Научная статья на тему 'Акмеологические детерминанты развития мотивации учебно-профессиональной деятельности в вузе'

Акмеологические детерминанты развития мотивации учебно-профессиональной деятельности в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
81
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Акмеология
Область наук
Ключевые слова
АКМЕОЛОГИЧЕСКИЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ / ACMEOLOGICAL DETERMINANTS / МОТИВАЦИЯ УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВУЗЕ / MOTIVATION TRAINING AND PROFESSIONAL ACTIVITIES AT THE UNIVERSITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лях Татьяна Ильинична, Полина Марина Валерьевна

В статье рассматриваются акмеологические детерминанты развития мотивации учебно-профессиональной деятельности в вузе: становление студентов как субъектов собственной учебно-профессиональной деятельности и как субъектов мотивационной сферы этой деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACMEOLOGICAL DETERMINANTS OF MOTIVATION OF EDUCATIONAL AND PROFESSIONAL ACTIVITY IN HIGH SCHOOL

The article examines the determinants of motivation acmeological educational and professional activities in high school: formation of students as subjects of their own educational and professional activities and as subjects of motivational sphere of activity.

Текст научной работы на тему «Акмеологические детерминанты развития мотивации учебно-профессиональной деятельности в вузе»

вышают показатели школьниц, не занимающихся пением. У музыкально одаренных учащихся формируется структура музыкальной одаренности (музыкальность, духовность, креативность и интеллект). С увеличением возраста одаренных респондентов количество значимых связей возрастает. Наличие корреляционных связей у музыкально одаренных школьниц может свидетельствовать о том, что музыкальность является системообразующим компонентом в структуре музыкальной одаренности. Разработанная программа развития музыкальной одаренности в процессе вокально-хоровой деятельности позволяет говорить о целесообразности ее использования в массовой школе и в системе дополнительного образования.

В целом выполненное исследование подтвердило выдвинутую гипотезу. В то же время исследование поставило ряд вопросов, намечающих перспективы дальнейших исследований по данной проблеме. К их числу, в частности, следует отнести изучение гендерных различий музыкально одаренных школьников, выявление роли и значения в вокально-хоровой деятельности духовной составляющей и другие.

Литература

[1]. Деркач А.А., Гагарин А.В., Степанова Л.А. Акмеология: наука, практика, образование // Акмеология. № 3-4 (специальный выпуск). 2014. С. 22-27.

[2]. Капустина, А.Н. Многофакторная личностная методика Р.Кеттелла / А.Н.Капустина. СПб.: Речь, 2004. 104 с.

[3]. Кирнарская Д.К.Теоретические основы и методы оценки музыкальной одаренности: дис. ... д-ра психол. наук / Дина Константиновна Кирнарская. - М., 2006. - 373 с.

[4].Ларионова Л.И. Интеллектуальная одаренность и культурно-психологические факторы ее развития: дисс. . д-ра психол. наук / Людмила Игнатьевна Ларионова. - Иркутск, 2002. - 420 с.

DEVELOPMENT OF THE MUSICAL GIFTEDNESS

Loseva Svetlana Nikolaevna (Irkutsk, Russia) - Cand. Ps., Senior Lecturer of musical education, State University of Irkutsk Pedagogical Institute, Karl Marx Street, 1, Loseva@bk.ru

Abstract

According to our idea about the structure of the musical giftedness as an integral formation in the article we stating and discussing the results of the empirical work and it development in the process of the voice and choral activities.

Key words: musical giftedness, the voice and choral activities.

