Научная статья на тему 'Принципы психологического самообеспечения субъектом личной безопасности в экстремальной ситуации'

Принципы психологического самообеспечения субъектом личной безопасности в экстремальной ситуации Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
743
196
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Принципы психологического самообеспечения субъектом личной безопасности в экстремальной ситуации»

экстремальных ситуаций // Ежегодник Российского психологического общества. Материалы Ш-го Всероссийского съезда психологов 25-28 июня 2003г. Т VI. С. 358-361.

2. Погорелов А.Г., Погорелова Е.И. Тревожность в профессиональной деятельности // Сборник трудов 7-й Международной научной конференции «Развитие и профессиональное становление молодежи в образовательных системах», т. 3. -Москва-Таганрог, 2002.

А.В. Непомнящий, Т.М. Краснянская ПРИНЦИПЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО САМООБЕСПЕЧЕНИЯ СУБЪЕКТОМ ЛИЧНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ЭКСТРЕМАЛЬНОЙ СИТУАЦИИ

В условиях усложнения социо-природной реальности повышается общественная востребованность установления чётких подходов к практике обеспечения безопасности человека, попадающего в экстремальные ситуации. Из двух возможных направлений поддержания субъектом личной безопасности - использование безопасности, транслируемой ему извне, и безопасности, претворяемой в жизнь самим субъектом, - при безусловной ценности обоих, наибольшей универсальностью и устойчивостью результата обладает второе, т.е. обеспечение своей безопасности в большей степени самим субъектом или, иначе говоря, самообеспечение им личной безопасности.

Самообеспечение субъектом личной безопасности, представляя собой производную активности, в целом направленной на обеспечение безопасности человека, характеризуется общими с нею и частными, специальными принципами своей реализации. Сформулируем и обоснуем эти принципы с учётом принципов психологического обеспечения безопасности человека, выделенных в более ранних исследованиях по данной проблеме [1, 2].

В качестве наиболее общих подходов к обеспечению и самообеспечению личной безопасности выделим принципы, раскрывающие наше видение средств реализации ключевых аспектов взаимодействия субъекта с экстремальной ситуацией: предупреждения возникновения опасности (принцип замены процессов разрушительного противодействия развитию человеческого сознания процессами созидательного содействия этому развитию), вхождения в экстремальную ситуацию (принцип адекватности) и отреагирования на неё (принцип согласованности с миром).

С точки зрения предупреждения опасности общим для процессов обеспечения и самообеспечения личной безопасности субъекта может выступать принцип замены процессов разрушительного противодействия развитию человеческого сознания процессами созидательного содействия этому развитию, или, в терминах термодинамики, - принцип снижения энтропии в антропных и антропогенных системах [1, С. 343]. Согласно обозначенному принципу, безопасность способна явиться следствием масштабной гуманизации человеческой природы, её переориентировки с негативной разрушительной агрессии на позитивно-созидательную активность. Переход сознания на новую ступень развития в рамках обеспечения безопасности связан с радикальным изменением человека: сужением спектра его фантомных потребностей, отказом от чрезмерных амбиций, подавлением гордыни и т.д. В идеале это означает коренную перестройку всей его сущности, человеческой природы, образованной многовековым генезом. Очевидно, что на сегодняшний день подобная трансформация - удел немногих избранных, изменившихся под влиянием

мощного стимула извне или длительной работы над собой.

Невозможность глобального воплощения на практике подхода, заложенного в обозначенном принципе, обусловливает значительное сужение зоны его действия. Применительно к процессу самообеспечения личной безопасности субъекта в экстремальной ситуации этот принцип может быть конкретизирован на основе введения принципов доверия, Пути и самоактуализации.

