Научная статья на тему 'Особенности педагогической поддержки личностно-профессионального развития будущих юристов в условиях вуза'

Особенности педагогической поддержки личностно-профессионального развития будущих юристов в условиях вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
261
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / PEDAGOGICAL SUPPORT / ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / PERSONAL AND PROFESSIONAL DEVELOPMENT / ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ / INDIVIDUAL PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS / ЮРИДИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / LEGAL EDUCATION / ЮРИДИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / LEGAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Остапенко Алёна Викторовна

Рассматриваются актуальные проблемы осуществления педагогической поддержки личностного и профессионального развития будущих юристов в контексте актуализации идеи личностно ориентированного образования. Педагогическая поддержка рассматривается как одна из методологических основ педагогического сопровождения саморазвития личности студента-юриста в условиях вуза. Проведен анализ различных подходов к определению термина «педагогическая поддержка» в научной литературе. Акцентировано внимание на том, как преподаватель вуза формирует у студентов-юристов готовность к получению профессиональных знаний для будущей практической деятельности, к постоянному профессиональному саморазвитию, навыки творческого профессионального мышления, коммуникативные навыки, помогает сформировать эмоциональную устойчивость, высокий самоконтроль поведения, способность к рефлексивному анализу, умение рационально выйти из конфликта, адекватную самооценку и уверенность в себе. Показана необходимость сформировать у обучающихся определенный набор моральных и профессиональных качеств, которые позволят будущим юристам стать максимально конкурентоспособными на рынке труда после выпуска из высшего учебного заведения. Предлагаются возможные направления осуществления педагогической поддержки будущих юристов, а также рассматриваются этапы реализации педагогической поддержки студентов на всех учебных курсах при получении высшего юридического образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Остапенко Алёна Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME PECULIARITIES OF PEDAGOGICAL SUPPORT FOR PERSONAL AND PROFESSIONAL DEVELOPMENTOF FUTURE LAWYERS IN THE CONTEXT OF HIGHER EDUCATION

The article examines some current issues of pedagogical support for personal and professional development of future lawyers in the context of implementation of the idea of a person-oriented education. Pedagogical support is considered as one of methodological fundamentals for self-development of a law student’s personality in a university. We analyze various approaches to the definition of the term «pedagogical support» in scholarly literature. Particular attention is given to the ways how university professors shape their students' readiness to obtain professional knowledge for future practical work and to constant professional self-development, how they develop skills of creative professional thinking and communication skills, help to develop emotional stability, high self-control of behavior, ability of reflective analysis, ability to get out of a conflict in a rational way, adequate self-esteem and self-confidence. The article shows the need to develop in the students a certain set of moral and professional qualities that will allow future lawyers to become most competitive in the labor market after graduating from a higher educational institution. Possible directions for the implementation of pedagogical support for future lawyers are proposed. The stages in the implementation of pedagogical support for students during their course of studies in a higher educational institution are examined.

Текст научной работы на тему «Особенности педагогической поддержки личностно-профессионального развития будущих юристов в условиях вуза»

Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки, 2018, № 2 (50), с. 151-156

УДК 378

ОСОБЕННОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ БУДУЩИХ ЮРИСТОВ В УСЛОВИЯХ ВУЗА

© 2018 г. А.В. Остапенко

Остапенко Алёна Викторовна, к.пед.н.; доцент кафедры правового обеспечения экономической и инновационной деятельности Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского

