УДК 376 ББК 74.5
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ МЕТОДИК ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Л. Г. Михальчёва
Аннотация. Статья посвящена проблеме обучения чтению детей младшего школьного возраста, испытывающих трудности в учебном процессе. В последние десятилетия в общеобразовательных школах неуклонно растет число детей, специфические особенности развития которых квалифицируются как «общее недоразвитие речи». Данное нарушение серьезно препятствует освоению школьных знаний и не может быть скомпенсировано ребенком самостоятельно без посторонней помощи. Автор характеризует основные направления и наиболее популярные методики обучения чтению детей с общим недоразвитием речи. Раскрыты системы воздействия, принципы, методы, приемы работы педагога, обучающего детей с дислексией. Показаны разнообразные научные методы и приемы работы, раскрывающие взгляд на проблему обучения детей с общим недоразвитием речи с различных авторских позиций. Отмечается важность для коррекционной педагогики оптимизации кор-рекционно-логопедического обучения детей с нарушениями речи, методического обеспечения учебного процесса.
Ключевые слова: специальное образование, коррекционная педагогика, общее недоразвитие речи, младшие школьники, дислексия.
THE CURRENT STATE OF METHODS OF TEACHING READING TO CHILDREN WITH GENERAL SPEECH IMPAIRMENT
L. G. Mikhalcheva
Abstract. The article deals with the problem of teaching reading to children of primary school age who experience difficulties in the educational process. The number of children with "general speech underdevelopment" has been steadily increasing recently. This violation seriously impedes the development of school knowledge and can't be compensated by the child without help. The author describes the main directions and the most popular methods of teaching reading to children with general speech underdevelopment. The systems of influence, principles, techniques, methods of work of teaching children with dyslexia have been revealed. The article presents a variety of scientific methods and techniques of work, revealing a look at the problem of teaching children with general underdevelopment of speech from various author's positions. The article highlights the importance of opti-
mization of correctional and speech therapy for teaching children with speech disorders, methodological support of the educational process.
Keywords: Special education, correctional pedagogy, general language impairment, younger students, dyslexia.
В последние годы в общеобразовательных школах неуклонно возрастает число детей, испытывающих те или иные трудности в обучении чтению. Исследования многих отечественных ученых (Р. И. Лалаева, Р. Е. Левина, А. Н. Соболева, Т. В. Туманова, Т. Б. Филичева, С. Н. Шаховская и др.) показали, что большинство учащихся с проблемами в обучении - это дети, специфические особенности развития которых квалифицируются как «общее недоразвитие речи» (далее ОНР). Т. Б. Филичева отмечает, что данное нарушение серьезно препятствует освоению школьных знаний и не может быть скомпенсировано ребенком самостоятельно без посторонней помощи [1]. В настоящее время к теории и практике логопедии предъявляются требования, которые делают актуальной проблему поиска наиболее результативных методов, приемов коррекционно-логопедической работы с детьми с различными речевыми нарушениями. Для удовлетворения различных образовательных потребностей детей с ОНР в практике обучения чтению используются индивидуал ьно-дифференцирован-ный, нейропсихологический, лингвистический подходы. Логопед, работающий с детьми, должен ориентироваться во множестве существующих методов и приемов логопедической работы по обучению грамоте детей с ОНР.
В истории педагогики обучение детей с разными нарушениями речи велось на основе идей и методик, которые предлагались для нормально развивающихся детей. Но при этом у детей с нарушениями речи возникало много трудностей, и появилась задача разработки специальных приемов, которые постепенно получали отражение в научных трудах многих российских ученых, методистов, педагогов-исследователей.
1. Методика коррекционно-логопе-дического обучения чтению Р. И. Лалае-
вой [2]. Это самая распространенная методика на сегодняшний день, ставшая основой для организации коррекционно-лого-педической работы детей с нарушенным речевым развитием.
Р. И. Лалаева показала, что фонематические дислексии тесно связаны с недоразвитием основных функций фонематической системы: фонематического восприятия (дифференциации фонем), фонематического анализа и синтеза. Каждая из этих функций может нарушаться избирательно, однако возможно и одновременное их недоразвитие [3].
2. Прогрессивная методика коррекции аграмматической дислексии Р. И. Ла-лаевой. В основу методики входит уточнение и усложнение структуры предложения, развитие функции словоизменения, формирование функции словообразования, развитие морфемного анализа, работа над корневой морфемой [2].
