Научная статья на тему 'Психологическая характеристика юридической деятельности и профессиональная подготовка'

Психологическая характеристика юридической деятельности и профессиональная подготовка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
8678
619
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / БАЗОВАЯ МОДЕЛЬ КОМПЕТЕНТНОСТИ ЮРИСТА / СТРУКТУРА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ ЮРИСТА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дунаева Ольга Николаевна, Полякова Светлана Владимировна

В данной статье рассматриваются актуальные аспекты профессиональной деятельности юриста. Представлен психологический анализ структуры способностей и профессионально значимых качеств, необходимых для эффективной деятельности в юридической деятельности. Обосновывается значимость личностного компонента, морально-нравственной устойчивости, ценностных установок юриста при реализации правовых норм. Акцентируется внимание на компетентностном подходе в реализации образовательной подготовки юриста на основе «базовой модели компетентности».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психологическая характеристика юридической деятельности и профессиональная подготовка»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №6/2016 ISSN 2410-700Х_

УДК 159.923:34

Дунаева Ольга Николаевна

старший преподаватель кафедры психологии развития, Южно-Уральский государственный университет (НИУ),

г. Челябинск, РФ E-mail: dunaevaon@gmail.com Полякова Светлана Владимировна старший преподаватель кафедры управления и права, Южно-Уральский государственный университет (НИУ),

г. Челябинск, РФ E-mail: vip.polyakovasv@mail.ru

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЮРИДИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА

«Ius est ars boni et aequi» —

«Право - это искусство добра и справедливости».

Аннотация

В данной статье рассматриваются актуальные аспекты профессиональной деятельности юриста. Представлен психологический анализ структуры способностей и профессионально значимых качеств, необходимых для эффективной деятельности в юридической деятельности. Обосновывается значимость личностного компонента, морально-нравственной устойчивости, ценностных установок юриста при реализации правовых норм. Акцентируется внимание на компетентностном подходе в реализации образовательной подготовки юриста на основе «базовой модели компетентности».

Ключевые слова:

профессиональная юридическая деятельность, базовая модель компетентности юриста, структура

профессиональных качеств юриста.

Правоведческая деятельность всегда имела высокий социальный статус в обществе. Несмотря на то, что в течении ХХ века юридическая профессия из «элитарной» превратилась в «массовую», ее общественная значимость и престижность остаются на высоком уровне, это подтверждают социологические опросы и конкурс абитуриентов на юридические факультеты» [8]. Многие молодые люди, выбирая для себя престижные юридические профессии, не имеют ясного представления о сложности этой деятельности и, главное, не предполагают, какие «требования» профессия будет предъявлять к ним, из каких факторов складывается профессиональный успех.

Понятие «юрист», в контексте профессиональной деятельности впервые было сформулировано известным ученым-правоведом С.С. Алексеевым: «юрист - это специалист, сведущее лицо в юриспруденции, обладающее профессиональными (фундаментальными и специализированными) правовыми знаниями и умеющее применять их в практической деятельности». Данное определение отражает функционально-результативный подход к выполнению юридической деятельности, основанный на знаниях и их прикладном применении. В современных условиях общественной жизни, на первое место выходит субъектно-личностный подход к выполнению юридической деятельности, который включает субъектную активность, базовые характеристики мировоззрения и ценностные установки личности. Отмечая важное влияние личностных факторов, на реализацию общественно значимой профессии юриста, профессор В.И. Майоров пишет: «Благодаря работе юриста оживает и действует право» [6, С.59], - и далее: «Здесь понимается, что личность юриста - это субъект, который осуществляет профессиональную юридическую деятельность, затрачивая на нее физические и психологические усилия, собственное время, переживая успехи и неудачи, преследуя те или иные, цели» [6,С. 60].

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №6/2016 ISSN 2410-700Х_

Юридическая деятельность связана с применением специальных правовых знаний и направлена на решение юридических задач — это многогранная работа, которая осуществляется во всех сферах общественной жизни. При выборе профессии человек исходит уже из некоторой предрасположенности к ней. В данном контексте уместнее говорить о наличии актуальных способностей, так как они еще находятся не в высшей точке, а будут развиваться в процессе обучения и практической деятельности. Наличие способностей к профессии юриста - обязательная предпосылка профессионализма, интереса к работе, чувства удовлетворенности, жизненного самоопределения, благополучия [9].

