Научная статья на тему 'Тематическая направленность и целевое назначение программ о путешествиях и туризме на отечественном телевидении'

Тематическая направленность и целевое назначение программ о путешествиях и туризме на отечественном телевидении Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
3911
434
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРЕВЕЛ-ПРОГРАММА / ПРОГРАММА О ПУТЕШЕСТВИЯХ И ТУРИЗМЕ / ТРЕВЕЛ-ЖУРНАЛИСТИКА / ЖУРНАЛИСТИКА ПУТЕШЕСТВИЙ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Ревенко А.А.

Статья посвящена программам о путешествиях и туризме на отечественном телевидении. Выделены и рассмотрены в исторической ретроспективе этапы становления туристских программ. Приведены примеры основных программа о путешествиях и туризме на отечественном телевидении. В статье были выявлены их основные черты и тенденции развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Ревенко А.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Тематическая направленность и целевое назначение программ о путешествиях и туризме на отечественном телевидении»

ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК: 070

Ревенко А. А.

преподаватель

Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова

ТЕМАТИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ И ЦЕЛЕВОЕ НАЗНАЧЕНИЕ ПРОГРАММ О ПУТЕШЕСТВИЯХ И ТУРИЗМЕ НА ОТЕЧЕСТВЕННОМ ТЕЛЕВИДЕНИИ

Статья посвящена программам о путешествиях и туризме на отечественном телевидении. Выделены и рассмотрены в исторической ретроспективе этапы становления туристских программ. Приведены примеры основных программа о путешествиях и туризме на отечественном телевидении. В статье были выявлены их основные черты и тенденции развития.

Ключевые слова: тревел-программа, программа о путешествиях и туризме, тревел-журналистика, журналистика путешествий

В экранном формате тематика путешествий, географических открытий, страноведения и туризма развивалась не менее активно, чем на страницах печатных изданий. Исторически передачи о путешествиях связаны с путевыми очерками, документальными научными фильмами, образовательными фильмами-лекциями и пр. Начиная с 1908 года, в России появляются первые просветительские кинотеатры. «Фильмы начинают систематические использоваться не только для обучения, но и для популяризации новейших достижений науки, техники и искусства» [1], что в дальнейшем прослеживается и в развитии программ, посвященных туризму и путешествиям.

Современная телевизионная программа о путешествиях и туризме объединяет несколько форматов: образовательный, документальный, развлекательный. Преобладание того или иного формата зависит от концепции и цели вещателей, при этом, как правило, если программа посвящена «внутреннему туризму», то она, скорее всего, будет направлена на популяризацию культурного наследия, традиций, достопримечательностей нашей страны. Телевидение — самое мощное средство массовой информации, его воздействие на аудиторию направлено на изменение мировоззрения, что активно использовалось и используется сейчас. Так, в советский период, с 1966 по 1975 гг., «на телевидении превалировали программы художественной и культурно-просветительской направленности..., реализующие культурно-рекреативную функцию» [2]. Но воздействие никогда не происходит непосредственно, оно завуалировано и действует незаметно для зрителя, поэтому наилучший формат для него — это развлекательный.

«История телевидения, как и судьба каждого человека, состоит из эпизодов. Если их удается последовательно выстроить, то можно получить довольно полное представление о том или ином явлении, о том или ином человеке» [3]. История отечественного научно-популярного и культурно-просветительского телевидения дает возможность проследить этапы становления и развития передач о путешествиях.

Мы предлагаем разделить историю отечественный программ о путешествиях на три

этапа:

Просветительский этап (1960-1990 гг.). Становление и развитие образовательных, научно-популярных и культурно-просветительских туристских программ («Альманах путешествий», «Десять минут по СССР», «Клуб кинопутешествий»);

Информационно-развлекательный этап (1980-2000 гг.). Освоение новых форматов программ о путешествиях и туризме: информационного развлекательного и рекламного («Непутевые заметки», «Вояж, Вояж», «Неизвестная планета» и пр.);

Развлекательно-просветительский этап (2000 гг. — по настоящее время). Активизация просветительской функции в развлекательном формате программ о путешествиях и туризме, а также направленность на популяризацию культурного наследия и прикладную информацию («Диалог со всем миром», «Охота к перемене мест», «Далеко и еще дальше», «Орел и решка», «Россия. Гений места» и пр.)

