Научная статья на тему 'Особенности организации обучения иностранных студентов в смешанных группах'

Особенности организации обучения иностранных студентов в смешанных группах Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
277
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
FOREIGN STUDENTS / UNIVERSITY STUDIES / ADAPTATION / MATHEMATICAL TRAINING / ИНОСТРАННЫЕ СТУДЕНТЫ / ВУЗОВСКОЕ ОБУЧЕНИЕ / АДАПТАЦИЯ / МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Горшков Е.А., Атрощенко С.А., Первушкина Е.А.

Целью статьи является изучение проблемы организации учебно-воспитательного процесса для иностранных студентов, обучающихся совместно в группах с российскими студентами по одной образовательной траектории, начиная с первого курса. Отсутствие преемственности программ и пособий предвузовской подготовки с содержанием дисциплин соответствующей программы вуза создаёт дополнительные трудности для иностранцев в понимании, восприятии и усвоении учебного материала. В статье раскрывается предпринятая попытка решения названной проблемы с привлечением психолого-педагогической службы вуза. При проведении психодиагностического исследования готовности иностранных студентов к обучению использовались авторские, проективные методики, метод социально-психологического тренинга. По итогам исследования предложены рекомендации организационно-воспитательному отделу и преподавателям-предметникам, нацеленные на повышение уровня комфортности образовательной среды. Применяемые методические подходы способствовали созданию смысловой опоры в направлении мыслительной деятельности иностранных обучающихся и снижению влияния языкового барьера в доступности научной информации. Главным результатом их внедрения стало формирование такого интегративного качества иностранных студентов как «адаптированность», вследствие чего, к окончанию второго семестра обучения существенно возросла самостоятельность студентов, снизился уровень личностной тревожности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF ORGANIZATION OF TRAINING FOR FOREIGN STUDENTS IN MIXED GROUPS

The purpose of the article is to study a problem of organizing the educational process for foreign students. They are taught from the first course together in groups with Russian students on the same educational trajectory. Foreign students have difficulties in understanding, perception and assimilation of subject matter content, as there is no continuity of programs and textbooks of pre-university training with the content of the disciplines of the corresponding university program. The article reveals an attempted solution to the problem with the involvement of the psychological and pedagogical service of the university. A psychodiagnostic study of the readiness of foreign students to learn was conducted. For this purpose, the authors’ techniques, projective techniques, and the method of socio-psychological training were used. Recommendations are made following the results of the study to the organizational and educational department and subject teachers. The recommendations are aimed at increasing the level of comfort of the educational environment. New teaching methods were applied, which contributed to the creation of a semantic support in the direction of the mental activity of foreign students, and also contributed to reducing the influence of the language barrier in the availability of scientific information. As a result, the “adaptation” of foreign students was formed. Because of that fact, the independence of students increased significantly, the level of personal anxiety decreased by the end of the second semester of study

Текст научной работы на тему «Особенности организации обучения иностранных студентов в смешанных группах»

3. Kaveshnikova L.A., Agafonova M.S. Motivaciya prepodavatelej kak osnova kachestva vysshego obrazovaniya. Nauchnoe obozrenie. 'Ekonomicheskie nauki. 2016; 2: 78 - 81. Available at: https://science-economy.ru/ru/article/view?id=793

4. Gar'kina I.A., Gar'kin I.N., Klyuev A.V. Nekotorye aspekty proforientacionnoj raboty: povyshenie prestizha inzhenernyh special'nostej. Uspehi sovremennoj nauki. 2017; 1 (1): 19 - 23.

5. Solnyshkova O., Dudysheva E. Software Engineering Of Interactive Educational Resources For University Student Training In Urban Development Courses. MATEC Web of Conferences Ser. "International Science Conference SPbWOSCE-2017 "Business Technologies for Sustainable Urban Development". 2018: 01062.

6. Solnyshkova O.V., Boyko E.N. E-Learning As One Of The Forms For Supplementary Vocational Education. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2018; 2 (69): 68 - 69.