3. Звуко-буквенная методика обучения чтению Д. Б. Эльконина. Д. Б. Элько-нин описал механизм установления звуковой формы слова по его буквенной модели. Фонемный анализ позволяет:
• выяснить порядок следования фонем в слове; установить различительную функцию фонем;
• выделить основные фонематические противопоставления, свойственных языку.
Другими словами: фонемный анализ должен помочь ребенку сорентироваться в звуковой системе родного языка, без которой невозможно сформировать навык чтения [4].
4. Методика послогового чтения Т. С. Рез-ниченко. Она заключается в том, что вме-
сто того, чтобы знакомить ребенка с правилами чтения слогов, ему просто демонстрируют, как они читаются. При этом важно:
1) соблюдать строго определенный порядок введения слогов (он обоснован научно);
2) сразу же после запоминания очередного слога предлагать ребенку читать слова с этим слогом [5].
5. Обучение чтению по системе М. Монтессори. В 1896 г. Мария Монтессори успешно закончила медицинский факультет и начала работать помощницей врача в клиническом корпусе университета с умственно отсталыми детьми [6].
Через четыре года в Риме открыли ор-тофреническую школу (для детей с задержками развития), М. Монтессори стала ее первым директором и начала активно создавать для детей с нарушенным развитием предметно-развивающую образовательную среду [6].
6. Система лечебно-коррекционной работы с детьми с дислексией А. Н. Корне-ва. Основные направления лечебно-кор-рекционной работы:
• психотерапевтическое взаимодействие с ребенком и его семьей;
• медикоментозное воздействие [7].
7. Методика коррекционно-логопе-дического обучения чтению Т. А. Алтуховой, И. Н. Карачевцевой. «Программа обучения чтению в речевой школе» Т. А. Алтуховой построена на основе представлений о первичной сохранности предпосылок развития познавательной сферы детей [8].
При составлении коррекционно-лого-педической методики обучения чтению И. Н. Карачевцевой учитывалось, что чтение текста - многоступенчатое образование, в котором выделяют следующие уровни: предметно-денотативный; лингвистический (уровень средств и способов выражения его содержания и смысла); смысловой (концептуально-оценочный) уровень [9].
У детей с ОНР самой проблематичной является операция морфемного анализа, потому что имеется прямая связь со сложностями формирования метаязыковых умений и навыков у детей с ОНР.
В ходе коррекционных занятий учащимся предлагаются упражнения, в которых присутствуют задания для работы с квазисловами. Потребность использовать квазиформы объясняется следующими положениями:
1. Грамматические категории в своем формировании в языковом сознании проходят путь от сцепленности с корневым значением к конкретному предмету, событию и действию до способности оперировать обобщенными категориями. К примеру, словообразовательный суффикс -чик-указывает на уменьшительно-ласкательное значение (ключик, графинчик, магазинчик и т. п.). В это время происходит скачок на определенную ступень оперирования языковыми единицами.
2. Квазислова помогают сформировать ситуацию взаимодействия с «чистой формой» - грамматическими категориями, при этом исключается влияние лексического смысла.
3. Применение в этой работе письменных упражнений помогает задействовать зрительный анализатор в формировании грамматических категорий (принцип компенсации) [9].
8. Методика коррекционно-логопе-дического обучения чтению М. Н. Русец-кой. Это система коррекционно-педагоги-ческой работы, направленной на пропи-девтику и коррекцию дислексии, обусловленной несформированностью устной речи. Методика предполагает формирование всех сторон устной речи:
• точной дифференциации фонем родного языка;
• полных представлений о звуко-бук-венном составе слова;
• формирование навыков слогового анализа и синтеза;
• коррекция нарушений звукопроиз-ношения;
• количественное и качественное обогащение словаря;
• навыков словоизменения;
• навык построения синтаксических конструкций;
• развитие связной речи [5].
9. Логопедическая методика Н. С. Жуковой. Автор классического «Букваря» и серии детских учебных пособий Н. С. Жукова изучала поступательные процессы формирования речи у дошкольников. Методика Н. С. Жуковой основывается на подходе, который сохраняет и продолжает традиции Е. Ф. Рау, А. Г. Ипполитовой. Автор предлагает оригинальную методику обучения детей пониманию буквосочетания как цельного графического элемента. В качестве единицы чтения используется слог, что в дальнейшем является и единицей письма [10].
10. Методика О. С. Жуковой, автора учебного пособия «Логопедический букварь». Отличается от других пособий последовательностью знакомства с буквами (звуками), построенной по произношению от простого к сложному. Уделяет больше времени знакомству с буквой. Дает большое количество рекомендаций по изучению буквы, правильному ее произношению, представленных на каждой странице [11].