alena-o1@ya.ru

Статья еоетуенли вридакцню 01.03.2018 Статья ерннята к еублскацнн 25.04.2018

Рассматриваются актуальные проблемы осуществления педагогической поддержки личностного и профессионального развития будущих юристов в контексте актуализации идеи личностно ориентированного образования. Педагогическая поддержка рассматривается как одна из методологических основ педагогического сопровождения саморазвития личности студента-юриста в условиях вуза. Проведен анализ различных подходов к определению термина «педагогическая поддержка» в научной литературе. Акцентировано внимание на том, как преподаватель вуза формирует у студентов-юристов готовность к получению профессиональных знаний для будущей практической деятельности, к постоянному профессиональному саморазвитию, навыки творческого профессионального мышления, коммуникативные навыки, помогает сформировать эмоциональную устойчивость, высокий самоконтроль поведения, способность к рефлексивному анализу, умение рационально выйти из конфликта, адекватную самооценку и уверенность в себе. Показана необходимость сформировать у обучающихся определенный набор моральных и профессиональных качеств, которые позволят будущим юристам стать максимально конкурентоспособными на рынке труда после выпуска из высшего учебного заведения. Предлагаются возможные направления осуществления педагогической поддержки будущих юристов, а также рассматриваются этапы реализации педагогической поддержки студентов на всех учебных курсах при получении высшего юридического образования.

Клюиивые елова: педагогическое сопровождение, педагогическая поддержка, личностно-профессиональное развитие, индивидуально-психологические особенности, юридическое образование, юридическая деятельность.

«Педагогическая поддержка» и «педагогическое сопровождение»: к соотношению понятий

Развитие технологий педагогического сопровождения становится все более актуальным вопросом в контексте гуманизации современного высшего образования. Сегодня образовательное пространство вуза не только нацелено на создание материально-технических условий для успешной учебно-познавательной деятельности, но и предполагает реализацию личност-но ориентированного подхода к каждому студенту с учетом его индивидуально-личностных особенностей и задатков.

Согласно исследованиям Ю.В. Слюсарева [1], В.И. Слободчикова [2], педагогическое сопровождение являет собой деятельность со стороны педагогического состава вуза, включающую как активное и постоянное стимулирование и мотивацию к учебному процессу, обнаружение потенциала в обучающихся, так и психолого-педагогическую поддержку и совместное решение возникающих проблем.

Педагогическое сопровождение имеет тесную связь с педагогической поддержкой [3]. По своей

сути она представляет собой методологическую основу системы педагогического сопровождения наряду с личностно ориентированным подходом, приоритетом антропологических ценностей и парадигмой развивающего образования.

Представляет интерес позиция Н.М. Борытко [4], полагающего, что педагогическое сопровождение отлично от поддержки за счет его непрерывности, в то время как педагогическая поддержка направлена на преодоление конкретных затруднений и совместную работу со студентом по определению его интересов, склонностей, способностей, ценностно-целевых установок, возможностей и способов преодоления трудностей, препятствующих саморазвитию.

Термин «поддержка» (по В.И. Далю) содержит смысл - служить опорой для крепости (опорной точкой, надеждой, убежищем). Поддержка - это действие, которое не дает прекратиться, нарушиться тому, что существует, движется (находится в динамике).

В педагогику понятие «педагогическая поддержка» было введено Н.Б. Крыловой [5]. О С. Газман [6] дал развитие соответствующему направлению профессиональной деятельности педагогов, целью которого является оказание

помощи обучающимся в разрешении их проблем. По мнению Т.В. Анохиной, педагогический смысл понятия поддержка заключается в следующем: «поддерживать можно лишь то, что уже имеется в наличии (но на недостаточном уровне, количестве, качестве), т.е. поддерживается «самодвижение», развитие «самости», самостоятельности человека» [7].

Теоретические основы педагогической поддержки были развиты О.В. Бережновой. Автор сформулировал основополагающие начала, на которые опирается данный педагогический феномен: принцип взаимодействия и обратной связи, т.е. обмен опытом, консолидация педагога и студентов для решения сложных групповых и индивидуальных педагогических задач, уважение ко всем участникам педагогического процесса; принцип готовности к установлению отношений с различными субъектами учебно-познавательной деятельности; принцип поддержания комфортных условий общения - доброжелательность, моральное и эмоциональное поощрение, чуткость; принцип корректности, предполагающий профессиональную этику, такт, толерантность как базу для взаимоотношений со студентами [8].

В настоящем исследовании мы поставили проблемы, являющиеся наиболее актуальными при осуществлении преподавателем высшей школы педагогической поддержки будущих юристов: точное диагностирование необходимых направлений личностного и профессионального роста этой категории студентов, выбор и корректировка педагогических технологий для их максимальной эффективности, а также соотношение поставленных целей и полученных результатов. В качестве задач исследования мы определили выявление специфики педагогической поддержки студентов юридических специальностей; определение основных направлений педагогической поддержки будущих юристов и последовательных этапов педагогической поддержки, а также определение критериев эффективности проведенной работы по педагогической поддержке студентов юридических специальностей.

