КОРРЕКЦИОННАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА
УДК 378.2
йО! 10.23951/2307-6127-2020-1-46-53
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОЛИСЕНСОРНОГО ПОДХОДА В ФОРМИРОВАНИИ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО БАЗИСА ЧТЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
С. П. Беляева, С. Н. Каштанова
Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, Нижний Новгород
Увеличение числа детей с общим недоразвитием речи и повышение современных требований ФГОС к эффективности обучения грамоте позволяют актуализировать проблему подготовки к обучению чтению дошкольников с общим недоразвитием речи. Предложен комплексный подход к процессу формирования функционального базиса чтения у дошкольников с общим недоразвитием речи, который основан на использовании полисенсорного подхода.
Ключевые слова: функциональный базис чтения, полисенсорный подход, общее недоразвитие речи, нейропсихологическое обследование, логопедическое обследование.
На сегодняшний день у детей дошкольного возраста отмечается рост речевых нарушений различной степени тяжести при нарушениях перцептивно-когнитивного и интеллектуального развития. Увеличивается процент речевого дизонтогенеза с выраженными неврологическими нарушениями. Данная тенденция обуславливает необходимость совершенствования традиционных методов обучения детей, имеющих недоразвитие речи, за счет совершенствования и систематизации коррекционных способов и приемов.
Дети с нормативным речевым развитием идут в начальную школу с уже развитой базой речи, с хорошо сформированной устной речью, и процесс школьной адаптации к письменной речи у них происходит легче, чем у детей с речевым недоразвитием. Дошкольники с общим недоразвитием речи (ОНР) к первому классу не только не обладают начальными навыками чтения, но и имеют несформированную речь, что приводит к определенным психолого-педагогическими трудностям при обучении. Они имеют определенные отклонения в развитии фонетических, лексических и грамматических аспектов речи [1]. Своевременная коррекционная работа позволяет минимизировать недостатки в развитии речевых и неречевых функций, созревающих в онтогенезе позднее [2]. Изучением данной проблемы занимались многие исследователи, а именно Р. Е. Левина, Г. В. Чиркина, Т. Б. Филичева, Г. А. Корнев, А. Н. Лагутина и др. [3-6]. Подчеркивается, что недостатки чтения уже в дошкольном периоде отрицательно влияют на весь ход усвоения школьной программы.
Для успешного овладения первоначальным навыком чтения у детей дошкольного возраста должен быть сформирован функциональный базис чтения, который включает в себя сформированную устную речь, достаточно развитый словарный запас, грамматический
строй речи, произношение звуков и слов сложного слогового состава, фонематические процессы, внимание, скоординированное мышление, развитое восприятие, а также развитую слуховую и зрительную память [7].
Если у детей не сформирован функциональный базис чтения, то в процессе освоения школьной программы, как правило, возникают проблемы в фонематическом восприятии (неспособность различать фонемы); в фонематическом анализе (ошибки в выделении звуков из речи); в зрительном анализе и синтезе (не может определять сходство и различие букв); в пространственной ориентировке, а также в зрительном мнезисе (не может запомнить зрительный образ буквы или совершает ошибки в его запоминании) [8].
При использовании традиционных методов обучения детей дошкольного возраста чтению не всегда принимаются во внимание психофизиологические потребности детей с ОНР. Неполноценно развитая речевая деятельность напрямую влияет на процесс формирования у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы [9]. На основании этого особую актуальность приобретает проблема изучения формирования функционального базиса чтения у дошкольников с речевым нарушением ОНР и также обоснованное использование средств коррекции для оказания помощи каждому ребенку.
Одним из коррекционных инструментов является полисенсорный подход, предполагающий опору на максимально возможное количество анализаторов при ознакомлении с новым объектом или явлением. Данный подход эффективен при различных трудностях в процессе обучения чтению детей дошкольного возраста с ОНР, которые требуют повышенного зрительного и слухового внимания, высокой концентрации и координации всех функций организма [10].
В логике представленной актуализации нами была разработана программа, в которой использовали полисенсорный подход для формирования функционального базиса чтения дошкольников с ОНР. Мы исходили из убеждения, что использование полисенсорного подхода в логопедической работе выступает эффективным средством при формировании функционального базиса чтения детей дошкольного возраста с ОНР, так как опирается на особенности структурно-функциональной организации анализаторов в качестве базового ресурса.
