Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ В ОБЛАСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ'

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ В ОБЛАСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
139
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ / АРТ-ТЕРАПИЯ / ИЗОТЕРАПИЯ / КУКОЛЬНЫЙ ТЕАТР / МАНДАЛА / ФОТОТЕРАПИЯ / PSYCHOLOGICAL CORRECTION / ART THERAPY / ISOTHERAPY / PUPPET THEATER / MANDALA / PHOTOTHERAPY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ческидова Ирина Борисовна

В статье рассматриваются возможности формирования профессиональной компетентности студентов в области психологической коррекции развития личности средствами искусства, возможности проведения занятий по арт-терапии с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF STUDENTS IN THE FIELD OF PSYCHOLOGICAL CORRECTION OF PERSONAL DEVELOPMENT

The article considers the possibilities of forming professional competence of students in the field of psychological correction of personality development by means of art, the possibility of conducting art therapy classes with children of preschool and primary school age.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ В ОБЛАСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ»

6. Буданов, В.Г. Синергетическая парадигма и ее творцы [Текст]. / В.Г. Буданов // Из-во: Сложность. Разум. Постнеклассика. №3. 2018 - с. 56-72.

7. Быков, А.В. Становление волевой регуляции в онтогенезе: Учебное пособие [Текст]. / А.В. Быков, Т.И. Шульга. Учебное пособие // Из-во УРАО. - 1999. - 168 с.

8. Ишков, А.Д. Учебная деятельность студента: психологические факторы успешности [Текст]. / А.Д. Ишков // Монография. - М.: Издательство АСВ, 2004. - 224 с.

9. Конопкин, О.А. Психическая саморегуляция произвольной активности человека (структурно-функциональный аспект) [Текст]. / О.А. Конопкин // Вопросы психологии. № 1. 1995- с. 5-12.

10. Копеина, Н.С. Самоорганизация в системе свойств индивидуальности // Личность в системе общественных отношений. [Текст]. / Н.С. Копеина // АН СССР, 1983, Ч. 1, с. 123-130.

11. Котова, С.С. Основы эффективной самоорганизации [Текст]. / С.С. Котова, О.Н. Шахматова. Учебное пособие // Из-во ГОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т» - 2010. - 145 с.

12. Новиков, А.М. Педагогика: словарь системы основных понятий. [Текст]. / А. М. Новиков - М.: Издательский центр ИЭТ, 2013 - 268 с.

13. Носкова Т.Н., Куликова С.С. Формирование компетенции самоорганизации студентов как основы обучения в современной образовательной среде университета [Текст]. / Т.Н. Носкова, С.С. Куликова // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. - №83. 2009- с. 78-87.

14. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн - СПб.: Питер, 2018. - 713 с.

15. Рыбакова, Н.Н. Педагогическое управление развитием самоорганизации подростков в процессе обучения [Текст] / Автореферат дис. ... кан. пед. наук: 13.00.01: Рыбакова Наталья Николаевна // Омск, 2004 - 24 с.

Педагогика

УДК 378.14

кандидат педагогических наук, доцент Ческидова Ирина Борисовна

Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт (филиал) Российского государственного профессионально-педагогического университета (г. Нижний Тагил)

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ В ОБЛАСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

Аннотация. В статье рассматриваются возможности формирования профессиональной компетентности студентов в области психологической коррекции развития личности средствами искусства, возможности проведения занятий по арт-терапии с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.

Ключевые слова: психологическая коррекция, арт-терапия, изотерапия, кукольный театр, мандала, фототерапия.

Annotation. The article considers the possibilities of forming professional competence of students in the field of psychological correction of personality development by means of art, the possibility of conducting art therapy classes with children of preschool and primary school age.

Keywords: psychological correction, art therapy, isotherapy, puppet theater, mandala, phototherapy.

