Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ'

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / ТВОРЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Скавычева Елена Николаевна, Есауленко Екатерина Сергеевна

В данной статье актуализируется необходимость развития творческого мышления младших школьников с задержкой психического развития. Кроме того, рассматриваются особенности творческого мышления младших школьников с задержкой психического развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Скавычева Елена Николаевна, Есауленко Екатерина Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF DEVELOPMENT OF CREATIVE THINKING OF YOUNGER SCHOOLCHILDREN WITH MENTAL DEVELOPMENT DELAY

This article actualizes the need for the development of creative thinking in junior schoolchildren with mental retardation. In addition, the features of creative thinking of junior schoolchildren with mental retardation are considered.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ»

в деятельности учащихся. Групповые и массовые игры младших школьников данной категории позволяют получать им необходимый опыт эффективного взаимодействия, который в дальнейшем будет использован в практике общения с окружающими.

Младший школьный возраст — это период, когда каждый ребенок претерпевает серьезные изменения, которые происходят не только на режимном уровне, но и на личностном. Для того, чтобы облегчить процесс социализации для младших школьников с умственной отсталостью педагогу важно помнить, что у детей данной категории недостаточно развита инициатива в общении. Кроме того, при общении они испытывают ряд негативных эмоций, таких как страх, злость, смущение. У них недостаточно развита речь, из-за чего появляются трудности в выражении эмоций, обозначении потребностей, построении вопросов, просьб, ответов. Недостаточное развитие умения применять знания на практике и сложности в анализе полученной информации и ее использовании также становятся причинами проблем в межличностном взаимодействии младших школьников с умственной отсталостью. И поэтому учитель должен использовать разные подходы к детям для того, чтобы они смогли начать и поддерживать межличностные отношения и взаимодействие, помочь им научиться общаться друг с другом, разрешать конфликты.

Выводы. Таким образом, в младшем школьном возрасте нужно учить детей взаимодействовать друг с другом не только в рамках учебной деятельности, но и за пределами класса. Занятия, направленные на формирование коммуникативных навыков, развитие межличностных взаимоотношений, необходимые детям с умственной отсталостью, способствуют успешной социализации. Специфические особенности межличностного взаимодействия умственно отсталых младших школьников требуют повышенного внимания со стороны педагога, его способности научить детей разрешать конфликтные и спорные ситуации, инициировать общение и вступать в межличностные взаимоотношения.

Аннотация. В статье поднимается проблема межличностного взаимодействия младших школьников с умственной отсталостью, обусловленная их специфическими особенностями. Также представлены характеристики взаимодействия и межличностного взаимодействия и описаны особенности межличностного взаимодействия младших школьников с умственной отсталостью.

Ключевые слова: взаимодействие, межличностное взаимодействие, младшие школьники, умственная отсталость.

AnMtation. The article raises the problem of interpersonal interaction of junior schoolchildren with mental retardation, due to their specific characteristics. It also presents the characteristics of interaction, interpersonal interaction and describes the features of the interpersonal interaction of primary schoolchildren with mental retardation.

Keywords: interaction, interpersonal interaction, younger students, mental retardation.

Литература:

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. — М., 2005. — 354 c.

2. Богдан Н.Н., Могильная М.М. Специальная психология. — Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2003. — 264 с.

3. Виноградова А.Д. и др. Практикум по психологии умственно отсталого ребенка: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Дефектология» / А.Д. Виноградова, Е.И. Липецкая, Ю.Т. Матасов, И.П. Ушакова; Сост. А.Д. Виноградова. — М.: Просвещение, 1985. — 144 с.

4. Задумова Н.П. Роль вербальных средств общения у детей с умеренной умственной отсталостью во взаимодействии со сверстниками // Практическая психология и логопедия. — 2005. — № 1. — С. 44-46.

5. Коломинский Н.Л. Осознание умственно отсталыми подростками своего положения в коллективе сверстников // Дефектология. — 1971. — № 6. — С. 45-50.

