[6] Гильмутдинова, Р.У. Программа и методики эмпирического исследования социально-психологических детерминант развития креативной компетентности студентов. Учебно-методическое пособие / Р.У. Гильмутдинова; под ред. проф. В.С. Агапова. - М.: МААН, 2015. - 68с.
[7] Зимняя, И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия / И. А. Зимняя. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. - 38с.
[8] Касаткина, Д.А. Содержательные аспекты проявления и функции силы Я специалиста /Д.А. Касаткина // Акмеология. - 2014. - № 3-4 (Специальный выпуск). - С. 80-81.
[9] Каширин, В.П. Тренды современной науки: проблемное поле социально-психологических исследований / В.П. Каширин // Акмео-логия. - 2015. - № 1. - С. 50-56.
[10] Ковалев, В.В. Акмеологическая система развития наблюдательности студентов-психологов / В.В. Ковалев // Акмеология. - 2011. -№ 1. - С. 32-39.
[11] Корчемный, П.А. Акмеологическая составляющая компетент-ностного подхода в образовании / П.А. Корчевный // Акмеология. -2014. - № 4. - С. 118-124.
[12] Ломов, Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Б.Ф. Ломов. - М.: Наука, 1999. - с. 77-79.
[13] Пачина, Н.Н. Развитие полипрофессиональной компетентности субъекта высшей школы / Н.Н. Пачина // Акмеология. - 2012. - № 2. -С. 49-54.
[14] Селюч, М.Г. Системная детерминация развития творческого Я / М.Г. Селюч. - Благовещенск: БГПУ, 2007. - 71с.
[15] Селюч, М.Г. Системная концепция творческого Я руководителя образовательного учреждения: автореф. дис. ... д-ра. психол. наук: 19.00.01 / Селюч Марина Григорьевна. - М., 2008. - 38с.
CORRELATES OF SOCIO-PSYCHOLOGICAL DETERMINANTS WITH STUDENTS' CREATIVE COMPETENCE
Rada U. Gilmutdinova, postgraduate of the Acmeology and Psychology of Professional Activity Department, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration; 84, Vernadskiy prospect, Moscow 119606, Russia; e-mail: ra-da_kaz@mail.ru Valeriy S. Agapov, Doctor of Psuchology, Professor of the Acme-ology and Psychology of Professional Activity Department, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration; 84, Vernadskiy prospect, Moscow 119606, Russia; e-mail: agapov.vs@mail.ru
Abstract
The article contains analysis of interdisciplinary research of students' creative competence and its socio-psychological determinants. The basic theoretical principles, which reveal the genesis of the studied problem, its essential features, psychological structure, criteria, indicators and levels of students' creative competence are presented. There was carried out an empirical verification of the worked out theoretical model of the studied complex phenomenon. The author presents the results of empirical research regarding the interconnections of socio-psychological determinants and indicators of students' creative competence; summarizes empirical evidence on the significant correlations of socio-psychological determinants with students' creative competence's structural indicators, which allows to justify the forms and methods of socio-psychological support of the studied complex phenomenon formation.
Key words: theoretical model, determination, socio-psychological determinants, competence based approach, competence, creative competence, creativity, creation, socio-psychological support, psychological structure, interdisciplinarity, risk tolerance, the power of "I", spontaneity, curiosity, the power of intuition, empathy, impulsivity, rigidity.
УДК - 159.9.07
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ ПО РАЗВИТИЮ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ
Горшков Евгений Андреевич (Арзамас, Россия) - кандидат психологических наук, доцент, Арзамасский филиал ННГУ; ул. К. Маркса, 36; psyagpi@mail.ru
Троицкая Ирина Юрьевна (Арзамас, Россия) - кандидат психологических наук, доцент, Арзамасский филиал ННГУ; ул. К. Маркса, 36; troiska@mail.ru
Аннотация
В статье рассматривается проблема формирования внутренней мотивации учебной деятельности студентов. Анализируется работа психолого-педагогической службы, приводятся данные исследования мотивационной сферы студентов. Ключевые слова: мотивация учения, внутренняя мотивация, внешняя мотивация, психолого-педагогическая служба, психологический тренинг.
В условиях совершенствования системы высшего профессионального образования, в процессе внедрения новых стандартов обучения, основанных на таких подходах как системно-деятельностный, компетентностный и вариативный, необычайно актуальным становится вопрос о мотивации деятельности студентов. Овладение профессиональными компетенциями невозможно без наличия у студента четкой иерархии мотивов учебно-профессиональной деятельности. Поэтому становление студента как субъекта учебной деятельности предполагает развитие мотивационной сферы личности. Проблема мотивации поведения и деятельности является одной из центральных для отечественной психологии. Значительное число исследований посвящено изучению мотивационной структуры студентов в вузе (Т.А. Иванова, А.К. Маркова, В.И. Чирков), подробно исследован вопрос о взаимосвязи динамики мотивации учения студентов и смены видов деятельности учения (М.В. Овчинников, С.А. Пакулина), проблема условий развития учебной мотивации (А.П. Чернявская).
