Научная статья на тему 'Психологическая культура юриста и ее развитие на разных уровнях вузовского образования'

Психологическая культура юриста и ее развитие на разных уровнях вузовского образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1135
173
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИДЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ И ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ ЮРИСТА / КОНЦЕПЦИЯ ПРОФЕССИИ ЮРИСТА / ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ И АУТОПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПАРАДИГМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В МИРЕ / МЕЖДИСЦИПЛИНАРНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ В ЮРИДИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ / KINDS OF PROFESSIONAL PSYCHOLOGICAL COMPETENCY AND PSYCHOLOGICAL CULTURE OF A LAWYER’ PERSONALITY / VALUE ORIENTATION OF PERSONALITY AND AUTOPSYCHOLOGICIAL COMPETENCY / PARADIGMS OF PROFESSIONAL EDUCATION IN THE WORLD / INTERDISCIPLINARY INTEGRATION IN LEGAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Поздняков Вячеслав Михайлович

Рассмотрены состояние и перспективы востребованности психологии в профессиональном развитии личности юристов в условиях модернизации юридического образования в России. С учетом отечественных и зарубежных исследований определены психологическое содержание и структура феноменов профессионально-психологической компетентности и психологической культуры личности юриста, предложены меры по преодолению недостатков в психологической подготовке юристов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A Lawyer’s Psychological Culture and its Development on Different Levels of Higher Education

The article dwells on the state and perspectives of demand for psychology in professional development of a lawyer’s personality in conditions of updating legal education in Russia. After having analyzed domestic and foreign surveys in this field, the author defines psychological content and the structure of the phenomena of professional psychological competency and psychological culture of a lawyer, suggests measures to overcome drawbacks in psychological training of lawyers.

Текст научной работы на тему «Психологическая культура юриста и ее развитие на разных уровнях вузовского образования»

УДК 378

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ЮРИСТА И ЕЕ РАЗВИТИЕ НА РАЗНЫХ УРОВНЯХ ВУЗОВСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В. М. Поздняков

Рассмотрены состояние и перспективы востребованности психологии в профессиональном развитии личности юристов в условиях модернизации юридического образования в России. С учетом отечественных и зарубежных исследований определены психологическое содержание и структура феноменов профессионально-психологической компетентности и психологической культуры личности юриста, предложены меры по преодолению недостатков в психологической подготовке юристов.

Ключевые слова: виды профессионально-психологической компетентности и психологическая культура личности юриста; концепция профессии юриста; ценностно-смысловая направленность личности и аутопсихологическая компетентность; парадигмы профессионального образования в мире и междисциплинарная интеграция в юридическом образовании.

Россия второе десятилетие переживает бум юридического образования. Из-за массовой подготовки юристов (более 1500 университетов и некоммерческих образовательных учреждений) наметилась тенденция к перепроизводству кадров и наблюдается их конкуренция на рынке труда. При этом работодатели стали предъявлять высокие требования как к профессиональной подготовленности, так и к социально-культурной зрелости личности выпускников юридических факультетов. Ведь юристам приходится действовать в условиях динамичной трансформации законодательства, усиления государственного контроля за качеством правовых услуг, расширенного внимания СМИ и институтов гражданского общества к негативным фактам их профессиональной деятельности.

Как свидетельствует проведенный в 2010 г. интернет-опрос на тему «Юристы и психология», все его участники выразили заинтересованность в повышении психологической культуры, а 12,5% респондентов считают, что это очень важно, больше, чем для других профессий. Анализ данных интернет-опроса показал (Д. Ю. Жданухин, 2010), что юристы (64,71%) обращают внимание на актуальность создания и реализации специальных психологических тренингов, в том числе под новые виды деятельности, возникающие при развитии законодательства (например, медиация по модели восстановительного правосудия и др.).

Следует критично отметить, что психологической подготовке юристов в отечественных вузах присущ ряд недостатков и «узких мест». Во-первых, психологические дисциплины в вузах (за исключением образовательных учреждений правоохранительных органов) преподаются на основе ограниченного объема аудиторных занятий на втором и третьем курсах, когда обучающимися еще не пройдены многие отраслевые правовые дисциплины, а поэтому не в полной мере реализуется целевое предназначение психологии в профессиональном развитии выпускников. Во-вторых, превалирование лекционной и семинарской форм занятий при малом объеме профессионально-психологического практикума, а также отсутствие комплекса дидактически обоснованных заданий для самостоятельной работы (с отработкой первичных умений) негативно сказывается на практической обученности бу-

дущих юристов. В-третьих, не во всех вузах созданы «юридические клиники» либо иные формы внеучебной общественно-профессиональной практики, которые позволяют под контролем опытных наставников вести адаптивное профессиональное развитие личности будущих юристов.