Специфика педагогической поддержки будущих юристов

Наш многолетний опыт педагогической деятельности по подготовке будущих юристов дает возможность утверждать, что переоценить значение педагогической поддержки студентов, получающих эту профессию, сложно. Подготовить профессионала в сфере юриспруденции, обладающего строго определенным набором

личностных и профессиональных качеств, сделать его потенциально успешным на рынке труда -актуальная и наиважнейшая задача для педагога.

Следует отметить, что именно педагогическая поддержка дает возможность сформировать, развить и в дальнейшем поддерживать систему личных и профессиональных ценностей будущего юриста.

Юрист - это представитель особой профессиональной группы, которая играет немалую роль в социуме. Правотворческая, правоприменительная, правоохранительная деятельность, адвокатура, нотариат, юридические службы государственных, муниципальных и негосударственных организаций и учреждений - все это сфера деятельности представителей юридического сообщества. Моральные и профессиональные качества специалиста в сфере юриспруденции не только являются основополагающими началами для его успешного роста и развития, но и представляют ценность для общества в целом, и они должны быть сформированы именно на этапе обучения в вузе.

Поскольку юридическая деятельность относится к категории субъект-субъектных отношений, юрист должен обладать, в первую очередь, такими навыками, которые дадут ему возможность конструктивного взаимодействия с различными категориями граждан для достижения своих профессиональных целей. Безусловно, набор профессиональных качеств нужен юристу как квалифицированному специалисту, но именно определенные индивидуально-психологические особенности, необходимые непосредственно для работы в сфере юриспруденции, в большинстве случаев дают реальную возможность для карьерного роста и профессионального успеха. К таким особенностям можно отнести эмоциональную устойчивость, высокий самоконтроль поведения, способность к рефлексивному анализу, умение рационально выйти из конфликта, адекватную самооценку, уверенность в себе и т.д. Перечисленные личностно-психологические качества будущий юрист в большинстве случаев имеет возможность сформировать на этапе получения высшего образования. И именно педагог, преподаватель, должен проводить постоянную работу по сопровождению развития личностных особенностей студентов, осуществляя педагогическую и психологическую поддержку.

Направления педагогической поддержки

студентов юридических специальностей

Педагогическая поддержка студентов-юристов на всех этапах обучения может вестись

по нескольким направлениям. Безусловно, педагогу следует постоянно проводить диагностику для определения личностной готовности обучающихся к освоению профессии юриста. С каждой новой группой работа преподавателя должна начинаться с установления психологического контакта. Преподавателю стоит оперативно выявить общий настрой на работу, почувствовав внутреннюю атмосферу коллектива, и продиагностировать каждого студента, установить личностные особенности. И только с учетом психологических особенностей членов студенческой группы преподавателю стоит применять те или иные способы педагогической поддержки.

Невозможна педагогическая поддержка без просветительской работы преподавателя по разъяснению причин возникновения конфликтных, критических ситуаций, нежелания получать профессию юриста (может возникнуть на любом курсе), а также по рассмотрению средств преодоления возникающих у студентов проблем.

Те студенты, которые занимают пассивную позицию в образовательном процессе, а также те, кто находится «в обороне» по отношению к любому педагогическому воздействию, требуют проведения с ними серьезной коррекционной работы. Именно эта категория студентов является для педагога самой сложной. Будет ли иметь похвала стимулирующее воздействие или станет основанием для дальнейшего бездействия? Станет ли студент более заинтересован в получении профессиональных знаний, приняв критику от преподавателя или, наоборот, перестанет исправлять ситуацию и будет намеренно получать отрицательные оценки? Как разграничить требовательность и жесткость при обеспечении дисциплины и установить критерии определения степени воздействия на проблемных студентов? Ответы на эти и многие другие вопросы каждый педагог должен давать себе сам, чутко ориентируясь на особенности группы и каждого студента.