Многочисленные исследования психологов в русле дея-тельностного подхода показывают, что мотив это не самопорождающееся явление, а результат деятельного отношения к предмету активности [4]. Следовательно, встает вопрос о необходимости развития положительной внутренней мотивации учения студентов, которая является условием эффективного обучения в вузе. Значительная роль в процессе исследования и развития мотивационной сферы студентов отводится психолого-педагогической службе.
Психолого-педагогическая служба Арзамасского филиала ННГУ (АФ ННГУ) является важным структурным компонентом учебно-воспитательного процесса в филиале. Одним из основных направлений работы психолого-педагогической службы АФ ННГУ является работа по изучению и формированию профессиональной мотивации студентов филиала на различных этапах обучения.
Принимая точку зрения Овчинникова М.В. [5], весь период обучения в вузе можно разделить на три этапа (начальный, основной, заключительный), которые отличаются не только организационными характеристиками деятельности студентов, но и различиями в мотивационной сфере обучающихся. В исследованиях Г.В. Икрина (1998), С.А. Пакулиной (2004), М.В. Овчинникова (2008) выделен ведущий вид мотивации на всех этапах обучения в вузе: учебно-познавательная (1-2 курс), учебно-исследовательская (3-4 курс) и учебно-профессиональная (4-5 курс).
Целью нашего исследования стало изучение двух групп мотивов учения - внутренних и внешних, так как именно данные виды мотивации описывают детерминацию деятельности. Внешняя мотивация (экстринсивная) не связана с содержанием учебной деятельности, обусловлена внешними по отношению к субъекту обстоятельствами. Внутренняя мотивация (интринсивная) связана с содержанием деятельности и переживается субъектом деятельности как состояние радости, удовольствия и удовлетворения от самого процесса учения [4].
Именно внутренняя мотивация, согласно фундаментальным исследования психологов (Пакулина С.А., Чирков В.И.), имеет прямое отношение к приобретаемым в процессе обучения компетенциям.
Для исследования мотивации студентов была выбрана методика «Мотивация учения студентов педагогического вуза» Пакулиной С.А., Кетько С.М. Результаты методики использовались при разработке мотивационного тренинга и для оценки прогноза социального развития личности студента.
Диагностика мотивационной сферы студентов проводилась в течение 2011-2013 гг. среди студентов 1-5 курсов
всех факультетов филиала (объем выборки - 400 человек), благодаря чему мы получили достоверные данные динамики мотивации учебной деятельности.
С первых дней обучения в АФ ННГУ студенты сталкиваются со множеством проблем, снижающих мотивацию. Согласно данным нашего исследования, на первом этапе обучения бывшие абитуриенты в первую очередь сталкиваются с проблемой социально-психологической адаптации: отрицательные переживания в связи с уходом из школьного коллектива; необходимость построения новой системы взаимоотношений со сверстниками и преподавателями; неопределенность мотивации выбора профессии, недостаточная психологическая подготовка к ней; неумение осуществлять психологическое саморегулирование поведения и деятельности; поиск оптимального режима труда и отдыха в новых условиях; налаживание быта и самообслуживания; смена форм средств и методов обучения; отсутствие навыков самостоятельной работы и др. [1] Тем не менее, приблизительно у 80% студентов филиала преобладает внутренняя мотивация учения. Именно внутренняя мотивация, выраженная в непосредственном интересе к профессиональным компетенциям, является релевантной, соответствующей выбору педагогической профессии. Сотрудниками психолого-педагогической службы на 1-2 курсах проводится работа, направленная на адаптацию студентов к новым социально-психологическим условиям, повышению групповой сплоченности в студенческих группах, снижению личностной тревожности в период первой сессии. Для решения поставленных задач была разработана программа тренинговых занятий, в которых принимают участие кураторы групп. Как показывает динамика мотивации студентов создание благоприятной атмосферы учения способствует сохранению положительной внутренней мотивации у большинства (79%) студентов.
К третьему курсу - основному этапу обучения существенно снижаются показатели внутренней мотивации к учебной деятельности. Приблизительно у 35% студентов АФ ННГУ доминирующей мотивация учения становится внешняя, нерелевантная мотивация. На наш взгляд это обусловлено новой педагогической ситуацией, в которой оказываются студенты: получение второго высшего образования; трудоустройство в сферах не связанных с педагогической деятельностью; трудности освоения профильных дисциплин на факультете; выход студентов на педагогическую практику в образовательные учреждения и знакомство с особенностями педагогической профессии. Среди основных причин снижения мотивации следует также отметить отсутствие вариативности в выборе преподавателем форм и средств обучения; однонаправленная система оценивания, без обратной связи со стороны студентов; использование форм изложения материала, не стимулирующих познавательного интереса; разочарование в собственном выборе профессии, эмоциональное истощение. Основным направлением работы психолого-педагогической службы на 3 курсе является реализация программы тренин-говых занятий, посвященных прохождению педагогической практики. Студенты знакомятся с особенностями применения различных стилей и видов педагогического общения, участвуют в ролевых играх, имитирующих ситуации взаимодействия учителя и учеников.
