Научная статья на тему 'МЕТОД ИЗОТЕРАПИИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗПР НА ВНЕУРОЧНЫХ ЗАНЯТИЯХ'

МЕТОД ИЗОТЕРАПИИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗПР НА ВНЕУРОЧНЫХ ЗАНЯТИЯХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
213
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
метод изотерапии / творческое воображение / младшие школьники / ЗПР / внеурочные занятия / isotherapy method / creative imagination / younger schoolchildren / mental retardation / extracurricular lessons

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — М.И. Попова, А.А. Алексеева

В статье рассматривается проблема развития творческого воображения младших школьников с ЗПР, основанная на примере внеурочной деятельности, позволяющей обеспечить развитие творческого воображения при использовании метода изотерапии. Метод изотерапии основан на процессе рисования, который позволяет обучающимся с ЗПР возможность развить творческое воображение, снять стресс, почувствовать удовлетворение от деятельности, позволяет выразить эмоции и чувства безопасным для себя и окружающих способом. В работе обобщается практический опыт использования метода изотерапии на внеурочных занятиях у младших школьников с ЗПР. Разработанные внеурочные занятия для развития творческого воображения детей доказали свою эффективность. Представленный материал позволяет сделать вывод, что метод изотерапии с применением нетрадиционных техник рисования помогает обучающимся с ЗПР развить творческие способности, воображение и благоприятно влияет на эмоциональное состояние обучающегося.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — М.И. Попова, А.А. Алексеева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ISOTHERAPY METHOD AS A MEANS OF DEVELOPING A CREATIVE IMAGINATION OF YOUNGER SCHOOLCHILDREN WITH MENTAL RETARDATION AT EXTRACURRICULAR CLASSES

The article deals with the problem of developing the creative imagination of younger schoolchildren with mental retardation, based on the example of extracurricular classes that make it possible to ensure the development of creative imagination when using the isotherapy method. The need to develop pedagogical tools and methods that ensure the development of schoolchildren’s creative imagination determines the importance and relevance of the article. Isotherapy method is based on the process of drawing, which gives schoolchildren with mental retardation the opportunity not only to develop creative imagination, but also to relieve stress, calm down, feel satisfaction from activities, and allows them to express emotions and feelings in a way that is safe for themselves and others. The objective of the article is to develop and test extracurricular classes based on the use of isotherapy method aimed at developing a creative imagination of younger schoolchildren with mental retardation. The proposed model, aimed at developing creative imagination of 3rd grade schoolchildren, involves the implementation of the following tasks: to reveal the essence of the development of creative imagination in younger schoolchildren with mental retardation; consider methods of organizing isotherapy in extracurricular activities; develop and test extracurricular lessons for the development of the creative imagination of younger schoolchildren with mental retardation, using isotherapy method; to analyze the results of experimental work on the development of creative imagination of children with mental retardation at extracurricular lessons. The scientific novelty of the work lies in the fact that a special technique based on the use of non-traditional drawing techniques has been used at extracurricular lessons, that allows to monitor the dynamics of the level of younger schoolchildren’s creative imagination. Thus, based on a systematic diagnosis of the level of creative imagination in younger schoolchildren with mental retardation and conducting isotherapy classes using non-traditional drawing techniques, the effectiveness of the isotherapy method in the process of extracurricular activities is revealed, which determines the practical significance of the results of the study. The presented material allows us to conclude that the method of isotherapy based on the use of non-traditional drawing techniques allows students with mental retardation to develop creativity, imagination and has a positive effect on the emotional state of younger schoolchildren.

