Научная статья на тему 'Тренинги в системе психолого-педагогического сопровождения студентов педагогического профиля поддержки (из опыта работы)'

Тренинги в системе психолого-педагогического сопровождения студентов педагогического профиля поддержки (из опыта работы) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
75
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА / PSYCHOLOGICAL SERVICE / АДАПТАЦИЯ / ADAPTATION / ДЕЗАДАПТАЦИЯ / DISADAPTATION / ТРЕНИНГ / TRAINING / ПСИХОДИАГНОСТИКА / PSYCHODIAGNOSTICS / МОТИВАЦИЯ / MOTIVATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бобылев Евгений Леонидович, Горшков Евгений Андреевич, Патрикеева Элла Геннадьевна, Троицкая Ирина Юрьевна

Рассматривается модель организации тренингов со студентами педагогического вуза. Представлены разработки, направленные на адаптацию студентов всех ступеней обучения. Показано обоснование необходимости тренингов на основе анализа данных, полученных по результатам психодиагностики студентов.The article the model of the organization the training work with students of pedagogical higher education institution is considered. Development of the trainings directed on adaptation of students of all steps of training is presented. Justification of need of training work on the basis of the analysis of the data received on result of psychodiagnostics of students is given.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бобылев Евгений Леонидович, Горшков Евгений Андреевич, Патрикеева Элла Геннадьевна, Троицкая Ирина Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Тренинги в системе психолого-педагогического сопровождения студентов педагогического профиля поддержки (из опыта работы)»

■ ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ

ПСИХОЛОГИЯ

УДК 159.9.01

Е.Л. Бобылев, Е. А. Горшков, Э. Г. Патрикеева, И.Ю. Троицкая,

Арзамасский филиал Национального исследовательского Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского

Тренинги в системе психолого-педагогического сопровождения студентов педагогического профиля поддержки (из опыта работы)

Арзамасский филиал Национального исследовательского Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского

Целенаправленная и продуктивная работа психолого-педагогической службы высшего учебного заведения способствует повышению эффективности учебно-методической и воспитательной работы вуза, полноценному личностному и интеллектуальному развитию студентов на всех этапах обучения, формированию у студентов способностей к саморазвитию и самовоспитанию, становлению социально активной личности [2, с. 60].

Традиционно в начале каждого нового учебного года первокурсникам уделяется особое внимание. Социально-психологическая адаптация первокурсников к образовательной среде вуза связана с перестройкой их индивидуальных особенностей

на основе новых условий вузовской среды [4, с. 216]. По нашим данным за 2015 год, у 71% первокурсников самооценка в начале обучения завышенная, однако уже к концу первого года обучения она становится у них адекватной новым социальным условиям. На 2-3-м курсе у 25-38% обучающихся отмечается изменение мотивации учения с внутренней положительной на внешнюю отрицательную. Во многом это связано с тем, что именно к концу третьего курса у студентов окончательно решается вопрос о профессиональном самоопределении. По данным наших исследований за 2013 год, лишь 54% старшекурсников четко осознают, что их будущая профессия полностью соответствует их ос-

новным склонностям и интересам [2, с. 61].

Для того чтобы выработать оптимальную стратегию адаптации студента, необходимо знать его индивидуальные особенности. С этой целью психолого-педагогической службой с первых дней нахождения студента в стенах вуза проводится серия психодиагностических исследований личности каждого первокурсника. По нашим данным, за последние три года (с 2013 по 2015) у студентов преобладают следующие типы акцентуации характера - гипертим-ный, аффективно-экзальтированный и эмотивный. Как известно, все они относятся к неустойчивым типам, требующим особого подхода. У таких личностей процесс адаптации проходит особенно сложно и может сопровождаться резкими перепадами и скачками психоэмоционального состояния [4, с. 216-217].

