Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ'

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
555
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / НАРУШЕНИЯ / MENTAL RETARDATION / MENTAL PROCESSES / SOCIALIZATION / PRIMARY SCHOOL AGE / DISORDERS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Джемилова Ф. Р.

В данной работе представлен теоретический анализ литературы по проблеме психологического и социального развития детей с задержкой психического развития. Рассматриваются особенности формирования психических процессов, у детей с нарушением в развитии. А также, описаны особенности протекания социализации у младших школьников с задержкой психического развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF PSYCHOLOGICAL AND SOCIAL DEVELOPMENT OF CHILDREN WITH MENTAL RETARDATION

This paper presents a theoretical analysis of the literature on the problem of psychological and social development of children with mental retardation. The features of the formation of mental processes in children with developmental disorders are considered. And also, the features of the course of socialization in primary school children with mental retardation.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ»

УДК 159.9

Джемилова Ф.Р. студент 4 курса

ГБОУ ВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет»

Республика Крым, г. Симферополь ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Аннотация. В данной работе представлен теоретический анализ литературы по проблеме психологического и социального развития детей с задержкой психического развития. Рассматриваются особенности формирования психических процессов, у детей с нарушением в развитии. А также, описаны особенности протекания социализации у младших школьников с задержкой психического развития.

Ключевые слова: задержка психического развития, психические процессы, социализация, младший школьный возраст, нарушения.

Djemilova F.R.

4th year student, GBOU IN RK «Crimean engineering pedagogical University» Republic of Crimea, Simferopol FEATURES OF PSYCHOLOGICAL AND SOCIAL DEVELOPMENT OF CHILDREN WITH MENTAL RETARDATION Annotation. This paper presents a theoretical analysis of the literature on the problem of psychological and social development of children with mental retardation. The features of the formation of mental processes in children with developmental disorders are considered. And also, the features of the course of socialization in primary school children with mental retardation.

Key words: mental retardation, mental processes, socialization, primary school age, disorders.

ЗПР - это отставание хода развития психических процессов, выраженное в бедности запаса сведений и житейских знаний, преимущественно игровых интересов, моментальной удовлетворенности в мыслительной деятельности, инфантилизм, не сформированности эмоционально-волевой сферы у детей, которые могут быть преодолены с помощью специально организованного обучения и воспитания

Принцип изучения социализации аномального ребенка, предложен Л.С. Выготским, который уделял внимание связи детей с окружающим миром, как с объектом их развития и коррекции имеющихся нарушений. Исходные недостатки провоцируют создание препятствий при образовании и развитии общения детей с окружающими. В свою очередь, все это негативно влияет на формирование основных психических процессов.

Примитивным способом восприятия невербальной информации является распознавании лицевой экспрессии. Первый ученый, который говорил об уникальности и многогранности мимических выражений, был

Ч.Дарвин. На данный момент, одним из современных ученых, занимающихся данным вопросов является П.Экман.

По ведущему анализатору в восприятии (осязание, обоняние, зрение) наблюдается низкий уровень развития. Темп и скорость реализации перцептивных операций также находится на низком уровне. Ориентировочно-исследовательская деятельность развита слабо. Возникают трудности при определении формы существования отражаемой в восприятии материи. Сложно дается измерение величины, объема. Трудности возникают при объяснении параметров. Дети с задержкой психического развития не умеют исследовать предмет, не проявляют интереса к изучению нового материала. Восприятие схематичное, ограниченное и носит характер стереотипии. Не разграничивают фон и фигуру воспринимаемого объекта. Целостность образа возникает замедленно.

Внимание носит неустойчивый характер. Распределение внимания в осуществление какой-либо работы неравномерное. Тяжело переключаются с одного вида деятельности на другой. Недостаточно целенаправленно настроены на достижение цели. Действия импульсивны, часто и легко отвлекаются во время реализации работы в ходе учебной деятельности. Низкий уровень развития произвольной регуляции частично влияет на решение заданий. Заинтересовать и сконцентрировать их внимание крайне трудно.

Отличительной особенностью памяти у детей с ЗПР является её недостаточный объем. Скорость и стабильность запоминания снижена. При повторном воспроизведении информации могут возникать неточности, потеря смысла и слов. Наиболее сильный ущерб выпадает на долю вербальной памяти. Наглядный материал запоминается намного лучше, чем словесный. При потребности повторного пересказа усвоенного материала в воспроизведении наблюдается отсутствие активного использования уже имеющихся знаний. С помощью различных коррекционных упражнений и материалов возникает возможность развития произвольного запоминания.

Уровень развития мышления у ребенка с ЗПР можно легко дифференцировать от уровня развития мышления у ребенка с нормой. В частности, данное отличие выражается в отставании словесно-логического мышления. Ближе к норме расположено наглядно-действенное мышление. Анализ, синтез, классификация, обобщение, дедукция, индукция, сравнение данный перечень мыслительных операций у детей с ЗПР не сформирована. В процессе осуществления мыслительных действий, требуют больших затрат энергии. Длительная и активная мыслительная деятельность затруднена. На отрицательное развитие мышления, пагубно влияет отсутствие и недостаточность полученных ранее знаний и навыков. При помощи взрослого, выполняемые задания могут иметь положительный результат.