Просветительский этап.

Создатели передач о путешествиях в советское время ставили перед собой цели просвещения, воспитания и идеологического воздействия. Наибольшее внимание в них уделялось освещению жизни в СССР, а лишь небольшие репортажи или зарисовки о жизни за границей появлялись редко и были строго регламентированы. Целью воздействия было сплочение советских людей вокруг Коммунистической партии, воспитание патриотизма, дружбы народов огромной многонациональной страны и гордости за ее достижения. Знаменитая передача «Клуб кинопутешественников» выступала «пропагандистом географических знаний и туризма» [4]. Авторами и ведущим программы велась активная работа по популяризации знаний об окружающем мире, географии СССР, народностях и пр.

В марте 1965 года на Центральном телевидении был открыт специализированный канал, названный третьей (учебной) программой. «Программы образовательного телевидения подразделялись на учебные для школ и вузов и культурно-просветительные, рассчитанные на аудиторию, желающую разнообразить свой кругозор. ...Научно -популярные и культурно-просветительные программы были рассчитаны на обновление и углубление знаний массовой аудитории в области культуры, искусства, науки и техники» [5].

Рост телевизионной аудитории, увлекающейся научно-популярными и культурно-просветительскими программами, привел к возникновению новой формы работы с документальными фильмами, снятыми путешественниками в экспедициях. Фильмы систематизировались по темам и демонстрировались в лекториях общества «Знание», в домах культуры и клубах. В 1958 году при Доме Союзов ВЦСПС был организован первый в стране «Клуб кинопутешествий», на заседаниях которого показывали фильмы из экспедиций. Огромный успех клуба породил идею создания на Центральном телевидении программы, выстроенной в формате подобных встреч.

Передача «Клуб кинопутешествий» вышла в эфир Центрального телевидения 18 марта 1960 года. Она положила начало географическим программам на отечественном телевидении, стала родоначальником современной туристской телевизионной журналистики.

Первый ведущий и автор программы — Владимир Шнейдеров, путешественник, автор географических фильмов о различных уголках страны. Показывая документальные фильмы, «Клуб кинопутешествий» «знакомил зрителей с такими местами, в которых они не только никогда не бывали, но о которых подчас даже не слышали. И «действительным членом» этого клуба мог стать любой, кто включал телевизор в воскресный вечер» [6]. Совет клуба состоял из крупнейших ученых и путешественников. Показ фильмов-путешествий сопровождался выступлениями ученых и журналистов. «Телезрители, полюбившие передачи клуба, втянувшись в игру, стали называть себя членами клуба, стали устанавливать себе зрительский стаж, особенно гордясь в том случае, когда этот стаж начинается с момента первых передач клуба. За годы работы клуба выросло и новое поколение членов» [7].

Несмотря на то, что В.А. Шнейдеров скончался в январе 1973 года, программа продолжила свое существование. Профессор А.Г. Банников, занявший место ведущего, не устроил руководителя Гостелерадио С.Г. Лапина, по мнению которого ведущий советского ТВ не должен носить бороду. Так, на тридцать лет место ведущего программы занял Ю. Сенкевич, военный врач, кандидат медицинских наук, которому «посчастливилось побывать в удивительных, требовавших мужества и разнообразных практических навыков путешествиях, в том числе морских под руководством прославленного Тура Хейердала» [8].

Впоследствии новый ведущий смог противостоять ограничению тематики «обо всем мире» до «панорамы СССР», сохранить познавательную направленность программы,

которая, в постсоветский период, успешно конкурировала с «Непутевыми заметками» Д. Крылова, фильмами-путешествиями популярного певца А. Макаревича и другими, скрыто или откровенно рекламирующими зарубежный туризм» [9]. Ю. Сенкевич стал «окном в мир» для миллионов советских зрителей. Появилось выражение «страна видела мир глазами Сенкевича».

