Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ'

РАЗВИТИЕ НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОЕ МЫШЛЕНИЕ / РАЗВИТИЕ / ИГРОТЕРАПИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Скавычева Елена Николаевна, Коновалова Татьяна Владиславовна

В статье рассматриваются теоретические аспекты развития наглядно-образного мышления у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития. В структуре нарушенного развития отмечается нечеткость образов и представлений и недостаточная развитость мыслительных операций. Представленная информация указывает на необходимость использования специальных методов, способствующих развитию наглядных форм мышления. Для развития наглядных форм мышления, необходимо использовать специяльные методы, на что и указывает представленная информация.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Скавычева Елена Николаевна, Коновалова Татьяна Владиславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF IMAGE-LIKE THINKING IN YOUNGER SCHOOLCHILDREN WITH MENTAL DEVELOPMENT DELAY

The article discusses the theoretical aspects of the development of visual-figurative thinking in children of primary school age with mental retardation. In the structure of impaired development, there is an indistinctness of images-representations and insufficient development of mental operations. The information provided indicates the need to use special methods that contribute to the development of visual forms of thinking.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ»

невротических соматических реакциях, например в утренней рвоте, болях в животе, головных болях и прочее.

Детям с задержкой психического развития младшего школьного возраста песочная терапия даёт исключительную возможность выразить свои переживания, страхи, агрессию. Игра с песком позволяет ребёнку расслабиться, отвлечься от чувства тревоги, а психологу даёт возможность наблюдать внутренний мир ребёнка. Ребёнок проигрывает волнующую для него ситуацию с помощью разнообразных игрушечных фигурок, создавая картину собственного мира из песка, он тем самым освобождается от агрессии и напряжения [1]. За счёт этого проявляется эмоционально положительное состояние и удовольствие от игры. Здесь подбираются задания по возможностям ребёнка, инструкция предлагается в сказочной форме,. Поощряем творческий подход, оценка его действий и результатов не критикуется. Например, можно предложить ребёнку разыграть ситуацию на песке с помощью миниатюрных фигурок, где герои поссорились, и задача заключается в том, чтобы их померить, можно сказать ребенку, что он добрый волшебник, у него очень доброе сердце, и только он может помочь их померить. Ребёнок предлагает выход из ситуации, отыгрывает её, происходит борьба со злом, далее происходит примирение в песочной стране. Строит новый мир, чтобы все жили счастливо, и всем было удобно. Все сказочные герои благодарны доброму волшебнику, усиливаем положительный опыт, беседуем с ребёнком, он анализирует правильность своих действий.

Занятия с использованием песочной терапии обладают колоссальным значением для коррекции психики ребёнка с задержкой психического развития. Они стабилизируют эмоциональное состояние ребёнка, учат его прислушаться к себе и проигрывать свои ощущения.

Выводы. Таким образом, песочная терапия - это процесс, требующий терпеливой работы, но очень эффективный способ коррекции агрессивного поведения детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития. На первых занятиях ребёнок устанавливает контакт, осваивает процесс игры с песком в различных упражнениях. Затем он учится справляться со своей агрессией, воспитывает в себе доброту и бережное отношение ко всему живому. В дальнейшем у такого ребенка формируется правильное отношение к своему поведению. Коррекционная терапия позволяет мягко и деликатно, в игровой форме обойти защитные механизмы, понять: какие переживания есть у ребёнка, и также ненавязчиво их скорректировать.

Аннотация. Данное исследование посвящено проблеме коррекции агрессивного поведения у младших школьников с задержкой психического развития. В статье актуализируется необходимость коррекции агрессивного поведения, описываются различные возможности коррекции агрессивного поведения младшего школьника с нарушением нормального темпа психического развития.

Ключевые слова: коррекция агрессивности, младший школьник, задержка психического развития, песочная терапия.

Annotation. This study is devoted to the problem of correcting the aggressive behavior of primary schoolchildren with mental retardation. The article actualizes the need for correcting aggressive behavior, describes the possibilities of correcting the aggressive behavior of a primary school student with a violation of the normal pace of mental development.

