Научная статья на тему 'ТРЕНИНГ В КОРРЕКЦИИ САМООЦЕНКИ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ'

ТРЕНИНГ В КОРРЕКЦИИ САМООЦЕНКИ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЛАДШИЙ ПОДРОСТОК / ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / САМООЦЕНКА / КОРРЕКЦИЯ / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Скавычева Елена Николаевна, Калугина Анастасия Сергеевна

В данной статье раскрываются сущность и особенности самооценки младших подростков с задержкой психического развития, а также описаны возможности социально-психологического тренинга как средства ее коррекции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Скавычева Елена Николаевна, Калугина Анастасия Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRAINING IN SELF-ASSESSMENT CORRECTION OF YOUNGER TEENAGERS WITH MENTAL DEVELOPMENT DELAY

This article reveals the essence and characteristics of self-esteem of younger adolescents with mental retardation, and also describes the possibilities of socio-psychological training as a means of its correction.

Текст научной работы на тему «ТРЕНИНГ В КОРРЕКЦИИ САМООЦЕНКИ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ»

взрослого, после словесного описания характерных черт персонажей, способны искать средства выражения образов в ролевых играх. В то же время дети недостаточно владеют техникой целостно-пластического включения образов воображения во внешнюю форму. Недостаточное формирование предпосылок для развития творческого воображения также является особенностью творческого мышления детей с задержкой психического развития.

Выводы. Таким образом, творческое мышление у младших школьников с задержкой психического развития формируется со значительным запаздыванием и имеет качественное своеобразие. С одной стороны, творчество зависит от качества сформированности восприятия, памяти, мышления, речи, с другой - оно способствует развитию этих процессов, создавая основу для образных действий.

Аннотация. В данной статье актуализируется необходимость развития творческого мышления младших школьников с задержкой психического развития. Кроме того, рассматриваются особенности творческого мышления младших школьников с задержкой психического развития.

Ключевые слова: задержка психического развития, младший школьный возраст, творческое мышление, развитие.

AnMtation. This article actualizes the need for the development of creative thinking in junior schoolchildren with mental retardation. In addition, the features of creative thinking of junior schoolchildren with mental retardation are considered.

Keywords: mental retardation, primary school age, creative thinking, development.

Литература:

1. Бондарева О.С. Особенности творческого воображения у детей с задержкой психического развития // Молодой ученый. - 2015. - № 21. - С. 697-700.

2. Лубовский В.И., Новикова Г.Р., Шалимов В.Ф. Принципы диагностики психического дизонтогенеза и клиническая систематика задержки психического развития // Дефектология. - 2011. - № 5. - С. 17-26.

3. Шамарина Е.В., Чернухина Е.Е. Особенности познавательной деятельности и эмоциональной сферы младших школьников с задержкой психического развития // Коррекционная педагогика. - 2005. - № 4. -С. 26-33.

УДК 376

ТРЕНИНГ В КОРРЕКЦИИ САМООЦЕНКИ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ

ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

кандидат педагогических наук, доцент Скавычева Елена Николаевна Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Российский государственный профессионально-педагогический университет (г. Нижний Тагил);

студентка Калугина Анастасия Сергеевна Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Российский государственный профессионально-педагогический университет» (г. Нижний Тагил)

Постановка проблемы. В настоящее время все больше отмечается рост детей, имеющих проблемы в развитии адекватной самооценки, особенно это очевидно среди детей с задержкой психического развития. В.В. Давыдов в Российской педагогической энциклопедии представляет самооценку как элемент самосознания, характеризующийся эмоционально насыщенными оценками самого себя как личности, собственных способностей, нравственных качеств и поступков; важный регулятор поведения. Самооценка определяет взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Тем самым самооценка влияет на эффективность любого вида деятельности ребенка с проблемами и развитие его личности [4, с. 308].

