Научная статья на тему 'Экстремальная компетентность в профессиональной деятельности'

Экстремальная компетентность в профессиональной деятельности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2153
191
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экстремальная компетентность в профессиональной деятельности»

силу этого желательно для субъекта. Однако риски в данном случае способны и не привести к желаемому результату. Это может случиться опять же в силу неспособности субъекта выстроить в своём сознании адекватную картину происходящего и на основе этого необходимым образом мобилизовать и распределить свои психические ресурсы совладания с опасностью.

К преднамеренному разрушению системы личной безопасности относятся и риски, совершаемые субъектом под влиянием альтруистического порыва. Самопожертвование реализуется как спонтанное эмоционально окрашенное действие, вызванное наложением прежнего опыта субъекта и актуально выстроенной им картины происходящего. Разрушая безопасность на физическом, соматическом уровне, субъект кумулирует в себе новую информацию и энергию, легко транслируемые на окружающий социум посредством психического заражения и механизмов подражания. В результате осуществляется трансформация самих социальных представлений о безопасности, изменяются её ценностные ориентиры, т.е. опять же меняется субъективная картина мира, однако на более глобальном уровне восприятия.

Таким образом, разрушение системы безопасности в своем большинстве определяется субъективной неспособностью справиться с ситуацией опасности, -субъект не способен управлять доступными ему ресурсами. Поэтому работа по построению системы самообеспечения безопасности должна ориентироваться, прежде всего, на гармонизацию личных психических ресурсов субъекта, позволяющих восстановить позитивную картину мира.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Аверин В.А. Психология детей и подростков. - СПб., 1998. - 379с.

2. Кабаченко Т.С. Методы психологического воздействия. - М., 2000. - 544с.

3. Колесникова Т.И. Психологический мир личности и его безопасность. -М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001. - 176с.

4. Кон И.С. Психология ранней юности. - М.: Просвещение, 1989. - 255с.

5. Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В. Социодинамическая психиатрия. - Новосибирск, 1999. - С.332-340.

6. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. - М.: ТЦ «Сфера», 2001. - 464с.

7. Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности. - Ростов н/Д: Изд-во «Феникс», 1996. - 512с.

8. ПирожковВ.Ф. Криминальная психология. - М.: Ось-89, 2001. - 704с.

9. ПряжниковН.С. Психология элитарности. - М.; Воронеж, 2000. - 512с.

10. Рощин С.К. Некоторые вопросы информационно-психологической безопасности российского общества // Проблемы информационно-психологической безопасности (Сборник статей и материалов конференций). - М., 1996. - С.27.

11. Чалдини Р. Психология влияния. - СПб.: Питер, 1999. - С.87-90.

А.Г. Погорелов

ЭКСТРЕМАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Профессиональная компетентность в настоящее время приобретает все большее значение. Это связано как с ее прикладными, так и с теоретическими аспектами. Во-первых, понятие компетентность является конструктом, обладающим достаточно большим арсеналом возможностей. Компетентность является критерием

индивидуальных различий в трудовой деятельности и эффективно используется в отборе и найме персонала, его аттестации и лицензировании, в управлении показателями труда и развитии человеческих ресурсов. В последнее время все большее значение компетентность приобретает для оценки труда и вознаграждения. Кроме того, компетентность занимает ключевое положение в системе понятий, отражающих взаимодействие личности как субъекта деятельности с профессией и социальной средой, в которой протекает профессиональная деятельность. В этом аспекте профессиональная компетентность эффективно используется в решении проблем связанных с профессиональным развитием личности и развитием организаций, и выступает как предмет исследования в профессиональной и организационной психологии, управлении человеческими ресурсами и других научных дисциплинах связанных с параметрами эффективности деятельности человека.

Что касается профессиональной компетентности специалистов, деятельность которых в той или иной мере связана с экстремальными условиями и ситуациями, то необходимо отметить, что исследований этого направления незаслуженно мало. К таким работам, к примеру, можно отнести следующие: исследование антикризисной психологической компетентности (Игельник М.С. 2002); психологической компетентности в профессиональной деятельности командира полка (Дружин

В.Н., 1998); конфликтологической компетентности (Зазыкин В.Г., Денисов О.И., 2000; Баныкина С.В., 1997, Хасан Б.И. 1996); тактико-коммуникативной компетентности следователя в конфликтной ситуации расследования (Боева М.В., 2002).

