Научная статья на тему 'Активные методы обучения в подготовке педагогов: деловая игра и тренинг'

Активные методы обучения в подготовке педагогов: деловая игра и тренинг Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3370
380
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Преподаватель ХХI век
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / МЕТОД / ДЕЛОВАЯ ИГРА / ТРЕНИНГ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / АКТИВИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ / ТРЕНЕР / РЕФЛЕКСИЯ / ТЕХНОЛОГИЯ / КОМПЕТЕНЦИЯ / INTERACTIVE LEARNING / INTERACTION / METHOD / BUSINESS GAME / TRAINING / EDUCATIONAL PROCESS / INTENSIFICATION OF TRAINING / COACH / REFLECTION / TECHNOLOGY / COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дмитриев Юрий Александрович, Фролова Александра Александровна

Вопрос активизации обучения был популярен во все времена, однако в современных образовательных реалиях он особенно актуален. Наиболее востребованными в подготовке педагогов являются такие интерактивные методы обучения, как тренинг и деловая игра. Данные методы отвечают требованиям к подготовке современного выпускника педагогического вуза, который должен уже обладать профессиональным опытом, быть способным реализоваться в профессиональной деятельности, иметь личностно-профессиональные качества, необходимые для достижения профессиональных высот. Осознается объективная необходимость уточнения общих и отличительных признаков этих методов, нюансов их организации, раскрытия сильных и слабых сторон. Деловые игры обеспечивают развитие у студентов умений анализа реальных ситуаций и принятия решений, освоение новых социальных и профессиональных ролей; актуализируют и систематизируют теоретические знания будущих педагогов. Однако при реализации деловой игры могут возникнуть сложности в их подготовке, отсутствие объективных критериев эффективности игры, неравная степень активности участников. Тренинги обеспечивают получение студентами новых знаний и мгновенное применение их на практике, развитие творческого потенциала и умение работать в группе. Создается положительная мотивация студентов к обучению и осознание участниками личностной готовности к переносу полученных знаний, умений на реальную практическую деятельность. Однако в процессе их применения также могут возникнуть некоторые затруднения: не для всех психологических типов обучающихся участие в тренинге будет комфортно, так как тренинг предполагает высокое эмоциональное напряжение участников; неблагоприятное физическое или эмоциональное состояние участников может повлиять на их активность и качество выполнения упражнений и т.д. Однако несмотря на указанные трудности, применение данных методов крайне эффективно в процессе подготовки будущих педагогов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дмитриев Юрий Александрович, Фролова Александра Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Active Teaching Methods in Training Teachers: Business Game and Training Organization of Interactive Communication in E-Learning

The question of enhancing learning has been popular in all times, but in modern educational realities it is especially important. The most popular in the preparation of teachers are such interactive teaching methods as training and business game. These methods meet the training requirements of the modern graduate of the pedagogical University, who should already have professional experience, be able to fulfil oneself in professional activity, to have personal and professional qualities necessary to achieve professional heights. There is an objective need to clarify the common and distinctive features of these active methods, the nuances in their organization, the disclosure of the strengths and weaknesses of the business game and training. Business games ensure the development of students’ abilities to analyze real situations and decision-making, the development of new social and professional roles. Theoretical knowledge of future teachers is implemented and systematized in business games. However, when implementing a business game, there may be some difficulties: difficulties in preparation, lack of objective criteria for the effectiveness of the game, unequal degree of activity of participants. The trainings provide students new knowledge and immediate application in practice, development of creative potential and ability to work in a team. There is a positive motivation of students for learning and awareness of the participants’ personal readiness to apply their knowledge and skills to real practical activities. However, some difficulties may arise in the process of applying trainings. Not for all psychological types of students the participation in the training will be comfortable. The training presupposes high emotional tension of the participants. The unfavorable physical or emotional state of the participants can affect their activity and the quality of the exercises. Despite these difficulties, the application of these methods is very effective in the process of preparing future teachers, it is important to consider their strengths and possible shortcomings, general and particular features in the method of use in the educational process.

Текст научной работы на тему «Активные методы обучения в подготовке педагогов: деловая игра и тренинг»

УДК 378.147 ББК 74.489

АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ В ПОДГОТОВКЕ ПЕДАГОГОВ: ДЕЛОВАЯ ИГРА И ТРЕНИНГ

I Ю.А. Дмитриев, А.А. Фролова

Аннотация. Вопрос активизации обучения был популярен во все времена, однако в современных образовательных реалиях он особенно актуален. Наиболее востребованными в подготовке педагогов являются такие интерактивные методы обучения, как тренинг и деловая игра. Данные методы отвечают требованиям к подготовке современного выпускника педагогического вуза, который должен уже обладать профессиональным опытом, быть способным реализоваться в профессиональной деятельности, иметь личностно-профессиональные качества, необходимые для достижения профессиональных высот. Осознается объективная необходимость уточнения общих и отличительных признаков этих методов, нюансов их организации, раскрытия сильных и слабых сторон.