В гостях у телеклуба были исследователи-географы, археологи, мореходы, полярники, журналисты, среди которых Жак Кусто, Тур Хеиердал, Гарун Тазиев, Жак Маиоль и многие другие. «Клуб путешественников» состоял из трех частей, каждая из которых длилась 10-12 минут. Первая часть рассказывала о городах и республиках СССР, вторая — о социалистических странах, третья — о капиталистических. В 1988-1990 годы к программе выходило приложение — киноальманах «Вокруг света».

В 1997 году передача «Клуб путешественников» была занесена в Книгу рекордов Гиннеса как самый продолжительный телевизионный проект, а имя Юрия Сенкевича — как обладателя самой долгой телекарьеры.

Для отечественного телевидения советского периода не было характерно наличие конкуренции между каналами, научно-популярные, образовательные, культурно-просветительские программы привлекали значительную аудиторию, особенно если их ведущими были авторитетные и интересные люди, например, такие как В. Шнейдеров и Ю. Сенкевич. Следующий этап внес ряд значительных перемен в становление и развитие туристских программ.

Информационно-развлекательный этап

Краткий период «девяностых-двухтысячных» знаменателен большим количеством событий, поменявших телевизионный ландшафт раз и навсегда. Разгосударствление, коммерциализация и децентрализация СМИ, появление множества частных телевизионных компаний, рейтинги, подсчет которых начинается в нашей стране только 1993 году, приход коммерческой рекламы на экраны, превращение телевизионного продукта в товар — все это приводит к трансформации научно-популярного формата вещания в информационно-развлекательный. Исследователи единогласны в своих утверждениях: «развал Советского Союза, перестройка и перераспределение собственности на телевидении привели к глубокому кризису в сфере научно-популярного телевидения» [10], «научно-популярный" компонент уступает место развлекательному и рекламному» [11].

Во второй половине 1990-х годы меняется содержание и программ о путешествиях и туризме. Именно эта сфера рождает массу как долгосрочных рекламных проектов, так и программ-однодневок, потому что на телевидении активно развивается реклама туризма. Кроме прямой рекламы, турагентства снимают собственные ролики, устраивают бесплатные рекламные туры для журналистов с условием дальнейшего освещения и упоминания в качестве спонсора.

В 1991 году на ОРТ начинает выходить авторская передача Д. Крылова «Непутевые заметки», которая существует и по сей день. Конечно же, зрители сравнивают программу с «Клубом кинопутешествий», общими чертами с которой является то, что передачу Крылова также смотрят люди, никогда не бывавшие за границей. Но только в Советском Союзе выезд граждан за рубеж был ограничен «железным занавесом», а в «новой России» — экономической ситуацией.

До 2002 года производителем программ выступает компания «ВИВ», после — собственное туристическое агентство Д. Крылова ООО «Непутевые заметки». «Как вспоминает сам Крылов: «ОРТ с удовольствием приняло программу, поскольку она была, что называется «в струю». В капиталистической России «надо было увлечь широкие массы заграничными кисельными берегами и молочными реками», дабы у людей появилось желание поскорее забыть про "тоталитарный СССР"» [12].

Практически все коммерческие телевизионные каналы, большие и маленькие, сетевые и региональные, кабельные и спутниковые делают собственные программы про туризм за

счет привлечения рекламодателей и спонсоров. Главный акцент сделан на отдыхе за границей, основные массовые направления — Турция и Египет. Еще не каждый россиянин готов тратить деньги на такой отдых, но СМИ, и в частности, телевидение, адаптируют его к этой мысли, неосознанно для него создают потребность, разъясняют престижности и экзотичность поездки. Такие цели не совместимы с научно-популярным, образовательным и культурно-просветительским форматом программ, поэтому их число значительно сокращается, уступая место информационно-развлекательным и рекламным. В конце концов, финансовая ситуация стабилизируется, путешествовать становится модно, поездка на заграничный курорт становится показателем состоятельности, поэтому зритель как потенциальный турист все больше нуждается в информации справочного и рекомендательного (прикладного) характера.

Развлекательно-просветительский этап

В начале 2000-х годов туристская журналистика находится на подъеме, на телевидении появляются передачи о путешествиях и туризме в развлекательно-просветительском формате, потому что рекламный «бум» идет на спад, зритель требует уже не только рекламы услуг, но и знаний о тех странах, которые планирует посетить: климате, традициях, национальных обычаях, достопримечательностях, культуре, менталитете жителей и т.д.