В отечественной психологии выполнено огромное количество работ в области исследования профессиональной деятельности человека, связанной с экстремальными условиями и ситуациями (Б.Ф. Ломов, К.К. Платонов, Ю.М. Забродин, Н.Д. Завалова, В.И. Медведев, Ф.Д. Горбов, В.И. Лебедев, В.А. Пономаренко, Л.А. Китаев-Смык, В.Л. Марищук, Н.И. Наенко, В.А. Бодров, Л.Г. Дикая, Л.И. Анциферова и др.), деятельности военнослужащих, работников МВД и налоговой полиции (А.Я. Анцупов, А.В. Барабанщиков, М.И. Дьяченко, М.П. Коробейников, А.М. Сто-ляренко, А.Б. Буданов, А.И. Панин, Е.В. Расходчиков и др.), спортивной деятельности (А.Ц. Пуни, Л.Д. Гиссен, П.А. Рудик, В.А. Вяткин, Ю.Я. Киселев, А.В. Родионов, А.В. Алексеев, В.Ф. Сопов, В.И. Моросанова и др.). Однако, исследования связанные с профессиональной успешностью в этих видах деятельности, как правило, выполнены с позиций подготовки к деятельности, готовности к деятельности, устойчивости деятельности, регуляции и саморегуляции в экстремальных условиях деятельности, индивидуальных качеств, лежащих в их основе, но не с позиции компетентности как свойства личности.

Вместе с тем успешность профессиональной деятельности имеет наиболее тесную связь именно с компетентностью, поэтому актуальность проблемы профессиональной компетентности специалистов экстремальных профессий трудно переоценить. Кроме того, необходимо отметить, что актуальность связана не только с повышением эффективности, надежности и безопасности деятельности специалистов, но также, а может быть в первую очередь, с сохранением их физического и психического здоровья, профессионального и личностного развития и реализации их творческого потенциала.

Характерной особенностью всех видов деятельности, связанных с экстремальными условиями, а также видов деятельности, в которых в той или иной степени представлены ситуации с угрозой целостности личности, является наличие у человека определенных состояний, возникающих в значимые моменты выполнения их профессиональных задач (А.Г. Погорелов, 2000). Эти состояния в той или иной мере связаны со стресс реакциями различной степени интенсивности и специфичности и являются следствием восприятия профессиональных требований, требующих мо-

билизации ресурсов или превышающих возможности личности удовлетворить их. Значимость момента заключена в важности тех последствий для личности, организации и социального окружения, которые являются следствием характера выполнения задач, или уклонением от их выполнения, или невозможностью их выполнения. Поэтому специалисты указанных видов деятельности кроме общей профессиональной компетентности, позволяющей им успешно выполнять задачи в обычных организационных условиях, должны обладать еще и специальной компетентностью, которая позволяет им сохранять внутренний баланс и обеспечивать выполнение профессиональных задач при воздействии экстремальных условий деятельности и в различных экстремальных ситуациях. Будет уместным назвать эту компетентность экстремальной. Под экстремальной компетентностью мы будем понимать индивидуальное качество личности, проявляющееся в ее стремлении и способности успешно и безопасно выполнять профессиональные задачи и/или сохранять свою целостность в экстремальных условиях и ситуациях.

Экстремальная компетентность реализуется в ряде компетенций, которые могут быть объединены в три группы ключевых компетенций: компетенции, связанные с самоопределением личности в экстремальных ситуациях и меняющихся условиях деятельности; компетенции регуляции; компетенции саморегуляции в экстремальных условиях и экстремальных ситуациях.

Самоопределение представляет собой процесс определения личностью позиции, имеющей смысл в изменившихся условиях деятельности в контексте решения профессиональных задач, а также в контексте личных, групповых и общечеловеческих целей и ценностей. Этот процесс может быть выражен как сохранение прежней идентичности в связи с изменившейся ситуацией, и подтверждение своей включенности в новую ситуацию с позиции сохранения ответственности за принятые на себя ранее обязательства. Этот процесс также может раскрываться как идентификация себя с новой ролью и определенными действиями сообразными сложившейся ситуации. Включенность в ситуацию в этом случае будет определена принятием на себя определенных обязательств и ответственности за них.

Экстремальные компетенции регуляции деятельности позволяют личности обеспечивать управление деятельностью в моменты, когда действия необходимые для достижения цели требуют мобилизации всех имеющихся у личности ресурсов. Эти компетенции позволяют личности эффективно и безопасно достигать значимых целей, без негативных последствий для личности. Компетенции саморегуляции позволяют личности обеспечивать сохранение внутреннего равновесия, устойчивости и жизнеспособности в экстремальных условиях и экстремальных ситуациях.

