Научная статья на тему 'Динамика личностного становления студентов-юристов в процессе подготовки к профессиональной деятельности'

Динамика личностного становления студентов-юристов в процессе подготовки к профессиональной деятельности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1578
222
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ЛИЧНОСТНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ СТУДЕНТОВ-ЮРИСТОВ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ СТУДЕНТОВ-ЮРИСТОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / THE DEVELOPMENT OF LAW STUDENTS’ PERSONALITIES / DEVELOPMENT OF LAW STUDENTS’ PSYCHOLOGICAL READINESS FOR PROFESSIONAL ACTIVITY / PSYCHOLOGICAL READINESS FOR PROFESSIONAL LIFE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Петров Владислав Евгеньевич, Харитиди Дмитрий Периклович

Представлены результаты эмпирического исследования феномена «психологическая готовность к профессиональной деятельности» на примере изучения динамики личностного становления студентов-юристов, выделены компоненты психологической готовности, уровни их сформированности. Научные положения подтверждены результатами комплексного психологического исследования студентов-юристов, обучающихся в Институте права, экономики и судебной экспертизы Московского университета МВД России, а также сотрудников Московской службы судебных приставов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Петров Владислав Евгеньевич, Харитиди Дмитрий Периклович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Dynamic of a personal development of law students during their professional training

The article presents the results of empiric study of the phenomenon of “psychological readiness for professional activity”, examining the dynamic of development of a law student’ personality as an example. The researchers reveal the components of psychological readiness and levels of their formation. Scientific provisions are proved by the results of complex psychological study of the students of Law, Economics and Forensic Examination Institute of Moscow University of the MOI and officers of Moscow Bailiff Service.

Текст научной работы на тему «Динамика личностного становления студентов-юристов в процессе подготовки к профессиональной деятельности»

УДК 159.9.07

ДИНАМИКА ЛИЧНОСТНОГО СТАНОВЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ-ЮРИСТОВ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В. Е. Петров, Д. П. Харитиди

Представлены результаты эмпирического исследования феномена «психологическая готовность к профессиональной деятельности» на примере изучения динамики личностного становления студен-тов-юристов, выделены компоненты психологической готовности, уровни их сформированности. Научные положения подтверждены результатами комплексного психологического исследования студен-тов-юристов, обучающихся в Институте права, экономики и судебной экспертизы Московского университета МВД России, а также сотрудников Московской службы судебных приставов.

Ключевые слова: психологическая готовность к профессиональной деятельности, личностное становление студентов-юристов, компоненты и стадии становления психологической готовности студентов-юристов к профессиональной деятельности.

Вопрос о профессионально-личностном становлении специалистов актуален для любых сфер деятельности. Не является исключением и становление юристов (будущих сотрудников правоохранительных органов), в частности, в процессе их обучения в образовательном учреждении. Несмотря на значимые достижения в области профессиональной подготовки, молодому специалисту после окончания высшего учебного заведения требуется, как правило, еще немало времени, чтобы адаптироваться к условиям профессиональной деятельности. Адаптация к условиям работы, службы в подразделениях на конкретных местах происходит на базе основного багажа знаний и умений, приобретаемых в ведомственном или гражданском вузе, однако немаловажную роль, а порой одну из главных, играет наличие у молодого специалиста готовности к профессиональной деятельности.

Считается, что ведущей составляющей готовности к профессиональной деятельности является психологическая готовность, которая понимается как сложное комплексное психическое образование, сплав функциональных, операциональных и личностных компонентов, имеющих динамическую структуру с функциональными зависимостями (А. А. Деркач, В. Г. Зазыкин, В. Д. Шадри-ков и др.). Именно в психологической готовности заключается потенциал совершенствования современной системы подготовки юристов.

В этой связи одной из значимых проблем образования является формирование необходимого уровня психологической готовности студентов к профессиональной деятельности. Как и для формирования любой другой структуры личности, для профессиональной уверенности существуют свои сензитивные периоды. Одним из первых крупных периодов является обучение в вузе. Именно в это время будущий специалист усваивает категориально-понятийный аппарат своей науки и приобретает необходимые знания и умения, позволяющие студенту осознавать свою некоторую принадлежность к профессиональному сообществу.