Текст научной работы на тему «МЕТОД ИЗОТЕРАПИИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗПР НА ВНЕУРОЧНЫХ ЗАНЯТИЯХ»

ний в структуре учебника, в нем отсутствуют задания, нацеленные на успешную подготовку к сдаче единого государственного экзамена. На начальном этапе было проведено пробное составление письма, которое показало низкие результаты. Потребовалось включение в дальнейший процесс преподавания специально разработанного комплекса упражнений, направленных на совершенствование имеющихся навыков иноязычной письменной речи. На итоговом этапе после использования комплекса разработанных упражнений с опорой на шаблоны и клише было проведено финальное занятие, на котором обучающиеся написали задание 39 раздела «Письмо» ЕГЭ, результаты показали увеличение качества развития навыка письма на 20%, из чего можно сделать вывод, что

Библиографический список

разработанный нами комплекс упражнений является эффективным средством обучения.

Таким образом, мы достигли поставленной цели, изучили научную литературу по теме исследования, различные методы и приёмы обучения письменной речи на старшем этапе средней школы, ознакомились и разработали упражнения для овладения иноязычной письменной речью, осуществили анализ эффективности применения разработанных упражнений при пробном обучении. Проанализировав результаты начального этапа и итогового, авторы убедились в эффективности упражнений, которые помогли усовершенствовать навыки иноязычной письменной речи у учащихся 10 класса МОБУ СОШ № 31.

1. Потылицина И.Г., Бабамурадова Б.Д. Обучение иноязычной письменной речи на старшем этапе в средней общеобразовательной школе. Общество. 2021; № 2-2 (21): 49-51.

2. Миньяр-Белоручев РК. Методика обучения французскому языку. Москва: Просвещение, 1990.

3. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика: учебное пособие. Москва: Академия, 2006.

4. Морозова Н.В., Ряшенцева В.А. Продуктивные виды речевой деятельности на уроках английского языка. Available at: https://urok.1sept.ru/articles/667934

5. Tony Silva Toward an Understanding of the Distinct Nature of L2 Writing: The ESL Research and Its Implications. 1993.

6. Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. Москва: Просвещение, 1991.

7. Пассов Е.И. Терминосистема методики, или Как мы говорим и пишем. Златоуст, 2009: 187-214.

8. Фоломкина С.К. Обучение чтению на иностранном языке в неязыковом вузе. Москва, 1987.

9. Маслыко Е.А., Бабинская П.К., Будько А.Ф. Настольная книга преподавателя иностранного языка: справочное пособие. Минск: Высшая школа, 1999.

10. Abrams Zs. Foreign language teaching methods. Writing. Introduction. Available at: https://www.coerll.utexas.edu/methods/modules/writing/#:~:text=In%20foreign%20 language%20instruction%2C%20writing,to%20practice%20vocabulary%20or%20grammar

References

1. Potylicina I.G., Babamuradova B.D. Obuchenie inoyazychnoj pis'mennoj rechi na starshem 'etape v srednej obscheobrazovatel'noj shkole. Obschestvo. 2021; № 2-2 (21): 49-51.

2. Min'yar-Beloruchev R.K. Metodika obucheniya francuzskomu yazyku. Moskva: Prosveschenie, 1990.

3. Gal'skova N.D., Gez N.I. Teoriya obucheniya inostrannym yazykam. Lingvodidaktika imetodika: uchebnoe posobie. Moskva: Akademiya, 2006.

4. Morozova N.V., Ryashenceva V.A. Produktivnye vidyrechevoj deyatel'nosti na urokah anglijskogo yazyka. Available at: https://urok.1sept.ru/articles/667934

5. Tony Silva Toward an Understanding of the Distinct Nature of L2 Writing: The ESL Research and Its Implications. 1993.

6. Zimnyaya I.A. Psihologiya obucheniya inostrannym yazykam v shkole. Moskva: Prosveschenie, 1991.

7. Passov E.I. Terminosistema metodiki, ili Kak my govorim ipishem. Zlatoust, 2009: 187-214.

8. Folomkina S.K. Obuchenie chteniyu na inostrannom yazyke v neyazykovom vuze. Moskva, 1987.

9. Maslyko E.A., Babinskaya P.K., Bud'ko A.F. Nastol'naya kniga prepodavatelya inostrannogo yazyka: spravochnoe posobie. Minsk: Vysshaya shkola, 1999.