Принцип доверия уже выделялся ранее в качестве одного из принципов защиты человека [2, С. 221], однако в силу несовпадения смыслового поля понятий «защита» и «безопасность» требуется его содержательное уточнение непосредственно по отношению к процессу самообеспечения субъектом личной безопасности. Помещая категорию «доверие» в центр своих исследовательских интересов, Т.П. Скрипкина отмечает важнейшую функцию доверия - выстраивание единой системы конструктивного взаимодействия человека с окружающим миром [3]. В практическом плане доверие к процессу жизни реализуется через умение следовать естественному течению процесса жизни, где бы и в чём бы он ни проявлялся [4, С. 41]. Таким образом, интерпретационный потенциал феномена доверия значительно шире, чем просто обеспечение защиты, т.е., иначе говоря, ограждения человека от окружающего его мира с целью сохранения его самотождественности. Реализуемое в контексте доверия априорное наделение явлений и объектов окружающего мира, а также других людей, их возможных действий свойствами безопасности [3], формирует у человека продуктивное видение реальности, позволяет ему открыться для восприятия позитива, идущего извне, переориентировать тем самым жизненные силы с противодействия окружающим в перспективное русло саморазвития. Ярким примером практической действенности продуцирования доверия является, в частности, эффект плацебо, при котором переживание доверия само по себе открывает субъекту возможность желанного исцеления. Отсутствие же доверия порождает подозрительность, враждебность, напряжённость и прочие антагонистические безопасности состояния, человек замыкается в узком промежутке якобы безопасного для него на данный момент пространства и утрачивает потенциал всякого позитивного саморазвития.

Проявляясь в двух основных формах - доверие к миру и доверие к себе, -доверие образует соответствующие уровню их развития созидательные стратегии поведения человека, в том числе и в экстремальной ситуации. Преобладание доверия к миру проявляется в интерсубъектной открытости человека, в его активном взаимодействии со средой, в адекватных её изменениям реакциях. В результате, человек с высоким уровнем доверия к миру легко «вживается» в экстремальную ситуацию любого происхождения, достаточно успешно её преодолевает, достигая возможного для него позитивного эффекта. Преобладание доверия к себе над доверием к миру, в определённой мере снижает адаптационные возможности личности и повышает вероятность создания ситуаций различных уровней рисков - как оправданных, так и неоправданных, как стимулирующих, так и отбрасывающих назад на пути развития. Однако имеющаяся при этом уверенность в себе, доверие к своим возможностям, убеждённость в их наличии позволяет субъекту мобилизовать личностные ресурсы на воплощение хотя и рискованных, но, вместе с тем, наиболее выигрышных стратегий взаимодействия с опасной ситуацией и обеспечить себе тем самым потенциал безопасности и развития. И третий вариант - равное соотношение доверия к себе и к миру - лежит в основе сложившихся ранее форм поведения и обеспечивает достаточную устойчивость личности и её деятельности в рамках системы самообеспечения субъектом личной безопасности.

Доверие к миру и к себе тесно связано с надеждой субъекта на лучшее, в целом, в жизни и, в частности, по отношению к исходу конкретной ситуации, вызы-

вает оптимизм, внутреннее спокойствие. Данные психические феномены не формируют пассивность субъекта, не исключают его энергичность и активность. Наоборот, они позволяют ему быть ещё более деятельным, чутко реагировать на малейшие оттенки ситуации, возникающие проблемы, не терять самообладания даже в самые трудные, критические моменты.

Таким образом, наличие доверия к миру и доверия к себе, представляя собой позитивный потенциал сознания и достигающий своего апофеоза в вере, открывает перед субъектом перспективы осуществления эффективной системы взаимодействия с экстремальной ситуацией, обеспечивая тем самым возможность сохранения личной безопасности и развития.

Принцип доверия к себе в контексте самообеспечения субъектом личной безопасности тесно связан с реализацией принципа Пути [2, С. 220]. Путь раскрывается как настройка сознания, очищение души, налаживание правильных взаимодействий с окружающим миром [там же, С. 330]. Принцип Пути (в нашем понимании - пути к истине) ориентирует субъекта на поиск и воплощение в жизнь своего предназначения, избавление от всего излишнего, наносного - иллюзий, фикций, ложных представлений о себе. Осмысление Пути даёт субъекту возможность адекватной оценки происшедшего и происходящего, раскрывает необъятные горизонты будущего. Его постижение, позволяя отделить главное от второстепенного, освобождает субъекта от многих не стоящих внимания проблем, способствует формированию у него чёткой и ясной мотивационной линии поведения во всех жизненных ситуациях. Видение своего собственного Пути и следование по нему наделяет субъекта способностью более гармоничного выстраивания системы взаимодействия с окружающей природной и социальной средой, на основе чего или предотвращать кризисные моменты возникновения экстремальности, или, органично входя в ситуацию, преобразовывать её в наиболее продуктивном для задач личностного развития направлении.

