Научная статья на тему 'ТРЕНИНГ СПОСОБОВ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЛИЧНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ШКОЛЫ'

ТРЕНИНГ СПОСОБОВ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЛИЧНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ШКОЛЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
9
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
тренинг / технология тренингового обучения / личная безопасность / основы безопасности жизнедеятельности / упражнение / кейс-задача / копинг-поведение / training / training technology / personal safety / basics of life safety / exercise / case task / copying behavior

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Камерилова Галина Савельевна, Ковалев Николай Валерьевич, Веряскин Михаил Александрович

В статье раскрывается роль тренинговой технологии в решении проблемы личной безопасности школьников в образовательной среде. Обосновывается актуальность обеспечения личной безопасности в образовательной организации, отличающейся наличием физических и психологических рисков, киберугрозами. Доказывается эффективность применения тренинга в овладении способами защиты от угроз и рисков. В центре внимания навыковый тренинг, реализация которого в практике обучения основам безопасности жизнедеятельности способствует формированию умений и навыков обеспечения собственной защиты и конструктивного копинг-поведения. В исследовании на основе базовых принципов выстроена логическая последовательность методики тренингового обучения. В каждом из выделенных этапов определены цель, планируемые результаты, основное содержание деятельности обучающихся. В предлагаемой методике организации тренинговых занятий для обеспечения личной безопасности обучающихся в образовательной среде школы задания для упражнений сформулированы в виде кейс-задач, содержащих реальную жизненную ситуацию. Они отличаются различным уровнем сложности: репродуктивные, реконструктивные, творческие, что обеспечивает эффективность образовательного процесса и достижение поставленной цели.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Камерилова Галина Савельевна, Ковалев Николай Валерьевич, Веряскин Михаил Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article reveals the role of training technology in solving the problem of personal safety of schoolchildren in the educational environment. The relevance of ensuring personal security in an educational organization characterized by the presence of physical and psychological risks, cyber threats is justified. The effectiveness of the training is proved in mastering the methods of protection against threats and risks. The focus is on skill training, the implementation of which in the practice of teaching the basics of life safety contributes to the formation of skills and skills to ensure their own protection and constructive copying behavior. In the study, on the basis of basic principles, a logical sequence of training training methodology is built. Each of the identified stages defines the goal, planned results, the main content of the students' activities. In the proposed methodology for organizing training sessions to ensure the personal safety of students in the educational environment of the school, tasks for exercises are formulated in the form of case tasks containing a real life situation. They differ in different levels of complexity: reproductive, reconstructive, creative, which ensures the effectiveness of the educational process and the achievement of the goal.

Текст научной работы на тему «ТРЕНИНГ СПОСОБОВ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЛИЧНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ШКОЛЫ»

Педагогика

УДК 378

доктор педагогических наук, профессор Камерилова Галина Савельевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); магистрант Ковалев Николай Валерьевич

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); магистрант Веряскин Михаил Александрович

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

ТРЕНИНГ СПОСОБОВ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЛИЧНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ШКОЛЫ

Аннотация. В статье раскрывается роль тренинговой технологии в решении проблемы личной безопасности школьников в образовательной среде. Обосновывается актуальность обеспечения личной безопасности в образовательной организации, отличающейся наличием физических и психологических рисков, киберугрозами. Доказывается эффективность применения тренинга в овладении способами защиты от угроз и рисков. В центре внимания навыковый тренинг, реализация которого в практике обучения основам безопасности жизнедеятельности способствует формированию умений и навыков обеспечения собственной защиты и конструктивного копинг-поведения. В исследовании на основе базовых принципов выстроена логическая последовательность методики тренингового обучения. В каждом из выделенных этапов определены цель, планируемые результаты, основное содержание деятельности обучающихся. В предлагаемой методике организации тренинговых занятий для обеспечения личной безопасности обучающихся в образовательной среде школы задания для упражнений сформулированы в виде кейс-задач, содержащих реальную жизненную ситуацию. Они отличаются различным уровнем сложности: репродуктивные, реконструктивные, творческие, что обеспечивает эффективность образовательного процесса и достижение поставленной цели.

Ключевые слова: тренинг, технология тренингового обучения, личная безопасность, основы безопасности жизнедеятельности, упражнение, кейс-задача, копинг-поведение.