Введение. В соответствии с ФГОС ВО выпускник, освоивший программу бакалавриата, должен быть готов решать такие профессиональные задачи, как: создание условий для полноценного обучения, воспитания обучающихся, взаимодействия и общения ребенка со сверстниками и взрослыми, социализация обучающихся; участие в создании психологически комфортной и безопасной образовательной среды в организации; повышение уровня психологической компетентности участников образовательного процесса; участие в междисциплинарных психолого-педагогических и социально-реабилитационных мероприятиях во взаимодействии со смежными специалистами [9].

Изложение основного материала статьи. Студенты, обучающиеся по профилю «Начальное образование и дошкольное образование» в соответствии с учебным планом осваивают дисциплину «Психологическая коррекция развития личности средствами искусства». Целью дисциплины является формирование у студентов компетентности в сфере психологической коррекции развития личности детей средствами искусства и подготовка к применению полученных знаний и умений в будущей профессиональной педагогической деятельности. Будущие воспитатели и педагоги должны иметь представление о возможностях разных видов искусства в работе с детьми с целью снятия эмоционального напряжения, снижения тревожности, развития коммуникативных навыков, в том числе в работе с детьми с особыми образовательными потребностями.

Психокоррекция — это система мероприятий, направленных на исправление недостатков психологии или поведения человека с помощью специальных средств психологического воздействия.

Психокоррекции подлежат недостатки, не имеющие органической основы и не представляющие собой такие устойчивые качества, которые формируются довольно рано и в дальнейшем практически не изменяются [7]. «Арттерапевтический метод психокоррекционного воздействия — это метод, построенный на использовании искусства как символической деятельности и основанный на стимулировании креативных творческих процессов.... Основная цель арттерапии состоит в гармонизация развития личности через развитие способностей самовыражения и самопознания» [3, с. 83-84].

По М.В. Киселевой арт-терапия — относительно новый метод психокоррекции, метод развития и изменения сознательных и бессознательных сторон психики личности посредством разных форм и видов искусства [4].

Л.С. Выготский отмечает, что «Искусство есть важнейшее средоточие всех биологических и социальных процессов личности в обществе, оно есть способ уравновешивания человека с миром в самые критические и ответственные минуты жизни» [2, с. 331]. «Эмоции искусства суть умные эмоции. Вместо того, чтобы проявиться в сжимании кулаков и в дрожи, они разрешаются преимущественно в образах фантазии»

[2, с. 268]. «Искусство.....становится сильнейшим средством для наиболее целесообразных и важных

разрядов нервной энергии» [2, с. 271].

Л.Д. Лебедева рассматривает арт-терапию во-первых, как динамическую систему взаимодействия между участником (ребенком, взрослым), продуктом его изобразительной творческой деятельности и арт-терапевтом (психологом, педагогом) в фасилитирующем арт- терапевтическом пространстве.

Во-вторых, арт-терапия может рассматриваться в качестве терапевтической процедуры на основе изобразительного творчества.

В-третьих, это здравоохранительная инновационная технология [6, с. 9].

Показаниями для работы с детьми и педагогическим коллективом являются:

— негативная «Я-концепция», дисгармоничная, искаженная самооценка, низкая степень самопринятия;

— трудности эмоционального развития, импульсивность, повышенная тревожность, страхи, агрессивность;

— переживания эмоционального отвержения, чувство одиночества, стрессовые состояния, депрессия;

— неадекватное поведение, нарушения отношений с близкими людьми, конфликты в межличностных отношениях, неудовлетворенность в семейной ситуации, ревность, враждебность к окружающим.

Арт-терапевтические занятия эффективны при трудностях в обучении, в работе с аутичными детьми, со взрослыми, имеющими негативные переживания или опыт [6, с. 14].

А.А. Осипова выделяет среди методов арт-терапии музыкотерапию (при эмоциональных отклонениях, страхах, двигательных и речевых расстройствах, коммуникативных и поведенческих проблемах). Специально подобранные музыкальные произведения способствуют установлению контакта между арт-терапевтом и клиентом, облегчают эмоциональное отреагирование в ходе коррекционной работы. Активная музыкотерапия предполагает музицирование, исполнение (вокалотерапия) с последующим обсуждением в группе, и прослушивание произведений, направленное на коммуникацию, катарсис, снятие напряжения. Музыкотерапия в работе с детьми может быть направлена на распознавание эмоций, включать в себя пантомиму и рисование под музыку.