Изложение основного материала исследования. Понятие «задержка психического развития» применяется в отношении детей со слабо выраженной органической или функциональной недостаточностью центральной нервной системы. Эти дети не имеют специфических нарушений зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, тяжелых нарушений речи, они не являются умственно отсталыми. В то же время у большинства из них наблюдается полиморфная клиническая симптоматика: незрелость сложных форм поведения, недостатки целенаправленной деятельности на фоне повышенной истощаемости и нарушенной работоспособности [2, с. 6].

Самооценка формируется и развивается под воздействием различных социальных факторов, что позволяет рассматривать возрастные особенности самооценки. Каждый возрастной период характеризуется своими детерминантами развития самооценки личности, а также спецификой ее влияния на психическую деятельность личности. Большинство исследований нацелено на изучение особенностей самооценки, которые свойственны именно для подросткового возраста.

Результаты игнорирования решения задач подросткового возраста отражаются на всех уровнях организации человека в дальнейшей его жизнедеятельности. Немаловажно посодействовать подростку в построении адекватной самооценки наиболее естественным образом. Однако вопрос приобретает особую значимость, когда речь заходит о формировании самооценки детей с особенностями в развитии. Самооценка для таких детей является инструментом определения успешности внедрения их в общество.

Также следует отметить такую особенность детей с задержкой психического развития - зависимость самооценки от мнения значимых лиц. Зачастую дети, не получив оценки со стороны взрослого, не решаются оценить свою деятельность, либо меняют своё мнение под влиянием значимых для них окружающих.

Так И.В. Коротенко в своём исследовании пришла к выводу, что «положительные оценки в свой адрес» побуждают детей с задержкой психического развития к стремлению переоценивать себя. Это является способом компенсации недостатка искусственно созданной переоценкой себя, при этом данный процесс часто не осознается ребенком с данным нарушением. Такая направленность объясняется особенностями личностного развития таких детей, а также психологическим давлением, оказанным на них значимыми

взрослыми. Исходя из вышесказанного, можно говорить о том, что у детей с задержкой психического развития проявляется неадекватная, чаще завышенная, самооценка [5].

Г.В. Грибанова в своих работах о личностных особенностях подростков с задержкой психического развития, акцентирует внимание на недостаточном уровне осознания своего «Я», незрелости и некритичности их самооценки. Автор считает, что это приводит к высокой внушаемости, несамостоятельности и неустойчивости поведения детей с таким нарушением [3].

Актуальной проблемой для специальных психологов являются особенности формирования и коррекции самооценки у младших подростков с задержкой психического развития, так как это нарушение довольно часто встречается в педагогической практике и большинство из этих случаев поддается коррекции при своевременно оказанной психологической помощи.

Среди психолого-педагогических средств коррекции самооценки младших подростков, имеющих задержку психического развития, наиболее успешным, на наш взгляд, является социально-психологический тренинг, компонентами которого являются:

1) деловая игра - это метод создания ситуаций, моделирующих разнообразные виды деятельности (профессиональную, учебную, досуговую и др.) путем игры, в ней принимают участие субъекты, обладающие различной информацией, ролевыми функциями и действующие в соответствии с заданными правилами;

2) беседа - этот метод подразумевает под собой получение информации об изучаемом субъекте на основе вербальной коммуникации как от исследуемой личности, членов коллектива, группы, так и от окружающих их людей;

3) ролевая игра — это отличная наработка вариантов поведения в тех ситуациях, в которых могут оказаться подростки. Ролевая игра предоставляет ребенку возможность научиться эффективному и конструктивному общению с другими людьми, помогает понять процессы, которые происходят во взрослом мире, а также некоторые правила поведения, общекультурные и семейные ценности. Он учится ставить себя на место другого человека, овладевает навыками эмпатии, развивает эмоциональный интеллект, отождествляет себя с разными людьми или же персонажами и осваивает новые для него ролевые модели.

Социально-психологический тренинг способен объединить в себе деловую игру, беседу и ролевую игру. И в таком случае вышеизложенные формы и методы работы становятся техниками при реализации тренинга.

Под социально-педагогическим тренингом, в широком смысле, понимается практическая деятельность педагогического воздействия, основанная на активных методах групповой работы. При этом применяются специфические формы сообщения знаний, обучения навыкам и умениям необходимым в областях деятельности, коммуникации, личностного развития [1].

