РАЗВИТИЕ СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Н.Ю. Туласынова, канд. пед. наук, доцент С.А. Сивцева, студент
Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова (Россия, г. Якутск)
DOI:10.24412/2500-1000-2023-10-4-52-56
Аннотация. В статье раскрывается сущность развития словесно-логического мышления у младших школьников и младших школьников с ЗПР. Представлены методические приёмы для развития словесно-логического мышления у младших школьников и младших школьников с ЗПР на уроках литературного чтения. Цель исследования: разработка и апробирование заданий для развития словесно-логического мышления у младших школьников и младших школьников с ЗПР на уроках литературного чтения.
Ключевые слова: словесно-логическое мышление, задержка психического развития, младшие школьники, литературное чтение.
Мышление в младшем школьном возрасте развивается на основе усвоенных знаний, при отсутствии последних нет и основы для развития мышления, что может привести к проблемам в развитии. Своевременное развитие мышления способствует приобретению основ для дальнейшего развития деятельности ребенка. Поэтому очень важно не упустить момент, помочь ребенку развить навыки мышления, а именно словесно-логическое мышление. В результате обучения на начальной ступени обучения младший школьник с ЗПР наравне со сверстниками должен овладеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построению рассуждений, соответствующим индивидуальным возможностям; овладению некоторыми базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Словесно-логическое мышление необходимо развивать на всех уроках. Одним из базовых учебных предметов является урок литературного чтения. Проблема заключается в подборе эффективных методов и приёмов развития словесно-логического мышления младшего школь-
ника и младшего школьника с ЗПР на уроках литературного чтения.
Словесно-логическое мышление - это мышление понятиями, лишёнными непосредственной наглядности, присущей восприятию и представлению. Переход к этой новой форме мышления связан с изменением содержания мышления: теперь это уже не конкретные представления, имеющие наглядную основу и отражающие внешние признаки предметов, а понятия, отражающие наиболее существенные свойства предметов и явлений и соотношения между ними. Это новое содержание мышления в младшем школьном возрасте задаётся содержанием ведущей деятельности - учебной.
Проблема развития мышления у младших школьников с ЗПР пока изучена недостаточно. Т.В. Егорова, В.А. Пермякова, З.М. Дунаева, И.А. Коробейникова отмечают, что у детей с ЗПР 6-7 лет наблюдается конкретность мышления, слабое развитие мыслительных операций; недоразвитие процессов обобщения и абстрагирования; трудности в установлении причинно-следственных связей; не владение родовыми понятиями; замедленность, инертность, косность мышления, стремление к шаблону [1, с. 156].
Карпова Г.А., Артемьева Т.П. указывают, что у детей с ЗПР в значительной степени выражено отставание в словесно-
логическом мышлении, менее выражено отставание в наглядно-образном мышлении и ближе к уровню нормального развития находится наглядно - действенное мышление [2].
В связи с вышеизложенным, в процессе обучения в начальной школе, учитель во время уроков должен уделять особое внимание развитию мышления младших школьников. Уроки литературного чтения должны способствовать развитию не только предметных, личностных и метапред-метных универсальных учебных действий, но и памяти, внимания, мышления, восприятия, воображения и речи.
Уроки литературного чтения создают наиболее эффективные условия для развития словесно-логического мышления у младших школьников, так как ученики знакомятся с различными произведениями литературы, изучают их содержание, строят свои суждения и выводы, общаются на темы произведений и учатся анализировать прочитанное.
Для развития словесно-логического младших школьников и младших школьников с ЗПР на уроках литературного чтения во 2 классе нами разработаны 15 заданий. Эти задания учитывают следующие особенности детей с ЗПР: несформирован-ность мыслительных операций: анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, сравнение; малый запас знаний об окружающем мире; недоразвитие эмоционально - волевой сферы; трудности в понимании абстрактных понятий; трудности в обработке информации; трудности в решении логических задач; не могут самостоятельно строить умозаключения; трудности в обосновании истинности и ложности суждений; низкая познавательная активность; дефицит мотивационного компонента; не задают вопросов, медлительные, с замедленной речью; не планируют свои действия; страдает процесс обобщения; трудности в установлении причинно-следственных связей; не владение родовыми понятиями; замедленность, инерт-
ность, косность мышления, стремление к шаблону.
Задания способствуют развитию словесно-логического мышления и направлены на формирование таких умений как: умение анализировать, синтезировать обобщать, классифицировать, определять причинно-следственные связи и др. Задания учитывают особенности развития мышления младших школьников и младших школьников с ЗПР, и даны через разные методические приёмы: составление планов текстов; обсуждение прочитанного произведения; игра «Словесный мост»; игра «Правда или ложь»; резюмирование; логические цепочки; работа с порядком слов и предложений.
Опытно-практическая работа была проведена в МБОУ «Намская средняя общеобразовательная школа имени И.С. Гаврильева» во 2-ом классе. Всего в классе 29 учащихся. Из них 11 девочек и 18 мальчиков. 16 хорошистов, 8 отличников, 5 троечников. Из них 1 обучающийся по заключению ПМПК имеет диагноз ЗПР, и 2 учащихся по наблюдениям классного руководителя имеют трудности в обучении. Диагностику на констатирующем и контрольном этапе прошли 16 обучающихся, так как остальные отсутствовали по причине болезни.