Библиотерапия предполагает подбор и чтение книг, отображающих проблемную ситуацию и помогающих в поиске путей ее решения. При выборе книги для клиента учитываются доступность (степень сложности) для восприятия, сходство героя и описываемой ситуации в целом с реальной. При групповой библиотерапии группа подбирается по уровню начитанности и сходству интересов.

Танцевальная терапия используется в основном в групповой работе, направлена на осознание возможностей собственного тела, установление связи чувств и движений, невербальную коммуникацию, раскрепощение клиента. Музыкальное сопровождение подбирается таким образом, чтобы звуки музыки не мешали получать удовольствие от самих движений.

Проективное рисование помогает клиенту осознать свои проблемы, темы рисунков охватывают как прошлое-настоящее-будущее, так и отношения между людьми. Выделяют такие типы заданий как предметно-тематические, образно-символические, упражнения на развитие восприятия, воображения, с изобразительными материалами, задания на совместную деятельность. «Детский рисунок рассматривается в первую очередь как проекция личности ребенка, как символическое выражение его отношения к миру» [7, с. 173].

Метод сочинения историй (рассказов, сочинений, дневниковых записей) помогает клиенту освободиться от переживаний, в работе с детьми может быть использован метод «общего сочинения историй» ребенком и взрослым, при котором сочинять начинает ребенок, а продолжает взрослый, предлагая рациональные способы разрешения проблемы.

Сказкотерапия помогает подготовиться к сложной ситуации, осознать свои проблемы. В работе со студентами нами использовалась методика Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой «Путешествие в сказочную страну», которая дает возможность установить свои приоритеты в жизни, определить пути достижения желаемой цели.

Куклотерапия выделяется А.А. Осиповой как частный метод арт-терапии. Кукла в работе с детьми используется при разрешении проблемных ситуаций, эмоциональных травмах, проблемами в поведении, работе со страхами, заиканием. Используются разнообразные виды кукол (пальчиковые, перчаточные, теневые, и пр.), которые ребенок может изготовить сам и потом работать с ними.

М.В. Киселева относит к арт-терапии изотерапию, сказкотерапию, музыкотерапию, танцевальную терапию, игровую терапию, песочную терапию, фототерапию На занятиях по песочной терапии можно рисовать на песке, наблюдать, как он пересыпается, строить из песка, погружать руки в песок, развивать мелкую моторику («ходить», «прыгать» пальцами по поверхности песка), использовать игры («Найди, что спрятано»).

Игровая терапия помогает клиенту выразить свои переживания через игру и найти способ решения проблемы в активной деятельности с игрушками, различными материалами, во взаимодействии с членами группы. В работе с детьми применяется гуманистическая игровая терапия и сказочная игротерапия.

А.И. Копытин относит к арт-терапии создание мандал, талисманов, ассамбляжей, работу с песком, телесно-ориентированные арт-терапевтические техники (техника жестового рисования) [5].

Изотерапия — терапия изобразительным творчеством, в первую очередь рисованием [4]. Изотерапия направлена на: обучение работе с материалами; тренировку когнитивных навыков; выражение широкого спектра переживаний; корригирование взаимоотношений с окружающими; рефлексию индивидуальных потребностей (анализ собственного психического состояния; размышление полное сомнений и противоречий); развитие коммуникативных навыков. А.И. Копытин отмечает, что при коррекции средствами изобразительного искусства можно использовать упражнения на ощущения (разминать кусок глины, размазывать краску), общие темы (добро и зло, страх), темы связанные с познанием себя (автопортрет), отношениями в семье, работа в парах, работа в группах, техники направленной визуализации, сочетание изобразительного искусства с другими видами искусства (поэзия, музыка, танец), упражнения для регулирования или предотвращения конфликтов (шторм, буря, большие кисти, резкие движения, нетрадиционные техники) [5].