УДК 159.9

АКМЕОЛОГИЧЕСКИЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ РАЗВИТИЯ МОТИВАЦИИ УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВУЗЕ

Лях Татьяна Ильинична - кандидат психологических наук, профессор кафедры специальной психологии ТГПУ им. Л.Н. Толстого; пр. Ленина, 125, Тула, Россия, 300028; e-mail talyakh@ yandex.ru

Полина Марина Валерьевна - кандидат психологических наук, доцент кафедры специальной психологии ТГПУ им. Л.Н. Толстого; пр. Ленина, 125, Тула, Россия, 300028; e-mail marlyakh@ yandex.ru

Аннотация

В статье рассматриваются акмеологические детерминанты развития мотивации учебно-профессиональной деятельности в вузе: становление студентов как субъектов собственной учебно-профессиональной деятельности и как субъектов мотивационной сферы этой деятельности.

Ключевые слова: акмеологические детерминанты, мотивация учебно-профессиональной деятельности в вузе.

Современная профессиональная подготовка в вузе связана с рядом инновационных преобразований, изменяющих систему устоявшихся ориентиров в оценке качества этой подготовки. Свое отражение данные процессы находят в новых образовательных стандартах высшего профессионального образования и психолого-педагогической литературе, посвященной профессиональному обучению в вузе (А.А. Деркач,

В.С. Агапов, В.Г. Зазыкин, И.А. Зимняя, О.В. Москаленко, Е.В. Селезнева, Л.А. Степнова, А.В. Гагарин и др.). По-прежнему ориентиром в оценке качества профессиональной подготовки в вузе выступает изучение и развитие мотивации профессионального обучения в вузе. Одним из конкретных вариантов подобного исследования может служить изучение и развитие мотивации учебно-профессиональной деятельности в вузе. Множество детерминант, достаточно подробно рассматриваемых в психолого-педагогических исследованиях, определяет успешность развития данной мотивации. Вместе с тем, гораздо меньше внимания уделяется изучению акмеоло-гических детерминант, влияющих на становление мотивации учебно-профессиональной деятельности в вузе.

Среди этих детерминант можно выделить два акмеоло-гических условия: становление студентов как субъектов собственной учебно-профессиональной деятельности и как субъектов мотивационной сферы этой деятельности. Остановимся на анализе каждой из этих взаимосвязанных акмеологических детерминант.

Исходной акмеологической детерминантой выступает становление студентов как субъектов собственной учебно-профессиональной деятельности. Это предполагает освоение учащимися данной деятельности в единстве ее структурных компонентов, к которым относятся учебные задачи, учебные действия, действия контроля и действия оценки. Данные категории, подробно рассмотренные применительно к школьному обучению в теории учебной деятельности Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова, очень редко используются в характеристике учебного процесса в вузе. Вместе с тем, логика развития учебной деятельности в средней школе должна подготавливать переход студентов к учебно-профессиональной деятельности в вузе.

В современных исследованиях по психологии и педагогике высшей школы (А.А. Вербицкий, С.Д. Смирнов, М. В. Буланова-Топоркова и др.) при характеристике видов деятельности студентов вуза в контексте современных инновационных процессов, как правило, употребляются категории учения, учебно-профессиональной деятельности, профессиональной деятельности, профессионального учения, научно-исследовательской деятельности, учебно-исследовательской деятельности, производственной деятельности, учебно-воспитательной деятельности и т.п. При этом учебно-профессиональная деятельность выступает в качестве стержневой деятельности для всех остальных видов деятельностей, выполняемых студентами в вузе. В рамках данного вида деятельности решаются следующие взаимосвязанные задачи: 1) корректировка у первокурсников имеющегося уровня сформированности учебной деятельности, соответствующей старшему школьному возрасту; 2) формирование умения учиться в вузе в том понимании, как это дается в теории учебной деятельности; 3) становление основ будущей профессиональной деятельности и профессионального самообразования, элементы которых все больше присутствуют в обучении на старших курсах.

Однако стандарты высшего образования по-прежнему не достаточно внимания уделяют развитию компетенций, связанных с освоением структурных компонентов учебно-профессиональной деятельности в вузе. В большей степени рассматриваются действия контроля и оценки, характеризующие результаты, а не процесс выполнения этой деятельности. Поэтому возникает необходимость разработки инновационных учебно-методических рекомендаций для вузов по освоению студентами учебно-профессиональной деятельности в вузе в единстве ее содержательных и структурных компонентов.