Кроме групп компетенций можно выделить виды экстремальной компетентности. Компетенции каждой из указанных групп являются результатом проявления того или иного вида компетентности как личного качества. Виды экстремальной компетентности могут быть выделены на основе определенных признаков, которые играют ключевую роль как в успешности и безопасности выполнения специалистами профессиональных задач, так и в их профессиональном и личностном развитии. Нашей следующей задачей будет выделение этих признаков. Учитывая место, которое занимает компетентность в структуре понятий профессиональной деятельности личности, признаки должны выступать как независимые переменные по отношению к результатам деятельности и как зависимые переменные по отношению к индивидуальным характеристикам личности.

Еще одним признаком, который, на наш взгляд, может быть использован как для выделения видов экстремальной компетентности, так и для различения компетентного и не компетентного поведения, является отношение человека к выбору экстремальной формы активности. Можно выделить две ключевые позиции:

свободный выбор личностью экстремальной формы активности и активность личности в экстремальной ситуации, сложившаяся под влиянием внешних обстоятельств (вынужденная форма экстремальной активности). Характер выбора определяет характер цели деятельности, задач и действий.

Позиция, предполагающая свободный выбор личностью экстремальной формы активности позволяет личности выбрать цель, которая имеет для нее определенный смысл. Он может быть связан либо с успешным выполнением профессиональных задач, либо со спортивными достижениями, если речь идет о деятельности спортсменов экстремальных видов спорта, либо с его видением перспективы собственного профессионального и личностного роста, либо с достижением определенных социально значимых целей. Соответственно выбор способов достижения цели будет основан на их соответствии особенностям личности, что дает основание личности быть успешной в достижении цели, использовать ресурсы эффективно, на основе согласованной работы его функциональных систем.

В тоже время вынужденная форма экстремальной активности предполагает, что ее характер определяется негативными требованиями ситуации и тем смыслом, который она имеет для личности. Это может быть угроза достижения цели, либо угроза целостности личности, как психической, так и физической, либо угроза для близких его людей или социальному окружению. В соответствии со смыслом будут определены задачи и характер использования ресурсов. Задачи могут быть связаны либо с преодолением негативных требований, либо с уменьшением негативных последствий от их воздействий, если преодоление не возможно. Это может быть также избегание экстремальных воздействий (если это не приводит к более серьезным проблемам) и терпение (толерантность) присутствия экстремальных воздействий. В ситуации угрозы жизни и ограниченности ресурсов, это может быть задача выживания. В тоже время восприятие угрозы целостности может вызвать аффективную эмоциональную реакцию, приводящую к нарушению внутреннего равновесия и рассогласованию функциональных систем. Соответственно перед человеком будет стоять задача восстановления внутреннего баланса и сохранения целостности личности.

В конечном итоге мы можем выделить три ключевых фактора, которые являются определяющими для выделения групп компетентностей. К ним относятся: характер выбора экстремальной формы активности; степень соответствия ресурсов требованиям профессиональной деятельности и конкретной задачи; степень согласованности функциональных систем, в процессе выполнения профессиональных задач в контексте экстремальных требований. Эти факторы могут выступать как признаки для различения видов компетентности и характеристик компетентного и некомпетентного поведения. Первый фактор является определяющим признаком для различения двух независимых видов компетентности: экстремальной развивающей и экстремальной совладающей.

Экстремальная развивающая компетентность формируется в профессиональной деятельности, требующей экстремальной формы активности, которая является результатом свободного выбора личности. Экстремальная развивающая компетентность есть качество личности, проявляющееся в стремлении и способности личности распознавать и принимать профессиональные вызовы, трансформировать их в определенные цели и действия, достижение и выполнение которых раскрывают потенциальные возможности личности и делают ее жизнь осмысленной, профессионально и социально значимой.

Выбор экстремальной формы активности имеет место как в процессе профессионального самоопределения, так в процессе выбора цели деятельности, так и в выборе конкретного способа действия. Выбор вида деятельности как акта профессионального самоопределения (Абульханова-Славская К.А., 1991, Климов Е.А.,

1996, Пряжников Н.С., 1997, Зеер Э.Ф., 1999 и др.) предполагает определенный уровень готовности, которую можно рассматривать с позиции наличия у человека определенных компетенций. К ним могут быть отнесены компетенции, которые предполагают наличие навыков рефлексии, знание своих индивидуальных особенностей, знание профессиональных требований и способность определения взаимо-соответствия между ними. Однако ключевым аспектом процесса самоопределения является обретение смысла деятельности. Поэтому и ключевой компетенцией является способность понимать значение и смысл экстремальной деятельности. Кроме того, самоопределение личности в экстремальных ситуациях и меняющихся условиях деятельности невозможно без ее включенности в ситуацию, предполагающую принятие на себя определенных обязательств (S. Maddi, 2000). Это также требует определенных компетенций.

