Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ'

ОСОБЕННОСТИ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / МЕЖЛИЧНОСТНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Скавычева Елена Николаевна, Дорохина Анна Валерьевна

В статье поднимается проблема межличностного взаимодействия младших школьников с умственной отсталостью, обусловленная их специфическими особенностями. Также представлены характеристики взаимодействия и межличностного взаимодействия и описаны особенности межличностного взаимодействия младших школьников с умственной отсталостью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Скавычева Елена Николаевна, Дорохина Анна Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF INTERPERSONAL INTERACTION OF YOUNGER SCHOOLCHILDREN WITH MENTAL RETARDATION

The article raises the problem of interpersonal interaction of junior schoolchildren with mental retardation, due to their specific characteristics. It also presents the characteristics of interaction, interpersonal interaction and describes the features of the interpersonal interaction of primary schoolchildren with mental retardation.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ»

рассуждать. Так же конструктор хорошо развивает логическое мышление. Важным моментом для развития логического мышления является складывание по схеме или образцу, начиная с простых узоров. В логических играх ребенку необходимо определить последовательность, логическую закономерность и обосновать.

Особенности развития детей среднего дошкольного возраста отечественными педагогами всесторонне исследовались, и нашли свое освещение в работах, Н. Поддьякова, Л. Венгера, А. Леонтьева. Данный возраст является важным в развитии познавательной сферы ребенка как интеллектуальной, так и личностной.

Исследования В.Г. Нечаевой, З.В. Лиштван показали, что благодаря конструктивной деятельности дети наиболее полно и точно начинают воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму, величину, расположение в пространстве и так далее).

Для организации детского конструирования, педагогами редко используются готовые наборы универсальных развивающих конструкторов. ТИКО конструктор является наиболее универсальными и развивающими так как обеспечивает включение педагога и детей в совместную деятельность по конструированию [5].

Развитие у детей навыков конструкторской и проектной деятельности на основе исследования геометрических фигур и интеграции изученных геометрических модулей с целью моделирования объектов окружающего мира, предполагает технология работы с ТИКО конструктором [6].

Развитие познавательной сферы ребёнка также идет посредством технического конструирования. Ребёнок осваивает структуру, форму, величину предмета, цвет материала, а также ориентируется в пространстве, сооружая постройку [1].

Дети испытывают удовлетворение, создавая или совершенствуя конструкцию, постройку, стремятся добиваться поставленной цели. Современные конструкторы в частности ТИКО конструктор позволяет формировать обобщенные представления о предметах, умение обследовать предметы, планировать свою конструкцию и работу, самостоятельно находить и исправлять ошибки. Повышается способность управлять своими психическими процессами, что формирует эмоционально-волевые качества личности.

Выводы. Таким образом, с использованием современных конструкторов, конструктивная деятельность играет важную роль в развитии дошкольника. Развитие пространственного воображения, технических способностей, формирование тонкой наблюдательности, сосредоточенности внимания, гибкости мышления, способствование развитию речи, все это помогает формировать дружный детский коллектив, зарождать навыки коллективной работы и эффективно готовить детей к школе.

Аннотация. В статье рассматривается конструктивная деятельность детей среднего дошкольного возраста, характеризуется понятие ТИКО кнструктор и разъясняется возможность развития конструктивных умений у детей среднего дошкольного возраста посредством ТИКО конструктора.

Ключевые слова: конструктивные умения, развитие, ТИКО конструктор, средний дошкольный возраст.

Annotation. The article discusses the constructive activity of children of middle preschool age, characterizes the concept of TIKO instructor and explains the possibility of developing constructive skills in children of middle preschool age using the TIKO constructor.

Keywords: constructive skills, development, TICO constructor, middle preschool age.

Литература:

1. Венгер Л.А. Путь к развитию творчества / Л.А. Венгер // Дошкольное воспитание. - 2008. - № 11. -С. 32-38.

2. Давидчук А.Н. Развитие у дошкольников конструктивного творчества / А.Н. Давидчук. - М.: Просвещение, 1976. - 79 с.

3. Ерофеева Е.М. Конструирование для дошкольников: Книга для воспитателя детского сада. / Е.М. Ерофеева, Л.Н. Павлова, В.П. Новикова. - М.: ТЦ Сфера, 2007. - 339 с.