Узкое понятие «социально-психологический тренинг» обозначает только одну разновидность психологических тренингов, направленных на повышение качества навыков общения посредством ролевых игр с элементами драматизации [6, с. 56-57].

Цели социально-психологического тренинга чаще бывают такими: осознание собственных эмоций и сильных сторон личности, создание условий, способствующих преодолению психологических барьеров, которые вызваны нехваткой социального опыта, формирование уверенности в себе и своих силах, а также понимание важных качеств личности.

Данный тренинг позволяет ребёнку с задержкой психического развития повторить различные ситуации социальной жизни, отработать правильное поведение в них и сформировать адекватное самосознание. Такой метод является действенным в изменении такого элемента самосознания подростка как самооценка.

Выводы. Таким образом, социально-психологический тренинг является эффективным средством коррекции самооценки младших подростков с задержкой психического развития, так как позволяет переоценить жизненный опыт в процессе группового взаимодействия и может быть использован педагогом-психологом в условиях общеобразовательных организаций.

Аннотация. В данной статье раскрываются сущность и особенности самооценки младших подростков с задержкой психического развития, а также описаны возможности социально-психологического тренинга как средства ее коррекции.

Ключевые слова: младший подросток, задержка психического развития, самооценка, коррекция, социально-психологический тренинг.

Annotation. This article reveals the essence and characteristics of self-esteem of younger adolescents with mental retardation, and also describes the possibilities of socio-psychological training as a means of its correction.

Keywords: younger teen, delayed mental development, self-esteem, correction, social and psychological training.

Литература:

1. Анн Л.Ф. Психологический тренинг с подростками [Текст]: Спб: Питер, 2007. - 271 с.

2. Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития. 1 год обучения: учебно-метод. пособие для дефектологов [Текст]: М.: ГНОМ-Пресс, 2000. - 62 с.

3. Грибанова Г.В. Руководство по организации деятельности психолого-медико-педагогических комиссий (ПМПК) / Г.В. Грибанова // Дефектология: научно-методический журнал / под ред. В.И. Лубовский, А.И. Чайкина. - 2001. - № 6. - С. 66-94.

4. Давыдов В.В. Российская педагогическая энциклопедия. 2 том [Текст]: М.: Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 1999. - 416 с.

5. Коротенко И.В. Особенности личностной дезадаптации у первоклассников с задержкой психического развития. [Электронный ресурс]: Диссертация канд. псих. наук - Н. Новгород, 2005. Режим доступа: http://nauka-pedagogika.com/psihologiya-19-00-10/dissertaciya-osobennosti-lichnostnoy-dezadaptatsii-u-pervoklassnikov-s-zaderzhkoy-psihicheskogo-razvitiya - Загл. с экрана (дата обращения 07.11.2020).

6. Петровская Л.А. Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга [Текст]. - М., 1999. - 168 с.

УДК 376

АРТ-ТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

кандидат педагогических наук, доцент Скавычева Елена Николаевна Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Российский государственный профессионально-педагогический университет» (г. Нижний Тагил);

студентка Клинчева Влада Алмасовна Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Российский государственный профессионально-педагогический университет» (г. Нижний Тагил)

Постановка проблемы. В современное время среди детей младшего школьного возраста все больше тех, кто имеет задержку психического развития. Помимо данного отклонения в развитии эти дети имеют главный характерологический недостаток, обусловленный спецификой их дефекта — это нарушение эмоционально-волевой сферы, и, как следствие, агрессивное поведение. Такая проблема требует решения на уровне коррекционной деятельности, где одним из средств ее решения могут выступать методы арт-терапии.

Изложение основного материала исследования. Термин «задержка психического развития» (далее ЗПР) применяется по отношению к детям, которые имеют функциональную недостаточность центральной нервной системы или минимальные органические повреждения, а также долгое время пребывающими в условиях социальной депривации [6].

Для таких детей свойственны недоразвитие познавательной деятельности и незрелость эмоционально-волевой сферы, имеющей свои качественные особенности. Такие особенности можно компенсировать с помощью воздействия временных, лечебных и педагогических факторов [6].

