Научная статья на тему 'Психологическое знание в системе подготовки будущего юриста'

Психологическое знание в системе подготовки будущего юриста Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2959
247
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗНАНИЕ / ПРАКТИЧЕСКОЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗНАНИЕ / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ БУДУЩИХ ЮРИСТОВ / THEORETICAL PSYCHOLOGICAL KNOWLEDGE / PRACTICAL PSYCHOLOGICAL KNOWLEDGE / PSYCHOLOGICAL EDUCATION OF FUTURE LAWYERS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Троицкая И.Ю., Патрикеева Э.Г., Горшков Е.А.

В статье рассмотрено значение психологического знания в подготовке будущих юристов. Проанализировано содержание дисциплин Психология, Юридическая психология с позиции теоретического и практического знания, рассмотрены эффективные педагогические приемы преподавания психологических дисциплин. Показано значение практики в правовой клинике в психологической подготовке будущих юристов к профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL KNOWLEDGE IN THE SYSTEM OF TRAINING FUTURE LAWYER

The article considers the importance of psychological knowledge in the training of future lawyers. A content analysis of the disciplines of Psychology, Legal psychology from the position of theoretical and practical knowledge, considered effective pedagogical methods of teaching psychological disciplines. Shows the importance of practice in a legal clinic psychological training of future lawyers to professional activity.

Текст научной работы на тему «Психологическое знание в системе подготовки будущего юриста»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 15: 34

И.Ю. Троицкая

канд. психол. наук, доцент, кафедра психологии, ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского», Арзамасский филиал

Э.Г. Патрикеева

канд. психол. наук, доцент, кафедра психологии, ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского», Арзамасский филиал

Е.А. Горшков

канд. психол. наук, доцент, кафедра психологии, ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского», Арзамасский филиал

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗНАНИЕ В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО ЮРИСТА

Аннотация. В статье рассмотрено значение психологического знания в подготовке будущих юристов. Проанализировано содержание дисциплин Психология, Юридическая психология с позиции теоретического и практического знания, рассмотрены эффективные педагогические приемы преподавания психологических дисциплин. Показано значение практики в правовой клинике в психологической подготовке будущих юристов к профессиональной деятельности.

Ключевые слова: теоретическое психологическое знание, практическое психологическое знание, психологическое образование будущих юристов.

I.Yu. Troitskaya, Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod, Arzamas branch

E.G. Patrikeeva, Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod, Arzamas branch

E.A. Gorshkov, Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod, Arzamas branch

PSYCHOLOGICAL KNOWLEDGE IN THE SYSTEM OF TRAINING FUTURE LAWYER

Abstract. The article considers the importance of psychological knowledge in the training of future lawyers. A content analysis of the disciplines of Psychology, Legal psychology from the position of theoretical and practical knowledge, considered effective pedagogical methods of teaching psychological disciplines. Shows the importance of practice in a legal clinic psychological training of future lawyers to professional activity.

Keywords: theoretical psychological knowledge, practical psychological knowledge, psychological education of future lawyers.

В современных условиях становление правового государства в значительной мере определяет качество жизни и благосостояние страны. Судебная власть является гарантом соблюдения действующего законодательства всеми гражданами страны, независимо от их положения в обществе. Деятельность специалиста, связанного с юриспруденцией любого уровня, затрагивает внутренние, психологические ресурсы личности, обуславливающие понимание правовых явлений, предполагает осмысление психологических проблем, индивидуальных особенностей человека, попавшего в сложную жизненную ситуацию. Эти психологические ресурсы должны стать профессионально значимыми качествами личности современного юриста.

Повышение психологической компетентности необходимо сегодня специалистам разных сфер юридического труда, что подтверждают все участники интернет-опроса на тему «Юристы и психология». 12,5% опрошенных считают, что психологическое знание в этой профессии имеет большее значение, чем в какой-либо другой. Более половины опрошенных (64,7%) обратили внимание на значение именно практико-ориентированного психологического знания и на «актуальность создания специальных психологических тренингов для юристов» [3].

