Научная статья на тему 'Изучение предпосылок к обучению грамоте у детей с общим недоразвитием речи III уровня'

Изучение предпосылок к обучению грамоте у детей с общим недоразвитием речи III уровня Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1187
129
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОШКОЛЬНИКИ / ПОДГОТОВКА К ИЗУЧЕНИЮ ГРАМОТЫ / ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ III УРОВНЯ / ПРЕДПОСЫЛКИ ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ / PRESCHOOL CHILDREN / PREPARATION TO LEARN READING AND WRITING / GENERAL UNDERDEVELOPMENT OF SPEECH OF III LEVEL / PREREQUISITES FOR LEARNING TO READ AND WRITE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дюбова Елена Александровна, Отева Надежда Ивановна, Пащенко Елена Владимировна

Одним из факторов успешной адаптации в школе является овладение грамотой. 60% детей старшего дошкольного возраста с ОНР обучаются навыкам чтения и письма на этапе подготовке к школьному обучению, но уже к концу первого года обучения среди них выявляется значительное количество детей с нарушениями письменной и устной речи. Акцент авторами сделан на изучение особенностей подготовки детей с общим недоразвитием речи к изучению грамоты. Цель исследования: изучение сформированности предпосылок обучения грамоте у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня. Теоретическая новизна. Проведен качественный анализ параметров подготовки детей с общим недоразвитием речи к изучению грамоты. Определены компоненты, необходимые для овладения грамотой детьми с общим недоразвитием речи: координация движений, пространственно-временные и зрительно-пространственные представления, чувство ритма, фонематическая система, высокий уровень развития общей и мелкой моторики. Практическая значимость: Результаты исследования подтверждают необходимость организовывать специальный коррекционно-развивающий процесс для детей с общим недоразвитием речи III уровня с целью формирования основных предпосылок к обучению грамоте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дюбова Елена Александровна, Отева Надежда Ивановна, Пащенко Елена Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STUDY OF PREREQUISITES TO LEARN READING AND WRITING FOR CHILDREN WITH GENERAL SPEECH UNDERDEVELOPMENT OF III LEVEL

One of the factors of successful adaptation in school is the acquisition of literacy. 60% of children of senior preschool age with general speech underdevelopment are taught reading and writing skills in preparation for school, but by the end of the first year of education, a significant number of children with disabilities in writing and speaking are identified among them. The authors focus on studying the features of preparing children with general speech underdevelopment for the study of literacy. The purpose of the study is to study the prerequisites formation for teaching literacy in older preschool children with general speech underdevelopment of III level. The theoretical novelty. A qualitative analysis of the parameters of preparation the children with general speech underdevelopment to learn reading and writing is carried out. The components necessary for teaching children with general speech underdevelopment are identified: coordination of movements, spatial-temporal and visual-spatial representations, a sense of rhythm, phonemic system, a high level of development of general and fine motor skills. Practical significance: The results of the study confirm the need to organize a special correctional and developmental process for children with general speech underdevelopment of III level in order to form the basic prerequisites for learning to read and write.

Текст научной работы на тему «Изучение предпосылок к обучению грамоте у детей с общим недоразвитием речи III уровня»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:

С.А. Городилова, кандидат психологических наук, доцент кафедры дефектологии, ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет», г. Киров, Россия, e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0002-6101-5965.

Е.М. Татарская, студент, ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет», г. Киров, Россия, e-mail: [email protected].

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS:

S.A. Gorodilova, Ph. D. in Psychological Sciences, Associate Professor of the Department of Defectology, Vyatka State University, Kirov, Russia, e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0002-6101-5965.

E.M. Gagarskaya, Student, Vyatka State University, Kirov, Russia, e-mail: [email protected].

УДК 376

Елена Александровна Дюбова г. Тюмень Надежда Ивановна Отева г. Тюмень

Елена Владимировна Пащенко г. Тюмень

Изучение предпосылок к обучению грамоте у детей с общим недоразвитием речи III уровня

Одним из факторов успешной адаптации в школе является овладение грамотой. 60% детей старшего дошкольного возраста с ОНР обучаются навыкам чтения и письма на этапе подготовке к школьному обучению, но уже к концу первого года обучения среди них выявляется значительное количество детей с нарушениями письменной и устной речи.

Акцент авторами сделан на изучение особенностей подготовки детей с общим недоразвитием речи к изучению грамоты. Цель исследования: изучение сформированности предпосылок обучения грамоте у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.

Теоретическая новизна. Проведен качественный анализ параметров подготовки детей с общим недоразвитием речи к изучению грамоты. Определены компоненты, необходимые для овладения грамотой детьми с общим недоразвитием речи: координация движений, пространственно-временные и зрительно-пространственные представления, чувство ритма, фонематическая система, высокий уровень развития общей и мелкой моторики.