В 1998 году на телеканале ОРТ и в 2000-2008 годы на канале «Россия» выходит программа «Вокруг света» (с 2000 по 2001 годы — «Планета Земля»). Телезрителям представлен проект, «не имевший аналогов ни на советском, ни на российском телевидении» [13]. За время существования передачи ее ведущими были Дмитрии" Захаров, Иван Дыховичный, Михаил Кожухов, Андреи" Понкратов, Ирина Пудова, Сангаджи Тарбаев, Дарья Субботина, Антон Заицев. Но у современного телезрителя она ассоциируется в первую очередь с ведущим Михаилом Кожуховым, который прогуливается по улицам города, беседует с местным населением, иронизирует, приводит исторические факты, пробует местную кухню, изучает реальность методом «включенного наблюдения» — то переодеваясь в необычные национальные костюмы, то пробуя разнообразные профессии, присущие культуре и быту страны пребывания.

Позднее М. Кожухов представил еще нескольких программ о путешествиях и туризме — «В поисках приключений» (с 16 ноября 2002 года по 12 августа 2006 года, телеканал «Россия»), «Охота к перемене мест» (2010 год, телеканал «Моя планета») и «Далеко и еще дальше» (с сентября 2010 по 2011 год, телеканал ТВ3). В программе «В поисках приключений» ведущий рассказывал об уникальной или популярной профессии в выбранной стране, обучался ей и участвовал в рабочем процессе. Два других проекта схожи с передачей «Вокруг света» на столько, что складывается впечатление, что изменилось лишь название, а композиция выпуска, тематика и ведущий остались неизменны.

На телеканале НТВ программа «Их нравы» выходит с 7 сентября 2003 года и по настоящее время. Ведущий программы Дмитрий Захаров — бывший главный редактор журнала «Вокруг света», очевидно, поэтому программа строится по «журнальному типу»: каждый выпуск состоит из трех частей, посвященных определенной стране, а преобладающим жанром является репортаж. Ведущий ведет передачу из студии, делая подводки к сюжетам корреспондентов. «Географический проект «Их нравы» посвящен отдыху, жизни, работе, привычкам и национальным особенностям. ... Люди и лица, ремесленники и торговцы, рынки и древние города, памятники истории, дворцы и беднейшие кварталы, храмы, обряды и традиции, религиозные» [14]. Программа «Их нравы» в полной мере реализует просветительскую функцию, раскрывая особенности той или иной дестинации через ее историю, персоналии, проводимые там археологические раскопки, местных жителей или как-либо иначе связанных с освещаемым местом людей. Стоит отметить, что в ней удачно подобраны факты, которые не встречаются в других туристских программах.

С 17 сентября по 24 декабря 2006 года на телеканале НТВ выходит всего 15 выпусков программы «Шнур вокруг света» с Сергеем Шнуровым. По мнению продюсера Данила Шарапова, передача представляла собой «взгляд человека, способного понять по-своему страну, где он оказался. Не зная языка, не вдаваясь в подробности профессии» [15]. «Неординарный человек Сергей Шнуров оказался весьма ординарным путешественником, идущим проторенными тропами и отвечающий на банальные вопросы. И программа была закрыта из-за низких рейтингов» [16]. Передача представляла собой нарезку несвязных сюжетов из различных мест определенной страны или города, сопровождающихся сарказмом и пренебрежительным отношением ведущего к чужой «несхожести» с нашей культурой. Согласно официальной версии, программа «Шнур вокруг света» была закрыта из-за плотного графика ее ведущего, но есть все основания полагать, что проект не имел высоких рейтингов, так как имидж С. Шнурова, в том числе и манера подачи материала, выбранная им для конкретной передачи, трудно сочетаемы с программами о путешествиях и туризме, которые в большей степени реализуют просветительские и развлекательные функции в позитивном ключе повествования.