Деловые игры обеспечивают развитие у студентов умений анализа реальных ситуаций и принятия решений, освоение новых социальных и профессиональных ролей; актуализируют и систематизируют теоретические знания будущих педагогов. Однако при реализации деловой игры могут возникнуть сложности в их подготовке, отсутствие объективных критериев эффективности игры, неравная степень активности участников.

84 Тренинги обеспечивают получение студентами новых знаний и

мгновенное применение их на практике, развитие творческого потенциала и умение работать в группе. Создается положительная мотивация студентов к обучению и осознание участниками личностной готовности к переносу полученных знаний, умений на реальную практическую деятельность. Однако в процессе их применения также могут возникнуть некоторые затруднения: не для всех психологических типов обучающихся участие в тренинге будет комфортно, так как тренинг предполагает высокое эмоциональное напряжение участников; неблагоприятное физическое или эмоциональное состояние участников может повлиять на их активность и качество выполнения упражнений и т.д. Однако несмотря на указанные трудности, применение данных методов крайне эффективно в процессе подготовки будущих педагогов.

Ключевые слова: Интерактивное обучение, взаимодействие, метод, деловая игра, тренинг, образовательный процесс, активизация обучения, тренер, рефлексия, технология, компетенция.

ACTIVE TEACHING METHODS IN TRAINING TEACHERS: BUSINESS GAME AND TRAINING

I Y.A. Dmitriev, A.A. Frolova

Abstract. The question of enhancing learning has been popular in all times, but in modern educational realities it is especially important. The most popular in the preparation of teachers are such interactive teaching methods as training and business game. These methods meet the training requirements of the modern graduate of the pedagogical University, who should already have professional experience, be able to fulfil oneself in professional activity, to have personal and professional qualities necessary to achieve professional heights. There is an objective need to clarify the common and distinctive features of these active methods, the nuances in their organization, the disclosure of the strengths and weaknesses of the business game and training.

Business games ensure the development of students' abilities to analyze real situations and decision-making, the development of new social and professional roles. Theoretical knowledge of future teachers is implemented and systematized in business games. However, when implementing a business game, there may be some difficulties: difficulties in preparation, lack of objective criteria for the effectiveness of the game, unequal degree of activity of participants.

The trainings provide students new knowledge and immediate application in practice, development of creative potential and ability to work in a team. There is a positive motivation of students for learning and awareness of the participants' personal readiness to apply their knowledge and skills to real practical activities. However, some difficulties may arise in the process of applying trainings. Not for all psychological types of students the participation in the training will be comfortable. The training presupposes high emotional tension of the participants. The unfavorable physical or emotional state of the participants can affect their activity and the quality of the exercises. Despite these difficulties, the application of these methods is very effective in the process of preparing future teachers, it is important to consider their strengths and possible shortcomings, general and particular features in the method of use in the educational process.

85

Keywords: interactive learning, interaction, method, business game, training, educational process, intensification of training, coach, reflection, technology, competence.

Эффективность организации учебного процесса в первую очередь зависит от способов передачи знаний обучающимся и стимулирования их к самообразованию и самоизменению. Сегодня предлагать обучающимся готовую сумму знаний является делом бесперспективным, так как доступ к любой информации в любую секунду имеют все участники воспитательно-образовательного процесса. Современный учебный процесс предполагает, что педагогу необходимо дать обучаемым доступ к информации и инструменты ее обработки, возможность самостоятельного поиска и взаимодействия в освоении знаний, а также организовать методы, в которых можно было бы смоделировать, реализовать элементы реальной, например, профессиональной деятельности для формирования необходимых компетенций. Акценты в образовательном процессе меняются, все меньше реализуется репродуктивный, объяснительно-иллюстративный подходы в обуче-__ нии, ориентированные преимуще-86 ственно на формирование знаний, умений, навыков обучаемых. Расширяются области использования проблемно-поисковых, информационно-педагогических, активных методов образования, содействующих творческому освоению новых актуальных компетенций субъектами образовательного процесса.

Тенденции высшего образования сегодня — это его практическая направленность, уменьшение нормативного срока обучения, сокращение времени аудиторной работы, увеличение часов самостоятельной работы, все более обширное применение дистанционных форм образования.

