Научная статья на тему 'Особенности формирования профессиональных психологических компетенций в обучении юристов в современном обществе'

Особенности формирования профессиональных психологических компетенций в обучении юристов в современном обществе Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
466
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Wisdom
Ключевые слова
РЕФОРМА ОБРАЗОВАНИЯ / ТРЕБОВАНИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА / МОДЕРНИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / КЛЮЧЕВЫЕ И БАЗОВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ / САМОРЕГУЛЯЦИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Хачикян Гаяне

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ В ОБУЧЕНИИ ЮРИСТОВ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ РЕЗЮМЕ В статье рассматривается необходимость формирования профессиональных психологических компетенций в обучении юристов в соответствии с новыми требованиями, которые современное общество предъявляет к выпускникам юридических факультетов и вузов. Важно, чтобы студенты юридических вузов получали знания в области общей и социальной психологии, возрастной и правовой психологии, психологии девиантного поведения и психологии ведения деловых переговоров. Важно вводить практикоориентированные методы обучения, которые характерны для психологического образования, проведение практических занятий и тренингов, которые бы обеспечивали приобретение студентами не только психологических знаний, но и навыков и умений их использования и применения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности формирования профессиональных психологических компетенций в обучении юристов в современном обществе»

ХАЧИКЯН ГАЯНЕ

УДК 159.9 : 378 : 340

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ В ОБУЧЕНИИ ЮРИСТОВ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

Интенсивное развитие психологической людьми, а только отношения между абстракт-

науки и практики позволяет сегодня широко ными физическими лицами.

использовать ее достижения в самых различ- Что должен уметь юрист? Он должен

ных областях человеческой деятельности, в уметь: толковать и применять законы и другие

частности в образовании и праве. нормативные правовые акты; обеспечивать

Вне всякого сомнения, юридическая про- соблюдение законодательства в деятельности

фессия находится в той сфере человеческой государственных органов, физических и юри-

деятельности, где доминирующими являются дических лиц; юридически правильно квали-

отношения «человек-человек». Где бы и кем фицировать факты и обстоятельства; разраба-

бы ни работал юрист, в какой бы сфере юриди- тывать документы правового характера, осу-

ческой деятельности он ни нашел применения ществлять правовую экспертизу нормативных

юридическим знаниям, он всегда и везде об- актов, давать квалифицированные юридичес-

щается и работает с людьми, будь то обвиняе- кие заключения и консультации; принимать

мый или свидетель по уголовному делу, сторо- правовые решения и совершать иные юриди -

ны по гражданскому или арбитражному делу, ческие действия в точном соответствии с зако-

партнеры по бизнесу, коллеги по работе. Кро- ном; вскрывать и устанавливать факты право-

ме того, большинство юристов - это лица, в нарушений, определять меры ответственности

чьем субординационном или функциональном и наказания виновных; предпринимать необ-

подчинении находится достаточное количест- ходимые меры к восстановлению нарушенных

во людей. Казалось бы, при такой ситуации на- прав; систематически повышать свою профес-

личие у юриста специальных познаний в об- сиональную квалификацию, изучать законода-

ласти психологии и навыков их использования тельство и практику его применения, ориенти-

в сфере профессиональной деятельности прос- роваться в специальной литературе.

то необходимо. Таким образом, он должен уметь все, но

Объектами профессиональной деятель- только не работать с людьми, поскольку не

ности выпускников являются: события и дейст- они являются объектами его профессиональ-

вия, имеющие юридическое значение; право- ной деятельности.

вые отношения, возникающие в сфере функци- Между тем, современное общество

онирования государственных институтов; пра- предъявляет новые требования к выпускникам

вовые отношения между государственными юридических факультетов и вузов. Проводи-

органами, физическими и юридическими ли- мая реформа образования вообще, высшего

цами. профессионального в частности и высшего

Заметим, объектом профессиональной юридического образования в конкретном слу-

юридической деятельности не назван ни чело- чае должна проводиться с учетом именно этих

век, ни личность, ни группа людей, ни общество, ни даже общественные отношения между новых требований.