Более успешный проект представляет собой программа «Поедем, поедим!», которая выходит на телеканале НТВ с 2012 года. Это «увлекательная и вкусная экспедиция». Ведущий программы — Джон Уоррен — британец, давно живущий в России и коллекционирующий различные кулинарные рецепты. Он путешествует по стране, забираясь в самые дальние края, и знакомится с людьми, пробует национальные блюда, участвует в развлечениях, характерных для данной местности, изучает традиции «на себе». Программа Джона Уоррена реализует просветительские цели, способствует популяризации культурного наследия России. Свое путешествие он иллюстрирует рассказами о месте пребывания — о его географических и национальных особенностях, архитектурных и природных памятниках, достопримечательностях, обычаях, быте и пр.

С февраля по май 2008 г. на Первом канале выходит проект «Одноэтажная Америка» с В. Познером и И. Ургантом. Шестьдесят дней ведущие путешествуют от Восточного до Западного побережья США и обратно, повторяя автомобильное путешествие советских писателей И. Ильфа и Е. Петрова, совершенное ими в 1935 году в сопровождении семьи Адамс, что и было описано в книге «Одноэтажная Америка». Познер выступает в роли Ильфа, Ургант — в роли Петрова, а их американский" гид, радиожурналист и писатель из штата Монтана Браиан Ганн, предстает в роли мистера Адамса.

В передаче сравнивается современная Америка с Америкой" середины 30-х гг. XX в. Каждая серия программы — это путешествие по определенному штату. В передаче «Одноэтажная Америка» ведущие дают исторические справки, сопровождаемые фотографиями, видео и песнями из архивов, цитируют авторов одноименной книги и сравнивают не только две Америки разных времен, но и Россию и США. Познер и Ургант ставят своей целью показать Америку объективно, рассказать об образе жизни среднего американца, его взглядах на жизнь, на культуру, на историю и политику своей страны, выясняют особенности американского характера, и в конце каждой серии задают один и тот же вопрос «Что значит быть американцем?».

Очевидно, что все вышеперечисленные программы по форме являются развлекательными, а по содержанию — информационно-познавательными, информационно-образовательными, просветительскими. Однако ряд программ в рассматриваемый период имеют четко выраженный прикладной характер. Так, с 2013 года на телеканале «Мир» выходим программа «С миру по нитке», которую ведут две молодые активные путешественницы Людмила Горчакова и Виктория Заволжская. Это программа о «бэкпекинге» (путешествия с рюкзаком) и «лоукост» путешествиях (перелеты с дешевыми авиаперевозчиками), раскрывающая особенности самостоятельного недорого туризма. Ведущие посещают страны, беседуют с местным населением, останавливаются у них на ночлег, пробуют местную еду, изучают достопримечательности, традиции, образ жизни,

рассказывают телезрителям, где лучше остановиться и перекусить за небольшие деньги, когда выгоднее посещать те или иные места, как добраться из одного конца страны в другой и пр.

Программа дает большой массив прикладной информации для путешественников, предпочитающих самостоятельный отдых. Посредством показа в эфире забавных ситуаций, в которые попадают ведущие, не знакомые с особенностями страны пребывания, традиций, непривычных российскому телезрителю, или необычного поведения местных жителей, а также многого другого реализуется развлекательная функция. Таким образом, программа «С миру по нитке» одновременно развлекает зрителя и снабжает его «инструкцией по применению».

На телеканале «Пятница» предлагает три проекта о путешествиях («Мир наизнанку», «Орел и решка», «Ревизорро»).

Познавательная телепрограмма о путешествиях «Мир наизнанку» (дата выхода — декабрь 2010 года) является авторским проектом Дмитрия Комарова, который вместе с оператором путешествует по миру. Каждый сезон представлен серией программ, посвященных одной стране или географическому региону. Автор показывает жизнь, отдых, работу, быт, привычки, традиции, обряды и национальные особенностях населения. По словам Д. Комарова, его программа о том, «как на другом краю земного шара такие же, как и мы, люди живут абсолютно по другим законам. Мы не нагружаем зрителя скучными рассказами о том, что в путеводителях писано-переписано. Все, что мы показываем, как правило, удивляет» [17]. Путешествуя по миру, журналист обучается местным профессиям и принимает участие в рабочем процессе, приближая себя и телезрителей к быту, старается показать зрителям не туристические достопримечательности региона, а его самобытную культуру, что отличает данный проект от других, существующих на отечественном телевидении в настоящее время.

