Научная статья на тему 'ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ АГРЕССИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ'

ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ АГРЕССИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
25
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРРЕКЦИЯ АГРЕССИВНОСТИ / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК / ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Скавычева Елена Николаевна, Соколова Ирина Владимировна

Данное исследование посвящено проблеме коррекции агрессивного поведения у младших школьников с задержкой психического развития. В статье актуализируется необходимость коррекции агрессивного поведения, описываются различные возможности коррекции агрессивного поведения младшего школьника с нарушением нормального темпа психического развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Скавычева Елена Николаевна, Соколова Ирина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SAND THERAPY AS MEANS OF CORRECTING AGGRESSIVENESS OF YOUNGER SCHOOLCHILDREN WITH MENTAL DEVELOPMENT DELAY

This study is devoted to the problem of correcting the aggressive behavior of primary schoolchildren with mental retardation. The article actualizes the need for correcting aggressive behavior, describes the possibilities of correcting the aggressive behavior of a primary school student with a violation of the normal pace of mental development.

Текст научной работы на тему «ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ АГРЕССИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ»

следствие, полисенсорный перцептивный комплекс можно обозначить центром внимания сенсорно-перцептивную организацию гнозиса.

Большинство авторов выделяют две категории типов перцепции: правополушарный и левополушарный (А.Р. Лурия, Е.Д. Хомская). Так же различают эмоциональный и логический характер восприятия, вербальный и невербальный.

Полисенсорное восприятие имеет доминирующую позицию при формировании речевой функции и при коррекционно-развивающей работе. Естественное доминирование проявляется в межполушарной и внутри полушарной асимметрии. Е.Д. Хомская выделяет следующие парциальные типы у детей: ручная, зрительная, слуховая, тактильная, обонятельная перцепция.

Выводы. Таким образом, выделяют общий аспект связи и взаимозависимости развития речи и высших психических функций. В случае с последующими этапами речевого онтогенеза, процесс взаимодействия речи и высших психических функций обеспечивается развитием регулирующей функции речи. Это способствует продолжению динамики спирального движения развития речи в целом.

Аннотация. В статье показана актуальность использования полисенсорной технологий в работе детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи для коррекции связных высказываний. Рассмотрено значение процесса развития и усложнения перцептивных действий ребенка в раннем возрасте на его дальнейшее развитие.

Ключевые слова: образование, дошкольники, общее недоразвитие речи, полисенсорная технология, связные высказывания, фразовая речь, коррекционно-развивающие занятия.

Annotation. The article shows the relevance of using polysensory technologies in the work of preschool children with general speech underdevelopment for the correction of coherent statements. The importance of the process of development and complication of perceptual actions of a child at an early age on his further development is considered.

Keywords: education, preschoolers, general speech underdevelopment, polysensory technology, coherent statements, phrasal speech, correctional and developmental classes.

Литература:

1. Выготский, Л.С. Педагогическая психология. М.: АСТ, изд-воАстрель, Люкс, 2005 г.

2. Глухов, В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / В.П. Глухов. — М.: АРКТИ, 2004 г.

3. Ефименкова, Л.Н Формирование речи у дошкольников: (Детис общим недоразвитием речи). М., 1981 г.

4. Забрамная, С.Д. Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования дошкольников / С.Д. Забрамная, О.В. Боровик. М.: изд-во Альянс, 2013 г.

5. Коменский, Я.А., Локк Д., Руссо Ж.-Ж., Песталоцци И.Г. Педагогическое наследие. М.: изд-во Педагогика, 1989 г.

6. Короткова, Э.П. Обучение дошкольников дошкольного возраста рассказыванию, М.: изд-во Эксмо, 1982 г.

7. Леонтьев, А.А. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания / А.А. Леонтьев. М.: КомКнига, 2005 г.

8. Пиаже, Ж. Речь и мышление ребенка / Сост., новая ред. пер. с фр., коммент. Вал. А. Лукова, Вл. А. Лукова. М.: Педагогика-Пресс, 1994 г.

9. Репина, З.А. Нейропсихологическое изучение детей с тяжелыми дефектами речи: Учеб. пособие. Екатеринбург, 1995 г.