Annotation. The article reveals the role of training technology in solving the problem of personal safety of schoolchildren in the educational environment. The relevance of ensuring personal security in an educational organization characterized by the presence of physical and psychological risks, cyber threats is justified. The effectiveness of the training is proved in mastering the methods of protection against threats and risks. The focus is on skill training, the implementation of which in the practice of teaching the basics of life safety contributes to the formation of skills and skills to ensure their own protection and constructive copying behavior. In the study, on the basis of basic principles, a logical sequence of training training methodology is built. Each of the identified stages defines the goal, planned results, the main content of the students' activities. In the proposed methodology for organizing training sessions to ensure the personal safety of students in the educational environment of the school, tasks for exercises are formulated in the form of case tasks containing a real life situation. They differ in different levels of complexity: reproductive, reconstructive, creative, which ensures the effectiveness of the educational process and the achievement of the goal.

Key words: training, training technology, personal safety, basics of life safety, exercise, case task, copying behavior.

Введение. Современные образовательные системы особое внимание уделяют проблеме обеспечения личной безопасности обучающихся. Во всех основных нормативных документах и законодательных актах, прослеживается ведущая линия гуманизации образования, забота об обучающихся, их здоровье и всестороннем развитии. Так, в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» отмечается, что образовательные учреждения должны обеспечивать безопасность обучающихся, осуществлять профилактику от несчастных случаев и вредных привычек. В национальном проекте «Образование» в качестве планируемого результата определена грамотность в области здоровья, которая самым непосредственным образом связана с личной безопасностью школьников. Требование обучению личной безопасности заложено в действующих ФГОС общего образования, где в структуре планируемой функциональной грамотности выделяется готовность и способность школьника к безопасному поведению.

В современных исследованиях категория «личная безопасность» имеет различные трактовки и рассматривается: в двух аспектах - в широком смысле - как безопасность жизнедеятельности личности, в узком смысле - как защита жизни, здоровья и свободы человека от разных угроз (Е.П. Гук [31); как интегрированная категория (А.С. Пугачева, С.А. Андреева [8]; с психологической, социальной, правовой точек зрения [1], в логике науки о безопасности жизнедеятельности (О.А. Русак, М.А. Картавых, В.П. Соломин) [5]. Исходя из анализа существующих подходов следует, что под личной безопасностью следует понимать состояние, при котором человек ощущает себя защищенным от угроз в его жизни и деятельности, внешнего воздействия. Она неразрывно связана с благополучными условиями жизнедеятельности, а в случае со школьниками с комфортной и безопасной образовательной средой.

Для обеспечения личной безопасности немаловажное значение имеет владение обучающихся способами безопасного поведения, формируемыми в школьном курсе «Основы безопасного поведения». Проведенный анализ образовательной практики показал недостаточный уровень сформированности умений и навыков в сфере безопасности. Причинами является слабая мотивация у обучающихся, ограниченность использования новых технологий, к числу которых относится тренинговая технология обучения. Тренинг, как специально организованная в форме тренировки учебная деятельность, направлен на освоение и отработку полезных и безопасных способов защиты (П.А. Бавина, В.Ю. Большакова, Ю.М. Емельянова, О.В. Партенадзе, С.В. Сидоров, Г.Е. Соловьёв, А.Н. Аверин, О.В. Солодянкина) [7, 9, 10]. В исследованиях ученых подчеркивается, что тренинговая технология обеспечивает мотивацию учебно-воспитательного процесса, что является основой для постановки целей осмысленной деятельности. Благодаря участию в тренингах школьники учатся самостоятельно мыслить и действовать, проявлять творчество в применении усвоенных умений на практике, выстраивать собственное копинг-поведение - поведение, направленное на преодоление стресса (Л. Мерфи, Л.И. Анцыферова, Е.Р. Исаева, М.Г. Кочуров [6]), отражающее готовность конструктивно разрешать опасные ситуации в школе.

Целью исследования являлась разработка методики организации тренинговых занятий для обеспечения личной безопасности обучающихся в образовательной среде школы.