Замысел передачи «Орел и решка» (дата выхода — февраль 2011 г.) принадлежит Жанне Бадоевой, которая вместе со своим мужем вела первый сезон. Интрига программы состоит в том, что, подкидывая монету, ведущие определяют, кто отправляется в путешествие по выбранному городу с золотой кредитной картой, а кто — со 100 долларами. На данный момент «Орел и решка» — одна из самых популярных программ о путешествиях на отечественном телевидении, использующая элементы реалити-шоу, что обеспечивает неожиданные повороты событий и возможность давать прикладную информацию персонифицировано и симультанно.

Программа «Ревизорро» (дата выхода — июнь, 2014 года) — уникальный проект, в рамках которого Елена Летучая посещает города России и проверяет их заведения общественного питания, ночные клубы, места размещения и пр., оценивая по нескольким категориям (санитарное состояние, сервис и пр.). В начале каждого выпуска ведущая рассказывает о посещаемом городе, его особенностях и достопримечательностях. В программе предпринята попытка не только критиковать, но и способствовать развитию сервиса и туризма внутри страны. Для заведений туристской индустрии это возможность посмотреть на себя со стороны, глазами потребителя. Появление на отечественном телевидении такой программы, как «Ревизорро», закономерно в связи с государственной программой, направленной на развитие внутреннего туризма.

«Пятница» достаточно молодой, но уже завоевавший популярность у зрителей телевизионный канал. Он, по словам создателей, позиционирует себя как «телеканал-гид для путешественников и для тех, кто охотится за впечатлениями и хочет попробовать мир на вкус»[18]. Проекты канала, безусловно, выделяются яркостью и оригинальностью. Так, передача «Орел и решка» получила премию ТЭФИ-2014в номинации «Лучшая развлекательная программа "Образ жизни"».

В 2014 году на телеканале «Россия» вышла передача «Россия. Гений места» при финансовой поддержке Министерства культуры Российской Федерации. Ведущим передачи

стал министр культуры РФ Владимир Мединский. Из своей интерактивной студии Владимир Мединский рассказывает о городе и делает подводку к сюжетам, снятым путешественницей Екатериной Федоровой. «Два года мы будем путешествовать по нашей стране, по самым значимым и красивым местам, сыгравшим исключительную роль в российской истории и культуре». Передача «Гений места. Россия» выполнена на достаточно высоком уровне и рассчитана на интеллектуального зрителя, стремящегося к развитию и познанию: факты истории, рассказы о персоналиях, связанных с освещаемым местом, интервью, взятые у экспертов, рассказы о достопримечательностях, сопровождающиеся прикладной информацией (как добраться, сколько стоят билеты на общественный транспорт или в музей и пр.), позитивный характер повествования. Передача «Россия. Гений места» служит примером высококачественной программы о путешествиях на отечественном телевидении и задает высокую планку для дальнейшего развития данного феномена.

Развлекательно-просветительский этап характеризуется разнообразием телевизионных передач о путешествиях и туризме, что дает большие возможности для классифицирования и выявления основополагающих признаков их построения (формат, личность ведущего, виды информации, функции, цели и пр.) и тенденций развития.

Рассмотренные этапы позволяют говорить об активизации на отечественном телевидении деятельности по популяризации знаний о культурном наследии России. Современный зритель «насытился» программами «о загранице» и направил свое внимание на собственную страну, осознавая, что многонациональная Россия со своей огромной территорией имеет множество интересных мест. Все больше туристских программ отвечают высоким требованиям современного отечественного телезрителя и запросу государства, стремится направить внимание и сформировать интерес аудитории в получении знаний о собственной стране, ее особенностях, памятных истории и культуры, достопримечательных местах, которые относится к объектам культурного наследия, ремеслах и промыслах, фольклоре, музеях, коренных этносов с традициями, обычаями.