Keywords: correction of aggressiveness, junior schoolchild, mental retardation, sand therapy.

Литература:

1. Винник М.О. Задержка психического развития у детей: методологические принципы и технологии диагностической и коррекционной работы / М.О. Винник - Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. - 154 с.

2. Никишина В.Б. Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития: Пособие для психологов и педагогов / Никишина В.Б. - М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2007. - 126 с.

3. Захаров А.И. Как предупредить отклонение в поведении детей. М.: Педагогика, 1994. - 76 с.

4. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Практикум по песочной терапии. — СПб.: Речь, 2002. — 224 с.

УДК 376

РАЗВИТИЕ НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

кандидат педагогических наук, доцент Скавычева Елена Николаевна Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Российский государственный профессионально-педагогический университет» (г. Нижний Тагил);

студентка Коновалова Татьяна Владиславовна Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Российский государственный профессионально-педагогический университет» (г. Нижний Тагил)

Постановка проблемы. На уровне начального общего образования наиболее значима актуализация умственной сферы в целом и проблема умственного развития детей младшего школьного возраста. Обусловленная специфическими особенностями дефекта, особенно актуальна проблематика для детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.

Изложение основного материала исследования. Ребенок с помощью мыслительных операций знакомиться с окружающим его миром. Переходящие друг в друга стороны мышления, составляют разнообразные взаимосвязанные операции.

Мышление - это психический процесс отражения явлений действительности и наиболее существенных свойств предметов, а также наиболее существенных связей и отношений между ними, что в конечном итоге приводит к приобретению новых знаний о мире [4].

Данное понятие имеет несколько классификаций. Выделяют 2 вида мышления. Первое - наглядно-действенное (предметно-действенное), инструментом которого является предмет, второе - образное мышление (наглядно-образное), пользуется образами реального мира, и последнее - понятийное (словесно-логическое) [5].

Наглядно-образное мышление — мышление, моделирование и разрешении проблемной ситуации, которого основано в виде идей. Этот вид мышления основан на использовании определенных чувственных эталонов, на основе которых возможно открытие перцептивно неявных связей объектов, выступая следующим этапом развития интеллекта после наглядно-действенного мышления.

Наглядно-образное мышление оперирует представлениями, в которых выражаются не только ситуативно возникающие связи, но и более скрытые, более глубокие сущностные свойства, которые не представлены в данной ситуации.

Перенос чувственной структуры проблемной ситуации в систему семантических признаков, образующих определенные значения, выступают фундаментом работы наглядно-образного мышления, за счет чего достигается большая широта для возможностей моделирования [2].

Особую важность в познавательно-мыслительном процессе у детей младшего школьного возраста играет наглядно-образный вид мышления, который является наиболее значительным. Однако у детей с задержкой психического развития мышление обладает определенными особенностями развития.

В большинстве случаев у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития наблюдаются такие особенности, как речевые дефекты, плохие знания об окружающем мире, систематически возникают определенные трудности, возникающие в процессе решения задач складывания предметов, их презентация, работа по образцу с тематическими картинками. Оказывает влияние на процесс обучения определенные недостатки в развитии мышления [1].

У данной категории детей часто наступает быстрая утомляемость, а процессы анализа и синтеза информации не соответствуют нормативам возраста. Также у них нарушена работоспособность, наблюдается более низкий уровень процессов обобщения и отвлечения, они отличаются сниженным уровнем развития наглядно-образного мышления [2].

Главная цель начальной школы - содействовать детям в их эмоциональном, интеллектуальном, социальном и физическом развитии, обеспечить им соответствующие возможности обучения. Используя в этих целях игровую терапию, представляется возможным помочь им преобрести необходимые знания преимущественным образом.

В качестве метода развития наглядно-образного мышления мы предлагаем игротерапию, разработанную В. Экслайн и Г.Л. Лэндретом. Без жесткого контроля и сценария игры в хорошо оснащенной игровой комнате при создании безопасных психотерапевтических условий, игровая терапия является саморазвивающей [6].