Предметом труда юриста являются всё то, на что направлены его силы, что он должен обнаружить, освоить, преобразовать, создать. В этом смысле предметом труда юриста может быть:

1) фиксированная знаковая информация, содержащаяся непосредственно в официальных и неофициальных документах, чертежах, рисунках, таблицах;

2) информация, подлежащая фиксации, но скрытая в материальных предметах, социальных ситуациях, совокупностях обстоятельств;

3) поведение людей, которое проявляется в отдельных действиях, позициях, отношениях, состояниях, в поисках поддержки и справедливости, в конфликтных ситуациях, в открытом противостоянии и конфронтации т.п.

4) при планировании своей деятельности каждый юрист мысленно производит сопоставление своих будущих действий с нормами действующего законодательства, регламентирующими эти действия [9].

Категория «способности» относится к основным категориям психологии. Способности - это индивидуально-психологические особенности, которые являются условиями, предпосылками успешного осуществления данной деятельности и овладения знаниями, умениями, навыками. Способности связаны со склонностями, под которыми следует понимать потребность в определенной деятельности, увлеченность ее. Рассматривая данную категорию в контексте юридических способностей, мы будем исходить из научной концепции понимания способностей В.Д. Шадрикова, взгляды которого считаются основополагающими в данной области, а так же обратимся к практико-ориентированным трудам Е.А. Климова, Н.С. Пряжникова в сфере профессионального самоопределения и психологического смысла трудовой деятельности. По классификации Е.А. Климова, юридическая деятельность относится к профессиям типа «человек-человек», то актуальны следующие блоки общих способностей: 1) готовность к широкому кругу общения; 2) обостренное чувство справедливости, моральная устойчивость; 3) высокий уровень общего интеллекта, 4) из психофизиологического блока актуальны: адаптация, выносливость, стрессоустойчивость.

Существуют ли узкоспециальные способности к выполнению юридической деятельности? В современной психологии ряд ученых отмечает, что «при ближайшем рассмотрении оказывается, что это или оперативное проявление общего свойства, или профессиональный навык. Таким образом, специальные способности можно считать оперативной формой общих способностей» [3, С. 77]. На основе данного тезиса, можно утверждать, что структура специальных способностей юриста, отвечающих за успешность в данной деятельности, базируется на высоком уровне общих способностей и будет включать четыре основных блока:

1) Высокий уровень развития морально-нравственных качеств; обостренное чувство справедливости, желание защищать справедливость, отстаивать законность; моральная устойчивость, так как определенная часть «рабочего времени» юриста проходит в общении с «деликвентными» представителями общества, с людьми, которые склоняют (через подкуп, запугивание) к нарушению законности.

2) Готовность к широкому кругу общения и включенность в общение. Социальный интеллект, который выражается в нескольких направлениях: коммуникативная компетентность в различных ситуациях, умение общаться с людьми разного возраста, образования, социального статуса; умение расположить к доверию и сотрудничеству. Умение разбираться в людях, понимать мотивы их поведения, что требует психологических знаний и практики общения и взаимодействия. Умение выдерживать конфликтные ситуации и управлять конфликтом.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №6/2016 ISSN 2410-700Х_

3) Высокие требования к познавательной сфере (аналитическое мышление и его отдельные виды, такие как дедукция, индукция; внимание деталям, наблюдательность; хорошая память); высокий уровень общего и вербального интеллекта.

4) Из психофизиологического блока наиболее важными являются: общая физическая выносливость, эмоциональная стабильность, высокий уровень стрессоустойчивости, адаптация.

Таким образом, мы видим перед собой «портрет» профессионального юриста, не только как высокообразованного человека, но и состоявшейся высоконравственной личности, достойного представителя реализации «закона» в различных видах юридической деятельности.

В настоящее время в России организационно-правовое обеспечение функционирования рынка образовательных услуг осуществляется на основе: Конституции Российской Федерации; Гражданского кодекса Российской Федерации; Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 (ред. от 03.12.2011) «Об образовании» (с изм. и доп., с 01.01.2012). На страницах авторитетных научных журналов известными правоведами рассматриваются различные актуальные административно-правовые аспекты высшего образования, в том числе и лицензирование образовательной деятельности (правовая природа, стадии осуществления) [5].

В течение нескольких лет Россия интенсивно осуществляет, исходя из «Болонской конвенции», модернизацию образования в соответствии с современными мировыми стандартами, «что привело к необходимости разработки и реализации комплекса мер, связанных с переходом высшего образования на двухуровневую кредитно-модульную систему с балльно- рейтинговой системой оценки результатов образования» [4, С. 4]. В связи с этим, в высшей школе появились новые образовательные стандарты, которые коренным образом изменили подход к организации образовательного процесса, формированию основных образовательных программ в вузе и качеству результатов образования.