Изложение основного материала статьи. Выбор тренинговой технологии обусловлен особенностями, стоящей перед нами, педагогической задачи по формированию способов безопасности деятельности и поведения у обучающихся во внеурочной деятельности школьного курса «Основы безопасности жизнедеятельности». Существенным признаком данных

способов является готовность и способность самостоятельно и осознанно выполнять теоретические и практические действия по личной безопасности на основе усвоенных знаний. Усвоенный способ деятельности, трансформированный в умение и автоматически выполняемый навык, связан с реальным действием по защите от угроз и рисков. В этой связи развитие умений и навыков безопасного поведения представляет собой сложную проблему, для решения которой, на наш взгляд, недостаточно традиционных методов и средств обучения. Школьники должны не только знать опасности, но и уверенно выполнять необходимые действия и процедуры для защиты от них, что требует использования тренинговой технологии. Тренинг выгодно отличается от широко распространенной практики формирования умений и навыков путем многократного повторения учебных действий. При его использовании делается акцент на повышение мотивации и активизации учебно-воспитательного процесса, связанного с интересами и потребностями личности обучающихся в безопасности в образовательной среде [2]. Существенную роль играет проблемность, проявляющаяся в использовании кейс-задач, отражающих реальные школьные угрозы, с которыми сталкивается практически каждый обучающийся. Успешность выполнения упражнений обеспечивается комфортностью образовательной среды на занятиях, отсутствием жесткой регламентации, открытостью в высказываниях, совместными учебными действиями [4]. Обязательным условием тренинга выступают групповые коммуникации, на которых обсуждаются варианты оптимального решения проблем защиты от насилия, психологического прессинга, опасностей в социальных сетях. Участие в тренинге помогает школьникам выстроить свою модель поведения в стрессовой ситуации, при возникновении опасностей - рациональное копинг-поведение. Его составляющими являются когнитивные, эмоциональные, поведенческие стратегии адаптивного (проблемный анализ, самообладание, сотрудничество, обращение за помощью, оптимизм) и неадаптивного (растерянность, отступление, покорность, самообвинение, агрессия) характера. Освоенные в процессе тренинговых занятий знания об опасностях и способах защиты от них послужат ресурсной основой для выработки личностных качеств, необходимых для проблемно ориентированного адаптивного поведения.

Рассмотрим организацию тренинговых занятий по развитию навыков защиты от физической, психологической и кибер-опасностей. При обеспечении личности обучающихся от физических угроз имеются в виду разные виды насилия, в том числе буллинг; терроризм, скулшутинг; психологических угроз - дискриминация, шантаж, мошенничество; киберугроз -фишинг, спам, кража персональных данных. Разработанная методика тренинга личной безопасности включает следующие технологические этапы: 1) мотивация - актуализация субъектного опыта - целеполагание; 2) проблематизация, отражающаяся в минилекции по опасной ситуации и способам защиты; 3) отработка способов разрешения опасной ситуации путем выполнения упражнений; 4) обсуждение в групповой дискуссии и рефлексия. На первом этапе в условиях доверительных взаимоотношений формируется интерес к личной безопасности и ее обеспечению. Актуализация знаний, умений, эмоций по рассматриваемой ситуации осуществляется в непринужденной обстановке, которая открывает перед обучающихся множество вариантов проявления и решения проблемы. Уточняется цель предстоящей деятельности. Планируемые этапные результаты: устойчивая мотивация, понимание личной значимости проблемы и цели деятельности. На втором этапе в диалоговом режиме читается минилекция с использованием мультимедийных презентаций, где раскрывается сущность проблемы, причины и следствия опасной ситуации, способы защиты и правила безопасного поведения, включающие анализ копинг-стратегий, направленных на преодоление стресса и психологических трудностей. Вводятся и разбираются ключевые понятия (буллинг, терроризм, шантаж, скулшутинг, киберугроза), эффективные способы защиты. Особое внимание обращается на копинг-поведение адаптивного характера, предусматривающего решимость обучающегося в преодолении возникающей угрозы посредством актуализации личностных ресурсов и обретенных в ходе обучения компетенций. Планируемые этапные результаты: идентификация и знание угроз личной безопасности, специфики их проявления; оценка степени опасности и разработка моделей безопасного поведения. На третьем этапе формируются устойчивые умения и навыки по защите от угроз с помощью разнообразных упражнений. Обратим внимание на то, что задания для упражнений сформулированы в виде кейс-задач, содержащих реальную жизненную ситуацию и вопросы по ее анализу и решению. Предлагаемый обучающимся кейс-пакет материалов по обеспечению личной безопасности реализует принципы личной значимости и актуальности содержания, проблемности, конкретности и увлекательности формулировки, включения разнообразных информационных ресурсов, структурированности сюжетной линии, краткости. Кейс-задачи отличаются различным уровнем сложности и вводятся в тренинговое обучение последовательно: репродуктивные, реконструктивные, творческие. Вначале включаются упражнения репродуктивного уровня: на освоение знаний основных понятий, алгоритмов безопасного поведения, способов защиты от угроз, копинг-стратегий. В кейс-задачах требуется ответить на вопросы о физических, психологических, кибер-опасностях, их причинах, видах, негативных последствиях, способах предотвращения. Далее обучающиеся включаются в решение кейс-задач реконструктивного уровня, основанных на использовании частично-поисковых методах, обобщении, выделении главного в эвристическом поиске путей решения проблемы безопасности, определении причинно-следственных связей, разработках алгоритма безопасного поведения при угрозе насилия, психологического давления, кибермошенничества. Кейс-задачи творческого уровня направлены на решение проблемных заданий по обеспечению личной безопасности, где требуется самостоятельное применение усвоенных знаний и способов защиты в различных жизненных ситуациях. Планируемые этапные результаты: успешность движения по освоению разноуровневых кейс-задач, усвоение стандартных алгоритмов безопасного поведения и выход на уровень творческого применения способов безопасной деятельности. На четвертом этапе в ходе групповой дискуссии обсуждаются выдвинутые проекты решения кейс-задач, выявляются конструктивные и деструктивные предложения, обосновывается общий вывод - правило безопасного поведения в данном конкретном случае. Итоговая рефлексия позволяет проанализировать весь ход тренинга и его результаты. Совместная работа обеспечивает групповую сплоченность обучающихся, формирует командный дух, уверенность в безопасности в образовательной среды, конструктивную реакцию на угрозы и вызовы. Планируемые этапные результаты: формирование субъектной оптимистической позиции на проблему обеспечения личной безопасности; развитие умений и навыков по ее достижению от знакомства и анализа проблемы, выделения общих позиций в ее решении (алгоритм), эффективное применение по ситуации в виде конструктивного копинг-поведения, тиражирование сформированного опыта.