Переход от действий с реальными предметами к действиям в умственном плане, происходит собственно в игре. Способность воспроизводить различные стороны действительности, появляется у детей при помощи многообразных условных способов (слов, символов и так далее). Именно в возглавляемой и активно формирующейся взрослым игре, реализуются содержащиеся в ней, направления психического развития [3].

Игры, в которых дети определяют игровую задачу (называют профессии в игре «Кем быть?», угадывают время года и различают его признаки в игре «Какое время года?», узнают то или иное событие в игре «Когда это бывает?» и тому подобное) при восприятии отрывков из литературных произведений (стихи И.З. Сурикова, А.С. Пушкина, И.С. Никитина, С.Я. Маршака), которые наизусть читает взрослый или ребенок, очень интересны и занимательны. Игры-загадки, игры-предположения, разработанные А.И. Сорокиной, которые развивают мышление, речь, активируют воображение, имеют не менее важное педагогическое значение.

Разобраться в реальных и нереальных ситуациях («Бывает-не бывает?»), а также научат составлять сказки («Шкатулка сказок»), помогут ребенку словесные игры [4].

Выводы. Таким образом, наглядно-образное мышление у младших школьников с задержкой психического развития при использовании методов игровой терапии имеет большое практическое значение, поскольку познание действительности происходит в наглядно-образной форме.

К пониманию объективных законов логики, подводит такого ребенка именно усвоение форм образного познания, что способствует развитию наглядно-образного, а затем и понятийного мышления.

Аннотация. В статье рассматриваются теоретические аспекты развития наглядно-образного мышления у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития. В структуре нарушенного развития отмечается нечеткость образов и представлений и недостаточная развитость мыслительных операций. Представленная информация указывает на необходимость использования специальных методов, способствующих развитию наглядных форм мышления. Для развития наглядных форм мышления, необходимо использовать специяльные методы, на что и указывает представленная информация.

Ключевые слова: младший школьный возраст, задержка психического развития, наглядно-образное мышление, развитие, игротерапия.

AnMtation. The агйс1е discusses the Шеогейса1 aspects of the development of visual-figurative thinking in children of ргтагу school age with mental retardation. In the structure of impaired development, there is an indistinctness of images-representations and insufficient development of mental operations. The information provided ind^tes the need to use special methods tot contribute to the development of visrnl forms of thinking.

Keywords: primary school age, mental retardation, vis^l-figurative thinking, development, game therapy.

Литература:

1. Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей. Учебно-методическое пособие. — М.: Гном-Пресс, 2002. — 64 с.

2. Власова Т.А. Обучение детей с задержкой психического развития. — М.: Просвещение, 1991. — 100 с.

3. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т.3 Проблемы развития психики - М.: Педагогика, 1983. — 368 с.

4. Немов Р.С. Психология. Книга 1. Общие основы психологии. — М.: ВЛАДОС, 2004. — 273 с.

5. Савина Е.А. Введение в психологию. Курс лекций. — М.: «Прометей» МПГУ, 2001. — 252 с.

6. Экслайн В. Игровая терапия. Золотой фонд психотерапии. — М.: Издательство Института Психотерапии, 2007. — 13 c.

УДК 373.24

ТИКО КОНСТРУКТОР КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КОНСТРУКТИВНЫХ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

кандидат педагогических наук, доцент Скавычева Елена Николаевна Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Российский государственный профессионально-педагогический университет» (г. Нижний Тагил);

студентка Гаврилова Александра Сергеевна Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Российский государственный профессионально-педагогический университет» (г. Нижний Тагил)

Постановка проблемы. В рамках реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования требуется внедрение инновационных форм взаимодействия с детьми дошкольного возраста от педагогического сообщества. Посредством развивающих конструкторов конструктивная деятельность позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие детей дошкольного возраста.

