Научная статья на тему 'Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи'

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
327
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОРМИРОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ / FORMATION OF THE COHERENT SPEECH / РЕЧЬ / SPEECH / РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / SPEECH ACTIVITY / РАЗВИТИЕ / DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Савченко Кристина Георгиевна, Басырова Елена Сергеевна

Уровень овладения связной речью во многом определяет успешность обучения детей в школе. Дошкольное детство особенно восприимчиво к усвоению речи. Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей. Данная проблема достаточно изучена, однако существует необходимость совершенствования традиционных приемов, методов и поиск более эффективных научнообоснованных путей формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Савченко Кристина Георгиевна, Басырова Елена Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF THE COHERENT SPEECH OF CHILDREN OF THE ADVANCED PRESCHOOL AGE WITH THE GENERAL UNDERDEVELOPMENT OF THE SPEECH

Level of mastering the coherent speech in many respects defines success of training of children at school. The preschool childhood is especially susceptible to assimilation of the speech. Therefore process of speech development is considered in modern preschool education, as the general basis of education and training of children. This problem is rather studied, however there is a need of improvement of traditional receptions, methods and search of more effective scientifically-reasonable ways of formation of the coherent speech at children of the advanced preschool age with the general underdevelopment of the speech.

Текст научной работы на тему «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»

ЭЛЕКТРОННЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «APRЮRI. СЕРИЯ: ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ»

WWW.APRIORI-JOURNAL.RU

УДК 373.2

РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Савченко Кристина Георгиевна

студент Басырова Елена Сергеевна

студент

Балтийский федеральный университет им. Иммануила Канта

Калининград

[email protected]

Аннотация. Уровень овладения связной речью во многом определяет успешность обучения детей в школе. Дошкольное детство особенно восприимчиво к усвоению речи. Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей. Данная проблема достаточно изучена, однако существует необходимость совершенствования традиционных приемов, методов и поиск более эффективных научно-обоснованных путей формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Ключевые слова: формирование связной речи; речь; речевая деятельность; развитие.

DEVELOPMENT OF THE COHERENT SPEECH OF CHILDREN OF THE ADVANCED PRESCHOOL AGE WITH THE GENERAL UNDERDEVELOPMENT OF THE SPEECH

Savchenko Christina Georgiyevna

student

Basyrova Elena Sergeyevna

student

Baltic federal university of Immanuil Kant, Kaliningrad

Abstract. Level of mastering the coherent speech in many respects defines success of training of children at school. The preschool childhood is especially susceptible to assimilation of the speech. Therefore process of speech development is considered in modern preschool education, as the general basis of education and training of children. This problem is rather studied, however there is a need of improvement of traditional receptions, methods and search of more effective scientifically-reasonable ways of formation of the coherent speech at children of the advanced preschool age with the general underdevelopment of the speech.

Key words: formation of the coherent speech; speech; speech activity; development.

Овладение родным языком является важнейшим приобретением ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно восприимчиво к усвоению речи. Психологи и методисты отмечают, что ребенок усваивает родной язык, прежде всего, подражая разговорной речи окружающих (Д.Б. Эльконин, Р.Е. Левина, А.П. Усова, Е.И.Тихеева

и др.) [1].

Но всё чаще во время поступления детей в начальную школу, выявляются серьезные проблемы и недостатки в их речевом развитии. Дети не умеют грамотно выстраивать свои высказывания, им сложно рассказать о чём-либо, отсутствует умение рассуждать.

В теории и практике дошкольной педагогики в настоящий момент поднимается вопрос о создании психолого-педагогических условий развития связной речи детей дошкольного возраста. Недостаточная изученность этих условий, а также сложность самого предмета - онтогенеза языковой способности ребенка дошкольного возраста, создают затруднения педагогам и не дают в полной мере осуществить процесс подготовки ребенка к обучению в школе [2].

Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы [3]. Отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. При относительно сохранной смысловой, логической памяти у детей снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Они забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий.

C целью выявления особенностей развития связной речи у детей с ОНР и определения основных направлений коррекционной работы, на базе МАДОУ ЦРР № 31 г. Калининграда проведена диагностика по методике В.П. Глухова.