В процессе изучения дисциплины были рассмотрены примеры проведения индивидуальных и групповых занятий. Приведем пример группового занятия «Угости друга». Группе студентов предлагается вырезанный из бумаги круг, разделенный на части по количеству участников группы (6-8). Им предстоит сначала решить,

что это будет — торт или пицца и прийти к единому мнению. Затем каждый украшает свою часть работы. По желанию можно работать всем вместе, можно разрезать заготовку на отдельные кусочки. По завершении

работы каждый участник говорит: «Я угощаю своим кусочком пиццы (торта)......» и называет имя участника

группы. В процессе обсуждения выясняется, насколько быстро члены группы пришли к единому мнению, все ли соблюдали предварительную договоренность (у одной группы среди кусочков пиццы оказался кусочек торта, украшенный синим кремом), всем ли участникам группы досталось по кусочку, или остались «обиженные». Таким образом, в группе выявляется самый популярный ее член, некоторые студенты получают по два и даже три кусочка.

Рисование в нетрадиционных техниках — один из самых популярных вариантов проведения занятий по изотерапии. Разнообразие материалов, принадлежностей и способов создания изображений, среди которых постоянно появляются новые, дает большие возможности для самовыражения как детям, так и взрослым.

Интересной техникой в работе как с детьми, так и с взрослыми может быть плетение мандал. Работа с цветными нитями способствует саморегуляции, созданию положительного эмоционального настроя, развитию чувства цвета. В процессе работы развивается мелкая моторика, представления о пространстве, цветовой гармонии. Готовое изделие украшает интерьер и может служить для медитативных упражнений.

А.И. Копытин предлагает использовать технику ассамбляж, предполагающую создание объемных многослойных композиций из бросового материала (коробки, рамки), их декорирование красками, тканью и иными материалами. Предметы уже имеют форму, и размер готовой работы может определяться размерами и формой найденных предметов. Работа в данной технике позволяет экспериментировать, проявлять творческие способности, способствует повышению самооценки. При выполнении данного задания студенты создавали композиции на темы «Сознательное и бессознательное», «Из жизни психолога», «Дом моей мечты».

Большое внимание в арт-терапии уделяется работе с куклой, чаще всего работают с перчаточными куклами и куклами-марионетками. Само изготовление куклы имеет психотерапевтический эффект, так как на куклу проецируются особенности характера, психологического состояния и внешности ее автора. С самостоятельно изготовленной куклой ребенок и взрослый могут проигрывать значимые на данный момент ситуации, вступать в диалог с куклой. Ребенок разговаривает с куклами, отвечает от их имени при отсутствии реального партнера для игры, играя «за двоих». Работа по коррекции поведения ребенка проводится психологом путем разыгрывания в куклы в паре с родителями или сверстниками типичных конфликтных ситуаций, взятых из жизни ребенка. Наблюдая за играми детей в куклы, родители и психологи могут получить информацию о потребностях, интересах, проблемах ребенка. В игре формируется представление о предполагаемом образе жизни, семейных отношениях, будущей профессии, на кукол проецируются и реальные отношения в семье ребенка. Выступая как посредник в общении между ребенком и взрослым (воспитателем, психологом), кукла задает вопросы, обозначает проблемы, просит помощи в сложных ситуациях. От лица куклы ребенку проще задать вопрос о том, что его интересует, но может вызвать, по предположению ребенка, негативную реакцию взрослых.

В работе психолога могут быть использованы веревочная кукла, пальчиковые куклы, плоскостные куклы, кукла-платье, куклы-перевертыши.

В работе с детьми дошкольного возраста широко применяется варежковый и теневой театр. Кукла-варежка с двумя пальцами — руками изображает какого либо персонажа (человек, животное). Работа с такими куклами развивает моторику, речь, коммуникативные навыки. Работа с куклами теневого театра способствует коррекции страхов у детей, развитию речи, скоординированности движений, формированию коммуникативных навыков.

В процессе изучения дисциплины студенты изготавливают перчаточную куклу и куклу-марионетку, которые могут быть впоследствии использованы в работе с детьми, осваивается техника работы с куклами теневого театра. Студентами разрабатываются собственные идеи создания кукол, например, чулочная кукла с двумя лицами (кукла-перевертыш), одно из которых выражает положительные эмоции, другое лицо сердитое. Работая с такой куклой, ребенок учится понимать эмоции и показывать собственное эмоциональное состояние.

