Научная статья на тему 'Трэвел-журналистика на российском телевидении'

Трэвел-журналистика на российском телевидении Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
7613
827
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАНОВЕДЧЕСКИЕ ПРОГРАММЫ / ТРЭВЕЛ-ЖУРНАЛИСТИКА / ПУТЕВОЙ ОЧЕРК / CROSS-CULTURAL PROGRAMS / TRAVEL JOURNALISM / TRAVEL ESSAY / CYCLE / PROMOTIONAL GIFT

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Гегелова Н.С.

В статье рассматривается современное состояние телевизионного тематического направления трэвел-журналистики, проводится анализ страноведческих программ ведущих федеральных телеканалов. Кроме того, ставится проблема наполнения страноведческих программ научно-популярным содержанием, а также связанный с этим вопрос подготовки специализированных кадров на факультетах журналистики в вузах России, что будет способствовать более креативной реализации этого важного телевизионного направления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRAVEL - JOURNALISM ON THE RUSSIAN TELEVISION

In article the current state of the television thematic direction of a travel journalism is considered, it analysis of regional geographic programs of the leading federal TV channels is carried out. Besides, to be put a problem of filling of regional geographic programs by the popular scientific contents, and also the question of preparation of specialized shots connected with it at faculties of journalism in higher education institutions of Russia that will promote more creative realization of this important television direction.

Текст научной работы на тему «Трэвел-журналистика на российском телевидении»

ЖУРНАЛИСТИКА

ТРЭВЕЛ-ЖУРНАЛИСТИКА НА РОССИЙСКОМ ТЕЛЕВИДЕНИИ

Н.С. Гегелова

Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198

В статье рассматривается современное состояние телевизионного тематического направления трэвел-журналистики, проводится анализ страноведческих программ ведущих федеральных телеканалов. Кроме того, ставится проблема наполнения страноведческих программ научно-популярным содержанием, а также связанный с этим вопрос подготовки специализированных кадров на факультетах журналистики в вузах России, что будет способствовать более креативной реализации этого важного телевизионного направления.

Ключевые слова: страноведческие программы, трэвел-журналистика, путевой очерк

В современном телевизионном эфире значительное место занимают программы о путешествиях. «Трэвел-журналистика (от англ. Travel путешествие) — специфический жанр, который находится на стыке серьезной журналистики и простых дневниковых записей. Вдобавок, он объединяет литературу и фотоискусство. Сегодня мы живем в эпоху, когда люди хотят не только услышать о чем-то, но и увидеть это глазами. Раньше этот жанр назывался — путевые заметки» [1].

Создание подобной программы — дело не легкое, требующее от журналиста не только оперативности, мобильности, больших организационных усилий, но и знаний географических особенностей, специфики, традиций, истории, культуры разных стран мира. «Трэвел-журналист изучает мир, чтобы поделиться обретенным знанием с окружающими. Он постоянно собирает информацию, общается с местными жителями, забирается в места, в которые никогда не направится путешественник, движущийся на коротком поводке путеводителя. Самостоятельность связана с некоторыми сложностями, но зато такой подход позволяет уйти в сторону от избитых троп и сделать уникальные открытия» [1].

Одним из первых и очень успешных проектов данного направления на постсоветском телевидении стал цикл программ «Непутевые заметки» журналиста Д. Крылова (1992 г., «Первый канал», телекомпания «ВИД»). Можно считать, что с этой передачи начался процесс освоения и развития трэвел-журналистики на российском телевидении. Высокий профессионал, прекрасный ведущий в каждой

своей программе создает яркий образ той или иной страны. К тому же ироничное название программы сразу привлекает внимание телезрителей.

Программа «Непутевые заметки» представляет собой цикл путевых очерков о разных странах мира. Жанр путевого очерка — один из сложнейших телевизионных жанров, которым мастерски овладел Д. Крылов. Репортажный метод съемки путевого очерка делает изображение динамичным, информационно насыщенным и предельно документальным, а выразительный закадровый текст, прекрасная русская речь журналиста дополняют видеоряд эксклюзивной информацией, полезной для аудитории.