Также одним из направлений педагогической поддержки будущих юристов является активная консультативная работа по выстраиванию персональных маршрутов личностного и профессионального роста. Педагог может не только дать рекомендации нуждающимся в этом студентам по участию в дополнительных учебных и научных мероприятиях для развития и закрепления личностных и профессиональных качеств и навыков (олимпиады, конференции, научные фестивали, работа в студенческой юридической клинике и т.д.), но и направить молодого человека при выборе специализации и возможного будущего места работы. Наш

опыт работы показывает, что в такой форме педагогической поддержки нуждается небольшое количество студентов, но в дальнейшем именно эти молодые люди показывают себя как состоявшиеся юристы-профессионалы.

Технология педагогической поддержки

студентов юридических специальностей: общее и особенное

Каким же требованиям должна отвечать педагогическая поддержка, осуществляемая педагогом в отношении студентов учебной группы? Для того чтобы педагогическая поддержка выполняла свои функции, а именно развивала психофизические качества, коммуникативные умения и интеллектуальные навыки будущих юристов, преподаватель должен осуществлять такое сопровождение студентов не стихийно, а систематически. Ведение педагогом поэтапной работы в группе даст именно тот полезный эффект, который является конечной целью педагогического сопровождения в форме педагогической поддержки: приобретение обучающимися профессионально-психологической стабильности, устойчивой коммуникативной компетентности, а также развитого профессионального творческого мышления.

Проведение работы по осуществлению педагогической поддержки личностно-профес-сионального развития будущих юристов следует начинать с аналитической деятельности по выявлению и систематизации имеющихся проблем, возникающих перед студентами в ходе учебного процесса. Среди них можно выделить, в первую очередь, непонимание целей образовательного процесса и своих потребностей в нем. Большинство студентов не видит конечной цели получения юридического образования, осознавая лишь промежуточные цели (сдача зачета или экзамена, написание курсовой работы, перевод на следующий курс и т.д.). В ходе бесед со студентами о целях подготовки к семинарским занятиям лишь единицы говорят о том, что полученные знания они планируют использовать в будущей практической деятельности. Основная масса студентов открыто заявляют, что мотивируют себя получить оценку на семинаре с перспективой получить преференции при сдаче экзамена.

Еще одной проблемой является неумение многих студентов распределять свое учебное и свободное время, отсутствие навыков тайм-менеджмента. При планировании своей деятельности студенты зачастую не разрабатывают для себя индивидуальную систему подготовки к занятиям либо разрабатывают ее без учета сво-

их индивидуальных особенностей и личных качеств. Незнание своего индивидуального стиля учебы приводит к тому, что выбор учебного ритма кардинально не совпадает с типом нервной системы. Как итог - отсутствие положительного результата, а значит, мотивации, в результате чего существенно снижается или исчезает интерес к учебному процессу.

Также в числе ситуаций, требующих грамотной педагогической поддержки, можно выделить коммуникативные сложности, возникающие между членами группы и при взаимодействии с педагогом, излишнюю самоуверенность или неуверенность в своих силах, завышенные требования к себе, завышенную или заниженную самооценку и ряд других.

После выделения и классификации существующих у студентов проблем, а также проведенной аналитической работы следует этап, на котором необходимо четко определить цели, с которыми будет осуществляться преподавателем педагогическая поддержка студентов в каждой конкретной группе, а также непосредственно те направления работы, по которым будет следовать педагог для достижения поставленных целей.

Первые два этапа педагогической поддержки при их последовательном осуществлении дают преподавателю возможность добиться полезного эффекта с максимальным результатом в своей психолого-педагогической работе с обучающимися. В этом случае его деятельность будет носить систематический и адресный характер.

Необходимым и важнейшим этапом психолого-педагогической поддержки является совместное со студентом моделирование стратегий его саморазвития и самореализации в личностном и профессиональном поле. Данный этап педагогической поддержки может быть реализован преимущественно на втором и последующих годах обучения в связи с тем, что обучение на первом курсе носит по своей сути характер введения в новую среду, в новые условия взаимодействия, ассимиляции в образовательное пространство вуза, а основная задача профессорско-преподавательского состава состоит в оказании помощи студенту в адаптации к новым условиям жизнедеятельности [9]. Педагог, осуществляющий педагогическую поддержку первокурсников, помогает им в поиске своего места в учебном заведении, помогает приспособиться к вузовским нормам, разрешить ряд трудностей в налаживании контактов со всеми участниками образовательного процесса.

