Научная статья на тему 'МУЛЬТИПЛИКАЦИЯ КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ И РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ'

МУЛЬТИПЛИКАЦИЯ КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ И РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
326
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЛЬТИПЛИКАЦИЯ / ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СФЕРА / РАЗВИТИЕ / КОРРЕКЦИЯ / ДЕТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дедикова Алина Геннадьевна

Статья посвящена проблеме коррекции и развития эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития (ЗПР). В качестве одного из эффективных средств реализации данного процесса авторы рассматривают коррекционно-развивающие занятия с использованием мультипликации. В статье охарактеризована программа внеурочной деятельности «Радуга эмоций», раскрыты организационно-методические аспекты проведения занятий, этапы реализации коррекционно-развивающей работы, направленной на коррекцию и развитие эмоциональной сферы младших школьников с ЗПР.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дедикова Алина Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANIMATION AS A MEANS OF CORRECTION AND DEVELOPMENT OF THE EMOTIONAL SPHERE OF PRIMARY SCHOOL CHILDREN WITH MENTAL RETARDATION

The article is devoted to the problem of correction and development of the emotional sphere of children of primary school age with mental retardation (PD). As one of the effective means of implementing this process, the authors consider correctional and developmental classes using animation. The article describes the program of extracurricular activities «Rainbow of emotions», reveals the organizational and methodological aspects of conducting classes, the stages of implementation of correctional and developmental work aimed at correcting and developing the emotional sphere of primary schoolchildren with mental retardation.

Текст научной работы на тему «МУЛЬТИПЛИКАЦИЯ КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ И РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ»

Педагогика

УДК 376.36-053.4(045)

магистрант Дедикова Алина Геннадьевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева» (г. Саранск)

МУЛЬТИПЛИКАЦИЯ КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ И РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Аннотация. Статья посвящена проблеме коррекции и развития эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития (ЗПР). В качестве одного из эффективных средств реализации данного процесса авторы рассматривают коррекционно-развивающие занятия с использованием мультипликации. В статье охарактеризована программа внеурочной деятельности «Радуга эмоций», раскрыты организационно-методические аспекты проведения занятий, этапы реализации коррекционно-развивающей работы, направленной на коррекцию и развитие эмоциональной сферы младших школьников с ЗПР.

Ключевые слова: мультипликация, эмоциональная сфера, развитие, коррекция, дети младшего школьного возраста, задержка психического развития.

Annotation. The article is devoted to the problem of correction and development of the emotional sphere of children of primary school age with mental retardation (PD). As one of the effective means of implementing this process, the authors consider correctional and developmental classes using animation. The article describes the program of extracurricular activities «Rainbow of emotions», reveals the organizational and methodological aspects of conducting classes, the stages of implementation of correctional and developmental work aimed at correcting and developing the emotional sphere of primary schoolchildren with mental retardation.

Keywords: animation, emotional sphere, development, correction, primary school children, mental retardation.

Введение. Вопрос изучения развития эмоциональной сферы младших школьников с ЗПР в настоящее время становится все значительнее, так как число детей данной категории значительно растет. В работах многих специалистов отмечается, что в период младшего школьного возраста происходит интенсивное формирование и развитие эмоциональной сферы. Множество ученых предполагают, что в момент поступления ребенка в школу его психическая жизнь претерпевает значительные изменения. Важным элементом в данный период становится оценка поступков окружающими людьми и оставляет значительный след на характере чувств ребенка и эмоциональной мотивации его поступков. Уровень эмоционального контроля является регулятором социального поведения детей.

В исследованиях Т.А. Власовой, С.Д. Забрамной, К.С. Лебединской, В.И. Лубовского, М.С. Певзнер делался акцент на изучение познавательной сферы младших школьников с ЗПР. А непосредственно изучением эмоциональной сферы младших школьников с ЗПР занимались такие ученые, как Л.В. Кузнецова, Л.И. Божович, Г.М. Бреслав, А.В. Запорожец, У.В. Ульенкова, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев и другие. В работах этих ученых отмечается, что роль эмоций в развитии детей данной категории очень велика. У таких детей влияние эмоций на поведение и познавательные процессы оказывается наиболее выраженным, чем у нормально развивающихся сверстников. Т.А. Власова и М.С. Певзнер в процессе изучения особенностей детей с ЗПР обратили внимание на их неадекватную самооценку, неустойчивость и поверхностность эмоций, и неорганизованность действий [1].