6. Обухов А.С. Психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса: учебник и практикум для академического бакалавриата. — Москва: Издательство Юрайт, 2018. — 422 с.

УДК 376.4

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

кандидат педагогических наук, доцент Скавычева Елена Николаевна Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Российский государственный профессионально-педагогический университет» (г. Нижний Тагил);

студентка Есауленко Екатерина Сергеевна Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Российский государственный профессионально-педагогический университет» (г. Нижний Тагил)

Постановка проблемы. В настоящее время все больше отмечается рост детей, имеющих проблемы в развитии. Нередко эти проблемы возникают в области мыслительной деятельности в целом, а в частности творческого мышления детей младшего школьного возраста. Особенно недостатки творческого мышления очевидны среди детей, имеющих задержку психического развития.

Изложение основного материала исследования. Сухаревой Г.Е. был предложен термин «задержка психического развития» (далее ЗПР). Изучаемый феномен характеризуется замедленным темпом психического развития, незрелостью личности, негрубыми нарушениями познавательной деятельности, с тенденцией к компенсации и обратному развитию [3].

Дети данной категории по всем показателям психосоциального развития качественно отличаются от детей с другими дизонтогенетическими нарушениями, с одной стороны, и от своих сверстников с «нормальным» развитием, с другой. И по уровню психического развития занимают положение между умственно отсталыми и нормально развивающимися детьми.

Лебединский К.С. предложил классификацию задержки психического развития основанную на этиопатогенетическом принципе (причина возникновения). Автором выделены четыре типа задержки психического развития.

Задержка психического развития, которая возникает из-за длительной соматической недостаточности (аллергии, врожденные пороки развития, неврозы и т.д.) называется ЗПР соматогенного происхождения. Любые физиологические недостатки сопровождаются психическими отклонениями. Детей этого типа отличает низкий уровень коммуникативного развития, боязливость, неуверенность в своих действиях (эти дети часто бояться отвечать у доски, брать на себя какую-либо ответственность). Поэтому, им нужна психологическая поддержка со стороны семьи и учителей, а не только медикаментозное лечение.

Если эмоционально-волевая сфера находится на ранней стадии развития, то это - ЗПР конституционального происхождения. Мотивы зависят от эмоций (хочу делаю, хочу нет). Непосредственность, спонтанность и яркость эмоций; повышенный фон настроения; незрелость личности ребенка; легкая внушаемость; отсутствует своя жизненная позиция (склонен часто менять точку зрения). Задержка развития проявляется не только психологически, но еще и физиологически. Эти дети, как правило, маленькие и слабые.

ЗПР психогенного происхождения. Неблагоприятные условия воспитания - причина возникновение задержки психического развития такого типа. Неблагоприятные условия внешней среды влияют на психику ребенка и могут привести к стойким сдвигам в психологической сфере. Эти дети не уверены в себе, очень ранимы, у них могут наблюдаться фобии и неврозы.

Самый распространенный и трудно поддающийся коррекции тип задержки психического развития - ЗПР церебрально-органического происхождения. Дети этого типа имеют инфантильное или демонстративное поведение; критичность суждений; низкое когнитивное и эмоциональное развитие. Такие дети, как правило, отстают по учебной программе [2].

Мышление всегда есть познание (отражение) отношений и естественных связей между явлениями и предметами окружающего мира. Мышление - это процесс познавательной деятельности человека, характеризующийся обобщённым и опосредованным отражением действительности. Мышление перерабатывает информацию, содержащуюся в ощущениях и восприятии, а результаты мыслительной работы проверяются и применяются на практике [1].

Мышление включает в себя ряд операций, таких как анализ, синтез, сравнение, обобщение, конкретизация и абстракция. Они используются для того, чтобы глубоко проникнуть в конкретную проблему, стоящую перед человеком, исследовать свойства элементов, составляющих эту проблему, и найти решение проблемы.

Анализ - это разделение всей системы на взаимосвязанные подсистемы, каждая из которых является отдельным, определённым целым.