Этап проектирования оптимальных стратегий личностного и профессионального роста имеет задачу сформировать у студентов дея-тельностную позицию, которая даст возмож-

ность не только целостного видения юридической профессии, но и видения себя в ней. Совместная работа с преподавателем, в особенности с преподавателем профильных дисциплин и дисциплин по выбранной специализации, может помочь студенту осмыслить происходящие события в окружающем мире с точки зрения своей будущей профессии, а в ряде случаев сменить ценности и цели, что свидетельствует о достаточно глубокой рефлексии. При этом педагог должен не более чем сопровождать и поддерживать, проявлять максимальный профессиональный такт и педагогическую чуткость, постоянно учитывая специфику каждого из обучающихся. От педагога требуются гибкость, пластичность мышления, отказ от стереотипных действий и реакций, выработанных в профессиональном сообществе и воспроизводимых зачастую автоматически. В большей степени он -координатор и наставник, а не руководитель, использующий императивность как форму общения. В противном случае партнерские отношения, доверительная связь со студентами могут быть утрачены. При этом педагогу нельзя забывать о том, что основная цель его профессиональной деятельности - подготовка юриста соответствующего уровня и специализации, конкурентоспособного на рынке труда специалиста, готового к практической деятельности к моменту выпуска из высшего учебного заведения.

Ядром этапа по совместному моделированию направлений личностно-профессионального роста является формирование у студента представлений о себе как о юристе-профессионале, стремлений творчески реализовывать себя в выбранной профессии, а также развитие потребности в новых достижениях в профессиональной сфере.

В качестве отдельного этапа педагогу для оценки эффективности и возможного проведения корректировки работы по осуществлению психолого-педагогической поддержки следует выделять текущий контроль изменений в личностном и профессиональном поле обучающихся. Применение технологий развивающей диагностики необходимо для коррекции личностного и интеллектуального профилей студентов. Преподаватель может вовремя провести консультирование и помочь в решении назревающих или уже возникших проблем.

Что касается итогового контроля, возможного на последнем году обучения, то его цель заключается в финишной диагностике способностей студентов для оказания помощи в нахождении сферы применения полученных знаний, навыков и умений. Этот этап важен с практической точки зрения в разрезе возможного трудо-

устройства будущих выпускников. Сегодня существует достаточно крепкая связь работодателей и вузов, готовящих кадры для наполнения рынка труда. Нередко представители юридического сообщества обращаются к преподавателям вуза с просьбой порекомендовать студента последнего курса или выпускника, готового к практической деятельности. Именно преподаватель вуза, прошедший со студентом различные этапы формирования и роста личностных и профессиональных качеств, может адекватно оценить его готовность к практической работе в той или иной сфере юриспруденции.

Любая проведенная педагогическая работа, в том числе и работа по сопровождению студентов в форме педагогической поддержки, должна заканчиваться анализом того, как соотносятся поставленные в начале пути цели педагогической поддержки с полученным конечным результатом. Именно ответ на этот вопрос должен подталкивать педагога высшей школы к постоянному самосовершенствованию в педагогике и психологии [10]. Независимо от квалификации, стажа работы, опыта, регалий, каждый преподаватель помимо владения профессиональным материалом должен постоянно самосовершенствоваться как педагог и психолог [11].

Заключение

Высшее образование сегодня имеет четко поставленную цель - создать все условия для проявления и наращивания личностного и профессионального потенциала обучающихся [12]. Для будущего юриста крайне важно за время обучения в вузе сформировать такой набор качеств, который позволит конкурировать на рынке труда и сразу включиться в практическую юриспруденцию после получения высшего образования. В этом контексте перед педагогами, работающими со студентами-юристами, стоит задача организовать поддержку мотивации на дальнейший личностный и профессиональный рост, а также создать условия для становления студентов как субъектов профессиональной юридической деятельности. Проведенная работа по предоставлению педагогической поддержки должна дать такой полезный эффект, при котором у выпускающегося из вуза студента-юриста будут ярко развиты психофизические качества, коммуникативные умения и интеллектуальные навыки.

