Научная статья на тему 'РОЛЬ НАГЛЯДНОСТИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ'

РОЛЬ НАГЛЯДНОСТИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
862
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАГЛЯДНОСТЬ / МЫШЛЕНИЕ / РАЗВИТИЕ / ОБУЧЕНИЕ / ВОСПИТАНИЕ / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Юнусова Эльмаз Адиль-гареевна

Уроки литературного чтения призваны познакомить младшего школьника с миром художественной литературы, способствуют образности литературного искусства, с помощью которого читаемое произведение можно ощутить во всей своей полноте и красоте. Уроки литературного чтения способствуют пробуждению у детей интереса к книгам и стимулируют желание читать художественные произведения. Наглядность выступает важным элементом для восприятия произведения ребенком, определяет его художественную ценность, эмоционально воздействует на школьника. Иллюстрация в книге способствует познанию мира, освоению моральных ценностей, улучшает восприятие читаемого произведения. Именно с понравившейся иллюстрации начинается выбор ребенком той или иной книги для чтения. Ведь интересная картинка улучшает понимание школьником литературного текста, помогает узнать тему, содержание, героев выбранной книги. Иллюстрация помогает ребенку окунуться в литературный мир, познакомиться с ним, подружиться с его главными героями, знать поближе их. Так как жизненный опыт ребенка пока небольшой, ему трудно вообразить то, о чем говорится в тексте. Ему нужно увидеть, удостоверится в написанном, и для этого важна наглядность. В современном образовании наглядность играет особую роль. В начальной школе на уроках учитель применяет все основные принципы обучения: сознательности, наглядности, систематичности, учета возрастных и индивидуальных особенностей. Целесообразное использование наглядности на уроках с младшими школьниками будет способствовать возникновению определенных представлений о понятиях, правилах, развитию логического мышления и речи и др. Применение разнообразных средств наглядности мотивирует учащихся, пробуждает их внимание и таким образом помогает их формированию, способствует успешному усвоению нового материала. Все это свидетельствует о важности исследуемой проблемы применения наглядности на уроках литературного чтения в начальной школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF VISIBILITY IN THE LESSONS OF LITERARY READING IN ELEMENTARY SCHOOL

Literary reading lessons are designed to introduce the younger student to the world of fiction, contribute to the imagery of literary art, with the help of which the work being read can be felt in all its fullness and beauty. Literary reading lessons help to arouse children's interest in books and stimulate the desire to read fiction. Visibility is an important element for the perception of the work by the child, determines its artistic value, emotionally affects the student. The illustration in the book contributes to the knowledge of the world, the development of moral values, improves the perception of the work being read. It is with the illustration that the child's choice of a particular book for reading begins. After all, an interesting picture improves a student's understanding of a literary text, helps to learn the topic, content, and characters of the selected book. The illustration helps the child to plunge into the literary world, get to know him, make friends with his main characters, get to know them better. Since the child's life experience is still small, it is difficult for him to imagine what is said in the text. He needs to see, make sure of what is written, and for this, visibility is important. In modern education, visibility plays a special role. In elementary school, in the classroom, the teacher applies all the basic principles of teaching: consciousness, clarity, systematicity, taking into account age and individual characteristics. The expedient use of visibility in lessons with younger schoolchildren will contribute to the emergence of certain ideas about concepts, rules, the development of logical thinking and speech, etc. The use of various visual aids motivates students, awakens their attention and thus helps their formation, contributes to the successful assimilation of new material. All this testifies to the importance of the studied problem of the use of visibility in the lessons of literary reading in elementary school.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ НАГЛЯДНОСТИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»

Педагогика

УДК 371.032

кандидат педагогических наук, доцент Юнусова Эльмаз Адиль-Гареевна

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Республики Крым «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова» (г. Симферополь)

РОЛЬ НАГЛЯДНОСТИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Аннотация. Уроки литературного чтения призваны познакомить младшего школьника с миром художественной литературы, способствуют образности литературного искусства, с помощью которого читаемое произведение можно ощутить во всей своей полноте и красоте. Уроки литературного чтения способствуют пробуждению у детей интереса к книгам и стимулируют желание читать художественные произведения. Наглядность выступает важным элементом для восприятия произведения ребенком, определяет его художественную ценность, эмоционально воздействует на школьника. Иллюстрация в книге способствует познанию мира, освоению моральных ценностей, улучшает восприятие читаемого произведения. Именно с понравившейся иллюстрации начинается выбор ребенком той или иной книги для чтения. Ведь интересная картинка улучшает понимание школьником литературного текста, помогает узнать тему, содержание, героев выбранной книги. Иллюстрация помогает ребенку окунуться в литературный мир, познакомиться с ним, подружиться с его главными героями, знать поближе их. Так как жизненный опыт ребенка пока небольшой, ему трудно вообразить то, о чем говорится в тексте. Ему нужно увидеть, удостоверится в написанном, и для этого важна наглядность. В современном образовании наглядность играет особую роль. В начальной школе на уроках учитель применяет все основные принципы обучения: сознательности, наглядности, систематичности, учета возрастных и индивидуальных особенностей. Целесообразное использование наглядности на уроках с младшими школьниками будет способствовать возникновению определенных представлений о понятиях, правилах, развитию логического мышления и речи и др. Применение разнообразных средств наглядности мотивирует учащихся, пробуждает их внимание и таким образом помогает их формированию, способствует успешному усвоению нового материала. Все это свидетельствует о важности исследуемой проблемы применения наглядности на уроках литературного чтения в начальной школе.

Ключевые слова: наглядность, мышление, развитие, обучение, развитие, воспитание, младший школьный возраст.

Annotation. Literary reading lessons are designed to introduce the younger student to the world of fiction, contribute to the imagery of literary art, with the help of which the work being read can be felt in all its fullness and beauty. Literary reading lessons help to arouse children's interest in books and stimulate the desire to read fiction. Visibility is an important element for the perception of the work by the child, determines its artistic value, emotionally affects the student. The illustration in the book contributes to the knowledge of the world, the development of moral values, improves the perception of the work being read. It is with the illustration that the child's choice of a particular book for reading begins. After all, an interesting picture improves a student's understanding of a literary text, helps to learn the topic, content, and characters of the selected book. The illustration helps the child to plunge into the literary world, get to know him, make friends with his main characters, get to know them better. Since the child's life experience is still small, it is difficult for him to imagine what is said in the text. He needs to see, make sure of what is written, and for this, visibility is important. In modern education, visibility plays a special role. In elementary school, in the classroom, the teacher applies all the basic principles of teaching: consciousness, clarity, systematicity, taking into account age and individual characteristics. The expedient use of visibility in lessons with younger schoolchildren will contribute to the emergence of certain ideas about concepts, rules, the development of logical thinking and speech, etc. The use of various visual aids motivates students, awakens their attention and thus helps their formation, contributes to the successful assimilation of new material. All this testifies to the importance of the studied problem of the use of visibility in the lessons of literary reading in elementary school.

Key words: visibility, thinking, development, training, development, upbringing, primary school age.

Введение. Актуальность применения наглядности на уроках литературного чтения не вызывает сомнений. Средствами наглядности могут быть репродукции портретов писателей, иллюстрации к произведениям, картины и др.

В процессе учебной деятельности учитель применяет разнообразные виды наглядных средств при знакомстве с одной темой. Данные наглядные средства нужно использовать с осторожностью, не нагружая уроки литературного чтения большим количеством наглядности, ведь это может мешать учащимся настроиться на урок. Применяя наглядные пособия таким образом, замедляется усвоение знаний, и развитие учеников. Когда у учеников сформированы образные представления, учителю следует использовать их для формирования понятий, для развития мышления ребенка.

В начальной школе применение наглядности часто находится во взаимосвязи со словесным аргументированием учителя. Грамотно сочетая виды и средства наглядности, целесообразно их применяя на уроках, педагог применяет эти наглядности относительно поставленной цели урока, определенных условий обучения.

Планируя и организуя предстоящий урок литературного чтения с использованием наглядности, педагогу нужно четко определить, какая цель и задача урока будет решена с ее помощью. У каждого учителя есть разнообразные средства наглядности: иллюстрации, графические материалы, презентации, аудиозаписи, видеоролики, научные кинофильмы. Все перечисленные средства относится к разным видам наглядности: зрительной, слуховой или синтетической.

Цель статьи - раскрыть роль наглядности на уроках литературного чтения в начальной школе, а также охарактеризовать основные наглядные средства обучения.