«В связи с этим целью образовательных технологий, использующихся в настоящее время в профессионально-педагогической подготовке, является личностно-профессиональное развитие обучающихся, что предполагает формирование обобщенных интегрированных качеств личности будущего педагога, позволяющих выстраивать индивидуальные образовательные маршруты и овладевать необходимыми профессиональными компетенциями» [1, с. 38].

Использование активных форм и методов эффективно на разных уровнях образования, начиная с дошкольного возраста до вузовской подготовки специалистов.

Исследователи подчеркивают, что активные методы обучения успешно обеспечивают интерактивную направленность познавательной деятельности обучаемых.

Интерактивное обучение представляет собой процесс совместного познания обучающимися учебной информации в диалогическом взаимодействии друг с другом и с педагогом. В отличие от других типов обучения оно ориентировано на взаимодействие учащихся не только с преподавателем, но и друг с другом и на доминирование активности учеников над активностью педагога в процессе обучения. Интерактивное обучение позволяет увеличить глубину понимания и эффективность усвоения студентами учебного материала; предоставляет возможность развить их творческую самостоятельность; индивидуализирует обучение [2, с. 32].

Вопросом как активизировать обучение задавались ученые во все времена, начиная с античности.

Идеи подтверждались в исследованиях Я.А. Коменского, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, Г. Гегеля, Ф. Фрё-беля, А. Дистервега, Дж. Дьюи, К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого. В нашей стране в советский период идеи взаимодействия в обучении изучались С.Т. Шацким, А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинским. Зарубежные педагоги Я. Корчак, К. Роджерс, Э. Берн активно разрабатывали проблемы диалогического взаимодействия участников образовательного процесса. В России использование активных и интерактивных методов широко практиковалось в 20-х гг. ХХ века (проектный, лабораторно-бригадный метод, производственные, трудовые экскурсии, практики). Ш.А. Амонашвили, И.П. Волков, И.П. Иванов, И.Н. Ильин, В.А. Кара-ковский, С.Н. Лысенкова, В.Ф. Шаталов и другие направили свои усилия на создание «Педагогики сотрудничества».

Решение проблемы создания позитивного взаимодействия субъектов учебной деятельности связано с поиском вариантов использования конкретных интерактивных методов и форм обучения (С.А. Бизяева, A.M. Болгова, Т.Н. Добрынина, О.А. Ким, Н.Е. Седова и др.). Интерес представляют современные подходы к организации интерактивного обучения (Л.К. Гей-хман, И.М. Горбаченко, И.А. Горяи-нова, И.А. Дмитриева, Л.Х. Зайнут-динова, М.В. Кларин, Е.В. Коротае-ва, А.В. Кошарный, А.С. Молчанов, Н.Г. Суворова, В.В. Чистов и др.).

Широкое использование активных форм и методов обучения в учебно-воспитательном процессе педагогического вуза является необходимым условием основательной подго-

товки педагога, способного работать творчески.

Все более значительное место в профессиональной подготовке педагогических кадров занимают активные методы обучения. Исследованию этой важной педагогической проблемы посвящены работы В.П. Бедерхановой, Н.Г. Ксенофонтовой, Л.Н. Матросо-вой, Е.В. Семеновой, Н.К. Страздас, В.А. Трайнева., Ж.С. Хайдарова и др.

Наиболее популярными и востребованными в подготовке педагогов являются тренинги и деловые игры. Современный выпускник вуза должен уже обладать профессиональным опытом, быть способным реализовать в профессиональной деятельности свои взгляды и позиции, иметь личностно-профессиональные качества, необходимые для достижения профессиональных высот.

В подготовке педагогических кадров в вузе активные методы используются недостаточно. Нередко наблюдается неточное понимание преподавателями и студентами сущности и особенностей деловой игры и тренинга, подмена одного понятия другим. Оба относятся к активным методам обучения и зачастую используются параллельно, имея одну общую целевую направленность — актуализация и расширение знаний, формирование и развитие умений и навыков, совершенствование важнейших компетенций обучаемых.

Осознается объективная необходимость в уточнении общих и отличительных признаков этих активных методов. Рассмотрим особенности, сходства и различия деловой игры и тренинга.

В педагогической литературе учебная деловая игра рассматривается

87

88

как активная форма взаимодействия людей (В.А. Сластенин); специально организованное управление, интегрирующее профессиональную деятельность учителя (В.А. Трайнев, Л.Н. Матросова); активная самостоятельная познавательная деятельность студентов (Ж.С. Хайдаров); модель процесса принятия решения (И.М. Сыроежкин); модель взаимодействия людей в процессе достижения определенных целей (С.В. Емельянов, А.Г. Ивановский); моделирование избранных аспектов конфликтной ситуации (Ч. Гарред, Дж. Лондон).

