Научная статья на тему 'АРТ-ТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ'

АРТ-ТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
31
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / АРТ-ТЕРАПИЯ / КОРРЕКЦИЯ / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Скавычева Елена Николаевна, Клинчева Влада Алмасовна

В данной статье раскрываются особенности коррекции агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития. Кроме того, описаны возможности методов арт-терапии, в частности сказкотерапи и музыкотерапии, а также игровых упражнений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Скавычева Елена Николаевна, Клинчева Влада Алмасовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ART THERAPY AS A MEANS OF CORRECTING AGGRESSIVE BEHAVIOR IN YOUNGER SCHOOLCHILDREN WITH MENTAL DEVELOPMENT DELAY

This article reveals the features of the correction of aggressive behavior in children of primary school age with mental retardation. In addition, the possibilities of art therapy methods, in particular fairy tale therapy and music therapy, as well as play exercises, are described.

Текст научной работы на тему «АРТ-ТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ»

УДК 376

АРТ-ТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

кандидат педагогических наук, доцент Скавычева Елена Николаевна Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Российский государственный профессионально-педагогический университет» (г. Нижний Тагил);

студентка Клинчева Влада Алмасовна Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Российский государственный профессионально-педагогический университет» (г. Нижний Тагил)

Постановка проблемы. В современное время среди детей младшего школьного возраста все больше тех, кто имеет задержку психического развития. Помимо данного отклонения в развитии эти дети имеют главный характерологический недостаток, обусловленный спецификой их дефекта — это нарушение эмоционально-волевой сферы, и, как следствие, агрессивное поведение. Такая проблема требует решения на уровне коррекционной деятельности, где одним из средств ее решения могут выступать методы арт-терапии.

Изложение основного материала исследования. Термин «задержка психического развития» (далее ЗПР) применяется по отношению к детям, которые имеют функциональную недостаточность центральной нервной системы или минимальные органические повреждения, а также долгое время пребывающими в условиях социальной депривации [6].

Для таких детей свойственны недоразвитие познавательной деятельности и незрелость эмоционально-волевой сферы, имеющей свои качественные особенности. Такие особенности можно компенсировать с помощью воздействия временных, лечебных и педагогических факторов [6].

Агрессия - это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам жизни людей в обществе, наносящее ущерб объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее моральный и физический вред людям или же вызывающее у них психологический дискомфорт (негативные переживания, страх, угнетенность, состояние напряженности т.п.) [2].

Агрессивность - свойство личности, выражающееся в склонности воспринимать и толковать поведение другого как враждебное, а также в готовности к агрессии [2].

Агрессивное поведение младших школьников с ЗПР проявляется в чрезмерной возбудимости, раздражительности, неприязни, упрямстве, несговорчивости с людьми, частых конфликтах и драках. Явная агрессия в детстве также сказывается на состоянии здоровья, провоцируя трудноуправляемое возбужденное состояние. Кроме того, агрессивность, укореняющаяся в личностных характеристиках, негативно сказывается на процессах формирования психики ребенка и его адаптации в обществе.

Изучив и проанализировав психолого-педагогическую и методическую литературу об особенностях агрессивного поведения младших школьников, имеющих задержку психического развития, мы пришли к выводу, что справиться с особенностями поведения, обусловленными структурой дефекта, возможно в процессе коррекционной работы с использованием методов арт-терапии.

По мнению, Е.А. Медведевой арт-терапия предполагает собой комплекс корректирующих методов лечения, имеют различия и особенности, а также определяются как по жанру, так и принадлежащим к конкретной художественной форме и ориентации, технологии психокоррекционного и терапевтического применения [1].

По мнению Копытина А.И., функции арт-терапии состоят в следующем: 1) катаристическая (очищает и освобождает от негативных мыслей, эмоций); 2) регулятивная (снимает нервно-психическое напряжение, регулирует психосоматические процессы, формирует положительное психоэмоциональное состояние); 3) коммуникативно-рефлексивная (корректирует нарушения, связанные с общением и межличностным взаимодействием, помогает адекватно себя оценивать).

