Научная статья на тему 'Экстремальное пространство профессиональной деятельности'

Экстремальное пространство профессиональной деятельности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
452
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экстремальное пространство профессиональной деятельности»

Таким образом, сложность оценки некоторого подмножества состояний сознания состоит прежде всего в сложности коллективного введения экспертов в исследуемую группу состояний сознания. Это определяет особые требования к совместимости и подвижности сознаний экспертов. В данном случае коллектив экспертов представляет собой регистрирующий «прибор», тем более сложный, чем большее количество экспертов образует исследовательскую группу.

С точки зрения ЭИО происходит настройка группы как друг на друга, так и на соответствующие энергоинформационные процессы.

Для адекватной настройки могут быть использованы соответствующие технические средства поддержки: звуковые, световые, тактильные и т.д. Достаточно обратиться к истории, чтобы убедиться в том, что для изменения состояний сознания использовались любые подручные средства. И главное состояло в искусном умении применять соответствующие средства и надлежащим образом интерпретировать полученные результаты исследований с учетом их переноса из одного состояния сознания в другое.

ЭКСТРЕМАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

А.Г. Погорелов

Кафедра Психологии и безопасности жизнедеятельности ТРТУ

Проблема подготовки специалистов, имеющих высокий профессиональный уровень готовности к деятельности в экстремальной среде, способных к поэтапной адаптации и переадаптации к ней в процессе решения профессиональных задач, является очень актуальной. Ее решение требует разработки моделей, учитывающих как одновременное влияние совокупности всех факторов экстремальной среды, так и возможностей человека. Для достижения этой цели необходимы комплексные исследования, включающие изучение физиологических, психологических, социальных, технических и других аспектов деятельности человека в экстремальных условиях. Исследования должны затрагивать вопросы не только непосредственно связанные с деятельность специалиста в экстремальной среде, но так же их профессиональный отбор, подготовку, адаптацию, восстановление и реадаптацию.

Актуальность подобных исследований видится не только в связи с необходимостью подготовки профессиональных работников. Их результаты могут быть использованы в решении проблем развития личности в ее кризисные периоды, которые можно рассматривать с позиции экстремальных состояний. Модель преодоления кризисной ситуации может быть успешно адаптирована к высшей школе, и служить задаче гуманизации образования.

Решение задач мы видим в системном описании деятельности личности в экстремальных условиях и разработки прогностических моделей обучения специалистов преодолению экстремальных ситуаций. К числу таких моделей можно отнести предложенную нами модель экстремального пространства

профессиональной деятельности и модель субъективного экстремального

пространства личности. Ключевыми понятиями для описания моделей являются понятия экстрема, экстремального состояния, факторов риска, функциональной готовности к деятельности в экстремальных условиях и в ситуациях связанных с риском.

Что такое экстремальное пространство.

Актуальность создания модели экстремального пространства деятельности заключается в необходимости с одной стороны иметь определенную карту, изображающую ландшафт профессиональных нагрузок и их качественный характер на каждом этапе освоения профессии. С другой стороны дают возможность иметь перечень определенных профессиональных требований к субъекту деятельности, выраженные в моделях его функциональной готовности, диагностики ее уровня, а так же используемых им разного рода ресурсов, физиологических, психологических, социальных, технических и т.п.

Создание модели экстремального пространства изначально предполагает определенную этапность в освоении деятельности, а в своем окончательном варианте уровневость. Этот момент имеет принципиальное значение и требует отдельного рассмотрения. В данной статье мы лишь хотим отметить, что уровневые срезы позволяют нам выделить качественные моменты в процессе освоения личностью определенной деятельности. Они выражают с одной стороны наличие барьера в деятельности, так сказать принципиальные изменения в структуре ее ландшафта. С другой стороны, они предъявляют качественно новые требования к субъекту, осваивающему деятельность, и одновременно выражают моменты личностного роста субъекта, уже освоившего этот новый уровень.