Для формирования функционального базиса чтения с использованием полисенсорного подхода у детей дошкольного возраста с ОНР было проведено экспериментальное исследование на базе МБДОУ «Детский сад № 404 „Ростки"» г. Нижнего Новгорода. На этапе первичной диагностики были выявлены проблемы по следующим компонентам: при анализе звукопроизношения основная трудность была с воспроизведением и дифференциацией слогов и фонем, затруднения с развернутым ответом на вопрос (однозадачность), нарушение воспроизведения слоговой структуры слова, минимальный словарный запас, сложность с воспроизведением разной структуры ритма, проблема в опознании предметов с разными силуэтами и контурами, плохо развитая слухоречевая и зрительно-предметная память: неправильный порядок воспроизведения слов, сокращали слова, ошибки в воспроизведении слов, отсутствие сосредоточенности на заданиях.
Целевой ориентир формирующего эксперимента был направлен на качественные и количественные изменения компонентов функционального базиса чтения у дошкольников с ОНР путем использования полисенсорного подхода и выявление его результативности. В состав экспериментальной группы были включены 20 дошкольников 5-7 лет. Экспериментальное обучение реализовывалось на индивидуальных и подгрупповых логопедических занятиях. Занятия проводились 2-3 раза в неделю, длились от 10 до 15 мин и интегрировались в коррекционно-развивающую работу логопеда.
В выборе методологической базы для экспериментального исследования мы опирались на теорию развития высших психических функций Л. С. Выготского [11]; концепцию системного подхода к изучению коррекции речевых нарушений, многоаспектные исследования и теоретическое обоснование общего недоразвития речи у детей Р. Е. Левиной [3], систему обучения начальному чтению Д. Б. Эльконина и др. [12].
Применение полисенсорного подхода в логопедической работе посредством игровой деятельности позволило ненавязчиво, опосредованно осуществить коррекционное воздействие в интересной и увлекательной форме. Была выстроена структура коррекционной работы, которая представляет собой три этапа - подготовительный, основной и заключительный. На подготовительном этапе были использованы символы гласных звуков, уточнялось произношение гласных звуков, осуществлялось развитие фонематического восприятия, слуховой и зрительной памяти.
Основной этап включал в себя усовершенствование навыка звукобуквенного обозначения и навыка чтения слогов и слов. Были проведены занятия, направленные на формирование навыка опознавания звука и буквы с акцентом на разные каналы восприятия. Выявляли наличие понимания буквенной символики для уточнения фонематических представлений. Для более эффективного обучения дошкольников с ОНР чтению используются разные направления. Обучение детей не только применять простые слова, но и обобщать понятия. Была соблюдена четкая последовательность в усложнении слоговой структуры слова. Также были осуществлены занятия по чтению односложных и двусложных слов. В успехе формирования технической стороны речи важной операцией является верное, закрепившееся сопоставление буквы со звуком. Основой навыка чтения является различение и узнавание образов графем (букв).
На заключительном этапе проводилось обследование состояния функционального базиса чтения и оценивался результ применения коррекционной программы на основе полисенсорного подхода.
При формировании функционального базиса чтения использовалась свободная игровая деятельность. Важным ее аспектом является организация в учебном пространстве зон, в которых в постоянном доступе находятся необходимые для образовательного процесса методические материалы, а именно: разрезная азбука, слоговые карточки и дидактические игры. В зоне для творчества были не только книжки-раскраски, но и буквенные раскраски и различные трафареты для прорисовки букв.
На этапе работы над фонематическим восприятием применялись игры и упражнения. Логопед сам воспроизводил или включал аудиозапись конкретного речевого звука, говорил название предмета. Задача ребенка заключалась в нахождении на ощупь, произносимой логопедом буквы и предмета. Логопед произносил звук речи, ребенок должен был найти этот звук на изображении, а также нарисовать букву, соответствующую звуку, определить звук по беззвучной артикуляции с выбором соответствующей карточка-символа. «Чтение» выложенной карточками последовательности из трех и более гласных звуков. Проводилась игра «Помоги Буратино». На этом этапе создается богатый чувственный опыт для исключения вербализации речи.
На этапе запоминания и отыскивания букв, предметов ребенку предлагалось запомнить 5-14 изображений предметов: фруктов, овощей, а также тактильные образцы букв. Были использованы игры: «Покажи букву», «Какие буквы спрятались?», «Что неправильно?».