Если первая акмеологическая детерминанта, способствующая развитию мотивации учебно-профессиональной деятельности, так или иначе, упоминается в психолого-педагогических исследованиях, то связанная с ней вторая акме-ологическая детерминанта практически не отмечается в работах педагогов и психологов. В тоже время, указывается на необходимость формирования у студентов способности к профессиональному и личностному саморазвитию и самосовершенствованию. Данные способности без должной мотивации к деятельности саморазвития и самосовершенствования в полной мере не могут быть развиты. Становясь субъектом мотивационной сферы собственной учебно-профессиональной деятельности, студент приобретает мотивацию к совершенствованию не только этой мотивации, но и мотивации к деятельности саморазвития и самосовершен-

ствования. Студент как субъект мотивационной сферы собственной учебно-профессиональной деятельности должен уметь: анализировать свою мотивационную сферу с точки зрения ее содержания (различных побуждений) и с точки зрения структуры (иерархии этих побуждений). Это включает в себя отработку у студентов системы специфических действий, выполняемых с побуждениями в мотивационном пространстве учебно-профессиональной деятельности: действий анализа мотивационной сферы, действий соотнесения мотивационных побуждений, составляющих мотивационное пространство и, наконец, действий конструирования мотивационной сферы.

Для становления и реализации в практике вузовского образования перечисленных акмеологических детерминант необходима разработка инновационных учебно-методических материалов. В особой мере для этого подходят психологические дисциплины, изучаемые как в статусе базовых, так и в статусе вариативных курсов в соответствии со стандартами высшего образования. Данные инновационные учебно-методические материалы могут включать в себя учебные пособия, рабочие и диагностические тетради.

Литература

[1]. Гагарин А.В. Образовательная рефлексия в профессиональной подготовке бакалавров психологии // Акмеология. № 3. 2013. С. 54— 59.

[2]. Деркач А.А. Методологические и прикладные проблемы обучения студентов-психологов // Акмеология. № 1. 2014. С. 6-15.

[3]. Маркова А.К. Психология профессионализма. - М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996.

[4]. Полина М.В. Лях Т.И. Смыслообразующие мотивы учебно-профессиональной деятельности студентов-психологов как фактор их профессионального становления в вузе // Акмеология. № 1-2 (специальный выпуск). 2014. С. 137-138.

ACMEOLOGICAL DETERMINANTS OF MOTIVATION OF EDUCATIONAL AND PROFESSIONAL ACTIVITY IN HIGH SCHOOL

Lyakh Tatyana Ilinichna - Candidate of Psychological Sciences, Professor, Department of special psychology TSPU named after L.N.Tolstoy; Lenin Ave, 125, Tula, Russia, 300028; e-mail talyakh@ yandex.ru

Marina V. Polina - Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor, Department of special psychology TSPU named after L.N.Tolstoy; Lenin Ave, 125, Tula, Russia, 300028; e-mail marlyakh@yandex.ru

Abstract

The article examines the determinants of motivation acmeological educational and professional activities in high school: formation of students as subjects of their own educational and professional activities and as subjects of motivational sphere of activity. Key words: acmeological determinants, motivation training and professional activities at the university.

УДК 159.928.22

СОЦИАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ СУБЪЕКТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ ПСИХОЛОГО-ПРАВОВОГО ПОТЕНЦИАЛА)

Марков Василий Николаевич - доктор психологических наук, доцент, Академия при Президенте РФ (РАНХиГС), профессор кафедры акмеологии и психологии профессиональной деятельности; e-mail v_n_markov@mail.ru, тел.: +7 (903) 235-83-16 (моб), +7(499)241-18-24(дом)

Аннотация.