Н.А. Морева определяет деловую игру в подготовке будущих педагогов как «разновидность имитационного моделирования... групповое упражнение по выработке последовательных решений в искусственно созданных условиях. Это — ведущая форма квазипрофессиональной деятельности. Она задает предметный и социальный контексты будущей профессиональной деятельности, служит условием формирования личности специалиста, моделирует условия реализации умений, навыков его социального взаимодействия, ценностные ориентации и установки, стимулирует развитие профессионально направленного творческого мышления, обеспечивает появление профессиональной мотивации, способствует приобретению специалистом опыта как предметно-профессионального, так и социального, формирует и развивает важнейшие компетенции педагога» [3, с. 107].

Можно трактовать деловую игру как «глубоко личностно и профессионально мотивированную активную форму взаимодействия, в которой в имитационной форме, приближен-

ной к реальным условиям деятельности, можно реконструировать, воссоздать модели будущей профессиональной деятельности» [4, с. 76].

Высокая педагогическая эффективность деловых игр в подготовке педагогов обусловлена их способностью актуализировать и систематизировать теоретические знания студентов, придавая им жизненность, действенную направленность, активно использовать эти знания в процессе моделируемой профессиональной деятельности для формирования методических умений, а также практических умений, навыков, компетенций. Учебные деловые игры являются важным средством быстрого профессионального становления будущего педагога, сокращающим период его профадаптации. В процессе деловых игр студенты приобретают умения анализировать педагогическую ситуацию, максимально приближенную к реальной образовательной, формулировать проблему, вести поиск нужной информации и оптимальных путей и средств для ее решения. Деловые учебные игры активизируют любознательность студентов, повышают интерес к будущей профессиональной деятельности, стимулируют самообразовательную работу будущих учителей, проявление творчества в решении широкого круга педагогических проблем, профессиональных задач, как типовых так и нестандартных, требующих творческого, оригинального подхода.

В ходе учебной деловой игры создается благоприятная для обучения психологическая атмосфера делового сотрудничества, содействующая проявлению педагогических способностей участников игры, активизи-

рующая их мышление, воображение, память, внимание. Деловая игра позволяет максимально приблизить обучение студентов к содержанию и характеру реальной профессиональной деятельности, обеспечить высокую эффективность в усвоении знаний, формировании практических и методических умений и навыков. Деловая игра является действенным средством преодоления противоречия между основательной теоретической подготовкой студентов в вузе и неумением использовать полученные знания на практике.

В деловой игре информация усваивается в процессе органичной интеграции игровых и учебных действий, предметное и социальное содержание будущей профессиональной деятельности в значительной степени реконструируется, а для студента (магистранта) процесс усвоения знаний и умений приобретает глубоко личностный смысл, моти-вационно-ценностное значение с точки зрения будущей профессии [там же, с. 77].

Среди характерных признаков деловой игры исследователи называют, например, наличие общей проблемы и цели игрового коллектива; наличие и распределение ролей; наличие диалогового общения партнеров по игре как необходимое условие принятия согласованных решений; наличие в игре импровизации за счет введения непредвиденных обстоятельств; наличие нескольких взаимосвязанных ситуаций; наличие гибкого масштаба времени; наличие системы стимулирования участников; наличие системы оценки результатов игровой деятельности; наличие конкретного руковод-

ства игрой; рефлексия участниками результатов деятельности [3, с. 107].

Исследователи считают, что в учебных деловых играх можно выделить три важных этапа: подготовительный, основной (тренинг, собственно игра), заключительный (анализ, рефлексия, подведение итогов).

На подготовительном этапе студенты актуализируют, при необходимости пополняют свои знания по педагогике, психологии, методике обучения. После этого начинается ознакомление с обязанностями и правами участников игры, распределяются роли, уясняется ход игры, бюджет времени, исходная ситуация. Основной этап или собственно игра характеризуется выполнением участниками своих ролей согласно исходным условиям и примерному плану игры. На третьем, заключительном этапе анализируется, разбирается проведенная игра, подводятся ее итоги.

Деловая игра максимально реализует интерактивность в процессе обучения. Настоящая деловая игра обязательно предполагает заинтересованное, личностно значимое и мотивированное взаимодействие субъектов образовательного процесса в игровом пространстве сюжета.

Деловые игры организуются так, что студенты должны свободно сыграть роль какого-то другого человека и «спроектировать» свое поведение в конкретной учебной ситуации применительно к этому «чужому облику» (например, принять роль педагога, воспитателя ДОУ, родителя). В результате создаются условия для самооценки, рефлексии, понимания своих и чужих чувств и действий, снимаются многие преграды комму-

89

90

никации. У обучающихся активно в игровой форме реализуется более полный и адекватный механизм оценки и регуляции актов своего поведения в соответствии с поведением других.