«Одно из направлений модернизации ральных законов и заканчивая локальными

высшего профессионального образования в нормативными актами, которые в современ-

современный период - это принципиальное ной юридической практике имеют не меньшее

изменение концепции государственных обра- значение.

зовательных стандартов, переход от Даже адвокаты, стремящиеся в своей

гностической концепции и концепции знания практической деятельности к максимальной

стандартов высшего профессионального независимости и максимальному индивидуа-

образования к компетентностному подходу лизму, вынуждены объединяться в группы при

при их формировании» (Коченева 2009: 15). осуществлении защиты по крупным уголов-

Отметим, что все компетенции в педаго- ным делам или для представительства интере-

гической науке делятся на ключевые или базо- сов своих клиентов в судах и иных юрисдикци-

вые, которые не связаны с особенностями той онных органах по крупным гражданским, ар-

или иной профессии, и профессиональные, ко- битражным делам.

торые обеспечивают успешную деятельность Между тем в учебных планах юридичес-

именно в определенной области профессио- ких факультетов и вузов отсутствуют курсы и

нальной деятельности. дисциплины, способствующие формированию

Остановимся на некоторых из компетен- знаний о психике, психологических особеннос-

ций, в формировании которых основную роль тях личности, навыков работы в команде. Дан-

должно сыграть именно психологическое об- ную компетенцию следует формировать целе-

разование. Особенность этих психологических направленно в процессе обучения в учебном

компетенций состоит в том, что они одновре- заведении, и сделать это можно только на ос-

менно являются для юриста и базовыми, и нове знаний в области психологии и с исполь-

профессиональными, иногда даже узкопро- зованием психологических методов.

фессиональными. Именно в этом заключается «Не менее важными являются коммуни-

их важность и значимость для формирования кативные компетенции юриста. В педагоги-

компетенции будущего юриста. ческой литературе коммуникативные компе-

Для юриста крайне важная профессио- тенции связываются в основном с навыками

нальная и ключевая компетенция - это умение устной и письменной речи, навыками профес-

и навыки работы в команде. В современной сиональной речи и делового профессиональ-

юридической практике командные методы ра- ного письма, владением иностранными языка-

боты приобретают все большую популярность. ми. Безусловно, эти составляющие профессио-

Создаются оперативные, следственные и опе- нальных компетенций важны для юриста. Но в

ративно - следственные группы при расследо- значительной степени коммуникативные ком-

вании сложных многоэпизодных уголовных петенции юриста имеют психологическую сос-

дел, а таковых становится все больше и боль- тавляющую. Именно от них зависит успеш-

ше. Юридическое сопровождение деятельнос- ность не только межличностного общения

ти крупных промышленных предприятий, бан- выпускника юридического вуза или факульте-

ков, финансовых групп, корпораций обеспечи- та, но и его успешность в профессиональном

вается не просто группой юристов, объединен- общении и профессиональной деятельности''

ных в юридические отделы, а командой юрис- (Каращук 1988: 72).

тов-единомышленников. Командные навыки Знание психологии людей, с которыми

работы необходимы юристу в процессе разра- ему придется общаться, психологических осо-

ботки нормативных актов, начиная с феде- бенностей восприятия действительности теми

или иными субъектами права, особенностей ремальных условиях. Проблема профессио-

психологического восприятия устной и пись- нальной деформации юристов обострилась в

менной речи, вербальных и невербальных ме- последнее время именно по причине отсут-

тодов общения могут обеспечить юристу не ствия у большинства юристов данной компе-

только получение достоверной и полной ин- тенции.