На заключительном этапе обучения студенты включаются в учебно-профессиональную деятельность, что отражается на показателях мотивации - около 65% студентов обладают выраженной внутренней мотивацией учебно-профессиональной деятельности. Поэтому главным направлением работы психолого-педагогической службы на заключительном этапе обучения заключается в создании благоприятных условий в процессе овладения студентами системой профессиональных компетенций педагога. Сотрудники службы проводят семинар, представленный системой психолого-педагогических тренинговых упражнений, целью которых является создание имиджа будущего педагога.
Таким образом, психолого-педагогическая служба имеет возможности формирования внутренней положительной мотивации студентов, работа в данном направлении довольно плодотворна. Для формирования внутренней мотивации необходима слаженная работа психологической службы с преподавателями, кураторами студенческих групп, направленная на создание ситуаций достижения успеха, стимуляцию познавательной активности студентов, развитие их творческого
потенциала. Одним из наиболее эффективных методов формирования мотивации студентов является психологический тренинг.
Литература
[1]. Бобылев, Е.Л., Горшков, Е.А. Психолого-педагогическое сопровождение студентов-первокурсников в образовательной среде АФ ННГУ [Электронный ресурс] / Материалы IV Международной научно-практической конференции «Психологическое сопровождение образования: теория и практика» // http://mosi.ru/en/node/3444
[2]. Богословская, О. Мотивация получения высшего образования в контексте выбора профессии // Высшее образование в России. 2006. № 5.
[3]. Дубовицкая, Т. Д. К проблеме диагностики учебной мотивации // Вопросы психологии. 2005. № 1.
[4]. Кетько, С.М., Пакулина, С.А. Методика диагностики мотивации учения студентов педагогического вуза [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование http://www.psyedu.nj/files/ articles/1657/pdf_version.pdf
[5]. Овчинников, М.В. Динамика мотивации учения студентов педагогического вуза и её формирование. Дисс. ... канд. психол. наук. 2008.
[6]. Троицкая, И.Ю. Опыт организации психолого-педагогической службы в современном вузе / И.Ю. Троицкая // Личность. Культура. Общество. - 2009. - T.XI. - № 2. - С. 404-408.
[7]. Троицкая, И.Ю. Психологическое сопровождение профессионально-личностного развития педагога / И.Ю. Троицкая, Н.В. Ястребцева // Акмеология. - 2014. - № 3-4. - С. 168-170.
[8]. Чирков, В.И. Самодетерминация и внутренняя мотивация поведения человека // Вопросы психологии. 1996. № 3.
[9]. Чернявская, А.П. Условия развития мотивации учебной деятельности студентов // Ярославский педагогический вестник - 2012 -№ 2 - Том II.
PSYCHOLOGICAL SERVICES ACTIVITY FOR THE DEVELOPMENT OF STUDENTS MOTIVATION
Gorshkov Evgeniy Andreevich (Arzamas, Russia) - Ph.D. Ps., Associate Professor, Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod, Arzamas branch, K. Marksa st., 36; psyagpi@mail.ru Troickaya Irina Yurievna Arzamas, Russia) - Ph.D. Ps., Associate Professor, Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod, Arzamas branch, K. Marksa st., 36; troiska@mail.ru
Abstract
The problem of intrinsic motivation formation of student's educational activity is reviewed. The psychological service's working is analyzed, the data of students motivational sphere research are presented. Key words: studies motivation, intrinsic motivation, extrinsic motivation, psychological service, psychological training.
УДК 378.1
ДИДАКТИЧЕСКИ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЭКОЛОГО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ГУМАНИТАРНОГО ВУЗА1
Гришаева Юлия Михайловна - доктор педагогических наук, кафедра безопасности жизнедеятельности, Московский городской педагогический университет, 2-ой Сельскохозяйственный проезд, д. 4, Москва, Россия, 129226; e-mail: j.m.g@mail.ru, тел.: +7 (916) 909-93-69
Косоножкин Валентин Иванович - кандидат сельскохозяйственных наук, кафедра общей и региональной геоэкологии, Московский государственный областной университет, ул. Радио, д. 10а, Москва, Россия,105005; e-mail: val80872683@yandex.ru тел.: 8(495) 688-19-23
Ксенофонтов Евгений Андреевич - аспирант, кафедра безопасности жизнедеятельности, Московский городской педагогический университет, 2-ой Сельскохозяйственный проезд, д. 4, Москва, Россия, 129226; e-mail: ysohik@gmail.com тел.: +7 (916) 905-763-39-33
Статья подготовлена при поддержке РГНФ «Экология человека: фактор культуры. Развитие экологической культуры детей и молодежи в информационном обществе» (номер проекта 13-06-00479).