Задачами арт-терапии Копытин А.И. считает: 1) разработку научно-теоретических основ использования средств искусства в системе коррекционной помощи детям с особенностями в развитии; 2) научное обоснование возможностей и путей компенсации различных особенностей в развитии у детей средствами искусства и художественной деятельности; 3) обобщение всего накопленного опыта использования арт-педагогических и арт-терапевтических подходов в специальном образовательном учреждении и обогащение его новым научным и практическим содержанием, нацеленным на решение задач гуманизации специального образования; 4) совершенствование системы организации коррекционной помощи средствами искусства в специальных образовательных учреждениях и подготовка специалистов для реализации этой задачи [5].

С.Г. Рыбакова акцентирует внимание в работе с детьми, имеющими задержку психического развития следующие достоинства арт-терапии: 1) предполагает преимущественно невербальное средство общения, что значимо для данной категории детей с особенностями речевого развития, вызывающими затруднения в вербальном описании своих состояний; 2) не содержит ограничений в использовании; 3) продукты арт-терапии считаются объективным свидетельством настроений, мыслей, убеждений человека [7].

На наш взгляд, одним из действенных методов арт-терапии в коррекции агрессивного поведения детей с задержкой психического развития является сказкотерапия.

Для детей с ЗПР вербализация своих эмоций, состояний, настроений вызывает затруднения. Чаще всего, они не способны дать понятный и четкий знак о дискомфорте, о наступлении переутомления, о нежелании выполнять задание и др. Вследствие этого в работе со сказкой необходимо использовать сначала невербальные, а затем вербальные способы обучения выражению своих эмоций.

Степень устойчивости внимания детей с ЗПР низкая и для этого нужно намеренно организовывать и сосредотачивать их интерес. Для этого сказка должна быть разделена на смысловые части.

Задержка речевого развития нередко приводит к тому, что даже при интуитивном понимании происходящего ребенок не всегда способен адекватно вербализировать понимаемое, а в ряде случаев вербальное и невербальное поведение одного и того же ребенка значительно разнится и существует как бы самостоятельно друг от друга.

Интеллектуальная недостаточность данной категории детей делает затруднительным восприятие трудных сказок с наличием нескольких смыслов. Поэтому, необходимо в каждой сказке работать над пониманием ее содержания, обогащать детский опыт, развивать воображение, а также активный словарный запас.

Высокая степень истощаемости детей с ЗПР может проявляться как в утомлении, так и в форме чрезмерного возбуждения. Часто случается снижение работоспособности, стремительная утрата заинтересованности к работе. Дети с таким диагнозом меньше восприимчивы к мобилизации сил, чем нормально развивающиеся. Более того, такая мобилизация имеет возможность привести к еще наибольшему истощению. По этой причине немаловажно не допускать утомления, меняя вид деятельности в контексте одного занятия [3].

В отличие от нормально развивающихся школьников, которые имеют желание обучаться и часто сами выражают инициативу просьбами «дать им задание», дети с ЗПР почти не проявляют интереса к учебе. Некоторые прямо заявляют: «Не люблю учиться!». В связи с этим, ребенку с ЗПР желательно преподносить обучение как игру.

Данные особенности говорят о том, что в работе с детьми с ЗПР сказкотерапия тоже должна претерпевать определенные изменения, которые помогут ребенку более эффективно использовать ресурсы сказки. В случае если не принимать во внимание вероятные проблемы детей при восприятии и осознании сказки, то эффективность работы может быть снижена [3].

Mузыкотерапия тоже является эффективным методом коррекции агрессивного поведения. Этот метод обладает большим психологическим воздействием. С помощью музыки можно успокоить, возбудить, поднять настроение и вызвать другие эмоциональные состояния и впечатления.

Mузыкотерапия чаще всего используется для улучшения настроения, снятия эмоционального, мышечного напряжения, обогащение эмоционального мира ребенка через разнообразные композиции, побуждения ребенка к любой деятельности.

Существует множество применений музыкальной терапии. Mожно использовать музыку, как в классе, в качестве фона, когда дети засыпают, так и для того, чтобы вызвать прилив энергии. Также можно использовать самостоятельные упражнения с музыкальными инструментами для выражения собственных эмоций: применяется веселая или грустная музыка, а так же музыка страха [7].