Для новой реформы высшего профессионального образования основным аспектом стали ключевые квалификации, которые включают: компетентности, компетенции и метапрофессиональные качества, которые должны приобрести обучающиеся как для успешной работы, так и для дальнейшего образования, понимаемое как «образование в течение всей жизни». Как в зарубежной (Дж. Равен), так и в отечественной (А.Г. Асмолов, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, В.Д. Шадриков) сфере психолого-педагогических наук, понятие компетентность рассматривается главной характеристикой субъекта профессиональной деятельности.

Особенности юридического образования и профессиональной подготовки рассматривали известные правоведы С.С. Алексеев, Б.В. Россинский (2012), В.И. Майоров (2008; 2011; 2015) и др. Несомненный вклад в изучение психологических особенностей юридической деятельности внесли работы В.Л. Васильева, М.И. Еникеева, А.Э. Жалинского, Н.И. Иоголевич, А.М. Столяренко, Ю.В Чуфаровского.

Следует отметить, что абитуриенты ориентируются при выборе профессии не на актуальную «ситуацию на рынке труда», а лишь выбирают наиболее «престижный» и высокий социальный статус в будущем, многие ориентированы на карьерный рост. При этом основным аргументом при поступлении на юридический факультет, является получение в дальнейшем высокооплачиваемой работы. Часть студентов, выбирающих «дальний прицел в жизни», ориентированы на получение двух образований, например: бакалавриат по экономике, а магистратура по юриспруденции или наоборот, как отмечает Б.В. Россинский, «такие специалисты обладают двойной компетенцией, и, как правило, востребованы в различных сферах социально-экономической деятельности, что позволяет им делать быструю и успешную карьеру» [7, С. 203]. Цель ВУЗа не только дать качественное высшее образование, подготовить к профессиональной деятельности, но и создать условия для выявления и поддержки одаренных студентов, поощрять их творческую активность в научных исследованиях и проектах, формировать мотивацию к дальнейшему обучению в магистратуре и аспирантуре, где по завершению обучения предполагается защита научных диссертаций.

На примере юридического образования рассмотрим некоторые аспекты реализации новой образовательной парадигмы. Система высшего юридического образования сложна, и взаимодействует с политическим, экономическими, культурными и социальными институтами. В современных условиях высшее юридическое образование не может носить пассивный характер «удовлетворительного знания законодательных актов, а должно динамично влиять на социальную среду, формируя цивилизованное

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №6/2016 ISSN 2410-700Х_

демократическое гражданско-правовое поле деятельности, в этом контексте слово «компетентность» примыкает по смыслу к понятию «реальный профессионализм» [1, С. 67].

Имплицируя компетентностный подход на профессиональную подготовку юриста в высшей школе, В.И. Майоров и Н.И. Иоголевич предложили авторский вариант «базовой модели компетентности юриста», структурно представленную в четырех блоках [2]:

1. Когнитивная компетентность - профессиональные знания - это профессионально важная информация, ставшая достоянием сознания. Однако знания позволяют прогнозировать, что человек может сделать, а не то, что он сделает.

2. Функциональная компетентность - умение разрабатывать эффективные стратегии работы с коллегами, с клиентами, способность претворять полученные знания на практике; умение получать знания о новых инновационных технологиях, методах решения профессиональных задач и умение их использовать.

3. Личностная компетентность - представляет собой устойчивые особенности психическо деятельности (внутренние условия) отвечающие определенной профессии.

4. Этическая компетентность - основана на наличии определенных личностных и профессиональных мотивов и ценностей. Потребности и ценностные ориентации лежат в основе мотивов профессиональной деятельности. Ценностные ориентации следует рассматривать как сравнительно устойчивые отношения человека к совокупности материальных, социальных и духовных благ, в них, как правило, обобщены знания, жизненный опыт, приобретенный личностью в процессе социализации. Ценностные ориентации трактуются как представления человека о главных целях его жизни и средствах их достижения.

Предложенная В.И. Майоров и Н.И. Иоголевич «базовая модель компетентности юриста может быть представлена как совокупность четырех видов компетентностей находящихся между собой в определенной иерархии. Когнитивные и функциональные можно отнести к поверхностным компетентностям, которые являются результатом образования и относительно просто поддаются развитию. Личностные и этические компетентности являются глубинными компетентностями, которые оценить и развить значительно труднее, как таковые они не являются прямым результатом образования» [2, С.79].

Анализ, рассматриваемой «базовой модели компетентности юриста», ее структуры и содержательных характеристик, показывает высокие требования, предъявляемые к интеллектуально-личностному потенциалу «человеческого капитала» студента, а затем и работника: субъектная активность, самостоятельность, ответственность, этичность; способность к лидерству, эмоциональный интеллект, умение работать в команде; а профессиональное мышление юриста должно отличатся концептуальностью, критичностью, независимостью, способностью к прогнозированию и предвиденью событий.