В статье представлено определение социального потенциала и его разновидности, психолого-правового потенциала субъекта деятельности, рассматриваемой в рамках традиционной для отечественной психологии структуры деятельности. Для операционализации понятия психолого-правового потенциала предлагается использовать авторскую структурно-аддитивную модель оценки потенциала, которая иллюстрируется на примере отношения к правилам дорожного движения.

Ключевые слова: деятельность, мотив, способность, социальность, потенциал субъекта, социальный потенциал, психолого-правовой потенциал, структурно-аддитивная модель.

Работа выполнена при поддержке гранта РГНФ № 14-06-00677 Темпоральные характеристики профессиональной карьеры.

Задачи развития, социальные или индивидуальные, исследуемые в рамах акмеологии, обычно предполагают определенные позитивные изменения на обозначенных уровнях. Инструментом этих изменений выступает деятельность субъекта, которая в отечественной психологии рассматривается в рамках идей, предложенных А.Н.Леонтьевым. Причем мотив деятельности, выступающий по А.Н. Леонтьеву в качестве её терминальной цели, вполне справедливо увязывается с удовлетворением потребностей человека, в то время как целенаправленные действия в рамках решения задач деятельности позволяют рассматривать её как социальное образование, поскольку не только способствуют реализации индивидуального мотива, но и имеют важное социальное значение, позволяя обеспечить развитие общества в ходе удовлетворения индивидуальных потребностей. Например, преподавание как действие состоит в обучении других людей, однако это социальная задача, а на личном уровне важной причиной, побуждающей к преподавательской деятельности, является стремление заработать на жизнь, желание передать свои знания и опыт подрастающему поколению или тяга к совместному познанию нового и самореализации, реализующиеся в различных пропорциях, в зависимости от индивидуальности преподавателя и социального контекста. Такое переплетение индивидуального и социального в рамках деятельности позволяет выделить в её реализации некоторые типичные противоречия, исследование которых требует использования специального понятия - социального потенциала субъекта деятельности.

Ключевым противоречием деятельности, как представляется, является «релятивизм масштабов» её составных элементов. Если для субъекта деятельности высшим уровнем, на котором осуществляется её регуляция, является уровень мотива, то для социума важнейшей составной частью деятельности являются решаемые в её ходе задачи, значимость которых обычно выходит за рамки того, что понимает под ними сам субъект деятельности и становится важным элементом социального разделения труда, способствующего развитию всего общества. В этом плане задачи деятельности теряют подчиненное реализации мотива значение и обретают куда больший, уже социальный по своей природе масштаб. Поэтому, если с точки зрения субъекта результатом деятельности становится удовлетворение его мотивов, то с позиций общества та же самая деятельность способствует решению определенных общих задач, которые и определяют её социальную значимость. Понятно, что такая двойственность приводит к естественному возникновению в рамках деятельности производных от описанного противоречий. В их основе лежит принципиальное решение о том, что важнее, общество или личность, вопрос о котором со всей остротой поставили эпоха Возрождения и Новое время и ответ на который, кроме исторического контекста, существенно зависит от культуры, сложившейся в обществе.

Не ставя перед собой задачи решения этой глобальной проблемы, отметим, что доминирование личности над обществом обеспечивает максимальную индивидуальную отдачу в ходе выполнения деятельности (ведь при этом речь идет в первую очередь о реализации личностно-значимого мотива), однако существенно усложняет интеграцию деятельности в социальное развитие, требуя особенно эффективных приемов и способов социального управления (на всех уровнях - в экономике, политике, культуре и т.д.), что достижимо далеко не всегда. В случае отсутствия необходимой в такой ситуации культуры управления индивидуальная эффективность не трансформируется в эффективность социальную, наглядно демонстрируя справедливость пословицы «кто в лес, кто по дрова». Итогом же вполне может стать социальная дезинтеграция, примером которой является судьба СССР. Противоположная ситуация доминирования социального интереса над личным, как хорошо известно из истории нашей страны, способствует подавлению индивидуальной инициативы и снижению ответственности, что в конечном итоге, на

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.