Однако не всегда изменения в ландшафте деятельности, дающие возможность развития личности, приводят к ее действительному росту. Весьма часто чрезмерно высокий барьер в деятельности, отсутствие должного уровня готовности, либо внутренние психологические конфликты или несогласованность внутренних установок приводят к разного рода срывам. Они могут выражаться как в физиологических и психологических расстройствах, таких, к примеру, как нарушение деятельности различных функциональных систем, формирование неврозов и т.п., так и в чисто физических разрушениях, как, к примеру, получение травм в результате аварий, в плоть до угрозы потери жизни.

Для описания экстремального пространства профессиональной деятельности необходимо одновременно учитывать как требования экстремальной среды, так и возможности человека. Для решения этой задачи мы считаем актуальным и эффективным введение понятия экстрема, как диспозиции между требованием среды и возможностью личности, порождающей у последней экстремальное состояние. Результирующим понятием, который выражает проявление экстрема являться фактор риска.

Под фактором риска мы понимаем такой фактор, результат воздействия которого на человека имеет вероятность вывода последнего в зону запредельного состояния. Доля вероятности выражается степенью риска.

Специфика фактора риска показывает характер неадекватности профессиональных возможностей личности требованиям экстремальной среды данного уровня, т. е. раскрывает качественные моменты, необходимые для профессионального развития личности при переходе на ее новый уровень в освоении деятельности.

Факторы риска могут быть определены либо как результат статистической обработки воздействия экстремальных факторов на человека в течение длительного времени либо путем других исследований.

Для описания экстремального пространства используются обобщенные факторы риска, которые ортогональны друг другу и являются веторами пространства. Ими могут стать обобщенные факторы риска, получаемые как результат обработки единичных факторов, путем факторного анализа.

Структура пространства имеет определенную плотность экстремальности. Если изобразить пространство с ростом изменения степени экстремальности, то в его начальной области, условия порождаемые экстремальным пространством, будут

провоцировать состояния организма человека лишь незначительно отклоняющиеся в сторону предельного. В противоположной области, условия, порождаемые структурой экстремального пространства, будут провоцировать запредельные состояния человеческого организма, ведущие к его разрушению.

Степень риска по определенному фактору может служить для измерения плотности экстремального пространства, а сами факторы риска выражают его структуру. В конечном виде функция, описывающая экстремальное пространство будет иметь вид:

Где: Аех - экстремальное пространство, - >й фактор риска на 1-м уровне

подготовки, Рц - плотность экстремальности _|-го фактора риска на 1-м уровне подготовки (степень риска по указанному фактору), п - количество уровней профессиональной подготовки в деятельности, т - количество факторов риска.

Экстремальное пространство профессиональной деятельности.

Попытку описать экстремальное пространство профессиональной деятельности мы предприняли на примере альпинизма (8). Профессиональное пространство альпинистской деятельности является хорошим образцом для разработки модели экстремального пространства, т.к. оно характеризуется: 1) многофакторностью и большим диапазоном экстремальной среды, в которой проходит деятельность; 2) многоступенчатой системой подготовки и

профессионального роста, согласующейся с ростом категории сложности маршрутов восхождений.

Процесс исследования и построения модели экстремального пространства проходил в несколько этапов, и заключался в следующем: 1. Исследование степени риска в альпинистских восхождениях на разных этапах профессиональной подготовки, в зависимости от характера восхождения. 2.Исследование факторов риска на разных этапах профессиональной подготовки. 3. Описание экстремального пространства, в зависимости от уровня подготовки.

Цель 1-го этапа исследования: Определить зависимость степени риска от характера восхождения и категории трудности. Такая зависимость на наш взгляд покажет плотность экстремального пространства в профессиональной деятельности альпинистов в зависимости от сложности восхождений и его характера.

Степень риска определялась путем обработки материалов по несчастным случаям, происшедшим в альпинистских восхождениях. За единицу измерения степени риска взята частота несчастных случаев со смертельным исходом по определяемому фактору. В качестве определяемого фактора были восхождения по категориям трудности.

В исследовании использованы следующие материалы: 1. Анализ несчастных случаев в альпинизме в СССР и странах СНГ за период с 1939 по 1997 год. Всего 611 случаев. 2. Статистические сведения о восхождениях в СССР и странах СНГ за период с 1939 по 1997 годы. Всего порядка 110000 восхождений. Результаты, полученные в исследовании, отображены в таблице.