Синтез - мысленное соединение в единое целое частей предмета или его признаков, полученных в процессе анализа.

Сравнение характеризуется как более элементарный процесс, с которого, как правило, начинается познание. Это мысленное определение различия или сходства между объектами с точки зрения основных или нерелевантных характеристик.

Обобщение - объединение явлений и объектов в одну общность на основе их основных свойств.

Абстрагирование - мысленное усиление определенных характеристик предмета и отвлечение внимания от других. Часто задача состоит в том, чтобы выделить существенные черты и отвлечь внимание от неважного, второстепенного [1].

Творчество - это деятельность, результатом которой является создание новых духовных и материальных ценностей. Предполагается, что у человека есть способности, мотивы, знания, умения и навыки, необходимые для создания нового, оригинального, уникального продукта [1].

Творческое мышление - это процесс создания чего-то нового, представляющего интерес для человека, группы, организации или общества; умение посмотреть на проблему со стороны. Творческое мышление - это мышление, основанное на воображении. Оно создает новые идеи, новый взгляд на вещи, соединяет определенные предметы или образы так, как они не были связаны прежде, оно бесконечно и разнообразно [1].

Сегодня, все большую актуальность, приобретает проблема развития мыслительных способностей, связанных с творческой деятельностью младших школьников с задержкой психического развития. Дети с задержкой психического развития представляют количественно самую большую категорию детей с особыми образовательными потребностями. Растущая потребность общества в людях, способных оригинально подходить к любым изменениям, решать проблемы качественным и нетрадиционным способом, обусловлена ускорением темпов развития социума и, как следствие, необходимостью готовить людей к жизни в быстро меняющихся условиях.

По данным Медведевой Е.А. наблюдается отставание в развитии творческого мышления детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития от их нормально развивающихся сверстников [1].

Одной из характеристик развития творческого мышления у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития является слабая выраженность положительного мотивационно-потребностного компонента в творческой деятельности. Интерес к творческим заданиям наблюдается лишь у некоторых детей, а интерес к заданиям на творческое воображение зависит от сложности задания (растет в тех случаях, когда задание доступно и резко падает, когда возникают трудности). Это указывает на то, что дети критически оценивают свои возможности и боятся ситуаций неуспеха, связанных с неудачами в прошлом.

Низкий уровень развития комбинаторных навыков является характерной чертой творческого мышления детей с задержкой психического развития. Дети описываемой категории испытывают трудности как при выполнении творческих задач, связанных с изменением, совмещением заданной сюжетной линии, образа, так и в создании собственных идей и их реализацией в различных типах ролевых игр. Кроме того, разные виды поддержки (визуальная и вербальная) не являются «пусковым механизмом» для развития творческих способностей детей с задержкой психического развития.

Важно отметить, что структурные компоненты творческого мышления на уровне эмоционально-чувственного и художественного опыта несовершенны. У младших школьников с задержкой психического развития такая способность, как целостное, образное видение воображаемой ситуации, развита недостаточно.

При использовании ролевой речи в творческих заданиях, связанных с созданием собственных идей дети с задержкой психического развития тоже испытывают трудности [1]. Некоторые только с помощью

взрослого, после словесного описания характерных черт персонажей, способны искать средства выражения образов в ролевых играх. В то же время дети недостаточно владеют техникой целостно-пластического включения образов воображения во внешнюю форму. Недостаточное формирование предпосылок для развития творческого воображения также является особенностью творческого мышления детей с задержкой психического развития.

Выводы. Таким образом, творческое мышление у младших школьников с задержкой психического развития формируется со значительным запаздыванием и имеет качественное своеобразие. С одной стороны, творчество зависит от качества сформированности восприятия, памяти, мышления, речи, с другой - оно способствует развитию этих процессов, создавая основу для образных действий.

Аннотация. В данной статье актуализируется необходимость развития творческого мышления младших школьников с задержкой психического развития. Кроме того, рассматриваются особенности творческого мышления младших школьников с задержкой психического развития.