Подчеркнем, что принципиально важной является целостность разработки и реализации тренинговой технологии, при которой нельзя игнорировать ни один из этапов. Все они равнозначны, и каждый этап служит необходимым звеном общего движения к достижению цели.

Использование тренинговой технологии в обеспечении личной безопасности обучающихся в образовательной среде школы оказалось своевременной и эффективной. В результате тренинговых занятий подавляющее большинство (92%) обучающихся высказало мнение о пользе и необходимости данной деятельности для обретения уверенности в школе. В результате тренингового обучения школьники осознают негативные последствия деструктивных явлений в образовательной среде и осуждают их (87%). Способными к самостоятельной идентификации возможных физических, психологических и кибер-угроз оказалось 73%; больше половины участников, по их мнению, готовы к предупреждению и преодолению опасных ситуаций.

Выводы. Разработанная в логике гуманистической традиции образования методика организации тренинговых занятий для обеспечения личной безопасности обучающихся в образовательной среде содействует позитивному социальному развитию школьника. Этапная последовательность тренингов позволяет осознать школьные угрозы, сформировать протестную позицию и уверенность в наличии выхода из опасной ситуации. Освоенные способы безопасности, включая анализ проблемы и путей ее разрешения, сотрудничество, самообладание служат базовой основой безопасной деятельности и адаптивного копинг-поведения обучающихся в школе. В условиях современного мира с растущими кризисными опасностями и чрезвычайными ситуациями накопленный опыт будет способствовать активному преодолению трудностей, более успешной социализации личности и ее безопасности.