4. Лиштван З.В. Конструирование / З.В. Лиштван. - М: Просвещение. - 2009. - 150 с.

5. Парамонова Л.А. Система формирования творческого конструирования у детей 2-7 лет: дис. д-ра пед. наук: 13.00.01 Л.А. Парамонова. - М., 2001. - 248 c.

6. Шайдурова Н.В. Развитие ребенка в конструктивной деятельности: Справочное пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2008. - 128 с.

УДК 376

ОСОБЕННОСТИ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С

УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

кандидат педагогических наук, доцент Скавычева Елена Николаевна Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Российский государственный профессионально-педагогический университет» (г. Нижний Тагил);

студентка Дорохина Анна Валерьевна Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Российский государственный профессионально-педагогический университет» (г. Нижний Тагил)

Постановка проблемы. В школьные годы у ребенка формируются значимые личностные качества. Они зависят от социальной ситуации развития. В рамках новой социальной ситуации развития у детей младшего школьного возраста начинают формироваться деловые межличностные отношения. Кроме того, дети продолжают инициировать и поддерживать дружеские отношения.

Л.С. Выготский утверждал, что развитие психики происходит в процессе взаимодействия, общения с взрослым и сверстниками. На основе переживания социального опыта происходит усвоение социальных норм, правил поведения. В процессе межличностного взаимодействия формируются нравственные понятия и представления о себе и других, социальные и моральные чувства [11.

Проблема межличностного взаимодействия и его развития связана с тем, что именно от этих составляющих зависит успех социальной адаптации и интеграции лиц с умственной отсталостью в общество людей с нормой в развитии. Также от умения общаться и выстраивать межличностные отношения зависит

уровень развития самосознания личности умственно отсталых детей младшего школьного возраста, уровень саморегуляции и эмоционального благополучия детей данной категории. Проблема межличностного взаимодействия детей, имеющих нарушения интеллекта, более подробно рассматривались Е.О. Смирновой, В.В. Абраменковой, М.И. Лисиной и другими.

Ведущей деятельностью в младшем школьном возрасте является учебная деятельность, поэтому исследования данного возрастного периода зачастую направлены на изучение познавательных процессов обучающихся; компонентов учебной деятельности; формирования знаний, умений и навыков и т.д. Общение и взаимоотношения между умственно отсталыми детьми в литературе исследуются в рамках учебной деятельности. Но кроме общения в рамках учебной деятельности младшие школьники с умственной отсталостью вступают в межличностные отношения между собой, в том числе в процессе игры. Поэтому изучение данной проблемы будет способствовать более глубокому пониманию и совершенствованию межличностного взаимодействия младшего школьника с умственной отсталостью с окружающими людьми.

Изложение основного материала исследования. В психологической литературе взаимодействие понимается как процесс непосредственного или опосредованного воздействия, влияния участников этого процесса друг на друга. По сути этот процесс включает в себя, с одной стороны, физический контакт, совместное групповое или массовое действие и, с другой стороны, духовный вербальный и невербальный информационный контакт. В.Н. Куницына писала: «Межличностное взаимодействие - это инструментально-технологическая сторона общения, взаимные действия участников общения, направленные на соотнесение целей каждой из сторон и организацию их достижения в процессе общения» [6, с. 1011.

Для младшего школьника с умственной отсталостью обучение в начальном звене является важным этапом становления в новой социальной роли ученика. Кроме того, в этот период ребенок становится субъектом активного межличностного общения, обладающим определенным уровнем коммуникативной компетенции.

Для успешной социализации умственно отсталых детей младшего школьного возраста важно их желание общаться и умение контактировать с окружающим миром. В этом возрасте развитие коммуникации является основополагающим аспектом, позволяющим получать новый социальный опыт и развиваться. Своеобразие психических функций умственно отсталых младших школьников, особенно это касается процессов эмоционально-волевой сферы, создает трудности в формировании поведения при межличностном взаимодействии, которые и определяют необходимость поисков особых психолого-педагогических подходов к решению данной проблемы. Своеобразие развития психики проявляется в невозможности самостоятельного усвоения ими сложных понятий и отсутствии таких психических данных, которые позволили бы достичь высших уровней общения и абстракции. К конфликтному взаимодействую приводит неспособность детей данной категории быстро оценить изменившуюся ситуацию, проанализировать её, сделать выводы и принять правильное коммуникативное решение. Это ещё раз подтверждает необходимость формирования у умственно отсталых детей и подростков простых поведенческих стереотипов, которые должны помочь им в межличностном взаимодействии [51.