В настоящее время недостаточно изучена роль профессиональной уверенности студентов в процессе форми-

рования психологической готовности к деятельности, их психолого-акмеологические резервы и потенциальные возможности. Не в полной мере учитываются личностные качества, способность к выделению и учету своего «Я» (как профессионала в том числе), наличие адекватного образа будущей профессиональной деятельности, осознание требований, предъявляемых профессией к личности, способности к самоанализу, самоактуализации, саморазвитию, самопроектированию на этапе обучения в вузе. В этой связи представляют исследовательский интерес структура и содержание профессиональной уверенности студентов как фактора формирования психологической готовности к профессиональной деятельности.

Значимым представляется рассмотрение этой проблемы в области подготовки специалистов юридических профессий (в первую очередь, для правоохранительных органов). Эффективность деятельности юриста в значительной мере определяется не только уровнем его профессионального умения, но и степенью профессионального сознания и самосознания личности, отношением к своей профессии. Указанная проблематика послужила отправной точкой для организации и проведения лонгитюдного научного исследования. Для изучения динамики личностного становления студентов-юристов в процессе подготовки к профессиональной деятельности (в части формирования психологической готовности) в 2006-2011 гг. на базе Института права, экономики и судебной экспертизы Московского университета МВД России, а также Московской службы судебных приставов нами проведено соответствующее научное исследование 1. Экспериментальная выборка составила 465 человек (в том числе студенты 1 курса — 85 чел.; 2 курса — 93 чел.; 3 курса — 78 чел.; 4 курса — 74 чел.; 5 курса—90 чел.; юристы (выпускники образовательных учреждений) — 45 чел.).

Для реализации целей и задач исследования использовалась совокупность общенаучных и психологических методов: теоретико-аналитический (контент-анализ); наблюдения и самонаблюдения; естественного констатирующего эксперимента; интервьюирования, анкетирования, психодиагностики (самохарактеристики; комплексные личностные опросники; праксиологический — оценка характера развития психологической готовности в учебной деятельности). Для определения психологических особенностей личности студентов был использован тест Р. Кеттелла (форма «А»); в целях исследования особенностей ценностно-ориентационной сферы личности студентов применялась методика МИЦ М. Рокича, адаптированная А. Готштраусом, А. А. Семеновым и В. А. Ядовым (вариант «Е»).

При изучении профессиональной уверенности студентов были использованы разработанная нами методика «Самооценка деловых и личностных качеств юриста»; методики «Изучение тенденций личностного развития» А. А. Реана, «Изучение факторов привлекательности профессии» В. А. Ядова в модификации Н. В. Кузьминой, А. А. Реана, «Изучение мотивов учебной деятельности» в модификации А. А. Реана, В. А. Якунина и анкета «Изучение удовлетворенности студентов выбором будущей профессии» В. П. Кутеева. Для обработки эмпирических данных применялись математические процедуры оценки

достоверности различий показателей, статистических связей, некоторые виды корреляционного анализа .

При проведении контент-анализа литературы нами было установлено, что психологическая готовность студентов к профессиональной деятельности является сложным комплексным образованием, сплавом компонентов, имеющих динамическую структуру: профессиональной уверенности, ценностных ориентаций, профессионально важных качеств личности, профессиональной компетентности, осознания престижа профессии. Степень сформи-рованности и единство данных компонентов служат критерием определения уровней психологической готовности студентов к профессиональной деятельности.

Для уточнения теоретических положений в эмпирическом исследовании изучались такие аспекты, как характер активности студентов в учебной деятельности (осмысленность, желание, самообразование); характер активности студентов в плане личностно-профессионального развития (самосовершенствование, саморазвитие); характер представленности у студентов моделей личности профес-сионала-юриста и его профессиональной деятельности; характер сформированности у них основных знаний и умений профессиональной юридической деятельности; степень сформированности профессионально важных качеств личности у будущих юристов.

Диагностика ценностных ориентаций как компонента психологической готовности осуществлялась по методике изучения ценностных ориентаций М. Рокича (МИЦ). Исследование особенностей ценностных ориентаций студентов каждого из пяти курсов обучения показало выраженную динамику развития от низкого до среднего уровня сформированности.