Путевые очерки Д. Крылова знакомили и продолжают знакомить зрителей с географическими особенностями, нравами, обычаями, традициями и культурой страны, о которой идет речь в программе. Кроме того, автор дает телезрителям полезные советы, рассказывает о специфике той или иной национальной кухни. Закадровый текст автора сопровождается интересными изобразительным материалом, в основном снятым самим автором. Доверительный и спокойный стиль речи ведущего привлекает внимание зрителей, настраивает на просмотр передачи.

Цикл программ «Непутевые заметки» реализует в эфире основопологающие функции телевидения, а именно информационную, просветительскую и образовательную. Коэффициент полезности этого цикла очень высокий еще и потому, что ведущий дает обширную прикладную информацию, которая может пригодиться российским туристам в путешествиях. Таким образом, «коммуникативное намерение программы — вдохновить телезрителя на путешествие, т.е. развлечь и дать прикладную информацию о месте назначения» [2].

Другой, не менее интересный, страноведческий цикл «Их нравы» представляет собой калейдоскоп, который каждый раз переносит зрителей в разные страны и континенты. Впервые эта программа в форме тележурнала вышла в эфир 7сен-тября 2003 г. на канале НТВ. Познавательный и увлекательный авторский текст, прекрасные съемки — все это создает неповторимый колорит страны, о которой рассказывает ведущий. Девиз программы призывает зрителей в путь: «Путешествуйте с нами, путешествуйте сами!» «Географический проект телекомпании НТВ "Их нравы" посвящен жизни, отдыху, работе, привычкам и национальным особенностям народов всего мира. Африка, Америка, Евразия, Австралия — жители стран этих континентов обладают неповторимым своеобразием и самобытностью, этническим колоритом, многовековой историей и древней культурой. Люди и лица, ремесленники и торговцы, рынки и древние города, памятники истории, дворцы и беднейшие кварталы, храмы, обряды и традиции, религиозные церемонии и национальная кухня в первую очередь интересует творческую группу. Каждая программа состоит из сюжетов о жизни разных стран. Ведущий программы — известный тележурналист Дмитрий Захаров» [3].

В минувшем XX в. «корифеями жанра были героические чехи Иржи Ганзелка и Мирослав Зикмунд, объехавшие весь свет на автомобиле "Татра" и выпустившие полтора десятка толстенных книг с фотографиями. Или советские классики Илья Ильф и Евгений Петров, написавшие повесть "Одноэтажная Америка" об автомобильном путешествии по Штатам. В прошлом веке такие поездки были

мероприятием технически сложным, дорогостоящим и привлекавшим колоссальный общественный интерес» [3].

Блестящим примером повторения этого маршрута стал телевизионный цикл В. Познера и И. Урганта «Одноэтажная Америка», созданный в жанре документального многосерийного фильма. Кроме того, ими были сняты и другие страноведческие сериалы — «Тур де Франс», «Англия в общем и в частности», «Еврейское счастье».

К примеру, цикл фильмов «Одноэтажная Америка» (2008 г., «Первый канал») отразил жизнь рядовых американцев из разных штатов: их быт, традиции, строительство автомобильных дорог, музыкальные традиции. Каждая серия цикла «Одноэтажная Америка» — это фрагмент большого путешествия по американским штатам. Таким образом, авторам удалось создать многогранный образ страны, расширив представления россиян об Америке. Содержательный и познавательный закадровый авторский текст, яркие интервью, интересный изобразительный ряд, профессионализм ведущих делает этот цикл притягательным, интересным и качественным журналистским произведением.