На этапе послогового чтения и чтения слов применялись слоговые таблицы, рассчитанные на запоминание слогов, но не механическое, а на обобщение звуков в слогах путем разного рода сопоставлений. Задания для чтения слов - переместить буквы в те же фигуры
в верхних рядах, задание прочитать название фрукта по стрелкам. Дети имеют особый интерес к процессу соединения букв в слоги, если подключить к этому элемент творчества и игровую деятельность, например, если буквы представить в формате любимых персонажей из сказок и дать возможность их передвигать, совместно пропевать звуки, слоги, слова и др., при этом процесс обучения становится интерактивным.
На этапе, направленном на формирование предпосылок смысловой стороны чтения:
- на уровне буквы использовали хорошо известный прием соединения графического изображения буквы с первым (серединным или последним) звуком слова. Логопед показывает букву, при этом одновременно называет слово, можно также использовать его изображение - на столе лежат карточки с первыми, серединными и последними звуками заданного слова. Ребенок должен соединить изображение со слогом, можно отключить зрительное восприятие и «написать» букву на спине и при этом произнести слово, далее ребенок сам поэтапно соединяет предложенную ему букву с каждым звуком слова, проговаривая вслух;
- на уровне слога дети упражнялись в чтении слогов, находя предмет, название которого начинается с этого слога. Перед детьми ставилась задача собрать слова из двух и более частей на кубиках с картинками и буквами. При этом они должны были пропеть каждый слог и получившееся слово. Сами же кубики имели разную поверхность: одни были шероховатыми, другие - гладкими. Для проведения игры использовались кубики, домино, лото, волчок и пазлы. Главная задача: использовать опоры на разные каналы восприятия;
- на уровне слова использовались различные игры и упражнения. Например, детям предлагалось соединить напечатанное на карточке слово с рисунком, его обозначающим, объяснить значение прочитанного слова, указать предмет, который можно обозначить прочитанным словом, проводилась игра «Картинка - слово». В упражнении «Шифр» дети проходили полосу препятствий, выстроенную из больших и маленьких пуговиц, разных по длине и на ощупь ковриков, при этом они проговаривали слова. Можно выключить зрительный анализатор - дети с закрытыми глазами произносят речевой материал, при этом опираясь только на тактильные ощущения.
На каждом этапе коррекционной работы игры и упражнения, выбранные в качестве средств реализации полисенсорного подхода, отличаются от традиционного подхода за счет реализации постоянной переключаемости с одной рецепторно-перцептивной системы на другую: из зрительной в тактильную, из слуховой в зрительную и т. д. Исключались стагнация и монотонность при выполнении заданий, опора на разные каналы восприятия позволяла регулировать и совершенствовать процесс для достижения цели.
В задачи логопеда входили постановка и формулирование темы, выявление необходимого материала по звукопроизношению, его анализ, обучение элементам грамматического строя речи, одновременно знакомство детей с определенными лексическими категориями. Логопед принимал участие в руководстве работы воспитателя, направленной на расширение, уточнение и активизацию словарного запаса у дошкольников с ОНР, развитие связной речи.
Воспитатели отрабатывали автоматизацию поставленных звуков, интегрируя логопедические технологии в повседневную жизнь детей, а также в режимные моменты.
После проведения коррекционно-логопедической работы на основе полисенсорного подхода дети экспериментальной группы показали улучшение в развитии всех речевых процессов, составляющих функциональный базис чтения. Дошкольники демонстрировали значительное продвижение не только в речевом развитии, но и по всем параметрам психического развития.
По результатам логопедического обследования (табл. 1) дети экспериментальной группы (ЭГ) получили средний балл 2,4 из возможных 3, дети контрольной группы (КГ) - 2,2. Средний показатель улучшения составил 0,2 %, что отражает стабильность и правильность эксперимента, является достаточно высоким процентом при средних показателях между группами. На основании данного вывода является целесообразным рассмотреть более детально каждый из компонентов. В первую очередь хотелось отметить результаты по звукопроизношению - контрольная группа лучше стала справляться с заданиями на воспроизведение и дифференциацию слогов и фонем, временной промежуток выполнения задания сократился. В ходе коррекционной работы по преодолению нарушений слоговой структуры дети из контрольной группы научилась воспроизводить слова различной слоговой структуры, употреблять в активной речи слова различной слоговой структуры и стали овладевать навыками слогового анализа.