11. Методика Е. М. Косиновой, автора пособия «Логопедический букварь». В учебном пособии отражен особый порядок букв. Буквы расположены не в алфавитном порядке, а в логопедическом - от букв и звуков, простых для произнесения и изучения, до свистящих, шипящих и прочих «проблемных» элементов, с которыми у детей возникает больше всего затруднений. Специальные упражнения, которые имеются в букваре, способствуют формированию когнитивных процессов, развитию языкового чувства [12].
12. Методика Н. Крыловой, И. Писарева, Н. Ипатовой, авторов учебного пособия «Логопедический букварь». Букварь рассчитан на поэтапное формирование навыков плавного и сознательного чтения слогов. В логопедическом букваре имеются дополнительные задания, направленные на развитие навыка формирования связной речи, упражнения для развития навыка письма под диктовку [13].
13. Невариативная технология формирования навыка чтения О. А. Величен-
ковой. В методике учитываются особые образовательные потребности детей с предрасположенностью к дислексии. О. А. Величенкова разработала методику формирование навыка чтения у детей с предрасположенностью к дислексии в условиях современного начального образования. В методическом букваре прослеживается отсутствие зашумленности, стимулирование зрительного слежения, автоматизация слогового чтения, постепенное усложнение звукослоговой структуры, группировка слов по ритмической структуре. Работа над пониманием текста включает лексическую сторону, адаптированные тексты, мотивирование на извлечение смысла [14].
14. Методика О. Б. Соболевой. Эта методика построена на «двуполушарной» работе головного мозга. Впервые видя новую букву, ребенок познает букву через узнаваемый образ или персонажа. Главная цель - не только научить читать, но и воспитать любовь к чтению. Все занятия построены в игровой форме, поэтому обучение грамоте проходит незаметно для ребенка и интересно. В самой методике имеется три потока информации: для визуа-лов, аудиалов и кинестетиков. Механическое запоминание сведено к минимуму, так как активно применяется ассоциативный метод запоминания. В результате такого инновационного способа чтения у ребенка уменьшается количество ошибок при чтении, а речь становится более свободной и красочной, расширяется словарный запас, активизируется повышенный интерес к новому, к творчеству, исчезает страх перед написанием букв, слогов, слов и предложений. Методика Соболевой прекрасно активизирует воображение, фантазию, логику у ребенка, улучшает память и внимание. Хорошо подходит для дошкольников с ОНР с различными каналами восприятия информации [15].
В коррекционной педагогике имеются разнообразные научные подходы, раскрывающие взгляд на проблему обучения детей с общим недоразвитием речи с различ-
ных авторских позиций. Представленные системы воздействия, методы, приемы работы не навязываются как единственно возможные и правильные. Они нацеливают
на дальнейший творческий поиск, основу которого составляют фундаментальные знания, составляющие психологический и методический арсенал педагога-логопеда.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Филичева Т. Б., Соболева А. Н., Туманова Т. В. Подготовка к школе детей с нарушениями речи. - М., 2016. - 158 с.
2. Лалаева Р. И. Нарушение процесса овладения чтением у школьников: учеб. пособие для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов. - М.: Просвещение, 1983. - 136 с.
3. Лалаева Р. И. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников. - М.: Феникс, 2004. - 224 с.
4. Эльконин Д. Б. Как учить детей читать. - М.: Знание, 1976. - 64 с.
5. Русецкая М. Н. Нарушение чтения у младших школьников: анализ речевых и зрительных причин: моногр. - СПб.: КАРО, 2006. - 168 с.
6. Шаховская С. Н. Проблема дисграфии: методические поиски зарубежных специалистов // Письмо и чтение: трудности обучения и коррекции / под ред. О. Б. Инша-ковой. - М.: МПСИ, 2007. - С. 276-284.
7. Корнев А. Н. Нарушения чтения и письма у детей: учеб.-метод. пособие. - СПб.: МиМ, 1997. - 286 с.
8. Алтухова Т. А. Коррекция нарушений чтения у учащихся начальных классов с трудностями в обучении: пособие для учителей нач. кл. - Белгород: Изд-во Белгор. гос. ун-та, 1998. - 113 с.
9. Карачевцева И. Н. Формирование смыслового компонента читательской деятельности младших школьников с общим недоразвитием речи: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 2012.
10. Жукова Н. С. Букварь: пособие по обучению дошкольников правильному чтению. -М. - Екатеринбург: ЭКСМО-пресс: Литур, 2001. - 95 с.