УДК 376

ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ АГРЕССИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

кандидат педагогических наук, доцент Скавычева Елена Николаевна Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Российский государственный профессионально-педагогический университет» (г. Нижний Тагил);

студентка Соколова Ирина Владимировна Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательногоучреждения высшего образования «Российский государственный профессионально-педагогический университет» (г. Нижний Тагил)

Постановка проблемы. Песочная терапия - один из методов психотерапии, возникший в рамках аналитической психологии. Это способ снятия внутреннего напряжения, воплощения его на бессознательно-символическом уровне, посредством работы с песком. Такая терапия предполагает направление коррекционной, развивающей или терапевтической работы, связанные с использованием песка [4]. В первую очередь, это интересная для ребёнка игра в песочнице, рисование песком на световом столе (дети это очень любят), а также смешанные техники.

Использование техник в песочной терапии с детьми с особенностями развития имеет возможность работать на разных уровнях, от сенсорной стимуляции до аналитической работы. Такая терапия позволяет выразить чувства, с трудом поддающиеся вербальному описанию. Большинству детей и взрослых взаимодействие с песком приятно и не вызывает сопротивления.

Изложение основного материала исследования. Коррекция агрессивности младших школьников очень важна, потому что она даёт возможность добиться быстрого и зрелищного результата. Это одна из очень важных сторон процесса терапии в коррекции агрессивности, особенно у детей с задержкой психического развития. Важнейшая задача педагогов-психологов заключается в том, чтобы помочь младшему школьнику справиться с его собственной агрессией с помощью песочной терапии.

Психологическая коррекция часто используется при трудностях в установлении контакта с детьми, особенно с задержкой психического развития. Терапия позволяет ребёнку младшего школьного возраста с

задержкой психического развития выплеснуть свою агрессию в ходе игры с песком. В игре дети начинают проявлять себя и свои отношения к другим через игру в песочнице. У таких детей преобладает импульсивность, неадекватность в оценке результатов (привычка к получению только положительных оценок или высказываний о нём), повышенная утомляемость, раздражительность, склонность к аффективным вспышкам, конфликтам и к тревожно фобическим расстройствам.

Отличие данной терапии в том, что она позволяет ребёнку с задержкой психического развития создавать особое место, которое обеспечивает ему путь к чувствам и мыслям. У таких детей работа с бессознательным в песочнице ведёт к перенесению позитивного опыта в реальность [3].

При игре с песком у ребёнка появляется желание построить первый в жизни дом, сажается дерево, создаётся «семья». Ребёнок строит свой детский мир, в котором он чувствует себя защищённо, где ему всё близко и понятно.

С помощью коррекционной работы можно использовать песочную терапию, как снятие агрессии у детей с задержкой психического развития очень эффективна, т. к. с помощью песка и воды ребёнок может закопать всё, что его беспокоит и тревожит, а также развивает тактильную восприимчивость и позволяет стать более добрым и общительным. Песок обладает замечательным свойством, он убирает негативную психическую энергию, агрессию и таким образом в процессе коррекционной работы происходит гармонизация психоэмоционального состояния ребенка.

Пластичность песка даёт желание создать из него ситуацию из реальной жизни. Созданная ребёнком картина или сюжет из песка является творческим продуктом. На увлекательных занятиях песочной терапией происходит творческое самовыражение ребёнка, благодаря которому на бессознательно-символическом уровне происходит выход внутреннего напряжения и поиск путей развития. В работе с песком появляется новые возможности творческого применения и поиск путей развития формы, сюжета, событий, взаимоотношений. Ребёнок, играющий в песочнице с миниатюрными фигурками, воплощает фигурку волшебника, который вступает в общение с природными и социальными силами.