7. Gavrin A.S., Rebysheva L.V. Razvitie studencheskoj nauki v sovremennyh usloviyah. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2015; 1-1. Available at: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=18848

Статья поступила в редакцию 11.03.19

УДК 378.147

Gorshkov E.A., Cand. of Sciences (Psychology), senior lecturer, Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod (Arzamas, Russia), E-mail: eugenegorshkov@mail.ru

Atroshchenko S.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod (Arzamas, Russia), St. Tikhon's Orthodox University (Moscow, Russia), E-mail: atrochshenko_s@mail.ru

Pervushkina E.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod (Arzamas, Russia), E-mail: pervushkina@narod.ru

FEATURES OF ORGANIZATION OF TRAINING FOR FOREIGN STUDENTS IN MIXED GROUPS. The purpose of the article is to study a problem of organizing the educational process for foreign students. They are taught from the first course together in groups with Russian students on the same educational trajectory. Foreign students have difficulties in understanding, perception and assimilation of subject matter content, as there is no continuity of programs and textbooks of pre-university training with the content of the disciplines of the corresponding university program. The article reveals an attempted solution to the problem with the involvement of the psychological and pedagogical service of the university. A psychodiagnostic study of the readiness of foreign students to learn was conducted. For this purpose, the authors' techniques, projective techniques, and the method of socio-psychological training were used. Recommendations are made following the results of the study to the organizational and educational department and subject teachers. The recommendations are aimed at increasing the level of comfort of the educational environment. New teaching methods were applied, which contributed to the creation of a semantic support in the direction of the mental activity of foreign students, and also contributed to reducing the influence of the language barrier in the availability of scientific information. As a result, the "adaptation" of foreign students was formed. Because of that fact, the independence of students increased significantly, the level of personal anxiety decreased by the end of the second semester of study. Key words: foreign students, university studies, adaptation, mathematical training.

Е.А. Горшков, канд. психол. наук, доц., Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского, г. Арзамас, E-mail: eugenegorshkov@mail.ru

С.А. Атрощенко, канд. пед. наук, доц., Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет

имени Н.И. Лобачевского, г. Арзамас; Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, г. Москва, E-mail:atrochshenko_s@mail.ru

Е.А. Переушкина, канд. пед. наук, доц., Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет

имени Н.И. Лобачевского, г. Арзамас, E-mail: pervushkina@narod.ru

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ В СМЕШАННЫХ ГРУППАХ

Целью статьи является изучение проблемы организации учебно-воспитательного процесса для иностранных студентов, обучающихся совместно в группах с российскими студентами по одной образовательной траектории, начиная с первого курса. Отсутствие преемственности программ и пособий предвузовской подготовки с содержанием дисциплин соответствующей программы вуза создаёт дополнительные трудности для иностранцев в понимании, восприятии и усвоении учебного материала. В статье раскрывается предпринятая попытка решения названной проблемы с привлечением психолого-педагогической службы вуза. При проведении психодиагностического исследования готовности иностранных студентов к обучению использовались авторские, проективные методики, метод социально-психологического тренинга. По итогам исследования предложены рекомендации организационно-воспитательному отделу и преподавателям-предметникам, нацеленные на повышение уровня комфортности образовательной среды. Применяемые методические подходы способствовали созданию смысловой опоры в направлении мыслительной деятельности иностранных обучающихся и снижению влияния языкового барьера в доступности научной информации. Главным результатом их внедрения стало формирование такого интегративного качества иностранных студентов как «адаптированность», вследствие чего, к окончанию второго семестра обучения существенно возросла самостоятельность студентов, снизился уровень личностной тревожности.

Ключевые слова: иностранные студенты, вузовское обучение, адаптация, математическая подготовка.

Современные реалии мирового сообщества характеризуются интенсификацией и углублением международных образовательных контактов. Одним из критериев эффективности Российских вузов стало наличие и доля обучающихся иностранных студентов [1].