Таблица 1
Результаты логопедического обследования детей дошкольного возраста
Группа Логопедическое обследование
Звукопроизно-шение Слоговая структура слова Фонематическое восприятие Лексика Грамматический строй речи Связная речь
ЭГ 2,55 2,60 2,35 2,75 1,80 2,10
КГ 2,35 2,40 2,05 2,65 1,65 1,90
Уровень сформированности фонематического восприятия вырос. Дети КГ быстро и правильно находили нужные карточки, сами проговаривали слова. Самые высокие показатели видны в различении слогов и слов с акустически близкими звуками, что говорит о развитии у них фонематического восприятия. Таким образом, коррекционная программа помогла выработке у детей тонких акустических дифференцировок и тем самым подготовила к дальнейшей работе по анализу звукового состава речи.
У детей контрольной группы словарный запас пополнился и обогатился в ходе эксперимента и взаимодействия в группе. Они активно использовали в своей речи обобщающие слова, старались описывать предметы с большим количеством прилагательных, учились описывать действия с большим количеством глаголов, речь стала насыщенной и яркой.
При исследовании грамматического строя речи было отмечено, что у дошкольников качественно изменились умения по образованию слов с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов и одновременно с этим произошло обогащение словарного запаса. В компоненте связной речи был достигнут результат в переходе от однозначного ответа к связному рассказу, за счет привлечения внимания и интереса к заданию по составлению рассказа по серии картинок.
В ходе нейропсихологического обследования (табл. 2) дети с ОНР экспериментальной группы получили среднюю оценку 2,6; дети, занимавшиеся по традиционной коррекционной программе, - 2,5. На этом основании можно сделать вывод о выравнивании уровня психического развития детей после проведения обучающего эксперимента.
Таблица 2
Результаты нейропсихологического обследования детей дошкольного возраста
Группа Нейропсихологическое обследование
Зрительный гнозис Слуховой гнозис Слухоречевая память Зрительно-предметная память Конструктивный и динамический праксис Внимание
ЭГ 2,65 2,50 2,50 2,65 2,60 2,70
КГ 2,45 2,35 2,45 2,50 2,50 2,50
Мы повысили уровень развития большинства исследуемых функций, причем не только речевых функций, а также слухоречевой, зрительно-предметной памяти, конструктивного и динамического праксиса, зрительного и слухового гнозиса и внимания детей с ОНР. Это говорит о правильном выборе направления и содержания логопедической работы.
По результатам, представленным в табл. 2, можно говорить о росте в экспериментальной группе всех показателей - в среднем экспериментальная группа превосходит контрольную группу по всем взятым для эксперимента направлениям в среднем на 0,15 %, что для детей с ОНР уже существенно:
1. Зрительный гнозис: отмечалось успешное выполнение заданий на опознание изображенных предметов даже в условиях зашумления и наложенных изображений.
2. Слухоречевая память: зафиксировано значительное уменьшение ошибок, связанных с сокращением количества воспроизводимых слов, нарушением порядка воспроизведения, звуковых ошибок при воспроизведении слов.
3. Зрительно-предметная память: выявлено расширение объема зрительной памяти, что касается конструктивного и динамического праксиса: все дети справились с заданиями на копирование фигуры, при этом хочется отметить быстроту и четкость выполнения заданий.
4. Внимание: отмечено повышение сосредоточенности и прочности внимания, динамика в отношении цикличности повторений - их стало меньше для понимания требований задания.
В целом полученные результаты позволяют сделать вывод о том, что проведенная программа коррекции способствует формированию у дошкольников с ОНР правильного звуко-произношения, совершенствованию фонематических представлений и устранению затруднений в анализе слова и его воспроизведению на уровне слога, слова. Отмечена положительная динамика в развитии процессов словообразования, словоизменения, грамматического строя речи, расширения словарного запаса, сформированности связной речи, а также в состоянии праксиса, гнозиса, внимания, что дает основание считать подготовку к обучению чтению более качественной.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что коррекционно-логопедическая работа по формированию функционального базиса чтения у дошкольников с ОНР с использованием методов, опирающихся на полисенсорный подход, встроенная в традиционную систему коррекционного процесса, способствовала сбалансированности в развитии речевых и неречевых психических процессов. Данное направление исследования перспективно для дальнейшего изучения и применения в силу его наглядной результативности. Интересным решением, на наш взгляд, является использование данного подхода в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи и недостатками в интеллектуальном развитии.