формации в процессе допроса того или иного Текучесть кадров в органах следствия,

участника процесса, но и успешное ведение и прокуратуры, МВД, в уголовно-исполнитель-

завершение деловых переговоров, заключе- ной системе, в меньшей степени - в судах при-

ние сделки на выгодных для клиента условиях нято обычно объяснять недостаточным мате-

и в ряде других видов профессиональной дея- риально-бытовым обеспечением работников

тельности. этих органов. Между тем это далеко не всегда

Владение психологическими навыками главная причина. Главная же причина заклю-

межличностного и профессионального обще- чается в том, что большинство выпускников ву-

ния особенно важно для юриста в связи с тем, зов не выдерживают экстремальных условий

что в большинстве своем его общение проис- работы, информационной насыщенности юри-

ходит в условиях конфликтной ситуации, в ус- дической практики. Не выдержав этой дли-

ловиях конкуренции между сторонами, а иног- тельной психотравмирующей ситуации, боль-

да и откровенного противоборства сторон. В шинство юристов уходят из следственных орга-

этой связи юрист должен выполнять не только нов, органов МВД или прокуратуры в иные бо-

свои профессиональные юридические функ- лее спокойные виды юридической практики

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ции, но и функции медиатора, посредника или вообще прекращают юридическую практи-

между сторонами по делу, а иногда конфлик- ку, едва накопив достаточный для успешной

толога и психолога одновременно, задача ко- карьеры опыт профессиональной деятельнос-

торого - примирить нередко непримиримые ти.

интересы сторон. Может быть, именно по этой причине на

Для формирования профессиональных и рынке юридического труда сложилась пара-

ключевых коммуникативных компетенций доксальная ситуация: с одной стороны, пере-

юриста необходимо введение таких курсов, производство юристов, а с другой - нехватка

как «Общая психология», «Психология обще- грамотных и профессионально состоявшихся

ния», «Психология управления», «Психология юристов во всех органах.

ведения деловых переговоров», а также про- В этих условиях психологическая устойчи-

ведение тренингов профессионального обще- вость и способность к саморегуляции в экстре-

ния. Именно они позволят будущему юристу мальных условиях становятся жизненно значи-

установить психологический контакт с людьми мой компетенцией не только для конкретного

независимо от их процессуального, правового, юриста, но и для юридической профессии в

должностного или иного статуса и отношения целом.

к собеседнику. Для будущего юриста в современных ус-

Здесь мы подошли еще к одной профес- ловиях важны также когнитивные психологи-

сиональной и базовой компетенции юриста, ческие компетенции. Безусловно, успешная

имеющей психологическую основу формиро- профессиональная деятельность юриста во

вания, - нервно-психической и эмоциональной многом определяется объемом его знаний в

устойчивости к конфликтным ситуациям, спо- области психологии. Что же изучается в рамках

собности к регуляции и саморегуляции в экст- юридической психологии? «Психология прес-

тупного поведения. Предмет, основания и по- людьми. А для этого юрист должен знать ос-

воды для назначения судебно-психологичес- новные закономерности развития личности,

кой экспертизы». понимать связи между психическими феноме-

Впрочем, повод для такого подхода к нами и социальными явлениями, происходя-

формированию психологических знаний юрис- щими в обществе, выделять психологические

тов дает отчасти само законодательство, «ко- компоненты, определяющие поведение лю-

торое ориентирует будущих правопримените- дей в системе правоотношений.

лей на то, чтобы наказывать совершенное Поэтому важно, чтобы студенты юриди-

преступление, а не лицо, его совершившее, ческих вузов получали знания в области общей

расторгать брак, а не разводить конкретных и социальной психологии, возрастной и право-

супругов, вершить правосудие, а не судьбы вой психологии, психологии девиантного пове-

людей, исполнять назначенное по приговору дения и психологии ведения деловых перего-

суда наказание, а не исправлять осужденных» воров. Важно вводить практикоориентирован-

(Казанченко 2003: 130). ные методы обучения, которые характерны

Между тем правоприменение станет эф- для психологического образования, - проведе-

фективным только тогда, когда в юридической ние практических занятий и тренингов, кото-

деятельности акценты будут смещены принци- рые бы обеспечивали приобретение студента-

пиально. Когда юрист будет работать не толь- ми не только психологических знаний, но и на-

ко с законами и нормативными актами, право- выков и умений их использования и примене-

отношениями и юридическими фактами, а с ния.