Практическая значимость: Результаты исследования подтверждают необходимость организовывать специальный коррекционно-развивающий процесс для детей с общим недоразвитием речи III уровня с целью формирования основных предпосылок к обучению грамоте.

Ключевые слова: дошкольники, подготовка к изучению грамоты, общее недоразвитие речи III уровня, предпосылки обучения грамоте.

Elena Alexandrovna Dyubova

Tyumen Nadezda Ivanovna Oteva

Tyumen

Elena Vladimirovna Pashchenko

Tyumen

The study of prerequisites to learn reading and writing for children with general speech

underdevelopment of III level

One of the factors of successful adaptation in school is the acquisition of literacy. 60% of children of senior preschool age with general speech underdevelopment are taught reading and writing skills in preparation for school, but by the end of the first year of education, a significant number of children with disabilities in writing and speaking are identified among them.

The authors focus on studying the features of preparing children with general speech underdevelopment for the study of literacy. The purpose of the study is to study the prerequisites formation for teaching literacy in older preschool children with general speech underdevelopment of III level.

The theoretical novelty. A qualitative analysis of the parameters of preparation the children with general speech under-development to learn reading and writing is carried out. The components necessary for teaching children with general speech underdevelopment are identified: coordination of movements, spatial-temporal and visual-spatial representations, a sense of rhythm, phonemic system, a high level of development of general and fine motor skills.

ВЕСТНИК ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО __ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. № 2 (46) 2020_2542-0291

PEDAGOGICAL SCIENCES

Practical significance: The results of the study confirm the need to organize a special correctional and developmental process for children with general speech underdevelopment of III level in order to form the basic prerequisites for learning to read and write.

Keywords: preschool children, preparation to learn reading and writing, general underdevelopment of speech of III level, prerequisites for learning to read and write.

Анализ статистических данных показывает, что у 70% детей дошкольного возраста отмечается общее недоразвитие речи III уровня, которое характеризуется нарушениями формирования звуковой (фонетики) и смысловой (лексики, грамматики) стороны речи при сохранном слухе и интеллекте.

К подготовке детей, поступающих в первый класс общеобразовательной школы, предъявляется достаточно высокий уровень требований системы образования. Так, например, в соответствии с ФГОС, выпускник детского сада должен обладать полноценной речью, у ребенка должно быть правильное, отчетливое произношение всех звуков родного языка, сформированы все фонематические процессы, а так же регуляция темпа речи и речевого дыхания.

Во многих экспериментах раскрываются отдельные параметры подготовки детей с общим недоразвитием речи к изучению грамоты.

П.Н. Анохин, В.М. Бехтерев, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия рассматривают развитие мелкой моторики как одну из важных предпосылок овладения устной и письменной речью. Так же к основным предпосылкам овладения грамотой относятся: формирование ориентировки в пространстве; чувство ритма в процессе чтения и в процессе смены слогов и звуков (ударных, безударных, гласных и согласных звуков) ритмичность движения руки ребенка в процессе письма как важный компонент каллиграфического почерка; [5, С.34]; зрительное представление букв для начинающего читать ребенка. [4, С.18].

Фонематическая система имеет особое значение для детей с общим недоразвитием речи при овладении ими грамотой.

По мнению О.К. Орфинской, если у ребенка отмечается недоразвитие фонематического восприятия, представления или анализа и синтеза, то возникают затруднения при овладении грамотой [3, С. 19].

А.Е. Алексеева объединила предпосылки для обучения грамоте в три комплекса:

1 - «слуховое восприятие, компоненты устной речи, зрительно-пространственные функции, мыслительные операции анализа, синтеза, обобщения» (Основное значение).

2 - «моторные, речевые и зрительно-пространственные функции» (Составное значение).

3 - «мыслительная деятельность и моторика» (Составное значение) [1].

Проблема обучения грамоте детей дошкольного возраста, имеющих общее недоразвитие речи, вызывает дискуссии и имеет неоднозначные решения [5].

Исследователи отмечают устойчивые сложности в процессе обучения грамоте детей с «ОНР».

Причины могут быть разнообразны и связаны как с низким уровнем мотивации детей к овладению письменной и устной речью, так и наличием сложностей в процессе реализации языковых средств. Кроме того, может отмечаться нарушение способности к коммуникации [4].

Парадоксально, но 60% детей старшего дошкольного возраста с ОНР начинают читать и писать до школы и получают коррекционную поддержку. Несмотря на это, среди них выявляется значительное количество детей имеющих нарушение письменной и устной речи уже к концу первого года обучения.

На основании вышеизложенного, определена цель исследования: изучение сформированности предпосылок обучения грамоте у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи «III уровня».

