Спещиальная
и коррекционная педагогика
Special
and correctional pedagogy
УДК 159.9
СКАЗКОТЕРАПИЯ, КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Зорина В.И.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 13
Нижний Тагил, Россия
ORCID ID: 0009-0007-5836-704X
E-mail: [email protected]
Трофимова Е.Д.
к.п.н., доцент
Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт (филиал) Российского государственного профессионально-педагогического университета Нижний Тагил, Россия E-mail: [email protected]
Аннотация: Проблемы с эмоциональной сферой у детей с задержкой психического развития могут возникнуть из-за отсутствия ежедневного общения внутри семьи и социума. Все аспекты эмоциональной сферы личности у младших школьников с задержкой психического развития формируются медленно и с большими отклонениями.
Для детей характерны выраженная задержка в развитии эмоций, недифференцированные и нестабильные чувства, ограничивающие диапазон переживаний, крайние проявления радости, печали и веселья. В психологии развитию эмоциональной сферы уделяется достаточно много внимания. Аспекты развития эмоциональных нарушений в случае задержки психического развития необходимо изучать не только потому, что они тесно связаны со всеми аспектами личностного развития, но и потому, что они являются неотъемлемой и относительно независимой частью коммуникативного поведения.
Многие проблемы в коммуникативных процессах детей возникают из-за значительных трудностей в эмоциональной сфере. Актуальность проблемы коррекции эмоциональных нарушений у младших школьников с задержкой психического развития определена тем значением, каким обладает эмоциональная сфера в психическом развитии школьников, и их готовности к взаимодействию с окружающими.
Многочисленные исследования отечественных ученых, такими авторами, как А. Н. Гвоздев, Н. И. Жинкин, Г. А. Каше, P. E. Левина, О. В. Филичева, посвящены подробному изучению и анализу проблемы формирования у детей эмоциональной сферы младших школьников и подтверждают ее. Сказкотерапия - это практика, которая использует интеграцию личности с целью стимулирования творческого потенциала, повышения осведомленности и улучшения отношений с внешним миром.
К сказкам в своих работах как отечественные, так и зарубежные психологи: Э. Фромм, Э. Берн, Э. Гарднер, Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, И. В. Вачков и другие. В статье дано определение сказкотерапии как метод психологической коррекции. Рассмотрены основные особенности сказкотерапии, коррекционные возможности данного метода и основные функции: понимание и выражение эмоций, развитие взаимопонимания, развитие социальных навыков, повышение уверенности в себе.
Изучены процессы терапии, они начинается с первичной оценки, в ходе которой специалист оценивает эмоциональное и психологическое благополучие участника. Также поставлены цели и задачи терапии, установившиеся в сотрудничестве между специалистом и участниками. Проанализирована эффективность сказкотерапии в коррекции эмоциональных нарушений детей с задержкой психического развития. Изучены основные этапы проведения сказкотерапии.
Особое внимание уделялось проведению исследования влияния сказкотерапии на эмоциональное состояние младших школьников, проанализированы данные полученные в ходе наблюдения, производился с помощью тестов для сравнения эффективности, использовалась Шкала оценки эмоциональных расстройств (EDAS) для оценки эмоциональных расстройств.
Ключевые слова: сказкотерапия, исследование, эмоциональное состояние, психическое развитие, стресс, тревога, поведение.
1. Введение
Обеспечение морального и физического благополучия является ключевой задачей по обеспечению будущего роста младших школьников. Однако, младшие школьники с задержкой психического развития нередко сталкиваются с дополнительными трудностями, вызванными с задержкой развития, внутренними переживаниями и эмоциональным климатом, в связи с чем возникают сложности в проявлении эмоций и социальной адаптации.
Адаптивное поведение и ограничение в интеллектуальной деятельности принято называть интеллектуальным расстройством развития или интеллектуальным нарушением. Как правило, признаки указанных нарушений проявляются с ранних лет и присутствуют на протяжении всего развития и формировании личности.
Прочтение сказок может вдохновлять школьника, обучать и влиять на его мировоззрение, в связи с чем сказкотерапия является неотъемлемым инструментом в обеспечение всестороннего развития школьника, а также в формировании эмоционально устойчивого индивида и развития необходимых первичных навыков. Рассмотрим, что такое сказкотерапия. Сказкотерапия - это практика, которая использует интеграцию личности с целью стимулирования творческого потенциала, повышения
осведомленности и улучшения отношений с внешним миром. К сказкам в своих работах как отечественные, так и зарубежные психологи: Э. Фромм, Э. Берн, Э. Гарднер, Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, И. В. Вачков и другие.