Советская высшая школа накопила значительный опыт обучения иностранных студентов в отдельных от русских студентов потоках на русском языке, который переняли современные Российские вузы. Преподаватели, работающие в группах, состоящих только из иностранных студентов, могли читать лекции в медленном темпе, останавливаться на разъяснение терминологии, трудных для понимания фраз русского языка.

Последней тенденцией в организации учебного процесса для иностранных студентов является их обучение совместно с русскими студентами, начиная с первого курса. Считается, что такой подход даст возможность иностранным студентам быстрее накопить словарный запас разговорного русского языка и научных терминов. Это будет способствовать лучшему пониманию русской речи на лекциях и занятиях семинарского типа при обучении на старших курсах.

На физико-математическом факультете Арзамасского филиала Национального исследовательского Нижегородского государственного университета имени Н.И. Лобачевского с 2017 года начато обучение иностранных студентов - представителей Южно-Африканской Республики по направлению подготовки

«Педагогическое образование» профилей «Математика и физика», а в 2018 году представители Афганистана поступили на образовательную программу «Прикладная информатика в экономике».

В отличие от большинства вузов, в которых обучение иностранных студентов ведётся по индивидуальным образовательным планам, соответствующим программам подготовки Университета, в АФ ННГУ им была предложена та же образовательная траектория, что и у российских студентов.

Предполагается, что основы качества обучения иностранных студентов в российских вузах закладываются на этапе предвузовской подготовки. Иностранные студенты АФ ННГУ проходили предвузовскую подготовку, которая включала изучение русского языка и ряд общеобразовательных предметов, в частности математику, в течение 8 месяцев в различных университетах. Такая практика показала отсутствие преемственности программ предвузовской подготовки с содержанием дисциплин соответствующей образовательной программы вуза. Это создаёт дополнительные трудности для иностранцев в понимании материала учебных пособий изучаемых дисциплин на русском языке; студенты-иностранцы не могут одновременно слушать и записывать лекции, не воспринимают темп и научный стиль речи преподавателя. Причинами возникновения названых затруднений являются языковой барьер, уровень базовой подготовки, полученный на родине, различие в системах образования и организации учебно-воспитательно-

го процесса [2]. Перечисленные трудности вынуждены преодолевать и студенты, и преподаватели образовательного учреждения. Таким образом, возникает противоречие между потребностью в качественной физико-математической подготовке иностранных студентов и недостаточной разработанностью методических подходов к их обучению на русском языке как иностранном.

Успешность профессиональной подготовки иностранных студентов, обучающихся в общем потоке с российскими студентами, в значительной степени зависит от разрешения названного противоречия. Проблема обучения иностранных студентов требует осмысления и решения с научно-теоретической и методической точки зрения.

В АФ ННГУ была предпринята попытка в решении обозначенной проблемы с привлечением психолого-педагогической службы [3], которая провела психодиагностическое исследование готовности иностранных студентов к обучению. Оно проходило в два этапа. На первом - студентам была предложена авторская анкета на выявление проблем адаптации на английском языке, а также проективная методика - рисуночный тест ДДЧ [4]. На втором этапе исследования использовался активный групповой метод социально-психологического тренинга. Согласно исследованиям, целенаправленная и продуктивная работа психолого-педагогической службы способствует повышению эффективности учебно-методической и воспитательной работы вуза, полноценному личностному и интеллектуальному развитию студентов на всех этапах обучения, формированию у студентов способностей к саморазвитию и самовоспитанию, формированию социально-активной личности [5, с. 60].

Основными задачами тренинга для группы иностранных студентов были обозначены: усовершенствование и развитие установок и компетенций межличностного общения, снижение уровня социально-психологических барьеров, а также выявление динамики личностных и эмоционально-волевых качеств. По результатам данного исследования профессорско-преподавательскому составу были предложены рекомендации по организации учебно-воспитательного процесса в смешанных группах студентов.