Также в качестве метода коррекции агрессивного поведения младших школьников с ЗПР могут быть использованы игровые упражнения. Этот метод в работе с детьми данной категории является мощным средством развития психологического воздействия.

Игровые упражнения - это мощный метод коррекции эмоциональных и поведенческих расстройств у детей, в основу которого положен свойственный ребенку способ взаимодействия с окружающим миром -игра [4].

Данный метод дает возможность оптимизировать процесс поиска решения в проблемной ситуации и реализуются в процессе игры, где акцент делается на способы коммуникации.

Главная задача использования игровых упражнений — помочь детям с задержкой психического развития младшего школьного возраста показать собственные переживания наиболее приемлемым для них способом -через игру, которая является одним из сильнейших инструментов развития детей с ЗПР, так как представляет собой ведущий вид деятельности для них. Игровые упражнения помогут проявлять творческую активность в разрешении сложных жизненных ситуаций, «отыгрывая» или же моделируя игровой процесс [4].

Выводы. Таким образом, методы арт-терапии могут помочь предотвратить проявления агрессивного поведения младших школьников с задержкой психического развития: преодолевать дискомфорт, внутренние конфликты, стрессовые ситуации, освобождаться от опасений, нормализуют эмоциональное состояние за счет того, что в процессе их реализации происходит выплеск негативной энергии и приобретаются навыки социально-приемлемых способов их решения.

Аннотация. В данной статье раскрываются особенности коррекции агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития. Кроме того, описаны возможности методов арт-терапии, в частности сказкотерапи и музыкотерапии, а также игровых упражнений.

Ключевые слова: задержка психического развития, агрессивное поведение, арт-терапия, коррекция, младший школьник.

Annotation. This article reveals the features of the correction of aggressive behavior in children of primary school age with mental retardation. In addition, the possibilities of art therapy methods, in particular fairy tale therapy and music therapy, as well as play exercises, are described.

Keywords: mental retardation, aggressive behavior, art therapy, correction, junior student.

Литература:

1. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании: Учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений / Е.А. Mедведева, И.Ю. Левченко, Л.Н. Комиссарова, Т.А. Добровольская. - M.: «Академия», 2001. - 248 с.

2. Большой психологический словарь / Под ред. Б.Г. Mещерякова, В.П. Зинченко. - M.: «Прайм-Еврознак», 2003. - 672 с.

3. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. - СПб.: «Речь», 2001. - 310 с.

4. Карабанова О.А. Игра в коррекции психического развития ребенка. - M.: Рос. пед. Агентство, 1997. - 191 с.

5. Копытин А.И., Свитовская Е.Е. Арт-терапия детей и подростков. - M.: Когито-Центр, 2010. - 200 c.

6. Назарова KM. Специальная педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л.И. Аксенова, Б.А. Архипов, Л.И. Белякова и др.; Под ред. KM. Назаровой. — 4-е изд., стер. - M.: Издательский центр «Академия», 2005 - 400 с.

7. Рыбакова С.Г. Арт-терапия для детей с ЗПР [Текст] / С.Г. Рыбакова. - СПб.: «Речь», 2007. - 139 с.

УДК 37.032

ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ У СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ

кандидат педагогических наук, доцент Скавычева Елена Николаевна Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Российский государственный профессионально-педагогический университет» (г. Нижний Тагил);

студент 4 курса Петров Данил Алексеевич Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Российский государственный профессионально-педагогический университет» (г. Нижний Тагил)

Постановка проблемы. В психологии и педагогике давно изучают проблему ценностных ориентаций личности. Система ценностных ориентаций — одно из главных личностных образований человека. Устойчивая система ценностных ориентаций невозможна без высокой осознанности личности человека. Следовательно, наличие устойчивой системы ценностных ориентаций является характеристикой зрелой личности, способной и готовой к удовлетворению своих потребностей и интересов, к грамотной регуляции поведения в процессе взаимоотношений с окружающим миром и людьми [51. В современном мире обостряется необходимость формирования ценностных ориентаций у старших подростков. Недостаточность методических разработок с использованием методов формирования ценностных ориентаций у старших подростков подводит к основной проблеме, которая связана с поиском выше обозначенных методов.