10. Abrams Zs. Foreign language teaching methods. Writing. Introduction. Available at: https://www.coerll.utexas.edu/methods/modules/writing/#:~:text=In%20foreign%20 language%20instruction%2C%20writing,to%20practice%20vocabulary%20or%20grammar

Статья поступила в редакцию 28.11.22

УДК 373.3.036.5

Popova M.I., senior teacher, North-Eastern Federal University n.a. M.K. Ammosov (Yakutsk, Russia), E-mail: marina_popova777@mail.ru

Alekseeva A.A., student, North-Eastern Federal University n.a. M.K. Ammosov (Yakutsk, Russia), E-mail: taohidekitoshi@gmail.com

ISOTHERAPY METHOD AS A MEANS OF DEVELOPING A CREATIVE IMAGINATION OF YOUNGER SCHOOLCHILDREN WITH MENTAL RETARDATION AT EXTRACURRICULAR CLASSES. The article deals with the problem of developing the creative imagination of younger schoolchildren with mental retardation, based on the example of extracurricular classes that make it possible to ensure the development of creative imagination when using the isotherapy method. The need to develop pedagogical tools and methods that ensure the development of schoolchildren's creative imagination determines the importance and relevance of the article. Isotherapy method is based on the process of drawing, which gives schoolchildren with mental retardation the opportunity not only to develop creative imagination, but also to relieve stress, calm down, feel satisfaction from activities, and allows them to express emotions and feelings in a way that is safe for themselves and others. The objective of the article is to develop and test extracurricular classes based on the use of isotherapy method aimed at developing a creative imagination of younger schoolchildren with mental retardation. The proposed model, aimed at developing creative imagination of 3rd grade schoolchildren, involves the implementation of the following tasks: to reveal the essence of the development of creative imagination in younger schoolchildren with mental retardation; consider methods of organizing isotherapy in extracurricular activities; develop and test extracurricular lessons for the development of the creative imagination of younger schoolchildren with mental retardation, using isotherapy method; to analyze the results of experimental work on the development of creative imagination of children with mental retardation at extracurricular lessons. The scientific novelty of the work lies in the fact that a special technique based on the use of non-traditional drawing techniques has been used at extracurricular lessons, that allows to monitor the dynamics of the level of younger schoolchildren's creative imagination. Thus, based on a systematic diagnosis of the level of creative imagination in younger schoolchildren with mental retardation and conducting isotherapy classes using non-traditional drawing techniques, the effectiveness of the isotherapy method in the process of extracurricular activities is revealed, which determines the practical significance of the results of the study. The presented material allows us to conclude that the method of isotherapy based on the use of non-traditional drawing techniques allows students with mental retardation to develop creativity, imagination and has a positive effect on the emotional state of younger schoolchildren.

Key words: isotherapy method, creative imagination, younger schoolchildren, mental retardation, extracurricular lessons.

М.И. Попова, ст. преп., Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, г. Якутск, E-mail: marina_popova777@mail.ru

А.А. Алексеева, студентка, Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, г. Якутск, E-mail: taohidekitoshi@gmail.com

МЕТОД ИЗОТЕРАПИИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗПР НА ВНЕУРОЧНЫХ ЗАНЯТИЯХ

В статье рассматривается проблема развития творческого воображения младших школьников с ЗПР, основанная на примере внеурочной деятельности, позволяющей обеспечить развитие творческого воображения при использовании метода изотерапии. Метод изотерапии основан на процессе рисования, который позволяет обучающимся с ЗПР возможность развить творческое воображение, снять стресс, почувствовать удовлетворение от деятельности, позволяет выразить эмоции и чувства безопасным для себя и окружающих способом. В работе обобщается практический опыт использования метода изотерапии на внеурочных занятиях у младших школьников с ЗПР Разработанные внеурочные занятия для развития творческого воображения детей доказали свою эффективность. Представленный материал позволяет сделать вывод, что метод изотерапии с применением нетрадиционных техник рисования помогает обучающимся с ЗПР развить творческие способности, воображение и благоприятно влияет на эмоциональное состояние обучающегося.

