Научная статья на тему 'Самостоятельная работа студентов в процессе формирования профессиональной компетентности выпускника вуза'

Самостоятельная работа студентов в процессе формирования профессиональной компетентности выпускника вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
34
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / COMPETENCE APPROACH / АНКЕТИРОВАНИЕ / QUESTIONNAIRES / ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ / FORMS OF ORGANIZATION OF INDEPENDENT WORK OF STUDENTS / ВИДЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ / TYPES OF INDEPENDENT WORK OF STUDENTS / ОБЪЕМ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ / THE VOLUME OF INDEPENDENT WORK OF STUDENTS / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ СТУДЕНТА / EDUCATIONAL ROUTE STUDEN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бобылев Евгений Леонидович, Патрикеева Элла Геннадьевна, Трухманова Елена Николаевна, Троицкая Ирина Юрьевна

Рассматриваются представления преподавателей и студентов Арзамасского филиала Национального исследовательского Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского о содержании и формах самостоятельной работы в вузе с целью ее совершенствования и корректировки в рамках требований федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования третьего поколения.The article considers the views of teachers and students of the Arzamas branch of Nizhny Novgorod National research University of N. I Lobachevsky on the content and forms of independent work at the University with the aim of improving and adjusting the training activity in the framework of requirements of Federal state educational standards of higher professional education of the third generation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бобылев Евгений Леонидович, Патрикеева Элла Геннадьевна, Трухманова Елена Николаевна, Троицкая Ирина Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Самостоятельная работа студентов в процессе формирования профессиональной компетентности выпускника вуза»

УДК 378.14.35.07

Е.Л. Бобылев, Э.Г. Патрикеева, Е.Н. Трухманова, И.Ю. Троицкая,

Арзамасский филиал Национального исследовательского Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского

Самостоятельная работа студентов в процессе формирования профессиональной компетентности выпускника вуза

В образовательных стандартах третьего поколения, регламентирующих вопросы подготовки квалифицированных кадров, акцентируется внимание не только на формировании у них системы знаний, но и на развитии личностной и профессиональной компетентности. Реализация компетентностного подхода предусматривает использование в учебном процессе интерактивных форм занятий в сочетании с самостоятельной внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся, включая возможную разработку индивидуальных образовательных программ.

Изменение требований к содержанию и методам обучения предполагает также «систематическое динамическое изучение сформированности компетенций студентов, основанное на объективных методах оценки учебных достижений» [2, с. 88].

Новые федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования предусматривают усиление роли самостоятельной работы студентов и в плане увеличения числа часов на ее организацию, и в плане корректировки форм проведения и контроля.

Необходимость улучшения этой работы назрела уже давно в связи с тем, что в образователь-

ном процессе вуза требуется учитывать ряд следующих объективных и субъективных психолого-педагогических факторов:

- разноуровневую входную предметную готовность студентов;

- существенные индивидуальные различия в темпе, стиле, характере самостоятельной деятельности студентов;

- индивидуальные различия в отношении к дисциплине, на которые влияют специфика профессиональных и предметных ценностных ориентаций студентов, индивидуальное структурирование своего личностного времени и др. [1, с. 81-82].

Преподаватели в большинстве своем осознают необходимость повышения значимости са-

мостоятельной учебной работы среди других ее видов, поскольку она формирует готовность студента к самостоятельному проектированию своего индивидуального образовательного маршрута, развивает культуру его самообразования. В то же время совершенствование и корректировка традиционных форм организации и контроля самостоятельной работы будут эффективными только при условии психологической, личностной готовности и преподавателей, и студентов, наличия у них позитивного отношения [3, с. 87].

В этой связи в 2014 году в Арзамасском филиале Национального исследовательского Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского сотрудниками кафедры психоло-

© Бобылев Е.Л., Патрикеева Э.Г, Трухманова Е.Н., Троицкая И.Ю., 2016

ЕВГЕНИЙ ЛЕОНИДОВИЧ БОБЫЛЕВ

кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии педагогического образования Арзамасского филиала Национального исследовательского Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского. Сфера научных интересов: практическая психология, психологическое консультирование, психодиагностика, психология искусства, история психологии. Автор 57

ЭЛЛА

ГЕННАДЬЕВНА

ПАТРИКЕЕВА

кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии педагогического образования Арзамасского филиала Национального исследовательского Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского. Сфера научных интересов: ценностные ориентации современной учащейся молодежи. Автор 33 публикаций

гии было проведено исследование мнений преподавателей и студентов о содержании и формах самостоятельной работы в вузе, а также их отношения к этому виду учебно-познавательной деятельности.