Исследование проводилось на базе МАДОУ детский сад № 118 города Тюмени. Для исследования было включено восемь детей в возрасте 6 лет с логопедическим заключением «общее недоразвитее речи III уровня».

Для исследования была выбрана методика О.Б. Иншаковой [2].

При определении сформированности фонематических процессов (фонематического восприятия, исследование фонематического анализа и синтеза) использовался наглядный материал.

Ребенку предлагают выполнить 4 вида заданий: повторение слоговых рядов, показ картинок, выделение заданного звука и определение места звука в слове.

При повторении слоговых рядов у шестерых детей не возникало трудностей, у двоих детей возникли трудности, так как они не могли проговорить правильно звук. При показе картинок с заданным звуком трое детей испытывали затруднения, так как использовали замещение звуков, пятеро детей справились с заданием. Когда дети определяли место звука в начале либо в конце слова, двое детей испытывали трудности, не могли правильно определить звук на слух, опирались на наглядный материал, шесть детей справились с заданием.

Для диагностик предметного словаря ребенку предлагается ряд картинок по различным тематикам, ребенок должен назвать ряд картинок одним словом (транспорт, ягоды, насекомые, животные), а также перечислить предметы, изображенные на картинках. В ходе обследования у троих детей появились трудности, дети не могли назвать картинки одним словом им требовалась, помощь взрослого, у пятерых детей трудностей не возникало.

JOURNAL OF SHADRINSK STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY. No. 2 (46) 2020

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

В ходе диагностики словаря действий ребенку предлагались картинки с изображением действий, знакомых детям из их повседневной жизни и педагог давал указания: «Посмотри на картинки и ответь на мои вопросы».

Например: «Что делает девочка, мальчик?» персонаж можно изменять, называя различные профессии: врач, повар, учитель, почтальон. Четверо детей не смогли правильно построить свой ответ, говорили односложно, требовалась помощь взрослого, четыре ребенка выполнили задание правильно.

Для изучения словоизменения и словообразования, а именно согласования числительных с существительными, ребенку было предложено посчитать предметы от 1 до 5: тетрадь, карандаш, яблоко. Два ребенка неправильно говорили окончание, когда счет дошел до пяти, шесть детей справились с заданием.

Все дети испытывают затруднения и неправильно проговаривают окончания при образовании притяжательных прилагательных, всем детям потребовалась помощь взрослого.

При образовании относительных прилагательных (ребенку предлагается рассмотреть картинки и определить, из чего сделаны изображенные на них предметы. Затем дается инструкция «Скажи, если..., то он какой?») у детей не возникало трудностей, все восемь детей справились с заданием.

При обследовании связной речи выявлялся уровень владения навыками последовательного,

логичного и связного повествования. Анализируя результаты пересказа небольшого текста «Белочка и зайчик», были отмечены затруднения у пятерых детей. Они не могли запомнить последовательность, строили совсем простые предложения, часто путались, не однократно пытались вернуться в начало. Требовалась постоянно помощь взрослого. Только трое детей справились с заданием.

Большинство (7 детей) смогли составить рассказ по серии сюжетных картинок и правильно определить последовательность представленных на картинках событий, только один ребенок не смог правильно последовательно разложить картинки.

При составлении описательного рассказа четыре ребенка смогли описать мягкую игрушку, рассказать, какая она на ощупь и какого цвета, какой формы; предложения выстраивали правильно, соблюдая последовательность своего рассказа. Двое детей при описании игрушек использовали простые предложения, рассказ был очень кратким, в основном представлен одним словом, еще два ребенка практически не справились с заданием, они не смогли построить простые предложения, описание было не точным, дети путались, требовалась помощь взрослого.

На основе полученных данных было выделено три уровня готовности к изучению сформиро-ванности предпосылок для обучения грамоте детей с общим недоразвитием речи «III уровня» в соответствии с балловой системой.

Таблица 1.

Уровни готовности к изучению сформированности предпосылок для обучения грамоте детей с общим недоразвитием речи «III уровня» в соответствии с балловой системой

Уровень Показатель (в баллах)

Высокий 0

Средний 6

Низкий 2

Заключение:

Для того, чтобы овладение грамотой протекало успешно, у ребенка с общим недоразвитием речи должны быть сформированы такие предпосылки, как: пространственно-временных и зрительно-пространственных представлений; высокий уровень развития координации движений, чувство ритма, фонематическая система, общая и мелкая моторика.

Если какой-либо компонент не сформирован, у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи возникает негативное отношение к обучению чтению и письму.

Таким образом, результаты исследования подтверждают необходимость организовывать специальный коррекционно-развивающий процесс для детей с общим недоразвитием речи III уровня с целью формирования основных предпосылок к обучению грамоте.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Алексеева, А.Е. Подготовка детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (ОНР) к овладению письменной речью [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук. : 13.00.03 / А.Е. Алексеева. - М., 2007. - 24 с.

