Научная статья на тему 'Тренинговые технологии как форма проведения занятии по профессионально-психологической подготовке обучающихся в образовательных организациях МВД России'

Тренинговые технологии как форма проведения занятии по профессионально-психологической подготовке обучающихся в образовательных организациях МВД России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
159
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРЕНИНГ / КОМПЕТЕНЦИИ / МЕТОД ОБУЧЕНИЯ / ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА / ПРОФЕССИОНАЛЬНОПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ДИСКУССИЯ / СОТРУДНИКИ ПОЛИЦИИ / TRAINING / COMPETENCES / TRAINING METHOD / FLOW CHART / PROFESSIONAL AND PSYCHOLOGICAL PREPARATION / DISCUSSION / POLICE OFFICERS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мальцева О.А., Семионкина Н.Г.

В данной статье рассматривается тренинг как один из основных методов проведения занятий профессионально-психологической подготовке в образовательных организацияхМВД России. Сформулированы особенности активных методов обучения, расписаны составляющие технологической карты дисциплины «Профессионально-психологическая подготовка». Дано понятие «профессиональный тренинг».Указаны достоинства тренинговых и игровых методов, которые способствуют формированию общепрофессиональных компетенций обучающихся образовательных организациях МВД России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мальцева О.А., Семионкина Н.Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRAINING TECHNOLOGIES AS A FORM OF ORGANIZING PROFESSIONAL AND PSYCHOLOGICAL TRAINING OF STUDENTS IN THE EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA

In this article the training as one of the main methods of orginizing professional and psychological preparation in the educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia is considered. Features of active methods of training are formulated, the flow chart of the discipline “professional and psychological preparation”is made. The concept «professional training» is given. Advantages of training and game methods which promote formation of all-professional competences of students of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia are specified.

Текст научной работы на тему «Тренинговые технологии как форма проведения занятии по профессионально-психологической подготовке обучающихся в образовательных организациях МВД России»

УДК 378.14.013 МАЛЬЦЕВА О.А.

кандидат педагогических наук, заместитель начальника кафедры специальной подготовки, подполковник полиции, Орловский юридический институт МВД России имени В,В. Лукьянова, E.maik 0-maizeva@mail.ru СЕМИОНКИНА Н.Г.

преподаватель кафедры специальной подготовки, подполковник полиции, Орловский юридический институт МВД России имени В.В, Лукьянова E.mail: 0-malzeva@mail.ru

UDC 378.14.013 MALTSEVA O.A.

Candidate of PedagogicalSciences, Deputy Chief of the Department of Special Training, Lieutenant Colonel of Police, Orel Law Institute of the Ministryof Interior of Russia named after V. V. Lukyanov E.mail: 0-malzeva@mail.ru SEMIONKINA N.A.

Teacher of Department of Special Training, Lieutenant Colonel of Police, Orel Law Institute of the Ministryof Interior of Russia named after V. V. Lukyanov.

E.mail: 0-malzeva@mail.ru

ТРЕНИНГОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ МВД РОССИИ

TRAINING TECHNOLOGIES AS A FORM OF ORGANIZING PROFESSIONAL AND PSYCHOLOGICAL TRAINING OF STUDENTS IN THE EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA

В данной статье рассматривается тренинг как один из основных методов проведения занятий профессионально-психологической подготовке в образовательных организацияхМВД России. Сформулированы особенности активных методов обучения, расписаны составляющие технологической карты дисциплины «Профессионально-психологическая подготовка». Дано понятие «профессиональный тренинг». Указаны достоинства тренинговых и игровых методов, которые способствуют формированию общепрофессиональных компетенций обучающихся образовательных организациях МВД России.

Ключевыеслова: тренинг, компетенции, метод обучения, технологическая карта, Профессионально-психологическая подготовка, дискуссия, сотрудники полиции.

In this article the training as one of the main methods of organizing professional and psychological preparation in the educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia is considered. Features of active methods of training are formulated, the flow chart of the discipline "professional and psychological preparation "is made. The concept «professional training» is given. Advantages of training and game methods which promote formation of all-professional competences of students of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia are specified.