На основе всех этих данных, полученных в ходе изучения трудностей начального периода обучения студентов, психолого-педагогической службой была разработана программа тренинговых занятий, направленных на ускорение процесса социально-психологической адаптации студентов к учебной группе. Программа занятий с учебной группой состоит из четырех занятий, проводимых в первую и вторую неделю учебного года. Оптимальная периодичность занятий - 1-2 раза в неде-

© Бобылев Е.Л., Горшков Е.А., Патрикеева Э.Г., Троицкая И.Ю., 2016 68

ЕВГЕНИЙ ЛЕОНИДОВИЧ БОБЫЛЕВ

кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии педагогического образования Арзамасского филиала Национального исследовательского Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского. Сфера научных интересов: практическая психология, психологическое консультирование, психодиагностика, психология искусства, история психологии. Автор 56 публикаций

ЭЛЛА

ГЕННАДЬЕВНА

ПАТРИКЕЕВА

кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии педагогического образования Арзамасского филиала Национального исследовательского Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского. Сфера научных интересов: ценностные ориентации современной учащейся молодежи. Автор 32 публикаций

ЕВГЕНИЙ АНДРЕЕВИЧ ГОРШКОВ

кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии педагогического образования Арзамасского филиала Национального исследовательского Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского. Сфера научных интересов: психология общения, социальная психология личности. Автор 40 публикаций

ИРИНА

ЮРЬЕВНА

ТРОИЦКАЯ

кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии педагогического образования Арзамасского филиала Национального исследовательского Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского. Сфера научных интересов: психология развития, психология образования. Автор 40 публикаций

Рассматривается модель организации тренингов со студентами педагогического вуза. Представлены разработки, направленные на адаптацию студентов всех ступеней обучения. Показано обоснование необходимости тренингов на основе анализа данных, полученных по результатам психодиагностики студентов.

Ключевые слова: психологическая служба, адаптация, дезадаптация, тренинг, психодиагностика, мотивация.

The article the model of the organization the training work with students of pedagogical higher education institution is considered. Development of the trainings directed on adaptation of students of all steps of training is presented. Justification of need of training work on the basis of the analysis of the data received on result of psychodiagnostics of students is given. Key words: psychological service, adaptation, disadaptation, training, psychodiagnostics, motivation.

лю. Длительность каждого занятия 1,5-2 часа.

В задачи групповых занятий входят:

- создание атмосферы доброжелательности, терпимости, приемлемости, активного интереса членов группы друг к другу;

- стимуляция общения, сокращение эмоциональной дистанции между участниками группы;

- получение информации об участниках учебной группы;

- получение информации членами группы о восприятии их группой.

Решению поставленных задач способствовало содержание предложенных заданий и упраж-

нений, обязательная рефлексия каждым участником важных этапов прохождения тренинговых занятий.

Первый опыт проведения тренинга для первокурсников показал, что подобные занятия значительно снижают у них проявления тревоги и напряженности. Особую значимость приобретают тренин-говые занятия в период подготовки к сессии, так как у 35% первокурсников в это время отмечается высокий уровень ситуативной тревожности [3, с. 188]. Следует сказать, что более 90% студентов одобрили форму и содержание занятий, а 98% отметили в своих анкетах, что организованные пси-

ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ ■

хологами занятия реально помогли наладить взаимоотношения в группе, почувствовать себя членом единого коллектива, лучше узнать себя и однокурсников.

Работа в системе психолого-педагогической службы педагогического вуза позволила выделить следующие трудности, с которыми студенты сталкиваются на педагогической практике в образовательных учреждениях:

- боязнь аудитории, проблемы с дисциплиной на занятиях;

- утверждение своего авторитета среди школьников и налаживание доброжелательных отношений с ними;

- трудности в общении с детьми;

- неумение справляться со стрессом;

- эмоциональная неустойчивость и др.

Одной из причин психологической некомпетентности студентов можно считать их слабую мотивированность к осуществлению своей профессиональной деятельности. Во многом это связано с отсутствием системы профессионального отбора в педагогические вузы, которая существовала в СССР. Это подтверждается результатами психодиагностики студентов (2013/14 учебные годы), находящихся на педагогической практике: у 3845% из них был выявлен средний и даже низкий уровень мотивации к педагогической практике [1, с. 81]. Такая мотивация связана с низким авторитетом педагогического труда у этих студентов. Вторая причина связана с отсутствием специальных психологических знаний, необходимых для работы в школе. Для восполнения этого пробела в Арзамасском филиале Национального исследовательского Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского психолого-педагогической службой вуза была разработана система тренингов,

■ ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ

направленных на повышение психологической компетентности будущих специалистов.

Тренинг педагогического общения способствует выработке навыков продуктивного взаимодействия студента как с классом в целом, так и каждым учеником в отдельности. На тренинге студентами уясняется психологическая суть общения, имеющего определенные педагогические функции и направленного на создание благоприятного психологического климата, оптимизацию учебной деятельности и отношений педагога с учащимися и учащихся между собой. В процессе тренинга происходит понимание того, что педагогическое общение - это сложная система взаимоотношений, имеющая свою структуру и этапы, которые необходимо продумывать и соотносить с этапами каждого конкретного урока.