Ключевые слова: задержка психического развития, младший школьный возраст, творческое мышление, развитие.

AnMtation. This article actualizes the need for the development of creative thinking in junior schoolchildren with mental retardation. In addition, the features of creative thinking of junior schoolchildren with mental retardation are considered.

Keywords: mental retardation, primary school age, creative thinking, development.

Литература:

1. Бондарева О.С. Особенности творческого воображения у детей с задержкой психического развития // Молодой ученый. - 2015. - № 21. - С. 697-700.

2. Лубовский В.И., Новикова Г.Р., Шалимов В.Ф. Принципы диагностики психического дизонтогенеза и клиническая систематика задержки психического развития // Дефектология. - 2011. - № 5. - С. 17-26.

3. Шамарина Е.В., Чернухина Е.Е. Особенности познавательной деятельности и эмоциональной сферы младших школьников с задержкой психического развития // Коррекционная педагогика. - 2005. - № 4. -С. 26-33.

УДК 376

ТРЕНИНГ В КОРРЕКЦИИ САМООЦЕНКИ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ

ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

кандидат педагогических наук, доцент Скавычева Елена Николаевна Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Российский государственный профессионально-педагогический университет (г. Нижний Тагил);

студентка Калугина Анастасия Сергеевна Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Российский государственный профессионально-педагогический университет» (г. Нижний Тагил)

Постановка проблемы. В настоящее время все больше отмечается рост детей, имеющих проблемы в развитии адекватной самооценки, особенно это очевидно среди детей с задержкой психического развития. В.В. Давыдов в Российской педагогической энциклопедии представляет самооценку как элемент самосознания, характеризующийся эмоционально насыщенными оценками самого себя как личности, собственных способностей, нравственных качеств и поступков; важный регулятор поведения. Самооценка определяет взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Тем самым самооценка влияет на эффективность любого вида деятельности ребенка с проблемами и развитие его личности [4, с. 308].

Изложение основного материала исследования. Понятие «задержка психического развития» применяется в отношении детей со слабо выраженной органической или функциональной недостаточностью центральной нервной системы. Эти дети не имеют специфических нарушений зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, тяжелых нарушений речи, они не являются умственно отсталыми. В то же время у большинства из них наблюдается полиморфная клиническая симптоматика: незрелость сложных форм поведения, недостатки целенаправленной деятельности на фоне повышенной истощаемости и нарушенной работоспособности [2, с. 6].

Самооценка формируется и развивается под воздействием различных социальных факторов, что позволяет рассматривать возрастные особенности самооценки. Каждый возрастной период характеризуется своими детерминантами развития самооценки личности, а также спецификой ее влияния на психическую деятельность личности. Большинство исследований нацелено на изучение особенностей самооценки, которые свойственны именно для подросткового возраста.

Результаты игнорирования решения задач подросткового возраста отражаются на всех уровнях организации человека в дальнейшей его жизнедеятельности. Немаловажно посодействовать подростку в построении адекватной самооценки наиболее естественным образом. Однако вопрос приобретает особую значимость, когда речь заходит о формировании самооценки детей с особенностями в развитии. Самооценка для таких детей является инструментом определения успешности внедрения их в общество.

Также следует отметить такую особенность детей с задержкой психического развития - зависимость самооценки от мнения значимых лиц. Зачастую дети, не получив оценки со стороны взрослого, не решаются оценить свою деятельность, либо меняют своё мнение под влиянием значимых для них окружающих.

Так И.В. Коротенко в своём исследовании пришла к выводу, что «положительные оценки в свой адрес» побуждают детей с задержкой психического развития к стремлению переоценивать себя. Это является способом компенсации недостатка искусственно созданной переоценкой себя, при этом данный процесс часто не осознается ребенком с данным нарушением. Такая направленность объясняется особенностями личностного развития таких детей, а также психологическим давлением, оказанным на них значимыми

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.