Следует отметить, что помимо программ, существует также отдельный отечественный телевизионный канал RTG, популяризирующий знания о культурном достоянии России. Материалы, подготовленные телевизионным каналом RTG, также транслируются в поездах ОАО «Российские Железные Дороги», наряду с другими выпусками, подготовленными специально для демонстрации в поездах.

В одной программе может быть синтезировано несколько элементов одновременно, вследствие чего она становится высококачественной и начинает носить прикладной характер. Стоит отметить, что современные передачи о путешествиях и туризме не только информируют и развлекают зрителя, но и просвещают его, тем самым формируя его эстетический вкус и повышая уровень развития. Значительное внимание на отечественном телевидение на современном, развлекательно-просветительском этапе, уделяться популяризации культурного наследия России посредством туристских передач, что представляет интерес для нашего исследования. С их помощью формируется общественное поведение, направленное на охрану и сохранение культурного наследия, на осознание необходимости знать собственную страну, которая занимает значительные территории и вмещает в себя самые разнообразные памятники природы, истории и культуры. Успешная популяризация культурного наследия России гарантирует развитие здорового общества, неравнодушного как к прошлому, так и к настоящему своей страны. Также эта тенденция способствует более активному развитию туризма внутри страны. Под влиянием государства СМИ туристской тематики, в том числе и телевизионные программы, пытаются обратить внимание россиян на внутренний туризм, сделать популярными такие направления, как Сочи, Крым, Карелия и пр.

Литература

1. Лапина И.Ю. Научно-популярное телевидение: Драматургия мысли. — М.: Аспект Пресс, 2007. — 160 с.

2. Корнилов Е.А., Корнилова Е.Е. Массовые коммуникации на рубеже тысячелетий.

— М.: ФЛИНТА: Наука, 2013. — 256 с.

3. Очерки по истории Российского телевидения — М.: Воскресенье, 1999. — 416 с.

4. Шнейдеров В.А. Мои кинопутешествия — М.: Союз кинематографистов СССР, Бюро пропаганды советского киноискусства, 1973. — 96 с.

5. Очерки по истории Российского телевидения — М.: Воскресенье, 1999. — 416 с.

6. Очерки по истории Российского телевидения — М.: Воскресенье, 1999. — 416 с.

7. Шнейдеров В.А. Мои кинопутешествия — М.: Союз кинематографистов СССР, Бюро пропаганды советского киноискусства, 1973. — 96 с.

8. Развитие научно-популярных и культурно-просветительских передач // Музей телевидения и радио в Интернете Электронный ресурс: http://www.tvmuseum.ru/catalog.asp?ob_no=4624&page=3

9. Очерки по истории Российского телевидения — М.: Воскресенье, 1999. — 41 6 с.

10. Константинова Е.Г. Популяризация науки на современном российском экране: кризис направления и пути преодоления / Медиаскоп. — 2009. — № 1. — URL: http://www.mediascope.ru/node/290

11. Показаньева И.В. Генезис отечественного научно-популярного телевидения географической тематики: возникновение телевизионной трэвел-журналистики / Вопросы теории и практики журналистики. — 2014. — №5. — С. 74-82.

12. Раззаков Ф.И. Гибель советского ТВ. — М.: Эксмо, 2009. — 528 с.

13. Баландинский Н. Географические проекты российского ТВ: кто есть кто и что есть что? [Электронный ресурс]. URL: http://www.geografia.ru/npprogr.html

14. Их нравы: [Электронный ресурс] / НТВ^^ URL: http://www.ntv.ru/peredacha/nravy/last23939716/

15. О программе "Шнур вокруг света": [Электронный ресурс] / Вокруг света — первый познавательный портал. URL:http://www.vokrugsveta.ru/tv/shnur/about/

16. Беднов С. На телегида надейся, а сам не плошай: / Труд. — 2013. — № 51. — URL: http://www.trud.ru/article/11-04-2013/1292102_na_telegida_nadejsj a_a_sam_ne_ploshaj .html

17. Мир теперь наизнанку: [Электронный ресурс] / Политические Известия в Украине

— официальный сайт. URL: http://izvestia.kiev.ua/article/417

18. «Пятница», телеканал. Официальный сайт / http://friday.ru/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.