Игры обеспечивают развитие у студентов умений анализа реальных ситуаций и принятия решений. Участники осваивают новые социальные роли, профессиональные функции, учатся планировать свои действия, ищут эффективные способы общения. Для повышения эффективности деловой игры сегодня широко используются информационные технологии, например, видеосъемка, аудиозапись. Совместный анализ и оценку деловой игры целесообразно проводить по ее видеозаписи. Студенты получают возможность увидеть свои действия и своих партнеров со стороны, что позволяет им более объективно проанализировать и оценить ход и результаты работы, увидеть свои сильные и слабые стороны, внести необходимые коррективы в формируемые компетенции.

В деловой игре комплексно используются в качестве ее элементов решение педагогических задач, анализ педагогических ситуаций, тренинги. Педагогическая эффективность деловых игр во многом определяется подготовкой преподавателя-организатора игр, который проводит инструктаж, создает у студентов определенную установку, анализирует ход игры при подведении ее итогов, организует дискуссию. В современных условиях повышается возможность более объективного анализа результатов деловой игры, создаются благоприятные возможности для формирования педагогической реф-

лексии студентов на основе использования современных технических средств и информационных технологий (видеосъемка, аудиозапись, обмен информацией с помощью Интернета). Опыт использования деловых игр в подготовке педагогов в вузе свидетельствует об их эффективности, например, «Защита выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации)», «Проведение родительского собрания», «Использование ИКТ в образовательной работе с детьми», «Создание и внедрение образовательной программы ДОО» и др.

К достоинствам деловой игры можно отнести: способность актуализировать и систематизировать теоретические знания будущих педагогов, придать им жизненность, действенную направленность; обеспечение мотивационно-ценностной готовности студентов к предстоящей педагогической деятельности, формирование устойчивого интереса к будущей профессиональной деятельности; развитие педагогической рефлексии и умения анализировать педагогические ситуации; создание благоприятной психологической атмосферы в процессе обучения для делового сотрудничества, взаимопомощи, формирования коммуникативной и информационной культуры педагога, развития его профессионально значимых компетенций.

Наряду с неоспоримыми достоинствами учебная деловая игра как активный метод обучения не свободен от существенных недостатков, к ним можно отнести длительность и специальный характер предыгровой подготовки преподавателей и студентов, отсутствие надежных объек-

тивных критериев эффективности игры, невозможностъ обеспечения одинаковой степени активного участия в ней всех участников.

Тренинг — наиболее современный вид быстрого обучения. Это дорога от осознания учеником недостаточности сформированности компетенции к ее освоению. Данный метод дает мощный творческий стимул для освобождения сознания от привычных, «безопасных» способов мышления, поиска новых нестандартных, энергичных решений.

Тренинг — это специально организованная совокупность упражнений, направленных на формирование и совершенствование умений, навыков, компетенций. В процессе тренинга студенты вырабатывают определенную модель поведения.

По определению ряда ученых «Тренинг — это один из ведущих активных методов обучения, поскольку выполняет целый ряд задач, таких как анализ ситуаций, получение новых знаний и мгновенное применение их на практике, развитие творческого потенциала и умение работать в группе» [6]. Тренинг состоит из нескольких частей:

1. Вступительное слово ведущего;

2. Описание целей и задач тренинга; 3. Приветствие, которое создает настрой на предстоящее общение, ориентирует на диалог, совместное творчество, комфортную атмосферу; 4. Основная часть — упражнения, направленные на отработку умений, навыков, компетенций, на конкретную реализацию цели тренинга. Важно, чтобы каждое упражнение заканчивалось его анализом и рефлексией участников; 5. Рефлексия всего занятия в целом.

Н.А. Морева предлагает после каждого тренинга давать студентам: домашнее задание, содержанием которого являются задания, составляющие основу упражнений последующего занятия, и закрепление сведений, полученных на проведенном занятии; задания для самостоятельной работы, которые направлены на расширение границ коммуникативной компетентности и поведения участника тренинга [7, с. 4].

Тренинг рассматривается исследователями и как форма, и как метод интерактивного обучения. Тренинг может включать в себя другие интерактивные методы, например, дискуссию, элементы мозгового штурма, кейсы.

Особенностью тренинга как метода обучения является создание положительной мотивации студентов к обучению и осознание участниками личностной готовности к переносу полученных знаний, умений на реальную практическую деятельность. Усвоение учебного материала тре-нинговых занятий реализуется через формирование у членов группы определенных психических состояний, отношений, форм поведения. Техника педагогической коммуникации в тренинге имеет определенный алгоритм: участников знакомят с целью и содержанием тренинга, показывают актуальность выполнения заданий, предлагают смоделировать и отрепетировать конкретный аспект коммуникативного поведения преподавателя в условиях тренинга, затем в реальных ситуациях [там же, с. 6].