Для студентов-первокурсников ведущими терминальными ценностями выступают: наличие хороших и верных друзей, здоровье (физическое и психическое), материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений), любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком), активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни); инструментальными: независимость (способность действовать самостоятельно, решительно), воспитанность (хорошие манеры), образованность (широта знаний, высокая общая культура), аккуратность (чистоплотность, умение содержать в порядке вещи и дела), жизнерадостность (чувство юмора). При этом часто отвергаются такие терминальные ценности, как творчество (возможность творческой деятельности), исполнительность (дисциплинированность), честность (правдивость, искренность), самоконтроль (сдержанность, самодисциплина), смелость в отстаивании своего мнения, своих взглядов, а также некоторые инструментальные ценности — непримиримость к недостаткам в себе и других, чуткость (заботливость), высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания), широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки), эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе).

Анализируя характер выявленных отвергаемых и предпочитаемых ценностей первокурсников, можно констатировать следующее: доминирующую роль играют ценности, имеющие эмоционально-эстетическую направ-

ленность, тогда как ценности, свидетельствующие о важности профессионального и личностного роста, а также ПВК будущего юриста составляют большую часть отвергаемых ими ценностей, что позволяет говорить о низком уровне развития ценностно-ориентационного фактора психологической готовности, т. е. о его несформированности.

Обнаружение низкого уровня сформированности ценносто-ориентационного компонента у студентов младших курсов может быть объяснено, по нашему мнению, особенностями юношеского возраста, где ведущее место всегда остается за личностно ориентированными ценностями (любовь, друзья, счастливая семейная жизнь, здоровье и т. д.), а ценности профессионального, карьерного роста еще недостаточно актуализированы.

Ценностные ориентации значимо меняются к 4-5 курсам обучения. Так, терминальными ценностями становятся: продуктивная жизнь (максимальное использование своих возможностей, сил и способностей); любовь; наличие хороших и верных друзей; материально обеспеченная жизнь; интересная работа. Инструментальные ценности старшекурсников представлены образованностью (широта знаний, высокая общая культура); ответственностью (чувство долга, умение держать слово); аккуратностью (чистоплотность, умение содержать в порядке вещи и дела); эффективностью в делах (трудолюбие, продуктивность в работе); честностью (правдивость, искренность).

В число отвергаемых терминальных ценностей вошли красота природы и искусства; творчество (возможность творческой работы); свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках); уверенность в себе; развлечения. Инструментальные ценности составили непримиримость к недостаткам в себе и других; высокие запросы; чуткость (заботливость); терпимость (к взглядам и мнениям других); независимость (способность действовать самостоятельно).

Таким образом, в структуре предпочитаемых и отвергаемых ценностей произошли определенные изменения, а именно: 1) появляются значимые ценности (продуктивная жизнь, ответственность, эффективность в делах и честность); 2) в состав отвергаемых ценностей включены такие, как уверенность в себе и независимость, что свидетельствует о малой актуальности данных вопросов для студентов старших курсов и может быть объяснено вступлением их в период ранней взрослости. При этом все еще отвергается ценность «творчество», доминируют «любовь» и «наличие друзей».

Факт обнаружения у студентов старших курсов (4 и 5) среднего уровня сформированности ценностноориентационного компонента психологической готовности объясняется нами частым пренебрежением такими средствами достижения жизненных целей, как твердая воля, творчество, самоконтроль, терпимость и чуткость, что может являться следствием недостаточно развитой профессиональной уверенности.

Делая вывод об особенностях развития ценностных ориентаций студентов юридического факультета, можно утверждать недостаточную сформированность: 1) ценностных ориентаций профессионального и личностного роста (например, творчество, эффективность в делах, развитие, познание); 2) ориентаций на приоритетные каче-

Таблица 1

Усредненные значения диагностических факторов у студентов-юристов и юристов-профессионалов