Keywords: training, competences, training method, flow chart, Professional and psychological preparation, discussion, police officers.

Проблема содержания профессионального обучения всегда находилась в центре внимания отечественных педагогов-исследователей. Достаточно весомый вклад в решение данной проблемы внесли такие ученые, как И. Л. Бим, М.Л. Вайсбурд, П.В. Гурвич, А.А.Миролюбов, С.К. Фоломкина, B.C. Цетлин, С.Ф. Шатилов, A.M. Столяренко, И.В. Горлинский, В.И. Черненилов, И.Ч. Шушкевич, В.М. Кукушин, A.B. Борисов и др. Однако на сегодня в данном вопросе не выработано единыхположений, которые принимаются всеми учеными. Современная дидактика стремиться уточнить понятие «содержание профессионально-ориентированного обучения» в разны учебных заведениях, найти решение проблем, которые связанны с тем, каким должно быть это содержание обучения и каким путем пойти при его отборе и организации.

В научно-методической литературе многие деся-

тилетия исследуется проблемы методов обучения в системе профессионального образования. Ей посвящены многочисленные исследования таких ученых как А.И. Алексеева, A.C. Батышева, И.В. Биочинского,

A.B. Буданова. А. Д. Лазукина, И. А. Латковой, Х.Х. Лойт, А.И. Панкина, A.B. Пищелко, В.И. Постоева,

B.Я. Слепова и т.д.

Понятие «метод» в теории и практике преподавания имеет несколько иное содержание, чем в других областях знания. В переводе с греческого methodos - способ познания, путь к чему-либо, способ достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность субъекта в любой ее форме [1].

В ходе поисканаиболее эффективных путей и способов обучения определены два основных направлениях, а именно: активизация традиционных методов обучения, апробация новых методов обучения.

© Мальцева O.A., Семионкина Н.Г. © Maltseva O.A., Semionkina N.A.

Ученые записки Орловского государственного университета. №2 (75), 2017 г. Scientific notes of Orel State University. Vol. 2 - no. 75. 2017

С нашей точки зрения, методы обучения, которые используются в профессиональном обучении, не достаточно ориентированы на личность обучающегося, точнее на его активное участие в саморазвитии, получение качественных знаний, умений, профессиональных навыков, творческий подход к решению конкретных проблем, что не в полной мере может способствовать личностно-профессиональному развитию обучающихся. Как правило, традиционные методы обучения направлены на подачу как можно большего количества информации с целью за короткий период обучения научить обучающихсяиспользовать полученные знания в профессиональной деятельности.

На основании вышеизложенного возникает необходимость более широкого применения активных методов работы с учебным материалом и в учебной группе, так как в этом случае меняется тип деятельности и роль, как преподавателя, так и слушателей, выступающие субъектами деятельности в решении профессиональных задач. К группе методов активного обучения относят методы, включающие в себя совокупность способов организации и управления учебно-познавательной, ценностно-ориентационной, преобразовательной и коммуникативной деятельностью обучающихся [2].

Активные методы обучения это методы, которые направлены на большую активность обучающегося в учебном процессе, таким образом, они противоположны так называемым традиционным подходам, где обучающийся играет более пассивную роль. Близкое понятие вкладывается в понятие «интенсивные методы обучения» [3]. В силу того, что пассивных методов обучения в принципе не существует, поэтомуопределение методов как активных достаточно условно, ведь любое обучение предполагает ту или иную степень активности со стороны субъекта. Степень этой активности действительно неодинакова, при использовании активных методовона обязательно будет выше. Так Г. Щедровицкий называет активными методами обучения и воспитания те, которые позволяют обучающимся «в более короткие сроки и с меньшими усилиями овладеть необходимыми знаниями и умениями» за счет созидательного «воспитательных способностей» обучающихся и сознательного «формирования у них необходимых деятельностей» [4].