Изложение основного материала статьи. Роль наглядности в начальной школе сложно переоценить. Наибольшее распространение в школе на уроках литературного чтения имеют таблицы, которые раскрывают события жизни и творчества писателя, и плакаты с обозначением событий жизни и творчества.

Кроме того, достаточно часто используется графическая наглядность при систематизации полученных знаний учащихся. Это схемы, отражающие размещение героев в произведении, таблицы, которые описывают композиционные особенности произведения.

Зрительная наглядность - представлена копиями портретов поэтов, иллюстрациями к произведениям, картинами, фотографиями мест, имеющих отношение к жизни писателя, скульптурными фигурами героев книг и т.д. Помимо этого, учитель в своей работе может использовать раздаточные материалы, которые также считаются наглядностью [3].

Также к зрительной наглядности относят и графические, такие, как: плакаты, схемы, таблицы. Их использование на уроках в начальной школе вызывает некоторые сомнения. Ведь таблицы и схемы, хотя и носят в себе нужную информацию, одновременно с этим ослабляют эффект эстетического восприятия литературы учеником. Нужно, чтобы схемы были составлены четко и грамотно, систематизировали и обобщали материал. Так, педагог Т. Брайко утверждала, что «чтение произведения требует не только видение конкретных образов, в так называемом целостном их восприятии, но и в абстрагировании этих образов».

Следовательно, для закрепления знаний на уроках литературного чтения занимает важное место не только зрительный, наглядный образ, предложенный автором, но и схема, таблица, которая приходит на помощь абстрактному мышлению, помогают в закреплении знаний по литературе. Именно поэтому учителю необходимо помнить об этом и чередовать на своих уроках различные виды наглядности. Все это влияет на развитие и воспитание младших школьников, так как именно этот возраст считается благоприятным для формирования гармоничной личности с нравственными чертами характера.

Под слуховой наглядностью понимают умение увидеть и оценить звуковой образ, созданный автором как важное условие гармоничного восприятия произведения, в частности, поэтического [1].

Музыка и литературное чтение содержат в себе богатые возможности для активизации процесса преподавания литературного чтения. Иногда аудиозаписи очень актуальны на уроках особенно при изучении сказок - их просто надо слушать.

Однако нельзя забывать, что аудиозапись по своей природе является второстепенной наглядностью в сравнении с учительским чтением в плане установления контекста с классом. Когда учитель читает сам, он может сделать паузу, объяснить, прокомментировать, уточнить, и главное - выразительное чтение учителя и учеников имеет несколько иной характер.

Актерское чтение может многому научить, открыть ученику, но и может подавить творчески-исполнительские способности учащихся. И это одна из основных причин тому, что часть учителей вообще отказываются от актерского чтения, что тоже является не совсем разумным шагом. Слуховая наглядность тоже требует от учителя меры и такта [4].

Синтетические средства. Кино и телевидение включают в себя элементы зрительной и слуховой наглядности, описывают события, изображают действительность в схожих с ней образах. Широкие возможности телевидения и кино делают их особенно эффективными в учебном процессе.

Педагоги во многом относятся с критикой к учебным фильмам по причине их иллюстративности, растянутости (4-6 частей). Они применяют их фрагментарно, и тогда могут возникнуть трудности с ходом урока, с отбором материала. Для этого было бы эффективно применять на уроках определенные учебные фильмы - киноэкскурсии. К сожалению, их немного, и качество фильмов невысокое.

Таким образом, педагогу следует применять на уроках синтетические средства наглядности, однако учитывать тот факт, что уроки должны быть в первую очередь эффективными, а не эффектными.

Готовясь к проведению урока с применением любого вида наглядности, учитель, прежде всего, должен наметить педагогическую цель применения наглядности на уроке: «С какой целью я применяю ее на уроке, в чем ее эффективность в процессе осознания материала, углубления знаний? Чему учит?»

В методике начального образования можно встретить убеждение, что образцы из смежных видов искусства необходимо применять только на итоговом этапе изучения материала [2].

Например, целесообразным будет проведение урока-театрализации после знакомства учеников со сказкой. На первом уроке можно предложить детям посмотреть мультфильм или сказку, а также его фрагмент, а на заключительном уроке можно провести театральную инсценировку.