2. Материалы и методы
Для дальнейшего анализа влияния сказ-котерапии необходимо выделить основные функции:
1. Понимание и выражение эмоций;
Сказкотерапия обеспечивает школьникам «безопасное место», в котором обучающиеся выражают и проецируют эмоции через героев, персонажей и их взаимодействие. Особое значение данной функции имеют дети с интеллектуальными особенностями, для которых существует сложность в проявлении и выражении испытываемых чувств. Сопоставления себя с героями рассказов способствует не только пониманию эмоций, но и увеличению словарного запаса для их выражения.
2. Развитие взаимопонимания;
Идентификация и сопоставление себя с
героями способствует развитию такого навыка как сопереживание персонажей со схожими проблемами и переживаниями. Таким образом достигается взаимопонимание и ощущение того, что ребенок не один в своих переживаниях. Взаимопонимание и сопереживание снижает чувство
одиночество, что способствует стабилизации эмоционального климата.
3. Развитие социальных навыков;
В каждой сказке рассматриваются те или иные темы, проблемы. Так, тема дружбы и разрешения конфликтов помогает школьникам привить необходимые социально-значимые ценности и навыки. Например, рассматривая тему дружбы, ребенок может усвоить такие ценности и навыки как верность, умение слушать идти на уступки, находить компромисс и т.д.
4. Повышение уверенности в себе;
Сказочные герои, проходя испытания, преодолевают трудности и добиваются поставленной цели. Для детей с интеллектуальными особенностями персонажи служат объектом идеализации, благодаря чему укрепляется вера в себя и в то, что все жизненные трудности преодолимы.
Поскольку сказкотерапия служит инструментом коррекции эмоциональных нарушений у младших школьников, то необходимо выделить участников исследуемой терапии:
Родители и опекуны
Учителя и специалисты
• могут поддерживать и продолжать работу над развитием ребенка в повседневной жизни. Они также могут обучаться методам сказкотерапии, чтобы использовать их в домашних условиях_
• используют разные сказочные элементы, истории и техники, чтобы помочь ребенку развивать свои навыки, справляться с эмоциональными трудностями и улучшать свое психическое развитие_
в некоторых случаях другие дети могут быть вовлечены в сказкотерапевтические сеансы, чтобы создать поддерживающую и инклюзивную атмосферу и помочь ребенку с задержкой психического развития развивать социальные навыки и отношения
Рис. Участники сказкотерапии
Сказкотерапия может быть, как адаптированной, так и настраиваемой, что определяется потребностями ребенка и поставленными целями. В классической вариации сказкотерапия состоит из нескольких этапов:
1. Оценка и постановка целей;
2. Выбор сказки;
3. Чтение и исследование;
4. Обсуждение и рефлексия;
5. Создание нарратива;
6. Применение в обыденной жизни;
7. Постоянная поддержка и оценка.
Процесс терапии начинается с первичной оценки, в ходе которой специалист оценивает эмоциональное и психологическое благополучие участника. Цели и задачи терапии устанавливаются в сотрудничестве между специалистом и участниками (например, с ребенком и его родителями). Эти цели могут включать повышение эмоциональной устойчивости, развитие само-
сознания или решение конкретных проблем, таких как тревога или травма.
В последующем идет выбор сказки, которая перекликается с переживаниями или эмоциями ребенка. В выбранной сказке должны быть темы или персонажи, связанные с проблемами школьника.
Во время терапевтических сессий специалист читает участнику выбранную сказку вслух. По ходу чтения он побуждает участника исследовать свои реакции, эмоции и мысли, вызванные сказкой. Ребенку предлагается идентифицировать себя с персонажами, ситуациями и темами сказки, которые отражают его собственный опыт или проблемы.
После необходимо обеспечить глубокое обсуждение связей между сказкой и жизнью участника. Специалист и ребенок обсуждают, как герои сказки преодолевают трудности, принимают решения и в конечном итоге находят выход. При этом специ-
алистом могут задаваться открытые вопросы, чтобы побудить участника поразмышлять о своих собственных чувствах, мыслях и поведении в атмосфере отсутствия осуждения и поддержки.