Ассоциация юристов России, начавшая с 2011 г. общественно-профессиональную аттестацию вузов, готовящих юристов, обратила внимание на комплекс недостатков в организации и осуществлении учебных планов в проверенных образовательных учреждениях и, прежде всего, по реализации практической составляющей профподготовки. Данная критика представляется справедливой, так как переход на трехуровневое вузовское юридическое образование во многих образовательных учреждениях произошел форсированно и формально. Как следствие, до сих пор (теперь уже в бакалавриате) обучение юристов начинается с интегрального курса «Введение в профессию». Далее реализуется комплекс дисциплин и курсов, а на завершающем этапе по-прежнему нет междисциплинарной практической доводки выпускников, которая должна иметь целью выработку комплексного подхода к решению профзадач. В этой связи представляется важным осуществить коррекцию учебной программы выпускного курса бакалавриата, разработав и включив в нее практикум «Профессиональное мастерство юриста». При этом вклад преподавателей психологии, на наш взгляд, может состоять в реализации двух разделов (модулей): «Психологические приемы в работе юристов» и «Аутопсихологическая компетентность юристов». Они должны быть построены на основе системы профессионально значимых дидактических единиц «личность в ситуации» и обеспечивать развитие практической составляющей психологической культуры личности.

Учитывая возросшие требования работодателей и нормативы новых образовательных стандартов, юридическим факультетам отечественных вузов следует перейти от сложившейся информационно-обучающей традиции к созданию инновационной среды в образовательных учреждениях, базирующейся на тесной взаимосвязи с наукой и практикой и обеспечивающей качество профобразования. В этой связи актуальным является создание условий, обеспечивающих реализацию обучающимися индивидуальных образовательных траекторий, которые соответствуют их интересам и способностям и одновременно позволяют реализовывать «образование в течение всей жизни» (Life Long Learning). Последнее может быть достигнуто, на наш взгляд, только при наличии постоянной взаимосвязи образовательных учреждений и корпоративных заказчиков в вопросах разработки квалификационных характеристик по различным категориям юристов. Это позволит вузам гибко реагировать на инновации в юридической практике и будет способствовать интенсификации образовательного процесса, в том числе на основе внедрения образовательных технологий, ориентированных на формирование у выпускников различного уровня (бакалавров, магистров, аспирантов) различающегося и востребуемого на практике комплекса компетентностей.

Анализ зарубежного опыта подготовки юристов свидетельствует, что в университетах становится тенденцией расширенное ознакомление обучающихся с дости-

жениями психологии. Так, в Великобритании в Thames Valley University психологически ориентированное обучение юристов ведется по двум уровням: 1) по первоначальной программе «Прикладная психология в контексте криминологии» (FdSc), имеющей длительность обучения два года и основанной на непрерывной профессиональной практике, и 2) по продвинутой программе «Психология и криминология» (BSc Hons) с длительностью обучения три года, которая обеспечивает углубленное понимание выпускниками механизма криминального поведения и развитие у них навыков проведения криминально-психологических исследований. В ряде университетов США введены объединенные аспирантские программы «Психология и право», по итогам успешного прохождения которых присваиваются сразу две степени - доктора философии и доктора права.

Актуальность предлагаемой инновации обусловлена тем, что в рекомендациях Международного бюро просвещения ЮНЕСКО обращено внимание на важность развития личности выпускников вузов в аспекте их психологической готовности и способности действовать «автономно», «интерактивно», в «социально-гетерогенных группах». На наш взгляд, развитие у будущих юристов «автономности» может успешно происходить при ориентации профподготовки на возвышение таких характеристик личности, как самоэффективность, оптимизм и жизнестойкость, сущность и возможности психодиагностики и формирования которых раскрыты в модели личностного потенциала, разработанной коллективом психологов под руководством Д. А. Леонтьева (2011). Развитие у будущих юристов интерактивности ориентирует на формирование социально-психологической компетентности: психологической наблюдательности; коммуникативной гибкости, базирующейся на навыках диалогической коммуникации, реализации антиманипулятивного и конфликто-профилак-тического поведения. Для выработки навыков поведения в социально-гетерогенных группах требуется формировать этнопсихологическую компетентность, обеспечивающую готовность и способность к межкультурному диалогу и эм-патийно-толерантному взаимодействию с клиентами.

