Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ ИНОЯЗЫЧНОЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ В СТАРШИХ КЛАССАХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ'

ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ ИНОЯЗЫЧНОЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ В СТАРШИХ КЛАССАХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
486
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
иноязычная письменная речь / общеобразовательная школа / writing skills in a foreign language / secondary school

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — М И. Попова, А С. Колесова

В данной статье рассматривается проблема формирования умений иноязычной письменной речи в старших классах общеобразовательной школы. Авторы предлагают разработать и внедрить в учебный процесс дополнительные комплексы упражнений для совершенствования навыков и умений письменной иноязычной речи у старшеклассников. На разных этапах обучение письменной речи предполагает выполнение упражнений, уровень сложности которых возрастает постепенно. На старшем этапе для совершенствования умений письменной иноязычной речи обычно используются упражнения повышенной сложности, такие как аннотирование, реферирование, сочинения, творческие диктанты, электронные письма, составление планов и тезисов, анализ графиков. Авторами предложены специальные упражнения с использованием шаблонов, клише и образцов письменной речи. Обосновывается мысль о том, что в речевой деятельности все взаимосвязано и при правильном подборе упражнений можно значительно улучшить навыки и умения иноязычной письменной речи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — М И. Попова, А С. Колесова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF SENIOR STUDENTS’ WRITING SKILLS IN A FOREIGN LANGUAGE AT SECONDARY SCHOOL

The article deals with a problem of forming writing skills in a foreign language in the senior classes of a secondary school. The authors propose to develop and introduce additional sets of exercises into the educational process in order to improve the skills and abilities of written speech in a foreign language among senior students. At different stages, teaching writing involves performing exercises, the level of complexity of which increases gradually. At the senior stage, to improve writing skills in a foreign language, exercises of increased complexity are usually used, such as annotating, summarizing, essays, creative dictations, emails, drawing up plans and abstracts and analyzing graphs. The authors propose special exercises using templates and samples of a written speech. The idea is substantiated that everything is interconnected in speech activity, and with the right choice of exercises, one can significantly improve the skills and abilities of foreign written speech.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ ИНОЯЗЫЧНОЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ В СТАРШИХ КЛАССАХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ»

Библиографический список

1. Захаров А.В. К вопросу о возникновении термина «Социалистический реализм». Вестник Санкт-Петербургского университета. 2006; Выпуск 1: 107-118.

2. Горький М. О литературе. Москва, 1935.

3. Городинский В.М. К вопросу о социалистическом реализме в музыке. Советская музыка. 1933; № 1: 6-18.

4. Ли И. Обоснование хронологии китайской симфонической музыки. Манускрипт. 2019; Т. 12, Выпуск 11: 269-273.

5. Чжао С. Влияние Культурной революции на деятельность национальных оркестров Китая. Манускрипт. 2020; Т. 13, Выпуск 10: 245-250.

6. Юрченко Т.Г., Шпагин А.В. Социалистический реализм. Большая российская энциклопедия. 2004-2017; Т. 30: 751-753.

References

1. Zaharov A.V. K voprosu o vozniknovenii termina «Socialisticheskij realizm». Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. 2006; Vypusk 1: 107-118.

2. Gor'kij M. O literature. Moskva, 1935.

3. Gorodinskij V.M. K voprosu o socialisticheskom realizme v muzyke. Sovetskaya muzyka. 1933; № 1: 6-18.

4. Li I. Obosnovanie hronologii kitajskoj simfonicheskoj muzyki. Manuskript. 2019; T. 12, Vypusk 11: 269-273.

5. Chzhao S. Vliyanie Kul'turnoj revolyucii na deyatel'nost' nacional'nyh orkestrov Kitaya. Manuskript. 2020; T. 13, Vypusk 10: 245-250.

6. Yurchenko T.G., Shpagin A.V. Socialisticheskij realizm. Bol'shaya rossijskaya 'enciklopediya. 2004-2017; T. 30: 751-753.