Ключевые слова: метод изотерапии, творческое воображение, младшие школьники, ЗПР, внеурочные занятия.

Актуальность статьи обусловлена тем, существует потребность в разработке педагогических средств и методов, обеспечивающих развитие у школьников творческого воображения. Цель статьи заключается в разработке и апробировании внеурочных занятий, основанных на использовании метода изотерапии для развития творческого воображения младших школьников с ЗПР Предлагаемая модель сопровождения, направленная на развитие творческого воображения у учащихся 3 класса, предполагает реализацию следующих задач: раскрыть сущность развития творческого воображения у младших школьников с ЗПР; рассмотреть методы организации изотерапии во внеурочной деятельности; разработать и апробировать внеурочные занятия для развития творческого воображения младших школьников с ЗПР, используя метод изотерапии; проанализировать результаты опытно-экспериментальной работы по развитию творческого воображения на внеурочных занятиях у детей с ЗПР Научная новизна работы заключается в том, что у обучающихся с ЗПР применяется специальная методика с использованием нетрадиционных техник рисования, с помощью которой отслеживается динамика уровней их творческого воображения. Таким образом, на основе систематической диагностики уровня творческого воображения у младших школьников с ЗПР и проведении занятий по изотерапии с помощью нетрадиционных техник рисования выявляется эффективность работы метода изотерапии в процессе внеурочной деятельности, что обусловливает практическую значимость результатов исследования.

Продуктивные виды деятельности являются основными составляющими эффективности развития творческого воображения у обучающихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития, в особенности внеурочные занятия, которые стимулирует у учащихся активное развитие творческих способностей. Одним из наиболее актуальных и действенных методов для формирования творческого воображения у учащихся с ЗПР является метод изотерапии. Изотерапия является эффективным методом при работе с детьми, которые испытывают трудности при выражении своих мыслей, эмоций и чувств. Это хороший способ расслабиться, прислушаться к себе, избавиться от негативных переживаний, повысить самооценку, выразить свои эмоции через рисунки. Изо-терапия благоприятно влияет на развитие творческого мышления, значительно улучшает эмоциональное состояние обучающегося, а также способствует раскрытию умственного и творческого воображения личности.

Для определения сущности творческого воображения обратимся сначала к рассмотрению необходимых для этого основных понятий. Для нашего исследования таковыми являются «творчество» и «воображение».

Психологический словарь трактует творчество как «практическую или теоретическую деятельность человека, в которой возникают результаты (знания, решения, способы действия, материальные продукты)» [1, с. 21].

В педагогической энциклопедии творчество - «высшая форма активности и самостоятельной деятельности человека. Творчество оценивается по его социальной значимости и оригинальности (новизне)» [2, с. 192].

Рассмотрим понятие «воображение» в интерпретации авторов, которые изучали данную проблему. Л.С. Выготский, В.Т. Кудрявцев рассматривали воображение как способность создавать новые образы, используя имеющиеся в памяти знакомые образы. Принимая во внимание сложное функциональное строение воображения, Л.С. Выготский считал оптимальным применение понятия психологической системы. Л.Д. Столяренко, Б.М. Теплов понимали под понятием «воображение» специальную деятельность человека.

Таким образом, процесс воображения свойственен только человеку и является необходимым условием его трудовой деятельности. Воображение является процессом преобразования имеющихся в памяти образов с целью создания новых, которые ранее никогда человеком не воспринимались. Воображение базируется на фактах объективной реальности, но оно всегда отличается от действительности и позволяет человеку представить результат работы до ее начала.