Рассмотрим особенности активных методов обучения:

- в активизации мышления, восприятия и поведения обучающимся необходима достаточно высокая степень сознательности;

- необходимость достаточно высокой степени вовлеченности в процесс обучения, а также обязательное взаимодействиеобучающихся между собой;

- высокая мотивацияк обучению итворчеству;

- наиболее эффективное развитие профессиональных навыков и умений в короткие сроки.

В рамках профессиональной подготовки сотрудников полиции в образовательных организациях МВД России проводится профессионально-психологическая подготовка. Целью данного вида подготовки сотруд-

ников органов вну тренних дел является формирование у них готовности действовать профессионально грамотно. четко, с высокой работоспособностью в любых сложных условиях служебной деятельности.

Последние тенденции развития методов профессионального обучения тяготеют к тренинговым и игровым методам как наиболее эффективным. Широко применяемыми в практике профессионально-психологической подготовки сотрудников полиции являются тренин-говые и игровые технологии, при помощи которых происходит глубокое усвоение необходимых профессиональных знаний и умений. Опыт использования тренинговыхметодов обучения в проведении занятии показывает, что с помощью его форм, методов и средств можно достаточно эффективно решать задачи, которые трудно до стижимыпри традиционном обучении. А именно, в ходе занятий, получается, формировать не только познавательные, но и профессиональные мотивы и интересы; воспитывать системное мышление сотрудника, понимание своей роли в жизни общества; давать целостное представление о профессиональной деятельности; учить коллективной мыслительной и практической работе, формировать социальные умения и навыки взаимодействия с гражданами; овладевать методами моделирования профессиональной деятельности.

Тренинговые методы представлены различными модификациями групповых дискуссий, игровых методов (ситуационно-ролевых игр, обучающих, развивающих, организационно-деятельностных, деловых, имитационных), методов, направленных на развитие социальной перцепции (вербальных и невербальных техник), методов телесно-ориентированной терапии, медитативных техник.

Ахмадиева Л.Р под профессиональным тренингом понимает «метод получения новых знаний, на базе которых формируются модели поведения, повышающие эффективность профессиональной деятельности» [5]. Задача обучения в тренинге - это оценка усвоения материала. В свою очередь усвоение представляет собой совокупность таких характеристик, как знания, отношения, умения и навыки, способности, установки.

В настоящее время в образовательных организациях МВД России тренинговые методы применяются при формировании личностного роста, обучении новым психологическим техникам или отработке поведенческих реакций сотрудников полиции. Здесь тренинг представляет собой систему целенаправленных тренировок и упражнений, позволяющих эффективно развивать профессионально-значимые качества личности обучающегося. В 2016 году в Орловском юридическом институте МВД России имени В.В. Лукьянова прошли обучение по программам профессиональной подготовки лиц впервые принятых на службу в органы внутренних дел 435 слушателей факультета профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации, обучающиеся. В рамках общепрофессионального цикла данные программы включают в себя профессионально-пс ихо ло гичсс ку ю подготовку. Занятия со слушателями

в основном проводились в форме тренинга. Согласно основным направлениям тренинговой работыв результате нами была разработана технологическая карта раздела «Профессионально-психологическая подготовка», которая включает в себя:

• тренинг по развитию психических познавательных и эмоционально-волевых процессов (памяти, пространственного, логического, образного, вербального мышления, профессиональной наблюдательности, навыков эффективного управления вниманием и т.д.);

• тренинг личностного роста (развитие навыков рефлексии, повышение уверенности в своих силах, активизация личностных ресурсов);

• тренинг коммуникативной компетентности (обучение навыкам эффективного взаимодействия с различными категориями граждан, способами преодоления конфликтных ситуаций);

• эмоциональный тренинг (повышение эмоциональной устойчивости, обучение навыкам управления своими эмоциями, методам саморегуляции).

Практика показывает, что использование тренинго-вых и игровых методов в учебном процессе позволяет повысить уровень готовности к творческой деятельности у 80 % обучающихся.

Обучающая ценность профессионально-ориентированной игры состоит в том, что она завершает творческий этап прохождения той или иной темы (раздела) образовательной программы профессиональной подготовки сотрудника полиции, сглаживая те границы, которые существуют между составляющими содержания обучения, как бы «расфасованного» по отдельным темам, разделам, текстам и т. д.