Статья поступила в редакцию 06.09.22

УДК 373.5.016:811.111

Popova M.I., senior teacher, North-Eastern Federal University n.a. M.K. Ammosov (Yakutsk, Russia), E-mail: [email protected]

Kolesova A.S., student, North-Eastern Federal University n.a. M.K. Ammosov (Yakutsk, Russia), E-mail: [email protected]

FORMATION OF SENIOR STUDENTS' WRITING SKILLS IN A FOREIGN LANGUAGE AT SECONDARY SCHOOL. The article deals with a problem of forming writing skills in a foreign language in the senior classes of a secondary school. The authors propose to develop and introduce additional sets of exercises into the educational process in order to improve the skills and abilities of written speech in a foreign language among senior students. At different stages, teaching writing involves performing exercises, the level of complexity of which increases gradually. At the senior stage, to improve writing skills in a foreign language, exercises of increased complexity are usually used, such as annotating, summarizing, essays, creative dictations, emails, drawing up plans and abstracts and analyzing graphs. The authors propose special exercises using templates and samples of a written speech. The idea is substantiated that everything is interconnected in speech activity, and with the right choice of exercises, one can significantly improve the skills and abilities of foreign written speech.

Key words: writing skills in a foreign language, secondary school.

М.И. Попова, ст. преп., Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, г. Якутск, E-mail: [email protected]

А.С. Колесова, студентка, Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, г. Якутск, E-mail: [email protected]

ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ ИНОЯЗЫЧНОЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ В СТАРШИХ КЛАССАХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

В данной статье рассматривается проблема формирования умений иноязычной письменной речи в старших классах общеобразовательной школы. Авторы предлагают разработать и внедрить в учебный процесс дополнительные комплексы упражнений для совершенствования навыков и умений письменной иноязычной речи у старшеклассников. На разных этапах обучение письменной речи предполагает выполнение упражнений, уровень сложности которых возрастает постепенно. На старшем этапе для совершенствования умений письменной иноязычной речи обычно используются упражнения повышенной сложности, такие как аннотирование, реферирование, сочинения, творческие диктанты, электронные письма, составление планов и тезисов, анализ графиков. Авторами предложены специальные упражнения с использованием шаблонов, клише и образцов письменной речи. Обосновывается мысль о том, что в речевой деятельности все взаимосвязано и при правильном подборе упражнений можно значительно улучшить навыки и умения иноязычной письменной речи.

Ключевые слова: иноязычная письменная речь, общеобразовательная школа.

Актуальность работы заключается в том, что в современном образовательном пространстве значимость коммуникативной компетенции в области иностранного языка постоянно возрастает, а необходимость владения иностранным языком является одним из ключевых элементов образования. В эпоху глобальной коммуникации посредством цифровых технологий возрастает значение письменной речи в жизнедеятельности человека. В связи этим возникает потребность изменения статуса обучения иноязычной письменной речи. Целью исследования является изучение методов и приёмов для обучения письменной речи. Цель определяет поставленные нами задачи: изучение и анализ трудов отечественных и зарубежных исследователей; разработка комплекса упражнений для совершенствования умений и навыков иноязычной письменной речи; анализ эффективности применения комплекса разработанных упражнений при пробном обучении. Научная новизна работы состоит в том, что выдвинута гипотеза о том, что обучение иноязычной письменной речи учащихся старших классов будет успешным, если построить учебный процесс на основе использования специально разработанных упражнений, шаблонов и текстов-образцов. Практическая значимость работы состоит в том, что разработанные нами упражнения могут помочь учителям при обучении иноязычной письменной речи на старшем этапе общеобразовательной школы.

Российские исследователи Потылицина И.П и Бабамурадова Б.Д. утверждают, что целью обучения иностранным языкам в области письменной речи в средней общеобразовательной школе является формирование коммуникативной компетенции, в основе которой лежит умение письменно оформить и передать информацию. Конечные требования к обучению письменной речи включают формирование у учащихся способности практически пользоваться иноязычным письмом как способом общения [1].

Формирование коммуникативной компетенции иноязычной письменной речи требует достаточно высокого уровня знаний в области грамматики, лексики,

фонетики и чтения. Совершенствование навыков и умений в данных разделах -сложный и длительный процесс, и для того, чтобы процесс обучения письменной иноязычной речи был эффективным, нужны взаимные усилия со стороны обучающегося и учителя. На сегодняшний день существует множество методик и комплексов упражнений, которые позволяют с большей эффективностью осваивать коммуникативную компетенцию в сфере письма.