Для успешной реализации обучения важно сочетание активного включения участников с преподнесением тренером новой информации.

91

ВЕК

92

Участникам необходимо осознание, что педагог передал им лично очень ценное знание или умение. Педагог может объяснить способ действия, дать неизвестную до этого информацию, предложить вариант решения задачи, новую модель.

Опыт использования тренингов в подготовке педагогов в вузе достаточно обширный, такие занятия применяются в ходе освоения разных дисциплин и доказали свою значительную эффективность. Так, например, в процессе первичного ознакомления студентов с профессией в рамках дисциплины «Введение в профессию» актуальны тренинги личностного роста: «Кто я? Какой я?», «Каким меня видят окружающие люди и я сам?», «Я и моя индивидуальность». В процессе изучения дисциплины «Профессиональная этика в деятельности педагогов и психологов» подтвердили свою действенность тренинги «Лицом друг к другу», «Азы общения», «Тренинг активного слушания», «Репетиция поведения».

К достоинствам тренинга можно отнести то, что участники активно взаимодействуют между собой и с тренером как равноправные партнеры, реализуют разные по значимости и содержанию личностные позиции. У студентов появляется возможность выйти из привычных социально-ролевых стереотипов. В тренинге реализуется мгновенное применение полученных знаний на практике, за очень короткий срок происходит практическая обработка определенных умений и навыков. Тренинги способны оснастить участников конкретными инструментами — схемами и алгоритмами поведения в любых ситуациях и подготовить их к уве-

ренному поведению в реальной профессиональной деятельности. Тренинг предполагает высокую активность всех участников; быть пассивным статистом на тренинге практически не представляется возможным.

Однако в процессе применении тренингов могут возникнуть некоторые затруднения. Все обучающиеся по-разному воспринимают информацию. Например, на основе зарубежных исследований существует следующая классификация стилей обучения: активист, наблюдатель, прагматик, теоретик. Активистам и прагматикам тренинги в процессе обучения будут интересны и органично близки, так как первые любят делиться опытом и впечатлениями, не любят теорий и абстрактных понятий, вторые — предпочитают опыты и проектную деятельность. Теоретику и наблюдателю же на тренинге будет недостаточно комфортно. Теоретик предпочитает строго систематизировать информацию, проявляет интерес к таблицам и схемам, но не любит игры и активное взаимодействие. Наблюдателю будет интересно обсуждать и анализировать упражнения, однако в реализации упражнений он будет принимать участие с видимым неудовольствием. Не все участники готовы к публичному проявлению эмоций, степень открытости и эмоциональной экспрессивности у каждого находится на разном уровне. Н.А. Морева выделила следующие факторы, которые вызывают трудности в организации тренингов: студент может не обладать тем или иным коммуникативным умением и навыком, это может вызывать страх, чувство неловкости, скованности и, как следствие, нежелание выпол-

Таблица

Отличительные черты деловой игры и тренинга

Основания для сравнения Тренинг Деловая игра

Время проведения От 1,5 часов, иногда до нескольких дней Может занимать от нескольких часов до нескольких дней

Этапы реализации Модули: Конструирование(определение цели тренинга, предварительный сбор информации о тренинговой группе, определение наиболее эффективного стиля организации тренинга, постановка задач тренинга, составление программы тренинга, подбор упражнений и формы рефлексии) Проведения (этапы: вступительное слово ведущего; описание целей и задач тренинга; приветствие, упражнения, рефлексия всего занятия в целом) Модули: Конструирования (этапы: определение цели игры; определение содержания; определение методического обеспечения игры; составление структурно-функциональной программы деловой игры и «сценария игры»). Проведения (этапы:предварительная подготовка участников игры; организационный; игровой; подведение итогов)

Наличие ролей Некоторые упражнения могут предполагать наличие ролей Наличие ролей - обязательный компонент ДИ

Отработка профессиональных умений,навыков, компетенций Эффективен при формировании и совершенствовании конкретных умений и навыков Да, эффективны для актуализации и поиска необходимых знаний, совершенствования профессиональных умений и навыков, компетенций

Элементы метода Новая информация от тренера, приветствие, упражнения на отработку умения / навыка / качества / компетенции, рефлексия Роли, сюжет, предметы-заместители, игровые действия, реальные взаимоотношения, оценка и анализ, рефлексия

Наличие сюжета В определенных упражнениях может быть сюжетная линия Всегда содержит профессионально значимую сюжетную линию

