УДК 376
РАЗВИТИЕ СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
студентка Оленева Рамиля Саетнуровна Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Российский государственный профессионально-педагогический университет» (г. Нижний Тагил);
кандидат педагогических наук, доцент Скавычева Елена Николаевна Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Российский государственный профессионально-педагогический университет» (г. Нижний Тагил)
Постановка проблемы. В настоящее время проблемы развития словесно-логического мышления младших школьников с задержкой психического развития имеют большую актуальность. В массовой школе учится значительное число детей, которые уже в начальных классах не справляются с программой обучения и имеют сложности в общении. Все больше становится обучающихся детей младшего школьного возраста, имеющих задержку психического развития. Их словесно-логическое мышление развито в незначительной степени или не развито совсем в силу специфики их дефекта.
Изложение основного материала исследования. Специфичность детей с задержкой психического развития проявляется в несформированности умений, навыков, нехватке знаний для успешной адаптации в школьном коллективе и успешном прохождении школьной программы. Эти дети нуждаются в предоставлении наиболее эффективных путей получения знаний и методов их усвоения, выстраивающими знания в логическую систему.
Если заранее начать стимулировать и развивать словесно-логическое мышление, основанное на ощущениях и восприятиях ребёнка, тем выше будет его уровень познавательной активности, тем быстрее осуществится плавный естественный переход от конкретного мышления к более сложной форме — словесно-логическому. Особенно это важно для детей с задержкой психического развития, так как оно у них развито на низком уровне.
Задержка психического развития (далее ЗПР) - нарушение нормального темпа психического развития, когда основные познавательные функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстают в своём развитии от принятых психологических норм для данного возраста.
В специальной психологии предложено множество классификаций задержки психического развития. Менее выраженные нарушения мыслительной деятельности проявляются при задержке психического развития конституционного, соматогенного и психогенного происхождения. Отмечается низкая готовность к решению познавательных задач, вялость мыслительной деятельности, сниженная активность, отсутствие интереса, самостоятельности у детей с церебрально-органической задержкой психического развития.
Основой благоприятного формирования общеобразовательных знаний, умений и навыков является словесно-логическое мышление.
Словесно-логическое мышление - вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями, формируется постепенно. Он функционирует на основе языковых средств и представляет собой самый поздний из этапов исторического и онтогенетического развития мышления.
В ходе обучения осваиваются приёмы мыслительной деятельности, приобретается способность действовать «в уме» и анализировать процесс собственных рассуждений, оно полностью протекает во внутреннем, умственном плане.
В процессе мыслительной деятельности человек применяет специальные приёмы: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение. Все операции проявляются в тесной связи друг с другом. На их основе появляются более сложные операции, такие как классификация, систематизация и др. Основными формами логического мышления являются понятия, суждения и умозаключения.
На основе образного мышления формируется логическое, которое является высшей стадией развития мышления. Для полноценного развития нужна не только высокая активность мыслительной деятельности, но и обобщенные знания о признаках предметов и явлений действительности.
Характеризуя развитие мыслительных операций В.И. Лубовский, отмечал, что дети с ЗПР анализируют непланомерно, упускают многие детали, выделяют мало признаков. При обобщении сравнивают объекты попарно (вместо сравнения одного объекта со всеми остальными), обобщение производится по несущественным признакам. Особые трудности школьники с ЗПР испытывают при установлении логических связей между понятиями по аналогии.
Дети с ЗПР испытывают огромные сложности при построении простейших умозаключений. У детей с ЗПР выявлены следующие нарушения важнейших мыслительных операций: анализируя, не могут выделить главное; сравнивают предметы по несопоставимым признакам; не могут осознать принцип классификации и объяснить; не могут определить основной обобщающий признак, по которому будет происходить объединение предметов.
У.В. Ульенкова в своих научных трудах охарактеризовала детей с ЗПР, не умеющих рассуждать и делать выводы, из-за несформированности словесно-логического мышления дети дают случайные, необдуманные ответы, неспособны анализировать условия задачи.
Необходимо создать особые условия для развития словесно-логического мышления и обучения младших школьников с ЗПР, для этого необходимо использовать различные средства.
Специально созданные подвижные, дидактические игры содержат разнообразные знания, которые способствуют развитию словесно-логическое мышление младших школьников с ЗПР.
Дидактическая игра представляет собой многообразное, сложное педагогическое явление - это и игровой метод обучения младших школьников с ЗПР, и форма обучения, и самостоятельная игровая деятельность, и средство формирования у детей различных качеств, умений, навыков.
Многие дидактические игры побуждают детей разумно использовать имеющиеся знания в умственных операциях: находить характерные признаки в предметах и явлениях окружающего мира; сравнивать,
группировать, классифицировать предметы по определенным критериям, делать правильные выводы, обобщения.