На занятиях по арт-терапии с дошкольниками и младшими школьниками специалисты активно используют разнообразные техники работы с бумагой. Интересный вариант работы с бумагой — техника «увертюра», при работе в данной технике вырезанный элемент наклеивается на основу в зеркальном отражении справа или слева, вверх или вниз от основного поля изображения. Работа по преобразованию изображения может выполняться и таким образом: из изображения (чаще всего это фотография из календаря) вырезаются элементы одного размера (квадраты, треугольники) или круги одного диаметра. Затем вырезанные элементы меняются местами в произвольном порядке и наклеиваются в прорезные «окошки» на основном поле. В результате получается фантастически преобразованное изображение, рассматривая которое можно сочинять сказки и истории.

Также можно предложить выполнить работы в технике «бумажный туннель», которая способствует развитию пространственных представлений, мышления, развитию речи. При работе в данной технике внутри картонной коробки или цилиндра элементы располагаются на переднем, среднем и дальнем планах, при этом не загораживая или частично загораживая друг друга. Это может быть сказочный мотив, город, пейзаж.

Одним из интересных видов арт-терапии является фототерапия. М.Е. Бурно отмечает, что «творческая (художественная) фотография в отличие от ремесленнической есть выявление, отражение в снимке душевной особенности фотографирующего» [1, с. 96]. Автор рассматривает вариант «фотографирования глазами», мысленно запечатлевая заинтересовавший клиента объект и запоминая его. В процессе съемки проникнуться настроением природы пушкинской, есенинской, левитановской, научиться дарить фотографии другим людям [1, с. 105]. Занятия по фототерапии предполагают создание фотографий клиентом и/или их рассматривание и обсуждение. В процессе занятий по фототерапии возможна работа в технике фотоколлаж, дополнение готовой фотографии изобразительными фрагментами, расположение фотоснимков в пространстве, сочинение историй по фотографии, работа с собственными фотографиями и фотографиями членов семьи и близких людей. А.И. Копытин предлагает также использовать элементы сценического действия, грим и костюмы для создания нового образа, движение и танец. Как и в других видах арт-терапии, на занятиях фототерапией подразумевается участие арт-терапевта, побуждающего клиента к описанию своих чувств и поиску смысла в создаваемых образах. Фотография как игра с реальностью позволяет создавать иные объекты и реальности,

позволяет обыгрывать значимые для клиента ситуации. Клиент, испытывающий готовность к обсуждению своего прошлого, приносит фотографии, их выбор анализируется арт-терапевтом, поскольку указывает на то, что для клиента наиболее важно.

М.В. Киселева, описывая работу с детьми в данном направлении, предлагает также просмотр слайд-фильмов (слайд-терапия). Групповые психокоррекционные занятия с детьми с 3-4 лет с эмоционально-волевыми нарушениями, страхами, неврозами, замкнутостью продолжаются 10-15 минут, каждый слайд экспонируется 10-15 секунд под спокойную музыку. На слайдах крупным планом показаны объекты природы — цветы, насекомые, капли росы. По окончании просмотра детей просят нарисовать то, что больше всего понравилось. Возможна также работа с готовыми фотографиями — выбрать понравившийся пейзаж, дополнить в технике коллаж или аппликацией из засушенных растений, выбрать несколько фотографий и составить свой ряд, передающий определенное настроение или состояние природы, выбрать из фотопортретов ряд, передающий определенное настроение или изменение настроения. Студенты выполняли задания на тему «Фотоколлаж в образе героини живописного произведения» (были выбраны портреты кисти О. Ренуара, леонардо да Винчи, Я Вермеера Делфтского, картины В.М. Васнецова, И.Н. Крамского, П. Пикассо). Также студентами были созданы презентации с музыкальным сопровождением для занятий по фототерапии с детьми. Темы презентаций — «Таинственный лес, «Маковое поле», «Африка», «Море», «Мое лето».