Участниками анкетирования стали 40 преподавателей и 100 студентов очной формы обучения нашего университета. Сравнительные данные анкетирования преподавателей и студентов представлены на рис. 1-5.

При ответе на вопрос: «Какие формы и виды занятий больше всего побуждают вас к самосто-

ЕЛЕНА

НИКОЛАЕВНА

ТРУХМАНОВА

кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии педагогического образования Арзамасского филиала Национального исследовательского Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского. Сфера научных интересов: педагогическая психология, социальная психология. Автор 74 публикаций

ИРИНА

ЮРЬЕВНА

ТРОИЦКАЯ

кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии педагогического образования Арзамасского филиала Национального исследовательского Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского. Сфера научных интересов: психология развития, психология образования. Автор 40 публикаций

ятельному поиску информации?» студенты предпочли семинары. Преподаватели же считают, что самостоятельную работу в большей степени стимулируют подготовка курсовой работы по дисциплине и педагогическая практика (рис. 1).

Наибольшее расхождение мнений по этому вопросу выявлено в оценке таких форм и видов учебных занятий, как конференции и олимпиады, курсовые работы, семинары.

На вопрос: «Какие формы и виды занятий вы считаете наибо-

лее значимыми и интересными?» студенты ответили: лабораторные занятия, семинары, курсовые работы, педагогическая практика, а преподаватели - лекции, лабораторные занятия, конференции и олимпиады.

Было также отмечено существенное различие в ценностно-значимом отношении преподавателей и студентов к таким формам и видам учебной деятельности, как конференции и олимпиады, написание курсовых работ, курсы по выбору. Преподаватели переоценивают важность этих форм учебной активности для студентов (рис. 2).

В оценке предпочтительной тематики учебных дисциплин, выносимых на самостоятельное изучение, также были выявлены различия во мнениях (рис. 3).

Студенты в содержание самостоятельной работы в основном включают закрепление материала, углубленное изучение отдельных тем и, в меньшей степени, темы общего развития и проектные задания. По мнению преподавателей, на самостоятельное изучение необходимо выносить углубленное изучение отдельных и практико-ориентированных тем.

Анализ результатов анкетирования однозначно свидетельствует о стремлении студентов к самостоятельности в учебной деятельности, ориентированной в основном на повторение и закрепление материала, пройденного в ходе аудиторных занятий, и недостаточной готовности их к выполнению проектных заданий и разработке практико-ориентирован-ныхтем.

На рис. 4 представлены сравнительные данные о предпочитаемых студентами формах организации самостоятельной работы, а также применяемых преподавателями в практике обучения в вузе.

По мнению большинства респондентов, в учебном процес-

публикаций

Рассматриваются представления преподавателей и студентов Арзамасского филиала Национального исследовательского Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского о содержании и формах самостоятельной работы в вузе с целью ее совершенствования и корректировки в рамках требований федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования третьего поколения. Ключевые слова: компетентностный подход, анкетирование, формы организации самостоятельной работы студентов, виды самостоятельной работы студентов, объем самостоятельной работы студентов, образовательный маршрут студента.

The article considers the views of teachers and students of the Arzamas branch of Nizhny Novgorod National research University of N. I Lobachevsky on the content and forms of independent work at the University with the aim of improving and adjusting the training activity in the framework of requirements of Federal state educational standards of higher professional education of the third generation.

Key words: competence approach, questionnaires, forms of organization of independent work of students, types of independent work of students, the volume of independent work of students, educational route student.

Ш 60

о

^ 50

ш 50

о 40 §30 £1

о 20 т

8 10

о

50

33

17 —

— 7

1 1 1 П

20

12 9 11

0 0

10

Г

I» /

□ преподавател и □ студенты

Рис. 1 Формы и виды занятий, побуждающие к самостоятельному поиску информации

в 60 со

£ 50

I 40

£

30 20 10 0

40

45 45

45

47 48

15

20

33

20

44

45

30

л

г®*

41

□ преподаватели □ студенты Рис. 2 Наиболее значимые, интересные формы и виды занятий

5

0

л

о

60 50 40 30 20 10 0

50

23 23

15

1

¿Г

л«5"

43

45

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

26

20

У

27

18

У

□ преподаватели пстуденты Рис. 3 Предпочтительная тематика учебных дисциплин, выносимых на самостоятельное изучение

се в основном применяются такие формы организации самостоятельной работы, как поиск информации в Интернете, а также работа в команде над проектами.

