсутствие поддержки друзей Чувство вины Активная работа 1

Сложность маршрута, туман, непогода Беспомощность, душевное смятение Активная работа. Возможна позитивная галлюцинация 1, 3

Потеря Гибель друга Душевная боль, «отключился». Отрицание смерти Поддержка и контроль со стороны. Стереотипные действия. Об- 2, 3

Осознание невозможности достижения вершины (жизненноважной цели) Отчаяние ращение к мистике

Примечание: 1 - стиль «совладание»; 2 - стиль «поддержка»; 3 - защитные

механизмы.

В заключении мы можем сказать, что тревога выполняет регулирующую роль во взаимодействии личности с опасной ситуацией, а профессиональная тревожность является необходимым компонентом в структуре компетентности альпинистов, дающим им возможность адекватного взаимодействия с проблемными и экстремальными ситуациями в процессе деятельности. Для сравнения можем сказать, что в проведенном нами ранее исследовании у альпинистов низких разрядов уровень адекватности реагирования был значительно ниже, чем у высококвалифицированных спортсменов. Это было связано с несформированностью у них профессионального Т-свойства [1, 2].

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Погорелов А.Г., Погорелова Е.И. Стили реагирования альпинистов различных квалификаций в экстремальной ситуации // Материалы всероссийской конференции «Развивающаяся личность в системе высшего образования России». -

Ростов н/Д: Изд-во ИУБиП, 2002.

2. Погорелов А.Г., Погорелова Е.И. Тревожность как фактор профессиональной компетентности // Материалы всероссийской конференции «Психологический ресурс в экономике». - Ставрополь, 2002.

3. Погорелова Е.И. Тревога как фактор развития личности. Дисс. ... канд. психол. наук. - Ставрополь, 2002.

4. Stevan E. Hobfoll. The Ecology of stress. Hemisphere Publishing Corporation. New York, Washington, Philadelphia, London. 1988.

А.Г. Погорелов КУРС ЭКСТРЕМАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ В ВУЗЕ

Широкий спектр экстремальных воздействий, с которыми сталкивается человек в процессе жизнедеятельности, их актуальность, с одной стороны, и накопленный багаж знаний по психологическим аспектам взаимодействия с ними, с другой, делают актуальным создание курса по основам экстремальной психологии для студентов психологических специальностей. Основные цели введения подобного курса это: во-первых, повышение общего уровня компетентности выпускаемых специалистов, соответствующего современным достижениям психологической науки и практики; во-вторых, формирование у студентов определенной ориентировочной основы для их возможной дальнейшей специализации, которая сейчас весьма востребована.

При разработке подобного курса возникают определенные проблемы, связанные в первую очередь с интеграцией накопленных знаний и прикладных аспектов их использования. Системообразующим фактором в этом процессе мы видим прежде всего определение проблем, решение которых и делает необходимым и актуальным экстремальную психологию как отрасль психологической науки. Системообразующим они являются прежде всего потому, что с одной стороны определяют предмет курса, а с другой стороны обоснованное использование теоретических основ, накопленных в других отраслях психологических знаний, а также развитие собственных методов исследования. К этим проблемам могут быть отнесены: проблема психической адаптации к необычным условиям деятельности и деятельности в условиях измененных информационных систем; проблема адекватных информационных нагрузок на человека-оператора; проблема взаимодействия личности с экстремальными ситуациями; проблема регуляции и саморегуляции психических состояний личности в экстремальных условиях деятельности; проблема совладания с трудностями профессионального развития и кризисными ситуациями; проблема профилактики дистресса и управления стрессфакторами; проблема снижения негативных последствий экстремальных и сверхэкстремальных воздействий и др.

В настоящее время нами разработан курс «Психология деятельности в экстремальных условиях», который преподается в Таганрогском радиотехническом университете по специальности 020400 - «Психология».

Курс рассматривается как раздел профессиональной психологии. В соответствии с прикладным характером курса определены его конечные цели, которыми является повышение эффективности, надежности и безопасности деятельности личности в экстремальных условиях, а также решение проблем, возникающих в процессе профессионального развития личности в его ключевых периодах и в периоды профессиональных кризисов. Исходя из этого, определены и более частные цели: -повышение способности личности противостоять профессиональным угрозам, ис-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.