В целом ведя речь о реализации в отечественных вузах компетентностной модели подготовки юристов, следует особо отметить, что феномен «компетентность» с позиции психологии является сложно организованным конструктом, характеризующим профессиогенез личности, а поэтому имеет внешнюю и внутреннюю стороны. Первая из них характеризует соответствие выпускников вуза социально-исторически обусловленным и прагматически сформулированным профсообществом требованиям, а вторая акцентирует важность профессиональной самоактуализации личности в период обучения, проявления мотивации достижений, способности самостоятельно и творчески преодолевать возникающие в про-фдеятельности проблемы. В этой связи формирование у будущих юристов в рамках вузовского образования полноценной профессионально-психологической компетентности требует обращать внимание на развитие и гармоничную взаимосвязь четырех ее составляющих:

1) когнитивной, обеспечивающей адекватное усвоение и использование психологических понятий и теорий,

а также отрефлексированных «скрытых знаний» из жизненного опыта;

2) функциональной, связанной с развитием не только профессионально-психологических умений в контексте возможной специализации, но и способности творчески подходить к разрешению проблем в сфере профтруда;

3) личностной, ориентирующей на акмеологичес-кое развитие выпускника и формирование у него установки на эмпатийно-толерантное поведение в отношении различных клиентов;

4) деонтологической, базирующейся на выработке установки на соблюдение законности и отстаивание нравственно-этических и правовых ценностей при реализации выпускником профдеятельности.

Указанная многоплановость профессионально-психологической компетентности юристов ориентирует преподавателей психологических дисциплин, с одной стороны, вести работу с учетом перспектив трансформации юридических специализаций в условиях глобализации и развития информационного общества, а с другой - в аспекте повышения самостоятельности обучающихся и их ответственности за профессиональное становление. Профессия юристов относится к типу «человек - человек» (по классификации Е. А. Климова) и, как следствие, создает предпосылки для профдеформации и профвыгорания личности. Представляется важным при подготовке будущих юристов обращать внимание на развитие двух составляющих: профессионализма деятельности и профессионализма личности. Первая характеризует процессуальные и результативные аспекты профдеятельности. В этой связи при модернизации учебного процесса актуальным являются использование рекомендаций и реализация психотехник, разработанных в ходе исследований психологов и направленных на развитие таких видов компетентности, как морально-психологическая (Е. Н. Соколова, 1999;

А. А. Знаменская, 2004); правовая (И. В. Кархалев, 2007); коммуникативная (И. И. Аминов, 2000; О. П. Кондаурова, 2001; С. Е. Кораблев, 2003; О. С. Возженникова, 2004; Т. Ю. Коновалова, 2004; К. А. Мишин, 2007; Н. В. Потлачук, 2009); профессионально-перцептивная (Ф. К. Свободный, 2004; А. Б. Гребенников, 2006; Е. А. Кусакина, 2010); конфликтологическая (В. М. Рогачев); регулятивная (Д. В. Пест-риков, 2007; Г. В. Соловьева, 2007; И. О. Попов, 2009); профессионально-ролевая (Н. В. Гусева, 2007). Это даст возможность обучающимся приобрести навыки и умения, которые позволят, с одной стороны, эффективно взаимодействовать с людьми, осуществлять самоконтроль и саморазвитие (т. е. владеть повседневными психотехниками), а с другой стороны, психологически грамотно выполнять конкретные профессиональные функции (т. е. владеть специальными психотехниками). Успешному формированию у обучающихся указанных двух групп психотехник, на наш взгляд, может способствовать внедрение в учебный процесс метода кейс-стади, имитационно-ролевых игр и других активных методов обучения, которые будут способствовать появлению у будущих юристов не только знаний, но и адекватных разноплановым профситуациям отношений и ролевых позиций.

Вторая составляющая, т. е. личностная, в профессионализме юристов, на наш взгляд, связана с формировани-

ем у обучающихся в вузе психологической культуры, базирующейся прежде всего на возвышении ценностно -смысловой направленности личности и аутопсихологической компетентности. Следует критично отметить, что хотя о важности психологической культуры личности юриста, которая обеспечивает оптимальность реализации профессионального поведения в аспектах как продуктивности, так и сохранения психологического здоровья, речь ведется уже несколько десятилетий (А. Р. Ратинов, 1987; А. М. Столяренко, 1989; В. М. Поздняков, 1992; В. Л. Васильев, 1998; Л. И. Иванова, 2002; И. В. Савельева, 2007 и др.), до сих пор даже в отношении операционализа-ции данного феномена как теоретического конструкта еще много нерешенных проблем.