Творческое воображение является самостоятельным созданием образов, требующих отбора материалов в соответствии с замыслом. Оно направлено на осуществление творческой или личностной задачи и представляет собой особую социальную ценность.

Таким образом, творческое воображение является важнейшей стороной жизни ребенка. Воображение помогает освоить учебную программу без особых затруднений, так как оно является высшей и необходимой способностью человека. При этом необходимо понимать, что воображение требует постоянного развития и внимания, так как без сформированного творческого воображения происходит снижение уровня развития творческого мышления, пропадает интерес к искусству, к разным видам творческой деятельности.

По мнению В.В. Гузеева, у детей с ЗПР отмечается недостаточность сен-сомоторной координации, общая моторная неловкость, эмоциональная неустойчивость, повышенная утомляемость, низкая концентрация, трудности переключения отражаются в неверном понимании задания, в связи с этим смысл происходящего утрачивается, и дети не в состоянии выразить творчески ту или иную ситуацию.

При выполнении практических заданий, предполагающих совместную деятельность, сотрудничество наблюдается крайне редко, и в творчестве это проявляется как неумение взаимодействовать в группе и полноценно отражать сюжет, дети замкнуты, напряжены, не уверены в себе, в своих возможностях [3, с. 24].

Отсюда вытекает, что творческое воображение у обучающихся с ЗПР формируются значительно медленнее, с опозданием. Их формирование зависит от развития психических и физических функций, но, с одной стороны, творчество зависит от качества сформированности восприятия, памяти, мышления, речи, с другой - способствует развитию этих процессов, создавая основу для образных действий.

Как считает Д.В. Григорьев, внеурочная деятельность школьников - это совокупность всех видов деятельности школьников, в которой в соответствии с основной образовательной программой образовательного учреждения решаются задачи воспитания и социализации, развития интересов, познавательной активности, формирования универсальных учебных действий [4, с. 49].

Изотерапия - психотерапевтическая работа с использованием методов изобразительного искусства как в пассивной (использование готовых произведений искусства), так и в активной ее форме - создании собственных творений. Это направление психотерапевтической практики широко используется в работе как с взрослыми, так и с детьми [5, с. 173].

Существуют два основных вида методов организации изотерапии: традиционные и нетрадиционные техники рисования.

Традиционные методы организации - это комплекс умений, навыков, способов и приемов изображения, которые отображают предметы, объекты, явления окружающей действительности, свои впечатления и отношения к чему-либо в соответствии с требованиями реалистического изобразительного искусства, используя традиционные инструменты рисования [6, с. 1].

Нетрадиционные техники рисования отличаются от традиционной тем, что при организации создаются условия, в которых обучающийся начинает самостоятельно мыслить, выражать в рисунке свои переживания, эмоции, настроения, учится видеть в неожиданных сочетаниях цветовых пятен и линий необычные образы, присущие только его взгляду. Нетрадиционные техники рисования позволяют обучающимся мыслить креативно, не придерживаясь никакого эталона, способствуют повышению самооценки учащихся, так как у всех обучающихся получится индивидуально. Переживание успеха, поощрение взрослого человека в начальной школе особенно важно для детей, ведь успех придает уверенность в себе и стимул двигаться дальше. Именно поэтому нетрадиционные техники рисования во всех смыслах положительно воздействуют при коррекционной работе с детьми.

Таким образом, внеурочная деятельность должна осуществляться с учетом особенностей младших обучающихся с ЗПР и специфики по изотерапии. Использование обучающимися художественных материалов, различных техник рисования позволяет им добиваться образной выразительности и содействует активному развитию творческого воображения.