В целях изучения уровня развития эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста с ЗПР мы провели констатирующий эксперимент. Исследование проводилось на базе МОУ «Лицей № 7» г.о. Саранск. Экспериментальную группу составили 13 учеников с заключениями ПМПК «смешанная парциальная недостаточность». Возраст обучающихся 9-10 лет, все они ученики начальной школы. Обобщив результаты констатирующего эксперимента, мы сделали вывод о том, что эмоциональная сфера у детей данной категории развита слабо. Лишь у 15,4% испытуемых наблюдалось благоприятное эмоциональное состояние и высокий уровень сформированности умения понимать эмоции различных модальностей и воспроизводить их. Результаты эксперимента указывали на необходимость поиска эффективных средств развития и коррекции эмоциональной сферы младших школьников с ЗПР.

В исследованиях ученых рассмотрены пути и средства развития эмоциональной сферы детей школьного возраста. К традиционным техникам можно отнести игровую терапию, психотерапевтические техники, арт-терапию, музыкотерапия. Вместе с тем в настоящее время в практике коррекционно-развивающей работы актуальными и востребованными становятся нетрадиционные технологии, к которым можно отнести использование мультипликации. Мультипликации как средству развития детей с ограниченными возможностями здоровья уделяли внимание Э.Р. Галиуллина, О.И. Богатырева, И.А. Бучилова, А.А. Миронова, и др. В частности, в работах И.Л. Брызгаловой, Е.В. Сидоровой, Е.В. Масловой, А.П. Каитова отмечена возможность использования мультипликации как средства развития эмоциональной сферы детей с ОВЗ. Вместе с тем вопросы применения мультипликации в коррекционной работе по развитию эмоциональной сферы младших школьников с ЗПР рассмотрены недостаточно, в частности, требуется исследование содержательных и организационных аспектов коррекционной работы с использованием данного средства в процессе внеурочной деятельности.

Цель статьи - раскрыть содержание и организационно-методические аспекты развития и коррекции эмоциональной сферы младших школьников с ЗПР средствами мультипликации на внеурочных занятиях.

Изложение основного материала статьи. Современная психология и педагогика находится в непрерывном и активном поиске путей совершенствования и оптимизации процесса обучения и развития детей с ЗПР, находящихся на разных возрастных этапах и в разных образовательных условиях. Набирает популярность применение средств мультипликации в коррекционно-развивающей работе во время внеурочных занятий.

Мультфильм, мультипликационный фильм - это вид киноискусства, который особенно притягивает внимание детей дошкольного и младшего школьного возраста и оказывает большое влияние на развитие детей (как интеллектуальное, так и эмоциональное). А.А. Комарова указывает, что мультипликация является современным интегрированным видом искусства и обучения, позволяет активно включать детей в процесс творчества; формировать культурно-нравственные эталоны; активизировать творческие способности детей; способствует формированию эмоционального благополучия [2].

По мнению Е.В. Масловой, мультипликация является выразительным средством для мотивирования детей к творческой деятельности и раскрепощения мышления, для развития мыслительной деятельности и изучения визуального языка [3].

В рамках нашего исследования для реализации работы по развитию и коррекции эмоциональной сферы младших школьников с ЗПР мы акцентировали внимание на внеурочной деятельности. В соответствии с целью и задачами формирующего эксперимента мы разработали программу коррекционно-развивающих занятий по развитию эмоциональной сферы младших школьников с ЗПР с применением средств мультипликации «Радуга эмоций».

Цель программы: создание оптимальных условий для развития и коррекции эмоциональной сферы младших школьников с ЗПР, а также формирование коммуникативных компетенций.