Важно отметить, что групповое взаимодействие в обществе умственно отсталых и межличностные отношения в подгруппах школьников с интеллектуальными нарушениями имеют свои особенности.

Значимое положение в иерархии личностных отношений занимают, как правило, дети с умственной отсталостью легкой степени. А в менее выгодном положении оказываются младшие школьники с преобладанием процессов возбуждения или торможения, а также с психопатоподобными чертами поведения. Детский коллектив чаще всего отвергает вспыльчивых, аффективных и неуравновешенных в поведении одноклассников [31.

Младшим школьникам с умственной отсталостью свойственна сниженная активность во всех видах деятельности. Этот фактор влияет на низкий уровень развития коммуникативных детей данной категории. Вследствие чего со временем могут ухудшаться и показатели познавательной деятельности. Это связано с дефицитом в общении с окружающими, вызванным безынициативностью и нежеланием вступать в контакты.

Обычно содержание общения младших школьников с умственной отсталостью включает в себя практическое, деловое сотрудничество со взрослым. Познавательные мотивы при общении слабо выражены. Вместе с основным средством общения — речью, важную роль в межличностном взаимодействии играют экспрессивно-мимические акты. Дети с нарушениями интеллекта вспыльчивы и несдержанны. Неспособность полностью понять и осмыслить причины своих ошибок и неудач заставляет детей с умственной отсталостью испытывать чувство несправедливости по отношению к промахам. Это повышает уровень агрессии, что негативно сказывается на развитии межличностных отношений между младшими школьниками [41.

Многие дети с нарушениями интеллекта долгое время не вступают между собой в выраженные контакты. На это есть причина — сниженная потребность в общении, малая инициатива, отсутствие интереса к совместной игровой и учебной деятельности и т.д. Все это осложняет развитие коммуникативных умений.

В младших классах специальной коррекционной школы межличностные взаимоотношения учащихся представлены также, как и в коллективе нормально развивающихся учащихся, деловыми и личными отношениями. Однако у детей с нормативным развитием деловые и личные отношения часто не совпадают, а у младших школьников с умственной отсталостью они совпадают практически всегда. Как и в общеобразовательной школе, в коллективе умственно отсталых учащихся выделяют статусные группы: звезды, предпочитаемые, пренебрегаемые, изолированные. Однако учащиеся с умственной отсталостью начинают проявлять избирательность во взаимоотношениях ближе к пятому классу. До этого момента их взаимоотношения имеют хаотичный характер, а границы статусных групп размыты [21.

Наиболее положительный психологический и педагогический потенциал детского коллектива складывается с помощью внимательного грамотного вмешательства педагога в совместную деятельность обучающихся. На занятиях детям должны не только даваться знания о правах человека, прививаться общечеловеческие ценности, но и формироваться умения по решению межличностных проблем, вырабатываться навыки бесконфликтного общения. Понимание педагогом важности реализации этих аспектов в обучении и воспитании детей с умственной отсталостью помогут школьникам в дальнейшем научиться общаться с окружающими и адаптироваться в разных коллективах.

Игра — одно из наиболее эффективных средств для формирования коммуникативных умений в учебной деятельности младших школьников с умственной отсталостью. В этом возрасте игра занимает ведущую роль

в деятельности учащихся. Групповые и массовые игры младших школьников данной категории позволяют получать им необходимый опыт эффективного взаимодействия, который в дальнейшем будет использован в практике общения с окружающими.