Принцип самоактуализации личности более детально раскрывает содержательную сторону изменений субъекта в рамках решения им задач самообеспечения личной безопасности. Одним из первых к проблеме самоактуализации личности обратился А. Маслоу, показавший роль данного процесса в жизни человека. Согласно Маслоу каждый момент человеческой жизни связан с определённым личностным выбором, который позволяет субъекту понять, что он собой представляет, что для него хорошо, а что плохо, какова в целом цель жизни. Осуществляя честный выбор, беря на себя ответственность за него, посвящая себя бескорыстному переживанию данного мгновения, человек становится целиком собой, реализует себя, поднимается на новую ступень развития. Расширение интеллектуальных и личностных возможностей, непрерывное саморазвитие согласно выбранному Пути позволяет субъекту избегнуть многие опасности, сделать наиболее подходящие для себя выборы на жизненных развилках и достичь моментов переживания подлинной самоактуализации.

Среди общих подходов к самообеспечению субъектом личной безопасности несомненной ценностью обладает принцип адекватности (вещественного, энергетического и информационного) взаимодействия с экстремальной ситуацией, и в первую очередь, принцип установления адекватной картины мира, соотносящийся, прежде всего, с процессами информационной безопасности личности [1, С. 345]. На важность для предупреждения криминальных ситуаций возможности достижения субъектом адекватности выстраиваемой им картины мира и осознанно или неосознанно выделенному им самому себе в ней места указывал также Е.Г. Самовичев [5]. Согласно данному принципу, чем точнее, объективнее человек отражает законы, управляющие окружающим его миром, тем безопаснее его позиция в нём. Умение

воспринимать действительность такой, какая она есть, находить в ней положительные и отрицательные, требующие улучшения стороны предохраняет от искажённого восприятия жизни, открывает возможности для активного, разумного разрешения проблем личности. Адекватное отражение законов бытия основывается как на способности человека к рациональному, так и к интуитивному способам познания мира, позволяющим объединить осознаваемые и неосознаваемые элементы восприятия. Наряду с построением адекватной картины мира, в рамках обеспечения субъектом личной безопасности важным является установление адекватности требованиям ситуации имеющихся у него вещества и энергии, исходя из того, что их излишек несёт такую же опасность, как и их нехватка.

Общий для обеспечения и самообеспечения безопасности человека принцип адекватности применительно к процессу самообеспечения им личной безопасности в экстремальной ситуации может быть конкретизирован следующими частными принципами: принцип импринтной неуязвимости, принцип системной устойчивости личности, принцип выявления причин и предвидения последствий развития ситуации (или принцип установления причинно-следственных связей), которые раскрывают способы достижения искомой адекватности. Обозначенные принципы в своём большинстве ориентируются на когнитивные аспекты самообеспечения субъектом личной безопасности, однако затрагивают, в определённой мере, и материальные, и энергетические аспекты самообеспечения безопасности.

Принцип импринтной неуязвимости применительно к обеспечению информационной безопасности личности понимается нами как защищённость психики в соответствующие периоды её развития от агрессивных влияний среды [1, С. 344]. Детальный анализ содержания феномена импринтной неуязвимости был проведён Р.А. Уилсоном, показавшим, что на разных стадиях онтогенеза человек запечатлевает определённые стандарты мировосприятия, принудительная замена которых в корне меняет личность, актуализирует личностные свойства, бывшие до этого совершенно не проявленными и, как бы, не существующими [6]. Таким образом, нарушение импринтной неуязвимости связано с разрушением в большинстве своём под влиянием целенаправленно организованного воздействия сформировавшейся у субъекта картины мира, его вещественной и энергетической адекватности наличной экстремальной ситуации. Проблема импринтной неуязвимости в контексте самообеспечения субъектом личной безопасности становится особо актуальной в условиях возросшей агрессивности СМИ, освобождённых от сдерживающих рамок цензуры и каких-либо профессионально-этических стандартов, а также грамотно организованного перепрограммирования психики заложников в условиях террористических актов. Принцип импринтной неуязвимости применительно к самообеспечению субъектом личной безопасности ориентирует на проведение некоторой профилактической работы с целью предупреждения восприятия субъектом нежелательных для его воздействий. Для предотвращения субъектом разрушительного вторжения в свой внутренний мир предполагается осуществление им постоянно действующего самоанализа и самоконтроля своих информационных обменов со средой. В качестве универсального направления поддержания импринтной неуязвимости нами рассматривается реализация психогигиены личности. Как составная часть образа жизни человека психогигиена личности предполагает формирование саногенных установок, овладение психологическими знаниями, умениями и навыками укрепления психического здоровья и уменьшения последствий психотравм, саморазвитие, поиск и раскрытие потенциалов саморазвития, освоения приёмов саморегуляции и владения собой в трудных ситуациях, активность по изменению образа жизни в са-ногенном направлении и поддержание такового [7, С. 21].