Литература:

1. Агапов, А.Н. Личная безопасность человека и гражданина - основа безопасности личности / А.Н. Агапов // Государство и право: теория и практика: Материалы II Международной научной конференции. - Чита: Издательство Молодой ученый, 2013. - С. 1-3

2. Асташина, Н.И. Развитие мышления в эколого-исследовательской деятельности бакалавров на основе тренинговой технологии / Н.И. Асташина, Г.С. Камерилова // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2021. - № 2(35). - С. 27-20

3. Гук, Е.П. К вопросу о понятии личной безопасности / Е.П. Гук // Вестник Пензенского государственного университета. - 2016. - №4 (16). - С. 40-42

4. Камерилова, Г.С. Виктимологически ориентированная профилактика угроз в системе обеспечения социальной безопасности среды образовательной организации / Г.С. Камерилова, Е.А. Бирина, И.Ю. Волкова, И.Е. Тарабарина // Современные проблемы науки и образования. -2019. -№2. - URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=28649 (дата обращения: 27.11.2023)

5. Картавых, М.А. Образование в области безопасности жизнедеятельности и устойчивое развитие / М.А. Картавых, И.Б. Бичева, Л.В. Попова // Вестник Мининского университета. - 2016. - № 1-1. - URL: https://www.mimn-vestnik.ru/jour/article/view/141/142 (дата обращения 27.11.2023)

6. Кочуров, М.Г. Связь копинг-стратегий с локусом контроля / М.Г. Кочуров // Международный научно-исследовательский журнал. - 2020. - №1 (91). -Ч.2.- С. 40-43

7. Партенадзе, О.В. Интеграция тренинговой технологии в деятельность психологической службы высшего учебного заведения / О.В. Партенадзе // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. - 2014. - №43. - URL: https://cyberleninka.rU/article/n/integratsiya-treningovoy-tehnologii-v-deyatelnost-psihologicheskoy-sluzhby-vysshego-uchebnogO" zavedeniya (дата обращения: 19.11.2023)

8. Пугачева, A.C. Безопасность личности как интегративная категория / A.C. Пугачева, С.А. Андреева // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 5. - URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=14888 (дата обращения: 14.11.2023)

9. Сидоров, C.B. Тренинг как форма активного обучения / C.B. Сидоров // Сайт педагога-исследователя: [сайт], 2015. -URL: https://si-sv.com/publ/trening_kak_forma_aktivnogo_obuchenija/14-l-0-387 (дата обращения: 27.11.2023)

10. Соловьёв, Г.Е. Тренинг как метод педагогической профилактики буллинга в школе (зарубежный опыт) / Г.Е. Соловьёв, А.Н. Аверин, О.В. Солодянкина // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2023. - №5. -С. 209-224

Педагогика

УДК 377, 378

аспирант Канатьев Павел Вадимович

Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Нижегородский институт развития образования» (г. Нижний Новгород); методист Путюнина Елена Владимировна

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Московской области «Коломенский аграрный колледж имени Н.Т. Козлова» (г. Коломна);

кандидат педагогических наук, доцент Колдина Маргарита Игоревна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕПОДАВАНИЯ РОБОТОТЕХНИКИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ

ОБРАЗОВАНИИ

Аннотация. Статья посвящена вопросам преподавания робототехники, которая становится необходимой и актуальной областью знаний в профессиональном образовании. Профессия преподавателя робототехники становится особо значимой и ощущается острая нехватка специалистов в данной области. В современном мире необходимо выстроить определенную методику профессионального обучения, чтобы более эффективно передавать свои умения и навыки обучающимся. В представленной статье изучены вопросы и даны методические рекомендации преподавания робототехники в профессиональном образовании. Рассмотрены классические методы преподавания. Рассмотренные методики можно реализовать в методе проектов, который более всего подходит для изучения робототехники.

Ключевые слова: методика обучения, робототехника, преподавание робототехники, цифровые технологи, сквозные технологии, профессиональное образование, проектная деятельность.

Annotation. The article is devoted to the issues of teaching robotics, which is becoming a necessary and relevant area of knowledge in vocational education. The profession of robotics teacher is becoming especially important and there is an acute shortage of specialists in this field. In the modern world, it is necessary to build a certain method of professional training in order to more effectively transfer one's skills and abilities to students. The presented article examines the issues and provides methodological recommendations for teaching robotics in vocational education. Classic teaching methods are considered. The considered techniques can be implemented in the project method, which is most suitable for studying robotics.

Key words: teaching methods, robotics, teaching robotics, digital technologies, end-to-end technologies, vocational education, project method.

Введение. В последнее время можно заметить повышенный интерес к робототехнике в образовании. Множество кружков дополнительного образования обучают детей в возрасте от 3 до 14 лет основам робототехники. В среднем и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.