Учитывая достоинства тренинговых и игровых методов и то обстоятельство, что они способствуют формированию общепрофессиональных компетенций сотрудников полиции. В частности данный метод способен обеспечить не только индивидуальную, но и групповую (коллективную) форму работы на занятии, что позволяет каждому обучающемуся максимально эффек-

тивно использовать учебное время.

Одним из способов активизации, например, навыков общения, является групповая дискуссия в тренинге. Обычно под дискуссией понимают такие виды творческих заданий как «мозговой штурм», «воображаемые ситуации» и т. д. Вачков И.В. определяет групповую дискуссию в тренинге - как совместное обсуждение какого-либо спорного вопроса, позволяющее прояснить (возможно, изменить) мнения, позиции и установки участников группы в процессе непосредственного общения. Будучи видом диалогической речи, дискуссия характеризуется большим количеством участников (в учебной группе в среднем 20-25 слушателей), выражающих различные мнения и суждения по одному и тому же вопросу. Обязательным условием дискуссии является наличие какого-либо спорного вопроса, проблемы, например, психологические особенности взаимодействия сотрудника полиции с гражданами - правонарушителями.

Практика показывает, что к дискуссии должны быть подготовлены все ее участники, как преподаватели, так и обучающиеся. Выделим следующие основные ее этапы:

- вступительная часть (оглашение темы и плана работы, приведение примеров, иллюстрирующих обсуждаемую тему);

- обсуждение выдвинутых проблем (определение и анализ проблемы, исследование, выводы, предложения, обсуждение предложений);

- заключительная часть (подведение итогов).

Обобщая изложенное выше, можно сделать вывод

о том, что метод «тренингово-игровой» позволяет не только органично интегрировать знания обучающихся из разных областей при решении проблемы, но и дает возможность применять полученные знания на практике, генерируя при этом новые идеи. Он создает условия, при которых слушатели могут самостоятельно добывать знания или применять приобретенные ранее, причем вместо действий по образцу в основном выступают поисковые и исследовательские.

Библиографический список

1. Образцов ПЛ. Методы и методология психолого-педагогического исследования. СПб.: Питер. 2004. С. 53.

2. Гудков H.A. Инновационное обучение в системе Дополнительного профессионального образования на основе блочно-модульного формирования учебно-программной документации. /H.A. Гудков,Ю.П. Груненков,В.В. Мотин//Учебно-методическое пособие. Домодедово, ВИПК МВД России. 2004. 65 с.

3. Ноанидп А.Ф. Использование активных методов обучения для развития военно-профессиональной направленности личности. //Психопедагогика в правоохранительных органах. 2007. №3.

4. Щедровицкий Г. Педагогика и логика. / Г. Щедровицкий, В.РозИн, Н. Алексеев, Н. Непомнящая. М. 1993. С.254

5. Ахлшдиева Л.Р. По дходы к оценке эффективности профессионального тренинга. //Психология в вузе. 2006г. №1. С. 68-80.

References

1. Obraztsov P. I. Methods and methodology of a psychology and pedagogical research. SPb.: St. Petersburg. 2004. P. 53.

2. Gudkov N. A. Innovative training in system of additional professional education on the basis of block and modular formation of educational and program documentation. /N. A. Gudkov, Yu. P. Grimenkov, V. V. Motin/ZEducational and methodical grant. Domodedovo, VIPK Ministry of Internal Affairs of Russia. 2004. 65 p.

3. Ioanidi A.F. Use of active methods of training for development of a military and professional orientation of the personality. // Psychopedagogics in law enforcement agencies. 2007. No. 3.

4. Schedmvitsliy G. Pedagogics and logics. / G. Schedrovitsky, V. Rozin, N. Alekseev, N. Neponmyashchaya. M 1993. p. 254

5. Akhmadiyeva L.R. Approaches to an assessment of efficiency of a professional training / L .R. Akhmadiy eva//Psychology in higher education institution. 2006 No. 1. Pp. 68-80.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.