Задачи программы:

1) способствовать развитию и коррекции эмоциональной сферы младших школьников с ЗПР;

2) сформировать у детей с ЗПР понятие о разделении эмоций на позитивные и негативные;

3) познакомить детей с базовыми эмоциями: интересом, радостью, удивлением, грустью, гневом, страхом, стыдом, отвращением, презрением;

4) научить детей младшего школьного возраста с ЗПР различать эмоциональные проявления окружающих их людей по различным признакам (мимике, интонации и пр.);

5) содействовать открытому проявлению эмоций и чувств;

6) обогащать словарный запас младших школьников с ЗПР.

Содержание программы соответствует поставленным целям и задачам.

Программа составлена с учетом психофизических особенностей обучающихся с ЗПР. Программа разработана для организации внеурочной деятельности с учащимися 2-4 классов общеобразовательных учреждений для детей с ЗПР. Отличительной особенностью наших занятий было привлечение средств мультипликации для реализации поставленных целей и задач по развитию и коррекции эмоциональной сферы младших школьников с ЗПР.

Программа рассчитана на 1 год: 34 часа (1 час занятий в неделю). Продолжительность занятия - от 30 до 45 минут, в зависимости от возраста. Мы считаем, что именно такой режим способен обеспечить необходимую систематичность для повышения эффективности развития эмоциональной сферы младших школьников с ЗПР.

Для реализации задач коррекционной работы использовались различные методы и приемы.

1. Словесные методы: беседа, объяснение, вопросы, повторения.

В силу психических особенностей детей с ЗПР словесные методы использовались в совокупности с наглядными и практическими.

Объяснение - разъяснение, объяснение нового материала детям (выделяя интонационно иллюстрациями/образами). При объяснении материала выделялись главные черты нового материала.

Беседа - один из методов, используемый для знакомства детей с новыми эмоциями. Беседа проводилась после просмотра фрагмента мультфильма, когда анализировались эмоции героев, систематизировались знания и впечатления, полученные детьми. В ходе беседы о просмотренном мультфильме детям задавались вопросы.

Повторение - метод, в ходе которого дети воспроизводили и повторяли полученный ранее материал. Повторение - это одно из главных условий запоминания и усвоения материала.

2. Наглядные методы: наблюдение, демонстрация мультфильмов, кадров из мультфильмов, иллюстраций, фотографий.

Наблюдение - целенаправленное восприятие детьми эмоций в ходе урока. Наиболее доступное наблюдение -

наблюдение за эмоциями героев мультфильмов. Для лучшего восприятия использовались яркие, четкие мультфильмы.

Иллюстрация - рисунок, фотография, изображение, сопровождающее, дополняющее и наглядно разъясняющее эмоцию. Иллюстрации четко передают ту или иную эмоцию.

3. Практические методы: выполнение заданий, упражнения, игры.

Упражнение - повторение в целях выработки навыка (осознанность действия, систематичность, повторяемость, разнообразие, практическая направленность).

Большинство заданий и упражнений предъявлялось детям в игровой форме. В игре материал лучше усваивается. Игры позволяют детям чувствовать себя более свободно и раскрепощено. Игра является прекрасным способом стимулирования и активизации деятельности детей.

Кроме перечисленных методов применялись методы контроля и самоконтроля эффективности учебно-познавательной деятельности (метод предупреждения, исправления ошибок у школьников).

Все задания и упражнения выполнялись совместно с учителем-дефектологом, парами, малыми группами. Ошибки, допущенные детьми, анализировались учителем-дефектологом совместно с ребенком, проговаривались, исправлялись.

Обязательно использование методов стимулирования учебно-познавательной деятельности: поощрение правильно выполненного задания, любого проявления чувства ответственности, обязательств, интересов в овладении знаниями, умениями и навыками.

Ключевым методом коррекционной работы явилось применение упражнений, направленных на формирование у школьников умений осознавать испытываемую эмоцию; понимать эмоции, испытываемые другими людьми; демонстрировать адекватные эмоциональные реакции на события; выбирать, как вести себя в момент переживания той или иной эмоции для достижения своих целей без причинения вреда другим людям; выстраивать межличностные отношения с учетом эмоционального состояния окружающих людей.