по тесту Р. Кеттелла, в стенах

Факторы Студенты-юристы Юристы-профессионалы

1 курс 2 курс 3 курс 4 курс 5 курс

А 6,9 7,2 7 7,2 7,5 6,1

В 5,1 5,1 4,5 4,5 4,7 8,1

С+ 4,7 5,8 5,6 6 5,7 5,3

Е+ 5,8 6,3 6,2 6,7 7,2 4,5

Б 5,1 5 5,3 5,7 5,6 6,2

в+ 4,6 5 5,5 5,7 5,6 5,7

Н+ 5,6 5,9 6 6,7 7 6,1

I 6,5 6 5,9 6,1 6,2 6

Ь 7,4 6,4 7 7,7 7,7 5,2

М+ 4,6 4,7 4,8 4,9 5,2 5,5

N 5,3 5,7 5,6 5,6 5 6,2

О 6,2 6 5,9 6,1 6 6

01- 6,7 5,8 6,5 5,9 5,8 5,2

02 5,5 5,3 5,4 5,6 5,5 5,8

03 7 7,2 7,2 7 7,2 6,8

04- 6,5 5,8 5,8 6 5,9 5,3

Примечание. «+» — значимые различия с тенденцией к повышению (р < 0,05); «-» — значимые различия с тенденцией к понижению (р < 0,05).

ства и средства достижения высот в профессиональной деятельности юриста (исполнительность, самоконтроль, твердая воля, ответственность, честность).

Для исследования уровня развития личностных профессионально важных качеств юристов у студентов и профессионалов применялся 16-факторный личностный опросник Р. Б. Кеттелла (форма «А»). При этом в процедуре обработки проводилось объединение факторов в основные блоки: интеллектуальный (факторы В, М, 01); эмоционально-волевой (С, в, I, О, 03, 04); коммуникативный (А,

Н, Б, Е, 02, N Ь). Построение усредненных личностных профилей по всем курсам обучения и по группе юрис-тов-профессионалов позволило выявить значимые различия между ними по некоторым факторам (табл. 1).

Отмечены тенденции к повышению по следующим факторам:

— «С» (сила «Я » — слабость «Я») — оценки в интервале от 4,7 до 5,7 указывают на то, что студенты старших курсов в большей степени способны контролировать свое поведение и управлять своим настроением и эмоциями по сравнению со студентами младших курсов;

— «Е» (доминантность) — оценки в интервале от 5,8 до 7,2 свидетельствуют о хорошем балансе между доминантностью и подчиненностью у студентов младших курсов и явной развитой тенденцией к доминантности у студентов старших курсов, что свидетельствует о выраженном стремлении к самостоятельности;

— «в» (добросовестность, нормативность поведения) — оценки в интервале от 4,6 до 5,6 отражают средний уровень развития качества — хороший баланс между чувством долга и недобросовестностью, однако у студентов

младших курсов больше склонность к недобросовестности, тогда как у студентов старших курсов проявляется тенденция к исполнительности и ответственности, самоконтролю в поведении, установлению общечеловеческих ценностей;

— «Н» (социальная смелость, решительность) — оценки в интервале от 5,6 до 7 говорят о хорошем балансе между решительностью и застенчивостью у студентов младших курсов и развитой тенденции к социальной смелости, эмоциональной активности и общительности у студентов старших курсов;

— «М» (мечтательность-практичность) — оценки в интервале от 4,6 до 5,2 свидетельствуют о среднем «оптимальном» уровне развития практичности. Однако если у студентов младших курсов заметны такие качества, как мечтательность, нереалистичность, непрактичность, то студенты старших курсов проявляют большую практичность, умение полагаться на себя, самостоятельность и независимость;

— «Ь» (подозрительность-доверчивость) — оценки в интервале от 6,4 (2 курс) до 7,7 (остальные курсы) указывают на частое проявление у студентов 1-4 и 5 курсов таких качеств, как настороженность, недоверие, подозрительность, раздражительность, мнительность. Исключение составили студенты 2 курса, которые показали менее выраженную тенденцию к проявлению перечисленных качеств и большую развитость реалистичной подозрительности.

Прослеживаются тенденции к понижению по таким факторам, как:

— «01» (консерватизм-радикализм) — оценки в интервале от 6,7 до 5,8 отражают тенденцию к проявлению

радикализма, однако на младших курсах она более отчетлива, что проявляется в склонности к экспериментированию, большем разнообразии интеллектуальных интересов, стремлении к получению большей информации. Студенты старших курсов менее склонны к радикальным решениям, они больше убеждены в «правильности» преподносимой информации, проявляют больше консерватизма, толерантности, осторожности, более склонны к компромиссам и доверию авторитетам;

— «04» (напряженность-невозмутимость) — оценки в интервале от 6,5 до 5,9 позволяют говорить о том, что на первых курсах преобладает напряженность, проявляются такие качества, как нетерпеливость, большое число неудовлетворенных потребностей, некоторая эмоциональная неустойчивость, что можно связать с периодом адаптации к новым условиям. Студенты же старших курсов чаще проявляют такие качества, как терпение, выдержка, эмоциональная устойчивость.