Список литературы
1. Варенова Т. В. Коррекционная педагогика: учеб.-метод. комплекс для студентов специальности «социальная работа». Минск: ГИУСТБГУ, 2007. 112 с.
2. Каштанова С. Н., Скоробогатова М. С. Особенности речевых и неречевых психических функций у младших школьников с дисграфией // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 56-4. С. 155-162. 1^1.: ИКрв:// е!1Ьгагу.ги/11ет.азр?1С=30010595 (дата обращения: 20.11.2019).
3. Левина Р. Е. Недостатки чтения и письма у детей. М.: ВЛАДОС, 2000. 219 с.
4. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. М., 1993.
5. Корнев А. Н. Подготовка к обучению грамоте детей с нарушениями речи. М.: Эксмо, 2012. 128 с.
6. Лагутина А. В. Об особенностях использования начальных навыков чтения в коррекционных целях // Специфические языковые расстройства у детей: вопросы диагностики и коррекционно-развивающего воздействия: методический
сборник по материалам международного симпозиума 23-26 августа 2018 года. М.: ЛОГОМАГ. С. 197-200. URL: https:// elibrary.ru/item.asp?id=37140010 (дата обращения: 20.11.2019).
7. Корнев А. Н. Нарушения чтения и письма у детей: учеб.-метод. пособие. СПб.: МиМ, 1997. 286 с.
8. Лалаева Р. И. Нарушение процесса овладения чтением у школьников: учеб. пособие для студентов дефектол. факультетов пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1983. 136 с.
9. Каштанова С. Н., Кузнецова А. С. Оптимизация психолого-педагогических условий подготовки к обучению чтению дошкольников с общим недоразвитием речи // Проблемы современного педагогического образования, 2018. № 61-4. С. 141-144. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36809658 (дата обращения: 18.11.2019).
10. Варенова Т. В. Коррекционная педагогика: учебно-методический комплекс для студентов специальности «социальная работа». Минск: ГИУСТБГУ, 2007. 112 с.
11. Выготский Л. С. Собрание сочинений. М.: Просвещение, 2003. Т. 1. 463 с.
12. Эльконин Д. Б. Как учить детей читать. М.: Знание, 1991. 64 с.
Беляева Светлана Павловна, магистрант, Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина (ул. Ульянова, 1, Нижний Новгород, Россия, 603305). E-mail: [email protected]
Каштанова Светлана Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент, Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина (ул. Ульянова, 1, Нижний Новгород, Россия, 603305).
Материал поступил в редакцию 25.11.2019.
DOI 10.23951/2307-6127-2020-1-46-53
USE OF POLYSENSORY APPROACH IN FORMATION OF FUNCTIONAL BASIS OF READING OF PRESCHOOL CHILDREN WITH THE GENERAL UNDERDEVELOPMENT OF SPEECH
S. P. Belyayeva, S. N. Kashtanova
Kozma Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (Minin University), Nizhny Novgorod,
Russian Federation
The increase in the number of children with general speech underdevelopment and the increase in the current requirements of the Federal State Educational Standard to the effectiveness of literacy training make it possible to actualize the problem of preparing preschoolers with general speech underdevelopment to learn reading. The article proposes a comprehensive approach to the process of forming the functional basis of reading in preschoolers with general underdevelopment of speech, which is based on the use of a polysensory approach. The influence of the use of the polysensory approach in the formation of the functional basis of reading in preschoolers with General underdevelopment of speech is investigated. The significance of the study is to supplement the theoretical ideas about the originality of speech and non-speech processes of teaching reading to children with general underdevelopment of speech. The expediency of an alternative approach to the training of preschool children with general underdevelopment of speech, including a polysensory approach, is substantiated. The speech therapy program is based on the polysensory approach in the formation of the functional basis of reading in preschool children with general underdevelopment of speech, using all units of reading and including work on the development of attention, visual perception, memory, phonemic hearing and speech.
Keywords: functional basis of reading, polysensory approach, general underdevelopment of speech, neuropsychological examination, speech therapy examination.