Законодательство не стоит на месте, постоянно совершенствуются правовые нормы, что не может не сказаться на эффективности решаемых судебными органами задач по осуще-

ствлению правосудия, и предполагает изменение подхода к психологическому образованию будущих юристов. Введение Федеральных Государственных Образовательных Стандартов второго поколения определяет новое видение роли образования в российском обществе. Смена «знаниевой» парадигмы в обучении на преимущественное развитие личностных качеств повышает роль психологической подготовки выпускника высшей юридической школы.

Вопросы психологической подготовки к профессиональной деятельности рассматривались в разных аспектах в трудах Б.Г. Ананьева, Н.В. Кузьминой, Л.Н. Захаровой, Л.В. Макаровой, А.К. Марковой, Л.М. Митиной, В.А. Якунина, В.А. Левина и других. Вместе с тем психологическое образование юристов все еще остается в рамках «знаниевой» парадигмы и недостаточно использует современные концепции интеграции юридической и педагогической психологии.

Анализ опроса студентов-юристов показывает низкую удовлетворенность своими психологическими знаниями. Основную причину этого они видят в недостаточной практической направленности этих знаний, оторванности от реально возникающих ситуаций в деятельности специалиста юридического труда, абстрактности и описательности курса психологии. Действительно, в большинстве случаев в процессе обучения упор делается на общую теоретическую подготовку. Сами преподаватели психологии утверждают, что количество часов, отводимое на изучение психологических дисциплин, минимально; по содержанию курс скорее описательный, содержит минимум информации прикладного характера. Теоретическая направленность курса психологии приводит к тому, что основным результатом профессионального образования выступают знания и в меньшей степени - умения, так необходимые будущим специалистам в области правосудия. Это говорит о том, что вопросы технологии подготовки специалистов, вопросы переноса теоретических разработок на лично-ориентированную практику еще мало разработаны и должным образом не отражены в преподавании психологических дисциплин.

Для современного состояния психолого-педагогической науки в целом характерно, с одной стороны, снижение уровня декларативности, с другой, увеличение использования активно-рефлекторных технологий и методов, повышающих психологическую компетентность выпускников образовательных учреждений различного типа. Следовательно, и в подготовке будущих юристов могут быть выделены ресурсы для позитивных изменений психологической составляющей их профессиональной подготовки. Эффективность обучения психологическим знаниям, понимание индивидуальных особенностей человека, умение использовать эти знания в условиях межличностных отношений, регулируемых правом, существенно зависят от организации учебной деятельности будущих юристов.

При изучении психологических дисциплин необходимо учитывать их специфику. В частности, приступая к изучению психологии, студенты вуза уже имеют «житейские знания» о психических явлениях. Новая информация воспринимается и оценивается с учетом наличия у каждого студента этих знаний и его индивидуальных особенностей. Усвоение психологических знаний зависит также и от отношения студента к воспринимаемому материалу, от его установок, ценностных ориентаций, мотивации профессионального обучения и пр.

Характеризуя программу усвоения психологических знаний, необходимых студентам для их профессионального становления, целесообразно обратить внимание на различные условия усвоения студентами теоретических психологических знаний и формирование на их основе практических психологических навыков.

Теоретическими знаниями студенты овладевают в процессе изучения курса «Психология». Знания о человеке, его внутреннем мире, психических процессах, свойствах, состояниях и законах их развития дополняются знаниями о самом себе, о своем внутреннем мире и как бы пропускаются через себя. Это формирует у студента «образа Я», который развивается под определенным воздействием со стороны окружающих, в частности педагога. Особую значимость в этом процессе приобретают такие темы, как «Познавательные психические процессы», «Пси-

хические свойства и состояния личности».

Для того, чтобы эти знания у студентов стали личностно-значимыми, педагогу необходимо использовать все резервы личностно-ориентированного преподавания. Как показывает опыт, эффективными педагогическими приемами при этом могут стать обсуждение и анализ современных исследований в психологии, дискуссии о сопоставлении житейского и научного понимания психических явлений, применение методов психологии при изучении студентами своих проявлений психологических феноменов, развитие навыков рефлексии.

