Научная статья на тему 'ПОЛИСЕНСОРНЫЙ ПОДХОД В РАЗВИТИИ СВЯЗНЫХ ВЫСКАЗЫВАНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ'

ПОЛИСЕНСОРНЫЙ ПОДХОД В РАЗВИТИИ СВЯЗНЫХ ВЫСКАЗЫВАНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
13
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ДОШКОЛЬНИКИ / ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ / ПОЛИСЕНСОРНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / СВЯЗНЫЕ ВЫСКАЗЫВАНИЯ / ФРАЗОВАЯ РЕЧЬ / КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАНЯТИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сиднева Ирина Сергеевна, Медведева Елена Юрьевна

В статье показана актуальность использования полисенсорной технологий в работе детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи для коррекции связных высказываний. Рассмотрено значение процесса развития и усложнения перцептивных действий ребенка в раннем возрасте на его дальнейшее развитие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сиднева Ирина Сергеевна, Медведева Елена Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POLYSENSORY APPROACH IN THE DEVELOPMENT OF COHERENT STATEMENTS AMONG PRESCHOOLERS WITH GENERAL UNDERDEVELOPMENT OF SPEECH

The article shows the relevance of using polysensory technologies in the work of preschool children with general speech underdevelopment for the correction of coherent statements. The importance of the process of development and complication of perceptual actions of a child at an early age on his further development is considered.

Текст научной работы на тему «ПОЛИСЕНСОРНЫЙ ПОДХОД В РАЗВИТИИ СВЯЗНЫХ ВЫСКАЗЫВАНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ»

количестве необходимые питательные вещества и кислород, и, следовательно, лучше выполняют свои сложные функции.

Выводы. В последнее время, особенно в период пандемии, число сердечнососудистых заболеваний в мире выросло. Ученые отмечают влияние эмоциональных стрессов на сердечную деятельность. Также отмечается, что регулярные занятия физическими упражнениями, высокий уровень физической активности уменьшают отрицательное влияние стрессовых ситуаций на функциональные системы организма. Физические нагрузки оптимального объема и интенсивности аэробной направленности приводят к положительным психологическим эффектам. Систематические занятия физической культурой помогают студентам преодолевать негативные последствия перенапряжения, способствуют повышению уровня работоспособности.

Для повышения мотивации студентов в вузе ведется целенаправленная работа по пропаганде здорового образа жизни, профилактике вредных привычек, укреплению и сохранению своего здоровья. Важно побуждать студентов принимать участие в спортивных мероприятиях, находить новые формы занятий и соревнований, чтобы каждый студент смог реализовать свои потребности в движении, ведь от этого зависит его последующая жизнь.

Аннотация. Сохранение и укрепление здоровья молодого поколения имеет социальную значимость. Продуктивность и качество профессиональной деятельности напрямую зависит от здоровья молодого специалиста. Сохранение и укрепление здоровья является одной из приоритетных задач высшего образования. Справиться самостоятельно с этой задачей студенты могут не всегда. Основными помощниками должны стать преподаватели физического воспитания. Главной задачей педагогов является привлечение студентов к здоровому образу жизни, выявление мотивационных аспектов, которые помогут им в сознательном отношении к своему здоровью.

Ключевые слова: студенты, мотивация, физические упражнения, здоровый образ жизни.

Annotation. Preserving and strengthening the health of the young generation is of social significance. The productivity and quality of professional activity directly depends on the health of a young specialist. The preservation and promotion of health is one of the priorities of higher education. Students may not always be able to cope with this task on their own. The main assistants should be physical education teachers. The main task of teachers is to attract students to a healthy lifestyle, identify motivational aspects that will help them in a conscious attitude to their health.

Keywords: students, motivation, exercise, healthy lifestyle.

Литература:

1. Ольховская Е.Б. Педагогическое проектирование физического воспитания бакалавров в профессионально-педагогическом вузе / Проблемы современного педагогического образования. - 2016. -№ 51-3. - С. 231-237.

2. Сапегина Т.А. Сохранение и укрепление здоровья как важный фактор профессиональной успешности бакалавра / Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 58-3. С. 235-238.

