ЦАПЮК Н. В., ПЬЯНЗИНА И. В.
ОСОБЕННОСТИ СОЗДАНИЯ КАРТИНЫ МИРА В ПЕРЕДАЧЕ «ОРЕЛ И РЕШКА» ТЕЛЕКАНАЛА «ПЯТНИЦА!»
Аннотация. В статье рассматривается современное состояние телевизионного тематического направления трэвел-журналистики. В этой связи проводится обзор страноведческих программ российских федеральных телеканалов. На примере телепередачи «Орёл и решка» анализируются основные принципы и тенденции развития жанра трэвел-журналистики на российском телевидении.
Ключевые слова: информация, трэвел-журналистика, картина мира, «Орёл и решка», телеканал «Пятница!», сюжет, анализ.
TSAPYUK N. V., PYUANZINA I. V.
THE FEATURES OF WORLD VIEW BUILDING ON TV: A STUDY OF THE TV SHOW "OREL I RESHKA" ON TV CHANNEL "FRIDAY!"
Abstract. The authors consider the current state of travel journalism on TV. In this connection a review of travel programs on Russian federal TV channels is presented. Considering the TV show "Orel i reshka", the basic principles and the development trends of travel journalism on Russian TV are studied.
Keywords: information, travel journalism, world view, "Orel i reshka", TV channel "Friday!", television story, analysis.
Информация, просвещение и рекреация - основы телевидения [4, с. 78]. Современное ТВ предполагает их взаимодействие. Самый актуальный и уместный пример - трэвел-журналистика. Передачи о путешествиях на телевизионных экранах появились относительно недавно. Дебют состоялся в 1960 году, когда на советские экраны вышла программа «Клуб путешественников», тогда носившая название «Клуб кинопутешествий». С того времени жанр трэвел-журналистики выделяется как самостоятельное направление и выводит тележурналистику на уровень, который можно охарактеризовать словами «Развлекая, информировать и просвещать». Такие передачи стали самостоятельным направлением тележурналистики. Создание подобной программы требует от журналиста не только оперативности, мобильности, больших организационных усилий, но и знаний географических особенностей, специфики, традиций, истории, культуры разных стран мира. По мнению исследователя И. В. Показаньевой, «трэвел-журналист изучает мир, чтобы поделиться обретенным знанием с окружающими. Он постоянно собирает информацию, общается с местными жителями, забирается в места, в которые никогда не направится
путешественник, движущийся на коротком поводке путеводителя. Самостоятельность связана с некоторыми сложностями, но зато такой подход позволяет уйти в сторону от избитых троп и сделать уникальные открытия» [6].
Одним из первых и очень успешных проектов данного направления на постсоветском телевидении стал цикл программ «Непутевые заметки» журналиста Д. Крылова (1992 г., «Первый канал», телекомпания «ВИД»). Можно считать, что с этой передачи начался процесс освоения и развития трэвел-журналистики на современном российском телевидении. Высокий профессионал, прекрасный ведущий в каждой программе создает яркий образ той или иной страны. К тому же ироничное название программы сразу привлекает внимание телезрителей.
В настоящее время на телеэкранах появляются все новые виды телепередач анализируемого нами жанра и далеко не все из них в полной мере отвечают названной формуле. Чаще всего данная формула изменяется до «развлекая, информировать и рекламировать», либо «информируя, развлекать». Естественно, каждая телепередача в зависимости от своей функции, так или иначе, формирует свою картину мира. Философский энциклопедический словарь дает следующее определение картины мира: «в отличие от мировоззрения, картина мира - это совокупность мировоззренческих знаний о мире, «совокупность предметного содержания, которым обладает человек» [3, с. 256].
В данной статье рассматриваются способы расширения наших знаний о мире за счет телепередач о путешествиях, а также анализируется, действительно ли правдивую картину мира они создают. В качестве эмпирического объекта в данном исследовании выступает одна из самых популярных на современном российском телевидении телепередача о путешествиях «Орел и решка». Для конструктивного анализа телепередачи выделим критерии, помогающие журналисту создать достоверную картину мира. Кроме того, проанализируем структуру телепередачи «Орел и решка».