Психологи и педагоги наблюдают характерные для младших школьников с задержкой психического развития в поведении: малоосознанных, неконтролируемых действий под влиянием эмоций, недостаточную выраженность деятельности ориентировочного этапа, т.е. у ребёнка отсутствует этап самоисследования, целенаправленности, низкую продуктивность деятельности. Отмечаются существенные недостатки в мотивационно-целевой основе организации повседневной деятельности, несформированность способов самоконтроля (управление своим поведением), планирования. В возрасте шести, семи лет, у детей с задержкой психического развития, имеются особенности в ведущей игровой деятельности, которые не полностью у них сформированы и проявляются в скудности воображения и творчества (не могут воплотить образ предмета), определенной монотонности и однообразии, преобладающих проблем двигательной расторможенности, зацикливание на определённой деятельности. Дети стремятся к игре тогда, когда они не могут выполнить какое - либо задание, это стремление выглядит как уход от проблемы. Особенно желание играть часто возникает именно в ситуациях необходимости целенаправленной интеллектуальной деятельности, приготовления уроков. Дети с нарушением развития (ЗПР) не проявляют никакого интереса к играм по правилам, как выделяют психологи, это неотъемлемая часть и имеет очень важное значение в подготовке к учебной деятельности, как ведущей для младшего школьного возраста. В целом такие дети предпочитают подвижные игры, свойственные младшему возрасту [2].

Психологическая коррекция с песком легкопродуктивна, здесь не требуется особых усилий. Она позволяет мягко и деликатно обойти защитные механизмы, и понять какие переживания есть у ребёнка и аккуратно их скорректировать. Ребёнок с задержкой психического развития может добиться быстрого и зрелищного результата. Различные техники, связанные с песком, можно постепенно усложнять, используя в сочетании со сказкотерапией или музыкальными занятиями, давая ребёнку выбор и самому планировать деятельность. За счёт сложности заданий и произвольного выполнения, можно работать в зоне ближайшего развития ребёнка.

Взаимодействие с песком воспринимается как привлекательная деятельность и не вызывает отторжения. Предложение ребёнку поиграть в песок помогает установить контакт даже в непростых случаях. Интенсивное взаимодействие может регулировать сам ребёнок, он может допускать несколько игроков в песочнице, но это не является необходимым.

В коррекционных занятиях с песком можно задействовать несколько обычных способов, зрительного и тактильного восприятия, а так же двигательную активность. Процесс создания песочного сюжета, требует со стороны психолога, контроль движений при выполнении игры вместе с музыкой, и требует визуального и тактильного анализа. Песочную терапию можно использовать в разнообразных техниках, создавая теневые театры. Такая разнородность песочной терапии даёт дополнительные преимущества. Например, позволяет перейти от игры к рисунку, способствуя развитию плодотворной деятельности и вызывая интерес к рисованию [4].

Порой агрессивность ребёнка направлена не только на окружающих, но и на самого себя.

Агрессивное поведение одна из частых проблем детского коллектива, те или иные формы ее характерны для большинства школьников. Агрессивный ребенок приносит массу проблем не только окружающим, но и самому себе.

Однако, агрессивный ребенок, как и любой другой, нуждается в ласке и помощи взрослых, в коррекции детско - родительских отношений, потому что его агрессия - это, прежде всего, отражение внутреннего дискомфорта, попытка привлечь к себе внимание, неумения адекватно реагировать на происходящие вокруг него события. Помочь родителям в понимании внутренних переживаний и эмоционального состояния своего ребёнка.

Половина детей, имеющих задержку психического развития — дети с агрессивным поведением, а вернее, склонные к агрессии. Влияние негативной среды воспитания (семьи с пьющими родителями, употребляющие наркотические средства, неполные семьи) также способствуют возникновения у детей агрессивных действий. У детей с задержкой психического развития наблюдается несколько способов разрешения конфликтных ситуаций: агрессия, направленная или непосредственно на объект, каким могут быть дети младшего возраста, физически более слабые дети, животные, или на вещи; бегство. Ребенок «убегает» от ситуации, с которой он не может успешно справиться, например, отказывается от посещения школы. Наиболее специфической формой бегства является «уход в болезнь», что может проявляться в

невротических соматических реакциях, например в утренней рвоте, болях в животе, головных болях и прочее.