Нами был разработан комплекс специальных приемов и упражнений. Упражнения 1 группы направлены на развитие способности воспринимать и адекватно выражать свои эмоциональные состояния. Упражнения 2 группы направлены на распознавание эмоциональных состояний других людей.

В процессе коррекционно-развивающих занятий часто использовались два способа применения мультипликационных фильмов, направленных на развитие и коррекцию эмоциональной сферы детей:

1) просмотр мультфильма вместе со взрослым, обсуждение увиденного;

2) групповой просмотр мультфильма с выполнением различных заданий на узнавание и выражение эмоций.

Необходимым условием при использовании мультфильмов во время проведения занятий являлось четкое следование

требований к индивидуально-возрастным особенностям детей: длительность работы с мультимедийным экраном не должна превышать 7-11 минут, а также следует часто сменять виды деятельности.

Коррекционно-развивающая работа по программе «Радуга эмоций» предполагает несколько этапов.

1. Организационно-методический этап - предполагает набор детей в группу. Определение индивидуального образовательного маршрута. Постановку целей и задач коррекционно-развивающей работы, ее планирование. Выбор методов и приемов работы в соответствии с поставленными задачами и тематикой занятий. Подбор необходимого оборудования, игр и упражнений для работы с детьми.

2. Диагностический этап. На данном этапе необходимо выявить актуальный уровень развития эмоциональной сферы ребенка. Детям предлагается ряд диагностических занятий, выявляющих особенности эмоциональной сферы. На данном этапе выявляется, на что в большей степени должна быть направлена коррекционная работа, кто из детей нуждается в проведении индивидуальных занятий и т.д.

3. Этап проведения коррекционно-развивающей работы. Это основной этап реализации программы. Здесь проводятся групповые и индивидуальные занятия с младшими школьниками в соответствии с составленным тематическим планом.

4. Контрольно-оценочный этап. На данном этапе осуществляется повторная диагностика эмоциональной сферы младших школьников, выявляются результаты проведенной работы в соответствии с критериями оценки ее эффективности.

Оценка эффективности результатов коррекционной работы по программе «Радуга эмоций» осуществляется в соответствии с требованиями, предъявляемыми к младшим школьникам с ЗПР. При этом применяется индивидуальная норма оценки детей, т. е. результаты каждого ребенка, полученные после коррекционного обучения по программе «Радуга эмоций», сравниваются с его же результатами до обучения по данной программе. На основе сравнительного анализа делается соответствующий вывод об эффективности проведенной работы.

Выводы. Подводя итоги, мы отмечает, что проведение коррекционно-развивающих занятий с применением средств мультипликации по разработанной нами программе с соблюдением предлагаемых организационно-педагогических и методических условий ее реализации будет способствовать развитию и коррекции эмоциональной сферы младших школьников с ЗПР. Использование средств мультипликации в процессе проведения коррекционных занятий способствует достижению следующих результатов: существенно усиливается желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно; у школьников формируется способность понимать, какие эмоции испытывают другие люди для правильного выстраивания межличностных отношений; обучающиеся способны владеть эмотивной лексикой для характеристики переживаемых и воспринимаемых эмоций.

Литература:

1. Власова, Т.А. О детях с отклонениями в развитии / Т.А. Власова, М.С. Певзнер. - Москва: Просвещение, 1973. -Текст: непосредственный.

2. Комарова, А.А. Мульт-терапия как метод реабилитации детей с особыми образовательными потребностями / А.А. Комарова. Текст: непосредственный // Научно-практический журнал Аспирант. - 2016. - № 10. - С. 17-20.

3. Маслова, Е.В. Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста на занятиях по мультипликации / Е.В. Маслова, М.А. Дьячкова // Современные тенденции общего и дополнительного музыкального и художественного образования. Сборник научных трудов. - Екатеринбург, 2020. - С. 72-76. - Текст: непосредственный.