11. Жукова О. С. Большая книга обучения чтению. - М.: АСТ, 2018. - 128 с.
12. Косинова Е. М. Логопедический букварь. Уникальная методика развития речи. - М.: Махаон, 2016. - 112 с.
13. Крылова Н. Л., Писарева И. Б., Ипатова Н. Л. Логопедический букварь. - М.: АСТ-Пресс, 2011. - 144 с.
14. Величенкова О. А. Формирование навыка чтения у детей с предрасположенностью к дислексии в условиях современного начального образования // Педагогический журнал. - 2016. - № 1. - С. 87-101.
15. Соболева О. Л. Агафонова О. В. Неслучайные истории, или прятки с числами. Чтение. Счет. Развитие речи. - М.: Дрофа, 2015. - 64 с.
16. Левина Р. Е. Нарушения речи и письма у детей. Избранные труды. - М.: Аркти, 2005. - 222 с.
REFERENCES
1. Filicheva T. B., Soboleva A. N., Tumanova T. V. Podgotovka k shkole detey s narusheni-yami rechi. Moscow, 2016. 158 p.
2. Lalaeva R. I. Narushenie protsessa ovladeniya chteniem u Shkolnikov: ucheb. posobie dlya studentov defektol. fak. ped. in-tov. Moscow: Prosveshchenie, 1983. 136 p.
3. Lalaeva R. I. Formirovanie pravilnoy razgovornoy rechi u doshkolnikov. Moscow: Fe-niks, 2004. 224 p.
4. Elkonin D. B. Kak uchit detey chitat. Moscow: Znanie, 1976. 64 p.
5. Rusetskaya M. N. Narushenie chteniya u mladshikh shkolnikov: analiz rechevykh i zritel-nykh prichin: monogr. St. Petersburg: KARO, 2006. 168 p.
6. Shakhovskaya S. N. Problema disgrafii: metodicheskie poiski zarubezhnykh spetsialis-tov. In: Inshakova O. B. (ed.) Pismo i chtenie: trudnosti obucheniya i korrektsii. Moscow: MPSI, 2007. Pp. 276-284.
7. Kornev A. N. Narusheniya chteniya i pisma u detey: ucheb.-metod. posobie. St. Petersburg: MiM, 1997. 286 p.
8. Altukhova T. A. Korrektsiya narusheniy chteniya u uchashchikhsya nachalnykh klassov s trudnostyami v obuchenii: posobie dlya uchiteley nach. kl. Belgorod: Izd-vo Belgor. gos. un-ta, 1998. 113 p.
9. Karachevtseva I. N. Formirovanie smyslovogo komponenta chitatelskoy deyatelnosti mladshikh shkolnikov s obshchim nedorazvitiem rechi. PhD dissertation (Education). Moscow, 2012.
10. Zhukova N. S. Bukvar: posobie po obucheniyu doshkolnikov pravilnomu chteniyu. Moscow - Ekaterinburg: EKSMO-press: Litur, 2001. 95 p.
11. Zhukova O. S. Bolshaya kniga obucheniya chteniyu. Moscow: AST, 2018. 128 p.
12. Kosinova E. M. Logopedicheskiy bukvar. Unikalnaya metodika razvitiya rechi. Moscow: Makhaon, 2016. 112 p.
13. Krylova N. L., Pisareva I. B., Ipatova N. L. Logopedicheskiy bukvar. Moscow: ASTPress, 2011. 144 p.
14. Velichenkova O. A. Formirovanie navyka chteniya u detey s predraspolozhennostyu k disleksii v usloviyakh sovremennogo nachalnogo obrazovaniya. Pedagogicheskiy zhur-nal. 2016, No. 1, pp. 87-101.
15. Soboleva O. L. Agafonova O. V. Nesluchaynye istorii, ili pryatki s chislami. Chtenie. Schet. Razvitie rechi. Moscow: Drofa, 2015. 64 p.
16. Levina R. E. Narusheniya rechi i pisma u detey. Izbrannye trudy. Moscow: Arkti, 2005. 222 p.
Михальчёва Любовь Георгиевна, аспирант Кафедры логопедии Дефектологического факультета Института детства Московского педагогического государственного университета
e-mail: [email protected]
Mikhalcheva Lyubov G., Post-Graduate Student, Speech therapy Department, Defectology Faculty, Institute of Childhood, Moscow Pedagogical State University e-mail: [email protected]
Статья поступила в редакцию 09.01.2019 The article was received on 09.01.2019