В эксперименте принимали участие дети старшего дошкольного возраста (5-6 лет), которые посещают логопедическую группу и имеют различные речевые нарушения.

Экспериментальное исследование состояло из трех этапов:

Первый этап заключался в проведении обследования связной речи детей, с целью выявления исходного уровня ее развития.

На втором этапе, благодаря полученным в ходе диагностики данным, была разработана и реализована программа развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Заключительный этап эксперимента предполагал анализ результатов коррекционной работы по формированию связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Проведя диагностику исходного уровня сформированности связной речи, было выявлено, что у большинства детей (40 %) недостаточная, сформированность связной речи, а средний показатель отмечен у 30 % из всего числа детей. Низкому уровню соответствует 25 % и всего один ребенок справился со всеми заданиями практически без затруднений.

Таким образом, в группе преобладают дети с недостаточным уровнем сформированности связной речи.

Выполнение первого задания (составление предложений по отдельным картинкам) отмечалось тем, что дети с удовольствием рассматривали картинки, но интерес проявляли только к ним, возможно поэтому большинство детей справились с заданием на столь низкий балл. В целом, можно отметить монотонную, эмоционально невыразительную речь, пропуск предлогов. В речи использовались больше простые предложения. Содержание картинок раскрывалось не в полной мере. О вязкости мышления можно судить по большому количеству пауз.

При выполнении второго задания (составление предложения по трем картинкам) у детей возникали трудности при самостоятельном составлении предложения, они верно называли предметы, изображенные на картинках, но предложения составляли аграмматично.

При выполнении четвертого задания (составления рассказа по серии сюжетных картинок) в речи наблюдались большие паузы. Логической связи между предложениями не было, отмечается бедный словарный запас.

Задание с элементами творчества (рассказ-описание, рассказ на основе личного опыта) создавал большие трудности, т.к. в речи в огромном большинстве присутствуют аграмматизмы в виде неправильного употребления существительных, прилагательных, особенно, во множественном числе и косвенных падежах. А также неправильное согласование существительных и прилагательных с местоимением и числительными.

Всё вышеперечисленное говорит о том, что связная речь у детей формируется слабо (дети с трудом составляют предложения по серии картинок, по сюжетным картинкам, рассказы с заданной темой). Всё это присуще детям с ОНР. Наравне с этим, в процессе диагностики, у детей отмечались нарушения звукопроизношения, фонематического восприятия, артикуляционных навыков, недостаточная наполненность словаря и критическое отношение к своим речевым недостаткам (боязнь произнести незнакомое слово или слово, которое не получается выговорить). Это может свидетельствовать о таких сопутствующих речевых проблемах, как дизартрия и алалия, а также других нарушениях.

Для развития связной речи детей с ОНР внедрена программа, которая строится по принципу «от простого к сложному», соответствует задачам развития связной речи и учитывает специфику детей с ОНР.

Программа состоит из 12 занятий, по 4 занятия в каждой из трех серий. Упор в первой серии занятий делается на работу над предложением (сложносочиненные, затем сложноподчиненные). Во второй серии занятий упор делается на обучение составлению разных видов рассказов, а в третьей работа над пересказом.

Сначала детям даётся возможность научиться составлять отельные предложения, затем идет переход к обучению практического употребления сложносочинённых предложений с союзами «и», «а» (дети должны овладеть умением устанавливать последовательность событий и правильно выражать это словами - «начался дождь, и дети пошли в группу», «яблоко - это фрукт, а морковка - овощ»). Затем, постепенно

усложняются предложения («Мальчик заплакал, потому что потерял шарик». «Вова купил большой мяч, чтобы играть в футбол»).

Далее дети учатся передавать в речи последовательность выполняемых действий («Алёша встал со стула, подошёл к шкафу и взял 4 книги»).

Дальнейшее совершенствование повествовательной формы речи включает обучение составлению разных видов рассказов:

- по серии картинок,

- по сюжетной картинке,

- по вопросам,

- на заданную тему,

- пересказ.