Однако в процессе принятия решения о выборе конкретной цели, который требует за собой определенных обязательств и действий, важную роль играет тревога (А.Г. Погорелов, Е.И. Погорелова, 2002, 2004).

Необходимо уделить внимание еще одной важной компетентности, которая входит в экстремальную развивающую компетентность, которая проявляется в навыках и умении контролировать развитие ситуации. Контроль за развитием ситуации предполагает способность и умение личности в любой момент развития ситуации влиять на обстоятельства с целью достижения поставленной цели и сохранения своей целостности. С. Мадди определяет контроль как одну из трех компонент «жизнестойкости», которая является качеством личности, дающим ей возможность «не только совладать с ситуацией, но и оставаться на гребне» (S. Maddi, 2000).

Эта компетентность предполагает наличие у личности, ряда других компетенций, таких, к примеру, как: адекватная оценка ситуации, адекватные изменяющейся ситуации паттерны реагирования и действия, которые взаимосвязаны с оценкой (А.Г. Погорелов, 1998), мобилизация ресурсов и перераспределение ресурсов (В.Л. Марищук, 1983).

Совладающая компетентность есть понятие неочевидное, требующее прояснения и определенного обоснования. Прежде всего, компетентность есть свойство личности, проявляющееся в ее способности выполнять трудовые задачи на уровне принятых стандартов или превышающие их. Поэтому если в процессе выполнения трудового задания возникает состояние стресса, являющееся признаком ситуации, которая требует совладания, то у нас есть возможность объяснить это тем, что к подобной ситуации привело отсутствие у личности определенной компетенции. К примеру, если развитие ситуации на восхождении выходит из под контроля альпиниста, мы можем сказать, что причина этого лежит в неправильной оценке альпинистом выбранного им маршрута.

Однако деятельность в экстремальных условиях характерна воздействием на человека множества негативных факторов, неожиданными и непредсказуемыми изменениями ситуации, которые выступают источником угроз достижения цели и/или целостности личности. Поэтому профессионалу необходимы специальные умения, позволяющие вовремя распознать угрозу и переключить свою активность на ее устранение.

Активность, направленная на восстановление эмоционального баланса и устранение проблем, вызвавших негативные эмоциональные состояния, в зарубежной психологии получило название копинг (совладание). Первоначально совлада-ние было предметом изучения в русле исследований психологического стресса (Р. Лазарус, 1970; R. Lazarus, S. Folkman, 1984). В последующих исследованиях совла-дающего поведения были выделены: стратегии и модели совладающего поведения (R. Lazarus, S. Folkman, 1984; S. Hobfoll, 1988); задачи, этапы и навыки совладания

(Moos & Shaeffer, 1986); индивидуальные качества влияющие на совладание (И. Франкл; Э. Фромм; S. Kobasa & S. Maddi, 1983, 1984; S. Maddi, 1990, Amelang & Bartussek, 1977; Becker, 1995 и др.). В отечественной психологии эта проблема рассматривалась в разных отраслях психологии. В рамках инженерной психологии, к примеру, В.И. Лебедев (1989) рассматривал проблему совладания с экстремальными ситуациями с позиции переадаптации. В спорте эта проблема решалась с позиции формирования готовности к экстренной мобилизации ресурсов организма, навыков саморегуляции (Н.Д. Левитов, А.В. Алексеев, 1983 и др.), с позиции перераспределения функциональных резервов организма (В.Л. Марищук, 1983). Ф.Е. Василюк (1984) рассматривает процесс преодоления стрессовых, фрустрирующих, конфликтных и кризисных ситуаций и событий как процесс переживания. Л.И. Анциферова (1994) подходит к изучению взаимодействия с экстремальными ситуациями с позиции стратегий совладания, выделяя преобразующие стратегии и стратегии приспособления. А.В. Либин рассматривает процесс преодоления экстремальных ситуаций с позиции индивидуального стиля реагирования в стрессовых ситуациях (А.В. Либин, Е. Либина, 1998).

Важным моментов в русле темы нашего исследования является изучение взаимосвязи совладающего поведения с успешностью деятельности. Исследования Водопьяновой Н.Е. (1998) показали, что успешные и неуспешные менеджеры используют разные модели совладающего поведения.

Взаимосвязь характера совладающего поведения с успешностью деятельности и ее спецификой, делают обоснованным введение понятия совладающей компетентности. Она представляет самостоятельную компетентность ни коим образом не связанную с другими специфичными видами компетентности, отсутствие которых приводит к экстремальной ситуации.