2. Иншакова, О.Б. Альбом для логопеда [Текст] / О.Б. Иншакова. - М. : Владос, 2008. - 279 с.

3. Орфинская, В.К. Методика работы по подготовке и обучению грамоте анартриков и моторных алаликов [Текст] / В.К. Орфинская // Ученые записки ЛГПИ им. А.И. Герцена. - М., 1963. - Т. 256.

4. Садовникова, И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников [Текст] / И.Н. Садов-никова. - М. : Владос, 2012. - 200 с.

5. Фомичева, М.Ф. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению [Текст] : учеб. пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений / М.Ф. Фомичева, Т.В. Волосовец. - М. : Академия, 2012. - 200 с.

ВЕСТНИК ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. № 2 (46) 2020

PEDAGOGICAL SCIENCES

REFERENCES

1. Alekseeva A.E. Podgotovka detej starshego doshkol'nogo vozrasta s obshhim nedorazvitiem rechi (ONR) k ovladeniju pis'mennoj rech'ju. Avtoref. diss. kand. ped. nauk [Preparation of children of senior preschool age with a general underdevelopment of speech (ONR) for mastering written speech.. Ph. D. (Pedagogics) thesis]. Moscow, 2007. 24 p.

2. Inshakova O.B. Al'bom dlja logopeda [Album for the speech therapist]. Moscow: Vlados, 2008. 279 p.

3. Orfinskaja V.K. Metodika raboty po podgotovke i obucheniju gramote anartrikov i motornyh alalikov. T. 256 [Methodology for the preparation and literacy of anarthriks and motor alaliks. Vol. 256]. Uchenye zapiski LGPI im. A.I. Gercena [Izvestia: Herzen University Journal of Humanities & Sciences]. Moscow, 1963.

4. Sadovnikova I.N. Narushenija pis'mennoj rechi i ih preodolenie u mladshih shkol'nikov [Writing disorders and their overcoming in younger schoolchildren]. Moscow: Vlados, 2012. 200 p.

5. Fomicheva M.F., Volosovec T.V. Osnovy logopedii s praktikumom po zvukoproiznosheniju: ucheb. posobie dlja stu-dentov sred. ped. ucheb. zavedenij [Basics of speech therapy with a practical work on sound pronunciation]. Moscow: Akad-emija, 2012. 200 p.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:

Е.А. Дюбова, студент, ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет», г. Тюмень, Россия, e-mail: [email protected].

Н.И. Отева, старший преподаватель кафедры возрастной физиологии, специального и инклюзивного образования, аспирант, ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет», г. Тюмень, Россия, e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0003-1165-1012.

Е.В. Пащенко, аспирант, ассистент кафедры возрастной физиологии, специального и инклюзивного образования, Институт педагогики и психологии, ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет», г. Тюмень, Россия, e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0002-7760-6751.

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS:

E.A. Dyubova, Student, Tyumen State University, Tyumen, Russia, e-mail: [email protected]. N.I. Oteva, Senior Lecturer, Department of Age Physiology, Special and Inclusive Education, Postgraduate Student, Tyumen State University, Tyumen, Russia, e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0003-1165-1012.

E.V. Pashchenko, Graduate Student, Instructor, Department of Age Physiology, Special and Inclusive Education, Tyumen State University, Tyumen, Russia, e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0002-7760-6751.

УДК 372.8

Наталия Сергеевна Жуйкова

г. Киров Алина Валерьевна Ваганова

г. Киров

Формирование у второклассников орфоэпических норм в процессе совершенствования каллиграфического навыка письма

Статья посвящена актуальной проблеме формирования орфоэпических норм у младших школьников на уроках русского языка, проистекающей из стоящей перед начальным языковым образованием цели развития устной и письменной, монологической и диалогической речи обучающихся. Авторами рассмотрены разные точки зрения ученых-языковедов на содержание понятия «орфоэпия», отмечена отрицательная тенденция к разному объему орфоэпической работы в современных учебно-методических комплектах «Школа России», «Перспектива», «Ритм» по русскому языку для вторых классов.

Отдельное внимание уделено рассмотрению разных методических подходов к проведению структурного этапа урока русского языка - минутке чистописания, обозначен потенциал этого этапа для формирования произносительных норм второклассников. Авторами статьи представлены результаты педагогического эксперимента, направленного на формирование орфоэпических норм у учеников вторых классов. В содержании статьи описаны этапы минутки чистописания, направленные на развитие норм произношения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ключевые слова: орфоэпия, каллиграфический навык, минутка чистописания, второклассники, нормы произношения, письмо.

JOURNAL OF SHADRINSK STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY. No. 2 (46) 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.