Преподаватели стремятся, чтобы студенты активнее участвовали в проблемных семинарах, где непосредственно развивается коммуникативная компетентность обучающихся, конференциях и олимпиадах, а также делают все целесоообразное, чтобы привлечь их к работе с ресурсами библиотеки. Студенты, напротив, отдают предпочтение анализу ресурсов Интернета и работе в команде над проектами.

На рис. 5 представлены данные об отношении преподавателей и студентов к объему самостоятельной работы в вузе.

По мнению большинства студентов, объем самостоятельной работы у них достаточный, хотя преподаватели считают, что его нужно увеличить.

Анализ результатов анкетирования преподавателей и студентов Арзамасского филиала Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского в отношении состояния самостоятельной работы в вузе позволяет утверждать, что она в основном выполняет функцию закрепления, заучивания, повторения, уточнения материала и отработки пропусков, поэтому ее значение в учебной деятельности существенно ниже аудиторных занятий. Самостоятельная работа в высшем учебном заведении чаще носит репродуктивный характер, и при наличии познавательной мотивации к учению потребность в регулярной самостоятельной работе, самообразовании, самоактуализации у студентов не сформирована (рис. 5).

В настоящее время в нашем вузе организация самостоятельной работы пересматривается с целью предоставления студен-

571 I 57

ill i ill

решение работа с работа работа в ролевая работа в студенческие типовых и ресурсами в сети команде над игра проблемных конференции комплексных библиотеки Internet проектами семинарах и олимпиады

задач

□ преподаватели □ студенты

Рис. 4 Предпочитаемые студентами, а также применяемые чаще всего преподавателями формы организации самостоятельной работы

?90

~ 80 m

Í70

ш

! 60 i 50

g 40 ё 30

ш

¡ 20 J 10 0

83

41

Объем с.р. достаточный

48

Объем с.р. недостаточный

11

13

Объем с.р. завышенный

Рис. 5

□ преподаватели Пстуденты

Отношение к объему самостоятельной работы в вузе

ту возможности формирования собственного образовательного маршрута. Внимание преподавателей направлено на развитие методологической культуры студентов путем методического обеспечения их самостоятельной работы. Успех в практике, особен-

но в современных условиях, когда она представляет собой многогранное, динамично развивающееся явление, невозможен без умения самостоятельно организовывать собственную деятельность, в том числе и учебную. А высокое качество самостоятельной рабо-

ты студентов является важной составляющей профессиональной компетентности выпускника. Поэтому считаем целесообразным продолжить дальнейшее изучение основных аспектов этой проблемы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бобылев Е.Л. Проблемапрофессиональной идентичности студентов педагогического вуза // Развитие науки и образования в современном мире: материалы Междунар. заоч. науч.-практ. конф. (31 марта 2015 г) М., 2015.

2. Патрикеева Э.Г., Троицкая И.Ю., Трухманова Е.Н. Уровне-вый подход к оценке сформированности компетенций при выполнении заданий психологического блока производ-

ственной практики // Приволжский научный вестник. 2014. № 8 - 2 (36). С. 88-91.

3. Патрикеева Э.Г., Трухманова Е.Н. Динамика системы ценностных ориентаций, определяющих отношение к учебной деятельности современной учащейся молодежи // Психология обучения. 2014. № 3. С. 87-102.

LITERATURA

1. Bobylev E.L. Problema professional'noj identichnosti studentov pedagogicheskogo vuza // Razvitie nauki i obrazovanija v sovremennom mire: materialy Mezhdunar. zaoch. nauch.-prakt. konf. (31 marta 2015 g.). M., 2015.

2. Patrikeeva Ye.G., Troickajа I.Yu., Truhmanova E.N. Urovnevyj podhod k ocenke sformirovannosti kompetencij pri vypolnenii zadanij psihologicheskogo bloka proizvodstvennoj praktiki //

Privolzhskij nauchnyj vestnik. 2014. № 8 - 2 (36). S. 88-91.

3. Patrikeeva Ye.G., Truhmanova E.N. Dinamika sistemy cennostnyh orientacij, opredeljayushhih otnoshenie k uchebnoj dejatel'nosti sovremennoj uchashhejsja molodezhi // Psihologija obuchenija. 2014. № 3. S. 87-102.

70

64

60

50

40

30

20

0

4

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.