УДК 378.2

ПОЛИСЕНСОРНЫЙ ПОДХОД В РАЗВИТИИ СВЯЗНЫХ ВЫСКАЗЫВАНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ

С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

магистрант Сиднева Ирина Сергеевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород);

кандидат психологических наук, доцент Медведева Елена Юрьевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)

Постановка проблемы. Связная речь - смысловое развернутое высказывание. Она обеспечивает общение и взаимопонимание. Связность, согласно мнению С.Л. Рубинштейна, является адекватностью при оформлении речи говорящего или пишущего относительно ее понятности для слушателя или читателя [6].

На сегодняшний день вопросы развития связной речи изучаются в разных аспектах. Со стороны психологического аспекта, рассматриваются генетические основания развития речи и ее нейропсихологические основы, а также взаимосвязь с развитием мышления и другими психическими функциями (Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев, Ж. Пиаже, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.). Относительно психолингвистического аспекта, исследуется ряд механизмов порождения и восприятия речи, а также особенности этого процесса на разных этапах онтогенеза.

У детей дошкольного возраста в отличие от детей раннего возраста, как отмечает Л.С. Выготский, появляется и развивается более сложная, самостоятельная форма речи, а именно развернутое монологическое высказывание [1]. Для дошкольного возраста характерна сензитивность для развития речи «про себя». У дошкольников, в рамках дошкольного образовательного учреждения, происходит развитие различных способностей. При этом особое внимание уделено способности овладеть речью. Следовательно, основой всей системы воспитания в детском саду является процесс систематического обучения речи в совокупности с методическим развитием речи и языка. Особое значение этот вопрос приобретает тогда, когда речь идет о детях с речевыми нарушениями.

Процесс полноценного развития связной речи дошкольников возможен лишь при условии создания благоприятных условий, учитывая совместную деятельность дошкольника и взрослого. Формирование речи происходит постепенно. Происходит это в процессе взаимодействия ребенка со средой, когда осуществляется процесс овладения лексическими и синтаксическими средствами речи.

Изложение основного материала исследования. Согласно исследованиям Ж. Пиаже особенности развития речи ребенка в раннем возрасте, опосредованы присутствием эгоцентризма [8]. Эгоцентризм выражается в виде трансформации внутренних побуждений ребенка на реально существующие предметы и их связи. По мнению Ж. Пиаже эти свойства мышления находят отражение в эгоцентрической речи ребенка.

При этом динамика речевого развития соотносится с динамикой развития интеллекта. Для речи, это выражается в переходе от собственно речи для себя к той речи, которая обеспечивает коммуникацию с окружающими. Данное изменение выступает ни чем иным как проявлением общего принципа спирального развития, который определяет циклическую изменчивость направлений вектора речевого развития.

Таким образом, на этапе раннего развития, происходит накопление рече-языковых средств, завоевание элементарных, базовых правил их использования. Они способствуют развитию процессов познания и осознания ребенком окружающего мира. Это обеспечивает накопление внутреннего потенциала речевого развития. На этом этапе развития ребенка речевое развитие содействует формированию и развитию языковой способности.

Реализуя функцию внешней речи ребенок начинает применять вербальный способ общения. Опираясь на речь взрослых у ребенка формируются основные образцы моделей речевого высказывания и речевого поведения. А это в свою очередь определяет необходимость наличия достаточных коммуникативных контактов с ребенком. Оречевляя свою деятельность ребенок тем самым формирует связи словесных обозначений с соответствующими предметами и явлениями окружающей среды. От количества и регулярности получения речевых стимулов, во многом зависит уровень языковой способности и успешность дальнейшего развития речи.

На втором этапе речевого развития ребенок активно использует имеющиеся способности для адекватной реализации целей взаимодействия с окружающими. На этом этапе реализуется процесс формирования коммуникативной функции речи. Потребность и мотивация ребенка в коммуникативном общении со взрослым, выступают механизмом запуска речи. Языковые средства на данном этапе коммуникация выступают источником накопления новых, они помогают ребенку принимать решения для более сложных коммуникативных задач.

Идеи Ж. Пиаже о динамике процесса овладения ребенком речью нашли свое подтверждение и развитие в нейропсихологическом подходе к исследованию речевого дизонтогенеза. Данный подход способствует наличию соотношения процессов взаимосвязанного развития речи и высших психических функций и процессов формирования их морфологической основы (мозговых структур) на различных этапах онтогенеза [5].