Важным компонентом тренинга является проигрывание педагогических ситуаций, которые не только учат студентов конструктивно выходить из сложного положения, но и имеют катарсический

эффект, т.е. снимают эмоциональное напряжение, так как осмысление и совместный анализ возможных проблемных ситуаций позволяет студентам переключиться с переживания проблемы на ее конструктивное решение.

Результаты ежегодного мониторинга пятикурсников показывают недостаточную сформиро-ванность у них таких компетенций молодого выпускника, как навыки коммуникации, умение работать в команде, стрессоустойчивость, заинтересованность в своей профессии, а у части студентов - проблемы со здоровьем и недостаточное развитие лидерских качеств.

Следует отметить, что в современной России образ учителя очень расплывчатый и часто сами учителя не могут описать «портрет» настоящего учителя-профессионала. Поэтому для выпускников вуза был разработан семинар с элементами тренинга «Основы создания имиджа педагога», который представлен системой психолого-педагогических тренинговых упражнений, направленных на формирование

умений и навыков эффективного социального поведения.

На тренинге студенты осознали, что положительный профессиональный имидж педагога как сложившийся в массовом сознании эмоционально окрашенный образ является залогом успешной профессиональной деятельности. Неотъемлемыми элементами имиджа педагога являются:

- формирование навыков пространственного поведения человека - искусное владение своим телом (походка, позы, жесты);

- индивидуальный подбор лицевых масок и технологическое овладение ими;

- формирование вербальных коммуникативных навыков;

- создание определенного внешнего облика.

Полученные на тренингах знания и опыт позволят студентам выработать индивидуальный стиль будущей профессиональной деятельности и избежать дезадапта-ционного синдрома после окончании вуза, сделать процесс адаптации к новым профессиональным условиям ровным и психологически комфортным.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бобылев Е.Л. Проблема профессиональной идентичности студентов педагогического вуза // Развитие науки и образования в современном мире: материалы Междунар. заочной науч.-практ. конф. (31 марта 2015 г). М., 2015.

2. Горшков Е.А., Троицкая И.Ю. Деятельность психолого-педагогической службы по развитию мотивации студентов // Акмеология. 2015. № 3 (55). С. 60-61.

3. Коротина Л.Д., Горшков Е.А. Эмоциональная тревожность студентов на разных этапах обучения в педагогическом вузе // Адаптация учащихся всех ступеней образования в

условиях современного образовательного процесса: материалы X Всерос. науч.-практ. конф. с международным участием (18 дек. 2014 г). Арзамас, 2014.

4. Патрикеева Э.Г., Селезнева Т.А. Этапы «вхождения» выпускника школы в новую социальную роль студента // Адаптация учащихся всех ступеней образования в условиях современного образовательного процесса: материалы X Всерос. науч.-практ. конф. с международным участием (18 дек. 2014 г). Арзамас, 2014.

LITERATURA_

1. Bobylev E.L. Problema professional'noj identichnosti studentov pedagogicheskogo vuza // Razvitie nauki i obrazovanija v sovremennom mire: Mezhdunar. zaochnoj nauch.-prakt. konf. (31 marta 2015 g.). M., 2015.

2. Gorshkov E.A., Troickajа I. Yu. Dejatel'nost' psihologo-pedagogicheskoj sluzhby po razvitiyu motivacii studentov // Akmeologija. 2015. № 3 (55). S. 60-61.

3. Korotina L.D., Gorshkov E.A. Yemocional'naja trevozhnost' studentov na raznyh yetapah obuchenija v pedagogicheskom vuze // Adaptacija uchashhihsja vseh stupenej obrazovanija

v uslovijah sovremennogo obrazovatel'nogo processa: materialy X Vseros. nauch.-prakt. konf. s mezhdunarodnym uchastiem (18 dek. 2014 g.). Arzamas, 2014.

4. Patrikeeva Ye.G., Selezneva T.A. Yetapy «vhozhdenija» vypusknika shkoly v novuyu social'nuyu rol' studenta // Adaptacija uchashhihsja vseh stupenej obrazovanija v uslovijah sovremennogo obrazovatel'nogo processa: materialy X Vseros. nauch.-prakt. konf. s mezhdunarodnym uchastiem (18 dek. 2014 g.). Arzamas, 2014.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.