Дидактическая игра должна обязательно включать обучающую (дидактическую) задачу; игровые действия; правила игры; результат.
Дидактическая задача является основным элементом дидактической игры, которая определяется целью учебно-воспитательного воздействия. Она формируется педагогом и отображает его обучающую деятельность.
Основным элементом дидактической игры является дидактическая задача, которая определяется целью учебно-воспитательного воздействия. Она создается преподавателем и отображает обучающую деятельность ребенка.
Для детей обучающая задача формулируется как игровая. Игровая задача осуществляется детьми. Она определяет игровые действия, стимулирует желание их выполнить. Игровые действия - это способы проявления активности ребенка в игровых целях.
Правила игры обеспечивают реализацию игрового содержания. Между обучающей задачей, игровыми действиями и правилами существует взаимосвязь. Дидактическая задача определяет игровые действия, а правила помогают осуществить игровые действия и решить задачу.
Все виды дидактических игр (предметные, настольно-печатные, словесные) непосредственно являются эффективным средством развития словесно-логического мышления младших школьников с ЗПР. На протяжении всего младшего школьного возраста, игра остается лидирующим видом деятельности младшего школьника с ЗПР.
Игры с предметами дают возможность решать различные учебно-воспитательные задачи: углублять знания детей, развивать мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, различение, обобщение, классификация), совершенствовать речь (умения называть предметы, действия с ними; описывать предметы, составлять и отгадывать загадки о них; правильно произносить звуки речи), воспитывать произвольность поведения, памяти, внимания.
Настольно-печатные игры отличаются по содержанию, обучающим задачам, дизайну и бывают разных видов: парные картинки, различные виды лото, домино. Применяя их, можно решать различные развивающие задачи. Они помогают расширять представления младших школьников с ЗПР об окружающем мире, систематизировать знания, развивать мыслительные процессы.
Для самостоятельной работы младшего школьника с ЗПР требуется индивидуализация заданий, поэтому непосредственно необходимо разрабатывать дидактический материал различной степени трудности и с различным объемом помощи.
Словесные игры отличаются тем, что процесс решения обучающей задачи осуществляется в мыслительном плане, на основе представлений и без опоры на визуализацию, они строятся на словах и действиях играющих.
Дети самостоятельно решают разнообразные умственные задачи: описывают предметы, выделяя их характерные особенности; угадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам, признакам.
Словесные игры наиболее сложны, они не связаны с непосредственным восприятием предмета. В них дети должны оперировать представлениями. Эти игры очень развивают мышления ребёнка, потому что в них дети учатся выражать самостоятельные суждения, делать умозаключения и рассуждать, не полагаясь на чужие высказывания, замечать логические ошибки.
Поскольку у младших школьников с ЗПР несформированы умственные операции анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения, сравнения, то словесные игры необходимо использовать в работе с детьми в развитии их умственных способностей.
Выводы. Таким образом, дидактическая игра является эффективным средством развития словесно-логического мышления младших школьников с ЗПР. Именно в игре формируются мыслительные процессы, развивается способность ребёнка создавать системы обобщенных типичных образов и явлений, мысленно преобразовывать их. Значительное отставание у младших школьников с ЗПР в развитии мыслительных процессов убедительно говорит о необходимости использования дидактических игр в процессе обучения с целью формирования у детей интеллектуальных операций, развития навыков умственной деятельности и развития словесно-логического мышления.
Аннотация. В статье рассматривается проблема недоразвития словесно-логического мышления у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития. Приводится классификация типов задержки психического развития, а также нарушения важнейших мыслительных операций при данном нарушении. Описываются возможности дидактической игр, способствующие развитию словесно-логического мышления младших школьников с задержкой психического развития.
Ключевые слова: словесно-логическое мышление, младший школьник, задержка психического развития, дидактическая игра.
Annotation. The article deals with the problem of underdevelopment of verbal-logical thinking in children of primary school age with mental retardation. A classification of the types of mental retardation, as well as violations of the most important mental operations in this violation, is given. The article describes the possibilities of didactic games that contribute to the development of verbal-logical thinking of primary schoolchildren with mental retardation.
Keywords: verbal and logical thinking, junior schoolchild, mental retardation, didactic game.
Литература:
1. Бабкина Н.В. Интеллектуальное развитие младших школьников с задержкой психического развития. Пособие для школьного психолога. — М.: Школьная Пресса, 2006. — 80 с.
2. Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации. Для детей 3-7 лет / МозаикаСинтез; Москва; 2008
3. Лубовский, В.И. Задержка психического развития [Текст] / В.И. Лубовский - М., 1989. - 119 с.
4. Николаенко В.М., Залесов Г.М., Андрюшина Т.В. Психология и педагогика: Учебное пособие - М.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 2000. - 175 с.
5. Попенова, Н.Е. Словесно-логические игры в развитии детей // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. - 2008. - № 12. - С. 61-65.