Обучение письму начинается с обучения технике письма. Согласно мнению известного переводчика и преподавателя, доктора педагогических наук РК. Ми-ньяр-Белоручева, «обучение письму - значительно более трудоемкий процесс, чем обучение чтению» [2]. Мы согласны с данным утверждением, так как при написании письма необходимы более обширные знания и умения, такие как фонетика и грамматика, в отличие от чтения, которое является рецептивным видом речевой деятельности.

Письмо по определению - это продуктивная аналитико-синтетическая деятельность, связанная с порождением и фиксацией письменного текста (данный термин понимается здесь в широком смысле слова: и как одна из форм письменного общения, и как техника письма, включающая графику, каллиграфию, орфографию и пунктуацию) [3].

Ю.С. Сидорина выделила основные задачи обучения письменной речи: сформировать у учащихся умения и навыки употреблять в письменном высказывании предложения, соответствующие моделям изучаемого языка; пользоваться набором речевых клише, формул, типичных для той или иной формы письменной коммуникации; логически последовательно излагать письменное высказывание

Для того чтобы письмо было не только информативным, но и действенным средством обучения, необходимо сначала изучить основы грамматики и орфографии, после чего можно приступать к более сложным заданиям, таким как рассуждение. Рассуждение требует от обучающихся владения большим объемом

словарного запаса, знания разнообразных грамматических конструкций, логики и умения структурировать свою речь. Письмо отличается продуманностью, четкой структурой, тщательно отобранными лексическими средствами. При обучении письму решаются следующие задачи, данные в табл. ниже.

Таблица 1

Задачи, решаемые при обучении письменной речи

В своей работе Тони Сильва отмечает, что «письменная речь - визуальная форма общения, написанная или напечатанная на бумаге или в электронной форме». Письмо считается эффективным навыком, потому что писатель создает новую информацию, а не только интерпретирует существующую [5]. Приведем некоторые общие термины, используемые при обсуждении письма, по мнению Тони Сильвы (табл. 2):

Таблица 2

Общие термины

Старший школьный возраст - это возраст существенных качественных сдвигов в личностном развитии в целом, и, основываясь на этом, можно полагать, что он характеризуется качественными изменениями и в коммуникативной деятельности. В сфере речевого развития старший школьный возраст - это возраст общей культуры речи. Причем в этом возрасте письменная речь уже может опережать развитие устной. В сочинениях старшеклассников отмечено совершенствование самостоятельности рассуждений, увеличение количества микро-тем и их языковая и смысловая насыщенность. Совершенствуется морфология, синтаксис и стилистика речи, связность, цельность, контекстность письменного высказывания [6].

Обучение иностранному языку на этой ступени должно быть профессионально ориентированным на формирование конкретных коммуникативных умений, например, умений реферировать, аннотировать, комментировать, переводить иностранный текст в различных условиях устного и письменного общения, считает И.А. Зимняя. Так как подобные задания вызывают определенные затруднения, рекомендуется провести такой план работы с учащимися: выполнить работу коллективно в классе; дать задание на дом [7]. Задача педагога на этом этапе заключается в том, чтобы повысить интерес обучающихся к процессу обучения. Для эффективного усвоения обучающимся учебного материала рекомендуется использовать разнообразные методы обучения. Для обучения существуют специальные упражнения, которые позволяют понять построение письменного сообщения и на этапах чтения, говорения, аудирования включают в себя упражнения письменно-речевого характера [8]. Именно поэтому авторы считают необходимым разработку специального комплекса упражнений, используемого учителем на каждом занятии и в самостоятельной деятельности во внеаудиторное время. Обучающимся предлагаются разработанные учителем комплекс упражнений и примеры правильно составленных письменных заданий, клише и шаблоны, на которые ученик опирается при выполнении письменных заданий.

Обучающиеся ориентируются по тексту-образцу, составляя в конце собственный текст на иностранном языке. Они анализируют образцы, запоминают характерные особенности текста, используют метод интеллект-карт на подготовительном этапе к написанию финальной письменной работы. Ниже в табл. представлены этапы и виды упражнений к ним (табл. 3).