References
1. Varenova T. V. Korrektsionnaya pedagogika: ucheb.-metod. kompleks dlya studentov spetsial'nosti "sotsial'naya rabota" [Correctional pedagogy: educational-methodical complex for students of the specialty "social work"]. Minsk, GIUSTBGU Publ., 2007. 112 p. (in Russian).
2. Kashtanova S. N., Skorobogatova M. S. Osobennosti rechevykh i nerechevykh psikhicheskikh funktsiy u mladshikh shkol'nikov s disgrafiyey [Peculiarities of speech and non-speech mental functions of younger schoolchildren with dysgraphia]. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya - Problems of modern pedagogical education, 2017, no. 56-4, pp. 155-162 (in Russian). URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=30010595 (accessed 20 November 2019).
3. Levina R. E. Nedostatki chteniya i pis'ma u detey: uchebnik [Disadvantages of reading and writing in children: textbook]. Moscow, VLADOS Publ., 2000. 219 p. (in Russian).
4. Filicheva T. B. Podgotovka k shkole detey s obshchim nedorazvitiyem rechi v usloviyakh spetsial'nogo detskogo sada: uchebnik [Preparation for school of children with general underdevelopment of speech in a special kindergarten: textbook]. Moscow, Al'fa Publ., 1993. 11 p. (in Russian).
5. Kornev A. N. Podgotovka k obucheniyu gramote detey s narusheniyami rechi [Preparation for literacy of children with speech disorders]. Moscow, Eksmo Publ., 2012. 128 p. (in Russian).
6. Lagutina A. V. Ob osobennostyakh ispol'zovaniya nachal'nykh navykov chteniya v korrektsionnykh tselyakh [About features of use of initial skills of reading in the correctional purposes]. Spetsificheskiye yazykovyye rasstroystva u detey: voprosy diagnos-tiki i korrektsionno-razvivayushchego vozdeystviya: metodicheskiy sbornik po materialam mezhdunarodnogo simpoziuma 23-26 avgusta 2018 goda [Specific Language Disorders in Children: Issues of Diagnosis and Corrective and Developmental Impact: A Methodical Collection Based on Materials of the International Symposium on August 23-26, 2018]. Moscow, LOGOMAG Publ., 2018. Pp. 197-200 (in Russian). URL https://elibrary.ru/item.asp?id=37140010 (accessed 20 November 2019).
7. Kornev A. N. Narusheniya chteniya i pis'ma u detey: uchebno-metodicheskoye posobiye [Violations of reading and writing in children: educational and methodical manual]. Saint Petersburg, MiM Publ., 1997. 286 p. (in Russian).
8. Lalayeva R. I. Narusheniye protsessa ovladeniya chteniyem u shkol'nikov: uchebnik [Violation of the process of mastering reading in schoolchildren: textbook]. Moscow, Prosveshcheniye Publ., 1983. 136 p. (in Russian).
9. Kashtanova S. N., Kuznetsova A. S. Optimizatsiya psikhologo-pedagogicheskikh usloviy podgotovki k obucheniyu chteniyu doshkol'nikov s obshchim nedorazvitiyem rechi [Optimization of psychological and pedagogical conditions of preparation for teaching reading to preschoolers with General underdevelopment of speech]. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya - Problems of modern pedagogical education, 2018, no. 61-4, pp. 155-162 (in Russian). URL: https://elibrary. ru/item.asp?id=36809658 (accessed 18 November 2019).
10. Varyenova T. V. Korrektsionnaya pedagogika: uchebno-metodicheskiy kompleks dlya studentov spetsial'nosti"sotsial'naya rabota" [Correctional pedagogy: educational-methodical complex for students of the specialty "social work"]. Minsk, GIUSTBGU Publ., 2007. 112 p. (in Russian).
11. Vygotskiy L. S. Sobraniye sochineniy [Collected works]. Moscow, Prosveshcheniye Publ., 2003. 463 p. (in Russian).
12. El'konin D. B. Kak uchit'detey chitat': uchebnik [How to teach children to read: textbook]. Moscow, Znaniye Publ., 1991. 64 p. (in Russian).
Belyayeva S. P., Kozma Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (Minin University) (ul. Ul'yanova, 1, Nizhny Novgorod, Russian Federation, 603305). E-mail: [email protected]
Kashtanova S. N., Kozma Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (Minin University) (ul. Ul'yanova, 1, Nizhny Novgorod, Russian Federation, 603305).