Изложение основного материала исследования. Проблема ценностных ориентаций широко представлена в различной литературе. Значительный вклад в разработку категории и типологизации ценностей внесли такие учёные как О.Г. Дробницкий, А.Г. Здравомыслов, В.Б. Ольшанский, В.Н. Сагатовский, В.П. Тугаринов, В.А. Ядов и другие.

Ценности — это базовые представления о том, что определённые идеи, цели, формы поведения или институты являются индивидуально или социально предпочтительнее иных идей, целей, форм поведения [4].

Ценность является продуктом жизнедеятельности социальных групп и общностей, человечества в целом. Ценности входят в психологическую структуру личности в форме личностных ценностей. Именно они являются одним из основных источников мотивации поведения. Для личностных ценностей характерна высокая осознанность, они отражаются в сознании в форме ценностных ориентаций и служат важным фактором социальной регуляции взаимоотношений людей и поведения индивида.

Именно старший школьный возраст многие психологи считают «сензитивным» для формирования ценностных ориентаций как устойчивого образования личности, способствующего становлению мировоззрения и отношения к окружающей человека действительности. Жизненные цели старшеклассников определяют их поведение, отношение к окружающему миру, они влияют на принятие решения о своём будущем, направление обучения [6].

Это период, когда старшеклассники пытаются определить, что для них является ценным в жизни. От того, какие ценности будут заложены в этом возрасте будет зависеть направленность личности, то, к каким целям она будет стремиться. Старшие подростки начинают осознанно продумывать пути достижения намеченных целей, обретать смысл жизни.

Нами было проведено эмпирическое исследование. Оно проводилось на базе муниципального бюджетного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы «Центр образования №1» в городе Нижний Тагил. В исследовании приняли участие обучающиеся десятого класса. Независимая выборка включила в себя 22 человека. Исследование проводилось с помощью опросников закрытого типа:

1) Методика Ш. Шварца по изучению ценностных ориентаций, с использованием только первой её части.

2) Тест Потемкиной О.Ф. Диагностика социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере.

По результатам исследования, мы сделали следующие выводы:

1) высокий уровень сформированности ценностных ориентаций был выявлен у 5 (23%) учащихся. Этот уровень характеризуется одинаково высокой значимостью 5-ти и более ценностных ориентаций и социальных установок;

2) средний уровень сформированности ценностных ориентаций был выявлен у 7 (32%) учащихся. Этот уровень характеризуется одинаково высокой значимостью 3-4 ценностных ориентаций и социальных установок;

3) низкий уровень сформированности ценностных ориентаций был выявлен у 10 (45%) учащихся. Этот уровень характеризуется одинаково высокой значимостью 1-2 ценностных ориентаций и социальных установок.

Исходя из полученных данных, мы установили, что 10 (45%) обучающихся имеют слабую систему ценностных ориентаций и нуждаются в формировании этой системы.

Именно педагогу отводится первоочередная роль в повышении целеустремлённости у подростков, появлении навыка целеполагания, формировании эффективной системы ценностных ориентаций [1].

Ставя цель по формированию ценностных ориентаций в подростковом возрасте, необходимо определить наиболее эффективные методы обучения и воспитания подростков. Многочисленные психолого-педагогические исследования показали, что эффективными методами формирования ценностных ориентаций у старших подростков являются: метод тренинговых упражнений, метод диалога и метод рефлексии.

Тренинговые упражнения в группе под руководством опытного ведущего-психолога позволяют получать необходимые знания, развивать умения и навыки, а также лучше понимать себя и других [7].

Задачи тренинговых упражнений по формированию ценностных ориентаций в подростковом возрасте сводятся к следующим:

1) способствовать развитию представлений о собственных психологических чертах, способностях, возможностях, потребностях, интересах, ценностях;

2) способствовать формированию общественно значимых мотивов выбора жизненного пути, места в мире и среди других людей;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.