Особенно удачным, на наш взгляд, у авторов получился фильм, открывающий этот цикл. Динамичное изображение и увлекательный, информативный закадровый текст, прекрасная музыка сразу же погружают зрителей в атмосферу большого города — Нью-Йорка. Подготовку основной смысловой составляющей цикла взял на себя В. Познер. Автор и в кадре, и за кадром популярно рассказывает о стране, которую он очень хорошо знает и любит.

Подобные проекты требуют солидного финансирования. После премьеры В. Познер и И. Ургант выпустили также одноименную книгу и компьютерные диски всех серий. «В документальном режиме программа обращается к телезрителю как к познающему субъекту. Акцент делается на образовательной информации, задача программы — информировать и просветить зрителя. Обычно ведущий программы — авторитетная персона. В программе упоминаются географические, исторические факты, используется архивная съемка, фотографии. Непосредственные участники событий — местные жители, эксперты или информаторы — важные действующие лица, которые помогают осмыслить замысел программы» [4].

В праздничные дни 2016 г. на «Первом канале» прошел премьерный показ восьмисерийного документального фильма «Еврейское счастье», авторы В. Познер и И. Ургант. В Интернете появились сотни отзывов телезрителей об этом сериале — как положительных, так и отрицательных. Фильм вызвал живую дис-скусию зрителей, никого не оставил равнодушным. Авторы этого проекта показали нам разные стороны жизни рядовых израильтян — это сложная жизнь в состоянии многолетней войны, службы израильских юношей и девушек в армии, организации кибуцев и многое другое. Съемочная группа побывала в Иерусалиме, Тель-Авиве, Назарете, Хайфе, Цвате. Сериал снят в жанре путевых очерков, каждый из которых наполнен интересной познавательной информацией. «Когда ты делаешь такой фильм, то обязательно ты должен общаться с самыми рядовыми людьми — с водителями такси, с торговцами на рынке, просто с людьми на улице, в кафе или, скажем, с крестьянами в кибуцах. С журналистами, с врачами

в больницах, конечно, с солдатами и офицерами израильской армии, которая здесь играет особую роль. Также мы общались, конечно, с раввинами, потому что они тоже в Израиле играют особую роль. Ну и с членами правительства Израиля, включая премьер-министра. То есть у нас такой довольно приличный срез» [4].

Странно, что такой интересный документальный сериал «Первый канал» показывал в очень неудобное для зрителей время, в 23:45. Такое позднее время эфира лишило этот цикл большого числа зрителей. Однако благодаря Интернету все серии можно посмотреть в любое другое удобное время.

За последние годы значительно увеличилось число страноведческих нишевых телеканалов: «Растет и количество специализированных трэвел-каналов не только зарубежного, но и российского производства: в настоящий момент существует болеее десяти трэвел-каналов "Телепутешествия", "Travel Channel", "Russian Travel Guide", "Моя планета", "Ocean-TV", "Viasat Explorer", "Nat Geo Wild", "DiscoveryTravel&Living", "Outdoor Channel", "Viasat Nature", "NauticaChannel" и др.» [5]. Каждый из них предлагает телезрителям интересные страноведческие программы. Очень продуктивно и успешно это направление развивает телеканал «Моя планета» — российский круглосуточный познавательный канал о путешествиях, науке, истории и людях. Телеканал «Моя планета» пополнил семейство телевизионных каналов ВГТРК и предлагает зрителям лучшие отечественные и зарубежные программы и документальные проекты.

Ведущие страноведческих программ телеканала — Андрей Панкратов, Анастасия Чернобровина, Тимофей Баженов, Антон Зайцев, Александр Пухов, Сан-гаджи Тарбаев и др. в доступной форме доносят до зрителей интересную познавательную и развивающую информацию из разных стран мира. Роль телеканала «Моя планета» в аспекте расширения межкультурной коммуникации существенна. Общение и познание способствуют взаимопроникновению культур. С этой точки зрения деятельность телеканала чрезвычайно важна и полезна.