Работа над пересказом строится следующим образом:

- Подробный пересказ. Воспитывается навык полного и последовательного изложения мыслей.

- Выборочный пересказ. Воспитывается навык выделить более узкую тему от текста.

- Творческий пересказ. Он воспитывает воображение, учит детей использовать впечатления из собственного жизненного опыта и определять своё отношение к теме.

Любому виду пересказа предшествует анализ текста (смысл этого текста, без чего пересказ невозможен).

Первая серия занятий построена на темах, окружающих ребенка в повседневной жизни, тем самым активизируя и мотивируя его речевую деятельность (Овощи, фрукты, одежда, посуда, животные).

Вторая серия занятий построена на принципах обучения различных видов рассказов, а третья опирается на материалы русских народных сказок.

После проведенной специально организованной коррекционной работы по развитию связной речи старших дошкольников с ОНР улучши-

6

лись показатели в целом по ряду показателей: пересказ, составление адекватного законченного высказывания на уровне фразы, составление рассказа на основе личного опыта. Количество детей с высоким показателем увеличилось. Также, положительная динамика у детей со средним показателем, он увеличился до 45 % .

Дети с изначально низким уровнем развития связной речи повысили свои показатели, увеличив их до недостаточных и средних уровней.

Самые явные изменения отмечены в первой серии заданий, где необходимо было составить законченное предложение по картинкам, там дети с интересом и успехом смогли составить адекватное законченное высказывание на уровне фразы. Во втором задании дети достаточно информативно строили высказывания, говоря обо всех трех картинках, но здесь имелись в отдельных случаях недостатки в построении фразы, т.к. были ошибки в лексико-грамматическом оформлении, неправильное согласование слов в предложении («бабушкины носки связала»).

Самостоятельный пересказ и рассказ в целом лучше, но имеются пропуски отдельных фрагментов, некоторые дети здесь полностью отказывались от выполнения задания.

Рассказ на основе личного опыта дети составляли с удовольствием, отклоняясь от вопроса, но в ряде случаев это был информативный последовательный ответ на все вопросы. Благодаря проведенной серии НОД дети пополнили и активизировали свой словарь, поэтому с 6 зданием справились намного лучше (на вопросы об овощах отвечали последовательно, отмечая признаки и качества).

Подводя итог, можно сказать о том, что произошли значительные изменения в развитии и активизации связной речи у всех детей. Дети с высоким уровнем развития связной речи:

пересказ составляют самостоятельно, передают содержание, отмечена последовательность изложения. В задании, где требовалось составить рассказ по серии сюжетных картин дети самостоятельно со-

ставляют связный рассказ, достаточно полно и адекватно описывая картинку.

Дети со средним уровнем активизации связной речи в основном составляют пересказ с помощью. Рассказ из личного опыта дети составляет вполне информативно, а в рассказе-описании отмечаются единичные случаи нарушения логической последовательности в описании признаков (перестановка последовательности). В рассказе по серии сюжетных картинок достаточно полно отражено содержание картинок, бывают пропуски отдельных моментов действия.

Дети с недостаточным уровнем активизации связной речи: для пересказа использовали часто помощь в виде вопросов. Рассказ по серии картинок строился с нарушением связности и логичности. Описание также с помощью наводящих вопросов.

Данные, полученные в ходе исследования, позволяют сделать вывод о том, что после проведенной работы в старшей группе детского сада увеличилось число детей со средним и высоким показателями развития связной речи. Таким образом, целенаправленная коррекционная работа с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР способствует формированию связной речи детей.

^исок использованных источников

1. Артёмова К.С. Особенности высших психических функций у старших дошкольников с разными формами речевой патологии // Вестник ХГУ им. Н.Ф. Катанова. 2013. № 5. С. 90-92.

2. Арутюнян Т.Н. Взаимодействие логопеда и воспитателя по представлению речевых нарушений у дошкольников с общим недоразвитием речи // Логопедия сегодня. 2011. № 4. С. 29-32.

3. Развитие личности ребенка от пяти до семи лет / под ред. Л.А. Головей. Екатеринбург: РАМА Паблишинг, 2010. 576 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.