Значит, такая деятельность на уроках литературного чтения будет не только и интересной для детей, но и познавательной. Если же не запланировать цель и функцию наглядности на уроке, то это может снизить эффективность урока.

Итак, учитель определяет задачи урока и отбирает материал и дозирует его, не нагружая урок. Просмотр сказки или мультфильма на все время урока может уменьшить воспитательные и учебные цели урока.

Не нужно перегружать урок всеми видами наглядности: и картины, и музыка, и кино. Тогда ничего не останется для самостоятельной деятельности учащихся.

Уроки литературного чтения с применением различных видов наглядности проводить очень трудно. Например, когда используем телеурок, то тем самым впускаем в класс еще одного учителя-телеведущего - со своей манерой изложения, со своей точкой зрения на предмет беседы. Это усложняет работу учителя. Каким бы интересным собеседником не был ведущий, он остается гостем, а хозяином - учитель. Так вот, зная содержание своего урока, педагог продумывает, что он будет делать до передачи, во время нее и после нее.

В ходе урока, во время небольших пауз педагог просит детей обратить внимание разные высказывания ведущего, записать вопросы, расположенные на экране монитора и т.д.

Разные виды наглядности влияют на усвоение таких задач, как формирование инициативы и самостоятельности учащихся; введение элементов новизны в процессе обучения; повышение интереса к урокам литературного чтения, чтению книг; улучшение процесса запоминания прочитанного произведения. Наглядность также может применяться как самостоятельный источник знаний для выполнения разнообразных проблемных ситуаций.

Современная, яркая и всевозможная наглядность активизирует процесс формирования успешной научной и учебной деятельности учеников. Следовательно, наглядность играет особую роль в обучении младших школьников, так как данный возраст характеризуется особой эмоциональностью и развитием наглядно-образного вида мышления. Применяя различные виды наглядности на уроках в младших классах, учитель помогает детям не только усвоить новый материал, но и развивает творческую личность младших школьников, самостоятельность, креативность, обогащает творческое мышление школьников.

Выводы. Роль наглядности на уроках в начальной школе невозможно переоценить. Она оказывает существенное влияние на формирование и обогащение у детей кругозора, этическое и духовно-нравственное формирование его личности. Наглядность характеризует степень усвоения новой темы и закрепление его; наглядные пособия способствуют улучшению восприятия, оптимизированию установленной длительности обучения, повышению эффективности учебно-познавательной деятельности в целом. Мы полагаем, что особенно актуально применять разнообразную наглядность следует на уроках литературного чтения, при чтении сказок, с целью формирования коммуникативных и речевых умений учащихся.

Наглядность является одним из структурных элементов процесса обучения, призванного помочь детям эффективнее и лучше понять новый материал.

Применение различных видов наглядных средств влияет на выполнение педагогических задач на всех этапах урока - на этапе ознакомления школьников с новым материалом, а также на заключительном этапе при закреплении системы знаний, умений и навыков.

Однако недостаточным, по нашему мнению, является объем упражнений в учебниках по литературному чтению по работе с иллюстрациями и картинами. В связи с этим можно рекомендовать учителям расширить задания по работе с иллюстрациями, такие как:

- сделать анализ иллюстрации к сказке;

- сравнить иллюстрации, найти общее и различное;

- рассмотреть готовую иллюстрацию и составить по ней рассказ;

- придумать рисунок к сказке и описать его;

- дополнить или изменить иллюстрацию к прочитанному произведению.

Опыт педагогов указывает, что при целенаправленном применении наглядности повышается самостоятельность школьников, улучшается их активность, просыпается интерес к предмету. Наглядные средства помогают достичь таких целей, как активизация психической активности школьников; введение элементов новизны в школьное обучение; пробуждение интереса к урокам литературного чтения.

Следовательно, важнейшей задачей наглядности на уроке литературного чтения в начальной школе является помощь младшим школьникам в овладении содержанием литературного произведения и биографии автора, в получении начальных теоретических знаний, в развитии устной и связной речи учащихся, то есть в достижении всех тех дидактических целей, которые ставит перед собой учитель начальной школы.