Опытно-практическая работа проводилась в 3 этапа:
На констатирующем этапе целью ставилось выявление исходного уровня развития словесно-логического мышления учащихся 2 класса. Для достижения поставленной цели была проведена диагностическая работа по различным методикам: исключение понятий (С.Х. Сафонова) [3, с. 145], определение понятий, выяснение причин, выявление сходства и различий в объектах (Р.С. Немов) [4, с. 128], последовательность событий (Н.А. Бернштейн) [5], сравнение понятий (Л.С. Выготский, Л.С. Сахаров) [6]. Итоги проведения данной диагностики представлены в процентном соотношении на рисунке 1.
Рис. 1. Уровни развития словесно-логического мышления учащихся 2 класса
Согласно данным высокий уровень выявлен у 5 учащихся, что составило 31%; средний уровень выявлен у 6 учащихся, что составило 38%; уровень выше среднего выявлен у 2 учащихся, что составило 13%; низкий уровень выявлен у 3 учащихся (один из них с ЗПР), что составило 18%.
Проанализировав результаты методик, приходим к выводу, что уровень развития словесно-логического мышления учащихся 2 класса находится в основном на среднем уровне, так как основную часть составляют учащиеся со средним уровнем -6 учащихся (38%). Уровень выше среднего показали 2 учащихся (13%), высокий же уровень развития словесно-логического мышления показали 5 учащихся (31%), и 3 учащихся, из них 1 с ЗПР (18%) показали низкий уровень развития словесно-логического мышления.
Обобщив полученные результаты исследования на констатирующем этапе опытно-практической работы, приходим к выводу, что развитие словесно-логического мышления на уроках литературного чтения во 2 классе необходимо
продолжать. Таким образом, результаты позволяют нам говорить о целесообразности проведения работы над развитием словесно-логического мышления у учащихся 2 класса на уроках литературного чтения.
На формирующем этапе целью ставилась апробация заданий для развития словесно-логического мышления на уроках литературного чтения во 2 классе. Эти задания учитывают особенности развития мышления младших школьников и младших школьников с ЗПР, и даны через разные методические приёмы развития словесно-логического мышления. Задания разработаны на основе программного материала учебного предмета «Литературное чтение» 2 класс, УМК «Школа России».
Об эффективности проделанной работы в количественном эквиваленте позволяет судить контрольный этап. На контрольном этапе нашего исследования целью ставилось выявление динамики уровня развития словесно-логического мышления, повторно проведены диагностические методики. Итоги данной диагностики представлены в процентном соотношении на рисунке 2.
Рис. 2. Уровни развития словесно-логического мышления учащихся 2 класса
Согласно рисунка 2, высокий уровень выявлен у 10 учащихся, что составило 62,5%; средний уровень выявлен у 6 учащихся, что составило 37,5%.
Проанализировав результаты данных методик, приходим к выводу, что произошел положительный сдвиг в уровне развития словесно-логического мышления учащихся 2 класса. Высокий уровень на данном этапе показали 10 учащихся (62,5%), что на 5 учащихся больше по сравнению с предыдущим результатом, средний уровень показали 6 учащихся (37,5%), и ни одного учащегося на низком уровне не выявлено. У ученика с ЗПР улучшился результат с низкого уровня до среднего, так как он справился с заданиями по исключению понятий, определению понятий, выяснению причин, выявлению сходств и различий в объектах, последовательностью событий, сравнению понятий.
Обобщив полученные результаты исследования на контрольном этапе опытно-практической работы, приходим к выводу,
па видна положительная динамика уровня развития словесно-логического мышления у учащихся 2 класса. Количество учащихся, показавших высокий уровень, немного увеличилось, в то время как учащихся с низким уровнем развития словесно-логического мышления учащихся не выявлено.
Заключение. Обобщив полученные результаты исследования на контрольном этапе опытно-практической работы, приходим к выводу, что после проведения формирующего этапа видна положительная динамика уровня развития словесно-логического мышления у учащихся 2 класса. Количество учащихся, показавших высокий уровень, увеличилось, в то время как с низким уровнем учащихся не выявлено. Таким образом, проделанная опытно-практическая работа подтвердила необходимость проведения регулярной целенаправленной работы по развитию словесно-логического мышления младших школьников на уроках литературного чтения.
что после проведения формирующего эта-
Библиографический список
1. Егорова Т.В. Особенности памяти и мышления младших школьников отстающих в развитии. - М.: Педагогика, 2003. - 149 с.
2. Карпова, Г.А. Педагогическая диагностика учащихся с задержкой психического развития / Г.А. Карпова, Т.П. Артемьева. - Екатеринбург, 2015. - 154 с.
3. Патопсихология: Хрестоматия / Сост. Н.Л. Белопольская. 2-е изд., испр. и доп. - М.: Когито-Центр, 2000. - 289 с.
4. Немов Р.С. Основы психологического консультирования: Учеб. для студ. Педвузов -М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. - 394 с.
5. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. - М.: НПО «Образование», 1996.
6. Исключение лишнего / Альманах психологических тестов. - М., 1995, С. 143-152.
THE IMPROVEMENT OF VERBAL REASONING AMONG PRIMARY
SCHOOLCHILDREN
N.U. Tulasynova, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor S.A. Sivtseva, Student
North-Eastern Federal University named after M.K. Ammosov (Russia, Yakutsk)
Abstract. The article reveals the essence of the development of verbal reasoning among younger schoolchildren and younger schoolchildren with mental retardation. Procedures for the development of verbal reasoning among younger schoolchildren and younger schoolchildren with mental retardation in literary reading lessons are presented. The purpose of the study: the development and testing of tasks for the development of verbal reasoning among primary schoolchildren and younger schoolchildren with mental retardation in literary reading lessons.
Keywords: verbal reasoning, mentally retarted children, primary schoolchildren, literary reading lessons.