Правое полушарие в раннем возрасте ребенка обладает значительной ролью в процессе развития речевого процесса. Это можно объяснить дефицитом осознанности и произвольности детской речи. Наличие эмоциональности, индивидуальности, личностной значимости на ранних этапах онтогенеза также означает значимость правого полушария мозга. Оно является важным для активного участия в интонационном различении, просодическом оформлении и анализе знакомых вербальных стимулов.

В раннем возрасте процессы развития и усложнения перцептивных действий ребенка, способствует дальнейшему их переходу в высшие психические функции. При реализации процесса развития слухового восприятия, происходит интеграция звучащего слова с явлениями действительности. У ребенка рождаются первые формы слов. Зрительное восприятие способствует развитию слияния зрительной информации и образов с их обозначением. Посредством тактильных и кинестетических ощущений зрительные и слуховые ощущения усиливаются, в результате чего происходит формирование полимодального сенсорного комплекса.

Большое значение развития в период раннего детства перцептивных действий отмечено в трудах З.А. Репиной. По мнению исследователя, перцептивные действия представляются основой сенсорных способностей. Они, в свою очередь, обеспечивают процессы формирования слуховых, зрительных и тактильных восприятий. Это в комплексе является полисенсорной основой овладения словом.

К условию успешности базового сенсомоторного уровня речи, относят нормальное состояние центральной нервной системы и сенсорных систем организма ребенка. При рассмотрении дальнейшей динамики развития межполушарной асимметрии, авторами Э.Г. Симерницкая и Д.А. Фарбер отмечен факт постепенного дозревания таламо-кортикальных полей, когда доминирующая роль переходит к левому полушарию. К четвертом году жизни память становится доминирующей. Процесс ее развития обеспечивается вербализацией словарного запаса. Формирование слухового восприятия, которое обусловлено дозреванием таламо-кортикальных путей, приводит к формированию фонематического слуха, восприятию и различению тембра, высоты, динамики, длительности звука. Это способствует нормализации звукопроизношения. Также подготавливает базу для овладения звуковым анализом [4].

Развитие к четвертому году жизни ребенка эмоциональной сферы, обеспечивает формирование умения распознавать эмоциональные переживания окружающих, выражая собственные эмоции при помощи вербального и невербального способов. Весь этот процесс является основой для движения речи от индивидуального к социальному. Это является важным для развития коммуникативной функции речи. Важное значение имеет сознательное и произвольное применение речевых средств и построение развернутых высказываний. К главному условию движения относят процесс общение ребенка со взрослым. В общения происходит формирование зоны ближайшего развития речи.

Согласно системе вертикальной сенсорики Ж. Пиаже, процесс восприятия информации происходит в четыре этапа: сенсомоторный, символьный, логический, лингвистический [5].

Соответственно, происходят последовательные процессы моторизации, структуризации, интеллектуализации и вербализации перцептивных процессов всех физических и психических ощущений. На каждый из этих видов восприятия определено нейропсихологическое обоснование относительно позиций онтогенеза и дизонтогенеза.

А.В. Запорожец изучал восприятие действий в процессе преобладания наглядно-словесных заданий. Сенсорику моделирования осветил в своих трудах Л.А. Венгер. Динамику перцепций мышления исследовал Л.С. Выготский и его ученики (П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин). Они акцентировали внимания на высших отражательных функциях, не учитывая природу непосредственного восприятия. Генерализацию вербальной триады слух-моторика-зрение наиболее полно обосновали в своих исследованиях А.Р. Лурия и Р.Е. Левина. По вертикальному спектру состояние речевой интуиции и роль речевого обоняния до сих пор остаются практически не изученными [3].

Вертикальная сенсорика (физиологией, психикой, символикой, логикой, речью, общением, интуицией) содержит в полном объеме весь горизонтальный состав (зрение, слух, осязание, обоняние, вкус), и, как

следствие, полисенсорный перцептивный комплекс можно обозначить центром внимания сенсорно-перцептивную организацию гнозиса.

Большинство авторов выделяют две категории типов перцепции: правополушарный и левополушарный (А.Р. Лурия, Е.Д. Хомская). Так же различают эмоциональный и логический характер восприятия, вербальный и невербальный.