После проведения занятий по данной дисциплине было проведено анкетирование со студентами 5 курса НДО (11 человек). Студентам были заданы следующие вопросы: необходимо ли изучение данной дисциплины, достаточно ли часов на изучение данной дисциплины (объем аудиторных занятий — 60 часов), какие темы больше понравились, какие практические задания больше понравились, возможно ли использовать полученные теоретические знания и практические навыки в будущей профессиональной деятельности, планируете ли вы в будущем работать в данном направлении, какие темы вы бы хотели включить в содержание дисциплины.

На первый и второй вопрос положительный ответ дали 100% студентов. Среди изученных тем студенты особенно отметили работу в технике коллаж, изготовление куклы-марионетки и перчаточной куклы, изготовление мобиля, мандалы, маски из бумаги, фототерапию (слайд-фильм о природе), тему «Дом, в котором я хочу жить», фотоколлаж. На вопрос, возможна ли работа в данных техниках и выполнение заданий на занятиях с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, все студенты ответили положительно. Также положительный ответ был дан на вопрос, планируют ли будущие педагоги в дальнейшем работать в данном направлении.

Следует отметить, что занятия по данной дисциплине проводятся не только в аудиторной форме, в том числе в сенсорной комнате, оборудованной на факультете. Студенты посетили занятия мульт-студии «Колибри» центра адаптивной культуры г. Нижний Тагил, где узнали о специфике мульт-терапии и научились сами создавать мультфильмы. Сотрудники центра проводят занятия со студентами по работе со слабовидящими и слабослышащими людьми. Для работы центра студентами факультета были созданы и переданы в дар несколько тактильных рукодельных изданий. В городской детской библиотеке была организована выставка работ студентов факультета и проведено выездное занятие с участием психолога, посвященное анализу работ. Также в рамках изучения дисциплины проводятся мероприятия на базе кукольного театра — экскурсия в закулисье, создание кукол для теневого театра и показ импровизированного спектакля, посещение мастерских (изучение технологии создания куклы) и музея театра кукол, где студенты знакомятся с разновидностями кукол.

Выводы. Таким образом, изучение дисциплины «Психологическая коррекция развития личности средствами искусства» представляет большой интерес для студентов, способствует формированию профессиональной компетентности в соответствии с требованиями ФГОС ВО, а именно: дает теоретические и практические основы для создания психологически комфортных отношений участников образовательного процесса, знакомит с различными формами и методами проведения занятий по арт-терапии, дает практические навыки работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста в разных направлениях арт-терапии — куклотерапия, изотерапия, фототерапия.

Литература:

1. Бурно, М.Е. Терапия творческим самовыражением [Текст] / М.Е. Бурно. — М.: Медицина, 1989. - 304 с.

2. Выготский Л.С. Психология искусства [Текст] / Л.С. Выготский — М.: Искусство, 1968. — 576 с.

3. Карабанова О.А. Игра в коррекции психического развития ребенка. Учебное пособие. [Текст] / О.А. Карабанова. — М.: Российское педагогическое агентство, 1997. — 192 с.

4. Киселева М.В. Арт-терапия в практической психологии и социальной работе [Текст] / М.В. Киселева. — СПб.: Речь, 2007. — 336 с.

5. Копытин А.И., Корт Б. Техники аналитической арт-терапии: исцеляющие путешествия. [Текст] / А.И. Копытин.— СПб, Речь, 2007. — 144 с.

6. Лебедева, Л.Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий [Текст] / Л.Д. Лебедева. — СПб: Речь, 2003. — 256 с.

7. Осипова А.А. Общая психокорреция [Текст] / А.А. Осипова — М. СФЕРА, 2000. — 510 с.

8. Татаринцева А.Ю. Куклотерапия в работе психолога, педагога и логопеда. [Текст] / А.Ю. Татаринцева. — СПб, Речь, 2007. — 102 с.

9. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования, направление подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование: утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 14 декабря 2015г. № 1457 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/440302.pdf

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.