п

т

Таблица

Зависимость степени риска в восхождениях от их категории трудности

Восхождения Степень риска в %

1-3 категория трудности 0,04

4 категория трудности 0,145

5 категория трудности 0,5

6 категория трудности 1,6

Высотные восхождения 5-6 к.тр. До 3

Экстремальное пространство как некоторое обобщение предшествующего опыта деятельности в экстремальных условиях имеет виртуальную природу. Пространство актуализируется, когда личность включена в процесс реальной деятельности. И в этом аспекте результаты проведенного нами исследования говорят о том, что чем выше поставленная цель, тем больше риск ее не достижения, тем более экстремальной становится профессиональная среда.

На заключительном этапе нами были проведены исследования факторов риска на базе материалов анализа несчастных случаев Федерации альпинизма СССР за 1969 - 1991 годы. Всего было исследовано 317 случаев. По результатам логического обобщения, статистической обработки и факторного анализа было получено четыре обобщенных фактора риска; - социально-психологический, природно-тактический, технический и функциональный. Причем качественный анализ факторов риска показал качественные изменения в процессе освоения деятельности, разбитой нами на три уровня профессиональной подготовки.

Модели преодоления экстремальных ситуаций и модели доступа к внутренним ресурсам

В актах взаимодействия личности с экстремальной средой, возможность, выраженная как уровень готовности личности совершить то или иное действие, актуализируется в определенную модальность действия. Для преодоления экстремальной ситуации необходимо, чтобы выбранная модальность действия была адекватной развитию ситуации. Одной из ключевых особенностей экстремальной ситуации является ее неожиданность. Это и неожиданные изменения условий, и неожиданное появление нового фактора деятельности, при котором выбранная ранее модель действия уже не адекватна.

В.И. Лебедев (1989)вводит понятие переадаптации, как адекватную реакцию на неожиданные изменения ситуаций, влекущие за собой угрозу безопасности. Эта модель преодоления экстремальных ситуаций предъявляет к субъекту ряд требований. Это, прежде всего, наличие в арсенале личности необходимых патернов действия и способность поддерживать высокую степень готовности к моментальному действию при возникновении различных неожиданностей, т. е. переключения состояний. Отсутствие такой способности имеет следствием неадекватные реакции, приводящие к авариям и катастрофам (7).

Весьма часто паттерны действия, которые личность использует в экстремальной ситуации требует обращения организма к его глубинным ресурсам и наличия функциональных механизмов, обеспечивающих доступ к ним.

Селье разработал концепцию, получившую название - феномен общего адаптационного синдрома (ОАС). Он предположил, что каждый стрессор не зависимо от его типа вызывает в организме реакцию, целью которой является повышение сопротивляемости организма, проявляющаюся в виде кратковременного

выброса энергии. Нагрузки определенной длительности приводят к адаптации физиологической системы и повышения сопротивляемости организма. Однако чрезмерные по силе и длительности нагрузки ведут к срыву адаптационной системы(Буег1у, 1989).

Дальнейшие исследования концепции общего адаптационного синдрома Селье подтвердили ее как механизм адаптации, однако выявили его принципиальные противоречия. В основном они касались влияния психологических аспектов на протекание стресса.

Дело в том, что Селье сделал свои заключения лишь на основании исследования ситуаций, в которых испытуемый оказывался в положении, когда он не имел возможности контролировать ситуацию и как-либо повлиять на ход ее развития.

Генри и Стивенсом (Henry & Stephens, 1977), выделили зависимость протекания стресса от возможности испытуемого контролировать ситуацию (активный и пассивный стресс)(1). Дальнейшие исследования и критика спорных моментов рассмотренной концепции стресса привела к более дифференцированному подходу в его изучении и к пониманию того, что стресс является специфическим взаимоотношением конкретной личности и конкретной экстремальной для него ситуации.

Развивая учение о стрессе, Р. Лазарус (1956, 1970) разграничил понятия физиологического и психологического стресса. Суть разделения заключалась в том, что механизм развития физиологического стресса включается непосредственно, как реакция на реальный раздражитель. В случае психического (эмоционального) стресса человек оценивает предстоящую ситуацию как угрожающую или трудную. Такая оценка вызывает эмоции и такую же адаптационную перестройку в организме, как и любой физический раздражитель. Однако если при физиологическом стрессе адаптационный синдром возникает в момент встречи с раздражителем, то при психическом стрессе адаптация предшествует ситуации, наступает заблаговременно.