Полисенсорное восприятие имеет доминирующую позицию при формировании речевой функции и при коррекционно-развивающей работе. Естественное доминирование проявляется в межполушарной и внутри полушарной асимметрии. Е.Д. Хомская выделяет следующие парциальные типы у детей: ручная, зрительная, слуховая, тактильная, обонятельная перцепция.

Выводы. Таким образом, выделяют общий аспект связи и взаимозависимости развития речи и высших психических функций. В случае с последующими этапами речевого онтогенеза, процесс взаимодействия речи и высших психических функций обеспечивается развитием регулирующей функции речи. Это способствует продолжению динамики спирального движения развития речи в целом.

Аннотация. В статье показана актуальность использования полисенсорной технологий в работе детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи для коррекции связных высказываний. Рассмотрено значение процесса развития и усложнения перцептивных действий ребенка в раннем возрасте на его дальнейшее развитие.

Ключевые слова: образование, дошкольники, общее недоразвитие речи, полисенсорная технология, связные высказывания, фразовая речь, коррекционно-развивающие занятия.

Annotation. The article shows the relevance of using polysensory technologies in the work of preschool children with general speech underdevelopment for the correction of coherent statements. The importance of the process of development and complication of perceptual actions of a child at an early age on his further development is considered.

Keywords: education, preschoolers, general speech underdevelopment, polysensory technology, coherent statements, phrasal speech, correctional and developmental classes.

Литература:

1. Выготский, Л.С. Педагогическая психология. М.: АСТ, изд-воАстрель, Люкс, 2005 г.

2. Глухов, В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / В.П. Глухов. — М.: АРКТИ, 2004 г.

3. Ефименкова, Л.Н Формирование речи у дошкольников: (Детис общим недоразвитием речи). М., 1981 г.

4. Забрамная, С.Д. Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования дошкольников / С.Д. Забрамная, О.В. Боровик. М.: изд-во Альянс, 2013 г.

5. Коменский, Я.А., Локк Д., Руссо Ж.-Ж., Песталоцци И.Г. Педагогическое наследие. М.: изд-во Педагогика, 1989 г.

6. Короткова, Э.П. Обучение дошкольников дошкольного возраста рассказыванию, М.: изд-во Эксмо, 1982 г.

7. Леонтьев, А.А. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания / А.А. Леонтьев. М.: КомКнига, 2005 г.

8. Пиаже, Ж. Речь и мышление ребенка / Сост., новая ред. пер. с фр., коммент. Вал. А. Лукова, Вл. А. Лукова. М.: Педагогика-Пресс, 1994 г.

9. Репина, З.А. Нейропсихологическое изучение детей с тяжелыми дефектами речи: Учеб. пособие. Екатеринбург, 1995 г.

УДК 376

ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ АГРЕССИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

кандидат педагогических наук, доцент Скавычева Елена Николаевна Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Российский государственный профессионально-педагогический университет» (г. Нижний Тагил);

студентка Соколова Ирина Владимировна Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательногоучреждения высшего образования «Российский государственный профессионально-педагогический университет» (г. Нижний Тагил)

Постановка проблемы. Песочная терапия - один из методов психотерапии, возникший в рамках аналитической психологии. Это способ снятия внутреннего напряжения, воплощения его на бессознательно-символическом уровне, посредством работы с песком. Такая терапия предполагает направление коррекционной, развивающей или терапевтической работы, связанные с использованием песка [4]. В первую очередь, это интересная для ребёнка игра в песочнице, рисование песком на световом столе (дети это очень любят), а также смешанные техники.

Использование техник в песочной терапии с детьми с особенностями развития имеет возможность работать на разных уровнях, от сенсорной стимуляции до аналитической работы. Такая терапия позволяет выразить чувства, с трудом поддающиеся вербальному описанию. Большинству детей и взрослых взаимодействие с песком приятно и не вызывает сопротивления.

Изложение основного материала исследования. Коррекция агрессивности младших школьников очень важна, потому что она даёт возможность добиться быстрого и зрелищного результата. Это одна из очень важных сторон процесса терапии в коррекции агрессивности, особенно у детей с задержкой психического развития. Важнейшая задача педагогов-психологов заключается в том, чтобы помочь младшему школьнику справиться с его собственной агрессией с помощью песочной терапии.

Психологическая коррекция часто используется при трудностях в установлении контакта с детьми, особенно с задержкой психического развития. Терапия позволяет ребёнку младшего школьного возраста с

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.