Педагогика

УДК 378.147

кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры общей и социальной педагогики Диривянкина Ольга Владимировна

ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет» (г. Краснодар)

КОМПЛЕКС ИНТЕРАКТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ КАК ПРЕДИКТОР ОПТИМИЗАЦИИ И

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОНЛАЙН-ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В статье рассматривается проблема изучения интерактивного оценивания как инновационного формата современного обучения, для эффективного внедрения которого необходимо решить широкий спектр проблемных вопросов, связанных с созданием банка оценочных средств, принятием решений по педагогическим целям и планируемыми результатам по уровням формируемых компетенций и других важных показателей.

Ключевые слова: интерактивное оценивание, контроль, ценностная парадигма интерактивного оценивания, межвузовская образовательная среда, большие данные, академическая культура, академическое мошенничество.

Annotation. The article deals with the problem of studying interactive assessment as an innovative format of modern education, for the effective implementation of which it is necessary to solve a wide range of problematic issues related to the creation of a bank of evaluation tools, decision-making on pedagogical goals and planned results by the levels of formed competencies and other important indicators.

Keywords: interactive assessment, control, value paradigm of interactive assessment, interuniversity educational environment, big data, academic culture, academic fraud.

Введение. Комплекс интерактивного оценивания - это, на сегодняшний день, ядро инновационного формата современного обучения. Для эффективного подхода к данным видам работы необходимо решить широкий спектр проблемных вопросов: во-первых, это поиск ответов на проблемные вопросы, связанные с организацией системы интерактивного оценивания обучающихся: как организовать и встроить в учебный процесс тесты, задания и экзамены; как подготовить рабочие программы; во-вторых, это проблемные маркеры, связанные с методикой внедрения: всесторонний и глубокий анализ не только сущностной характеристики адаптивного и формирующего оценивания, но и содержательной стороны и устройства проектного обучения; в-третьих, проблемное поле, связанное непосредственно с разработкой: именно здесь важно понять, по каким принципам создаются и проходят апробацию тесты и задания, оформляются и защищаются права интеллектуальной собственности; в-четвертых, это, безусловно, все структурные элементы технологии внедрения: поиск ответов на вопросы о том, как устроены сервисы и как они интегрированы в ЭИОС учебного заведения; и, наконец, в-пятых, это практический опыт и подходы к его совершенствованию и оптимизации: статистика использования интерактивного оценивания и оценка ее эффективности / неэффективности, понимание системы отбора курсов с тестами, заданиями, экзаменами, а также непосредственно самих процедур тестирования.

Изложение основного материала статьи. Новые стандарты, новая реальность, онлайн-обучение стали катализаторами формирования большого банка оценочных средств. Это обусловлено тем фактом, что форматы, которые были раньше, стало сложно использовать в смешанном дистанционном обучении. Не всегда методически правильно осуществить перевод в цифровой формат традиционных форм, например, на Moodle или какие-то альтернативные LMS-системы тех наработок, которые применялись в очном формате традиционного обучения, и не всегда это дает хороший методический результат с точки зрения контроля и аттестации. Для этого нужен банк оценочных средств, который должен быть, с одной стороны, большим, т.к. от его объема зависит свобода преподавателя в определении тех или иных индивидуальных образовательных траекторий, с другой стороны, от объема зависит возможность академического мошенничества (списывание, нелегальная коммуникация со старшекурсниками, если, например, преподаватель ежегодно дает одни и те же задания, или одни и те же темы эссе, курсовых или проектных работ, то многие работы начинают кочевать с курса на курс). Поэтому большой банк оценочных средств дает преподавателю большую гибкость и освобождает его время для целенаправленного очного, личного взаимодействия со своими студентами [1; 2].

В этой связи хотелось бы обратиться к ценностной парадигме. Ценности современного вузовского образования, безусловно, имеют отношение к оцениванию. Если вуз своей целью видит построение траектории интерактивного оценивания, то ценности в данном случае играют одну из ключевых ролей (таблица 1).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.