Согласно результатам психодиагностического исследования, одной из главных причин возникающих трудностей в обучении иностранных студентов является коммуникативная дезадаптация - наличие языкового барьера в общении, который выражается в непонимании русской речи, внутреннем страхе говорить по-русски, когнитивный барьер речи (непонимание специальной терминологии учебных предметов). У студентов-иностранцев отмечается различный уровень владения русским языком и понимания речи. Как следствие, непонимание учебного материала приводит к снижению мотивации обучения, отставанию в программе, возникновению внутриличностных конфликтов. Успешность преодоления языкового барьера напрямую зависит от личностных особенностей темперамента и характера студентов, а также степени их включенности в социальные группы, функционирующие в образовательной среде вуза. Для преодоления языкового барьера целесообразны дополнительные занятия по русскому языку (самостоятельные и под руководством преподавателя), включение в учебные программы элементов преподавания на иностранном языке. Подобная интеграция материалов на иностранном (английском) языке может быть представлена в виде презентаций, схем, дополнительных материалов (видео-лекции, задания промежуточной аттестации и т. п.). При этом необходимо стимулировать коммуникацию именно на русском языке, и включать в студенческие микрогруппы тех студентов, у которых ярко выражена и не реализована потребность в общении.

В процессе исследования острых проблем социокультурной адаптации выявлено не было. Так, иностранные студенты отмечают важность удовлетворительного состояния бытовых условий, при этом уровень притязаний на комфорт соответствует возможностям материально-технической базы университета. Существенный дискомфорт иностранным студентам доставляет отсутствие высокоскоростного интернета для связи с семьей, обучения и общения, ограниченный доступ к учебной литературе и информации на английском языке. Создание комфортных бытовых условий обучения позволяет существенно улучшить эмоциональный фон студентов и ограничить период адаптации к образовательному процессу. Наличие и доступность первичной группы взаимодействия особенно актуально на начальном этапе адаптации.

В процессе тренинговых занятий студенты определи ряд личностных характеристик, которые, по их мнению, способствуют успешной адаптации. Практически 100% студентов отмечают основную пятерку качеств: ответственность, самостоятельность, настойчивость, решительность и коммуникабельность. Такая характеристика как «терпимость по отношению к другим нациям» прозвучала лишь однажды.

Мотивация учения иностранных студентов носит ярко выраженный индивидуализированный характер. В качестве ведущих отмечается обширный диапазон мотивов: как внешних, так и внутренних. Среди внешних мотивов представлены: 1) широкие социальные мотивы (востребованность математических знаний и специальностей в родной стране, осознание социальной необходимости высшего образования); 2) узкие социальные мотивы (престиж и авторитет внутри референтной группы, мотивация благополучия). Среди внутренних мотивов следует выделить: 1) учебно-познавательные мотивы (саморегуляция процесса получения высшего образования, устойчивый интерес методам математического познания); 2) широкие познавательные мотивы (получение глубоких и прочных знаний по предмету, интерес к научной деятельности). Внешние мотивы сотруд-

ничества на начальном этапе не выявлены, они диагностируются к концу первого года обучения.

Также была выявлена высокая степень психоэмоциональной нагрузки в связи с высоким уровнем трудности понимания и восприятия учебного материала (быстрая речь преподавателя, недоступность информации), высокими требованиями к ответам на практических занятиях и оценке знаний в период промежуточной аттестации и сессии.

В связи с этим уместна разработка системы поэтапного повышения требований к пониманию и усвоению содержания учебных предметов. При этом акцент следует сделать на профильных предметах (математика, информатика, физика).