С принципом импринтной неуязвимости в рамках самообеспечения субъек-

том личной безопасности в экстремальной ситуации тесно связан принцип системной устойчивости личности [1, С. 345]. Системная устойчивость приводит к внутреннему спокойствию личности, сохранности сложившейся у неё системы личностных ценностей, иерархии мотивов, ясности ума, создаёт оптимальную психическую раскованность. Эмоционально-нейтральное восприятие событий, обретаемое через устранение или минимизацию проявлений борьбы мотивов внешнего и внутреннего мира, позволяет системно устойчивой личности обойти возникновение резонансных откликов сознания и тела в ответ на негативные внешние информационно-энергетические потоки, т.е. достичь лучшей самоорганизацией личности. У неё образуется так называемый психологический «иммунитет» от ситуационных «помех», провоцирующих обстоятельств даже в случаях, лишённых с точки зрения субъекта жизненной логики и внутреннего смысла. Осуществляемое при этом избегание пространства разрушающей информации может носить как временный, так и постоянный характер. Чем в большей степени субъект достигает идеала саморегуляции своей эмоциональной и мотивационной сфер, тем более адекватна реальности выстраиваемая им картина мира и тем более выраженный эффект проявляется им в самореализации идеала личной безопасности.

В условиях массированного вторжения в пространство личной безопасности внешних факторов повышенную востребованность приобретает принцип выявления причин и предвидения последствий развития ситуации (принцип причинноследственных связей), который в рамках построения адекватной картины мира ориентирует на поиск истоков, предпосылок и непосредственных причин возникновения опасности в конкретной ситуации и её возможных последствий для субъекта. Данный принцип базируется на посылке, согласно которой всякое событие имеет свою внутреннюю причину и внутреннюю логику развёртывания - оно образуется из причины, имеющей информационное воплощение, её развития по причинноследственным связям и следствия, проявленного на материальном уровне. Таким образом, в каждый момент времени человек оказывается погружённым в некоторую систему причинно-следственных связей, в которых отражены не только прошлое и настоящее, но уже в значительной мере заложены грядущие события. Любое действие неизбежно порождает собой всплеск всевозможных и зачастую не контролируемых изменений, как в среде, так и в человеке, его психике. Однако чем полнее имеющееся у субъекта понимание имеющихся причинно-следственных связей, тем в большей степени он «владеет» образовавшейся ситуацией, в частности, тем с большей достоверностью он способен предугадать вероятность её «перерождения» в субъективно опасную и наметить более успешные пути её избежания или преодоления. Знание первопричин опасности позволяет более точно определить пространственно-временные ориентиры приложения усилий, необходимых для преодоления несоответствий наличного взаимодействия субъекта с ситуацией и достижения необходимого уровня безопасности и развития. Видение же всего многообразия возможных путей развития ситуации в более или менее удалённой перспективе, в свою очередь, позволяет субъекту сделать наиболее верный выбор между бездействием и действием в условиях экстремальности, в случае действия - между вариантами его качественного и количественного наполнения. При этом процесс предвиденья в условиях экстремальной ситуации связан со следующей важной закономерностью практического плана: временной интервал, максимально удалённый от точки окончательной развязки ситуации, порождает субъективную трудность выявления наиболее вероятного среди возможных исхода развития ситуации; временной интервал, максимально придвинутый к развязке развития ситуации, обладает субъективной трудностью своевременного подбора наиболее успешной среди возможных стратегии реагирования на ситуацию.

Следующая группа принципов самообеспечения субъектом личной безопасности в условиях экстремальной ситуации определяет наше видение основ выстраиваемой им системы реагирования на соответствующую ситуацию. В качестве наиболее общего для обеспечения и самообеспечения личной безопасности субъекта на обозначенном этапе ситуационного взаимодействия выделим принцип согласованности с миром, соблюдение которого осуществляется через познание и соблюдение инвариантных и фундаментальных законов мироздания [1, С. 345]. Действительно, безопасность, как устанавливаемая извне, так и самосозидаемая субъектом, не должна противоречить логике Природы. Несоответствие мер безопасности бытийным законам способно вызвать непроизвольный уход субъекта с предзадан-ного Пути, подтолкнуть его к принятию необоснованных решений и реализации неэффективных действий, породить в итоге неосознаваемое разрушение личности. Вообще же принцип согласованности с миром, с нашей точки зрения, включает в себя несколько позиций, ключевыми из которых являются рассмотрение ситуации с разнообразных точек зрения, отражающих сложность мира, и знание меры воздействия на событие. Анализ ситуации с разных точек зрения предполагает практическое владение субъектом диалектикой полярностей, общего, единичного и особенного, части и целого, обеспечивающего возможность понимания объективного хода событий, особенно востребованного в кризисных обстоятельствах. Знание меры воздействия в условиях экстремальной ситуации позволяют субъекту на наиболее уязвимом для него периоде истории выбрать наиболее допустимый способ взаимодействия с ситуацией.