С успешным развитием направления трэвел-журналистики на российских телеканалах возникла необходимость в подготовке журналистских кадров по этой специализации, способных реализовывать большие страноведческие телепроекты. И уже на некоторых факультетах журналистики в ведущих вузах страны введен учебный курс по направлению трэвел-журналистики, например, в Санкт-Петербурском государственном университете театра и кино и др. К сожалению, такие учебные курсы существуют не на всех факультетах журналистики, что сказывается на уровне трэвел-программ.

На наш взгляд, существуют и другие серьезные проблемы, связанные с развитием тематического направления трэвел-журналистики. Анализ современных страноведческих программ показывает, что научно-популярная составляющая становится неактуальной, уходит на второй план в таких программах, а авторы все чаще делают акцент на показе достопримечательностей, развлекательном и рекламном компоненте, «современное научно-популярное телевидение развивается в условиях засилья «инфотейнмента» и претерпевает процессы конвергенции. Увеличивается количество жанров телевизионной трэвел-журналистики за счет появления различных телешоу и развлекательных программ» [5].

Калейдоскопическое построение сюжетов видеоряда, беглая речь ведущего, проецирующие внимание зрителей на своих ощущениях, не способствуют восприятию полезной информации о стране, ее жителях, нравах, особенностях быта. Подготовка таких программ теребует от журналиста глубоких знаний страны, о которой он рассказывает, как в историческом, так и современном аспектах.

Многим современным трэвел-программам не хватает серьезной и глубокой проработки научно-познавательной информации о стране, к примеру, такой как представляли в своих материалах ведущие страноведческих программ — известный путешественник В. Шнейдеров, журналист-международник А. Каверзнев, врач Ю. Сенкевич, приглашенный на телевидение в качестве ведущего познавательной страноведческой телепрограммы «Клуб кинопутешественников». Эти ведущие обладали редким популяризаторским даром, притягательной интеллигентной манерой речи и энциклопедическими знаниями в области страноведения. Созданные ими телепрограммы стали поистине содержательными, интересными, развивающими зрителей публицистическими журналистскими циклами, которые и по сей день входят в сокровищницу «золотого фонда» отечественного телевидения.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Показаньева И.В. Проблемное поле трэвел-журналистики как явления современного ме-диапространства: URL: http:www.geografia.ru

[2] URL: http://wwwntv.ru/peredacha/nravy/last24221903/

[3] URL: http://kubatyan.livejournal.com/20940.html

[4] URL: http://www.mediascope.ru/node/1385

[5] URL: http://salat.zahav.ru/Articles/9309/pozner_film#ixzz3xy6ChY48

TRAVEL - JOURNALISM ON THE RUSSIAN TELEVISION

N.S. Gegelova

People' Friendship University of Russia Miklukho-Maklaya str., 6, Moscow, Russia, 117198

In article the current state of the television thematic direction of a travel journalism is considered, it analysis of regional geographic programs of the leading federal TV channels is carried out. Besides, to be put a problem of filling of regional geographic programs by the popular scientific contents, and also the question of preparation of specialized shots connected with it at faculties of journalism in higher education institutions of Russia that will promote more creative realization of this important television direction.

Key words: cross-cultural programs, travel journalism, travel essay, cycle, promotional gift

^eaoea H.C. Трэве.tf-xурнamстнкa Ha pocchhckom Te^eBHfleHHH

REFERENCES

[1] Pokazan'eva I.V. Problemnoe pole trevel-zhurnalistiki kak yavleniya sovremennogo mediaprostranstva [Prodlem field of contemporary media space]. URL: http:www.geografia.ru/

[2] URL: http://www.ntv.ru/peredacha/nravy/last24221903/

[3] URL: http://kubatyan.livejournal.com/20940.html

[4] URL: http://www.mediascope.ru/node/1385

[5] URL: http://salat.zahav.ru/Articles/9309/pozner_film#ixzz3xy6ChY48

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.