Для того, чтобы создать грамотное и интересное зрителю произведение в жанре журналистики путешествий, автор (журналист) должен владеть всеми приемами и средствами воплощения творческого замысла на экране. Иными словами - должен уметь использовать все средства экранной выразительности. Существуют три основные группы экранных средств выразительности: изобразительно-выразительные, драматургические и звуковые [3, с. 47]. Рассмотрим их подробнее.
Изобразительно-выразительные средства основаны на главном отличии телевидения (и в целом кинематографа) - способности запечатлевать движение. Чтобы создать «движущееся изображение» необходимо учитывать следующее:
- правильно «вырезать» из изображаемой действительности нужный автору и
интересный зрителю кусок, то есть выбрать кадр;
- определить необходимую степень приближенности камеры к снимаемому предмету или человеку - здесь мы говорим о плане;
- выстроить композицию кадра - взаиморасположение фигур и предметов в плоскости экрана;
- также не стоит забывать о размещении фигур относительно друг друга в глубине изображаемого на экране пространства, то есть о мизансцене;
- выбрать правильную точку съемки - ракурс. Ракурс есть положение кинокамеры по отношению к снимаемому объекту.
- позаботиться о таких важных средствах создания киноизображения, как цвет, свет и
тень.
Выделив главные (основные) изобразительно-выразительные средства, напомним, что есть еще и специальные - оптика, пленка, режим печати отснятого киноизображения и т.д., однако для анализа нам будет достаточно основного инструментария. Помимо изобразительно-выразительной группы средств, мы можно выделить также драматургические средства. В их основе лежат общие законы построения передачи или фильма [5, с. 67-68]. С одной стороны - это независимость каждого кадра, а с другой -подчиненность его единой мысли, раскрывающей внутренний смысл экранного произведения.
В каждом экранном произведении должно лежать действие, которое организует всю драматургию произведения, обеспечивает логику показа фактов, событий, поступков и стремлений героев. Иными словами - «в экранном произведении мы должны наблюдать движение авторской мысли» (по С. А. Муратову). Самое важное - зритель должен ощущать внутреннее драматургическое единство. Звуковые средства экранной выразительности (речь, музыка, шум) чаще всего используются в телепередачах исследуемого нами формата для того, чтобы точнее передать атмосферу места. На них мы не будем останавливаться подробнее, поскольку их роль в анализируемой программе невелика.
«Орел и решка» - телепередача, в которой значима сюжетообразующая роль личности и велика харизма ведущих, поэтому нельзя не рассмотреть их образы и не отметить роль в программе. Выделим основные моменты, на которые следует обратить внимание при анализе сюжета.
Формат телепередачи «Орел и решка» пришел в Россию относительно недавно: программа дебютировала на телевидении Украины в 2011 году. Каналом-вещателем в России в настоящее время выступает развлекательный телеканал «Пятница!». На сайте телеканала концепция телепередачи изложена следующим образом: «... любимое трэвел-шоу для
путешественников всех лиц, полов и возрастов. Один город и два ведущих. Но у кого-то на все удовольствия - сто долларов, а у кого-то - золотая банковская карта. Все решает монетка...» [8]. Иными словами, ведущие находятся в незнакомых местах в разных финансовых условиях: бюджет одного из них сильно ограничен, другого, напротив, совершенно не ограничен.
Прежде чем перейти к анализу сюжета, разъясним, каким образом происходила выборка анализируемых выпусков телепередач. Мы обратились к мониторингу измерений аудитории СМИ осени 2014 года. Мониторинг показал, что лидирующие позиции занимают выпуски серий «Орел и решка. СССР». В качестве примера приведем результаты отчета начала ноября. Как видим, даже те выпуски телепередачи, которые выходят в эфир уже не в первый раз (выпуск от 04.11. 2014), имеют высокие показатели: их доля составляет 2,6% (учитываем сравнительно небольшой охват аудитории телеканала «Пятница!»). Для получения результатов исследований зрительских предпочтений использовались данные ресурсов http://www.tns-global.ru и http://www.mediascope.ru, посвященные измерению объемов аудитории телеканалов, изучению характеристик телезрителей и их предпочтений.