Таблица 3

Этапы и виды упражнений

Этапы Виды упражнений

Орфография 1. Сопоставьте транскрипцию с предложенными словами, укажите позиции и слова, в которых произносится определенный звук. Запишите слова с их транскрипцией. 2. Письменно сгруппируйте указанные слова по правилам чтения. 3. Письменно исправьте ошибки в орфограммах

Письменная речь 1. Письменно ответьте на вопросы к предложениям. 2. Составьте письменно предложения по образцу. 3. Объедините несколько коротких предложений в одно и запишите его

Написание письма 1. Выпишите из списка речевые формулы, подходящие для начала письма / его завершения. 2. Напишите письмо по плану, используя ключевые слова и образцы фраз. 3. Напишите электронное личное / деловое письмо. 4. Напишите письмо-ответ с учетом ситуации общения

Аудирование 1. Послушайте текст, найдите в нем требуемую информацию и запишите ее. 2. Составьте и запишите конспект аудио-/устного выступления по ключевым словам. 3. В процессе прослушивания аудио-/устного выступления запишите ответы на поставленные заранее вопросы. 4. В процессе прослушивания аудио-/устного выступления запишите план для его последующего пересказа

Говорение 1. Составьте список вопросов для обсуждения с собеседником. 2. Составьте и запишите тезисы для беседы / устного сообщения. 3. Подготовьте на основе письменного конспекта устное выступление для проблемной дискуссии [9].

Для обучения письму используются неспециальные и специальные упражнения (табл. 4).

Таблица 4

Разница между неспециальными и специальными упражнениями

Специальные упражнения Неспециальные упражнения

Целью специальных упражнений является развитие умения писать или формирование любого навыка письма Неспециальные упражнения предполагают выполнение задания в письменной форме с какой-либо другой целью и поэтому совершенствуют навыки письма попутно (большинство домашних заданий, выполняемых письменно с последующим устным воспроизведением) [10]

Таким образом, можно сделать вывод, что при рациональном подходе и последовательном внедрении различных упражнений на основе использования шаблонов и клише обучающиеся развивают умение грамотно излагать свои мысли на письме, применяя разнообразные грамматические конструкции и лексику повышенного уровня. При этом обучающиеся способны понимать тексты различных типов, свободно излагают мысли в устной речи, практически не совершают орфографических ошибок. В речевой деятельности все взаимосвязано, и при правильном подборе упражнений можно добиться максимального эффекта.

Опытно-экспериментальная работа была проведена в Муниципальном общеобразовательном бюджетном учреждении "Средняя общеобразовательная школа № 31 (с углубленным изучением отдельных предметов)" г. Якутска. Проанализировав результаты наблюдения, опроса, бесед с классным руководителем, учителями-предметниками и совместной работы в классе, мы пришли к выводу, что обучающиеся 10 класса имеют способности к изучению иностранного языка, высокую мотивацию к обучению и демонстрируют готовность к преодолению трудностей различного характера. На занятиях обучающиеся проявляют инициативу и самостоятельность. Культура поведения и навыки общения у всех обучающихся сформированы на высоком уровне.

На подготовительном этапе исследования анализ используемого на уроках УМК показал, что, несмотря на довольно большой выбор письменных упражне-

№ Задачи, решаемые при обучении письменной речи

1 Формирование у учащихся необходимых графических автоматизмов, речемысленных навыков и умений формулировать мысли согласно письменному стилю

2 Расширение кругозора и знаний

3 Овладение культурной и интеллектуальной готовностью создавать содержание письменного произведения речи

4 Формирование аутентичных представлений о предметном содержании, речевом стиле и графической форме письменного текста [4]

Медиа Различные средства массовой информации, в которых мы пишем (письма, компьютеры, текстовые сообщения по мобильному телефону и т.д.), требующие знания разных стилей письма.

Содержимое Идеи, которые автор намерен донести до аудитории.

Жанр Тип выразительного стиля, которым обладает произведение (например, стихи, рассказ, конспекты лекций и т.д.)

Лексикон Словарный запас, необходимый для передачи предполагаемого значения автора

Грамматика Формальный аспект языка (например, согласование подлежащего и глагола, время, ссылки и т. д.)

Прагматика Косвенные сообщения, которые текст передает читателю; общие ожидания от общения социальной группы (например, способы приветствия в письме, подходящие способы формулирования идей и т. д.)