В последние годы отмечалась условность полного разделения физиологического и психического стресса. Реакция организма единая, затрагивает многие его системы и функции, и поэтому стресс определяется как цельная психофизиологическая реакция (В.С. Мерлин, 1973), в которой физиологические и психические компоненты и их удельный вес могут быть различны (2 стр.11-12). Однако, независимо от соотношений указанных компонент, важность оценки ситуации имеет принципиальное значение, и на это указывают многие авторы (Р.Лазарус, Шахтер, Сингер, Анохин П.К 1965, Киселев Ю.Я. 1983 и др.).

Ситуацию личность оценивает с учетом индивидуального накопленного опыта и знаний (6). Этот момент говорит нам о важности внутренней модели мира личности, ее образной сферы и системы ее оценок, в момент ее деятельности в экстремальной среде.

Субъективное экстремальное пространство

Воздействие экстремального пространства на личность психологически проявляется как уровень ее тревожности в зависимости от того, в какой точке этого пространства находится человек. Зависимость уровня тревожности от степени физической опасности и вероятности опасного события изучал Котик М.А.. Он пришел к заключению, что «чем тяжелее последствия несчастного случая, тем при меньших шансах его появления ситуация становится тревожной». Так, появление микротравмы делает ситуацию тревожной при шансах 42,5%, тяжелая травма порождает тревожность при 8% возможности опасного события, и вероятность 1,7% смертельной травмы порождает тревожность. Такие результаты были достигнуты путем экспертной оценки. В качестве экспертов выступали 50 человек (инженеры по безопасности труда и студенты-психологи, работающие в этой области) (5, с.40).

Подобный эксперимент подтверждает тот факт, что экстремальные ситуации оставляют аффективный след в глубинной психологической структуре личности. Такой след позволяет личности реконструировать события в эгоцентричной конфигурации.

Область субъективных переживаний, связанных с экстремальными и опасными ситуациями, актуализированная определенным внешним или внутренним стимулом как раскрывающаяся и существующая определенное время психологическая реальность, мы будем называть субъективным экстремальным пространством. Надо ли говорить, что подобное пространство становится доступным личности лишь через определенное состояние. В каком то смысле верно и обратное высказывание; - определенное состояние порождает субъективное экстремальное пространство. Состояние является ключевым аспектом возможности существования СЭП личности.

Говоря о смысловом аспекте субъективного экстремального пространства и конструктивных возможностях его использования для описания личности или прогноза ее поведения, необходимо рассмотреть прежде всего его качественную и содержательную сторону. Это внутренний опыт переживаний личностью экстремальных ситуаций или экстремальных ситуаций созданных её воображением, существующих как образы, представления и понятия.

Вторым моментов является актуальная потребность как нечто порождающее активность личности в ситуации экстрема. Несмотря на то, что речь идет об экстерамальных ситуациях, это не обязательно должна быть потребность в безопасности, самосохранения или нечто подобное. Это может быть любая другая неудовлетворенная потребность. Ситуацию экстрема создает степень ее неудовлетворенности и характер внешней среды, это дефицит времени, неопределенность и т.п. Т.е. то, что непосредственно и пораждает экстремальные условия ее удовлетворения.

Субъективное экстремальное пространство является виртуальным пространством, так как существует лишь в период актуализации определенного состояния и исчезает, когда меняется состояние. Состояние является определенной матрицей порождающей паттерны взаимодействия личности с реальностью. В зависимости от того насколько адекватны эти паттерны реальности, зависит и адекватность действий личности.

Подводя итог, мы можем сказать, что наличие модели экстремального пространства профессиональной деятельности позволяет нам прогнозировать, какую степень напряженности и какой уровень тревоги может испытывать личность, в зависимости от уровня ее готовности и оттого в какой точке экстремального пространства она находится. Знание субъективного экстремального пространства личности как его образной сферы в подобных экстремальных состояниях дает возможность прогнозирования характера действий выраженных как актуализация возможных, для таких состояний, характера образной сферы и возможностей личности, паттернов ее действия.