Агрессия - это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам жизни людей в обществе, наносящее ущерб объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее моральный и физический вред людям или же вызывающее у них психологический дискомфорт (негативные переживания, страх, угнетенность, состояние напряженности т.п.) [2].

Агрессивность - свойство личности, выражающееся в склонности воспринимать и толковать поведение другого как враждебное, а также в готовности к агрессии [2].

Агрессивное поведение младших школьников с ЗПР проявляется в чрезмерной возбудимости, раздражительности, неприязни, упрямстве, несговорчивости с людьми, частых конфликтах и драках. Явная агрессия в детстве также сказывается на состоянии здоровья, провоцируя трудноуправляемое возбужденное состояние. Кроме того, агрессивность, укореняющаяся в личностных характеристиках, негативно сказывается на процессах формирования психики ребенка и его адаптации в обществе.

Изучив и проанализировав психолого-педагогическую и методическую литературу об особенностях агрессивного поведения младших школьников, имеющих задержку психического развития, мы пришли к выводу, что справиться с особенностями поведения, обусловленными структурой дефекта, возможно в процессе коррекционной работы с использованием методов арт-терапии.

По мнению, Е.А. Медведевой арт-терапия предполагает собой комплекс корректирующих методов лечения, имеют различия и особенности, а также определяются как по жанру, так и принадлежащим к конкретной художественной форме и ориентации, технологии психокоррекционного и терапевтического применения [1].

По мнению Копытина А.И., функции арт-терапии состоят в следующем: 1) катаристическая (очищает и освобождает от негативных мыслей, эмоций); 2) регулятивная (снимает нервно-психическое напряжение, регулирует психосоматические процессы, формирует положительное психоэмоциональное состояние); 3) коммуникативно-рефлексивная (корректирует нарушения, связанные с общением и межличностным взаимодействием, помогает адекватно себя оценивать).

Задачами арт-терапии Копытин А.И. считает: 1) разработку научно-теоретических основ использования средств искусства в системе коррекционной помощи детям с особенностями в развитии; 2) научное обоснование возможностей и путей компенсации различных особенностей в развитии у детей средствами искусства и художественной деятельности; 3) обобщение всего накопленного опыта использования арт-педагогических и арт-терапевтических подходов в специальном образовательном учреждении и обогащение его новым научным и практическим содержанием, нацеленным на решение задач гуманизации специального образования; 4) совершенствование системы организации коррекционной помощи средствами искусства в специальных образовательных учреждениях и подготовка специалистов для реализации этой задачи [5].

С.Г. Рыбакова акцентирует внимание в работе с детьми, имеющими задержку психического развития следующие достоинства арт-терапии: 1) предполагает преимущественно невербальное средство общения, что значимо для данной категории детей с особенностями речевого развития, вызывающими затруднения в вербальном описании своих состояний; 2) не содержит ограничений в использовании; 3) продукты арт-терапии считаются объективным свидетельством настроений, мыслей, убеждений человека [7].

На наш взгляд, одним из действенных методов арт-терапии в коррекции агрессивного поведения детей с задержкой психического развития является сказкотерапия.

Для детей с ЗПР вербализация своих эмоций, состояний, настроений вызывает затруднения. Чаще всего, они не способны дать понятный и четкий знак о дискомфорте, о наступлении переутомления, о нежелании выполнять задание и др. Вследствие этого в работе со сказкой необходимо использовать сначала невербальные, а затем вербальные способы обучения выражению своих эмоций.

Степень устойчивости внимания детей с ЗПР низкая и для этого нужно намеренно организовывать и сосредотачивать их интерес. Для этого сказка должна быть разделена на смысловые части.

Задержка речевого развития нередко приводит к тому, что даже при интуитивном понимании происходящего ребенок не всегда способен адекватно вербализировать понимаемое, а в ряде случаев вербальное и невербальное поведение одного и того же ребенка значительно разнится и существует как бы самостоятельно друг от друга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.