Экспериментальной базой для исследования служит МБОУ «Сунтарская средняя общеобразовательная школа № 2 им. И.С. Иванова с дошкольными группами». Внеурочная деятельность осуществлялась в рамках работы летнего лагеря при школе. Занятия посещали учащиеся с ЗПР находящиеся на домашнем обучении и посещающие индивидуальные занятия с дефектологом и логопедом. Также были привлечены учащиеся, посещающие школу. На основе проведенного анкетирования, бесед и наблюдения было отмечено, что детям, находящимся на домашнем обучении, не хватает навыков общения, они неохотно идут на контакт со сверстниками, испытывают определенные сложности в общении с взрослыми. Дети, посещающие школу, комфортно чувствуют себя в коллективе, отличаются большей степенью открытости, уверены в себе.

На констатирующем этапе целью ставилось выявление исходного уровня развития творческого воображения у учащихся 4 класса. Для достижения поставленной цели было проведено диагностирование уровня развития творческого воображения по методике Р.С. Немова, особенностью которой является выявление уровня сформированности творческих способностей у детей с ЗПР. При использовании данной методики обучающемуся дается лист бумаги, набор фломастеров и предлагается придумать и нарисовать что-либо необычное. На выполнение задания отводится 4 минуты, после чего качество рисунка оценивается по приведенным ниже критериям, и на основе такой оценки делается вывод об уровне развития воображения ребенка.

Обобщив полученные результаты исследования на констатирующем этапе, мы пришли к выводу, что творческое воображение необходимо продолжать совершенствовать. 33,3% детей, посещающих внеклассные занятия, показали средний уровень развития творческого воображения, 66,6% находятся на низком уровне. Таким образом, результаты позволяют нам говорить о целесообразности проведения дальнейшей работы по изучению данной проблемы. На основании результатов уровня обучающихся на данном этапе были проведены 6 внеурочных занятий для развития творческого воображения у обучающихся 4 класса.

На контрольном этапе для выявления уровня динамики развития творческого воображения повторно были проведены диагностический метод Немова Р.С. «Нарисуй что-нибудь». Итоги проведения данной диагностики представлены в процентном соотношении в диаграмме (рис. 1).

Таким образом, нами были разработаны и апробированы занятия, направленные на развитие творческого воображения. Обобщив полученные результаты исследования на контрольном этапе опытно-экспериментальной работы, мы пришли к выводу, что после проведения формирующего этапа видна положительная динамика уровня развития творческого воображения у учащихся 4 класса.

Рис. 1. Динамика развития творческого воображения у обучающихся с ЗПР

Констатирующий этап

80 60 40 20 0

-666-

33,3

0

=i

Высокий Средний Низкий уровень уровень уровень

Контрольный этап

80 60 40 20 0

66,6 1

33,3

0 1

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Количество учащихся, продемонстрировавших средний уровень, увеличилось, в то время как учащихся с низким уровнем стало значительно меньше. Исходя из этого, проделанная работа представляется нам значимой, и в ней обосновывается мысль о необходимости проведения систематической работы по развитию

Библиографический список

творческого воображения у младших школьников с ЗПР на внеклассных занятиях, так как творческая деятельность позволяет ребенку более ярко проявлять фантазии и переживания, тем самым положительно влияя на развитие творческого воображения.

1. Мещеряков Б., Зинченко В.П. Большой психологический словарь. Москва: АСТ; Санкт-Петербург: Прайм-Еврознак, 2009.

2. Прохоров А.М. Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т. Москва: Большая российская энциклопедия, 1999.

3. ИгнатьевС.Е. Закономерностиизобразительнойдеятельности детей: учебное пособие. Москва, 2007.

4. Баранова Э.А. Диагностикапознавательногоинтереса у младших школьников и дошкольников. Санкт-Петербург: Речь, 2015.

5. Кулагина И.Ю. Личность школьника от задержки психического развития до одаренности: учебное пособие для студентов и преподавателей. Москва: ТЦ «Сфера», 2012.

6. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция. Москва: Просвещение, 1994.