В некоторых случаях участникам может быть предложено создать свой рассказ или адаптацию сказки. Это упражнение может помочь им найти альтернативные решения собственных проблем и развить чувство самостоятельности и расширения возможностей.
Участникам предлагается применить понимание, полученное в ходе сказкотера-пии, в реальной жизни. Они могут разработать стратегии решения своих эмоциональных или психологических проблем на основе тем и уроков сказки.
Терапия сказками обычно проводится в течение нескольких сессий, и участники получают постоянную поддержку и рекомендации от специалиста. Прогресс регулярно оценивается, и при необходимости терапия может быть скорректирована с учетом меняющихся потребностей и целей.
3. Результаты исследования
В исследовании приняли участие две группы детей с задержкой психического
развития. Экспериментальная группа состояла из 50 детей, которые получили сказ-котерапию, а контрольная группа - из 50 детей, не принимавших участия в какой-либо терапии.
Для оценки эмоциональных расстройств в обеих группах использовалась Шкала оценки эмоциональных расстройств (EDAS). Для определения изменений в выраженности эмоциональных расстройств в обеих группах проводились предварительная и последующая оценки.
Экспериментальная группа получала сеансы сказкотерапии два раза в неделю в течение трех месяцев. Терапия включала в себя рассказывание сказок, ролевые игры и творческие занятия, связанные со сказками.
4. Обсуждение результатов
Анализ данных, полученных в ходе наблюдения, производился с помощью тестов для сравнения оценок до и после лечения в обеих группах и для оценки эффективности сказкотерапии.
Результаты исследования были следующие:
Объекты исследования Предварительная оценка Оценка после проведения терапии
Экспериментальная группа Средний = 72,5 SD = 9,3 Средний = 55,2 SD = 7,1
Контрольная группа (без терапии) Средний = 73,1 SD = 9,6 Средний = 72,9 SD = 9,5
Таблица. Результаты исследования по шкале EDAS
В экспериментальной группе после участия в сказкотерапии наблюдалось статистически значимое снижение выраженности эмоциональных расстройств (р < 0,001).
В контрольной группе не произошло существенных изменений в выраженности эмоциональных расстройств.
Результаты данного исследования свидетельствуют о том, что сказкотерапия является эффективным средством коррекции эмоциональных нарушений у детей с задержкой психического развития. Экспериментальная группа, получавшая сказкоте-
рапию, продемонстрировала значительное снижение выраженности эмоциональных расстройств, в то время как в контрольной группе, не получавшей сказкотерапии, улучшения не наблюдалось. Это свидетельствует о том, что сказкотерапия может быть ценным инструментом в коррекции эмоциональных нарушений у данной группы населения.
5. Заключение
Следует отметить, что сказкотерапия показывает себя как эффективный инструмент для коррекции эмоциональных нарушений у детей с задержкой психического
развития. Сравнительный анализ с контрольной группой демонстрирует ее положительное влияние на эмоциональное благополучие. Для подтверждения получен-
ных результатов и изучения долгосрочных эффектов сказкотерапии в данном контексте рекомендуется проведение дальнейших и более масштабных исследований.
Литература
1. Слизкая Т.В. Особенности использования сказкотерапии на коррекционных занятиях с учащимися с ОПФР / Т.В. Слизкая // Современное образование Витебщины. - 2020. - № 2(28). - 54-56.
2. Торшина А.В. Сказкотерапия - эффективный метод преодоления стресса / А.В. Торшина, О.М. Нивина // Наука и производство Урала. - 2021. - Том 17. - С. 120-122.
3. Володина Е.И. Сказкотерапия как средство формирования связного высказывания у старших дошкольников с общим недоразвитием речи / Е.И. Володина, Е.С. Девина // Образование в современном мире: новое время - новые решения. - 2022. - № 1-1. -С. 39-43.
Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.
Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Зорина В.И. Сказкотерапия, как средство коррекции эмоциональных нарушений у младших школьников с задержкой психического развития / В.И. Зорина, Е.Д. Трофимова // Актуальные проблемы педагогики и психологии. 2023. Том 4. № 12. С. 63-69.