Детям с задержкой психического развития младшего школьного возраста песочная терапия даёт исключительную возможность выразить свои переживания, страхи, агрессию. Игра с песком позволяет ребёнку расслабиться, отвлечься от чувства тревоги, а психологу даёт возможность наблюдать внутренний мир ребёнка. Ребёнок проигрывает волнующую для него ситуацию с помощью разнообразных игрушечных фигурок, создавая картину собственного мира из песка, он тем самым освобождается от агрессии и напряжения [1]. За счёт этого проявляется эмоционально положительное состояние и удовольствие от игры. Здесь подбираются задания по возможностям ребёнка, инструкция предлагается в сказочной форме,. Поощряем творческий подход, оценка его действий и результатов не критикуется. Например, можно предложить ребёнку разыграть ситуацию на песке с помощью миниатюрных фигурок, где герои поссорились, и задача заключается в том, чтобы их померить, можно сказать ребенку, что он добрый волшебник, у него очень доброе сердце, и только он может помочь их померить. Ребёнок предлагает выход из ситуации, отыгрывает её, происходит борьба со злом, далее происходит примирение в песочной стране. Строит новый мир, чтобы все жили счастливо, и всем было удобно. Все сказочные герои благодарны доброму волшебнику, усиливаем положительный опыт, беседуем с ребёнком, он анализирует правильность своих действий.

Занятия с использованием песочной терапии обладают колоссальным значением для коррекции психики ребёнка с задержкой психического развития. Они стабилизируют эмоциональное состояние ребёнка, учат его прислушаться к себе и проигрывать свои ощущения.

Выводы. Таким образом, песочная терапия - это процесс, требующий терпеливой работы, но очень эффективный способ коррекции агрессивного поведения детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития. На первых занятиях ребёнок устанавливает контакт, осваивает процесс игры с песком в различных упражнениях. Затем он учится справляться со своей агрессией, воспитывает в себе доброту и бережное отношение ко всему живому. В дальнейшем у такого ребенка формируется правильное отношение к своему поведению. Коррекционная терапия позволяет мягко и деликатно, в игровой форме обойти защитные механизмы, понять: какие переживания есть у ребёнка, и также ненавязчиво их скорректировать.

Аннотация. Данное исследование посвящено проблеме коррекции агрессивного поведения у младших школьников с задержкой психического развития. В статье актуализируется необходимость коррекции агрессивного поведения, описываются различные возможности коррекции агрессивного поведения младшего школьника с нарушением нормального темпа психического развития.

Ключевые слова: коррекция агрессивности, младший школьник, задержка психического развития, песочная терапия.

Annotation. This study is devoted to the problem of correcting the aggressive behavior of primary schoolchildren with mental retardation. The article actualizes the need for correcting aggressive behavior, describes the possibilities of correcting the aggressive behavior of a primary school student with a violation of the normal pace of mental development.

Keywords: correction of aggressiveness, junior schoolchild, mental retardation, sand therapy.

Литература:

1. Винник М.О. Задержка психического развития у детей: методологические принципы и технологии диагностической и коррекционной работы / М.О. Винник - Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. - 154 с.

2. Никишина В.Б. Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития: Пособие для психологов и педагогов / Никишина В.Б. - М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2007. - 126 с.

3. Захаров А.И. Как предупредить отклонение в поведении детей. М.: Педагогика, 1994. - 76 с.

4. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Практикум по песочной терапии. — СПб.: Речь, 2002. — 224 с.

УДК 376

РАЗВИТИЕ НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

кандидат педагогических наук, доцент Скавычева Елена Николаевна Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Российский государственный профессионально-педагогический университет» (г. Нижний Тагил);

студентка Коновалова Татьяна Владиславовна Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Российский государственный профессионально-педагогический университет» (г. Нижний Тагил)

Постановка проблемы. На уровне начального общего образования наиболее значима актуализация умственной сферы в целом и проблема умственного развития детей младшего школьного возраста. Обусловленная специфическими особенностями дефекта, особенно актуальна проблематика для детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.

Изложение основного материала исследования. Ребенок с помощью мыслительных операций знакомиться с окружающим его миром. Переходящие друг в друга стороны мышления, составляют разнообразные взаимосвязанные операции.

Мышление - это психический процесс отражения явлений действительности и наиболее существенных свойств предметов, а также наиболее существенных связей и отношений между ними, что в конечном итоге приводит к приобретению новых знаний о мире [4].

Данное понятие имеет несколько классификаций. Выделяют 2 вида мышления. Первое - наглядно-действенное (предметно-действенное), инструментом которого является предмет, второе - образное мышление (наглядно-образное), пользуется образами реального мира, и последнее - понятийное (словесно-логическое) [5].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.