Обследование группы юристов-профессионалов показало, что они при наличии социальной смелости, решительности, эмоциональности (6,2 «Н») характеризуются средним, с тенденцией к положительному полюсу, уровнем общительности (6,1 «А»); высоким уровнем интеллектуального развития, абстрактностью мышления (8,1 «В»); хорошим балансом между доминантностью и подчиненностью (4,5 «Е»); легкостью в восприятии действительности, активностью и оптимистичностью (6,2 «Б»); адекватной реалистичной подозрительностью (5,2 «Ь»), а также хорошим балансом между напряженностью и невозмутимостью (5,3 «04»).

Сравнительно-корреляционный анализ между групповым профилем профессионалов и групповыми профилями студентов по каждому курсу обучения выявил некоторые тенденции профессионально-личностного развития, а именно:

— очень слабую, незначимую связь между показателями по всем факторам у юристов-профессионалов с показателями студентов 1 (г = - 0,12) и 2 (г = - 0,8) курсов;

— слабую связь (г = - 0,29) соответствующих факторов у юристов с показателями у студентов 3 курса;

— умеренную связь, значимую связь (р < 0,05) соответствующих факторов у юристов с показателями у студентов 4 (г = - 0,37) и 5 (г = - 0,32) курсов.

Все коэффициенты корреляции имеют отрицательный знак, что говорит об обратной связи между показателями, которая имеет тенденцию к усилению с каждым курсом.

При анализе характера развития трех сфер (интеллектуальная, эмоционально-волевая и коммуникативная) об-

наруживаются незначительные различия в степени их развитости среди студентов всех курсов. Так, эмоциональноволевая сфера обнаруживает следующие характеристики: при наличии усиления с каждым курсом тенденции развития рационализма, исполнительности и ответственности, умения контролировать свое поведение у студентов чаще проявляются такие качества, как тревожность, озабоченность, зависимость, беспомощность, желание иметь поддержку со стороны других людей. Интерес представляют оценки по интеллектуальной сфере, которые свидетельствуют о среднем уровне ее развития, причем студенты младших курсов ненамного, но все же выше по степени выраженности интеллектуальных качеств, чем студенты старших курсов. Это можно объяснить личностными качествами, присущими студентам младших курсов, а именно — их большей открытостью новым знаниям, стремлением к их приобретению, склонностью к экспериментированию и некоторой мечтательностью. Коммуникативная сфера у студентов старших курсов имеет тенденцию к нарастанию коммуникативных качеств, таких как общительность, доброжелательность, открытость, социальная смелость, но все это на фоне возрастания подозрительности, расчетливости и стремления к доминантности. Этим не отличаются студенты младших курсов, у которых чаще проявляются такие качества, как стеснительность, застенчивость, подчиненность, сентиментальность, наивность.

Установлены значимые различия в развитии вышеуказанных сфер у студентов-юристов и юристов-профес-сионалов (табл. 2). Студенты на всех курсах по многим качествам, составляющим основу предрасположенности к профессиональной деятельности юриста, значительно удалены от юристов-профессионалов, и многие из их качеств с каждым курсом развиваются противоположно обнаруженным качествам профессионалов (исключение составляют качества эмоционально-волевого блока).

В целях исследования профессиональной уверенности студентов как системообразующего компонента психологической готовности нами использовалось несколько методик. Учитывая сложность изучения профессиональной уверенности, а также тот факт, что проявлением профессиональной уверенности человека служат его личностные качества, которые, преломляясь через профессиональные знания, демонстрируются в ситуации профессиональной жизни, изучение особенностей профессиональной уверенности студентов проводилось параллельно исследованию их ПВК.