Одним из ведущих видов деятельности является продуктивная деятельность в дошкольном возрасте. Наибольшее внимание уделяют конструированию дети дошкольного возраста в данной деятельности. Развитие сенсорных и мыслительных способностей детей осуществляется в процессе конструирования. Если правильно организовать деятельность дошкольников то они приобретают не только конструктивные умения, но и обобщенные умения такие как: целенаправленно рассматривать, сравнивать предметы, делать умозаключения и выводы [3].

Изложение основного материала исследования. Столкнувшись с проблемой развития конструктивных умений детей среднего дошкольного возраста, мы выявили, что особый интерес в изучении данной области представляет ТИКО конструктор, а также его активное внедрение в практику дошкольных образовательных организаций.

К начальному техническому моделированию возможно приступить с использованием ТИКО конструктора. С его помощью каждый ребёнок сможет собрать разнообразные геометрические фигуры: кубы, призмы, пирамиды и сложные многогранники, что позволит развить у него пространственное воображение, что является немаловажным, особенно для детей среднего дошкольного возраста.

В наибольшей степени конструктивная деятельность детей среднего дошкольного возраста, по сравнению с другими видами деятельности, подготавливает для развития творческих, познавательных, сенсорных способностей детей необходимую основу. Конструктивная деятельность относится к продуктивным видам деятельности, поскольку она направлена на получение определенного продукта или результата [4].

Воспитательное значение является отличительной чертой конструктивной деятельности детей среднего дошкольного возраста. Самостоятельность, достижение поставленной цели, умение работать в парах, формирует конструирование в коллективе.

Конструктивная деятельность является деятельностью моделирующей. Модель, наиболее отражающая существенные признаки объекта это и есть постройка. В связи с этим конструирование даже условного, элементарного сооружения предполагает необходимость достаточного уровня знаний об объекте. Полнота образа конструируемого объекта предопределяет качество замысла. Замысел является заключительным этапом в обдумывании, планировании предстоящей деятельности - в осознании конечного результата, в постановке способов и последовательности его достижения.

Исследования А.Н. Давидчук, Л.А. Парамоновой доказывают, что при планомерном и целенаправленном обучении дети могут идти от замысла к воплощению.

Многие исследователи О.Г. Жукова, Ф.В. Изотова изучают различные аспекты формирования конструктивных умений у детей среднего дошкольного возраста. Конструирование не только развивает сенсорно-перцептивную деятельность, но и формирует умение самостоятельно находить способы решения конструктивных задач, что способствует развитию воображения, совершенствованию коммуникативных навыков.

Необходимость применения в дошкольной образовательной организации инновационной развивающих игровых технологий актуально, продиктовано быстро развивающимся техническим прогрессом, потребностью в соответствующем уровне обучения дошкольников. ТИКО конструктор соответствует вышесказанному, так как создает благоприятные условия для развития конструктивных умений ребенка, его творческого потенциала и формирования предпосылок к учебной деятельности.

Развитие конструктивных умений является важным образовательным действием и средством, с помощью которого можно осуществлять различные образовательные и развивающие цели и задачи. Положительные результаты в практическом применении дают все формы использования конструктивной деятельности, активизируя конструктивные умения, познавательную деятельность детей, что предшествует качественному дошкольному образованию [3].

Педагогической ценностью развития конструктивных умений детей среднего дошкольного возраста является то, что развиваются способности дошкольника, его творческие умения. Большое влияние на развитие личности и волевой сферы ребёнка оказывает конструирование. На эффективность процесса конструирования влияет характер мотива или цель — это то, для чего нужна постройка. Умение удерживать цель деятельности и самостоятельно её ставить, способность контролировать ход выполнения работы, сличать полученный результат с образцом. Именно от этого зависит успешность [2].

В дошкольных учреждениях особым спросом пользуются конструкторы из современных материалов с различными способами соединения деталей, с помощью которых возможно создавать подвижные конструкции. Это позволяет детям среднего дошкольного возраста решать сложные задачи конструирования.

Средний дошкольный возраст является периодом больших возможностей развития познавательных процессов: внимания, восприятия, мышления, памяти, воображения. Чтобы развить данные процессы усложняется игровой материал, он становится логическим, интеллектуальным, ребенку приходится думать и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.