В целях преодоления трудностей адаптации иностранных студентов и повышения уровня комфортности образовательной среды и, как следствие, снижения количества возникающих проблем, в том числе для принимающей стороны, необходим ряд комплексных мер, предусматривающих:

1) организацию межличностного взаимодействия иностранных студентов в системах «студент - преподаватель», «студент - студент», «студент - группа», «студент - вуз»;

2) актуализацию и формирование индивидуальной внутренней мотивации обучения и деятельности;

3) проведение комплекса адаптивных мероприятий, включающих, в том числе, систему тренингов (языковой тренинг, тренинг сплочения, тренинг включения в культуру);

4) разработку и использование индивидуальной системы оценивания успешности обучения (на начальном этапе);

5) удовлетворение потребностей свободного времяпрепровождения (хобби, занятия спортом, организация досуга);

6) работу со студенческой группой по формированию культуры межэтнических отношений, повышения уровня коммуникативной компетентности;

7) повышение квалификации профессорско-преподавательского состава

вуза.

Для реализации межличностного взаимодействия в различных системах предполагается включение иностранных студентов в коммуникативную среду вуза. Примерами включения в различные системы взаимодействия могут служить различные учебно-воспитательные и научно-практические мероприятия:

- система «студент - преподаватель» - работа заместителя декана по воспитательной работе и куратора группы по организации учебной деятельности и обеспечении оптимальных бытовых условий проживания в общежитии; создание комфортной учебной атмосферы на занятиях преподавателями-предметниками, консультативная помощь преподавателя в изучении предметов физико-математического цикла;

- система «студент - студент» - введение практики наставничества -координация учебной активности иностранных студентов при конспектировании лекционного материала и выполнении заданий на занятиях семинарского типа [6];

- система «студент - группа» - участие в совместных культурно-досуго-вых мероприятиях, конкурсы студенческих групп;

- система «студент - вуз» - включение в плановые мероприятия вуза, такие как День первокурсника, День факультета, Дни науки, формирование групп по интересам (спортивные секции, обучение в студиях факультета дополнительного образования).

Формирование внутренней мотивации обучения и деятельности иностранных студентов должно строиться с учетом их индивидуально-личностных особенностей. Определение вида мотивации и управление мотивационной сферой студентов является важным условием успешного включения в образовательный процесс.

Комплекс адаптивных мероприятий реализовывался руководством факультета совместно с сотрудниками психолого-педагогической службы и включал в себя:

- языковой тренинг на факультативных занятиях по русскому языку как иностранному;

- тренинг группового сплочения для группы первокурсников;

- групповой тренинг адаптации с элементами психологического консультирования;

- мероприятия по адаптации к новой социокультурной среде: цикл мероприятий «Времена года: русские традиции» - знакомство с русским народным творчеством и традициями, посещение музеев города и области, организация выездных экскурсий в Большое Болдино, Дивеево и др., использование ресурсов медиатеки виртуального филиала Государственного Русского музея [7].

Удовлетворение потребностей свободного времяпрепровождения достигается путем детального знакомства студентов с возможностями принимающего вуза, а также инфраструктурой города. Иностранные студенты в течение первого семестра смогли определиться с организацией свободного от обучения времени в соответствии со своими увлечениями.

Параллельно сотрудниками психолого-педагогической службы проводилась работа, направленная на формирование культуры межэтни-

ческих отношений, повышению уровня коммуникативной компетентности студентов-иностранцев. В этой связи был скорректирован план деятельности службы по таким направлениям как психодиагностика и тре-нинговая работа, одной из приоритетных задач которой является ускорение процесса социально-психологической адаптации студентов к учебной группе [8, с. 68].

Большое внимание уделялось и повышению квалификации сотрудников факультета. Поэтапно проводилось совершенствование методики проведения занятий различного типа по дисциплинам физико-математического цикла. Основой такой работы стал поиск и апробация новых форм и методов организации учебного процесса и самостоятельной работы обучающихся, направленных на более эффективное формирование у иностранных студентов математических терминов, понятий, определений, теорем, символов математического языка, необходимых для записи конспектов математических текстов и умения выделять главное в учебном материале.

Из всех видов речевой деятельности процесс слушания и записи лекции для иностранного студента является самым сложным. Между тем, важно, чтобы иностранные студенты воспринимали и понимали учебный материал на русском языке, могли записывать конспект лекции, который отражает суть изложенной темы. Для этого нужно контролировать работу обучающихся над составлением конспекта.