При изучении особенностей когнитивного компонента профессиональной уверенности студентов мы при-

Таблица 2

Сравнительные результаты развития интеллектуальных, эмоционально-волевых и коммуникативных качеств,

по опроснику Р. Кеттелла, в стенах

Сфера Студенты Юристы

1 курс 2 курс 3 курс 4 курс 5 курс

Интеллектуальная 5,5 5,2 5,3 5,2 5,1 6,4

Эмоционально-волевая 5,8 6,0 6,0 6,2 6,2 6,3

Коммуникативная 5,9 5,8 5,8 6,4 6,6 5,2

менили анкету, где студенты должны были ответить на один вопрос в развернутой форме (открытая анкета): «Какими качествами должен обладать юрист-профессионал?» Полученные ответы подвергались контент-анализу в целях определения характера представленности у студентов «образа профессионала» и знаний ПВК юриста. В результате были обнаружены качественные различия в степени сформированности структурных компонентов психологической готовности студентов к профессиональной деятельности, которые позволили выделить ее уровни (низкий, средний, высокий).

Для выявления самооценки уровня развития деловых и личностных качеств юриста у студентов и профессионалов нами была создана одноименная методика, которая построена по аналогии с методикой «самооценки деловых и личностных качеств менеджера». Деловые и личностные качества юриста были выделены нами на основе профессиограммы следователя, а также на основе результатов пилотажного исследования ПВК в группе профессионалов (с использованием метода контент-анализа). Таким образом, в анкету было включено 30 деловых и личностных качеств. Испытуемым давалась инструкция оценить представленные качества по 10-балльной шкале (от 0 до 9) , где 9 баллов — самый высокий уровень развития качества, 0 — его полное отсутствие. При анализе полученных результатов нами выделялись средние оценки качеств у каждого испытуемого и по каждому качеству во всей выборке, что позволило судить о мнении самих студентов по поводу представленности у них ПВК юриста.

Помимо этого, нами была использована одна из разновидностей опросного метода — микросочинение на тему «Что я могу как будущий юрист?». Для обработки ответов был использован метод контент-анализа.

В целях изучения особенностей личностно-профессионального саморазвития студентов, а также для изучения характера сформированного у них «образа профессионала» мы использовали методику А. А. Реана «Изучение тенденций личностного развития».

Для изучения особенностей творческого компонента студентов использовалась анкета Н. Т. Селезневой «Самооценка уровня проектирования, моделирования и регуляции самосовершенствования: личного и профессионального», в которой представлены на выбор шесть суждений, соответствующих трем уровням отношения к процессу овладения умениями саморазвития.

Анализ динамики развития компонентов психологической готовности позволил выделить пять стадий ее развития, которые совпадают с пятью курсами обучения в вузе. Чтобы охарактеризовать существующие стадии развития психологической готовности, мы воспользовались приемом Ж. Гордон, которая представила модель развития карьерного становления профессионала через три основные сферы проявления: центральную деятельность, основные психологические проявления и первичные отношения.

Содержание формирования психологической готовности отчетливо проявляется в двух сферах «центральная деятельность» и «основные психологические проявления»: студент накапливает интеллектуальный багаж, вследствие чего развиваются профессиональная компетентность, ценностные ориентации, ПВК, профессиональная уверенность, а как следствие, и психологическая готовность к профессиональной деятельности (табл. 3).

Все выделенные стадии были охарактеризованы. Так, студенты первого курса, попадая в качественно новую социальную ситуацию, неизбежно проходят период адаптации, который выражается в привыкании к новым правилам и требованиям, а также предоставленным свободам, определении своего места в новом обществе (группе, курсе), налаживании межличностных отношений. На втором курсе, после этапа адаптации, центральной деятельностью выступает непосредственно сама учебная деятельность в силу актуальности потребности следования определенным в данной группе правилам, что выражается в таком психологическом проявлении, как подчиненность. Освоившись в новой ситуации, студенты третьего курса, осознав и привыкнув к правилам поведения в ситуации высшего профессионального обучения, начинают уделять больше времени личным занятиям, что ведет за собой структурирование личного времени и выработку собственного стиля поведения. Для студентов четвертого курса ведущей деятельностью становится осознание и определение своего места в будущей профессиональной деятельности. Это происходит в силу актуализации вопроса о пригодности к будущей профессиональной деятельности через первый практический опыт, который получает студент, проходя производственную практику. Осознав свои достоинства и недостатки как субъекта профессиональной юридической деятельности, которые были выявлены в ходе профессиональной прак-

Таблица 3

Стадии развития психологической готовности студентов-юристов к профессиональной деятельности

Сферы проявления Стадии развития психологической готовности

Стадия 1 Стадия 2 Стадия 3 Стадия 4 Стадия 5

Центральная деятельность Вхождение в новую социальную ситуацию Ученичество, следование правилам Структурирование личного времени (учеба-отдых) Определение (представление) себя в профессии. Первый практический опыт Выработка стратегии дальнейшей деятельности (профессионализации)

Основные психологические проявления Определение, адаптация, налаживание межличностных отношений Зависимость Выработка собственного стиля поведения Ответств енность Самосовершенствование (личное и профессиональное), саморазвитие и т. д.