По существу, как отмечают Е.Л. Солдатова и И.В. Молочкова ключевым аспектом современного образовательного процесса в вузе выступает становление «профессиональной субъектности» студентов: «Специалист с высшим образованием должен представлять собой, с одной стороны, зрелую личность, с развитым самосознанием, позволяющим руководствоваться в профессиональной деятельности осознанными мотивами, целями, принципами, а с другой - быть готовым к постоянному самоизменению и самопроектированию в процессе профессиональной самореализации» [10, С. 9].

Исследователи в сфере психологии профессионального труда, Е.М Иванова, Е.А Климов, Н.С. Пряжников, обращают внимание на то, что в реальности согласованное взаимодействие человека и профессии, раскрывающееся в профессиональной деятельности, наступает не сразу и не всегда. Причин много, одна из главных - человек сам «не входит» в профессиональный мир, через «открытые двери» высшего профессионального образования (отсутствие вовлеченности, пассивная и формальная учебная деятельность студента). Вследствие перечисленных психолого-педагогических факторов, за годы учебы не происходит развития и становления профессионально значимых личностных качеств, студент не стал «субъектом деятельности» - активным, самостоятельным, ответственным, рефлексивным. Если профессионал не состоялся, то в дальнейшем отсутствует эффективность выполняемой деятельности, наступает разочарование в избранной профессии, ощущение неуспеха в жизни. Такие специалисты не конкурентоспособны и не востребованы на рынке труда.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №6/2016 ISSN 2410-700Х_

Таким образом, высшее юридическое образование имеет целью обеспечение подготовки высококвалифицированных кадров в соответствии с потребностями общества и государства, удовлетворение личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии, углублении и расширении дальнейшего образования, успешной практической деятельности, карьерного роста и личного благополучия.

Список используемой литературы:

1. Иоголевич Н. И., Майоров В.И. Профессиональная подготовка юриста: компетентностный подход и базовая модель компетенции // Право и образование. 2008. № 10. С. 65 - 71.

2. Иоголевич Н. И., Майоров В.И. Профессиональная подготовка юриста: компетентностный подход и базовая модель компетенции // Право и образование. 2008. № 11. С. 76 - 83.

3. Карпов А.В. Ященко Е.Ф. Психология способностей: Учебное пособие. - Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2007. - 383с.

4. Котлярова И.О., Майоров В.И. Формирование основной образовательной программы // Право и образование. - 2011. - № 10. - С. 4 -17.

5. Майоров В.И. Лицензирование образовательной деятельности: правовая природа и стадии осуществления // Административное право и процесс. 2012. №4. С. 19 - 22.

6. Майоров В.И., Полякова С.В., Базаров Р.А. Введение в юриспруденцию: Учебное пособие. Челябинск: Цицеро, 2015. - 327с.

7. Россинский Б. В. Некоторые проблемы совершенствования высшего юридического образования // Правовая культура и образование. 2012. № 2 (13). С. 199 - 206.

8. Свистунов А. А., Щепанский И. С., Проблемы современного юридического образования в России и возможные пути их решения // Юридическое образование и наука. 2014. №4. С. 9-11.

9. Смирнов А. А., Постнова А. А. Генезис компонентов личности юриста на вузовском этапе профессионализации // Вестник ЯрГУ. Серия Гуманитарные науки. 2012. № 3 (21). С. 109 - 114.

10.Солдатова Е. Л., Молочкова И.В. Стратегические ориентиры психологического сопровождения личности в современном вузе // Психология в вузе. 2007. №4. С. 6 - 21.

© Дунаева О.Н., Полякова С.В., 2016

УДК 37.032.2

Н.А. Жесткова

к.псх.н., доцент кафедры связей с общественностью,

Поволжский государственный университет телекоммуникаций и информатики, г. Самара, Российская

Федерация

РАЗВИТИЕ МОТИВАЦИОННО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ

Аннотация

В статье представлены результаты исследования проблемы волевого развития в контексте потребностно-мотивационной сферы ребенка. Выделены психолого-педагогические условия, способствующие успешному развитию мотивационно-волевой сферы младших школьников в процессе обучения.

Ключевые слова:

мотивация, мотивационно-волевая сфера, младшие школьники.

Начало школьного обучения предполагает наличие у ребенка достаточно высокого уровня развития произвольности поведения, проявляющегося в умении самостоятельно приобретать знания, контролировать

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.