ЦИТИРОВАННАЯ И УПОМЯНУТАЯ ЛИТЕРАТУРА 2. Каращук, Л.А. (1988). Психологические особенности профессионального обще-

1. Казанченко, И.А. (2003). Подготовка ния юристов. М.

юристов к профессиональной деятель- 3. Коченова, Н.Б. (2009). О клиническом

ности. М. подходе к гуманизации юридического образования.

ХАЧИКЯН ГАЯНЕ

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ В ОБУЧЕНИИ ЮРИСТОВ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

РЕЗЮМЕ

В статье рассматривается необходимость ли знания в области общей и социальной пси-

формирования профессиональных психологи- хологии, возрастной и правовой психологии,

ческих компетенций в обучении юристов в со- психологии девиантного поведения и психоло-

ответствии с новыми требованиями, которые гии ведения деловых переговоров. Важно вво-

современное общество предъявляет к выпуск- дить практикоориентированные методы обу-

никам юридических факультетов и вузов. Важ- чения, которые характерны для психологичес-

но, чтобы студенты юридических вузов получа- кого образования, - проведение практических

занятий и тренингов, которые бы обеспечивали приобретение студентами не только психологических знаний, но и навыков и умений их использования и применения.

Ключевые понятия: реформа образования, требования современного общества, мо-

дернизация высшего профессионального образования, ключевые и базовые компетенции, формирование психологических знаний, психологическая устойчивость, саморегуляция в профессиональной деятельности.

ԽԱՉԻԿՅԱՆ ԳԱՅԱՆԵ

ԻՐԱՎԱԲԱՆՆԵՐԻ ԿՐԹՄԱՆ ՄԱՍՆԱԳԻՏԱԿԱՆ ՀՈԳԵԲԱՆԱԿԱՆ ԻՐԱՎԱՍՈՒԹՅՈՒՆՆԵՐԻ ՁԵՎԱՎՈՐՄԱՆ ԱՌԱՆՁՆԱՀԱՏԿՈՒԹՅՈՒՆՆԵՐԸ ԺԱՄԱՆԱԿԱԿԻՑ ՀԱՍԱՐԱԿՈՒԹՅՈՒՆՈՒՄ

ԱՄՓՈՓՈՒՄ

Հոդվածում դիտարկվում է հոգեբանական գիտելիքների դերը ապագա իրավաբանների ուսուցման գործընթացում: Նշվում են այն ուղղությունները, որոնք կարևոր են իրավաբանին ժամանակակից հասարակության մեջ բարձր մասնագիտական արդյունքների հասնելու գործընթացում: Դրանք են' ընդհանուր, իրավաբանական, սոցիալական հոգեբանությունը:

Հանգուցային հասկացություններ.

կրթության բարեփոխում, ժամանակակից հասարակության պահանջներ, բարձրագույն մասնագիտական կըրթության արդիականացում, հիմնական և բազային կարողություններ, հոգեբանական գիտելիքի ձևավորում, հոգեբանական կայունություն, ինքնակարգավորում մասնագիտական գործունեության շրջանակներում:

XACHIKYAN GAYANE

THE SPECIFICS OF THE FORMATION OF THE PROFESSIONAL PSYCHOLOGICAL COMPETENCIES IN TRAINING LAWYERS IN THE MODERN SOCIETY

SUMMARY

The article discusses the need of formation ments that modern society places on graduates

of professional psychological competencies in of law faculties and higher education institutions.

training lawyers according to the new require- It is important that students of legal higher edu-

141

cation institutions gain knowledge in the field of general and social psychology, age and legal psychology, psychology of deviant behavior and psychology of business negotiations. It is essential to introduce practice-oriented teaching methods, which are characteristic of psychological education - implementing practical exercises and trainings that would provide students not only with psychological knowledge, but also skills and competences for their use and application.

Key concepts: education reform, demands of modern society, modernization of higher education, key and core competencies, formation of psychological knowledge, psychological stability, self-regulation in the professional activity.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.