Орфография Способ написания букв; почерк

Техника Пунктуация, орфография (точность), заглавные буквы и т. д.

ний в структуре учебника, в нем отсутствуют задания, нацеленные на успешную подготовку к сдаче единого государственного экзамена. На начальном этапе было проведено пробное составление письма, которое показало низкие результаты. Потребовалось включение в дальнейший процесс преподавания специально разработанного комплекса упражнений, направленных на совершенствование имеющихся навыков иноязычной письменной речи. На итоговом этапе после использования комплекса разработанных упражнений с опорой на шаблоны и клише было проведено финальное занятие, на котором обучающиеся написали задание 39 раздела «Письмо» ЕПЭ, результаты показали увеличение качества развития навыка письма на 20%, из чего можно сделать вывод, что

Библиографический список

разработанный нами комплекс упражнений является эффективным средством обучения.

Таким образом, мы достигли поставленной цели, изучили научную литературу по теме исследования, различные методы и приёмы обучения письменной речи на старшем этапе средней школы, ознакомились и разработали упражнения для овладения иноязычной письменной речью, осуществили анализ эффективности применения разработанных упражнений при пробном обучении. Проанализировав результаты начального этапа и итогового, авторы убедились в эффективности упражнений, которые помогли усовершенствовать навыки иноязычной письменной речи у учащихся 10 класса МОБУ СОШ № 31.

1. Потылицина И.Г., Бабамурадова Б.Д. Обучение иноязычной письменной речи на старшем этапе в средней общеобразовательной школе. Общество. 2021; № 2-2 (21): 49-51.

2. Миньяр-Белоручев РК. Методика обучения французскому языку. Москва: Просвещение, 1990.

3. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика: учебное пособие. Москва: Академия, 2006.

4. Морозова Н.В., Ряшенцева В.А. Продуктивные виды речевой деятельности на уроках английского языка. Available at: https://urok.1sept.ru/articles/667934

5. Tony Silva Toward an Understanding of the Distinct Nature of L2 Writing: The ESL Research and Its Implications. 1993.

6. Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. Москва: Просвещение, 1991.

7. Пассов Е.И. Терминосистема методики, или Как мы говорим и пишем. Златоуст, 2009: 187-214.

8. Фоломкина С.К. Обучение чтению на иностранном языке в неязыковом вузе. Москва, 1987.

9. Маслыко Е.А., Бабинская П.К., Будько А.Ф. Настольная книга преподавателя иностранного языка: справочное пособие. Минск: Высшая школа, 1999.

10. Abrams Zs. Foreign language teaching methods. Writing. Introduction. Available at: https://www.coerll.utexas.edu/methods/modules/writing/#:~:text=In%20foreign%20 language%20instruction%2C%20writing,to%20practice%20vocabulary%20or%20grammar

References

1. Potylicina I.G., Babamuradova B.D. Obuchenie inoyazychnoj pis'mennoj rechi na starshem 'etape v srednej obscheobrazovatel'noj shkole. Obschestvo. 2021; № 2-2 (21): 49-51.

2. Min'yar-Beloruchev R.K. Metodika obucheniya francuzskomu yazyku. Moskva: Prosveschenie, 1990.

3. Gal'skova N.D., Gez N.I. Teoriya obucheniya inostrannym yazykam. Lingvodidaktika imetodika: uchebnoe posobie. Moskva: Akademiya, 2006.

4. Morozova N.V., Ryashenceva V.A. Produktivnye vidyrechevoj deyatel'nosti na urokah anglijskogo yazyka. Available at: https://urok.1sept.ru/articles/667934

5. Tony Silva Toward an Understanding of the Distinct Nature of L2 Writing: The ESL Research and Its Implications. 1993.

6. Zimnyaya I.A. Psihologiya obucheniya inostrannym yazykam v shkole. Moskva: Prosveschenie, 1991.

7. Passov E.I. Terminosistema metodiki, ili Kak my govorim ipishem. Zlatoust, 2009: 187-214.

8. Folomkina S.K. Obuchenie chteniyu na inostrannom yazyke v neyazykovom vuze. Moskva, 1987.

9. Maslyko E.A., Babinskaya P.K., Bud'ko A.F. Nastol'naya kniga prepodavatelya inostrannogo yazyka: spravochnoe posobie. Minsk: Vysshaya shkola, 1999.