Интерактивные технологии Работа в малых группах, мозговой штурм, дискуссии, совместное решение педагогических ситуаций, взаимная оценка. Ролевое взаимодействие, дискуссии, совместное принятие решений, мозговой штурм, совместное решение педагогических ситуаций, имитационные технологии

Использование НИТ В зависимости от цели тренинга. Носят вспомогательную функцию Целесообразно применять видеозаписи игры для анализа и обсуждения результатов. Возможно использование НИТ в период подготовки и в ходе игры по сюжету

Взаимодействие субъектов образовательной деятельности Взаимодействие педагога и студентов между собой на позициях паритетного диалога. Взаимодействие обучаемых доминирует. Педагог направляет, определяет цели и задачи Постоянное взаимодействие обучающихся для решения задач игры. Педагог в большинстве случаев выполняет роли наблюдателя или эксперта

93

Окончание таблицы

94

Возможность применения на разных видах учебных занятий Актуально применять при изучении нового материала, закреплении материала, комбинированных занятиях Целесообразно использовать при закреплении материала и на контрольных итоговых занятиях

Необходимость предварительной подготовки учащихся Необязательна В большинстве случаев необходима значительная предварительная подготовка студентов, насыщение информацией

Наличие новой информации, которую преподносит педагог В большинстве случаев Педагог предлагает необходимую информацию для подготовки участников, оглашает сюжет игры и условия. Активный поиск информации и взаимообучение

Направленность на рефлексию и самообразование участников Рефлексия обязательна, после каждого упражнения, обратная связь, анализ всего учебного занятия Мотивация самообразования участников, рефлексия для оценки результатов игры и выявления актуальных направлений своего профессионального роста

Степень эффективности в образовательном процессе (по мнению участников образовательного процесса: студентов и преподавателей) По данным опроса студентов интересен и полезен, мотивирует к обучению, но проводится не так часто, как хотелось бы. Умения и навыки формируются очень прочные, практико-ориентированные Преподаватели считают эффективным методом, но требующим специальных тренерских знаний, умений навыков для организации, подготовки и проведения Очень действенен для связи теории с практикой, результативен, важное событие в образовательном процессе вуза. Содействует формированию и творческому использованию важных для педагога знаний, умений, навыков, компетенций. Мотивирует к осознанному самосовершенствованию, выстраиванию собственной образовательной траектории. Студенты заинтересованы в проведении ДИ и видят значительную пользу для своего профессионального роста, но им часто не хватает знаний, умений, компетенций. Студенты хотели бы чаще участвовать в ДИ. Преподаватели указывают на сложность подготовки, есть опасения не уложиться в отведенное время, отойти от намеченного сценария и др.

Уровень взаимодействия активных методов Предполагает активное взаимодействие разнообразных методов Большое внимание уделяется имитационным методам, мотивирующим познавательную активность, самостоятельность и творчество студентов

Частота использования на практике В зависимости от изучаемой дисциплины и подготовки преподавателя Достаточно редко

Соотношение по объему (целое и часть) Может быть самостоятельным методом или являться частью деловой игры Может в своей структуре содержать тренинги

нять упражнение. Студент может испытывать неблагоприятное физическое или эмоциональное состояние, что будет влиять на его активность и качество выполнения упражнения. Возможен недостаток самоконтроля со стороны некоторых участников, не позволяющий полностью реализовать принципы и нормы тренинга. Негативные функционально-ролевые отношения между студентами вне тренинга будут оказывать влияние на систему отношений участников внутри тренинга [7, с. 7].

Тренинговые занятия желательно проводить по подгруппам численностью от 7 до 12 человек, что может быть затруднительным в образовательных условиях современного вуза, сориентированного на оптимизацию, объединение студентов в крупные «потоки», большую наполняемость групп, снижение аудиторной нагрузки преподавателя. Тренинг предполагает расположение участников за круглым столом (так учащиеся могут взаимодействовать глаза в глаза), а также наличие в аудитории свободного пространства для проведения двигательных упражнений. Препятствием для проведения тренингов может явиться недостаточное количество аудиторий, отвечающих данным требованиям. Тренинг предполагает высокое эмоциональное напряжение участников, возможно их переутомление, однако данное затруднение может быть преодолено применением психогимнастических упражнений в ходе и после занятия.

Покажем в таблице некоторые общие и отличительные черты деловой игры и тренинга (табл.).

Можно сделать вывод о высокой эффективности в подготовке буду-

щих педагогов таких близких по задачам и способам их реализации методов, как деловая игра и тренинги. Они направлены на развитие мышм ления, внимания, памяти, творческих способностей, рефлексии обучаемых, содействуют росту их профессиональной компетентности. При подготовке и реализации деловых игр и тренингов в вузе важно учитывать их сильные стороны и возможные недостатки, общие и особенные черты методики использования в образовательном процессе.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Журавлева, О.П. Интерактивный режим организации современного образовательного процесса: учебно-методическое пособие [Текст] / О.П. Журавлева, Л.П. Михалева. - Красноярск, 2012. - 188 с.