В арсенале учителя начальных классов имеется большое разнообразие средств наглядности: иллюстративные материалы, видеозаписи, аудиозаписи и др. Все эти средства принадлежат к определенному виду наглядности: зрительной, слуховой и синтетической. Определяя цель урока, учитель тщательно выбирает нужный наглядный материал и использует его на уроке. Однако учителю стоит помнить, что любая наглядность должна быть качественной и умеренной, не нужно нагружать урок своим объемом. Например, после того как ученики рассмотрели определенную иллюстрацию, прослушали музыкальный фрагмент, учитель должен задать вопросы, связывающие читаемое произведением с иллюстрацией, музыкой. Интересным решением является привлечение младших школьников к самостоятельному приготовлению наглядных пособий, например, иллюстраций к любимой сказке или стихотворению. Все это требует от учащихся творчества, креативности и старания.

Литература:

1. Биржевая, Т.А. Творческая деятельность на уроках литературного чтения во 2 классе / Т.А. Биржевая. - 2011. -№ 7. - С. 35-36

2. Львов, М.Р. Методика преподавания литературного чтения в начальных классах / М.Р. Львов. - М.: Академия, 2000. - С. 163.

3. Миронова, Е.А. Развитие читательского интереса у младших школьников / Е.А. Миронова. - 2011. - №8. -С. 74-75

4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. - М.: Просвещение, 2010. - С. 31.

Психология

УДК 159.9.07

кандидат педагогических наук, доцент Годовникова Лариса Владимировна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Белгородский государственный национальный исследовательский университет» (г. Белгород); кандидат психологических наук, доцент Панич Ольга Евгеньевна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Белгородский государственный национальный исследовательский университет» (г. Белгород); кандидат психологических наук, доцент Ткаченко Надежда Степановна Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Белгородский государственный национальный исследовательский университет» (г. Белгород)

К ВОПРОСУ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С УМСТВЕННОЙ

ОТСТАЛОСТЬЮ

Аннотация. Статья посвящена исследованию коммуникативных способностей младших школьников с умственной отсталостью. Описаны результаты исследований, проведенных на кафедре возрастной и социальной психологии Белгородского государственного национального исследовательского университета в течение последних трёх лет, позволивших изучить особенности коммуникации умственно отсталых обучающихся начальных классов с целью определения путей и средств её развития.

Ключевые слова: коммуникативные способности, младшие школьники, умственная отсталость, социальный интеллект. Annоtation. The article is devoted to the study of the communicative abilities of younger schoolchildren with mental retardation. The article describes the results of research conducted at the Department of Age and Social Psychology of Belgorod State National Research University over the past three years, which allowed us to study the features of communication of mentally retarded primary school students in order to determine the ways and means of its development.

Key words: communication skills, primary school students, mental retardation, social intelligence.

Введение. Жизнь современного человека невозможно представить без постоянного общения. Люди непрерывно коммуницируют, это происходит дома и на работе, в личных и служебных целях, вживую и в социальных сетях. Общение -это уже не роскошь, как полагал Антуан де Сент-Экзюпери, а повседневная реальность, без которой социальная адаптация попросту невозможна. При этом не всем эта естественная и столь необходимая человеку деятельность одинаково доступна. Разумеется, есть люди малообщительные, застенчивые, просто замкнутые, которые предпочитают свой внутренний диалог межличностному взаимодействию. Речь не о них. Просто есть дети, у которых без специально организованной работы по формированию и развитию навыков общения данный вид деятельности серьёзно отстаёт от нормативного, а в дальнейшем начнёт пробуксовывать, что может сказаться на всей системе отношений, а также всей жизнедеятельности человека. Младшие школьники с интеллектуальными нарушениями помимо проблем с обучением испытывают выраженные трудности в общении [3]. Причём специалисты утверждают, что затормаживает вербальное общение умственно отсталых детей резкое недоразвитие всех компонентов речевой деятельности [1].

Цель данной статьи - познакомить с результатами исследований, проведенных на кафедре возрастной и социальной психологии Белгородского государственного национального исследовательского университета в течение последних трёх лет, позволивших изучить особенности коммуникации умственно отсталых обучающихся начальных классов и определить пути и средства её развития.

Изложение основного материала статьи. В первую очередь нами был исследован феномен социального интеллекта и его особенности у обучающихся младшего школьного возраста с умственной отсталостью. С этой целью мы использовали методику «Социальный интеллект (тест Дж. Гилфорда)», причём данная методика была адаптирована нами к нуждам

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.