Младший школьный возраст — это период, когда каждый ребенок претерпевает серьезные изменения, которые происходят не только на режимном уровне, но и на личностном. Для того, чтобы облегчить процесс социализации для младших школьников с умственной отсталостью педагогу важно помнить, что у детей данной категории недостаточно развита инициатива в общении. Кроме того, при общении они испытывают ряд негативных эмоций, таких как страх, злость, смущение. У них недостаточно развита речь, из-за чего появляются трудности в выражении эмоций, обозначении потребностей, построении вопросов, просьб, ответов. Недостаточное развитие умения применять знания на практике и сложности в анализе полученной информации и ее использовании также становятся причинами проблем в межличностном взаимодействии младших школьников с умственной отсталостью. И поэтому учитель должен использовать разные подходы к детям для того, чтобы они смогли начать и поддерживать межличностные отношения и взаимодействие, помочь им научиться общаться друг с другом, разрешать конфликты.

Выводы. Таким образом, в младшем школьном возрасте нужно учить детей взаимодействовать друг с другом не только в рамках учебной деятельности, но и за пределами класса. Занятия, направленные на формирование коммуникативных навыков, развитие межличностных взаимоотношений, необходимые детям с умственной отсталостью, способствуют успешной социализации. Специфические особенности межличностного взаимодействия умственно отсталых младших школьников требуют повышенного внимания со стороны педагога, его способности научить детей разрешать конфликтные и спорные ситуации, инициировать общение и вступать в межличностные взаимоотношения.

Аннотация. В статье поднимается проблема межличностного взаимодействия младших школьников с умственной отсталостью, обусловленная их специфическими особенностями. Также представлены характеристики взаимодействия и межличностного взаимодействия и описаны особенности межличностного взаимодействия младших школьников с умственной отсталостью.

Ключевые слова: взаимодействие, межличностное взаимодействие, младшие школьники, умственная отсталость.

AnMtation. The article raises the problem of interpersonal interaction of junior schoolchildren with mental retardation, due to their specific characteristics. It also presents the characteristics of interaction, interpersonal interaction and describes the features of the interpersonal interaction of primary schoolchildren with mental retardation.

Keywords: interaction, interpersonal interaction, younger students, mental retardation.

Литература:

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. — М., 2005. — 354 c.

2. Богдан Н.Н., Могильная М.М. Специальная психология. — Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2003. — 264 с.

3. Виноградова А.Д. и др. Практикум по психологии умственно отсталого ребенка: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Дефектология» / А.Д. Виноградова, Е.И. Липецкая, Ю.Т. Матасов, И.П. Ушакова; Сост. А.Д. Виноградова. — М.: Просвещение, 1985. — 144 с.

4. Задумова Н.П. Роль вербальных средств общения у детей с умеренной умственной отсталостью во взаимодействии со сверстниками // Практическая психология и логопедия. — 2005. — № 1. — С. 44-46.

5. Коломинский Н.Л. Осознание умственно отсталыми подростками своего положения в коллективе сверстников // Дефектология. — 1971. — № 6. — С. 45-50.

6. Обухов А.С. Психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса: учебник и практикум для академического бакалавриата. — Москва: Издательство Юрайт, 2018. — 422 с.

УДК 376.4

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

кандидат педагогических наук, доцент Скавычева Елена Николаевна Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Российский государственный профессионально-педагогический университет» (г. Нижний Тагил);

студентка Есауленко Екатерина Сергеевна Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Российский государственный профессионально-педагогический университет» (г. Нижний Тагил)

Постановка проблемы. В настоящее время все больше отмечается рост детей, имеющих проблемы в развитии. Нередко эти проблемы возникают в области мыслительной деятельности в целом, а в частности творческого мышления детей младшего школьного возраста. Особенно недостатки творческого мышления очевидны среди детей, имеющих задержку психического развития.

Изложение основного материала исследования. Сухаревой Г.Е. был предложен термин «задержка психического развития» (далее ЗПР). Изучаемый феномен характеризуется замедленным темпом психического развития, незрелостью личности, негрубыми нарушениями познавательной деятельности, с тенденцией к компенсации и обратному развитию [3].

Дети данной категории по всем показателям психосоциального развития качественно отличаются от детей с другими дизонтогенетическими нарушениями, с одной стороны, и от своих сверстников с «нормальным» развитием, с другой. И по уровню психического развития занимают положение между умственно отсталыми и нормально развивающимися детьми.

Лебединский К.С. предложил классификацию задержки психического развития основанную на этиопатогенетическом принципе (причина возникновения). Автором выделены четыре типа задержки психического развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.