Обратимся к тексту выпуска, посвященного Грузии, а именно, к факто-описательной его части. Все, что касалось традиции, истории и культуры страны, в сюжете рассказано достаточно подробно и достоверно - это бесспорный плюс. В то же время, мы не можем не отметить тот факт, что в некоторых эпизодах несколько сгущались краски (логично, что это происходило в части, где рассказывалось о путешествии Анастасии, которая, согласно условиям сюжета, имела весьма ограниченный бюджет). Например, в начале сюжета ведущая сообщила, что «все надписи на автобусах только на грузинском языке... придется постоянно обращаться к местным за переводом» (что не совсем правда - летом 2014 года русскоязычный человек без труда мог сориентироваться на автовокзале); второй момент - во время своего подъема на главную гору региона Казбеги, где находится Церковь Святой Троицы, Анастасия объяснила свой тяжелый пеший путь тем, что «на гору не ходит транспорт, придется идти на своих двоих» (что тоже не совсем достоверно - частные извозчики в Грузии готовы отвезти вас куда угодно).
Рассмотрим изобразительно-выразительные особенности сюжета. Нельзя не отметить кадры природы: прекрасные грузинские пейзажи показаны так, что у любого зрителя останется впечатление, что он сам побывал в этих местах. Крупный план - лицо монаха в развевающихся одеждах у церкви - безусловно, очень достойно. Игра света в православном храме у озера показана тонко, художественно. Здесь следует отметить большой вклад режиссера и оператора в создание картины мира.
В то же время выделим и не слишком удачные (на наш взгляд) кадры: ведущая в
коротком платье неуклюже забирается на лошадь; персонажи застолья, на которых то и дело терялся фокус камеры; съемка из нечистого окна автомобиля. В результате сочетания высокохудожественных и бытовых кадров, образ страны несколько размывается. Однако, возможно, это не делает сюжет хуже, поскольку Грузия, по ощущениям автора работы -слишком контрастная страна: там нет середины, крайняя бедность в Грузии ощутима настолько же, насколько прекрасна природа.
Драматургия телепередачи «Орел и решка» выражена непосредственно в замысле программы: все движение сюжета - ответ на вопрос: «Что можно увидеть в стране за 100 долларов, а что - с неограниченным бюджетом?». Однако это суждение поверхностно, в действительности же сюжет подчинен идее, озвученной в финале: независимо от того, насколько ты богат, мир прекрасен.
Таким образом, картина мира, которая создается в телепрограмме «Орел и решка» телеканала «Пятница!», с одной стороны, подчиняется законам драматургии любого экранного произведения и является продуктом мастерства сценариста; с другой стороны, несмотря на ряд недочетов, в сюжете телепередачи не искажается реальная действительность. Подача информации ведется в разговорном стиле, сглаживая всякую дистанцию между зрителем и телеведущими.
ЛИТЕРАТУРА
1. Адамьянц Т. З. Мотивационно-целевой анализ телепередачи. Формула успеха телепередачи. - М.: Институт повышения квалификации работников телевидения и радиовещания, 1994. - 121 с.
2. Дзялошинский И М. Журналистика соучастия. Как сделать СМИ полезными людям. - М.: Престиж, 2006. - 104 с.
3. Ильичёв Л. Ф. Философский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия, 1983. - 840 с.
4. Корконосенко С. Г. Основы творческой деятельности журналиста. - СПб.: Знание, СПбИВЭСЭП, 2000. - 272 с.
5. Муратов С. А. Телевидение в поисках телевидения. Хроника авторских наблюдений. - 2 -е издание, дополненное. - ММ.: Изд-во ММоск. ун-та, 2009. - 280 с.
6. Научный интернет-портал по исследованиям СМИ «Медиаскоп» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.mediascope.ru.
7. Хоруженко К. М. Культурология. Энциклопедический словарь. - Ростов н/Дону: Феникс, 1997. - 173 с.
8. Телеканал «Пятница!» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://friday.ru/.