Мы разделяем позицию В. Библера (1989) в части того, что культура - это форма самодетерминации и саморегуляции индивида в горизонте личности. Психологическая культура является новообразованием, характеризующим уровень зрелой личности (Э. Ф. Зеер, 2002;

В. В. Семикин, 2003; И. В. Савельева, 2007), поэтому в качестве ее компонентов представляется возможным, вслед за Я. Л. Коломинским (2000), выделять две составляющие - концептуально-теоретическую и практическую.

Концептуально-теоретическая составляющая психологической культуры личности юриста базируется на сформи-рованности концепции профессии - представлений о ее сущности (духе), ее миссии, вытекающего из нее идеала профессионального поведения. При этом мы поддерживаем А. Кашера (А. КаБЬег, 2005): для появления у выпускников вузов целостного индивидуального видения профессии недостаточно быть компетентным только в своей сфере, запросы и ценности общества и конкретных клиентов необходимо перевести на язык ориентиров для профессиональноличностного развития и деятельности, которая ради этого общества (и клиентов) осуществляется. В этой связи на юридических факультетах надо реализовывать профессионально-личностный развивающий подход. Он призван обеспечить осознанный выбор и принятие будущими юристами «модели гуманистического человека», которая необходима как для профессионального саморазвития личности, так и для построения конструктивного поведения в качестве субъекта познания, общения и труда. При этом важным становится формирование у обучающихся системного «профессионального гештальта» (С. С. Харин, 2009), базирующегося на развитии способностей и умений личности, предопределяющих успешный профессиогенез.

Практическая составляющая психологической культуры юриста требует развития у выпускников аутопсихологической компетентности - сложноинтегрированного личностного новообразования, включающего акмеори-ентированное усвоение знаний, умений и навыков в сфере самопознания, саморегуляции и самореализации. Согласно Л. А. Степновой (2003), именно благодаря расширенному внедрению в практику вузов современных психотехнологий появляется возможность формирования у обучающихся профессиональной Я-концепции и выработки индивидуального стиля, обеспечивающих психологически грамотное построение диалогического взаимодействия с людьми, изменение своего психического состояния за счет рефлексии субъективного опыта и само-

регуляции в изменяющихся условиях труда, психологической мобилизации для преодоления возникающих трудностей и достижения значимых профрезультатов.

Итак, эффективное формирование психологической культуры у будущих юристов возможно при превращении их в субъектов профессионального саморазвития. В этой связи преподаватели должны выполнять роль не только «трансляторов знаний», но и коуч-консультантов - помощников обучающихся в реализации индивидуальных образовательных траекторий, направленных на становление их подлинными профессионалами. В целях расширения самостоятельной работы обучающиеся на юридических факультетах вузов должны быть обеспечены информацией о связи обучения с особенностями реализации конкретных функций в предстоящей профессиональной деятельности, чтобы проявлять активность в самообразовании и целенаправленном знакомстве в период обучения с различными субъектами юридической деятельности. Для реализации последнего хорошо зарекомендовали созданные при многих юридических факультетах вузов специализированные юридические клиники, а также организация и включение будущих юристов в другие виды непрерывной вне-учебной общественно-профессиональной практики.

Накопленный нами опыт преподавания на юридических факультетах ряда вузов позволяет констатировать, что при реализации третьего поколения федеральных образовательных стандартов возникли условия повышения психологической культуры обучающихся. Так, сегодня бакалаврам юрфака РУДН на выпускном курсе наряду с дисциплиной «Юридическая психология» (объем - три кредитные единицы) предложены спецкурсы по выбору «Современные психотехнологии в правоохранительной деятельности» и «Психология личной безопасности юриста» (объем по одной кредитной единице). В рамках магистратуры расширенное знакомство обучающихся с достижениями современной психологии осуществляется в рамках дисциплин, учитывающих их специализацию: например, при реализации направления «Конституционный юрист» читается спецкурс «Психологические основы юриспруденции», направления «Уголовная юстиция» - спецкурс «Психологическое обеспечение правоприменительной деятельности», направления «Корпоративный юрист» - спецкурс «Психология корпоративной безопасности», направления «Актуальные проблемы правоохранительной деятельности» - спецкурс «Психологические аспекты борьбы с терроризмом и экстремизмом». В рамках аспирантуры у юристов всех научных специальностей вызывает интерес методологический семинар «Право и психология социального поведения».

В заключение статьи подчеркнем, что изложенные в ней идеи и опыт реализации профессионально-личностного развивающего подхода при обучении будущих юристов во многом совпадают с подходом к модернизации отечественного образования, базирующиеся на парадигме сетевого непрерывного образования и международном признании квалификаций. В связи с этим представляется важным продолжить научную дискуссию, в том числе в рамках публикаций в данном и других журналах, научных конференций и методологических междисциплинарных семинаров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.