2. Струнина, А.А. Формирование готовности будущих педагогов дошкольного образования к применению методов интерактивного обучения: Дис. ... канд. пед. наук [Текст] / А.А. Струнина. - М., 2010. - 181 с.

3. Морева, Н.А. Методика использования деловых игр в работе с педагогами дошкольного образования [Текст] / Н.А. Мо- 95 рева, Ю.А. Дмитриев, Т.В. Кротова // Наука и школа. - 2015. - № 4. - С. 105-113.

4. Дмитриев, Ю.А. Учебно-деловая игра в подготовке магистрантов [Текст] / Ю.А. Дмитриев, З.С. Кокарева // Дошкольное воспитание. - 2007. - № 12. - С. 76-81.

5. Селевко, Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: в 2 т. Т. 1. [Текст] / Г.К. Селевко. - М.: НИИ школьных технологий, 2006. - 816 с.

6. Мозговой, С.Г. Тренинг как эффективный метод обучения студентов [Текст] / С.Г. Мозговой, А.И. Казакова, Н.Ю. Кирова, А.П. Канунникова // Научные труды sworld. - 2011. - Т. 12. - № 4. - С. 31-33.

7. Морева, Н.А. Тренинг педагогического общения: Учебное пособие [Текст] / Н.А. Морева. - М.: Просвещение, 2003. -304 с.

8. Матросова, Л.Н. Деловая игра в подготовке учителя [Текст] / Л.Н. Матросова. -М.: Магистр, 1996. - 134 с.

9. Трайнев, В.А. Интенсивные педагогические и информационные технологии Т. 2. Теория и методология деловых игр [Текст] / В.А. Трайнев, Л.Н. Матросова, И.В. Трайнев. - М.: Прометей, 2000. - 257 с.

REFERENCES

1. Dmitriev Ju.A., Kokareva Z.S., Uchebno-delovaja igra v podgotovke magistrantov, Doshkolnoe vospitanie, 2007, No. 12, pp. 76-81. (in Russian)

2. Matrosova L.N., Delovaja igra v podgotovke uchitelja, Moscow, Magistr, 1996, 134 p. (in Russian)

3. Moreva N.A., Dmitriev Ju.A., Krotova T.V., Metodika ispolzovanija delovyh igr v rabote s pedagogami doshkolnogo obrazovanija, Nauka i shkola, 2015, No. 4, pp. 105-113. (in Russian)

4. Moreva N.A., Trening pedagogicheskogo obshhenija: Uchebnoe posobie, Moscow, Prosveshhenie, 2003, 304 p. (in Russian)

5. Mozgovoj S.G., "Kazakova A.I., Kirova N.Ju., Kanunnikova A.P., Trening kak effektivnyj metod obuchenija studentov", in: Nauchnye trudy sworld, 2011, Vol. 12, No. 4, pp. 3133. (in Russian)

6. Selevko G.K., Jenciklopedija obrazovatel-nyh tehnologij, v 2 vols., Vol. 1, Moscow, 2006, 816 p (in Russian)

7. Strunina A.A., Formirovanie gotovnosti bu-dushhih pedagogov doshkolnogo obrazovanija k primeneniju metodov interak-tivnogo obuchenija, PhD dissertation (Pedagogy), Moscow, 2010, 181 p. (in Russian)

8. Trajnev V.A., Matrosova L.N., Trajnev I.V., Intensivnye pedagogicheskie i informa-cionnye tehnologii, Vol. 2 Teorija i metodologija delovyh igr, Moscow, Prome-tej, 2000, 257 p. (in Russian)

9. Zhuravleva O.P., Mihaleva L.P., Interak-tivnyj rezhim organizacii sovremennogo ob-razovatelnogo processa: uchebno-metod-icheskoe posobie, Krasnojarsk, 2012, 188 p. (in Russian)

Дмитриев Юрий Александрович, доктор педагогических наук, профессор, кафедра дошкольной педагогики, Московский педагогический государственный университет, 4230000@ rambler.ru

Dmitriev Yu.A., ScD in Education, Professor, Pre-school Pedagogy Department, Moscow State University of Education, 4230000@rambler.ru

96 Фролова Александра Александровна, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра дошкольной педагогики, Московский педагогический государственный университет, 79263720514@yandex.ru Frolova A.A., PhD in Education, Associate Professor, Preschool Pedagogy Department, Moscow State University of Education, 79263720514@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.