References

1. Mescheryakov B., Zinchenko V.P. Bol'shojpsihologicheskij slovar'. Moskva: AST; Sankt-Peterburg: Prajm-Evroznak, 2009.

2. Prohorov A.M. Rossijskaya pedagogicheskaya 'enciklopediya: v 2 t. Moskva: Bol'shaya rossijskaya enciklopediya, 1999.

3. Ignat'ev S.E. Zakonomernosti izobrazitel'nojdeyatel'nostidetej: uchebnoe posobie. Moskva, 2007.

4. Baranova 'E.A. Diagnostika poznavatel'nogo interesa u mladshih shkol'nikovidoshkol'nikov. Sankt-Peterburg: Rech', 2015.

5. Kulagina I.Yu. Lichnost'shkol'nika ot zaderzhkipsihicheskogo razvitiya do odaiennosti: uchebnoe posobie dlya studentoviprepodavatelej. Moskva: TC «Sfera», 2012.

6. Kaschenko V.P. Pedagogicheskaya korrekciya. Moskva: Prosveschenie, 1994.

Статья поступила в редакцию 26.11.22

УДК 378.147

Rupasova Ya.E., senior teacher, English Language Department, Institute for Social Sciences, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (Moscow, Russia); senior teacher, English Language and Professional Communication Department, Financial University under the Government of Russian Federation (Moscow, Russia), E-mail: rupasova-ye@ranepa.ru

SOME FEATURES OF MEASURING THE INDICATORS OF THE ACTIVITY COMPONENT FORMED WITHIN THE STRUCTURE OF UNDERGRADUATE STUDENTS' READINESS FOR INNOVATIVE ACTIVITIES. The article justifies the importance of building the innovative potential of a future specialist in the context of the need to radically improve the quality of human capital and the rapid transformation of the economic and social foundations of activity as a whole. In this regard, the determining role of higher education in training of personnel of a qualitatively different level is updated. The need to form the readiness of undergraduate students for innovative activities by means of disciplines of the general block, including within the framework of studying foreign languages, is understood, which resonates with the essence of an interdisciplinary approach, which provides the possibility of setting specific practical tasks, the solution of which can go beyond the scope of a specific discipline. The relationship between the need to introduce effective methodological technologies into the educational process to form the readiness of undergraduate students for innovative activities in the process of their professional training in higher education and insufficient theoretical justification of the complex structure of innovative activities, which implies four components - motivational, cognitive, activity, reflexive-axiological is noted. The urgent need to choose diagnostic methods by a higher school teacher that allow to objectively assess the effectiveness of the formation of readiness for innovative activities using the example of an activity component in the structure of innovative activities is justified. Additional elements of preparation for innovative activity are described - formation of innovative consciousness, thinking, innovative potential, innovative behavior and innovative personality orientation. An attempt is made to present the ranking of elements of the innovative potential of the individual and their correlation with the components of the structure of readiness for innovative activities. Some results of diagnostics of indicators of the formation of the activity component in the structure of readiness of undergraduate students for innovative activities are analyzed.

Key words: university, innovation readiness, innovative consciousness, innovative thinking, innovative behavior, innovative personality orientation, social media, undergraduate students.

Я.Е. Рупасова, ст. преп., Институт общественных наук Российской академии народного хозяйства и государственной службы

при Президенте РФ, Департамент английского языка и профессиональной коммуникации Финансового университета при Правительстве РФ,

г. Москва, E-mail: rupasova-ye@ranepa.ru

НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДИАГНОСТИКИ ПОКАЗАТЕЛЕЙ СФОРМИРОВАННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО КОМПОНЕНТА В СТРУКТУРЕ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ БАКАЛАВРИАТА К ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В статье обосновывается важность формирования инновационного потенциала будущего специалиста в условиях необходимости радикального усовершенствования качества человеческого капитала и стремительной трансформации экономико-социальных основ деятельности в целом. В данной связи актуализируется определяющая роль высшего образования в воспитании кадров качественно иного уровня. Объяснена необходимость формирования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.