В развитии речи и умении общаться, также возникают трудности. Выделяется слабый ограниченный словарный запас, неполноценность звукопроизношения. К усвоению трудно дается содержание сказок и скрытого

в них подтекста. Редко используют прилагательные и наречия в разговоре. Возникают трудности при понимании инструкции с логико-грамматическими конструкциями. Самостоятельно без помощи взрослого, затрудняются в пересказах и выражении собственных мыслей, фраз, увиденной ситуации. В грамматике и орфографии также возникают препятствия. Допускают неправильную постановку предложений. Пропускают слова, без которых теряется смысл изложенного материала. Выявляются ошибки при склонении слова, неправильные окончания. Также заметны трудности в словообразовании. Встречаются тавтологии, скудность мыслей, бедность идей. При написании изложений и сочинений, можно наблюдать, резкое соскальзывание с одной темы на другую. Дополнение рассказа происходит с помощью не имеющих к нему отношения деталей. Частое повторение одних и тех же слов, предложений и выражений.

Ребенок с задержкой психического развития требует достаточно много внимания при коммуникациях с ровесниками и взрослыми, но из-за недостаточного развития эмоционально-волевой сферы, общение со сверстниками ограничивается поверхностью, эмоциональной неустойчивостью и напряженностью. В результате, ребенок либо полностью отдаляется от окружения, либо исполняет роль покорного слушателя, либо слишком навязчиво вступает в контакт, в ходе которого проявляет агрессию.

В связи с тем, что интеллектуальная деятельность развита недостаточно, дети с ЗПР многое не усваивают, не воспринимают и не понимают в процессе общения. По этой причине личность ребенка развивается закомплексовано: уровень познавательных интересов, мотивов достижения целей снижен, формируется неадекватная самооценка.

Согласно мнению М.И. Лисиной, у детей с данным видом нарушения замедленно происходит смена центральных форм общения. По данным результата эксперимента Е.Е.Дмиетриевой, подавляющее большинство детей шестилетнего возраста показывают ситуативно-деловой стиль общения с взрослыми, наравне с которыми дети с нормой, выходят за рамки ситуации и взаимодействуют лично, демонстрируя внеситуативно-личностную форму общения. Также, не соответствуя возрастному уровню, находится эмпатия и взаимопонимание при коммуникации.

Формирование воображения у детей с ЗПР, отличается продолжительностью его репродуктивного характера. Заинтересованность заданием с использованием творческого воображения, зависит от его сложности и длительности выполнения. Художественное виденье изображённой ситуации развито слабо. Отмечается низкий уровень комбинаторных способностей. В ходе воображения, зачастую используют подражание. Возникают сложности при выполнении заданий, требующих быстрых смен деятельности: создание личной ситуации, в последующем ее изменение и в заключение комбинирование с уже имеющимися ситуациями. Редко прибегают к фантазированию и выдумкам. Созданные образы, типичны и схожи между собой, не отличаются оригинальностью и яркостью.

Отсутствует живость в ходе воображения, легкость при создании образов.

Рассмотрим, эмоционально-волевую сферу личности ребенка с ЗПР, согласно выделенным Л.С. Выготским особенностям. Итак, у детей с задержкой психического развития, наблюдается низкий уровень дифференцированности эмоциональных ответов на ситуацию. Также, запоздание в развитии эмоционально-волевой сферы проявляется в легкой смене настроения, лабильности и полярности вызываемых эмоций. Встречаются аффективные реакции, агрессивность, тревожность и беспокойство. Недостаточное развитие данной сферы, влечет за собой, низкий уровень идентификации эмоций, как собственных, так и окружающих. Наряду с этим, детьми удачно воспринимаются конкретные, общепринятые эмоции. Личные базовые эмоции и эмоциональные состояния иллюстрированных на картинках персонажей опознаются одинаково хорошо. Нарушения в эмоциональной области, проявляются в низкой возможности произвольной регуляции поведения, что приводит к возбудимости или заторможенности.

Автор Л.Н. Блинова полагает, что эмоциональная эмпатия, не только причина, благодаря которой развивается личность, но и процесс, который выполняет ряд важных воспитательных функций. Эмоциональное настроение прямо доказывает отношение ребенка к воспитательной обстановке. Положительное отношение, мотивирует ребенка на выполнение деятельности с привлечением только положительных эмоций, таких как радость, энтузиазм, эйфория. Задержка эмоционального развития, влечет за собой трудности в адаптации, которая в свою очередь привносит нарушения в психическом балансе. Сообразно с этим, что дети с задержкой психического развития намного чаще, чем дети с нормой, нуждаются в снятии стресса и коррекции, а также в педагогической помощи.

Эмоциональная сфера младшего школьника отличается окрашенностью эмоциями таких сфер психических процессов, как восприятие, воображение, интеллектуальная и физическая деятельность. Искренностью и непосредственностью при выражении переживаний. Эмоциональной неустойчивостью, частой сменой настроений. Склонностью к кратковременным и ярким аффектам.