На первых занятиях преподаватель записывает на доске основную информацию по теме, демонстрируя правильное конспектирование учебного материала. Чтобы иностранный студент мог самостоятельно выделять главное из текста лекции, преподаватель задает наводящие вопросы. Также на первоначальном этапе лекции по математическим дисциплинам сопровождаются выдачей иностранным студентам текста с учебным материалом. Для облегчения восприятия на слух речи различных преподавателей предлагается использовать сервисы автоматического перевода текстовой информации и речи преподавателя в ходе занятия. Таким образом, студент может одновременно слышать речь преподавателя, видеть автоматический онлайн перевод, видеть математический текст на русском языке и записи на доске.

Библиографический список

Созданию смысловой опоры в направлении мыслительной деятельности иностранных обучающихся и снижению влияния языкового барьера в доступности научной информации способствует её визуализация. Для этого используются различные суггестивные дидактические материалы: опорные конспекты, мультимедийные презентации, учебные видеофильмы, карточки индивидуальных заданий.

Сервисы автоматического перевода текстовой и речевой информации не всегда правильно передают смысловую нагрузку слов научного материала. Поэтому одной из основных задач индивидуальных занятий преподавателя-предметника с иностранными студентами во внеаудиторное время ставится формирование у них научного стиля речи по математике на русском языке. Эта работа ведётся с использованием англо-русских словарей математических терминов и учебных пособий по математике на английском языке, которые позволяют показать с помощью символов и рисунков переход от символа - к слову, от понятия - к языковому выражению [9]. Это способствует интенсификации овладения иностранными студентами языком дисциплины, речевыми механизмами. Такая филологизация преподавателя-предметника является также дополнительным потенциалом создания единой информационной образовательной среды, способствующей формированию коммуникативной компетенции иностранных студентов.

Главным результатом внедрения системы индивидуальных занятий и индивидуальной системы оценивания на начальном этапе обучения стало формирование такого интегративного качества иностранных студентов как «адаптирован-ность» к требованиям вузовской образовательной среды. К окончанию второго семестра обучения существенно возросла самостоятельность студентов, снизился уровень личностной тревожности.

Таким образом, достижение необходимого качества подготовки иностранных студентов по предметам физико-математического цикла педагогического образования представляет собой комплексную многоаспектную проблему, успешное решение которой зависит от взаимодействия преподавателей различных дисциплин, организационно-воспитательного отдела и психолого-педагогической службы вуза.

1. Арефьев А.Л. Экспорт российского образования: основные показания и тенденции. Высшее образование в России. 2010; 1: 125 - 141.

2. Прудникова О.М. Обучение математике иностранных студентов первого курса технического вуза. Высшее образование в России. 2018; Т. 27, № 7: 74 - 78.

3. Горшков Е.А., Троицкая И.Ю. Деятельность психолого-педагогической службы по развитию мотивации студентов. Акмеология. 2015; 3 (55): 60 - 61.

4. Семенова З.Ф. Психологические рисуночные тесты. Методика «Дом - Дерево - Человек». Москва: ACT; СПб.: Сова, 2007.

5. Бобылев Е.Л., Горшков Е.А. Психолого-педагогическое сопровождение студентов-первокурсников в образовательной среде АФ ННГУ Психологическое сопровождение образования: теория и практика: сборник статей по материалам IV Международной научно-практической конференции. 2014: 88 - 93.

6. Атрощенко С.А., Первушкина Е.А. Реализация метапредметности на практических занятиях в вузе. Мир науки. 2016; Т. 4, № 2: 1.

7. Атрощенко С.А. Реализация проекта «Русский музей: виртуальный филиал» в формировании культурно-образовательной среды на базе вуза. Международный научно-исследовательский журнал. 2017; № 5-2 (59): 6 - 7.