Принцип согласованности с миром применительно к процессу самообеспечения личной безопасности может быть конкретизирован через принципы целесообразности, актуализации личных ресурсов и извлечения положительного опыта из всего происходящего.

Принцип целесообразности реагирования предостерегает от поспешности, суетливости в реализации взаимодействия с ситуацией. Целесообразность в условиях экстремальной ситуации подразумевает соответствие предпринимаемых субъектом действий или, в целом, выстраиваемого комплексного взаимодействия с ситуацией некоей общей цели или целевому комплексу, структурирующему жизненный план человека в более или менее отдалённой перспективе. В каждый момент времени принцип целесообразности проявляется в точной оценке ситуации и в выборе на основе этого оптимального способа реагирования на неё. Оптимальность в данном случае включает в себя адекватность содержательной стороны реализуемого субъектом действия специфике конкретной ситуации, необходимый и достаточный уровень прилагаемых им усилий и временную синхронность реакции субъекта на воздействие экстремальных факторов. Содержательная адекватность реакции на возникшую угрозу предполагает осознание субъектом качественного своеобразия ситуации и ориентацию его на этой основе в пространстве возможных ответных действий. Введение требования необходимого и достаточного уровня прилагаемых усилий в выстраиваемом реагировании высвечивает важность соблюдения субъектом правила «золотой середины»: опасность может явиться следствием как недостаточности, так и излишка прилагаемых усилий. Временная синхронность реакции субъекта устанавливает во времени ограничения на интервал восприятия экстремального воздействия и выстраивания ответных действий на него. Утрата целесообразности в любом из обозначенных аспектов приводит к нарушению процессов обмена человека со средой необходимыми составляющими его жизнедеятельности -веществом, энергией, информацией. В результате подобных нарушений у человека проявляются отклонения различного уровня организации - физические, психические, духовные.

Достижение целесообразности само по себе предполагает сформирован-ность некоторой цели, содержание которой не является априорно предзаданным человеку. Так, можно предполагать, что целесообразность самообеспечения личной безопасности тесно связана с осмысленностью человеком собственного бытия и выстраиванием им на основе этого целевого комплекса своей жизнедеятельности. Духовная неразвитость, исчезновение дальних целей, сужение интересов порождает постепенную деградацию личности, делает расплывчатым смысл жизни и обесценивает действия по самообеспечению личной безопасности. В свою очередь, чётко оформившийся смысл жизни обладает эффектом целительной самонастройки, вызывает заинтересованность субъекта в самообеспечении как актуальной, так и перспективной безопасности. Имеются многочисленные примеры, когда наличие чётко сформированной цели позволило человеку не только выжить в немыслимых с физической, психической и духовной точки зрения условиях, но и достичь значительных вершин самоактуализации. Поэтому оправданным представляется рассмотрение принципа целесообразности реагирования субъекта на ситуационные обстоятельства в качестве конкретизации принципа согласованности с миром.

Принцип актуализации личных ресурсов субъекта в условиях его взаимодействия с экстремальной ситуацией подчёркивает наиболее важный аспект самообеспечения им личной безопасности - опору на собственные силы. Понимая под ресурсами человека запасы его физических, энергетических и информационных сил или возможностей, отметим, что именно они выступают для субъекта в качестве основного инструмента самообеспечения личной безопасности. В отличие от внешних средств безопасности личные ресурсы неотъемлемы от своего субъекта и поэтому при определённых условиях могут быть востребованы в любой точке пространственно-временного континуума. Определённые проблемы использования личных ресурсов человека связаны с субъективной трудностью их «якорения», поддержания в «рабочем» состоянии и своевременной актуализации. Значительный пласт личных ресурсов безопасности закладывается субъектом при продуктивном анализе собственного опыта преодоления опасных ситуаций, а также проживании на субъективном уровне опыта других людей, поставляющего героико-патриотические, нравственно-этические и иные «высокие» образцы поведения человека в условиях экстрема. Отсутствие же у субъекта экстремальной ситуации личностных ресурсов достижения необходимого уровня безопасности и развития порождает возникновение у него высоко травматических внутриличностных конфликтов.