Таким образом, мы убеждены в том, что профессионально организованная педагогиче-

ская поддержка студентов, получающих высшее юридическое образование, способствует формированию у них необходимых компетенций. Перспективы нашего исследования мы видим в разработке и реализации технологий педагогической поддержки будущих юристов в образовательном пространстве вуза.

Список литературы

1. Слюсарев Ю.В. Психологическое сопровождение как фактор активизации саморазвития личности: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. СПб.: Санкт-Петербург. гос. ун-т, 1992. 23 с.

2. Слободчиков В.И. Психология человека: Введение в психологию субъектности. М.: Школа-Пресс, 1995. 383 с.

3. Саяпина Н.Н. Педагогическое сопровождение развития студентов высшего образования педагогической направленности // Образование. Наука. Инновации. 2014. № 6 (38). С. 242-247.

4. Борытко Н.М. Система профессионального воспитания в вузе. М.: АПК и ППРО, 2005. 205 с.

5. Крылова Н.Б. Педагогическая, психологическая и нравственная поддержка как пространство личностных изменений ребенка и взрослого // Классный руководитель. 2000. № 3. С. 96-108

6. Газман О.С. Педагогическая поддержка детей в образовании как инновационная проблема // Новые ценности образования: десять концепций и эссе. Вып. 3 / Ред. Н.Б. Крылова. М.: Инноватор, 1995. 58 с.

7. Анохина Т.В. Педагогическая поддержка как реальность современного образования // Новые ценности образования: Забота - поддержка - консультирование. Вып. 6. М.: Инноватор, 1996. С. 71-90.

8. Бережнова О.В. Рефлексивная деятельность как педагогическое условие саморазвития студентов вуза: Автореф. дис. ... канд. пед. наук: Ростов-на/Д., 2005. 24 с.

9. Мерзлякова Д.Р., Файзуллина Г.З. Психолого-педагогическое сопровождение студентов высших учебных заведений в процессе адаптации к обучению // Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология. 2014. №3 (18). С. 146-148.

10. Сергеева С.В., Воскрекасенко О.А. Формирование готовности педагога высшей школы к педагогическому сопровождению адаптации обучающихся // Педагогическое образование и наука. 2012. № 1. С. 65-70.

11. Черкасова И.И. Технология сопровождения и поддержки деятельности студента в контексте изменения педагогического мышления преподавателя // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2013. № 3. С. 171-181.

12. Сидорин А.В., Сидорин В.В. Модели и методы обеспечения и гарантии качества подготовки кадрового потенциала для новой индустриализации // Материалы Международной научной конференции «Профессиональное развитие в современном мире». М.: МИРЭА, 2013. С. 105-109.

156

A.B. OcmaneHKO

SOME PECULIARITIES OF PEDAGOGICAL SUPPORT FOR PERSONAL AND PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF FUTURE LAWYERS IN THE CONTEXT OF HIGHER EDUCATION

A. V. Ostapenko

Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod

The article examines some current issues of pedagogical support for personal and professional development of future lawyers in the context of implementation of the idea of a person-oriented education. Pedagogical support is considered as one of methodological fundamentals for self-development of a law student's personality in a university. We analyze various approaches to the definition of the term «pedagogical support» in scholarly literature. Particular attention is given to the ways how university professors shape their students' readiness to obtain professional knowledge for future practical work and to constant professional self-development, how they develop skills of creative professional thinking and communication skills, help to develop emotional stability, high self-control of behavior, ability of reflective analysis, ability to get out of a conflict in a rational way, adequate self-esteem and self-confidence. The article shows the need to develop in the students a certain set of moral and professional qualities that will allow future lawyers to become most competitive in the labor market after graduating from a higher educational institution. Possible directions for the implementation of pedagogical support for future lawyers are proposed. The stages in the implementation of pedagogical support for students during their course of studies in a higher educational institution are examined.

Keywords: pedagogical support, personal and professional development, individual psychological characteristics, legal education, legal activity.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.