8. Бобылев Е.Л., Горшков Е.А., Патрикеева Э.Г, Троицкая И.Ю. Тренинги в системе психолого-педагогического сопровождения студентов педагогического профиля поддержки (из опыта работы). Высшее образование сегодня. 2016; № 4: 68 - 70.

9. Соколова Л.И. Новые образовательные технологии при обучении математике иностранных студентов предвузовского этапа на русском (неродном) языке. Вестник РУДН. Серия Вопросы образования: языки и специальность. 2011; № 3: 93 - 97.

References

1. Aref'ev A.L. 'Eksport rossijskogo obrazovaniya: osnovnye pokazaniya i tendencii. Vysshee obrazovanie v Rossii. 2010; 1: 125 - 141.

2. Prudnikova O.M. Obuchenie matematike inostrannyh studentov pervogo kursa tehnicheskogo vuza. Vysshee obrazovanie v Rossii. 2018; T. 27, № 7: 74 - 78.

3. Gorshkov E.A., Troickaya I.Yu. Deyatel'nost' psihologo-pedagogicheskoj sluzhby po razvitiyu motivacii studentov. Akmeologiya. 2015; 3 (55): 60 - 61.

4. Semenova Z.F. Psihologicheskie risunochnye testy. Metodika «Dom - Derevo - Chelovek». Moskva: ACT; SPb.: Sova, 2007.

5. Bobylev E.L., Gorshkov E.A. Psihologo-pedagogicheskoe soprovozhdenie studentov-pervokursnikov v obrazovatel'noj srede AF NNGU. Psihologicheskoe soprovozhdenie obrazovaniya: teoriya i praktika: sbornik statej po materialam IV Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 2014: 88 - 93.

6. Atroschenko S.A., Pervushkina E.A. Realizaciya metapredmetnosti na prakticheskih zanyatiyah v vuze. Mir nauki. 2016; T. 4, № 2: 1.

7. Atroschenko S.A. Realizaciya proekta "Russkij muzej: virtual'nyj filial" v formirovanii kuiturno-obrazovatel'noj sredy na baze vuza. Mezhdunarodnyj nauchno-issledovatel'skij zhurnal. 2017; № 5-2 (59): 6 - 7.

8. Bobylev E.L., Gorshkov E.A., Patrikeeva 'E.G., Troickaya I.Yu. Treningi v sisteme psihologo-pedagogicheskogo soprovozhdeniya studentov pedagogicheskogo profilya podderzhki (iz opyta raboty). Vysshee obrazovanie segodnya. 2016; № 4: 68 - 70.

9. Sokolova L.I. Novye obrazovatel'nye tehnologii pri obuchenii matematike inostrannyh studentov predvuzovskogo 'etapa na russkom (nerodnom) yazyke. Vestnik RUDN. Seriya Voprosy obrazovaniya: yazyki i special'nost'. 2011; № 3: 93 - 97.

Статья поступила в редакцию 14.03.19

УДК 37.026.6

Evdokimova V.E., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Shadrinsk State Pedagogical University (Shadrinsk, Russia),

E-mail: evdokimovavera@yandex.ru

Katkova A.L., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Tyumen State Medical University of Ministry of Healthcare of the Russian Federation

(Tyumen, Russia), E-mail: allakatkova@mail.ru

EFFICIENCY OF RECURRENT TECHNOLOGY IN THE STUDY OF COMPUTER SCIENCE IN A UNIVERSITY. The article deals with a problem of recurrent technology used in the educational process of a university. This theme is dedicated to the current problem - the negative attitude of students to gain knowledge in non-core disciplines. To solve this problem, the authors presented a pedagogical experiment aimed at identifying conditions that contribute to more effective learning of students of pedagogical and medical universities. The aim of the study was to identify the effectiveness of recurrent learning technology in the classroom in computer science, allowing students in the process of performing practical tasks to return to the repetition of previous topics, keeping the previously acquired knowledge at a high level.

Key words: recurrent technology of learning, effectiveness of study of computer science, modular system, tasks on computer science.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.