Совладающая экстремальная компетентность есть качество личности, проявляющееся в стремлении и способности личности достигать поставленных целей и/или сохранять свою целостность в ситуациях, когда возникает угроза достижения цели и/или возникает угроза целостности личности в процессе профессиональной деятельности. Совладающая компетентность может проявляться либо как умение действовать по определенному алгоритму в ситуациях угрозы, либо как способность находить своеобразные, уникальные выходы из этих ситуаций. Кроме того, совладающая компетентность есть особая компетентность, проявляющаяся в способности личности сохранять свою целостность, пожертвовав для этой цели определенной ее частью, т.е. способностью понести утрату для того, чтобы выжить или сохранить доброе имя. Совладающая компетентность здесь проявляется как особый вид самоопределения и как особый вид саморегуляции.

Определяющими факторами формирования компетенций, которые составляют совладающую компетентность, являются задачи, которые стоят перед личностью в момент определенных угроз в профессиональной деятельности. Прежде всего, это способность распознать угрозу. С другой стороны, компетенции формируются на основе индивидуальных качеств, позволяющих решать эти задачи. К примеру, для распознавания угрозы необходимым условием является профессиональная тревожность как сформированная в процессе профессиональной деятельности качество личности, позволяющее распознавать профессиональные угрозы (А.Г. Погорелов, Е.И. Погорелова, 2002).

К совладающим компетенциям также могут относиться личностные качества, способности, мотивы, умения и навыки, позволяющие решать задачи, которые являются значимыми не только для успешности выполнения профессиональных задач, но имеют значения для развития личности, сохранения его психического и физического здоровья. К ним могут относиться задачи, возникающие в трудных

жизненных ситуациях, выделенные американскими психологами (R. Moos & J. Schaefer, 1986): установление значимости и смысла ситуации; сохранение эмоционального баланса; решение проблем, вызвавших экстремальную ситуацию; сохранение целостности социального окружения, установление социальных контактов и использование ресурсов социальных поддержки; сохранение личного достоинства и чувства уверенности в себе.

Таким образом, в качестве кратких выводов настоящей работы можно указать следующее.

Исходя из особенностей экстремальных видов деятельности, специалисты, кроме общей профессиональной компетентности, позволяющей им успешно выполнять задачи в обычных организационных условиях, должны обладать еще и специальными видами компетентности. Речь идет об экстремальной компетентности, которая позволяет личности сохранять внутренний баланс, обеспечивать выполнение профессиональных задач и/или сохранять свою целостность при воздействии экстремальных условий деятельности и в различных экстремальных ситуациях.

Экстремальная компетентность реализуется в ряде компетенций, которые могут быть объединены в три группы ключевых компетенций: компетенции, связанные с самоопределением личности в экстремальных ситуациях и меняющихся условиях деятельности; компетенции регуляции и компетенции саморегуляции в экстремальных условиях и экстремальных ситуациях.

Кроме групп компетенций мы выделяем виды экстремальной компетентности на основе определенных признаков, которые играют ключевую роль как в успешности и безопасности выполнения специалистами профессиональных задач, так и в их профессиональном и личностном развитии: экстремальная развивающая компетентность и экстремальная совладающая компетентность. Это совершенно самостоятельные компетентности, имеющие различные характеристики. Оба вида компетентности необходимы для успешной и безопасной деятельности специалиста. Однако для той или иной профессии, того или иного вида деятельности, их соотношения различны. К примеру, для успешных спортсменов-альпинистов характерно доминирование экстремальной развивающей компетентности, а для успешных спасателей - доминирование совладающей компетентности.

Экстремальная компетентность является важной составляющей профессиональной компетентности, и, в конечном итоге, позволяет не только решать профессиональные задачи в экстремальных условиях деятельности, но, что является наиболее важным, позволяет трансформировать воздействие экстремальной ситуации в новые возможности личности.

Т.А. Басанова

К ВОПРОСУ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА

С переходом от индустриального общества к информационному и соответствующим развитием информационных технологий все большее внимание уделяется информационному оружию и технологии ведения информационной войны (М.Г. Делягин, 1992; Г.Г. Самерз, Г.Е. Экклз, 1991 и др.). В гуманитарном аспекте под «информационной войной» понимаются активные методы трансформации информационного пространства (А.Е. Тарас, 2003). При этом речь идет об определенной системе изменения в сознании человека картины мира, которая призвана обеспечить желаемые типы поведения. Новые жизненные стандарты пропагандируются и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.