Сведения об авторах Зорина В.И.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 13
Нижний Тагил, Россия
ORCID ID: 0009-0007-5836-704X
E-mail: [email protected]
Трофимова Е.Д.
к.п.н., доцент
Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт (филиал) Российского государственного профессионально-педагогического университета Нижний Тагил, Россия E-mail: [email protected]
ACTUAL PROBLEMS OF PEDAGOGY AND PSYCHOLOGY 2023, vol. 4, no. 12, pp. 63-69.
FAIRY TALE THERAPY AS A MEANS OF CORRECTING EMOTIONAL DISORDERS IN YOUNGER SCHOOLCHILDREN WITH MENTAL RETARDATION
Zorina V.I.
Municipal budgetary educational institution secondary school No. 13
Nizhny Tagil, Russia
ORCID ID: 0009-0007-5836-704X
E-mail: [email protected]
Trofimova E.D.
PhD, Associate Professor
Nizhny Tagil State Socio-Pedagogical Institute (branch) Russian State Vocational Pedagogical University Nizhny Tagil, Russia E-mail: [email protected]
Abstract. Problems with the emotional sphere in children with mental retardation may arise due to the lack of daily communication within the family and society. All aspects of the emotional sphere of personality in younger schoolchildren with mental retardation are formed slowly and with great deviations.
Children are characterized by a pronounced delay in the development of emotions, undifferentiated and unstable feelings that limit the range of experiences, extreme manifestations of joy, sadness and fun. In psychology, a lot of attention is paid to the development of the emotional sphere. Aspects of the development of emotional disorders in the case of mental retardation need to be studied not only because they are closely related to all aspects of personal development, but also because they are an integral and relatively independent part of communicative behavior.
Many problems in children's communication processes arise due to significant difficulties in the emotional sphere. The relevance of the problem of correcting emotional disorders in younger schoolchildren with mental retardation is determined by the importance that the emotional sphere has in the mental development of schoolchildren and their readiness to interact with others.
Numerous studies by Russian scientists, such as A. N. Gvozdev, N. I. Zhinkin, G. A. Kashe, P. E. Levina, O. V. Filicheva, are devoted to a detailed study and analysis of the problem of the formation of the emotional sphere of primary school children and confirm it. Fairy tale therapy is a practice that uses the integration of personality in order to stimulate creativity, raise awareness and improve relationships with the outside world.
Both domestic and foreign psychologists refer to fairy tales in their works: E. Fromm, E. Bern, E. Gardner, T. D. Zinkevich-Evstigneeva, I. V. Vachkov and others. The article defines fairy tale therapy as a method of psychological correction. The main features of fairy tale therapy, the correctional capabilities of this method and the main functions are considered: understanding and expressing emotions, developing mutual understanding, developing social skills, and increasing self-confidence.
The process of therapy has been studied, which begins with an initial assessment, during which a specialist evaluates the emotional and psychological well-being of the participant. The goals and objectives of therapy, established in cooperation between the specialist and the participants, are also set.
The effectiveness of fairy tale therapy in the correction of emotional disorders in children with mental retardation is analyzed. The main stages of fairy tale therapy have been studied. Special attention was paid to the study of the effect of fairy tale therapy on the emotional state of younger schoolchildren, the data obtained during the observation was analyzed, it was performed using tests to compare effectiveness, the Emotional Disorders Assessment Scale (EDAS) was used to assess emotional disorders.
Keywords: fairy tale therapy, research, emotional state, mental development, stress, anxiety, behavior.
References
^ 1. Slizkaya T. V. Features of the use of fairy tale therapy in correctional classes with students with OPFR / T.V. Slizkaya // Modem education of Vitebsk region. 2020. No 2(28). 54-56.
2. Torshina A.V. Fairy tale therapy is an effective method of overcoming stress / A.V. Torshina, O.M. Nivina // Science and production of the Urals. 2021. Volume 17. pp. 120-122.
3. Volodina E.I. Fairy tale therapy as a means of forming coherent utterance in older preschoolers with general speech underdevelopment / E.I. Volodina, E.S. Devina // Education in the modern world: new time - new solutions. 2022. No. 1-1.pp. 39-43.
Поступила в редакцию 05.12.2023. Прошла рецензирование и рекомендована к опубликованию 20.12.2023.
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция - Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная -http s: // creativecommons. org/licenses/by-nc/4. 0/