Изучение таких тем, как «Личность. Деятельность. Общение», позволяет студентам объяснить человеческие поступки, понять как психические процессы, состояния и свойства человека рассматривать в зависимости от условий жизни, того, как организовано его взаимодействие с обществом. На этом этапе психологическое знание должно становиться практико-ориентированным, что будет способствовать выработке практических психологических навыков. Здесь педагогу могут помочь активные методы и приемы в обучении, которые сами основаны на психологии человеческих взаимоотношений и взаимодействий. В рамках дискуссионного обсуждения можно выделить источники развития личности человека с позиций отечественной и зарубежной психологии. Использование возможностей деловых и ролевых игр, в которых студент поставлен в ситуацию реальных действий в роли конкретного действующего лица (родителя, участника конфликта и пр.), поможет ему мыслить конкретно и предметно, ощутить и проанализировать разные психические состояния партнера по общению, свои слабые и сильные стороны в разрешении проблемных ситуаций. Личное участие обостряет внимание обучаемого, делает целеустремленнее мышление, а значит, будет способствовать лучшему усвоению психологического знания.

Расширение содержания психологического знания, переход от объективной научной психологии к изучению практико-ориентированных задач, связанных с профессиональной деятельностью юриста, осуществляется в курсе «Юридическая психология». Образовательная практика показала, что данный курс существенно расширяет научный кругозор будущих юристов, пробуждает у них стремление к более глубокому овладению профессиональными знаниями в области психологии, формирует навыки применения этих знаний в правоприменительной практике, поскольку юридическая психология максимально приближена к решению проблем человеческого фактора в области отношений, регулируемых правом. Основные разделы курса, такие как «Личность в сфере правоохранительной деятельности», «Познавательные процессы, учет их закономерностей юристом в профессиональной деятельности», «Эмоции, чувства, психические состояния, их психолого-правовая оценка», «Общение в профессиональной деятельности юриста», значительно расширяют содержание психологического знания у студентов. При изучении данной дисциплины особо значимым становится актуализация у студентов практического психологического знания, что возможно при использовании педагогом активных методов обучения. Так, например, изучение раздела «Личность и деятельность юриста» эффективно с участием психолога и преподавателя-правоведа. Дискуссия методом круглого стола по теме «Психология криминального поведения» даст возможность обсудить феномены девиантного поведения личности с разных позиций - юридической и психологической. Студентам необходимо дать психологическую оценку и юридическое обоснование криминализации поступка.

Оптимизировать процесс развития психологической подготовки к профессиональной деятельности юриста помогает практика в учебно-производственной лаборатории «Правовая клиника». Правовая клиника, связанная с оказанием реальной юридической помощи населению, может рассматриваться как специально организованное образовательное пространство, развивающее социальную и творческую активность студентов. Участие в работе правовой клиники позволяет студентам развивать навыки профессионального общения в ситуациях, приближенных к реальной профессиональной деятельности, что способствует формированию у

них адекватной самооценки способностей.

В заключение можно отметить, что правоохранительная деятельность большинства юридических профессий протекает в области общественных отношений, предполагает высокую эмоциональную напряженность, самоорганизацию и развитие навыков в коммуникативной деятельности. Формирование психологических знаний у юристов - важнейшая задача подготовки специалиста. Психологическое знание будет способствовать развитию психологической компетентности студентов по вопросам, наиболее значимым в будущей профессиональной деятельности, и, что не менее важно, обеспечит условия для формирования рефлексии личностных детерминант успешности деятельности в сфере осуществления правосудия.

Список литературы:

1. Васильев, В.Л. Юридическая психология. -5-е изд. - СПб.: Питер, 2001.

2. Методика преподавания психологии: конспект лекций / О.Ю. Тарская, В.И. Валовик, Е.В. Бушуева и др. - М.: Высшее образование, 2007.

3. Жданухин, Д.Ю. Юристы и психология: стереотипы и возможности [Текст] /Д.Ю. Жданухин // Корпоративный юрист. - 2008 г. - № 4. - С. 58-60.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.