ЛИТЕРАТУРА

1. Борневассер М. Стресс в условиях труда. Иностранная психология, №3, М., 1994 г.

2. Гиссен Л. Д. Время стрессов. М. Физкультура и спорт, 1990.

3. Киселев Ю.Я. Оценка эмоционального возбуждения в реальных условиях спортивной деятельности. В кн. Стресс и тревога в спорте. Международный сборник научных статей. М. Физкультура и спорт, 1983.

4. Китаев-Смык Л. А. Психология стресса. М. Наука, 1983.

5. Котик М.А., Психология и безопасность. Таллин, 1987 г.

6. Лазарус Р. Теория стресса и психофизиологические исследования. - В кн.: Эмоциональный стресс. - Л., Медицина, 1970.

7. Лебедев В.И., Личность в экстремальных условиях. М. 1989 г.

8. Погорелов А.Г. Обучение преодолению экстремальных ситуаций альпинистами на этапе их профессиональной подготовке. Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук. Таганрог 1998

9. Селье Г. Стресс без дистресса. М. Прогресс, 1979.

НЕСООТВЕТСТВИЕ СУБЪЕКТИВНОГО ОБРАЗА РЕАЛЬНОМУ МИРУ КАК ПРОЯВЛЕНИЕ ЭКСТРЕМАЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ЛИЧНОСТИ

А.Г. Погорелов, Е.И. Погорелова

Кафедра психологии и безопасности жизнедеятельности ТРТУ

Обычно рассказы о чрезвычайных происшествиях начинаются со слов подобных этим: - «ничто не предвещало беды» или таким: - «все шло своим чередом, как вдруг» и т.п. Возникновение экстремальной ситуации всегда неожиданность. Несоответствие наших ожиданий тому, что происходит, есть аксиома экстремальной ситуации. Однако после того как событие стало достоянием истории, проведя определенные расследования причин произошедшего, все, что ему предшествовало и то, что произошло, выстраивается в один причинно-следственный ряд. Следуя этим рассуждениям, мы хотим отметить три на наш взгляд очевидных момента, присущие появлению экстремальных ситуаций:

1. Линии событий, предшествующие экстремальной ситуации разворачиваются в принципиально разных плоскостях, в принципиально разных реальностях.

2. Линии развития событий рано или поздно должны пересечься.

3. Две реальности соприкасающиеся друг с другом являются несоизмеримыми. Эволюция природы породила психику, которая в какой-то степени стала

самодостаточной. Человек способен порождать свой мир, весьма часто без видения себя и своего места в общей картине объективного мира. Развитие цивилизации, наличие автомобилей, средств автоматики и т. п. уводят человека от непосредственных контактов с природой. Информационная революция, венцом которой стало сейчас единое пространство интернета, возможность порождения виртуальной реальности, создает у многих иллюзию возможности построения собственного, независимого от природной реальности мира. Однако такие иллюзии время от времени разбиваются, врываясь в нашу жизнь техногенными катастрофами. Кроме того, такие проблемы часто возникают на уровне общения и взаимодействия между людьми, а также могут возникнуть как конфликт между разными установками личности, которые до определенного момента мирно сосуществовали в ее сознании.

В данной статье мы постараемся рассмотреть несоответствие субъективного образа реальному миру как проявление экстремального пространства личности. Образ субъекта мы рассматриваем как «некую информационно - энергетическую единицу» индивидуального сознания.

Образная сфера личности формируется еще в детстве. Для раннего возраста характерно интроективное восприятие мира, иначе спонтанное. При этом информация поступает в мозг беспрепятственно, без осмысления, другими словами это рефлекторное поглощение опыта. Именно интроекция при неблагоприятных обстоятельствах извне способствует формированию ошибочного «Я-образа» в детстве. Вторгаясь в жизнь пассивного человека, она создает необратимые неосознанные структуры, не согласующиеся с системой данного индивида. При этом тело попадает в услужение образу, сформированному ошибочным «Я» и становится инструментом воли. Человек отчуждается от реальности собственного тела. Множество экспериментов указывает на то, что достаточно заметное

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.