В ходе обучения детей с задержкой психического развития ярко проявляется инфантильность мотивов и интересов. Мотивация на обучение развита неблагоприятно. Доминирующим мотивом является игровой. У младших школьников с нормой в развитии, мотивационная сфера направлена на познавательные и социальные мотивы, которые прежде всего, связаны с потребностями в достижении и признании, коммуникации с окружающими людьми, в одобрении и похвале, с желанием достичь высот и получить определенный социальный статус. Преобладает мотив избегания проблем. Дети боятся не успеть выполнить задание, совершить ошибку при выполнении, быть наказанными. На фоне, чего возникает желание заслужить поощрение, но стремление заработать высокую отметку исчезает. Между тем, до подросткового возраста сохраняется повышенная эмоциональность на

оценку выполняемой работы, которая вызывает чувство тревоги, утраты уважения.

Следует сказать, что ребенок с задержкой психического развития, обучающийся в общеобразовательном учреждении, без коррекционного вмешательства и педагогической помощи, по истечению некоторого времени, начнет привыкать к роли неуспевающего и плохим отметкам. В данном случае, привыкание будет носить защитный характер и поможет в снятии чувства тревоги. В формировании самосознания также можно проследить признаки незрелости. Это описано в работах Н.Л. Белопольской, посвященных изучению половозрастной идентификации. Право детей идентифицировать свой настоящий, будущий и прошлый половозрастной статус оценивалось при помощи иллюстраций, на которых человек женского или мужского пола был изображен в разные возрастные периоды: раннее детство, дошкольном и младшем школьном возрасте, подростковый период, юность, зрелость и этап пожилой жизни. Младшие школьники с ЗПР удачно демонстрируют, какими они есть на данный момент, какими они были в прошлом и какими будут в будущем. Трудности возникают с отождествлением себя в старости. Это и является отличительной особенностью ребенка с ЗПР от ребенка с нормой.

Вопрос формирования самооценки у детей с ЗПР возникает в младшем школьном возрасте. При адекватном психическом развитии, дошкольная самооценка поддается корректировке и впоследствии приобретает более устойчивую позицию. Она считается здоровой, если на фоне общего высокого уровня самопринятия и надежды на такую же реакцию со стороны окружающих, ребенок имеет, возможность скептически относится, к некоторым своим качествам и здраво их оценивать. У большинства детей с ЗПР самооценка так и остается завышенной. Однако у других, самооценка находится на низком уровне, связано это с неудачами в играх, коммуникациях с окружением и дезадаптации. Встречаются также случаи, с низкой оценкой одних качеств на фоне которых, другие качества компенсируются своим завышением.

Неблагополучная ситуация развития в сфере коммуникаций детей с задержкой психического развития приводит к разногласиям с ближайшим окружением, а также влечет за собой, формирование ряда отрицательных качеств, на фоне которых развиваются гиперкомпенсаторные реакции. Пытаясь утвердиться в обществе, школьники сильно фиксируются на одном виде деятельности. Длительное пребывание, в котором, приводит к зацикливанию. Основополагающим отрицательным последствием отклонения от нормы уровня личностного развития, является наличие факта эксплицитных проблем в социально-психологической адаптации, отражающихся в сотрудничестве с окружением и самим собой.

Незрелость эмоционально-волевой сферы, неуспеваемость в школьной деятельности, незначительные отклонения от нормы усугубляют положение детей в социуме, вызывают нарушения адаптации к школьным условиям,

формируют комплексы и нарушение поведения. Микросоциальная запущенность характеризуется отсутствием необходимых навыков, умений и знаний узкой направленности. Возникает на фоне длительного пребывания в сфере неосведомленности интеллектуальной, информационной и эмоциональной депривации. Особенно, в неблагополучных семьях, можно наблюдать задержку психического развития, при здоровой нервной системе.

Отсюда следует, что дети с ЗПР не имеют ярко выраженных отклонений в развитии, но при этом, у них возникают трудности в социальной адаптации. Особые свойства психического развития детей с ЗПР не вызывают трудностей в освоении ими общеобразовательных программ, но требуют грамотной корректировки.

Использованные источники:

1. Белопольская Н. Л. Половозрастная идентификация. Методика исследования детского самосознания. Руководство. 3-е изд., испр. /Н. Л. Белопольская. - М.: Когито-Центр, 2002. - 13 с.

2. Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития / Л.Н. Блинова Учеб. пособие. - М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2001. -136 с.

3. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций /Л.С. Выготский. - М.: Просвещение, 1960. -340 с.

4. Дарвин Ч.Р. О выражении эмоций у человека и животных: Перевод / Ч. Дарвин. - СПб. : Питер, 2001. - 368 с.

5. Дмитриева Е.Е. Коммуникативно-личностное развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста с легкими формами психического недоразвития /Е.Е. Дмитриева. - М.: МГОУ, 2005. - 411 с.

6. Лисина М. И. Возникновение и развитие непосредственно-эмоционального общения с взрослыми у детей /М.И. Лисина. - М.: Педагогика, 1974. - 191 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.