10. Abrams Zs. Foreign language teaching methods. Writing. Introduction. Available at: https://www.coerll.utexas.edu/methods/modules/writing/#:~:text=In%20foreign%20 language%20instruction%2C%20writing,to%20practice%20vocabulary%20or%20grammar

Статья поступила в редакцию 28.11.22

УДК 373.3.036.5

Popova M.I., senior teacher, North-Eastern Federal University n.a. M.K. Ammosov (Yakutsk, Russia), E-mail: [email protected]

Alekseeva A.A., student, North-Eastern Federal University n.a. M.K. Ammosov (Yakutsk, Russia), E-mail: [email protected]

ISOTHERAPY METHOD AS A MEANS OF DEVELOPING A CREATIVE IMAGINATION OF YOUNGER SCHOOLCHILDREN WITH MENTAL RETARDATION AT EXTRACURRICULAR CLASSES. The article deals with the problem of developing the creative imagination of younger schoolchildren with mental retardation, based on the example of extracurricular classes that make it possible to ensure the development of creative imagination when using the isotherapy method. The need to develop pedagogical tools and methods that ensure the development of schoolchildren's creative imagination determines the importance and relevance of the article. Isotherapy method is based on the process of drawing, which gives schoolchildren with mental retardation the opportunity not only to develop creative imagination, but also to relieve stress, calm down, feel satisfaction from activities, and allows them to express emotions and feelings in a way that is safe for themselves and others. The objective of the article is to develop and test extracurricular classes based on the use of isotherapy method aimed at developing a creative imagination of younger schoolchildren with mental retardation. The proposed model, aimed at developing creative imagination of 3rd grade schoolchildren, involves the implementation of the following tasks: to reveal the essence of the development of creative imagination in younger schoolchildren with mental retardation; consider methods of organizing isotherapy in extracurricular activities; develop and test extracurricular lessons for the development of the creative imagination of younger schoolchildren with mental retardation, using isotherapy method; to analyze the results of experimental work on the development of creative imagination of children with mental retardation at extracurricular lessons. The scientific novelty of the work lies in the fact that a special technique based on the use of non-traditional drawing techniques has been used at extracurricular lessons, that allows to monitor the dynamics of the level of younger schoolchildren's creative imagination. Thus, based on a systematic diagnosis of the level of creative imagination in younger schoolchildren with mental retardation and conducting isotherapy classes using non-traditional drawing techniques, the effectiveness of the isotherapy method in the process of extracurricular activities is revealed, which determines the practical significance of the results of the study. The presented material allows us to conclude that the method of isotherapy based on the use of non-traditional drawing techniques allows students with mental retardation to develop creativity, imagination and has a positive effect on the emotional state of younger schoolchildren.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Key words: isotherapy method, creative imagination, younger schoolchildren, mental retardation, extracurricular lessons.

М.И. Попова, ст. преп., Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, г. Якутск, E-mail: [email protected]

А.А. Алексеева, студентка, Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, г. Якутск, E-mail: [email protected]

МЕТОД ИЗОТЕРАПИИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗПР НА ВНЕУРОЧНЫХ ЗАНЯТИЯХ

В статье рассматривается проблема развития творческого воображения младших школьников с ЗПР, основанная на примере внеурочной деятельности, позволяющей обеспечить развитие творческого воображения при использовании метода изотерапии. Метод изотерапии основан на процессе рисования, который позволяет обучающимся с ЗПР возможность развить творческое воображение, снять стресс, почувствовать удовлетворение от деятельности, позволяет выразить эмоции и чувства безопасным для себя и окружающих способом. В работе обобщается практический опыт использования метода изотерапии на внеурочных занятиях у младших школьников с ЗПР Разработанные внеурочные занятия для развития творческого воображения детей доказали свою эффективность. Представленный материал позволяет сделать вывод, что метод изотерапии с применением нетрадиционных техник рисования помогает обучающимся с ЗПР развить творческие способности, воображение и благоприятно влияет на эмоциональное состояние обучающегося.

Ключевые слова: метод изотерапии, творческое воображение, младшие школьники, ЗПР, внеурочные занятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.