Принцип извлечения положительного опыта из всего происходящего основан на том, что всякий жизненный опыт взаимодействия с экстремальной ситуацией

- как положительный опыт, так и неизбежный опыт ошибок и неудач - не оказывается бесполезным. Прожитые ситуации служат действенным источником жизненных аналогий, которые, будучи востребованными в последующей жизни, позволяют более уверенно намечать пути взаимодействия с возникающими опасностями. Извлечение положительного опыта основано на учёте причин прежних неудач и ошибок, позволяющем своевременно отказаться от многих нежелательных в плане личной безопасности и развития побуждений.

Рассмотренные в данной статье принципы самообеспечения субъектом личной безопасности не претендуют на исчерпываемость возможных подходов к взаимодействию с экстремальной ситуацией. Вместе с тем, как нам хотелось бы надеяться, обозначенные принципы задают ориентирующее направление организации продуктивного поведения субъекта в опасных для него обстоятельствах.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Непомнящий А.В. Принципы психологического обеспечения информаци-

221

онной безопасности личности // Известия ТРТУ. Тематический выпуск. Материалы V Международной научно-практической конференции «Информационная безопасность». - Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2003. - №4 (33). - С. 342-346.

2. Гоч В.П., Белов С.В. Теория Причинности. 2-е изд., доп. - Ростов н/Д: Издательство «Эльиньо», 2003. - 344 с.

3. Скрипкина Т.П. Психология доверия: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 264 с.

4. Колесникова Т.И. Психологический мир личности и его безопасность. -М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001. - 176 с.

5. Самовичев Е.Г. Психология личной безопасности человека // Прикладная юридическая психология: Учеб. пособие для вузов / Под ред. проф. А.М. Столярен-ко. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. - С. 93-99.

6. Уилсон Р.А. Психология эволюции: Пер. с англ. - СПб.: Экслибрис, 2002.

- 304 с.

7. Куликов Л.В. Психогигиена личности. Вопросы психологической устойчивости и психопрофилактики: Учебное пособие. - СПб.: Питер, 2004. - 464 с.

А.Г. Погорелов, Е.И. Погорелова ТРЕВОГА В ПРОЦЕССЕ ПРЕОДОЛЕНИЯ ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЙ

Мнение о том, что тревога играет негативную роль в психической жизни человека, является распространенным не только в среде обывателей, но очень часто встречается и среди специалистов психологов. Основной целью управления тревогой при таком подходе является снижение ее уровня. При этом роль тревоги в процессе целенаправленной активности личности игнорируется. Между тем Спилбер-гер отмечал, что «тревога продуцирует осмотрительность» и предполагал, «что мы может быть генетически запрограммированы реагировать на угрозу путем увеличения наших способностей к выживанию» [4. С. 8]. Спилбергер был первым кто обоснованно и концептуально рассматривал тревогу как процесс, возникающий в ответ на угрозу, который включает когнитивную оценку индивидуального опыта угрожающего переживания [4. С. 8].

Целью нашего исследования было изучение роли тревоги в процессе преодоления альпинистами экстремальных ситуаций. В работе тревога рассматривается как процесс, включающий последовательность аффективных, когнитивных и поведенческих реакций на уровне целостной личности. Структура тревоги как процесса включает: тревожность-свойство; восприятие угрозы; состояние тревоги; когнитивную переоценку; стили реагирования. Реагирование снижает уровень тревоги.

Акцент в исследовании делается на профессиональном тревожности-свойстве (Т-свойство) личности. Оно существует благодаря тому, что личность обладает констеллированным опытом переживаний опасных ситуаций профессионального характера и формируется в процессе освоения профессиональной деятельности. Наличие профессионального Т-свойства дает возможность специалисту адекватно и дифференцировано оценивать опасные ситуации и, эффективно используя свои ресурсы, выходить на уровень готовности к их преодолению. Поэтому, на наш взгляд, профессиональная тревожность является необходимым элементом профессиональной компетентности [1, 2, 3].

Исследование проводилось с использованием метода контент-анализа. Дополнительно применялся метод экспертной оценки. Ставилась задача выявить способность высококвалифицированных альпинистов в процессе преодоления экстре-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.