тики, студент пятого курса стремится выстроить стратегию дальнейшего профессионального развития, самосовершенствования личного и профессионального, с целью достичь высокого уровня готовности к будущей профессиональной деятельности и успешно реализоваться в ней в последующем.

Основные выводы научного исследования можно сформулировать следующим образом:

1. Компоненты психологической готовности студентов к профессиональной деятельности обнаруживают различную динамику (гетерогенность развития) в процессе профессионального обучения в вузе:

— динамическая составляющая профессиональной уверенности студентов-юристов как субъективное отношение к профессиональной деятельности и к себе как профессионалу, находящаяся в период поступления в вуз на низком уровне развития, в большинстве случаев не достигает максимально возможного уровня, что в значительной степени влияет на формирование психологической готовности к профессиональной деятельности;

— содержательная структура ценностных ориентаций профессионально формирующейся личности сту-дента-юриста на стадии профессионального обучения в вузе обнаруживает динамику развития от низкого (1, 2, 3 курсы) до среднего (4, 5 курсы); проявляет регулирующую функцию в процессе развития профессиональноличностных качеств студентов;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— уровень сформированности профессионально важных качеств выпускников юридических факультетов не соответствует уровню сформированности профессионально важных качеств юристов-профессионалов. Развитие профессионально важных качеств студентов-юристов в процессе обучения в вузе обусловлено характером сформированности: когнитивного компонента (прагматичные представления студентов относительно образа будущей профессиональной деятельности и профессионала в данной области), мотивационного и эмоциональноценностного компонентов (наличие мотивов социального благополучия и признания, обусловленных желанием удовлетворения «потребностей в материальном и социальном положительном подкреплении», «потребностей нужды», по А. Маслоу); содержательной структуры ценностных ориентаций; осознания престижа профессии;

— понимание студентами-юристами престижа профессии является ведущей мотивационной составляющей на всех стадиях профессионального образования, получаемого с целью удовлетворить желание социального благополучия и признания. Мотивы внутреннего самосовершенствования и возможность творческой самореализации в профессии остаются в процессе личностно-профессионального роста студентов-юристов на втором плане.

2. Развитие психологической готовности будущих юристов носит уровневый и стадиальный характер. Объективно складываются: 1) низкий уровень психологической готовности студентов к профессиональной деятельности, который представлен слабо сформированной, расплывчатой, нецелостной структурой психологической готовности студентов к профессиональной деятельности, бедностью всех компонентов, формированием положительного отношения к юридической деятельности;

2) средний уровень, на котором отмечается совершенствование психологической готовности студентов к профессиональной деятельности как определенной целостности, происходит формирование его функций в регуляции деятельности и развитии личности будущего юриста;

3) высокий уровень психологической готовности студентов к профессиональной деятельности, характеризующийся целостностью системы, сформированностью всех ее компонентов, хорошо развитыми сильными взаимосвязями между ними. Динамика психологической готовности студентов к профессиональной деятельности представлена пятью стадиями развития, совпадающими с пятью курсами обучения в вузе, характеризующимися центральной деятельностью и основными психологическими проявлениями.

В качестве практических рекомендаций проведенного исследования может выступить следующий тезис: «Учет динамики психологической готовности студентов к предстоящей профессиональной деятельности должен быть положен в основу организации учебно-воспитательного процесса в вузе».

Результаты научного исследования динамики личностного становления студентов-юристов в процессе подготовки к профессиональной деятельности позволяют наметить пути оптимизации подготовки специалистов, в конечном счете с высокой степенью надежности формировать психологическую готовность студентов к профдея-тельности.

1 Xapumudu Д. П. Психологическая готовность студентов-юристов к профессиональной деятельности // Вестник Московского университета МВД России. 2010. № 1. С. 17-18.

2 Петров В. E. Психологическая диагностика : учеб. пос. Домодедово, 2008. 365 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.